Родители как светофор для ребенка

Содержание уголка

Центр психологической разгрузки может быть составлен из двух зон:

  • места для уединения (палатки или шатра, раскинутого над стулом), где малыши могут посекретничать, помечтать, посмотреть картинки, фотографии;
  • стола (полки, открытого шкафчика) с материалами.

На последней стоит остановиться детально, так как именно средства, используемые для организации работы по психологической разрядке, определяют успешность реализации поставленных задач этого центра предметно-развивающей среды.

Материалы и их назначение — таблица

Назначение Средства
Релаксация Мягкий стул или небольшое кресло для чтения, просмотра фотографий.
«Стул для размышлений» (для того чтобы малыш смог вспомнить забытые им правила поведения, если обидел кого-то). Важный элемент центра для любого возраста.
«Волшебный стул» (для поднятия настроения к грустному ребёнку, сидящему на стуле, подходят товарищи, поглаживают его по плечу, говорят ласковые слова). Дошкольники младшего и среднего возраста так ещё и развивают активный словарный запас.
Фотоальбомы, мягкие игрушки, «Мамины ладошки» (сшитые мамой варежки), ракушки, морские камешки, чтобы перебирать эти предметы в руках. В младших группах такая работа — это ещё и отличный вариант развития мелкой моторики.
Обучение способам приемлемого выражения агрессии Боксёрская груша, «подушка-кусачка», «баночки-кричалочки», мишени для сублимации негативной энергии. Эти материалы подходят больше для старших групп, в младших лучше использовать «агрессивный коврик».
«Копилка плохого настроения» (плохие слова, поступки «складываем» в копилку/банку/коробку).
«Агрессивный коврик» (колючий коврик, чтобы, положив на него руку, малыш почувствовал, как может быть неприятно от чьей-то злости).
Обучение самообладанию, приёмам регулировать своё настроение Аудиозаписи со звуками природы (шум моря, шорохи леса и т.д.) для отдыха.
Цветные клубочки для сматывания ниток и успокоения.
Волшебные предметы (шляпа, башмачки, накидка), чтобы почувствовать себя магом и поднять настроение.
Игры с песком (лучше, если это будет небольшая готовая песочница с формочками), водой, пуговицами (для заполнения сюжета рисунка по контуру), крупой (для сортировки).
«Мешочки с настроением» (в «плохой» выдуваем плохое, из «хорошего» берём хорошее).
«Коробка добрых дел» (чтобы отвлечься от негативных эмоций, вспоминаем, что было сделано сегодня хорошего и «кладём» этот поступок в коробку). Работа с этими материалами будет понятна старшим дошкольникам, которые уже вполне осознанно могут дать оценку чужим и своим поступкам.
Эмоционально-развивающие игры для обучения навыку бесконфликтного общения «Коробка-мирилка» (поссорившиеся жмут руки, продев их в коробку с вырезанными отверстиями), «Подушечка примирения» с пришитыми к ней на резинке перчатками (дети садятся на подушку вдвоём и продевают по одной руке в перчатку), «Остров примирения» (принцип тот же, что и подушечки, но только в качестве острова используется покрывало).
Игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, что такое плохо?».
«Доска настроений» (например, в виде светофора с кармашками-эмотиконами, выражающими разные настроения — веселье, грусть, нейтральное, ребёнок берёт свою фотографию, прикреплённую на палочку, и ставит в подходящий кармашек).
Снижение уровня тревожности, повышение самооценки Подиум, куда приглашаются дети, отличившиеся в том или ином виде деятельности. Например, самый быстрый бегун в соревнованиях на прогулке.
Стенд «Герой дня», куда определяются 1–2 фотографии детей, отличившихся чем-то положительным сегодня (в учёбе, на прогулке и пр.). В младших и средней группе менять «героев» стоит дважды в день, чтобы у детей создавалась правильная мотивация для стараний.
«Почётный стул» — альтернатива подиуму (при нехватке пространства), для которого используется «волшебный стул» — достаточно набросить покрывало.
Обучение навыкам сотрудничества в коллективе Игры «Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик».
Воспитание эстетических чувств, возможность продемонстрировать своё настроение «Выставка рисунков» (дети выражают на бумаге свои чувства и крепят зарисовки магнитом на небольшую магнитную доску).

