Искажения восприятия и понимания в процессе общения

Психологические теории и школы

Нарушения восприятия изучали представители различных психологических направлений.

Они использовали разную теоретическую базу, а также практические методики.

  1. Первыми возникло учение структуралистов. Ими стали И. Мюллер, Г. Гельмгольц, Э.Геринг и Э. Б. Титченер. Они считали, что целостный образ предмета в сознании человека формируется из сочетания ощущений, полученных от различных анализаторов.

Методика структуралистов называлась аналитической интроспекцией. С ее помощью они изучали именно ощущения — «кирпичики», из которых строится восприятие. Они раскладывали один образ на отдельные воспринимаемые части и изучали их в естественных условиях. И заметили, что при сходных ощущениях ассоциативным путем формируется объединенное восприятие разных предметов.

  1. Критиками структуралистов стали гештальт-психологи. Яркими представителями были М. Вертхаймер, В. Келлер и К. Коффка. По их мнению, человек воспринимает предметы, объекты и ситуацию в целом, как бы единым комплексом внешних раздражителей. Их методика называлась феноменологической, когда человеку предлагалось описывать полный комплекс своих ощущений. При этом при сходно воспринимаемых ситуациях считалось, что процессы в головном мозге происходят похожие. Также гештальтисты считали все способности к ощущениям врожденными.
  2. Экологическую теорию восприятия предложил Дж. Гибсон. Согласно ей, окружающая среда активно исследуется человеком с помощью активного поиска человеком сигналов из внешнего мира. Именно потоки раздражителей и порождают ощущения, которые формируют восприятие. Само восприятие трактуется как средство адаптации человека к внешнему миру.
  3. В 1961 г Ж. Пиаже, работая с детьми, пришел к выводу, что восприятие — это развиваемое в течение всей человеческой жизни свойство психики. С помощью него человек постепенно учится выделять и находить общие детали от поступающих ощущений, а также управлять своими движениями в соответствии с полученной информацией.

Диагностика

Нарушение восприятия в психологии и психиатрии приходится выявлять у многих пациентов. Их широко применяют врачи-психиатры и психологи. При этом используются различные способы и тесты, которые зависят от исследуемого типа восприятия.Искажения восприятия и понимания в процессе общения

Нарушения зрительного восприятияПациентам показывают фотографии, рисунки (в том числе с недорисованными контурами, перечеркнутые), а также проверяют способность узнавать известные места, строения, лица. Также применяют прожективную методику ТАТ (включает несколько сюжетных картинок, которые должен описать испытуемый), матрицы Равена (помогает проверить способность к концентрации восприятия и внимания) и тест «Вырезы» (на двух половинах страниц дополняющие друг друга части фигур, которые испытуемый должен правильно подобрать)
Нарушения слухового восприятияПроверяют узнавание известных мелодий и ритмов, бытовых шумов, звуков, издаваемых животными
Нарушения тактильного восприятияИспытуемые без помощи зрения определяют положение своего тела или пальцев в пространстве, узнают предметы наощупь, описывают поверхности и формы
Нарушения восприятия пространстваИсследуемые определяют верх-низ и право-лево на картинках, показывают умение пользоваться компасом, картами, схемами, ориентироваться и составлять маршруты в помещении и по городу
Иллюзии и галлюцинацииИх зачастую заметно при общении с больным или по его поведению в одиночестве или с другими людьми. Для уточнения проводится ряд проб:

  • Диагностика сенсорной возбудимости — больным предлагают различные варианты сочетания геометрических фигур, картинки, создающие обманы зрения.
  • Проба Ашафенбурга — больному дают отключенный телефон и предлагают поговорить.
  • Проба Липмана — при надавливании на глазные яблоки происходит стимуляция зрительного анализатора и больной описывает что видит.
  • Проба Рейхардта — пациент описывает что видит на чистом листе бумаги.

