Лидерство как социально-психологический феномен

Основные лидерские черты

Меняется общество – меняются лидеры. Каждый из человеческих коллективов требует от лидера особых качеств. Одни черты характера нужны капитану футбольной команды, другие – капитану корабля. Но можно найти и общие лидерские качества. Такими чертами характера, востребованными в нашем обществе, являются:

  • честность;
  • открытость новым знаниям и готовность изменяться;
  • воображение;
  • уверенность в собственных силах;
  • чувство юмора;
  • энтузиазм;
  • рациональность и жесткость;
  • готовность к переменам;
  • умение видеть и удерживать цель;
  • способность быстро отыскивать нужные средства для воплощения цели;
  • интересная внешность и харизма.

Развитие лидерских качеств – это ежедневный труд, и он потребует всех ваших сил.

Что такое коэффициент жизненной энергии (VQ)

Поразительно, но многие лидеры во всем мире как в государственном, так и частном секторе до сих пор думают, что основа их успеха — высокий IQ. Они полагают, что успешная деятельность невозможна без умения рассуждать, анализировать, рассчитывать и размышлять. Но они глубоко заблуждаются!

Мы уверены: умный человек не обязательно хороший лидер. У персонажей с высоким IQ нередко отсутствует важная способность — способность к эмпатии, сочувствию. Они нетерпимо относятся к окружающим, склонны к общению свысока и не выносят собеседников, которые соображают не так быстро, как они. Обычно они с трудом взаимодействуют с людьми, находящимися на более низком интеллектуальном уровне.

Классификация

Существует много классификаций лидерства. Малая группа действует в двух сферах — деловая и эмоциональная. Соответственно к ним выделяют инструментальное и экспрессивное лидерство. Иногда эти два вида представлены в одной личности. Но чаще это разные люди. Первый организовывает работу и решение поставленных задач, второй – процесс общения и взаимоотношения с психологической точки зрения.

Если принимать во внимание стиль и методы работы, выделяют такие виды лидерства:

  1. Авторитарный – человек, который управляет, сам принимает решения, не прислушивается к мнению других. Видит поставленную цель и делает все, чтобы до нее дойти. Это своего рода деспот, которого не интересуют проблемы членов коллектива.
  2. Демократический – решение задач достигается совместными усилиями, каждый член группы может высказать свою точку зрения. Отношения между участниками теплые. Но на достижение результата требуется намного больше времени.
  3. Попустительский – группа работает самостоятельно. Лидер есть, но он не выделяется, не оказывает влияния на деятельность. Участники сами принимают решения, добиваются цели. Чтобы организовать рабочий процесс, необходимо много времени.

Социологи подразделяют лидеров на следующие виды:

  1. Для которого нет невозможного – человек с высокоразвитыми умственными способностями. Может повернуть ситуацию так, как ему нужно. Имеет хорошее логическое мышление, благодаря этому управляет коллективом. Участники доверяют ему.
  2. По воле судьбы – его выбрали, но от него ничего не зависит. Такое часто случается в небольших коллективах. Примером служит студенческая группа, когда выбирают старосту. Может скоро произойти смена лидера.
  3. Который имеет задатки с рождения – благодаря психологическим особенностям ему хорошо дается руководить людьми.
  4. Харизматический – отличается качествами, которые притягивают людей, внушает им доверие. Структура коллектива неустойчивая, так все зависит от отношения лидера к его членам, которое может резко смениться. Пока человек обладает харизмой, он будет во главе группы. Если потеряет свою притягательную силу, его могут сменить.
  5. Маккиавеллистический – пользуется человеческой слабостью и чужими ошибками. Извлекает из них выгоду для себя. Манипулирует людьми.
  6. Экспрессивный – обладает высокой эмоциональностью, чем притягивает к себе людей.
  7. Инструментальный – группа его выдвигает, так как считает, что он обладает качествами, которые помогут достигнуть поставленных целей.

