Урок-лекция по психологии «эмоции и чувства»

Конкретные примеры взаимодействия эмоции и чувства в жизни

Урок-лекция по психологии "эмоции и чувства"

Человек услышал резкий и неожиданный шум. Неожиданность создала эмоцию страха, как реакцию на внешний раздражитель, но эмоциональная вспышка не передает рассудку, а воспламенила чувство, и человек конкретно знает, что надо делать. Если сверху падает тяжелый камень, он просто остановится или отступит чуть назад, и камень мимо упадет.

Таких и подобных случаев в жизни человека происходит много и люди списывают такие явления на что угодно, на карму, на судьбу, на божий промысел, не допуская сотрудничества своих же качеств, мЕньших и бОльших, эмоций и чувств в человеке.

Для того, чтобы принять решение, человек должен пройти последовательность действий. Сначала появляется эмоция, как реакция на внешний раздражитель, далее рассудок пытается понять причину эмоции, и только, поняв причину, принимает решение. Так живет основная масса людей.

В случае взаимодействия эмоций и чувств, эмоция производит искру, включая чувство и решение приходит мгновенно, ибо мысль вне времени и над пространством. Чаще всего это называют Де-Жа-Вю, но это является элементарным сотрудничеством бОльших и мЕньших состояний человеческого существа.

Расслабьтесь, друзья

Как прийти к такому плодотворному сотрудничеству, я пишу много и теоретически, и практически, читайте Тренинги, но и все статьи, так или иначе, преследуют единственную цель – единение Человека в высшем и с Творцом. Метод фрагментов. Открываем любую тему, любую статью на сайте, это ответ на звучание сознания в конкретный момент времени.

Всем успехов и до встречи.

Чувства — одна из форм отражения объективного мира в сознании человека, переживание им своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что его окружает.

Чувства носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социа-лизирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потреб-ности и интересы человека.

Чувства продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Человеческие эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций (рис. 1).

Основные функции эмоций
Приспособительная
Сигнальная
Побудительная
Подкрепляющая
Коммуникативная
Переключательная

Рис. 1. Функции эмоций

Приспособительная функция эмоций дает человеку возможность приспособиться к окружающим условиям.

Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или организме человека.

Побудительная функция определяет направление поиска, способного удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и пристрастное отношение к нему, что побуждает человека к действию. Чем сильнее эмоция, тем большими побудительными возможностями она обладает. Положительные эмоции побуждают к действию по направленности к эмоциональной ситуации (на овладение, сближение и т. д.).

Отрицательные эмоции обладают полярными побудительными свойствами.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.

Коммуникативная функция заключается в том, что мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

Эмоции и чувства, различие

Есть два уровня состояния человека – это эмоции и чувства. Часто их путают между собой. В чем же их различие? Сразу оговорюсь, что я не использую уже готовые формулировки, а пишу в режиме – особое мнение на основе синтеза и анализа уже существующих знаний и практики, прежде всего. Потому сразу озвучу конкретное мнение.

  • Эмоции возникают, как ответная реакция на внешний раздражитель и запросы рассудка, поэтому всплеск эмоций возникает только, как производная рассудка и внешнего фактора раздражения органов чувств.
  • Чувство – это следствие мысли человеческой, то есть чувство появляется, как психическое переживание человеческой мысли. Мы знаем, что мысль вне временна, поэтому и чувство всеохватывающее, имеет признаком бесконечность, то есть чувство – это космическое качество.

В связи выше озвученного, для большего понимания дадим определение эмоциям и чувствам, как меньшим и большим проявлениям человеческой души.

Приведем пример:

Человек увидел нечто неожиданно или даже просто случайно. Реакция на это явление – эмоциональный всплеск, как защитная реакция человека на внешний раздражитель. Рассудок ищет причину и если находит ее, то эмоция замирает, если рассудок не может понять или объяснить, то эмоция переходит в шок или рассудок передает полномочия разуму, который использует мысль, мысль в свою очередь включает (отмечу – включает) чувство. Чувство – это пространственное состояние, поэтому человек легко настраивается на нужное состояние против эмоционального всплеска, страха, например, и приобретает форму невозмутимости, которая гасит страх в зачатии. Но об этом поговорим ниже.

Отмечу, что взаимодействие мысли и чувства в человеке безусловно можно назвать разумом человеческим. Если мысль – это информация, то чувство показывает образ информации в виде состояния и переживания, наполняет образ содержанием и энергией.

Говорят – прочувствованное, значит понятое, эмоция не дает понимания. А еще говорят, надо читать с выражением, то есть с чувствами, эмоция блокирует даже память.