Восприятие в психологии

В примитивном понимании восприятие в психологии характеризовалось как то, что человек получает из окружающего мира через органы чувств

Однако специалисты продолжили изучение данного вопроса, акцентируя внимание на том, что человек воспринимает отдельные характеристики объектов, лишь со временем становясь способным воспринимать их целиком

Преимущественно человек выделяет конкретные качества в тех явлениях, предметах или людях, которые он воспринимает. Значимыми становятся те характеристики, которые человеку на данный момент являются существенными

Либо он в последнее время на них обращает внимание, либо они постоянно ассоциируются у него с какими-то событиями из прошлого, либо он считает их существенно важными

Если обратиться к восприятию детьми, то они зачастую обращают внимание на те предметы и людей, которые им уже знакомы. Они выделяют из общей массы то, что им уже знакомо, чтобы потянуться именно к этому

Механизм восприятия осуществляется в большей степени на уровне чувств

Человек обращает внимание на то, что вызывает у него сильные переживания, возбуждение, ощущения. Зачастую воспринимается не более 3 качеств конкретного предмета, которые выделяются на общем фоне

Для человека они являются существенными и характеризующими то, на что он смотрит.

Если речь идет о восприятии знакомого предмета, то человек зачастую снова обращает внимание лишь на те качества, которые он уже привык в нем выделять. Если же восприятие происходит незнакомого предмета, тогда человек его изучает до тех пор, пока не выделяет 3-4 существенных качества, которые будут выделяться на фоне всех остальных и характеризовать предмет, человека, явление

Он будет искать знакомые объекты, к которым может отнести новое явление.

На восприятие человеком также влияет мотивированность, задачи, которые перед ним сейчас поставлены, эмоции и установки.

перейти наверх

Можно ли излечить и как

Для улучшения состояния пациентов с нарушениями восприятия можно применять методики психотерапевтического воздействия, в основном в рамках индивидуальной терапии. При отсутствии органических поражений головного мозга они могут дать и самостоятельный эффект, но чаще используются в качестве дополнения к психофармакологической терапии.

Клиентцентрированная терапия

Идея принадлежит К. Роджерсу. Она заключается в том, что человек прислушивается к мнению того, кого доверяет. Поэтому психолог, проявляя сочувствие, эмпатию и умение активно слушать вызывает понимание у пациента. После этого тот более склонен пересматривать свои установки и мотивы, менять поступки и поведение. Цель этой терапии — развитие самоактуализации и самопереживания, выявление своих проблем и нарушений.

Арт-терапия

При расстройствах восприятия очень эффективна арт-терапия, особенно групповая. Её можно подобрать так, чтобы максимально задействовать «пострадавший» анализатор. Например, зрение или слух. Занимаясь различными видами творчества, человек анализирует свои возможности, а также выявляет проблемы восприятия. Регулярные занятия фактически тренируют органы чувств, улучшая их работу.Искажения восприятия и понимания в процессе общения

Например, при сложностях слухового восприятия, можно читать вслух или слушать чтение книг, можно исполнять музыку или петь. Для коррекции восприятий зрения или пространства нужно много рисовать — картины, схемы, карты, абстракции, в пространстве помогают ориентироваться танцы. А лепка, скульптура, гончарное искусство могут исправить тактильные расстройства.

Телесно-ориентированная терапия

Её истоки лежат в китайской медицине и основным способом влияния на психику и физическое состояние считается избавление от стресса и расслабление. Способов достичь расслабления много, часто используются электронные приборы, массаж, иглоукалывание. При полном расслаблении мышц происходит облегчение движения энергии, крови, спинномозговой жидкости, улучшаются обменные процессы. Наряду с этим становятся более возбудимыми органы чувств, улучшается восприятие.

Когнитивная терапия

Направлена на исправление проблемного поведения и может быть эффективна для коррекции нарушений восприятия на фоне стресса, депрессии. Планирование и пошаговое исполнение рекомендаций врача приводит к улучшению адаптации человека в социуме и снятию стресса.

