Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников картотека на тему

Эмоции и органы

По теории китайской медицины, каждая эмоция связана с тем или иным органом, например, гнев говорит о проблемах с печенью. Причем связь работает в обе стороны: как эмоции приводят к физическим болезням, так и органы своим нездоровьем порождают ту или иную эмоциональную реакцию

Но чтобы понять, где именно ваша проблема и начать лечение, важно обратиться к специалисту. Самостоятельно тут не разобраться

Западная медицина тоже изучает психосоматические заболевания (болезни тела, которые вызывает эмоциональное состояние), но все же пока не так успешно. Поэтому если вы четко замечаете связь: эмоции – болезни конкретных органов, лучше поискать специалиста именно по восточной медицине.

Здоровая старость

Еще один момент связан с подходом медицины. Как бы печально это ни звучало, пожилых людей не всегда своевременно лечат и реагируют на их жалобы. Ведь считается, что пожилые должны болеть, поэтому ничего сверхъестественного тут нет. Более того, пожилых часто причисляют к ипохондрикам  и иногда им и вовсе отказывают в помощи (особенно это касается женщин).

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников картотека на тему

Еще одна сложность поджидает с неожиданной, на первый взгляд, стороны. Оказывается, пожилые люди наравне с подростками и молодежью находятся в группе риска по суициду. По статистике, количество суицидов среди людей старше 60 лет растет год от года. Главные причины – проблемы со здоровьем, утрата финансовых гарантий, резкая смена образа жизни, смерть второй половинки и т.д.

Осознание того, что старость вполне может быть здоровой понемногу приходит к нам лишь сейчас, и это не может не радовать. Появляются клубы по интересам и даже отдельные направления, пропагандирующие ЗОЖ именно для пожилых.

Боязнь взрослеть

Психологи убеждены, что корни геронтофобии лежат намного глубже – современное общество боится не просто стареть, а даже взрослеть. Для многих взросление становится не новым этапом, а признаком упадка, а старость на этом фоне – завершающий этап движения по наклонной.

В обществе принято считать, что молодость – это невероятно активное время и практически лучшие годы жизни. Но если пристальнее присмотреться в ней есть и свои сложности: переход во взрослую жизнь, необходимость получать образование и искать работу, поиск своего призвания, построение отношений, рождение детей. Согласитесь, многовато телодвижений для радостной и беззаботной поры. Возможно нам пришло время пересмотреть свое отношение к старости и молодости?

Культ молодости на самом деле приводит к тому, что стареть страшно. Кажется, что лучше всегда оставаться в одном жизненном этапе и на этом фоне в обществе начинает стираться переход от одного возраста в другому. Ведь если постоянно бояться того, что ждет впереди или напротив, оборачиваться назад, то можно не заметить, что твоя жизнь идет здесь и сейчас, независимо от цифр в паспорте.

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников картотека на тему

Занятие 3

1. Игра “Приветствие” (2мин)

Ведущий предлагает поздороваться друг с другом
нетрадиционным методом – спиной, коленками,
локтями.

2. Обсуждение домашнего задания (5-7 мин)

Что получилось, что не удалось, помог ли
приобретенный на предыдущих тренингах опыт.

Основная часть

3. “Моя самооценка” (10-15 мин)

Ведущий предлагает участникам тренинга в
течение 5 минут составить наиболее полный
перечень своих достоинств. После того как все
написали, обсудить. У кого получилось больше
всего, что было тяжелее – рассказывать о своих
достоинствах или слушать других, почему?

4. Упражнения “Похвалилки” (5 мин)

1) Гладя себя по затылку левой, а затем правой
рукой, повторяем:

“Меня замечают, любят и высоко ценят”.

2) Поворачивая голову вправо-влево, повторяем:
“Все идет хорошо”.

3) Приподнимаясь на носках, поднимая руки как
можно выше, повторять: “В моей жизни случается
только хорошее”.