Вместо предисловия

Пожалуй, не существует пап и мам, которых время от времени не раздражало бы поведение их детей, и в то же время почти каждый из родителей думает, что по части гневливости равных ему нет.

Обычно раздражение возникает и накапливается в тех ситуациях, когда маме или папе не удается скорректировать индивидуальные особенности поведения ребенка, совладать с какой-то бытовой ситуацией. Если не хватает обычных способов повлиять на обстановку, раздражение подключается как запасная, хотя и ненужная батарейка.

Семья — это долгосрочный проект, на протяжении десятилетий с ней происходит всякое: какие-то периоды оказываются относительно простыми и чуть ли не безоблачными, другие же становятся временем настоящего испытания чувств на прочность. Именно поэтому так необходим обмен информацией между супругами.

Не секрет, что многие молодые семьи поначалу вынуждены снимать жилье и лишь со временем обзаводятся собственными домашними очагами. При этом квартира может оказаться просторнее или скромнее, лучше или хуже. Схожим образом выстраивается и супружеское общение: отнюдь не всегда умение вести доверительные и благожелательные разговоры о самых сложных вопросах приходит сразу. В период ухаживаний в этом и нужды нет: головы влюбленных заняты совершенно иными вещами.

Истинное общение — прерогатива зрелой семьи, члены которой прекрасно понимают: каждый из них представляет собой сложнейшую совокупность достоинств и изъянов, пребывающих в постоянной и ожесточенной борьбе между собой, где «поле битвы — сердце человека». Навык общения — вовсе не бонус, прилагаемый к свидетельству о браке, а результат многолетнего кропотливого и ответственного труда. Однако именно отсутствие этого опыта и порождает в немалой степени спонтанные выбросы разрушительных эмоций.

ОПРОС, Шкала эмоционального состояния. Стрелка на зеленом секторе. Стрелка на синем секторе. Стрелка на желтом секторе. Стрелка на оранжевом секторе. Стрелка на красном секторе. Просмотреть результаты Загрузка …

В какой психологической помощи Вы нуждаетесь?

Если Ваша стрелка показывает на зеленый цвет — Вы в порядке и не нуждаетесь в психологической помощи. Наоборот, к Вам самим можно смело обращаться за эмоциональной поддержкой.

Если Ваша стрелка находится в спектре синего цвета — Вы еще можете справиться самостоятельно. Обратитесь за поддержкой к друзьям и родным. Отдохните, выберитесь на природу, поспите лишние пару часов.

Если Ваша стрелка в спектре желтого или оранжевого цвета — Вам уже нужна психологическая подпитка иного рода, чем поддержка друга.  Для этих цветов подойдет хороший курс по самотерапии, подготовленный профессиональным психологом.

Если же Ваша стрелка в спектре красного цвета — к курсу по самотерапии обязательна консультация психолога, умеющего работать с эмоциональными проблемами и стрессовыми состояниями.

Работа в уголке психологической разгрузки

Целями и задачами организации центра психологической разрядки игровая деятельность определяется ведущим способом активности в этой предметно-развивающей зоне. Для создания ситуации успеха — реализации основного принципа в работе с детьми — используются индивидуальные, парные и групповые формы работы. А также элементы театрализации, когда малыши играют роли и положительных, и отрицательных персонажей, стараются дать оценку и тем, и другим.

Таблица: виды игр в центре психологической разгрузки

Вид игры Возраст детей Название Цель и ход
Дидактические Младший дошкольный возраст «Птицы» Для развития эмоциональной симпатии друг к другу, тренировки мимических мышц.Воспитатель взмахивает волшебной палочкой, и дети, «превращаются» в птиц. После слов: «Солнце встало, птицы глазки открыли, крыльями взмахнули и полетели приветствовать друг друга».
Средний «Хорошо-плохо» Для развития умения оценивать свои и чужие хорошие и плохие поступки.Педагог раздаёт детям карточки с изображением плохого поступка (например, мальчик льёт воду с балкона на голову прохожим), малыш должен самостоятельно подобрать из «банка» карточек адекватный ситуации хороший поступок (мальчик поливает цветы на балконе). Как вариант: воспитатель распределяет карточки по двум группам, намеренно перепутав «хорошо-плохо». Дети должны по очереди правильно рассортировать картинки.
Старший дошкольный возраст «Ласковое имя» Для формирования правильного отношения к товарищам, развития интонационной стороны речи.Дети садятся по кругу и передают из рук в руки мяч, ласково произнося имя соседа.
Эмоционально-развивающие Младший «Связующая нить» с клубочками Для освоения навыка работать в группе, воспитания чувства товарищества.Дети садятся по кругу, первый малыш берёт хвостик нитки, отдаёт моточек следующему, который передаёт клубок дальше, держась за свою часть ниточки.
Средний «Коробочка секретов» Для релаксации.Малыш закрывает глаза. Воспитатель проводит по его руке любым предметом и спрашивает: «Что это?» Как вариант, ребёнок может просто доставать предметы и рассматривать их. Игра проводится в индивидуальной форме.
Старший «Полянка настроения» Для определения своего эмоционального состояния, тренировки навыка саморегуляции.Ребёнок заходит на «полянку» в виде покрывала или цветного коврика и рассказывает о своём настроении. Игра проводится для всей группы.