Психодинамическая терапия

Подразумевает длительные поиски в прошлом пациента травмирующих его ситуаций или событий, приведших к имеющимся нарушениям и болезням. Постепенное выявление вытесненных мотивов и желаний, их актуализация, как бы снимают бллоки с поведения и органов чувств пациентов.

Пет — терапия

Общение с различными животными помогает улучшить работу органов чувств, улучшает эмоциональный фон и самочувствие пациентов. Наибольшего эффекта дает контакт с лошадьми, дельфинами, а также кошками и собаками.

Нарушения восприятия — очень часто встречаемое расстройство в психологической практике, а также при самых различных заболеваниях и функциональных состояниях

Важно вовремя полностью их выявить и начать коррекцию наряду с лечением основного заболевания

Виды

Нарушение восприятия в психологии зависит от многих факторов и уровней самого восприятия.

Есть несколько классификаций:

  1. По анализатору, от которого поступает информация, восприятие бывает нескольких модальностей:
  • зрительным (размеры, формы, цвета),
  • слуховым (в том числе речевое),
  • тактильным (расстройства ощущений давления, влажности, температуры),
  • обонятельным,
  • вкусовым (в том числе неспособность связывать определенный аромат с определенным вкусом),
  • кинестезическим.

При нарушениях работы какого-либо анализатора искажается или выпадает соответствующее ему восприятие.

  1. По способу существования — пространство, время и движение различают три соответствующих раздела восприятия.

Восприятие времени отражает скорость и последовательность, с которой предметы и события сменяются. Оно строится из:

  • восприятия темпа (скорость изменения и смены объектов), при нарушениях человек может не успевать фиксировать эту скорость и «зависать»,
  • восприятия ритма (оценка силы и частоты воздействия объектов), сбои этого восприятия усложняют повседневную «руинную» жизнь человека и привычные действия,
  • восприятия последовательности явлений (не просто характеризует объективные изменения предметов, но оно ещё связано с интеллектом и памятью человека), при нарушениях человек путается в происходящем.

Восприятие пространства – это оценка величин, форм, цветов и других свойств каждого предмета, взаимодействия между ними, расстояний. К нему относятся:

  • восприятие линейной перспективы (бессознательная оценка близости или дальности объекта),
  • восприятие размеров и форм предметов.

При нарушении этого восприятия чаще бывают зрительные расстройства.

Восприятие движения — это оценка изменения во времени и пространстве предметов, объектов и самого наблюдателя. В него входят:

  • тип движения
  • направление движения
  • форма движения
  • размах или амплитуда движения
  • продолжительность движения
  • скорость движения
  • равномерность, замедление или ускорение движения.

Затруднения с восприятием этих явлений могут приводить к дезадаптации в пространстве, особенно в условиях улицы, трудностям в выполнении работы.

  1. Уровни построения восприятия:
  • обнаружение предметов и явлений,
  • различение их с помощью сравнения отдельных составляющих,
  • идентификация объектов с теми, что уже присутствуют в памяти,
  • опознание их с помощью категоризации — поиска общих свойств и характеристик (сличение).

Первые 2 уровня относятся к уровню рецепторов и ощущений, они нарушаются при поражении различных анализаторов. Вторые 2 уровня задействуют сложные процессы в центральной нервной системе и страдают при её поражениях.

  1. Восприятия также могут быть организованными (это наблюдения, для которых также требуется волевой компонент) и неорганизованные (фоновые или случайные). При сложностях с концентрацией внимания и мотивации страдают организованные восприятия.
  2. Виды нарушений восприятия (сопутствуют психическим расстройствам):
  • гипостезия — уменьшение чувствительности и реакции на предметы, объекты и действия внешнего мира,
  • гиперстезия — увеличение чувствительности к любым воздействиям,
  • агнозия — при сохранном сознании отсутствие узнавания предметов, объектов, частей своего тела (может быть речевая, зрительная, слуховая, письменная и др.),
  • иллюзии — ошибочное восприятие реально существующих объектов (например, искажение расстояний и перспективы, форм и размеров, изменение характера звуков или запахов и т.д.),
  • галлюцинации — восприятие реально не существующих предметов и объектов (видения, которые воспринимаются больным как реальные).

