4 упражнения для развития эмоционального интеллекта

Практикуйтесь в валидации.

Учитесь валидации – принятию чувств, мыслей, эмоций и поступков окружающих. Это когда мы признаем чувства другого человека существующими, а не отмахиваемся от них со словами «Да брось ты! Ерунда какая!» При этом валидация – это одновременно и про принятие, и про понимание, почему человек поступил именно так и чем было вызвано его поведение. Это не значит, что вы одобряете эти поступки, но вы понимаете, что у человека была причина поступать именно таким образом.

Чтобы признать чувства и эмоции другого человека, необязательно иметь схожий опыт. К примеру, мы можем поддержать подругу таким образом: «Я понимаю, что ты чувствуешь – я чувствовала тоже самое, когда меня уволили», сославшись на себя и свой опыт. Но даже если такого опыта не было, у нас всё равно есть возможность найти слова поддержки: «Я понимаю, насколько это неожиданно для тебя, ведь твой начальник уволил тебя без какого-либо предупреждения».

Чем важен высокий EQ

Какие книги нужно читать для развития интеллекта и словарного запаса
Как развить свой интеллект: эффективные способы и рекомендации

Детям высокий EQ дает возможность проще и быстрее адаптироваться в новой обстановке (детский сад, переход в новую школу), а также заводить новые знакомства. Для взрослых развитый навык определять эмоции станет одним из лучших помощников в построении карьеры, особенно, если необходимо работать в команде.

Согласно исследованиям, высокий EQ служит показателем ментального здоровья человека. Следовательно, он влияет не только на показатели успешности, но и на уровень счастья. Лучшее самосознание ведет к более высокому эмоциональному интеллекту, что, в свою очередь, приносит человеку больше счастья.

4 упражнения для развития эмоционального интеллекта

Как развивать навыки. 4 ступени роста

1. Распознаем свои эмоции и чувства

  • Начать стоит с осознания простых эмоций: радости, печали, гнева, страха, обиды, отвращения. Их легче распознавать. Задавайте себе вопросы: «Что я чувствую в настоящий момент? Что я испытывал за секунду до этого?» Старайтесь использовать для описания своего состояния именно эти эмоции.
  • Составляйте свой словарь эмоций и чувств. У каждого человека свой уникальный веер эмоциональных переживаний. Выходите на понимание оттенков чувств и своих настроений. Благодаря этим действиям вы сделаете вашу эмоциональную жизнь более понятной и осознанной. «Когда я радуюсь, я говорю…», «Когда мне грустно, я испытываю…»
  • Определяйте источник вашего эмоционального состояния: что или кто вызывает эти эмоции и степень их выраженности (сильная, слабая). Для этого можно вести записи, таблицу такого содержания: день, время, эмоция, ее сила, ее причина. «Почему мне это интересно? Что у меня вызвало чувство обиды?»

Осознание и описание своих чувств, понимание причин их появления помогают лучше регулировать эмоциональное состояние и поведение.

2. Изучаем основы саморегуляции

Экспериментируйте с разными способами управления своими эмоциями:
переключение – совершайте физические действия для снятия напряжения, например при волнении незаметно сожмите и разожмите кулаки, а также напрягите мышцы ног, можете потянуться или пройтись;
снижение интенсивности – учитесь правильно дышать, как только чувствуете негативные изменения в вашем эмоциональном состоянии: дыхание должно быть спокойным, а выдох должен быть в несколько раз дольше, чем вдох;
сдерживание – осознайте свою эмоцию, примите ее, но попробуйте скрыть от окружающих.

Почувствуйте себя актером, исполняющим роль перед публикой. Мимикой, интонациями голоса, жестами разыграйте различные эмоции: растерянность, восторг, скуку, интерес, восхищение или стыд. Отметьте, что у вас получается лучше всего.

Вспоминайте ситуации, когда вам было хорошо, когда вы были счастливы. Какие ощущения в теле вызывают у вас эти воспоминания

Обращайте внимание на то, как легко становится на душе. Попробуйте обратиться к этому опыту, когда вам грустно или вы раздражены

Зафиксируйте, как меняется ваше настроение.

Регуляция эмоционального состояния способствует гармонизации внутреннего самочувствия, улучшению взаимодействия с окружающим миром и лучшему пониманию настроения окружающих.