Забавы с ниточкой учат малышей чувству товарищества: чуть сильнее натянул свой кусочек — сразу всем стало неудобно держать

Практическая деятельность в уголке

К этим видам активности относятся:

  • рисунки;
  • поделки;
  • аппликации.

Аппликации в виде ладошек или ножек можно разместить под тучкой, если настроение плохое, или под солнышком, если хорошее, а можно таким образом выразить оценку тех или иных действий сказочных персонажей

Отдельный вид работы — психологические тесты, которые проводит либо воспитатель, либо психолог ДОУ. Результаты этих исследований используются для выявления:

  • психических отставаний в развитии;
  • характера внутрисемейных отношений;
  • готовности ребёнка к школе;
  • уровня адекватности самооценки;
  • способности малыша трудиться в коллективе.

Воспитание чувств

Если вы замечаете в поведении своего ребенка:

  • демонстративность,

  • особую тягу к эмоциональному общению,

  • боязливость (страх темноты, страх оставаться без родителей, страх умереть),

  • способность превратить игру с куклами и мягкими игрушками в настоящий спектакль,

  • склонность к проявлениям жалости к букашкам и цветочкам и т.п.,

значит природа наделила вашего ребенка зрительным вектором.

Зрительному ребенку, помимо привития базовых навыков адаптации, требуется воспитание чувств. Создать интерес к эмоциональному развитию можно с помощью литературы, заставляющей сопереживать героям. Это могут быть рассказы о животных и детях, например, «Дети подземелья» В. Короленко, «Маугли» Р. Киплинга.

Эмоциональная экстравертация – сопереживание, сострадание, — освобождает зрительника от страха за самого себя, дает сбалансированную биохимию головного мозга, позволяет сопереживать другим людям в их передрягах, трудностях и трагедиях. После первых прочитанных мамой или папой книг, ребенок естественным образом будет тянуться получить это удовольствие (настоящее любовное в чисто зрительном смысле переживание!) снова и снова. В этом случае легко подтолкнуть его к самостоятельному чтению.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана рекомендует к прочтению зрительным детям и подросткам сказки Г.Х. Андерсена, книги классика французского романтизма В. Гюго и другие…

Большое заблуждение современных родителей, особенно в России, насчет того, что, пацаны не должны плакать, приводит к нарушениям в развитии зрительного вектора у мальчиков. «Не реви!», «че нюни распустил?», «ноешь, как баба», — подобными фразами родители стремятся выбить из зрительного мальчика «дурь», сделать его сильным, могучим, смелым и способным постоять за себя. На самом деле через отрицание зрительных свойств, пока еще не развитых у ребенка, и проявленных на уровне истеричности или демонстративности, родители не смогут привить ребенку смелость и волевую устойчивость.

Наоборот, получивший травму зрительный ребенок более подвержен страхам, чем другие, а значит менее способен социализоваться и «постоять за себя». Нередко жизненный сценарий такого человека во взрослом состоянии выстраивается вокруг борьбы с собственными страхами, часто через попытки спастись от потенциальных нападок на себя, беспричинно словесно атакуя при этом других, через демонстративное поведение.

В случае же создания родителями адекватных условий для развития и реализации зрительного вектора, ребенок, если это мальчик, обучается адекватно реализовывать свои зрительные свойства, получая большую психологическую устойчивость, нередко даже способность ответить на агрессивное воздействие, защитить себя и других. Однако зрительный мальчик определенно не боец и его способность драться сильно уступает детям без зрительного вектора.

