Эпатаж

Эпатажные фото, эпатажные личности в шоу-бизнесе

Эпатаж

Эпатаж в XXI веке стал неотъемлемой частью шоу-бизнеса. В наше время все больше полагаются не на свой талант, а на аморальность поведения, что обеспечивает постоянную прописку на страницах «желтых» изданий. Пиар, «черный» он или «белый», всегда играет на руку артистам.

Эпатаж

Если считать, что «эпатажный» – это выходящий за рамки обыденного мировоззрения, то на музыкальной сцене США подобной характеристике больше всего соответствует Леди Гага. Одна внешность этой исполнительницы не укладывается ни в какие нормы и порядки. Возможно, на Леди Гагу и не всегда смотреть приятно, но люди продолжают это делать просто ради того, чтобы узнать, на что решится эпатажная певица на этот раз. Перед глазами удивленных зрителей Гага появлялась в платье из самого настоящего мяса, красила волосы в самые невообразимые цвета, приезжала на вручение премии в огромном яйце и т. д.

До появления Леди Гаги на горизонтах шоу-бизнеса на весь мир своими выходками гремела другая американка – Мадонна, которая целовалась на сцене с девушками, оголяла грудь, эксплуатировала религиозные и эротические темы в своих шоу и т. д.

Известность

Знакомство с Ильей Мэддисоном стало подспорьем для стремительного взлета карьеры Хованского. Илья приглашал Юру в свои ролики, положительно о нем отзывался, принимал гостевое участие в его роликах. Параллельно с этим Юрий начал эпатировать: шутить на все возможные «запретные» темы неприятным для многих образом: шутки про Виктора Цоя, близких и родственников некоторых людей могли задеть даже стойкого зрителя.

Хованский всегда был продуктивным: придумывал и адаптировал множество форматов и регулярно выпускал по ним ролики. Одного стэндапа вышло 5 сезонов. Запустил ряд других шоу – «Большая дымящаяся куча скетчей», «Лекс Плей», «Russian Drink Time», «Шаверма-Патруль». Обозревал еду, выпивку, фильмы, сериалы, высказывал мнения обо всем на свете.

Реклама брендов в видео: Шаверма Патруль

Позже станет судьей Versus, примет участие в одном из баттлов, выпустит собственный рэп-альбом, продолжит быть продуктивным и разноплановым блоггером, поэтому почти любому зрителю есть что посмотреть у Юры. Хованский смог доказать, что даже без четкой дикции и модельной внешности можно стать успешным и интересным для аудитории блоггером: только на основном канале у него около 4 миллионов подписчиков. В то же время часть аудитории находит его шутки вторичными, а контент низкокачественным.

Термин

Слово «эпатаж» соответствует жаргонному фр. épatage, «подножка» из русского выражения «дать/подставить подножку». Слово приводится в словарях арго, отсутствует в литературном французском, образовано от глагола фр. épater — ошеломлять, приводить в изумление (буквальное значение — «отколоть ножку »). Жаргонизм появился во Франции около 1835 года; в русский язык слово вошло в XIX веке вместе с желанием фр. épater les bourgeois («ошеломить буржуев»), которое проповедовали французские деятели искусства 1830-х годов. Во многих языках, включая английский, слово не имеет эквивалента.

Что такое эпатаж и что он значит в нашей жизни

06.05.2011 17:42

admin

Что такое эпатаж и что он значит в нашей жизни?

Слово «эпатаж» просмолило весь воздух, которым я дышала в тот жуткий промозглый ноябрь, когда с неба иногда брызгал снег, похожий на смесь тополиного пуха с полонием 210. Оно въедалось в мою одежду, пахнущую любимыми духами, оно, как говорят нынешние подростки, «выносило мозг».

Время оказалось толковейшим знахарем, и теперь, когда мне, человеку, поступающему на журфак, необходимы 5 публикаций, я могу с чувством, с толком и с чистой совестью углубиться в рассуждения на эту тему.

Эпата́ж (фр. epatage) – умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, обычно рассматриваемое большинством в данном обществе как предосудительное, недостойное или недопустимое. Это сообщила бесстрастно-всезнающая «Википедия», но мне любопытно разобраться не в определении сего слова…

Не правда ли, что нам, если честно, нет особого дела до посторонних проблем, но и прослыть буками и «синими чулками» тоже никто не желает, а потому наша реакция на события в обществе просто необходима! Поэтому довольно легко и необременительно бросить: «Это все сплошной эпатаж!» – услышав новость о драке в Госдуме, о сексе соседки с тремя любовниками сразу (а вы одна/один уже пару месяцев, как!!) и… о желании вашего ребенка поступать в театральный институт.