3. Учимся понимать чувства других

Обращайте внимание на состояние ваших близких и друзей. В каком настроении вернулся из школы ребенок? Почему подруга уже второй день такая грустная? Уточните с помощью вопросов ваши предположения

Например: «Мне кажется ты сегодня…  Так ли это?»

Попробуйте воспринимать эмоции окружающих только через жесты и мимику. Отличный метод для развития этого навыка – смотреть неизвестные вам фильмы с хорошей игрой актеров. Выключайте звук и наблюдайте за действиями героев, пытаясь определить по языку тела, какие эмоции испытывают актеры. Подумайте, какие еще чувства мог бы испытывать этот человек в данной ситуации?

Слушайте внимательно собеседника и размышляйте над тем, что он транслирует (слова, жесты, мимика, интонации). Ставьте себя на его место и старайтесь смотреть на ситуацию с его позиции, как бы вы чувствовали себя.Понимание чувств других людей повышает качество нашего реагирования и способствует выбору оптимальной стратегии взаимодействия с окружающими.

4. Регулируем взаимоотношения

Практика показывает, что чем более человек открыт к диалогу и восприятию, тем успешнее складываются у него отношения в семье, с близкими и со всеми окружающими.

Понимание своих эмоций, умение встать на позицию собеседника, учитывать его потребности и чувства напрямую связано с эффективностью достижения целей. Чуткость и умение наладить взаимодействие помогают мотивировать, вдохновлять и объединять людей, именно это – основа конструктивных детско-родительских отношений.

Эмоционально компетентный человек создает вокруг атмосферу доверия и уважения, что позволяет быть открытыми и свободными.

Какие факторы препятствуют развитию EQ

Повышение эмоционального интеллекта – серьезная и сложная работа, которая начинается с дошкольного возраста. Проделать ее быстро получается далеко не у всех. Дело в том, что есть несколько факторов, препятствующих этому явлению:

  • отсутствие восприимчивости к невербальным сигналам (такое состояние наблюдается приблизительно у каждого десятого индивидуума, особенно у дошкольника, и выражено оно в плохом ощущении личного пространства, неспособности установления визуального контакта, нерациональном истолковании мимики других людей);
  • уход от конфликтной ситуации вместо ее разрешения (люди, которые чувствуют себя никому не нужными, одинокими или обремененными, как показывает практика, абсолютно не способны контактировать с окружающим миром и обществом, предпочитая остаться в одиночестве и грустить, нежели отправиться на поиски путей решения проблем);
  • чрезмерная агрессивность (многие индивидуумы именно агрессию выбирают в качестве основной реакции на все, что происходит вокруг, это приводит к их моментальной изоляции от общества и истощению сил, жизненной энергии, бодрости).

Чтобы избежать пагубного влияния этих факторов, необходимо ответить на вопрос, как повысить эмоциональный интеллект.

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка

Важно находиться в непосредственном контакте с малышом, в том числе и тактильном, что обязательно положительно скажется на его общем развитии как личности. Учи ребенка определять то, что он чувствует в данный момент и говорить об этом без стеснения

Например: «Я злюсь, потому что…» или «Я огорчен из-за того, что…»

Учи ребенка определять то, что он чувствует в данный момент и говорить об этом без стеснения. Например: «Я злюсь, потому что…» или «Я огорчен из-за того, что…».

Объясняй ребенку, какую пользу или вред можно получить от той или иной эмоции.

  • Радость — это возможность заниматься тем, что нравится: рисовать, играть, петь.
  • Злость помогает отстаивать свою точку зрения.
  • Обида говорит нам о том, что его что-то задевает, и что неприятна какая-то ситуация.
  • Страх заставляет подумать о своей безопасности.

Самое главное — не загонять свои эмоции внутрь себя, а использовать их во благо, учиться принимать свою эмоциональность и управлять своими эмоциями. 

Как появилось понятие эмоционального интеллекта

К сожалению, современных взрослых в детстве не учили работать со своими чувствами, поэтому во взрослой жизни не всегда удаётся понять, почему развивается та либо иная эмоция, и как её урегулировать. Современным детям повезло больше.

Часто причиной неадекватного поведения ребёнка выступает неумение справиться с отрицательными эмоциями. Если вы покажете чаду, как распознавать свои чувства и справляться с ними, вы предотвратите проявление девиантного поведения и его последствий.

