Скребец в.а. экологическая психология

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

§ 1. Параметры субъективного отношения к природе

§ 2. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе

§ 3. Типология субъективного отношения к природе

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТНОГО ВОСПРИЯТИЯ МИРА ПРИРОДЫ

§ 1. Сущность субъектного восприятия

§ 2. Субъектное восприятие природных объектов

§ 3. Природный объект как значимый другой

ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОГЕНЕЗА

§ 1. Экологическое сознание в архаическую эпоху

§ 2. Экологическое сознание в эпоху античности, Средневековье и Новое время

§ 3. Новое экологическое сознание

ГЛАВА IV. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ

§ 1. Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте

§ 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте.

§ 3. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе

ГЛАВА V. ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

§ 1. Сущность и принципы психологического тестирования.

§ 2. Проблема надежности и достоверности результатов.

§ 3. Стандартные шкалы как инструмент интерпретации результатов психологического тестирования.

ГЛАВА VI. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

§ 1. Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил»

§ 2. Методика диагностики субъектификации природных объектов (СПО)

§ 3. Вспомогательные методики диагностики субъективного отношения к природе

Методологические особенности

Отечественная наука всерьез начала заниматься изучением экологической психологии лишь в 90-е годы XX века. Причиной тому послужили нарастающие экологические кризисы, для предотвращения и минимизации которых требовалась перестройка общественного сознания. В качестве предмета экологической психологии как раз выступает экологическое сознание – индивидуальное или общественное.

При изучении взаимодействия человека с его природной средой, которая отличается от взаимодействия с неодушевленными физическими предметами и от общения с людьми, следует опираться не только на общепсихологический понятийный аппарат, но и прибегать к социальной психологии, психологии личности, психологии среды и психологической экологии.

Экологическая психология включает в себя исследование только взаимодействия человека с природной средой, исключая антропогенный фактор. Природная среда воспринимается как отдельные уникальные природные комплексы.

Экологическая психология выделяет следующие задачи:

  • Создание типологии индивидуального и общественного экологического сознания (характеристика различных типов отношения к природной среде);
  • Анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза (специфика взаимодействия человека с природной средой в зависимости как от исторического, религиозного, политического, культурного, экономического контекста, так и от личностного развития каждого индивида на разных этапах его жизни);
  • Анализ индивидуальной и групповой специфики (стратегия взаимодействия с природной средой в зависимости от принадлежности индивида к той или иной социальной группе);
  • Разработка принципов и методов диагностики (классификация системы экологических представлений, стратегий и тактик взаимодействия с природной средой).

Роль экологической психологии в современном мире

Исследования экопсихологической направленности нацелены на разработку концепции устойчивого развития и постепенный переход к нему. Под устойчивым развитием понимается жизнедеятельность человека, которая не ставит под угрозу благополучное существование на Земле будущих поколений. Концепция была поддержана не только учеными и специалистами в данной области, но и главами многих государств. Важным событием стала Конференция ООН в Рио-де-Жанейро, которая привела к нескольким решениям:

  • Переход всего мирового сообщества на путь устойчивого развития;
  • Развитие экологического сознания общества, акцент на новых ценностях в пользу защиты окружающей среды;
  • Устранение уже имеющихся негативных последствий жизнедеятельности человека для природной среды.

Одним из ведущих специалистов в области экологической психологии в России на данный момент является В.И. Панов. Несмотря на то, что в России данное психологическое направление пока не имеет общепринятого понимания, в 1996 г. и в 2000 г. были проведены первая и вторая Российская конференция по экологической психологии, где широко обсуждалась её значимость и проблематика в условиях современного общества

Заключение

1.         В настоящее время термин «экологическая психология» применяется в научной литературе как обобщающее понятие для обозначения четырех близких, но не тождественных областей исследований: психологической экологии, экологического подхода в психологии, психологии окружающей среды и психологии экологического сознания (или собственно экологической психологии), которые имеют самостоятельные предметы исследований, свои задачи и методологические особенности.

2.         Предметом исследования в психологии экологического сознания является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

3.         Психология экологического сознания характеризуется двумя основными методологическими особенностями, отличающими ее от близких областей исследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследований является не «природная среда», а «мир природы».

4.         В психологии экологического сознания существуют четыре основных направления исследований: экологического сознания в целом, а также трех его подструктур — экологических представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней.

5.         Перед психологией экологического сознания стоят следующие задачи: создание типологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение механизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагностики,— которые решаются в рамках каждого из четырех направлений исследований.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.       Что имеют общего между собой и чем различаются понятия «экологический мир», «окружающая среда» и «мир природы»?

2.       Опишите на основе подхода Дж. Гибсона «экологический мир» домашнего кота, указав на его отличия от «физического мира».

3.       Сформулируйте предмет исследования в экологическом подходе Дж. Гибсона.

4.       Попробуйте дать определение экологического сознания с позиций психологической экологии, экологического подхода Д. Гибсона и психологии окружающей среды.

5.       В чем различие в подходах к изучению субъективного отношения к природе в психологии окружающей среды и в психологии экологического сознания?

6.       Учитывается ли специфика, свойственная взаимодействию личности с миром природы по сравнению с взаимодействием с «миром людей» и «миром вещей», в исследованиях, выполненных в рамках психологической экологии и психологии окружающей среды?

7.       Заполните сводную таблицу характеристик экологического подхода Дж. Гибсона, психологии окружающей среды и экологической психологии.

Характеристики<?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» />

Экологический подход Дж. Гибсона

Психология окружающей среды

Психология экологического сознания

предмет исследований

задачи

причины возникновения

методологические особенности