Виды восприятия

Разделяют такие виды восприятия:

  1. Преднамеренное. Человек намеренно обращает свой взор на некий предмет с целью его изучения или использования в своей деятельности.
  2. Непреднамеренное. Человек не имеет цели воспринимать окружающий мир, поэтому в его поле зрения хаотично попадаются предметы и явления, которые его окружают.

Наблюдение является одним из видов восприятия. Здесь человек безоценочно смотрит на окружающий мир с целью трезвого взгляда на него. Если человек хочет понять, что на самом деле происходит в мире, тогда нужно просто за ним наблюдать, не оценивать, всецело воспринимать и изучать. Кстати, таким способом наблюдения обладают дети, которые еще не оценивают, а просто смотрят, что их окружает и как ведут себя люди.

По модальности восприятие бывает:

  1. Зрительным – когда информация воспринимается глазами и формируется зрительный образ.
  2. Слуховым – когда информация воспринимается ушами.
  3. Осязательным – когда информация воспринимается тактильно.
  4. Обонятельным – когда информация поступает через нос.
  5. Вкусовым – когда информация поступает через рецепторы во рту.

Более сложными формами восприятия являются:

  • Восприятие пространства – когда человек понимает, какой формы, цвета и размера предмет, что обеспечивается получением информации через несколько органов чувств.
  • Восприятие времени – пока не изучено.
  • Восприятие движения – обеспечивается органами зрения, которые замечают изменение предмета в пространстве.

Как человек воспринимает окружающую информацию? На это влияют следующие факторы:

  1. Ситуация, в которой она воспринимается. В благоприятной обстановке человек более спокойно и положительно относится к информации, нежели в неблагоприятной.
  2. Глубина понимания. Чем лучше человек разбирается в сути ситуации, тем легче он воспринимает ее, не драматизирует.
  3. Характеристики самого явления или предмета, который человек воспринимает.
  4. Стереотипы – когда человек воспринимает предмет так, как воспринимают его другие люди, которые уже выразили свое отношение и настроили человека на определенный лад.
  5. Чистота информации. Человек понимает больше, когда информация выдается прямо и неискаженно. Если же информация искажается, тогда ее трудно понять.

Восприятие в теории психики

Восприятие — одна из психических функций, сложный процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.

Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Если ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов, то синтез множества ощущений объекта создаёт целостную картину, в которой в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств. Эта картина называется субъективным восприятием объекта.

Развитие восприятия у детей

Восприятие окружающего мира проявляется с самого рождения. Просто младенец пока не может контролировать собственные процессы восприятия. Либо по мере взросления, активности и понимания окружающего мира дети понимают, как им можно управлять. Хотя даже это не всегда контролируется, что можно отметить у взрослых людей, чье развитие восприятия достигло пика.

Развитие восприятия происходит само по себе, в зависимости от активности и условий проживания ребенка. На данный процесс могут влиять родители теми воспитательными нормами и совместными занятиями, где обсуждается окружающий мир. Если родители занимаются с ребенком, тогда его восприятие формируется быстрее, чем у детей, чьим развитием не занимались.

В младшем школьном возрасте дети не узнают знакомых людей, которые переодеты в необычные наряды. Также они воспринимают одно качество предмета, на основе которого дают ему характеристику.

В среднем школьном возрасте ребенок начинает соотносить предметы по величине. В старшем школьном возрасте соотношение предметов осуществляется на уровне ширины, высоты, пространства и длины.

Главной особенностью восприятия ребенком является его умение потом воспроизводить увиденное с точностью в размерах, цветовой гамме и т. д. Отношение к другим людям определяется оценками. Особенно жесткие оценки дети выставляют тем, кто с ними постоянно контактирует. Восприятие других детей заключается на уровне популярности их в группе. Чем популярнее ребенок в группе, тем более высокую оценку ему ставят другие дети.

перейти наверх