Д. Карузо, П. Сэловей и Д. Мэйер впервые объяснили, что такое эмоциональный интеллект. Профессора определили этот термин как умение распознавать собственные эмоции и чувства других людей, а также управлять и использовать их для достижения целей.

Эксперты утверждают, что для гармоничного детского развития необходимо знать, как развивать эмоциональный интеллект. Они предлагают это делать в несколько этапов:

  1. Начать анализировать и распознавать свои эмоции.
  2. Научиться их использовать для достижения целей.
  3. Стать осознанным – понимать, почему возникло именно это чувство, и к чему оно приведёт.
  4. Контролировать эмоциональный фон.

Вы должны стать посредником между вашим ребёнком и его чувственной сферой, и последовательно проходить все описанные этапы.

Осознать, что происходит

Когда событие (разговор, спор) случилось и эмоция вас накрыла, что-то предпринимать уже поздно. Научитесь распознавать заранее «предвестников бури» — триггеры, которые запускают эмоцию, заранее.

Остановитесь на мгновение, забудьте обо всем и прислушайтесь к себе. Что вызвало в вас шквал эмоций? Что конкретно? Что вы чувствуете? На какое именно действие (слово) вы среагировали?

Разбирая таким образом свои эмоции, запоминая эти раздражающие маячки, вы научитесь понимать — и предвидеть! — что может вывести вас из состояния равновесия.

Зачастую негативные эмоции вызывает не сама ситуация, а ее интерпретация. Но то, что вам кажется очевидным, не всегда является таковым.

Например, любые изменения в организации/компании обычно воспринимаются негативно. Сотрудники боятся:

  • Что с новой системой их работа может быть неэффективной
  • Вдруг они не справятся
  • Это выход из зоны комфорта.

В таких ситуациях руководителю важно понять происходящее: что вызывает негатив и почему. Поняв это, можно устранить и страхи сотрудников («если у нас не получится, мы откажемся от этой системы», «если кто-то в работе с системой ошибется, наказания не будет» и т.д.)

В отношении себя в подобных ситуациях можно задать вопросы, которые прояснят происходящее и успокоят вас. Например: «правильно ли я понимаю ситуацию?», «действительно ли грубый ответ руководителя — это негатив в мою сторону, а не его плохое настроение, где я ни при чем?» и т.д.

4 упражнения для развития эмоционального интеллектаФото с сайта media.baltinfo.ru

Эмоции правят балом

Четырнадцатилетняя Матильда Крэбтри решила разыграть своего отца. Она спряталась в чулан, а когда родители зашли в дом, выпрыгнула из него. Папа подумал, что это вор, и застрелил дочь.

Спасти её не удалось — девочка умерла на месте.

В первобытных условиях этот инстинкт помог бы ему защитить своё потомство. Если бы он начал думать логически и взвешивать все за и против, то звери убили бы его ребёнка.

Эмоции помогают нам быстро оценивать ситуацию и реагировать. Однако они устарели. Эмоции появились ещё в каменном веке для того, чтобы помогать нам выживать и справляться с опасностями.

В современном мире многих опасностей уже нет. Поэтому эмоции часто подводят нас и приводят к бедам.

Информация о статье

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

Категории: Философия

На других языках:

English: Develop Emotional Intelligence, Español: mejorar la inteligencia emocional, Português: Melhorar a Inteligência Emocional, Italiano: Migliorare l’Intelligenza Emotiva, Français: développer l’intelligence émotionnelle, 中文: 发展情商, Čeština: Jak mít vyšší emocionální inteligenci, Nederlands: Emotionele intelligentie ontwikkelen, Deutsch: Steigere deine emotionale Intelligenz, ไทย: เพิ่มความฉลาดทางอารมณ์ (EQ), العربية: تنمية الذكاء الانفعالي, हिन्दी: इमोशनल इंटेलिजेंस विकसित करें, 한국어: 감성지수(EQ)를 발달시키는 방법, Tiếng Việt: Phát triển Trí tuệ Cảm xúc

Эту страницу просматривали 37 838 раз.

Была ли эта статья полезной?

