Психология общения. энциклопедический словарь — эготизм

Очень важное отступление

И ещё одно условие… Видите ли, Стендаль не пишет об этом (для него это — сам собою разумеющийся факт), но все эти разговоры об эготизме адресованы людям… грамотным, то есть членам привилегированного клуба знающих о том, что Лондон — это столица Великобритании, а для того, чтобы «найти Икс» нужно решить уравнение, а не указать ручкой на буковку «х».

В интернете очень распространена такая фраза «Мне пох на ваше мнение».

Её можно безрассудно спутать с «живым проявлением эготизма». Однако, не станем делать этого. Для того, чтобы отличить настоящего эготиста от его сумасшедшего собрата с одной извилиной в голове (любителя фразы «Мне пох на ваше мнение»), достаточно устроить небольшой экзамен.

Допустим, что мне (как предполагаемому эготисту) переводы Пастернака кажутся пресными и плохими. Я предпочитаю читать Шекспира в чьём угодно переводе, только не в пастернаковском.

А теперь я перечислю степени необходимой компетентности для того, чтобы я могла говорить об этом вслух.

Для того, чтобы говорить об этом в кругу друзей, мне достаточно выучить наизусть несколько наиболее характерных «неудачных» строчек из Пастернака и параллельно выучить наизусть примеры удачных переводов этих же строк у других переводчиков. Затем выучить эти же строки в подлиннике у Шекспира, точно перевести их и объяснить друзьям, как у Пастернака теряется смысл и красота.

Для того, чтобы говорить о своей нелюбви к переводам Пастернака в кругу студентов, я должна увеличить количество таких цитируемых фрагментов, плюс долго говорить о теории перевода.

Для того, чтобы говорить об этом с переводчиками, я должна плюс ко всему очень хорошо владеть английским языком, а точнее, языком Шекспира.

Для того, чтобы говорить об этом с переводчиками Шекспира, я должна знать историю всех значимых переводов Шекспира на основные европейские языки.

Для того, чтоб говорить об этом с пастернаковедами, я должна иметь это всё перечисленное плюс… иметь любовь и глубокое уважение к личности Пастернака…

(Поэтому к пастернаковедам можно и лучше — не ходить).

Да-да, не смейтесь, этого требует неписаная этика -уважения к личности критикуемого Титана, сочувствия к нему, симпатии. А не уважаешь? Не любишь? Не хочешь тратить время на понимание? Так займи свои мысли кем-нибудь другим, чего ты зря себе нервы портишь!

***

Люди же, которые любят фразу «мне пох на ваше мнение» вряд ли получат право даже самой низшей категории — право говорить об этом вслух с друзьями, в абсолютно неформальной обстановке…

Эти люди, чаще всего руководствуются другим печально известным у нас в стране девизом: «Я Пастернака не читал, но осуждаю»…

***

Переживая эпохальные мятежные исторические события, Гёте находит нужным заносить в свой личный дневник заметки о читаемых им … китайских писателях.

Стендаль — в часы исторических потрясений также заносит в свой дневник — важные лишь для него самого частности своей личной жизни.

Он говорит об этом:

«Участвуйте ВНЕШНЕ в событиях, не затрагивающих вашу душу. Никто не может обязать вас к душевному участию в них».

И ещё: «История моего времени и моя собственная история пользуются как бы разным словарём и даже разным алфавитом».

Что такое эготизм и как с ним обращаться

Словарь Погодина

3092

Эготизм – это форма прерывания контакта с точки зрения гештальт терапии. Это тот случай, когда вы много про себя осознаете. В виду нового опыта и впечатлений, полученных в процессе терапии, это можно назвать также инсайтами. — Как я раньше об этом не думал, — можете подумать вы. Но выходя из кабинета терапевта, забываете об этом спустя 15 минут или 2 дня. Эти впечатления, опыты и инсайты не становятся частью вашего опыта и частью вас самих.

Как так получается?

Яркие инсайты, новые осознавания – а это действительно осознавания – должны становиться опытом, но этого не происходит.

Эготизм – довольно токсичная и противная штука, которую можно объяснить прошлым опытом.

