Эрих фромм

Виды любви

Э. Фромм полагал, что любовь – это установка, ориентация личности. Объекты любви могут быть разными, на основе чего Фромм и предложил классификацию видов любви:

  1. Братская любовь. Основа любого другого вида любви. Братская любовь состоит из заботы, ответственности, уважения, понимания и принятия другого живого существа, желания продлить его жизнь. Это равная любовь. Может быть направлена сразу на несколько объектов.
  2. Материнская любовь. Безусловная любовь к беспомощному существу. Может иметь сразу несколько объектов любви.
  3. Эротическая любовь. Направлена только на один объект. Ее основа – единство и полное слияние с одним человеком. Это форма предпочтительной любви. И этим она отличается от братской или материнской.
  4. Любовь к себе. Чтобы любить других людей и любить их одинаково, нужно любить себя. В данном случае речь не идет об эгоизме. Напротив, эгоист не любит никого, включая самого себя.
  5. Любовь к богу. Ее основа – потребность в единстве и принадлежности. Фромм понимал любовь к богу как саморазвитие личности, поиск себя, прохождение пути от безусловной любви к сознательному выбору. Фромм не поддерживал слепое идолопоклонство.

Кроме этих видов Фромм первым определил разницу между отцовской и материнской любовью. Материнскую любовь он назвал безусловной. Мать любит ребенка за одно его существование. А вот отцовскую любовь необходимо заслужить. Отцы любят детей за то, что те оправдали их ожидания, похожи на них, соответствуют требованиям, выполняют обязанности.

Задача каждого человека – развиться как личность и объединить внутри себя отцовскую и материнскую любовь в одну непротиворечивую способность любить. Зрелый человек безусловно любит сам себя и одновременно любит обусловлено за то, что соответствует своим ожиданиям. Но заметьте, своим! А они могут отличаться от первичных требований со стороны отца.

Личная жизнь

Любовь к старшим по возрасту женщинам Эрих Фромм объяснил недостатком материнского тепла в детстве. Первой супругой 26-летнего ученого стала старшая на 10 лет коллега Фрида Райхманн, у которой молодой ученый проходил лекционный курс психоанализа.

Фрида Райхманн, первая жена Эриха Фромма

С Фридой Фромм прожил лишь 4 года, но женщина оказала влияние на профессиональное становление мужа. После расставания они остались друзьями, а официально развелись в 1940-м, когда Эрих встретил Карен Хорни.

Карен Хорни, гражданская жена Эриха Фромма

Известная феминистка и психоаналитик Хорни часто вступала в романтические отношения с коллегами, неизменно разочаровываясь в избранниках. Иногда у Карен было несколько любовников одновременно, каждый из них дополнял недостающие качества остальных.

Карен и Эрих познакомились в Берлине. Роман разгорелся в Америке, куда они иммигрировали. Хорни обучала Фромма технике психоанализа, он ее – азам социологии. Роман не увенчался браком, но ученые дополнили знания друг друга и повлияли на дальнейший профессиональный рост.

Хенни Гурланд, вторая жена Эриха Фромма

Второй раз официально Фромм женился в 40 лет. Его женой стала на 10 лет старшая Хенни Гурланд, фотограф и журналистка. У Хенни имелось тяжелое заболевание спины. Чтобы облегчить страдания супруги, Фромм по совету медиков переехал в Мехико. Смерть любимой в 1952 году потрясла ученого. Живя с Гурланд, немецкий психоаналитик увлекся мистикой и дзен-буддизмом.

Справиться с депрессией Эрих смог, встретив Аннис Фримен. Она стала единственной женщиной Фромма, которая была моложе его.

Вместе супруги прожили 27 лет, до самой смерти ученого. Американка Аннис вдохновила мужа на написание научного бестселлера «Искусство любить».

Эрих Фромм и системные кризисы западного общества

Чтобы понять теорию гуманистического психоанализа Эриха Фромма, необходимо познакомиться с ним как с личностью, понять его корни, ситуацию, в которой он вырос, и развивающийся мир, составляющий его самую непосредственную реальность. Это позволит пролить свет на то, что служило руководством и вдохновением для его теорий.