Да
Нет

 

Как оценить

Какие вопросы задавать кандидатам, чтобы лучше оценить их уровень эмоционального интеллекта:

Во время собеседования с потенциальным работником старайтесь задавать больше вопросов, о том, как он повёл (бы) себя в той или иной ситуации. Например:

• Когда был последний раз, когда вы потерпели неудачу? Что случилось? Как вы себя чувствовали, что предпринимали?

• Когда был последний раз, когда вы получали критику в свой адрес? Что вы чувствовали?

• Было такое, что вы чувствовали разочарование на работе? Что вы делали в таких случаях?

Подмечайте, как кандидат описывает свои чувства и эмоции

Важно понять, способен ли он правильно интерпретировать эмоции других, анализировать свое поведение, делать из этого выводы, не обвиняя в неудачах окружающих

Вот еще пять вопросов, которые помогут выявить кандидатов с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Также они хороши тем, что скорее всего на них вы получите максимально честные ответы.

  1. Кто вас вдохновляет? Почему?

Вы сможете понять, какие виды поведенческих отношений уважает ваш кандидат.

  1. Представьте, что вы открываете свою собственную компанию. Какие будут три её основные ценности?

Скорее всего ответ кандидата будет отражать его собственные истинные ценности.

  1. Каких навыков и опыта в какой сфере вам не хватает?

Помните, любопытство и рвение к постоянному самосовершенствованию — важные признаки того, что у сотрудника все ок с ЭИ. Если кандидат затрудняется ответить на вопрос или долго думает, скорее всего он считает, что и так уже все знает.

  1. Научите меня чему-то, в чем вы хорошо разбираетесь. Представьте, что я никогда ранее ничего не слышал об этом.

Благодаря этому вопросу вы сможете проверить несколько качеств. Умеет ли кандидат объяснить что-то простыми словами, насколько он внимателен к своему учебнику, как много времени ему надо, чтобы придумать ответ на неординарный вопрос.

  1. Назовите 3 фактора, которые больше всего повлияли на ваш успех.

Чтобы найти командного игрока, который принесет что-то положительное в компанию, очень важно подобрать человека, сосредоточенного не только на собственном успехе, но и на успехе компании

Поэтому обращайте внимание, как часто кандидат употребляет «я» или «мы» в своем рассказе об успехе. Это поможет определить, является человек бескорыстным или эгоистичным

Тесты для измерения эмоционального интеллекта

Существует немало вариантов тестов для оценки эмоционального интеллекта кандидата. Но не надо забывать, что это не основной, а дополнительный диагностирующий инструмент. Принимать конечное решение только на основании тестов не совсем корректно, лучше использовать их для перепроверки своих предположений.

  1. Тест Майера-Сэловея-Карузо MSCEIT (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test) — один из первых тестов, оценивающих ЭИ. Этот тест выявляет способности понимать эмоции свои и других людей, а также использовать их для решения проблем.
  2. Тест Гоулмана показывает способность человека эмоционально адаптироваться и оценивать ситуацию. Он основан на проверке наличия у человека 5 основных характеристик ЭИ. Тест состоит из 10 вопросов.
  3. Тест Холла определяет у кандидата, помимо умения распознавать эмоции и управлять своим состоянием, еще и способность к самомотивации.
  4. Тест Аспергера помогает выявить аутистические признаки, когнитивные особенности и сопутствующие расстройства. Психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского центра по изучению аутизма разработали шкалу для оценки уровня эмпатии. Среднее значение EQ для контрольной группы — 42, для группы с синдромом Аспергера/высокофункциональным аутизмом — 20.

Как развить эмоциональный интеллект

Начать работу с собой необходимо с осознания собственной эмоциональности. Ты должна признать, что у тебя есть эмоции и ты имеешь право их испытывать

При этом совершенно не важно, какие они — ты все равно имеешь на них право

Здесь главное безошибочно определять, что ты чувствуете в данный момент жизни. Не забывай, что существует всего 7 базовых состояний — радость, печаль, страх, гнев, отвращение, удивление, любопытство. Одно из этих состояний всегда стоит за твоими эмоциями: например, обида обычно вызвана печалью и разочарованием. Откуда взялось разочарование? Возможно, его причина в гневе или в страхе.

1. Анализируй эмоции

Твоя задача — научиться анализировать, почему ты испытала ту или иную эмоцию, что является ее первопричиной. Для упрощения работы над собой можно вести дневник эмоций, в который нужно записывать свои самые сильные потрясения и причины, которые их вызвали, а также фиксировать то, что ты испытала за день. Для этой цели можно брать в течение дня небольшую паузу и спрашивать себя: «Что я сейчас чувствую и почему?».