Лидеры не создают последователей — они создают новых лидеров

Если обратиться к мировому опыту и исследовать факторы успеха, наблюдая за судьбами самых успешных людей, то можно заметить ряд закономерностей. Некоторые источники пытаются убедить, что для успеха ведущую роль играет образование. Однако в списке самых богатых людей планеты можно найти 10 человек, которые стали миллиардерами, но при этом не получили даже полного школьного образования. Кто-то из них начинал свою карьеру в семейном бизнесе, кто-то с раннего возраста лишился поддержки родителей и был вынужден сам зарабатывать на жизнь. Но все эти люди очень рано начали проявлять социальную активность и вести предпринимательскую деятельность. Они получили практический опыт организации и ведения бизнеса прежде, чем теоретические знания в этой области. Таким образом, образование является не главным фактором успеха, а лишь вспомогательным. Что позволило этим людям начать с нуля и подняться на самый верх лестницы успеха? Они были более активны, более динамичны, более независимы, чем те, кто начинал рядом с ними. За всеми этими свойствами стоит одно базовое качество – энергетика.

Эти видео-уроки предназначены для тех, кто готов начать применять биоэнергетические методы для комплексного оздоровления и увеличения энергетического потенциала.

От энергетики зависит здоровье и работоспособность человека, его удача, умение выбрать успешное направление, умение правильно подобрать и повести за собой людей.

Лидер — это человек обладающий  профицитом  энергии!

Понаблюдайте за собой в течение дня. Вот вы встали утром

Как вы себя чувствуете? Чувствуете ли вы усталость и желание продолжить отдых или наоборот, ощущаете некий избыток сил, который побуждает вас действовать? Как вы ведёте себя когда у вас прилив или упадок сил? Как энергетическое состояние связано с вашей эффективностью и удовлетворённостью жизнью? Очень важно для любого человека уметь чувствовать уровень своей внутренней силы или энергетики. Что бы мы не делали, на осуществление любого действия затрачивается некая сила

Причём некоторые действия восполняют силы, другие же только расходуют. Можно сказать, что ежедневно мы вступаем в огромное количество энергоинформационных связей и поддерживаем множество энергоинформационных процессов. Поэтому первое, чему нужно научиться человеку – это управлять своими энергоинформационными процессами, в частности процессами накопления и расходования силы.

Когда человек живёт в активном состоянии, он постоянно возбуждает среду вокруг себя. И люди, окружающие его, меняются в его присутствии в лучшую сторону без всяких указаний и нареканий. Просто в его присутствии происходит такая активизация окружающих людей, что у них уходят информационные блоки, повышается энергетичность, а с ней и уровень здоровья, работоспособность, креативность и т.д. Когда руководитель работает над собой и растёт внутренне, то и коллектив меняется.

Андрей Захаревич

За информацией о времени проведения очных и онлайн семинаров следите на нашем сайте:Онлайн семинарыЖивые тренинги

Территория лидерства

Если человек хочет стать лидером в коллективе, ему нужно определиться с территорией, на которой это делать. Это может быть школа, отдельный класс, рабочий коллектив, студенческая группа. Также учитывают нюансы:

  1. Что вы собой представляете. Если вы учитесь в школе, цель – стать старостой класса. Если – на работе, необходимо показать себя с лучшей стороны и добиться полномочий руководителя коллектива. Это обязательное условие для лидера, чтобы уметь воздействовать и оказывать влияние на подчиненных людей.
  2. Как добиться получения полномочий лидера в коллективе. Следует проявлять инициативу, показать свое стремление добиваться поставленных задач и целей. Заметив это, вышестоящее начальство назначит такого сотрудника руководителем на работе. В учебном заведении эта прерогатива принадлежит студенческому коллективу.
  3. Желание стать лидером коллектива должно быть естественным, а не наигранным. Заметить это можно по уверенности, особой энергии, которую излучает человек.

Четко выполняя поставленные задачи, учитывая эти моменты, всегда можно стать лидером – первым номером в коллективе.

Что мешает многим людям развить в себе лидерские качества

Лидерство как социально-психологический феномен

Многие люди на работе, дома, в любом другом коллективе стремятся стать лидером. Они хотят быть лучшими в классе, коллективе, семье, кругу друзей. Лучший – это первый. Быть лидером можно в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. Многие люди, а правильнее сказать, что подавляющее их большинство остаются ведомыми. На это есть объяснимые причины.