Когда вы читаете его автобиографию « За пределами цепей иллюзий» и сосредотачиваетесь на его детстве и юности, легко заметить, что это были не совсем счастливые времена для него. Его отец был агрессивным бизнесменом, его мать страдала от хронической депрессии, и он воспитывался в соответствии с заметно строгими нормами православного иудаизма. За это время он испытал два определяющих момента.

Первым было самоубийство 25-летней женщины, в которую он был влюблен в детстве. Она была художником, который был очень близок к ее единственному члену семьи: ее отцу. Он внезапно умер, и через несколько дней она покончила с собой. Ее самоубийство заставило Фромма задуматься над тем, что заставляет людей пойти на такие крайности.

Вторым определяющим моментом стала вспышка Первой мировой войны, в которой тень национализма, радикализация масс и послания ненависти вошли в его жизнь.

Мир начал распадаться, и трещины не только создавали непреодолимые расстояния между различными державами, но и инициировали период системного кризиса во всем западном обществе. Все психологические, философские и социальные теории до этого момента должны были быть переформулированы в поисках ответов и объяснений среди такого хаоса.

Эрих фромм

Психика и свобода

Эрих Фромм – еврей по национальности, проживающий с детства в Германии. В 30-40-х годах ХХ столетия данное утверждение звучало как приговор. Автор был человеком дальновидным: в 1934 году, когда к власти пришел Адольф Гитлер, он эмигрировал в Америку, где и написал столь значимую для того периода книгу.

Примечательно, что первоначальной проблемой, которую поставил автор перед работой над монографией, являлось исследование психики современного ему человека. Однако, политические реалии заставили Эриха Фромма пересмотреть собственные взгляды

Автор обратил все свое внимание на ключевой, по его мнению, аспект – значение свободы для психики. Социокультурный кризис того времени диктовал собственные правила

Фромм пишет: «Целью настоящей книги как раз и является анализ тех динамических факторов в психике современного человека, которые побуждают его добровольно отказываться от свободы в фашистских государствах и которые так широко распространены в миллионных массах нашего собственного народа» .

Автор спрашивает о том, какое удовлетворение получает индивид от подчинения. Фромм замечает, что в Германии множество людей с легкостью отказались от собственной свободы столь же самоотверженно, как в свое время добивались ее. Возможно, существует инстинктивная тяга к подчинению? Если такого феномена не существует, то чем объяснить желание подчиняться тоталитарному вождю? Фромм предположил, что подчинение может выступать источником тайного удовлетворения, ради которого человек готов принести в жертву собственные интересы и ценности.

В первой главе монографии автор вводит понятие «адаптация». Он знакомит читателя с механизмами статической и динамической адаптации. Если первый вариант проявляется в новых привычках, которые не влияют на характер человека в целом, то с динамической адаптацией дела обстоят куда серьезней. В качестве примера, демонстрирующего ее, Фромм приводит ситуацию с ребенком, который воспитывается строгим, авторитарным отцом. Возникновение враждебности по отношению к родителю в данном случае неизбежно. Однако проявить ее ребенок не может, так как испытывает страх. Наиболее выгодное решение – подавить враждебное отношение к отцу, проявить подчинение. Иногда подавленная агрессия проявляет себя бунтом против жизни и окружения в целом. Ярким примером динамической адаптации автор называет невроз.

Автор отмечает, что желание приспосабливаться к власти вызывают два вида потребностей: врожденные и приобретенные. Чтобы их удовлетворить, человек вынужден трудиться. Условия, в которых происходит рабочий процесс, определяются обществом. Отдельный человек не может повлиять ни на потребность в жизни, ни на социальный уклад общества. Пластичные черты характера развиваются именно благодаря этим двум факторам.

Автор также затрагивает тему моральной изоляции. Индивид нуждается в постоянной связи с окружающим миром. Неудовлетворение этой потребности грозит серьезными психическими расстройствами. Человеку жизненно необходимо относить себя к какой-либо системе. Иначе он утрачивает способность активно действовать, его стремление к жизни парализуется.