Родителям следует понимать, что чувственное развитие зрительного ребенка через художественную литературу, через навыки создания и поддержания эмоциональной связи, через формирование гуманистических ценностей – это не только способ избавления ребенка от состояний страха и истерического поведения, но и надежный фундамент для будущей зрелой и реализованной в обществе личности.

Как зрительнику реализовать себя

В заключении про «верхние» и «нижние» состояния зрительного вектора важно отметить следующее. Когда объект переживаемых эмоций, как в «верхнем», так и в «нижнем» состоянии находится снаружи, а эмоции оформлены в чувства или творческую работу, то они не несут вреда самому зрительному человеку и окружающим его людям

В случае же, когда объектом переживаний зрительного человека является он сам, это проявляется негативно как для него самого, так и для окружающих.

Если вы отслеживаете в себе неконтролируемую смену настроения от эйфории до провальной тоски, когда кажется, что «мир рухнул», то первое конструктивное применение, которое можно найти для этих состояний – это оформлять их в чувства, строить эмоциональные связи с другими людьми. Либо активировать имеющийся потенциал, реализуя свою эмоциональную амплитуду в творчестве.

Яркие эмоции, безусловно, украшают жизнь, подпитывают интерес испытывать их каждый раз вновь и вновь. Когда зрительный человек использует свою эмоциональную амплитуду в творчестве (актриса, художник, дизайнер), в профессии, которая располагает к участливому отношению к другим людям (врач, педагог), в волонтерской или в другой деятельности, связанной с проявлением сострадания, то стремление к переживанию состояния «любовь» становится для него источником вдохновения для реализации себя на всю катушку в течение всей жизни. Это и есть путь к настоящему естественному и природному счастью для зрительного человека.

Роль центра психологической разгрузки

Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в:

  • неумении контролировать свой гнев, выражая его открытой агрессией;
  • неуважении своих товарищей;
  • неспособности руководить своими эмоциями, настроением, чувствами.

В связи с этим перед педагогом встаёт задача создания условий для формирования эмоционального благополучия ребят. Решить эту проблему помогает модель предметно-развивающей среды — центр психологической разгрузки.

Центр психологической разгрузки помогает детям научиться успокаивать свои негативные эмоции

Цели и задачи уголка

Перед содержательным наполнением центра психологической разгрузки стоят следующие цели:

  • создание атмосферы психологического комфорта и обстановки положительной эмоциональности для активной, творческой личности (дети могут не только побыть наедине с собой, но и почитать, порисовать и т.д.);
  • обеспечение условий для развития произвольной саморегуляции двигательной активности малышей, а также их психофизического, эмоционального состояния (с помощью игр, тренажёров);
  • организация работы по развитию коммуникативной компетентности ребят, то есть умения договариваться, находить компромисс, учиться отстаивать своё мнение (через игровую, познавательную деятельность).

Задачи организации уголка психологической разрядки являются универсальными для всех групп детского дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), однако некоторые нюансы, связанные с возрастом воспитанников всё же есть.

Обучение саморегуляции, общению, решению конфликтов. Эта задача особенно актуальна для детей младшего дошкольного возраста, которые пережили или только вступили в кризис трёх лет, когда характерное «Я сам, моё» сталкивается с таким же посылом у сверстников, отчего возникают неизбежные конфликты относительно того, кто будет играть с той или иной игрушкой, кто будет «водой» в игре и т.д.
Повышение самооценки детей

Повышенное внимание к этой задаче центра уделяется в средней и старшей группах, когда малыши оказываются очень зависимы от оценки авторитетных взрослых, то есть родителей и воспитателя.
Обучение социально приемлемым способам поведения, то есть как ответить на просьбу, как отказать, если она неприемлема и пр. Если в младшем дошкольном возрасте (особенно в 1,5–3 года) у малышей оценочная шкала приемлемости состоит только из «хочу» и «не хочу», то с возрастом она расширяется до «надо, потому что так делают все», «так сказал взрослый»

Ребёнка необходимо научить ориентироваться в этой системе.
Воспитание навыка сотрудничества, чувства эмоционального единения с коллективом. Особую значимость этот аспект приобретает в старшей и подготовительной группах, так как дети готовятся к переходу на новый жизненный этап — обучение в школе, где на принципе сотрудничества построена вся образовательная система.