5. Упражнение “Лучик” (2-3 мин)

Сидя, примите удобную для вас позу. Представьте,
что внутри вашей головы, в верхней части,
возникает светлый луч, который медленно и
постепенно освещает лицо, шею, плечи. Руки теплым
ровным и расслабляющим светом. По мере движения
луча разглаживаются морщинки, исчезает
напряжение в области затылка, ослабляются
складки на лбу, опадают брови, “охлаждаются”
глаза, ослабляются зажимы в уголках губ,
опускаются плечи, освобождаются шея и грудь.
Внутренний луч как бы формирует новую внешность
спокойного, освобожденного человека,
удовлетворенного собой и своей профессией.

Заканчиваем упражнение словами: “Я стала новым
человеком! Я стала спокойной! Я все буду делать
хорошо!”

Второй раз выполнить упражнение
самостоятельно – сверху вниз.

6. Упражнение “Передача энергии” (5 мин)

  1. Вообразите перед собой какой-то источник
    энергии. Он согревает вас, он дает вам энергию.
    Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует
    на переднюю часть вашего тела.
  2. Вдохните ее. Представьте такой же источник
    энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны
    энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.
  3. Поместите энергию справа. Ощутите ее
    воздействие на левую половину тела.
  4. Вообразите источник энергии над головой.
    Почувствуйте, как энергия воздействует на
    голову.
  5. Источник энергии под ногами. Почувствуйте, как
    энергией накаляются ступни ваших ног, потом
    энергия поднимается выше и распределяется по
    вашему телу.

Вопросы к участникам: удалось вам представить
источник вашей энергии? В каком виде вы ее
представили? Чувствовали вы ее воздействие на
ваше тело? Какие ощущение это вызвало у вас?

Делайте это упражнение, когда вы ощущаете
упадок сил и энергии.

Заключительная часть

7) Рефлексия (5-7 мин)

Участникам предлагается нарисовать свое
настроение. По окончании рисования каждый
участник высказывает свое мнение о тренинге, что
нового для себя открыл; что заставило задуматься
или изменить взгляд на ситуацию.

Комплекс упражнений-антистресс

Для снятия эмоционального напряжения специалистами был разработан целый комплекс упражнений. Эта программа методик релаксации от стресса направлена на успокоение путём психофизиологической разрядки организма. Упражнения путём воздействия на определённые органы позволяют снять накопленное телом и духом напряжение, справиться со стрессом в целом.

  1. Дыхание животом. Правильное дыхание для успокоения – первый шаг к успеху. Попробуйте делать вдохи-выдохи через живот, а не лёгкими, то округляя его, то «сдувая» и втягивая. Для регуляции движений положите руки на пупок. Длительность процедуры составляет 5 минут.
  2. Замедленное дыхание. Одно из самых простых физических упражнений для снятия стресса и напряжения. На 4 секунды глубоко вдохните, затем на такой же период задержите дыхание. Повторяйте по очереди в течение 5 минут, полностью расслабившись на время психогимнастики.
  3. Эскимо. Встаньте ровно, поставив ноги на ширину плеч. Напрягите тело, вытянувшись вверх. В такой позиции задержитесь, пока не привыкнете к состоянию напряжения и не устанете от него. Попробуйте ощутить себя замороженным. А потом представьте, будто над вами нависло солнце, и вы под его лучами медленно таете. Постепенно расслабляйте кисти рук, плечи, шею, лицо, последними будут ноги. Выдерживайте правильное дыхание.
  4. Морское побережье. Усевшись поудобнее на диване, представьте, будто вы сидите на берегу моря. Вас обдувает лёгкий ветерок, с неба светит солнце, и вы нежитесь под его лучами. Отбросьте все проблемы, ни о чём не думайте. Заканчивайте тогда, когда почувствуете расслабление.
  5. Семь свечей. Эта процедура включает элементы гимнастики и визуализации (гимнастика против стресса, как известно, очень помогает). Представьте, будто перед вами зажжены семь свечей, которые необходимо по очереди задуть. Визуализировав, неспешно проделайте это с каждой по очереди, представляя всё в мельчайших подробностях. «Задув» все семь светил, погрузитесь в темноту и дайте голове отдохнуть от навязчивых мыслей.
  6. «Все получится». Этот метод поможет сосредоточиться на проблеме и решить её. Пошагово продумывайте действия, концентрируясь на ощущении, которое возникает после каждого проделанного «шага». Запомните свой теоретический план и воплощайте его в жизнь.
  7. Рисунок. Попробуйте изобразить на альбомном листе ситуацию, которая так вас тревожит. Рисуйте не только лица и предметы, но и эмоции: рисование поможет снять напряжение. На обратной стороне бумаги напишите несколько фраз, характеризуя общее положение дел или собственные чувства и ощущения по этому поводу. Порвите или сожгите бумагу, избавляясь от проблемы.
  8. «Выжатый лимон». Примите позу лотоса или любую другую, удобную для вас, сидя на диване или на полу. Представьте, будто в одной из рук вы сжимаете лимон. Напрягитесь и проявите усилие, «выжимая» из него сок. Затем «переложите» фрукт в другую руку, дожав его до конца.
  9. Масштаб. Упражнение пригодится тем людям, которые зациклены на довольно несущественной проблеме и осознают этот факт. Но поделать со своей тревогой ничего не могут. Закройте глаза и представьте, будто находитесь в доме, который расположен посреди длинной улицы. Улица принадлежит району, район – городу, тот – стране, страна – материку. Далее идёт планета, Вселенная. Проникнитесь степенью величия мира и поймите, насколько ничтожен масштаб вашей проблемы.
  10. Качели. Сядьте на ровную поверхность и обхватите колени руками, приблизив их к лицу. Спину округлите. Раскачивайтесь из стороны в сторону, будто на волнах. Такая гимнастика для снятия стресса через медленные движения настроит вас на мирный лад.