Действительно, вас все довели до ручки нескончаемым потоком новостей, проблем, горестей и радостей… Вы кажетесь себе чем-то унылым и неимоверно уставшим, а посему желаете решительно отгородиться от пьяного калейдоскопа событий, при этом не сильно обидев «народ»…

Что касается того самого «народа», то он не всегда задумывается перед тем, как выдать «объективную» оценку увиденному. Потому что толпа думать не может. Думает лишь каждый за себя, что приводит к кардинальному расхождению мнений. А некоторые личности могут высказать такое… Ну, однозначно эпатаж! Поэтому, понахватавшись обмылков правил из «Домостроя», искаженных глав Конституции РФ, советов «звезд» и мнений бабулек на лавочке у подъезда, мы дружно переводим в атавизм понятие собственного мнения. И это мнение вообще превращается в злополучный эпатаж.

Растиражированные образы, распространенные суждения, предсказуемые поступки – залог устойчивого положения в коллективе и спокойного сна. Ну, и скуки еще… Зато мы знаем, что модно, что правильно, и не ломаем несчастные головы над гамлетовскими вопросами в 21 веке – веке информации! Мы просто знаем, что у этих французов такие красивые слова! А еще они придумали лучшие в мире поцелуи… А их первая леди – настоящая красотка! А их haute cuisine – настоящая фантастика (а лягушачьи лапки точно тиной не пахнут,.. а фуа-гра руками можно?).

Вполне вероятно, что не все в точности понимают значение слова «эпатаж» и не все произносят его к месту… И не потому, что одинаково относятся к Сергею Звереву, который завел (как по-другому сказать?) сына, и к своему отцу, решившему в 55 лет жениться на собственной 30-летней секретарше…

При этом эпатажные люди обычно притягивают самых откровенных скромников, которые втайне мечтают стать на них похожими, но об этом молчат, как молчат вегетарианцы о ночных походах к холодильнику за грудинкой.

Эпатаж может элементарно облегчить жизнь, избавить человека от лишнего нервного и мозгового напряжения, сгладить (как это ни странно!) острые углы в отношениях, остудить слишком жаркий спор… Это определенная защита, нежелание брать на себя ответственность за собственные суждения, это клише, удобное и удобоваримое практически в любых ситуациях…

Главное – не забывать, что это всего лишь ширма для подмены реакции на события вроде «женщина родила пятилапую кошку», а вот с ребенком, желающим стать актером, лучше все-таки поговорить обстоятельнее.

Автор — Юлия Алексеева

Новые статьи:

Что такое депривация
Как добиться своего и не поругаться
Холодно
Как вам могут пригодиться интеллект-карты
Имеются ли у вас «гормоны счастья»
Как наше слово отзовется
Лидерское мышление
О чем говорят подарки
На что нужно обратить внимание, приветствуя человека рукопожатием
У какого страха глаза больше

Старые статьи:

  • Стыд и вина: зачем они нам и есть ли между ними разница
  • Мастерство против конкуренции
  • Откуда растут корни репутации
  • Почему мечтать иногда вредно, или Как не стать прожектёром
  • Как развить в себе уверенность
  • Кто «сидит у нас на голове», или Как бороться с манипуляторами
  • Как жить среди здоровых человеку с нарушениями психики
  • Ходят слухи, что сплетен уже нету
  • Как бороться с телефонным шантажом
  • Можно ли «прочитать» характер, или О чем говорит почерк

Следующая страница >>

В повседневной жизни

Эпатаж

К эпатажу сегодня прибегают люди всех наций и возрастов. Немалое влияние на развитие этой тенденции оказывают социальные сети, где каждый становится творцом собственного образа. Аккаунты наполнены снимками в ярких нарядах с несочетаемым по возрасту макияжем.

Оригинальным внешним видом повседневный эпатаж не ограничивается: экстравагантные вызывающие поступки и провоцирующее поведение снимается на видео и загружается на сервер.

Внешний вид и прическа

Эпатаж

Инструментов для эпатирования масса. Женщины красят волосы в кислотные цвета, некоторые заплетают афроамериканские косички (дреды), выбривают виски. Пирсинг, татуировки по всему телу, обтягивающая кожаная одежда давно перестали быть выбором только представителей молодежных субкультур.