У вас есть совокупность представлений о себе, которые могут нравиться, а могут и не нравиться. Если вы пришли в психотерапию, скорее всего, какая-то часть этих представлений, концепций и мнения о других людях, вас не устраивает. Но, несмотря на то, что вы пришли в терапию и собираетесь меняться, избавляться от этих устоявшихся представлений – вы не собираетесь. Более того, часть образов настолько слилась с вами, что вам искренне непонятно – как без всего этого теперь жить. И вы можете даже не думать об этом страхе потерять эти образы, но когда встречаетесь в процессе психотерапии с новостями, которые конкурируют с этими образами себя, часто складывается так, что концепция побеждает. Новости забываются, образы остаются.

Почему так?

Каждый человек стремится к статус quo. Спокойнее всего жить в стабильности. И каждый раз, когда вы встречаетесь с чем-то новым, эта стабильность, даже если она вам не нравится, оказывается под угрозой.

Психология общения. энциклопедический словарь - эготизм

Например, вы испытали чувство нежности и благодарности, а в ваших представлениях о себе, вы способны только на чувство злости и превосходства. Конкуренция? Она самая!

Или вы узнали, что вы чувствительны и ранимы. Это произошло в виде инсайта, яркого осознания, и это осознание вам даже нравится. Но у вас есть концепция о том, что вы должны быть сильным и контролирующим. Конкуренция? Да!

Или вы обнаружили свою потребность в признании, а всю жизнь до этого жили жизнь интроверта, которому удобнее всего сидеть на задней парте. Что с этой потребностью теперь делать, если она никак не вписывается в то представление о себе, которое было у вас раньше?

Это один из ответов на вопрос о том, почему психотерапия длится довольно длительное время.

Эти самые новости, которые вы о себе находите, выбрасываются за пределы осознавания. Именно за счет эготизма инсайты в психотерапии – не самое главное. Вы забываете о новом опыте. Он не становится частью вас и жизнь не меняет.

Что же делать?

На эготизм невозможно влиять напрямую. Он возник от контроля. Если вы боретесь с эготизмом, он только усиливается. Если вы атакуете концепции новым опытом, они становятся еще более устойчивыми. Но выход есть.

Не запускайте процессы объяснения после сессии с терапевтом, на которой вы получили инсайты. Хотя бы некоторое время. Ничего не делайте, ни о чем не думайте, побудьте одни. Чем меньше вы объясняете и контролируете, тем больше шансов у нового опыта ассимилироваться.

У терапевта есть возможность работать с эготизмом и косвенно – управлять этим процессом. Отдельными инсайтами буквально. Брать конкретные чувства, которые появлялись, и делать их предметом сессии. Например, клиент почувствовал нежность и уязвимость на прошлой сессии, но после сессии от этих чувств избавился. Нужно брать уязвимость в работу – усиливать это чувство, разбирать этот опыт заново. Эту ювелирную работу клиент не может сделать без психотерапевта. Да и не каждый терапевт с этим справляется.

Работа с эготизмом – одна из самых сложных. И если работе с проекциями и интроекциями можно обучить на пальцах, то для работы с эготизмом требуются опыт, квалификация, настойчивость, чувствительность терапевта.  

Однако, такие терапевты существуют, а эготизм, при профессиональном подходе, отступает. Любые представления о себе, прошлом опыте и травматических выводах можно поменять. Выпускники программы Pogodin Academy это подтверждают.

Эготизм и историческое бессмертие или «Кто более матери-истории ценен?»

Изоляция сохраняет эготиста, как насекомого в янтаре, как отпечаток доисторического папоротника в каменном угле…

Возникает парадоксальная развязка…

Человек, который отверг время, бывает обласкан этим же временем через много лет. Потому что, оказывается, его мысли и творения, создавались «вне времени», а значит, «классика», а значит, «нетленка», а значит, никакого постороннего привкуса…

Человек, который отверг тусовки в навязчивом обществе окружающих его людей, затем оказывает самое сильное воздействие на этих же людей, бывает очень интересен им…

Вот, что пишет об этом Стендаль: «Человек, который жил лишь своей внутренней жизнью, который сохранил себя до конца, сослужил человечеству такую же службу, как и тот, кто до конца себя роздал»

«Оберегая своё «Я», мы оберегаем неповторимый отрезок земной правды»

А «Чем больше человек живёт — современностью, тем больше он умирает вместе с ней».

***

В заключение хочется сказать, что такие мысли посещали не только Стендаля.