  1. Отсутствие цели. Если у человека нет идей, стремлений, он не знает, какие задачи должен выполнять и во имя чего, он не понимает как стать лидером в коллективе на работе, в собственной семье.
  2. Страх. Он бывает разным. Основной заключается в неизвестности, боязни повторить то, что было раньше. Сюда относят такие качества, как неуверенность, стеснение, чувство вины. Такие черты характера не для лидера коллектива.
  3. Низкая самооценка. Если вы не цените и не уважаете себя, не развиваете способности, так как не уверены в их наличии, вы так же будете относиться к сотрудникам коллектива.
  4. Наличие внутренних барьеров. Личность формируется на протяжении многих лет. Если за эти годы вы не научились воспринимать реальность, видеть вперед на несколько шагов, вы не сможете повести за собой людей.
  5. Неспособность управлять собственной жизнью. Неготовность принимать решения.
  6. Отсутствия нужных навыков и знаний. Будущий лидер должен постоянно развивать свою личность. Знания, навыки, опыт в конкретной области помогут достичь поставленной цели.

Человек, стремящийся иметь руководящую позицию, должен быть уверенным в себе, четко формулировать мысли, излагать их ясно и конкретно, у него должна быть своя точка зрения.

Какие барьеры встречаются чаще всего

На пути лидера коллектива чаще всего  встречаются такие барьеры:

  1. Нечетко выраженная цель, поставленная перед коллективом задача. Неудача на пути к лидерству преследует тех, кто слабо их видит.
  2. Ожидание мгновенного решения, нетерпеливость. Человек, пытающийся изменить себя мгновенно, никогда не станет лидером в коллективе. Нужно довольствовать небольшим результатом. Чтобы вырос величественный дуб, нужно сначала посадить маленький желудь. Сроки на выполнения поставленной задачи должны быть реальными.
  3. Боязнь рисковать, испытать себя в новых ситуациях.
  4. Отсутствие веры в собственные силы. Своим развитием вы должны управлять самостоятельно, и только от вас зависит, станете ли вы лидером. Нужно учиться управлять своей жизнью.
  5. Недостаток знаний, опыта. У каждого имеются собственные жизненные обстоятельства, черты характера, качества, присущие только ему. Изучение биографии успешных людей не помогут вам стать лидером.

Чтобы повести за собой людей, необходимо осознавать свою уникальность. Волшебных рецептов для этого не существует. Нужно использовать собственные знания, энергию, опыт, навыки и применять их в коллективе.

Можно ли найти универсальный метод того, как стать лидером

На современном психологическом рынке много самых разнообразных «полезных советов», помогающих стать лидером в коллективе. Но практической ценности они не имеют, так как нет таких «рецептов» для всех желающих. Каждый человек по-своему уникален, и он должен это осознать. Для того чтобы стать первой скрипкой в оркестре нужно не заимствовать чужие секреты, а искать собственные, раскрыть дар, воспользоваться своими навыками и энергией.

Любой из перечисленных барьеров, а у каждого они имеются собственные, становится преградой на пути к успеху. Если вы хотите стать лидером в коллективе, ищите собственные пути. Для того, чтобы реализовать поставленные цели, приобретайте новые знания и навыки

И что важно – не стоит бояться поражений. Лидеру страх не присущ

Откуда берется VQ?

Мы считаем, что VQ — это врожденное качество. Каждый человек с рождения обладает тем или иным уровнем жизненной силы, поэтому одни люди более энергичны, резки, торопливы, нетерпеливы, стремительны, активны и неутомимы, чем другие. По нашему мнению, уровень VQ остается более или менее одинаковым на протяжении всей жизни. В старости уровень внутренней энергии не меняется — за исключением случаев, когда человек заболевает или ослабевает физически, но даже тогда VQ может просто не проявляться активно, а «затаиться» до времени.