Стиль поведения

Эпатаж

Эпатажная личность стремится быть всегда на виду, привлекая внимание. Один из инструментов достижения цели – провоцирующее эмоциональную реакцию поведение

Поступки таких людей находятся на грани допустимого или за ней.

Намеренное нарушение установленных правил поведения в общественных местах – самый простой пример эпатирования окружающих в повседневной жизни.

«Эпатаж»: расшифровка термина

«Эпатаж» – это весьма провокационная выходка, которая вызывает бурю эмоций у окружающих людей. Если человек или какая-либо организация людей постоянно совершает какие-то неординарные поступки, идущие вразрез с общепринятыми нормами и устоями, то можно смело прикреплять к объекту ярлык «эпатажный».

Эпатаж

Это явление XX – XXI века, которое зародилось под влиянием модерна и авангарда, когда в обществе происходила тотальная переоценка ценностей. Эпатаж часто попирает какие-то устоявшие традиции и ломает стереотипы. Эпатажный человек берет на себя смелость быть непохожим на других людей, но в гипертрофированной форме. Зачастую такие люди даже ведут себя аморально и неэстетично, пытаясь диктовать новые правила жизни, «проповедовать» новые человеческие ценности

Однако за всей этой шумихой стоит банальное желание конкретного человека привлечь к себе внимание любой ценой

Финальный аккорд одиночества

Гиппиус тяжело пережила смерть мужа в 1941 году и пыталась выброситься из окна. Потом успокоилась, уверяя себя и других, что Дмитрий Сергеевич просто вышел по делам и скоро вернется. В ее поведении начали проявляться странности. Несмотря ни на что, ей все же удалось создать настоящий литературный памятник Мережковскому – книгу-биографию, насыщенную интересным фактическим материалом.

Эпатаж

Д. В. Философов, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. А. Злобин. Исход из Советской России. Конец 1919 — начало 1920 года

Умирала Гиппиус в одиночестве, в атмосфере общей неприязни, в нищете, полностью соответствуя когда-то написанному (естественно, от мужского лица) стихотворению:Я на единой мысли сужен,Смотрю в сверкающую тьму,И мне давно никто не нужен,Как я не нужен никому.

Эпатаж в поведении и творчестве[править]

В искусствеправить

Эпатаж как неотъемлемый компонент направления в искусстве ярче всего проявился в эпоху модернизма, который ставил своей целью радикальное отрицание прежних традиций и канонов. В частности, «Первый Манифест футуризма» (1909) гласил: «Пора избавить Италию от всей этой заразы — историков, археологов, антикваров. Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить ее от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище… Для хилых, калек — это еще куда ни шло, будущее-то все равно заказано? А нам все это ни к чему! Мы молоды, сильны, живем в полную силу, мы футуристы!».

Похожие настроения выражал Г. Гросс, повествуя о дадаистском периоде своего творчества: «Мы с легкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый нигилизм».

Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», потому «главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт», в ходе реализации которых следует «плевать на алтарь искусства», «разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом». В программе движения «диких» — Матисс, Дерен, Вламинк, др. — отрицание эстетического канона сопровождалось отказом от традиционных моральных норм в духе ницшеанского понимания свободы.

Эпатирующим поведением и высказываниями отличался художник-сюрреалист Сальвадор Дали. В частности, он сам публично рассуждал о своей гениальности, а также заявлял, что «сюрреализм — это Сальвадор Дали». Его «Дневник одного гения» с шокирующей откровенностью повествовал об особенностях жизнедеятельности его собственного организма. В этой же книге автор представил изобретенную им классификацию «разновидностей пуков».

В России шокирующими перформансами известны художник-авангардист Олег Кулик, в обнаженном виде кусавший за ноги посетителей своих выставок в образе собаки, а также художник Владислав Мамышев-Монро, появлявшийся на публике и на телевидении в образах Мерилин Монро, Любови Орловой, Аллы Пугачёвой и др.

Роль эпатажа в искусстве

Понятие эпатажа возникло в художественной среде, но исследователи расходятся в объяснении причин его появления и роли в современном искусстве (эпатаж стал популярен с приходом модернизма). Принято считать, что классическому искусству эпатаж не свойственен, хотя, по мнению некоторых учёных, само явление возникло в европейской культуре ещё в античную эпоху.