Рассуждая о личности Лосева, наш великий современник, фисософ Сергей Аверинцев сказал фразу, которой я хочу подытожить свои рассуждения об эготизме:

«В конце-концов выяснилось, что Времени нужны не те, кто ему поддакивает, а совсем иные собеседники»…

Елена Назаренко

www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических
карт. Подробнее…

Развитие

В условиях развития можно выделить два пути — личностный и культурный.
Что касается развития личности, в процессе взросления происходит движение от эгоцентризма к социальности. Для младенцев нормально иметь завышенное — почти грандиозное — чувство эгоизма, переоценка собственного Эго регулярно появляется в формах детской любви — в значительной степени потому, что ребенок имеет фантазию о собственном всемогуществе.

Оптимальное развитие предполагает постепенное примирение с более реалистичным взглядом на собственное место в мире — снижается уровень эготизма и самовлюбленности. Менее адекватная коррекция может впоследствии привести к, так называемому, оборонительному эготизму, служащему в целях гиперкомпенсации ранимости, которая лежит в основе концепции собственной личности. Робин Скинер однако считается, что в целом взросление приводит к состоянию, когда «Ваше Эго все еще существует, но оно заняло своё надлежащее ограниченное место среди всех других Эго».

Однако, наряду с такой позитивной траектории снижения индивидуального эготизма, в культурном плане можно отметить различные дуги развития. В то время как в девятнадцатом веке эготизм прежнему широко рассматривался как традиционный порок — для Натаниэля Готорна эготизм был своего рода больным самосозерцанием — романтизм уже дал движение компенсирующему потоку, который Ричард Элдридж описал как своего рода «культурный эготизм, заменяющий индивидуальное воображение для исчезновения социальных традиций». Романтическая идея об индивидууме, который создает себя сам, сам все разрешает, о художественном эготизме — затем широко охватила общественность в последующем веке. Китс все еще может атаковать Вордсворта за регрессивный характер его отступления в эгоистичную гордость; но к концу ХХ века эготизм был натурализован куда более широко Я-поколением в культуре Нарциссизма.

В XXI веке романтический эготизм рассматривается как подача в техно-капитализм двумя взаимосвязанными путями: с одной стороны, через эгоцентричного потребителя, сконцентрированного на олицетворение моды в лице себя, а с другой через одинаково эготические призывы аутентичных протестов, которые буйствуют против машин, созданных только для производства новой товарной формы, служащих для топливной системы для дальнейшего потребления.

Характеристика

Эготизм является одним из способов поддержания и улучшения благоприятного вида себя, и как правило, включает завышенное мнение о своих личностных особенностях и собственной значимости. Эготизм часто включает завышенное представление о своих интеллектуальных, физических и социальных способностях.

Человек обычно имеет непреодолимое чувство значимости «Я». Эготизм означает тенденцию человека размещать себя в центре мира, не заботясь о других, в том числе любимых или близких в каких-либо других условий, кроме тех, которые устанавливаются самим человеком.

Эготизм тесно связан с «самовлюбленностью» или нарциссизмом — действительно некоторые сравнивают эготизм с общественным нарциссизмом. Эготисты имеют сильную тенденцию говорить о себе в саморекламном стиле, и они также могут быть высокомерными и хвастливыми с преувеличенным чувством собственной значимости.

Эготистом можно назвать человека, который действует, чтобы получить гораздо больше, чем то, что он или она дает другим. Эготизм реализуется за счет использования сочувствия, или невежества других, а также используя принуждение и/или мошенничество.

Эготизм отличается как от альтруизма — бескорыстного действия в интересах окружающих, так и от эгоизма — действия исключительно в личных интересах.

Разница между «эгоизмом» и «эготизмом»

Слово «эгоизм» достаточно старое. А вот термин «эготизм» (как и рафинированный термин «гурме») появился относительно недавно — тоже что-то около 1820-х годов.

И сформулировал для нас этот термин никто иной, как писатель Стендаль.

Но как и в случае с «гурманами», термин не прижился в переводе на русский язык, и поэтому самых настоящих «эготистов» мы зачастую называем «Эгоистами», и не понимаем — как же нам отделаться от оттенка оскорбления, звучащего в этом слове.

Дальше — хуже. Решив оправдать термин «эгоизм» (чтобы он, наконец, перестал звучать как оскорбление) мы разом устраиваем незаслуженную «амнистию» и настоящим эгоистам, которых оправдывать в общем-то не следует…

Так всегда бывает с языком, который невнимателен к мелочам, тонким различиям, множеству оттеночных терминов.