Для чего я это пишу? Только для того, чтобы показать различие между чувствами и эмоциями

Обращу внимание, что я не использую такие термины, как высшее и низшее, все на своем месте необходимо и уникально, ниже с этим разберемся

Еще подробнее для полного понимания различия между эмоциями и чувствами. Любой творческий человек понимает, что такое чувства и эмоции человека

Не важно, что он творит, пишет стихотворение, роман, или пишет картину, лепит скульптуру, он работает чувствами и только чувствами

Во время написания этих строк, как и во время чтения с выражением и проявляются чувства, наполняя слова великим смыслом.

Почему так ценятся произведения классиков? Причина проста, талантливый творец создает произведение искусства с задействованием чувств человеческих, а не эмоций.

Разумеется, возможно создавать нечто оригинальное и без чувств, но это будет шаблон или, как сейчас говорят, фанера. В мире распространено такое положение вещей, даже у так называемых звезд. Разумеется, есть и сейчас прекрасные творческие всплески, но очень мало и они не популярны в массах потребления и рынка.

Разумеется, как эмоции, так и чувства могут быть положительными и отрицательными, но это отдельная тема и в этой статье мы не будем ее разбирать.

Как рождаются эмоции

Книга Пол Экман «Психология эмоций» была создана, чтоб найти ответ на часто возникающие вопросы. Мир эмоций до сих пор остается очень мало изученным. Свою работу автор начал за 40 лет до того, как ее результаты начали издаваться. Писатель начал свои исследования с изучения чувственной сферы людей и ее проявления в разных культурах. Что общего можно найти между всеми народами на земле, когда они проявляют свои эмоции? Каковы различия? Дело в том, что различия в проявлении чувств могут пролить свет на то, которые из них поддаются воспитанию и влиянию окружающих, а какие неизменны для всех людей на всех континентах?

Урок-лекция по психологии "эмоции и чувства"

Книга тем более интересна, что автор не ограничился одним лишь этническим признаком при изучении, но провел наблюдение психически-больных людей, неуравновешенных и тех, кто выглядит абсолютно нормальными.

Кому доступно испытывать эмоции

Издание Изард «Психология эмоций» дарит читателю много интересной информации для размышления. Так именно тут можно узнать о провокационном факте: даже вирусы могут обладать эмоциями. По мнению некоторых специалистов, они способны испытывать отвращение, если рядом находится отравляющая среда. По мнению автора, эмоция — это необходимый компонент эволюции живого существа, без которого невозможно его выживание. Ведь чувства мотивируют все виды животных бороться за свое существование. Такие проявления эмоций называют базовыми. Это более сложное явление, чем то, что мы относим к сфере физических ощущений и потребностей.

Когда животное хочет есть или испытывает боль, холод, в нем работают физические ощущения, которые являются мотивом к действию. Однако, даже в комфортных условиях любопытное животное готово лезть в темную нору, где неизвестно что его ждет. Это эмоция любопытства. Те звери, которые не погибли на этом пути, нашли для себя новые места обитания и источники пищи. Любого зверя можно разозлить, и это тоже будет только эмоцией. Эмоции испытывает самка, которая бережет своих детенышей от бед, эмоции испытывает самец, когда борется за свое лидерство в стае.

Урок-лекция по психологии "эмоции и чувства"

Социальная психология личности зарождается с того момента, когда маленький ребенок обнаруживает, что он живет не один в этом мире. Уже с первых дней жизни он гневно кричит, если хочет есть, или если у него болит животик. Таковы его самые первые эмоции. Через два месяца он улыбнется впервые. Это свидетельство тех чувств, которые возникли уже сами по себе, а не из-за чувства голода или дискомфорта. Это радость видеть близкого человека, радость существовать.

К врожденным базовым эмоциям специалисты относят и интерес. Даже существует предположение, что именно любопытство каждый человек испытывает постоянно и большую часть жизни по сравнению с другими эмоциями. Исключением можно назвать только состояние гнева, а также другие очень сильные чувства, когда интерес на время потерян

Именно на изучение всех форм любознательности направлены многие исследования психологов, так как сегодня привлечь внимание потребителя — это основа маркетинга, завоевать внимание зрителей — это цель политики и искусства. Весь мир постоянно изучает, как завоевать и определенным образом удержать внимание большого числа людей

Те, кто ищут вторую половинку, не устают набирать в поисковике запрос, как привлечь внимание девушки или парня.

Урок-лекция по психологии "эмоции и чувства"

Эмоции — это интегральная реакция организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также на результаты собственной деятельности. Эмоции — это непосредственная форма выражения чувств.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Однако врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания.