Некоторые авторы утверждают, что эпатаж стал составной частью современного искусства. Так, по мнению М. И Шапира, «в авангардном искусстве прагматика выходит на первый план. Главным становится действенность искусства — оно призвано поразить, растормошить, взбудоражить». При этом, естественно, «ценность такого искусства прямо пропорциональна силе реакции (идеальный
случай — скандал)». В такой трактовке эпатаж является частью искусства, основой скандального искусства. Схожей позиции придерживается И. К. Вовчаренко:

Скандал, как частое следствие новаторских устремлений, трансформируется в эпатаж — самопровозглашённую причину художественных поисков. Если поиск нового нередко влечёт за собой скандал, то поиск самого скандала, соответственно, ведёт к новым открытиям

Другие исследователи связывают эпатаж с психологическим состоянием художника. Например,
Е. А. Рогалева рассматривает эпатаж как средство выхода из неопределённого и неустойчивого положения, порождённого отсутствием единой «культурной матрицы» для принятия решений в условиях современного столкновения культур. Эпатаж у Рогалевой — это проявление девиантного поведения вследствие утраты самоидентификации и одновременно поиск новой идентификации. Она считает, что присутствующий в эпатаже элемент игры позволяет использовать художникам девиантное поведение не для разрушения, а для творчества, так как игра создаёт порядок за пределами пространства повседневной жизни. Схожую позицию занимает С. Даниель; в его понимании эпатаж — это девиантность, переходящая из жизни художника в его творчество: «…авангардное поведение есть…ролевое девиантное поведение……скрыта граница, разделяющая художественно-эстетическое творчество и жизнестроение».

Альбер Камю считает, что эпатаж — это предельное проявление «метафизического бунта» (восстание «человека против своего удела и против всей вселенной»). При этом эпатаж является бесполезным бунтом художника, который «замыкается в абсолютном отрицании».

И. К. Вовчаренко также старается отделить скандальные выходки художников, не связанные напрямую с их творчеством, от «эпатажной эстетики» скандального искусства. Так, поэтический образ С. Есенина Вовчаренко рассматривает как часть творческой биографии поэта, «в отрыве от специфической эпатажной эстетики».

Разногласия в определении эпатажа заставляют некоторых исследователей избегать самого термина. Так, Александр Флакер использует два термина, «эстетическая
провокация» и «эстетический вызов» вместо эпатажа, так как последний с точки зрения А. Флакера обременён «историческими и классовыми коннотациями».

Эпатаж как PR-ход

Эпатаж

Мало что так легко приковывает внимание к персоне или продукту, как грамотно продуманный эпатаж. К этому инструменту постоянно прибегают маркетологи во время рекламных кампаний, специалисты по связям с общественностью

Без эпатажных поступков либо провокационных высказываний сегодня не обходится ни один крупный общественный деятель или бизнесмен.

В политике

Эпатаж

Дональд Трамп и Владимир Жириновский используют эпатажную политическую стратегию. Их публичные заявления почти всегда вызывают неоднозначную реакцию и волну критики от общественности.

В шоу-бизнесе

Эпатаж

Среди звезд немало эпатажных фигур, которые привлекают внимание скандальными выходками и экстравагантными нарядами. Мадонна, Леди Гага, Майкл Джексон и многие другие вызывают восторг или осуждение публики не только творчеством

В рекламе

Расистские или националистические образы, двусмысленные слоганы отлично повышают узнаваемость марки или бренда. Эти приемы черного пиара встречаются в рекламных роликах Тинькофф, Бургер Кинг, многих известных производителей одежды. Социальная реклама нередко содержит элементы эпатажа.

Проявления эпатажа в искусстве и творчестве

Эпатаж

Особенно ярко такой стиль поведения выражается в стилях модерн, авангард или постмодерн. Эти направления искусства ставят своей целью создать новое через демонстративное разрушение прежнего. Большинство художников шокирует публику своими творческими работами.

Нередко общество называет их произведения свидетельством деградации искусства.

Литература

Эпатаж

Яркими талантливыми эпатажниками признаны американские авторы Чарльз Буковски и Генри Миллер. Они шокировали публику поступками, а в романах описывали собственную жизнь. В некоторых европейских странах отдельные произведения этих писателей запрещены.

Изобразительное искусство

Эпатаж

Работы сюрреалиста Сальвадора Дали полны неожиданных сцен, но признание ему принесло не только творчество. Гениальный или безумный испанец сделал произведением искусства и эпатажа личную жизнь.