Так всегда бывает с теми носителями языка, которые упрощают его, чтобы тут же усложнить себе жизнь…

***

Стендаль говорил: «Не стоит путать ЭГОТИЗМ с его незаконнорождённым братом — плебеем». Имя этому плебею с увесистыми кулаками — эгоизм. В чём сущность настоящего, справедливо порицаемого ЭГОИЗМА?

Он просто и без рассуждений хочет всё забрать себе, и то, что принадлежит другим -тоже.

Эгоизм отличается следующими качествами:

  • алчностью,
  • ненасытностью,
  • завистливостью,
  • отсутствием великодушия,
  • отсутствием бескорыстный приязни по отношению к миру и людям.

Вот, кто такой эгоист. Собственно говоря, это по-нашему — жлоб, вот и всё. Таких жлобов выращивает смутное время и тяжёлые условия жизни, не обрамлённые никакой сдерживающей моралью, которая одна только и может быть выше инстинктов.

Такими жлобами полнятся рассказы Михаила Зощенко, который описывал современное ему общество, населённое пережёванными огрызками гражданской войны, когда снять сапоги с умирающего товарища считалось (для многих) нормальным делом.

Жлоб, он же мародёр, он же человек-масса, он же — потребитель в чистом виде, он же — эгоист в точном словарном определении этой философско-социологической категории.

Его любимые поговорки: «Умри ты сегодня, а я завтра», «Дружба-дружбой, а табачок врозь», «Сначала едим твоё, а потом всяк своё», «Денежки счёт любят».

***

Если вы не находите у себя вышеперечисленные черты портретного сходства, вы не эгоист.

Даже если вас так называют другие люди.

Ну а теперь перейдём к самому главному, к тому, что невзирая на старания Стендаля, русский человек почти что не знает. А познакомиться бы уже пора.

Эготизм в гештальт-терапии

В гештальт-терапии под эготизмом понимается особая форма ретрофлексии. При эготизме субъект поддерживает слишком непроницаемую границу с окружающей средой. Эготизм проявляется через торможение, через удержание себя в момент, когда необходимо обратное (например, чтобы достигнуть финального контакта). При эготизме невозможно достичь спонтанности, так как не может быть отброшен осмысленный, размеренный, «педантичный» характер работы по ориентации и манипуляции.
Все эти модальности могут быть как «здоровыми», так и «нездоровыми» модальностями контакта, в зависимости от того, способствуют ли они контакту с окружающей средой или нет, гибки или нет, являются они осознанными или нет, ригидны они или нет, но главным образом, позволяют ли они осуществляться функции «Эго» или, напротив, они появляются, чтобы заместить функцию «Эго». Если происходит потеря функции «Эго», то на её месте появляется один из этих феноменов границы, чтобы «занять место»: одновременно чтобы обозначить эту потерю функции «Эго» и также, чтобы её создать или поддержать. Если «место занято», тогда функция «Эго» в процессе данного опыта почти не может полноценно осуществляться.
Благодаря совокупности понятий, только что нами изложенных, можно гораздо яснее представить цели психотерапии. Гештальт-терапия дает возможность человеку восстановить свою способность устанавливать контакт и осуществлять творческое приспособление. Это предполагает, что он будет в состоянии обеспечить идентификацию и отчуждение, требуемые в его контакте с окружающей средой. Это значит, что функция «Эго» должна быть здоровой, восстановленной, очищенной в какой-то степени от того, что ей мешает действовать (то есть: от проекции, ретрофлексии, интроекции, слияния и т. д.) и гармонично связанной с другими функциями в едином «self», что позволяет человеку быть спонтанным и вовлеченным в ситуацию.

Кто такой Эготист и что такое Эготизм?

Начнём с того, что эгоТисту не надо ничего чужого. По словам Стендаля «он не проникает в чужие владения, но и за свой порог не пускает никого».

Всё чужое эготист выпалывает как сорняк — из своей жизни, из своего времени, из своего пространства, из своей головы, где обычно гнездятся чужие убеждения-вирусы.

Чего же хочет эготист?

«Создать в своей отдельно взятой душе совершенно изолированное помещение-теплицу, где беспрепятственно может распускаться редкий тропический цветок индивидуальности»

Поэтому ему совершенно безразлично и неважно, что ЗНАЧАТ ДЛЯ СОВРЕМЕННИКОВ та или иная книга, актриса, философ, отрезок истории… Он не разделяет модных убеждений, не «сверяет с ними свои часы», не позволяет интеллектуальной (и прочей) моде влиять на себя

Он не разделяет модных убеждений, не «сверяет с ними свои часы», не позволяет интеллектуальной (и прочей) моде влиять на себя.