Кстати говоря, эмоции даны нам природой как один из способов выживания. Если бы первобытный человек не испытывал страха, он бы не выжил в мире животных, где были те, кто определенно сильнее него. Отвращение помогло отличать съедобное от несъедобного, а гнев побеждать врагов и защищать свою семью. Так что, эмоции — это момент эволюции, который до сих пор остается с нами, помогая нам выживать. Это подсказка, которая дается нам для того, чтобы мы совершенствовались и развивались в гармоничную личность. 

2. Управляй эмоциями

Следующий шаг — это научится управлять своими эмоциями. Это означает не давать погружать надолго в свои переживания, какими причинами они бы не были вызваны. Вовремя сказанный себе «стоп» не позволяет погрузиться с головой в негатив и утонуть в депрессии.

Умение переключаться, смотреть на любую ситуацию с другой стороны помогают выживать современному человеку точно также, как первобытный страх заставлять прятаться от саблезубого тигра. Если ты умеешь прислушиваться к себе и осознавать свои эмоции, то сразу отсекаешь ситуации, которые заставляют тебя страдать и людей, которые ввергают тебя в негативное состояние. Ты прислушиваешься к себе и говоришь «нет», когда что-то не нравится, не позволяешь манипулировать собой, учишься уважать свои границы. А уважение собственных границ ведет к тому, что ты начинаешь понимать, что личные границы есть у всех, и к ним нужно относиться соответствующим образом. 

3. «Читай» эмоции других людей

Как только ты осознаешь, примешь, научишься анализировать и управлять собственными эмоциями, ты начнешь по-другому относиться к другим людям: будешь прислушиваться к собеседнику, спокойнее и уважительнее относится к тому, что он говорит. Ты сможешь проанализировать, что именно вызывает в тебе бурю протеста и найдешь причину этого, и тебе не составит труда сразу сказать «нет» при необходимости. 

В общении нужно учиться безошибочно определять эмоции другого человека. Это можно сделать в виде предположений, например: «Мне кажется, что ты расстроен тем, что тебя недооценивают». Понимание чужих эмоций позволяет осознать, что движет другим человеком. Поэтому учись слушать, давай собеседнику выговорится. При этом анализируй и свои ощущения от разговора, что поможет гармонизировать общение и достигать большего взаимопонимания. 

Эмоциональный интеллект и крах классической экономики

Отправной точкой детального изучения проблематики эмоционального интеллекта стал 2002 г. Безусловно, сфера человеческих эмоций интересовала учёных постоянно, но именно в этом году Нобелевская премия по экономике была вручена психологам Д. Канеману и В. Смиту за исследование в области поведенческой экономики. Если говорить о его результатах коротко – было доказано, что чаще всего люди, принимая решения, руководствуются не логическим интеллектом, а эмоциями. В подтверждение данного факта приводился любопытный эксперимент: приобретение и утрата одной и той же суммы денег вызывает у человека разные по силе переживания. Так, при приобретении, к примеру, 100 $, степень удовлетворения в эмоциональном плане меньше, чем от утраты этой же суммы.

Гораздо детальнее это все описано в монографии Е. Хлевной и Л. Южанинова «Где твоя волшебная кнопка? Как развить эмоциональный интеллект». В ней авторы выказывают убеждение, что описанным выше признанием заслуги психологов «была справлена тризна по классической экономике». Поведенческая же во многом строилась на понимании сущности эмоционального интеллекта, изучением которого Дж. Майер и П. Саловей, профессоры Йельского университета, занимались с 1990 г.

Под термином «эмоциональный интеллект» (EQ, в отличие от IQ) в их трудах описывается способность человека осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают, и, соответственно, управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту. Для чего эта способность нужна человеку? Во-первых, для эффективной коммуникации с людьми. Без неё не обойдётся ни один управленец, HR-менеджер, бизнесмен, пиарщик или рекламист. Зависимость принимаемых решений от эмоционального фона справедлива в любых случаях, именно поэтому сейчас так много миленьких котиков и собачек убеждают нас с экранов телевизоров о необходимости совершения какой-нибудь покупки. Пример немного утрирован, но общую мысль доносит хорошо. «Вирусность», «сарафанное радио», позиционирование товара – всё это построено на понимании механизмов эмоционального интеллекта так, чтобы буквально заставлять человека совершать нужное действие.