Луч надежды в темные времена

Современные исследования указывают на рекордный скачок психических расстройств у детей и подростков, и чемпионами в этом деле становятся тревожные расстройства и депрессия – они стали встречаться примерно на 50 % чаще, чем 15 лет назад. По разным данным, примерно один из восьми детей от 5 до 15 лет сталкивается с тем или иным психическим расстройством. У , которым сейчас от 13 до 18 лет, в течение жизни разовьется хотя бы одно тревожное расстройство.

В основе такой пугающей статистики лежит колоссальное давление, которые испытывает молодое поколение. Это и стресс, связанный с учебой в школе и многочисленных секциях, и травля со стороны сверстников (в том числе виртуальная), и волнение по поводу профессиональных и финансовых перспектив, и переживания по поводу внешности и образа тела на фоне нереалистичных социальных шаблонов.

Было бы, наоборот, странно думать, что вы можете полностью обезопасить своих детей от суровой и непредсказуемой действительности. Тем не менее, самый ценный подарок, который вы можете сделать своим дочерям и сыновьям, – это передать им навык эмоциональной устойчивости.

Осознанный родитель – осознанные дети

Наша задача не в том, чтобы держать своих детей в вакуумных пузырях всю жизнь, пытаясь их спасти от ошибок и боли. Напротив, современное родительство предполагает, что мы предоставляем дочерям и сыновьям возможность развивать осознанность, уверенность и силу ума, чтобы они могли принимать собственные решения в жизни.

Но что делать, если эмоциональной устойчивости не хватает нам самим? Разве можно научить ребенка чему-то, чего у нас нет? Оказывается, можно. Особенно если вы будете учиться вместе с детьми. Современная наука давно доказала, что наш мозг продолжает развиваться всю жизнь: свежие нейронные связи выстраиваются в ответ на новую информацию и действия.

Если вы делаете это вместе с детьми, это становится частью привычного распорядка, к тому же это позволяет взрослым вернуться в давно забытый режим игры – а ведь это самый эффективный способ обучения.

Расслабление и устойчивость

Избавиться от мышечных зажимов поможет любая гимнастика, приводящая к расслаблению

Важно внимательно присмотреться к себе и найти места зажимов, чтобы прицельно работать именно с ними

Чтобы тренировать общую устойчивость тела, помогут упражнения на баланс в сочетании с активным расслаблением. Попробуйте освоить одно из упражнений практики Синг Шен Джуанг, которое подарит вашему телу новый уровень баланса.