Можно сказать и так, что эготист «высокомерно игнорирует современность».

(Совершенно гениально это состояние описал наш поэт Пастернак: «В кашне, ладонью заслонясь, сквозь фортку крикну детворе: «Какое милые у нас тысячелетье на дворе?»)

Вот, что пишет Стендаль: «Хорошим он называет только то, что ему нравится, правильным — то, что он в данный миг считает уместным, презренным — то, что он презирает, и его нисколько не беспокоит возможность остаться одному при своём мнении».

Согласитесь, что описанный портрет — очень неприятен. Плохо быть жлобом, но эготисты раздражают куда пуще… Вы согласны? … Ан нет! Это ещё не «развенчание эготизма» — не дождётесь! Идём дальше.

Дело в том, что, для того, чтобы не быть разорванным и высмеянным толпой, эготист не должен совершить нескольких роковых глупостей.

Если вы решили стать эготистом, убедитесь, что вам:

  1. Действительно НИ ОТ КОГО НИЧЕГО НЕ НУЖНО, ни от кого ничего не хочется.
  2. Убедитесь, нет ли у вас желания сбиться в группу или группочку и из неё пытаться «управлять миром».
  3. Убедитесь, что у вас нет желания отнять деньги, власть, карьеру и славу у тех, кто идёт с вами ноздря в ноздрю или обгоняет на один круг.

Убедились? Ничего этого нет? Вы не вступаете в дискуссии в поле комментариев в интернете? (Вы не доказываете никому, что он: …, …, .., жалкий неудачник, .., …, ?)

Тогда, возможно, вы будущий эготист. Вам действительно ничего ни от кого не нужно.

В чём же высший смысл эготизма?

Многие мудрые и несуетливые люди давно заметили, что ВЛИЯНИЕ ЭПОХИ действует на человека — разрушительно, обезличивающе.

Это хорошо понятно взгляду, брошенному со стороны, лет эдак «через …дцать»…

Мы смотрим на старые фотографии и видим клоунские причёски и одежды «этих противных семидесятых», «этих противных восьмидесятых», «этих кошмарных девяностых»…

Модные и уверенные в своей неотразимости люди, смотрящие на нас с этих фотографий (ужас — если это мы же сами) вовсе не думали о том, что кто-то когда-то сочтёт их комичными и жалкими в своих потугах на красоту.

Отвлечёмся от одежды и причёски. Самое печальное, это когда эпоха накладывает отпечаток на мышление и вкус.

Вот поэтому, «только в человеке, не окрашенном в модные цвета его времени, мы можем наблюдать человека какой он есть».

А для этого индивидуум должен быть психологически обособлен от окружающей его среды.

Примечания

  1. Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г.
  2. Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия от А до Я: Краткий словарь терминов по гештальт-терапии, 2002 г.
  3. Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935—1940.
  4. Samuel D. Schmalhausen, Why We Misbehave (2004 ) p.55
  5. Kowalski ed., p.111-4
  6. J.C. Flügel, Man, Morals and Society (1973) p.242-3
  7. Sigmund Freud, On Metapsychology (PFL 11) p.85
  8. Otto Fenichel, The Psychoanalytic Theory of Neurosis (London 1946) p. 38 and p. 57
  9. Robin Skynner and John Cleese, Families and how to survive them (London 1994) p. 91
  10. Skynner & Cleese, Families p. 63
  11. Kowalski ed., p. 224
  12. Robin Skynner and John Cleese, Life and how to survive it (London 1994) p. 241
  13. Malcolm Cowley, ed., The Portable Hawthorne (Penguin 1977) p. 177
  14. Richard Eldridge, The Persistence of Romanticism (2001) p. 118
  15. Scott Wilson, in Patricia Waugh, ed., Literary Theory and Criticism (2006) p. 563-4
  16. Henry Hart, Robert Lowell and the Sublime (1995) p. 30
  17. Wilson, p. 565-6
  18. Schmalhausen, p. 153
  19. Sigmund Freud, On Metapsychology (PFL 11) p. 93
  20. Schmalhausen, p. 34
  21. Otto Fenichel, The Psychoanalytic Theory of Neurosis (London 1946) p. 516-7
  22. Jean-Marie Robine, GAIA, 1998