Художник знаменит шокирующими выставками, необычными повседневными костюмами, публичной демонстрацией нестандартных любовных предпочтений.

Музыка

Эпатаж

Всемирно известного британского композитора Дэвида Боуи называют «хамелеоном рок-музыки». Этот титул обеспечен пятидесятилетием успешных творческих экспериментов. Артист играет со стилями, собственной внешностью, сексуальной ориентацией. Боуи называют одним из самых влиятельных музыкантов ХХ столетия, новатором большинства современных направлений рок-музыки.

Необычные концертные или повседневные костюмы принесли Боуи едва ли не большую известность, чем платиновые альбомы.

Театр и кино

Эпатаж

Датский кинорежиссер Ларс фон Триер снимает шокирующие фильмы со сценами насилия. Его частная жизнь не менее неординарна: алкоголизм, неоднозначные заявления на публичных мероприятиях, провоцирующие широкий общественный резонанс. Эпатажность Триера, не столь вызывающая в личной жизни, проявляется во всех его работах.

Фильмы режиссера регулярно получают почетные премии, а актеры главных ролей становятся звездами.

Мода

Эпатаж

В области высокой моды через незаурядность пытается пробиться едва ли не каждый дизайнер. Гениальными мастерами эпатажности, взорвавшими существующие каноны и создавшими принципиально новые тенденции, остаются Джон Гальяно и Вивьен Вествуд. Их современные последователи, такие как Александр Маккуин, используют эпатажные приемы более прямолинейно. Пример его вызывающего поведения – прилюдное снятие штанов на финальном выходе одного из показов.

В мыслях – мужчина, в теле – женщина

Нарушения в сексуальной сфере сложно объяснялись только истерическими капризами. Писательница не отрицала, что чувствовала себя бисексуальной: «В моих мыслях, моих желаниях, в моем духе – я больше мужчина, в моем теле – я больше женщина». Зинаида Гиппиус вполне откровенно отмечала сексуальную двойственность своей натуры.

ЭпатажКак уже упоминалось, в ее единственном и уникально долгом браке с Мережковским, в котором жена играла «ведущую, мужскую роль», детей не было. Но почему-то никто не удивлялся такому обстоятельству.

Любопытен и еще один ракурс семейной жизни, который неоднократно подчеркивала сама Гиппиус: «За все протекшие годы мы с Мережковским никогда не расставались». При этом имели место разнообразные любовные увлечения, которые носили бисексуальный характер. Известна ее связь с английской баронессой Елизаветой фон Овербек. Гиппиус посвятила баронессе несколько стихотворений и находилась с подругой в отношениях, которые современники двусмысленно «называли и чисто деловыми, и откровенно любовными». Вот и весь секрет «нерасставанья» с мужем.

«Всем цветам Гиппиус предпочитала белый… Декадентка соблюдала фактическое безбрачие, и белые облачения служили ей символом чистоты… При том, что в контексте русской культуры конца века фигура Гиппиус олицетворяла греховный соблазн, нельзя упускать из виду ее парадоксальную сексуальность, сформированную специфическим самосознанием, устремленным к чистоте и духовности андрогина1… Очевидно, ей больше импонировали мужчины, особенно гомосексуалисты» (Матич О., 2001).

Хотя увлечения поэтессы в абсолютном большинстве носили платонический характер, они постепенно привели к тому, что между супругами, сохранявшими и укреплявшими с годами духовную и интеллектуальную близость, возникло физическое отчуждение, а со стороны Мережковского даже эмоциональная холодность.

Поражать, притягивать и очаровывать

В эмоциональном плане у Зиночки было развито стремление выделиться, казалось бы такая черта личности характерна для многих подростков. Но дело было не в ее качестве, а в количественном выражении, в интенсивности этого стремления. «Ей очень хотелось поражать, притягивать, очаровывать, покорять.

В те времена, в конце XIX века, не было принято так увлекаться косметикой, как это после первой мировой войны начали делать женщины во всех странах мира. А Зинаида румянилась и белилась густо, откровенно, как делают актрисы для сцены. Это придавало ее лицу вид маски, подчеркивало ее выверты, придавало искусственность. И движения у нее были странные, под углом. Когда она двигалась, ее длинные руки и ноги вычерчивали геометрические фигуры, не связанные с тем, что она говорила».