Эмоции позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире с точки зрения его значимости. Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую роль имеют эмоции. Даже мыслительные действия строятся на эмоциональной основе. В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора целей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности человека.

3 стр., 1047 слов

На что влияют эмоции

Психологические особенности личности целиком зависят от ее эмоций. Мы знаем об одних людях, что они часто раздражительны и неприветливы. Другие наоборот, очень милы. Кто-то очень позитивно относится к своей работе, потому что любит ее, или потому что его устраивают условия. Кто-то планирует оставить свое рабочее место потому, что ему больше нравится другое. Выбор друга и невесты, предпочтения в цвете, музыке, кулинарии, все это имеет одну причину – эмоции.

Примечательно, но до 1980-х годов психология, как наука, пыталась развиваться без пристального изучения чувственной сферы мышления человека, но уделяла больше внимания рациональной. Как показали практические выводы, это было ошибкой. Такой же грубой ошибкой, как изучать разум не учитывая значения подсознания. Наше сознание часто говорит нам одно, и мы что-то приказываем ему, но на деле происходит другое. Чувства и разум находится в постоянном противоречии между собой, что иногда создает очень сложно разрешимые конфликты.

Урок-лекция по психологии "эмоции и чувства"

Теории личности в психологии сегодня непременно учитывают всю гамму эмоций, которые может испытывать человек касательно той или иной темы. Иначе будет упущен огромный пласт факторов, которые влияют на его принятие решений.

Дело в том, что сознанием мы охватываем лишь очень незначительную часть информации, которая поступает к нам из окружающего мира. Большая часть зрительных, слуховых, обонятельных и осязательных сигналов остается вне поля нашей памяти, но все это фиксирует наш мозг. Он оставляет нашу реакцию на определенные раздражители глубоко в подсознании. Мы порой сами не сможем себе объяснить, почему нам глубоко неприятен именно тот оттенок желтого, или почему так хочется съесть именно этот продукт.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Эмоции как фактор, влияющий на здоровье и жизнь

Психологическая характеристика личности неотъемлема от ее эмоций. Даже то же чувство интереса учащает мышечные сокращения сердца у маленьких детей в возрасте от двух месяцев. Внутренний мир человека эволюционировал таким образом, что эмоции постоянно помогают нам жить и развиваться. Всем известное и неприятное чувство страха помогает быть осторожнее, что влияет вы выживаемость. Любопытство ведет к исследованию новых возможностей человека и окружающей природы, делает нас защищенными. Ведь еще пару столетий тому назад никто и думать не думал, что те болезни, которые раньше скитались неизлечимыми, могут быть устранены порой за очень короткое время.

Урок-лекция по психологии "эмоции и чувства"

Человечество познает этот огромный мир и его устройство не только ради интереса. Когда кто-то кого-то любит и дорожит этим человеком, то стремится что-то для него сделать. Так рождается то, что поначалу кажется ненужным и нерациональным – искусство. Эстетическое чувство позитивно воспитывает людей, оно преображает этот мир, и он кажется нам лучше. Во всем этом огромную роль играют наши чувства. Однако, как их воспитать таким образом, чтоб они приносили только позитив и их владельцу, и окружающим близким людям?

Урок-лекция по психологии "эмоции и чувства"

Уже давно открыта взаимосвязь между эмоциями и гормональным составом крови. Она может быть как прямой, так и обратной. Есть люди, которые генетически склонны часто быть сердитыми, или веселыми. Однако, любая сильная личность может повлиять на свой внутренний мир и приучить себя испытывать определенные чувства.

Первый метод, как отвлечь себя от негатива, это чувство прекрасного

Красивые предметы искусства захватывают внимание человека, увлекают его. Особенно это проявляется тогда, когда он является не только зрителем, но и художником

Особенностью эстетики является то, что чувство красоты может развиваться день ото дня, расти, усложняться.

Яркий позитив вызывают в людях маленькие дети и животные. Людям, которые склонны к депрессии, специалисты рекомендуют завести котенка. На эту тему постоянно проводятся новые исследования, и они снова и снова подтверждают, что пушистые существа способны изменить настроение их хозяина и вывести его даже из очень сложных состояний психологических расстройств.

Урок-лекция по психологии "эмоции и чувства"

Чтоб удостовериться в важности эмоций и в том, что они способны менять жизнь, стоит набрать в поисковике: «психология личности книги» и изучить работы авторов. Современные писатели стремятся изложить свои знания максимально популярным языком, чтоб читатель ощущал себя не студентом на занятии, а человеком, у которого есть хороший собеседник, способный дать полезный совет