Однако в этой теории есть очень важный момент. Для применения данного понятия в отношении руководства необходимо рассмотреть два уровня VQ. Первый — так называемый потенциальный VQ: врожденная жизненная сила, с помощью которой мы изначально способны поддерживать свое существование. Второй уровень — реальный VQ, означает энергию, с которой мы в настоящее время выполняем те или иные жизненные задачи. Реальный VQ всегда ниже, чем потенциальный. Спросите почему? Потому что всегда есть что-то, что удерживает нас от достижения максимума жизненных целей, какая-то причина, не позволяющая реализовать весь свой потенциал. Регулирование разрыва между уровнями VQ обеспечивает высокий уровень жизни и позволяет контролировать состояние сотрудников. Именно это дает человеку возможность стать хорошим лидером.

Определение

В группе всегда происходит распределение власти. Когда увеличивается коллектив, возрастает и роль лидерства. Возникает иерархическая структура, на вершине которой кто-то должен находиться. Нельзя путать понятие лидерство с понятием руководства. Лидерство проявляется в регулировании межличностных взаимоотношений на неформальном уровне. А руководство в рамках социальной организации регулирует функции формальных отношений.

Феномен лидерство в малых группах возникает стихийно. Когда коллектив только формируется, выдвигается пробный лидер. Иногда возникает рассеянное лидерство – когда в больших группах несколько людей сразу берут на себя решение задачи, предлагают правила организации взаимоотношений. Эти личности могут противоречить друг другу. Фокусированное лидерство восстанавливается тогда, когда все члены идут за одним человеком. Не всегда лидер в одной группе может стать им в другой. Потому что в новом коллективе другие нормы, цели.

Психологи выделили основные качества, которыми должен обладать лидер:

  • эрудированность;
  • доминантность;
  • уверенность в себе;
  • мужественность;
  • высокий энергетический уровень;
  • соответственные к деятельности коллектива знания и навыки.

Хотя феномен лидерства очевиден, бывает трудно выделить лидера в группе. Для этого используют два метода:

  • метод самодоклада – опрашивают членов коллектива, кого считают более влиятельным;
  • метод самонаблюдения – сторонние люди выявляют людей, которые при решении задач более активно участвовали, втягивали в процесс других участников.

Способы увеличения энергии подчиненных

Увеличение собственной энергии, или повышение VQ, — необходимое условие успешной и полноценной жизни. Однако лидеры также должны понимать: их обязанность в том, чтобы высвободить энергию других членов коллектива и помочь им раскрыть свой потенциал.

Не кажется ли вам, что многие сотрудники организаций и компаний живут не столько собственной жизнью, сколько жизнью других людей? Бывший премьер-министр Англии Бенджамин Дизраэли однажды сказал: «Жизнь слишком коротка, чтобы быть незначительной». Поэтому задача лидера — дать коллегам шанс «выпустить на свободу» свой VQ и в полной мере проявить скрытые таланты.

Как это сделать? Главное — удовлетворение самых сокровенных желаний людей. Этот метод наиболее эффективен. Основываясь на самых незначительных сигналах, поступающих от сотрудников (включая слова, язык тела и особенно эмоции), талантливые лидеры могут определить личные предпочтения, цели людей и наиболее привлекательные способы их достижения. Получив эту информацию, лидер должен постараться дать сотрудникам задания, которые наилучшим образом отвечают их потребностям. Сделать это нелегко, ведь руководителю нужно не только определить внутренние потребности сотрудников, но и подобрать для каждого максимально подходящие обязанности.

Тем не менее без этого не удастся добиться от команды подлинной заинтересованности. Нелишним здесь будет вспомнить слова Лу Герстнера, бывшего исполнительного директора IBM: «Без сомнения, сколько людей — столько и способов мотивации. Одних стимулируют деньги, других — возможность карьерного роста или признание, для третьих самой эффективной мотивацией станет страх или злость. Для кого-то побудительным мотивом может быть шанс узнать нечто новое, расширить сферу влияния, увидеть конкретные результаты своей деятельности. Большинство начинают действовать из страха вымирания, а вдохновить их можно, нарисовав привлекательную картину будущего».