Во-вторых, развитый эмоциональный интеллект как раз таки и даёт возможность не попадаться в коммерческие сети, противостоять манипулированию, правильно расставлять приоритеты и цели.

Совсем недавно мы публиковали материал об эмпатии и, возможно, вы заметили некоторое сходство между ней и эмоциональным интеллектом. Действительно, эмпатия, как способность понимать и сопереживать эмоциям других, является одной из составляющих EQ. Наряду с самоуправлением, социальными навыками и самосознанием.

Как развивать эмоциональный интеллект

Высокий уровень EQ позволяет человеку продуктивнее развиваться как в личном, так и профессиональном планах, управлять стрессом и строить эффективную коммуникацию с другими. Работа над его развитием как минимум научит вас понимать подоплёку некоторых своих бессознательных действий.

Замечайте свои эмоциональные реакции

Обращайте внимание на то, что происходит с вами и вокруг вас, и старайтесь понять, как вы относитесь к этим явлениям на эмоциональном уровне. Не игнорируйте свои чувства, так вы теряете важную часть входящей информации.

Прислушивайтесь к языку своего тела

Не подавляйте физические проявления чувств. Наш ум и тело тесно связаны и, научившись понимать эту связь, вы легко сможете «читать» идентичные ощущения и переживания других.

Наблюдайте как связаны ваши эмоции и поведение. Гнев заставляет нас повышать голос, смущение – невнятно говорить. Это лишь наиболее очевидные примеры, но, поняв связь между переживаниями и поведением, вы научитесь справляться с ними и использовать в своих интересах.

Не подавляйте свои чувства. Не в том плане, что каждый раз, когда вам кто-то наступает на ногу в общественном транспорте, стоит начинать кричать. Но негативные эмоции являются такой же частью адекватной реакции на происходящее, как и позитивные. Анализируйте свои чувства, ищите выход и никогда не прячьте обиды и горести внутри себя.

Развивайте эмоциональную память. Заведите специальный дневник и записывайте туда свои эмоциональные реакции. Перечитывая его со временем, вы сможете взглянуть на себя со стороны, понять правильно поступали или нет, скорректировать свое будущее поведение.

Практикуйте желаемые реакции. Вы не можете заставить себя испытывать или не испытывать какие бы то ни было эмоции, но можете решить как реагировать на них. Сорвались по пустяку? Сделайте вывод, и в следующий раз держите себя в руках, даже если это сложно.

Будьте открыты и дружелюбны в отношениях. Эти два качества практически идут рука об руку с эмоциональным интеллектом.

Развивайте навыки эмпатии. Это научит вас понимать чувства других людей и делиться своими эмоциями с ними.

Учитесь слушать. И в прямом, и в переносном смысле. Значение имеют не только слова, но и тон, выражение, язык тела в момент речи. При определённой доле мастерства по этим параметрам можно даже научиться различать правду и ложь.

Будьте эмоционально честны. Не стоит отвечать «отлично» на вопрос «как дела?», даже заданный из банальной вежливости, если у вас всё плохо. Тем более не стоит, если с самого утра у вас всё не задалось и вы похожи на живую иллюстрацию к понятию «угрюмость». Делитесь с другими и неприятностями, и радостями.

Упражнения для развития эмоционального интеллекта

Взаимодействие с самим собой и средой вокруг выстраивается на основе степени развитости главных программ эмоционального интеллекта: осознанность, адаптивность, самооценка, мотивация.

Каждую программу можно раскрыть через 4 навыка:

  1. самооценку при помощи положительного восприятия мира, принятия, решительности и ассертивности;
  2. мотивацию через открытость всему новому, стремление к самосовершенствованию, четкое понимание своих целей и объективное ощущение неудач;
  3. адаптивность при помощи общительности, эмпатии (способность осознанно сопереживать другому), противостояния стрессу, управления своими решениями;
  4. осознанность через познание собственного тела, мыслей, эмоций и реакций.