Очень важно научить девочек сотрудничать, мириться с мальчиками и наоборот, так как с возрастом малыши начинают стесняться друг друга, и от этого избегать совместных заданий, увеличивая число взаимных обид

Светофор эмоций. Цветовой проективный тест.

Цветовой проективный тест — это тест, использующий различные цвета, для проверки Ваших проекций и определения степени проявления того, что находится под прицелом исследования.

Светофор эмоций — это 3 цвета, которыми можно охарактеризовать Ваши эмоции и понять, в каком эмоциональном состоянии Вы сейчас пребываете.

Светофор  6  эмоций и стресса в Вашей жизни.

На картинке «светофор эмоций»  показано как распределять эмоции и стресс по степени их психологического  влияния на Ваше состояние в целом.

Посмотрите внимательно на светофор Ваших эмоций.

Красный светофор эмоций — это зона напряжения и максимального проявления эмоции. Это сигнал опасности, сигнал SOS в Вашей жизни. Присвойте этот цвет эмоции или слову «стресс», если сейчас это чувство имеет значение в Вашей жизни.

Желтый светофор эмоций — это сигнал предупреждения об опасной тенденции проявиться этой эмоции в любой момент. Вы на грани эмоционального срыва.

Зеленый светофор эмоций — это сигнал о том, что Вы в порядке по отношению к этой эмоции. Степень её проявления минимальна или стремится к нулю.

Раскрасьте свои эмоции и «стресс» в 3 цвета светофора.

Примерьте на себя приведенные ниже 7 слов и раскрасьте их в 3 цвета эмоционального светофора.

Какой цвет светофора преобладает, горит сейчас в Вашей жизни?

Экзальтация и тоска как амплитуда состояний неразвитого зрительника

«Верхнее» состояние эйфории, экзальтации – это эмоциональный шквал, не оформленный в чувства. Человек чувствует внутренний подъем, порыв, который толкает вынести это состояние наружу

Но в случае неумения выносить свои чувства наружу, создавать эмоциональную связь с другим человеком, при отсутствии творческих навыков, эти эмоции остаются «перегорать» внутри, либо человек стремится всячески привлечь к себе внимание, ведет себя несдержанно, демонстративно, истерично

Состояние экзальтации доставляет наибольшее наслаждение зрительнику, не научившемуся оформлять свои чувства. Человек испытывает восторг, резкий подъем настроения, беспричинную радость, когда хочется смеяться, рыдать, куда-то бежать, вдруг бурно начинает работать фантазия, в голове мелькают образы.

За состояниями экзальтации зрительники идут в секты к индуктивным кожно-звуковым или кожно-звуко-оральным проповедникам. Некоторые люди с сочетанием кожного и звукового векторов способны индуцировать, т.е. «заражать» других людей своей идеей. Когда идея порождена нездоровым состоянием звукового вектора, например, убежденностью в своей богоизбранности, то такого рода индукция является психопатологической, вредной для окружающих. Такие люди нередко создают секты, в которые как магнитом притягивает эмоционально неустойчивых личностей со зрительным вектором.

Фанатично убежденный в своей идее руководитель секты «приобщает» зрительную паству в тайну «божественного начала», и таким образом доводит их зрительный страх до состояния веры в высшую силу, что может доводить их до экзальтированного исступления. Если такой человек еще и обладатель орального вектора, то его способность к убеждению в разы сильнее. Яркие примеры подобного акцентуированного воздействия кожно-звуко-оральных проповедников на людей со страхами в зрении можно увидеть в церквях харизматов.

Состояние экзальтации, яркой демонстративности, истеричности дает зрительному человеку кратковременное ощущение наполненности и радости, но оно в абсолютной степени направлено на эмоциональное самоудовлетворение, при этом другие люди выступают в качестве некоего катализатора.

Как правило, после пребывания в экзальтации идет резкий внутренний эмоциональный спад в тоску – «нижнее» состояние, резкий спад настроения, сопровождающийся негативными переживаниями за самого себя, опустошенностью, жалостью к самому себе. Тоска – это негативное «нижнее» состояние, которое затягивает, накручивается негативными эмоциями, как снежный ком, из которого сложно выбраться. В состоянии тоски зрительный человек негативно переживает свою судьбу, сосредоточен на тревогах за самого себя.