Встаньте ровно и вытяните спину.
Поднимите правую ногу до параллели с полом, согните колено и вытяните носок. Руки согните в локтях.
Попробуйте вращать стопой наружу, удерживая при этом равновесие

При этом важно, чтобы мышцы бедер и ягодиц были максимально расслаблены, а живот был мягким. Выполните 12 вращений.
Вытяните правую ногу, чтобы пальцы ноги смотрели в пол и сделайте еще 12 вращений

Во время смены позиции сохраняйте расслабленными мышцы бедер, спины и живота.
Смените ногу и повторите 12 вращений левой ногой.
Вновь смените ногу и выполните 12 вращений вовнутрь.
Повторите левой ногой.
Встаньте ровно на обе ноги, положите руки на область внизу живота. Закройте глаза и попытайтесь понять, насколько вы оцениваете свою устойчивость по шкале от 1 до 10.

Кто виноват

Откуда вообще возникла установка, что молодость – это лучшее время? Говорят, во всем виновно поколение «бумеров», родившееся в 1946-1964 годах. Они настолько не хотели быть похожими на своих предков, что напрочь отрицали старение. Именно они провозгласили, что миром должно править новое и юное поколение. Культ молодости развивался вместе с самой молодостью  и базировался на некоторых абстрактных понятиях – красота, музыка, мода и т.д.

СМИ в такой ситуации легко подхватили и распространили сформировавшийся образ и сделали его доступным по всему миру. Довольно быстро на эту волну настроилась и рыночная экономика, которая стала предлагать все больше товаров и услуг, способных подчеркнуть принадлежность человека к той самой молодежи. В такой обстановке даже зрелость считалась позором и люди готовы на все только бы подольше относить себя к элитной группе молодых.

Бумеры продолжают стараться и сегодня. Они не меняют своих привычек и устоев работают наравне с молодежью, а некоторые и вовсе заявляют, что никогда не выйдут на пенсию. С одной стороны, это хорошо, что возрастные люди живут активной и насыщенной жизнью. Но с другой, 60-летние ведут себя ровно так, как 30-летние, и они не желают признавать определенных плюсов своего возраста. Более того, они стремятся оградить себя от «остальных стариков», которые придерживаются других принципов и правил поведения.

Связь негативных эмоций с заболеваниями

Ученые специалисты по психосоматическим заболеваниям сделали вывод, что негативные эмоции существенно вредят здоровью человека. Кстати, люди заметили эту связь еще в древности, существуют даже определенные выражения. Например, про злопамятного человека говорили, что он «носит камень за пазухой», и действительно, такие люди склонны к камнеобразованию в желчном пузыре, а раздражительного – называли «желчный», и в самом деле, у вспыльчивых людей чаще диагностируется повышенное желчеотделение.

К каким еще расстройствам склонны люди, которые часто испытывают негативные эмоции:

  • Жадность. Повышаются расстройства пищеварения и есть данные, что именно жадность приводит к затруднениям обмена веществ и набору лишнего веса. Организм реагирует на эмоцию и испытывает потребность «запасти лишнее».
  • Ревность. Происходят нарушение работы репродуктивной системы, выработки половых гормонов, что может привести к импотенции и бесплодию.
  • Гордость и высокомерие. Страдает работа мозга. Частые головные боли, проблемы со зрением или слухом, опухоли головного мозга.
  • Боязливость. Частые ощущения страха разрушают почки.
  • Зависть. Страдает сердечно-сосудистая система, склонность к инфарктам возрастает в 2,5 раза.
  • Самолюбие и постоянное ощущение себя несчастным. Эти эмоции разрушают печень.
  • Требовательность к себе и окружающим. Приводит к возникновению онкологических процессов. Организм реагирует на желание все большего и большего для себя, и его клетки начинают перерождаться и пожирать другие.

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников картотека на тему

Богатство мира эмоций

Когда о человеке говорят: «Яркая личность!», в частности, тут подразумеваются и его богатая палитра эмоций.