Гиппиус любила оригинальничать, что само по себе большим «грехом» считать нельзя: «Мне мило отвлеченное: им жизнь я создаю». Но все хорошо к месту. Летом 1888 года 18-летняя Гиппиус познакомилась в Боржоми с 22-летним поэтом Дмитрием Мережковским. Через полгода в Тифлисе они обвенчались, и вот что она вскоре пишет: «Наш день прошел, как вчерашний… Д. С. ушел к себе в гостиницу довольно рано, а я легла спать и забыла, что замужем. Да так забыла, что на другое утро едва вспомнила, когда мама, через дверь, мне крикнула: “Ты еще спишь, а уж муж пришел! Вставай!”»

Молодожены сразу решили, что детей у них не будет и главное в их браке – «притяжение душ, а отнюдь не зов тела». Более того, в условия брачного договора было записано еще одно: «супруги условились, что их возвышенное любовное общение будет осуществляться лишь в сфере духовной и будет очищено от всякой “телесной грязи”».

Юношество и начало карьеры

Родился в 90-м году в Никольске (Пензенская область). В юношестве любил играть в футбол на улице, а дома предпочитал компьютерные игры: образ жизни совпадал с ритмом многих сверстников. Увлекался музыкой, играл на бас-гитаре. В будущем именно эти увлечения определили контент его каналов и сделали его популярным.

После окончания школы переехал в Санкт-Петербург и поступил в университет, но через некоторое время понял, что учиться на программиста ему неинтересно и бросил университет. Но позже взяля за ум, заочно окончив с отличием Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Работал промоутером, официантом, сотрудником call-центра, курьером.

Первая «цифровая» активность, которая прославила Юрия – это переводы зарубежных популярных стэндапов, музыкальные ролики и скетчи. «Музыкальный» ник Хованского в то время – «Тот парень с гитарой». Именно под таким псевдонимом многие впервые узнали Юрия. Параллельно он вел рубрики и подкасты на проектах «Maddyson FM» и «Спасибо, Ева!».

Все точно по Фрейду

В России свои поначалу скромные литературные успехи Гиппиус с лихвой компенсировала эпатажными выходками и причудами, считавшимися неадекватными даже в богемной среде петербургских литераторов.

В Париже ничего не изменилось, писательница-эмигрантка Нина Берберова вспоминала: «Теперь мы знаем, что она из своих неврозов брала свою энергию, из своих неврозов делала свои стихи, писала свои дневники, и своими неврозами кормила свое мышление, делая свои мысли яркими, живыми и острыми не только благодаря их сути, на которой, как на драгоценном компосте, они вырастали и зрели, но и благодаря тому стилю, которым они облекались».

Чуть ли не каждая строка воспоминаний о Зинаиде Гиппиус свидетельствует о наличии у нее истерического расстройства личности, которое может не сопровождаться конверсионными симптомами (истерическими параличами, припадками, нарушениями чувствительности и т. п.). Но мимика, внешний вид, поведение и даже сам образ жизни – подтверждают этот диагноз.

Известно, кстати, что при явном подчеркивании собственной сексуальной привлекательности больные истерией зачастую страдают психосексуальными дисфункциями. Это может быть отсутствие оргазма или бисексуальность.

  • Безелянский Ю. Н. Вера. Надежда. Любовь… Женские портреты. М. : Радуга, 2001.
  • Берберова Н. Н. Курсив мой. Автобиография. М. : Согласие, 1996.
  • Гальперина И. Г., Стучинская А. А. Личная жизнь великих. М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.
  • Гиппиус З. Н. Ласковая кобра. Своя и божья. М.: АСТ, 2015.
  • Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М. : Олимп; Фирма «Издательство АСТ», 1998.
  • Матич О. Гендерные проблемы в царстве амазонок: образы женщин в русской культуре рубежа веков // Амазонки авангарда / Под ред. Дж. Э. Боулта и М. Дратта. М. : Галарт, 2001. С. 75–93.
  • Носик Б. М. Прекрасные незнакомки. Портреты на фоне эпохи. М. : Алгоритм, 2015.
  • Парамонов Б. М. МЖ. Мужчины и женщины. М. : АСТ, АСТ Москва, 2010.
  • Тыркова-Вильямс А. В. Тени минувшего. Встречи с писателями // Воспоминания о серебряном веке. М. : Республика, 1993. С. 322–342.
  • Шувалов А. В. Женская гениальность. Истории болезни. М. : Альпина нон-фикшн, 2012.