Для развития «самооценки»

Взрослым будет полезно практиковать «сильные» позы, которые способствуют выработке дофамина. Например, выпрямить спину, голова поднята высоко, руки тянутся вверх. Вырабатываемый при этом гормон дофамин помогает мозгу лучше воспринимать и запоминать любую информацию.

Чтобы повысить свою уверенность, достаточно ежедневно выполнять упражнение в течение нескольких минут.

Упражнение «Я очень хороший» подходит для группового занятия с детьми. Оно позволяет создать положительный эмоциональный фон и повысить уверенность ребенка. Сначала необходимо произнести слово «Я» шепотом, потом — обычным голосом, а затем — прокричать. Таким же образом поступить со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»).

Далее каждый из детей по очереди произносит фразу целиком как захочет — шепотом, обычным голосом или прокричав. Например: «Я — Даша! Я — очень хорошая!» или «Я — Миша! Я очень хороший!». В конце дети дружно произносят «Мы очень хорошие!» всеми тремя способами.

Для развития «мотивации»

4 упражнения для развития эмоционального интеллектаОпишите 10 своих самых любимых занятий. Затем сформулируйте их так, чтобы были лишь глаголы. Выделите глагол, правильнее всего передающий суть того или иного дела. На основе глаголов спланируйте следующий месяц. В это время вам необходимо выделить 10 дней и прожить их под девизом одного из слов. Вязать или гулять, путешествовать или готовить, веселиться или разговаривать — вариантов множество.

Например, под лозунгом глагола «готовить» отправьтесь на кулинарные курсы, посетите дегустацию нового продукта или организуйте праздничный ужин дома. Кроме этого, таким образом можно презентовать свои услуги или услуги вашей компании.

Для развития «осознанности»

Достаточно самостоятельно еженедельно практиковать следующее упражнение, чтобы прокачать эмоциональный интеллект.

Эта техника поможет точнее «видеть» явные и скрытые мотивы собеседника, а также свою реакцию на определенные ситуации, информацию, эмоции.

Найдите место, где вас не будут отвлекать. Закройте уши, сосредоточьтесь на вещах вокруг, попробуйте уловить все мелочи

Постепенно вы станете замечать то, чему раньше не уделяли внимание.

После этого прикройте глаза и теперь концентрируйтесь на звуках. Привычная зона концентрации слуха для людей составляет не более 1,5 метров вокруг них

«Расширяя» слуховые возможности мы начинаем различать мелочи, на которые обычно не реагируем в повседневной жизни.

Последний шаг — одновременно закройте глаза и уши. Фиксируйте внимание на тактильных ощущениях от взаимодействия вашего тела с окружающей средой. Например, касание ветра, воды или песка, если вы можете ходить босиком.

Большую пользу для улучшения понимания себя и ЭИ принесет упражнение «Дневник эмоций». Оно полезно в любом возрасте. В течение дня необходимо записывать все эмоции и события, которые их вызывали. Для визуализации используйте карандаши/фломастеры для обозначения цвета эмоций или смайлики. Затем поставьте задачу — повысить число радостных смайликов. Главное — понимать самому и объяснить ребенку, что большая часть событий нейтральны сами по себе. Наши эмоции — это только наша реакция на них.

Для развития «адаптивности»

Лучший способ для тренировки адаптивности детей и взрослых — игра с «карточками эмоций». Правила упражнения простые — необходимо показывать эмоции, которые изображены на вытянутой вами карточке. Это могут быть гнев, радость, печаль, любопытство и пр. Простая игра с карточками позволяет эффективно отработать свои реакции, а также развить эмоциональный интеллект.

4 упражнения для развития эмоционального интеллекта

Альтернативной игрой-упражнением могут стать танцы. Танцы — это энергия, которая отлично передает эмоции и настроение. Это занятие одинаково любят взрослые и дети. Во время игры необходимо придумать собственный «танец радости» или «танец разочарования», «танец интереса» или «танец гнева». Выполняя упражнение, человек двигается по своему усмотрению.

Как развивать эмоциональный интеллект

Некоторые специалисты утверждают, что высокоэффективным сотрудникам присущ высокий уровень эмоционального интеллекта и приводят следующие техники по его развитию:

Не объясняйте поступки людей через их личные качества

Люди склонны думать, что поведение других можно объяснить через личные качества, свои же поступки мы оправдываем внешними обстоятельствами.