У человека с богатой палитрой эмоций мир эмоций и чувств необычайно богат — в нем и искренняя радость, и мимолетная грусть, и свинцовая усталость и праздная лень… Понятно, что качество эмоциональной палитры определяет не только количество освоенных и используемых эмоций, но и их состав. Есть три наезженные эмоции у человека — серая скука, страх и злоба, это печально, а если ваши три основные эмоции — радость, интерес и благодарность, то такой набор гораздо интереснее.

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников картотека на тему

Вот живет супружеская пара: отношения ровные, нормальные, спокойные… Хорошо? Не очень. Если люди не выражают другу другу ничего, никаких эмоций, их отношения чаще всего начинаются переживаться ими как бедные.

Результат? Время от времени такая эмоциональная ровность разражается эмоциональным взрывом. Один из вариантов решения этой задачки — расширить палитру эмоций, научиться выражать друг другу широкий спектр преимущественно позитивных эмоций, в принципе научиться быть друг к другу более внимательными, лучше понимать состояние партнера

Важно понять, что наши настроения, переживания и разнообразные эмоциональные состояния не столько отражают богатство мира, сколько особенности нашей социализации, наши привычки взаимодействовать и навыки реагирования

Если мы хотим иметь богатый эмоциональный мир и умело им пользоваться, стоит расширять свою палитру эмоций и тренировать навыки вызова нужных эмоций.​

Как? Я в Синтоне разработал и уже много лет провожу для этого специальное упражнение — «Палитра эмоций». Упражнение включает в себя список эмоций (эмоциональных состояний), рекомендованный для психогимнастики и проверки взаимопонимания между партнерами, и процедуру тренировки этих эмоций.

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников картотека на тему

Список эмоций для отработки:

  • Уверенность в себе,
  • насмешливость,
  • гневное возмущение,
  • воодушевленная мечтательность,
  • грусть светлая,
  • тоскливая грусть,
  • детская обиженность,
  • тупая покорность,
  • злое упорство,
  • опасливая настороженность,
  • презрение,
  • усталость,
  • спокойное превосходство,
  • царственность,
  • расслабленное довольство,
  • радость,
  • унылая плаксивость,
  • удивление,
  • восхищение,
  • очень просьба,
  • лукавство,
  • нежность и благодарность.

По процедуре, упражнение делается в четыре этапа.

1 этап: Один из партнеров делает (выражает) какое-то эмоциональное состояние из списка, другой это эмоциональное состояние по его выразительным движениям угадывает. Условие — эмоции выражаются без слов и средствами только естественной, житейской выразительности, без ярких театральных жестов и преувеличенных поз.

2 этап: Один из партнеров делает (выражает) какое-то эмоциональное состояние из списка, а его партнер «редактирует» выразительные средства, делает изображение эмоции более понятным, точным и ярким.

3 этап: Один из партнеров называет какое-то эмоциональное состояние из списка, другой делает это состояние на скорость и с акцентом на внешнюю выразительность.Сила и правда внутреннего переживания в данном случае не нужна.

4 этап: Один из партнеров называет какое-то эмоциональное состояние из списка, другой делает это состояние с задачей на скорость и с акцентом на внутреннее переживание. В этом случае внешняя выразительность естественно присутствует, но она скорее служит средством пробуждения внутреннего чувства.

Режим мастера эмоций: один называет а второй, закрыв половину лица листом бумаги делает переживание глазами или ртом. Супер мастерский вариант — верхней частью лица (глазами и бровями) делаем одну эмоцию, а нижней частью лица в то же самое время — другую эмоцию.

Если хотите и дальше развиваться в этом направлении, рекомендую каждое утро начинать со специальной лицевой гимнастики и эмоциональной гимнастики. По времени это все вместе занимает от 5 до 15 минут, а дает многое. Практически все, кто практикуют эти упражнения, отмечают повышение энергетики и улучшение своего настроения, становится проще понимать окружающих людей и даже легче формулировать собственные мысли. опубликовано econet.ru