Так, опоздавший коллега может показаться ленивым малым. Своё же опоздание человек спишет на вчерашнюю задержку на работе, плохое самочувствие, нестабильную работу транспорта. Психологи называют подобное искажение фундаментальной ошибкой атрибуции.

Прежде чем давать эмоциональную оценку, стоит хорошенько подумать, имеет ли ваше суждение какое‑либо отношение к действительности, можете ли вы доказать его фактами. Возвращаясь к примеру, если тот же коллега выполняет задачи раньше срока, его вряд ли можно назвать ленивым.

Не принимайте всё на свой счёт

Если поведение человека кажется недружелюбным, не стремитесь думать, что оно следует из неприязни к вам. Например, коллега проигнорировал вашу просьбу. Можно сделать из этого два вывода: первый — по какой‑то причине вы ему не понравились, второй — у него много задач, и он не может помочь прямо сейчас.

Человек воспринимает ситуацию объективнее, если не принимает все поступки других людей на свой счёт. Причины поведения человека чаще зависят от его настроения или воспитания, нежели от нас.

Попробуйте поставить себя на место другого человека

Если у вас недостаточно информации о человеке, поговорите с ним, чтобы узнать его лучше.

Не стесняйтесь интересоваться самочувствием

Сходите на тренинг

Как развить эмоциональный интеллект

Развитие эмоционального интеллекта лучше осуществлять с детского возраста, сегодня много доступного материала в виде книг, фильмов, учебных пособий, но возраст не должен становиться помехой для самосовершенствования, иногда в человеке внутренне есть понимание и знания и начав заниматься формируется мощный эмоциональный интеллект, происходит прогресс и жизнь начинает налаживаться и мир становится понятнее для человека, осуждение уходит, потому как возникает понимание, что на все есть своя причина, а все эмоции имеют место быть.

Упражнения для развития эмоционального интеллекта

Эмоциональный социальный интеллект можно развивать в любом возрасте, нужно лишь проявить дисциплину и уделять занятиям некоторое время. Все подлежит практике, только так человек может чему то научиться. Эмоциональный интеллект – упражнения:

«Я чувствую (себя, сегодня)…» – эта фраза станет путеводителем в мир эмоций, которые присутствуют постоянно в человеке, но зачастую не отслеживаются, поэтому несколько раз в день важно уделить своим чувствам, как позитивным, так и негативным и описать их в дневнике самонаблюдения. «Я чувствую себя (растерянной, злой, несчастной)» и оценить, например чувство злости по 10-бальной шкале, насколько сильно это чувство

Если все 10 – то злость очень сильная и важно с ней поработать или чувство перейдет в хроническое недовольство и ощущение бессилия, что чревато психосоматикой.

Эмоции в цвете. Уделить час времени и нарисовать свое чувство в красках, если смесь чувств можно выразить каждое по отдельности или создать «коллаж» чувств. Упражнение очень эффективное и его полезно делать со своими детьми, ребенок с детства наученный распознавать свои чувства успешнее справляется со сложными жизненными ситуациями в будущем.

Развитие эмпатии. Сочувствие – нормальная и естественная составляющая бытия человека. Черствыми становятся люди, которые не получили в свое время поддержки от других, столкнувшись с неприятным или горестным событием и решили быть «замороженными», не чувствовать боли, поэтому важно замечать вокруг себя людей, которым нужна поддержка.

4 упражнения для развития эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект – тренинг

Развитый эмоциональный интеллект помогает человеку использовать разные паттерны поведения в сложных ситуациях и уметь включать внутреннего наблюдателя в конфликтных разборках, быть беспристрастным и не теряться, когда другие агрессивно настроены. Групповое занятие в виде тренинга помогает освоить навыки в безопасном для человека пространстве, чтобы потом применить знания в реальной ситуации. Чему учат на тренинге по эмоциональному интеллекту:

  • осознавать и распознавать свои эмоции и других людей;
  • переориентировать собеседника в позитивное русло эмоций, если он недружелюбно настроен или в депрессивном состоянии;
  • эффективно управляться с возникающими стрессами и не уходить в хронический стресс, который длится месяцами и истощает нервную систему;
  • управлять внутренними диалогами и избавляться от словесной «мешалки»;
  • для руководителей обучение дает также возможность видеть настроение сотрудников и способствовать раскрытию их потенциала.