Постулатами теории Фромма можно назвать следующие утверждения:

  • человек является производным синтеза природных законов и исторической эволюции;
  • человек стремится избегать морального, духовного одиночества;
  • динамическая адаптация развивает чувства и некоторые черты характера (впрочем, в течение жизни последние могут изменяться);
  • благодаря динамической адаптации появляются все новые потребности, стремление к удовлетворению которых влияет на развитие не только индивида, но и общества в целом.

Фромм (Fromm) Эрих

(1900-1980) -американский психолог и философ немецкого происхождения. Один из лидеров неофрейдизма, автор теории аналитической социальной психологии и социальной характерологии. Образование получил в Гейдельбергском ун-те (д-р социологии, 1922). Диплом профессионального психолога получил в 1952 г. Чл. Нью-Йоркской АН и Вашингтонской школы психиатрии (с 1940). С 1951 г. — профессор университета в Мехико; помощник профессора по психологии Нью-Йоркского ун-та (1962—1976). Редактировал ряд психоаналитических журналов. Награжден Дортмундской премией Нелли Сакс (1979); Франкфуртской медалью Гете (1981, посмертно). Профессиональную деятельность начал в конце 1920-х гг. после специальной психоаналитической подготовки. В 1930 г. начал работать в Берлинском психоаналитическом ин-те. В этом же году стал сотрудничать с Институтом социальных исследований (Франкфурт, Нью-Йорк). Примкнув к Франкфуртской школе, тем не менее разработал свою теорию аналитической социальной психологии, которую обычно рассматривают как попытку соединить психоанализ и марксистскую социологию

Особое внимание в этой теории Ф. уделял не отдельной личности, а ее участию в социальном процессе

Последующие попытки понять социальные процессы, изучая общественное бессознательное, привели его к новой формулировке теории психоанализа, развитию новой теории социальной психологии и социальной характерологии. Основой социального характера, по мнению Ф., выступает страх. Типы социального характера (накопительский, эксплуататорский, пассивный, рыночный) соответствуют типам самоотчуждения человека. Исследуя развитие личности в социальной среде, в качестве движущих сил этого развития Ф. выделяет две врожденные бессознательные потребности: в идентичности, которая проявляется в стремлении чувствовать свою уникальность и неповторимость, и в корнях — потребность принадлежать к социуму. При реализации эти потребности порождают личностные конфликты. В книге Бегство от свободы (Escape from freedom, N.Y., 1941; в рус. пер.: М., 1990) Ф. показывает, что стремление человека примирить эти потребности является двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, т.к все социальные формации, которые создаются человеком, являются как раз попытками уравновесить эти стремления (человек приобретает не свободу от чего-то, а свободу для чего-то, например для жизни с любимыми людьми). Анализируя стремление к бегству от свободы, которое наблюдалось и в 1930-е гг. в Германии (авторитарный социальный характер), и в 1940-е гг. (рыночный характер), и позже в 1960-е гг. в Мексике (некрофи-лический социальный характер), Ф. пришел к выводу, что свобода слишком трудна для человека. Этим он объяснял появление фашизма в Германии, прорыв к власти хунты в Мексике, недостатки социализма в СССР, который, с его точки зрения, тоже лишал людей индивидуальности, давая им в обмен укорененность, и в то же время стереотипность мышления и мировоззрения. Единственным выходом, который может помочь человеку примирить эти две противоположные потребности, является, по мнению Ф., любовь в самом широком понимании этого слова (Искусство любить/ТЬе Art of Loving. L., 1964/). Реализуя эту идею, Ф. разработал психотерапевтическую методику гуманистического психоанализа, которая была призвана гармонизировать взаимоотношения между человеком, природой и обществом. Люди в гуманистическом подходе Ф. рассматривались не как вещи, которыми манипулируют, а как открытые живые системы, в равной мере подверженные влиянию как бессознательного, так и общественного. Задумываясь над способами осуществления такого общества, Ф. пришел к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы — способ быть и способ иметь (Иметь или быть, в рус. пер. 1986, 1990). Именно люди, живущие по принципу быть, и помогут, по мнению Ф., осуществиться новому социальному обществу. Ф. также автор трудов: Psychoanalysis and religion, N.Y., 1950; The sane society, N.Y., 1965; Man for himself, L., 1967; The revolution of hope. Toward a humanized technology, N.Y., 1968; The Crisis of psychoanalysis, 1973; The Anatomy of human destructiveness, 1974 и др. В рус. пер.: Психоанализ и религия /в кн. Сумерки богов, М., 1989; Душа человека, М., 1992; Анатомия человеческой деструктивности, М., 1994. Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков

Оцените определение:

Понимание и надежда для людей

Необходимо прочитать работу Фромма, чтобы понять кризис ценностей, принципов и социальной политики, который разразился в первой половине 20-го века, когда две мировые войны разрушили веру людей в человечество.

Чтение Фромма само по себе является способом примирения с человечеством. Он говорит о надежде и, самое главное, предоставляет невероятные ресурсы из социальных наук и психоанализа, которые могут помочь инициировать позитивные и творческие преобразования.

Теперь давайте посмотрим на основные принципы его теории.

Эрих фромм

От биологически-механистического к биологически-социальному взгляду на человека

Эрих Фромм принял большинство концепций Фрейда, включая бессознательное, репрессии, защитные механизмы, перенос, идею снов как выражение бессознательного и идею детства как корень многих психологических расстройств.

Однако одной вещью, с которой он не мог смириться, было представление о людях как о биомеханистической сущности, как о организме, который реагирует исключительно на основные импульсы агрессии, выживания и размножения.

  1. Эрих Фромм называет биологически-социального человека способом превозносить «психологию себя», в которой люди не ограничиваются только реакцией или защитой импульсов и инстинктов. Необходимо расширить кругозор и осознать социальный аспект и то, как наиболее значимые для ребенка цифры могут вызывать у них неблагоприятные и травмирующие процессы.
  2. Межличностные отношения были основой теории Фромма, которая полностью заменила классическую теорию либидо Фрейда как мотивационное и механистическое побуждение в людях.

Эрих фромм

Человек и свобода

На теории Фромма оказали влияние не только Фрейд и Карен Хорни. Говорить об Эрихе Фромме — это говорить о Карле Марксе. Вспомните социальный контекст того времени, кризис ценностей, отсутствие объяснений человеческого поведения, войны, национализма, ненависти, классовых различий.

Биологически-механистическая перспектива Фрейда была бессмысленной и бесполезной, и принципы, отстаиваемые Марксом, были гораздо более согласованы с предпосылками Фромма. По Марксу, на людей влияет не только общество, но и их экономические системы.

Таким образом, во многих текстах Фромма даже сейчас мы все еще можем узнать себя в его словах.

Один действительно интересный компонент теории Фромма заключается в том, что, хотя на людей влияют их культуры и экономические системы, мы всегда должны бороться и всегда можем достичь одной цели — свободы. Фактически, Фромм призвал людей пройти через жесткий детерминизм Фрейда и Маркса, чтобы развить собственную личную свободу, которая присуща людям.

Фромм считал, что люди определяются определенными биологическими принципами, как и все другие животные. Мы рождены в теле, мы взрослеем, мы стареем и боремся за свое выживание. Однако мы способны на гораздо большее, чем предписывают эти ограничения. Например, если мы можем перейти от традиционных обществ средневековья к современному обществу, мы не можем сдаться в поисках большей свободы, большего количества прав, большего благосостояния.

Добиться свободы трудно, но для достижения этой цели необходимо воспитывать личную ответственность и социальное уважение. В противном случае мы рискуем:

  1. Авторитаризм.
  2. Разрушение (включая агрессию, насилие и самоубийство).
  3. Слепое соответствие, при котором люди становятся «социальными хамелеонами» и принимают цвет своего окружения, не протестуя и не ставя его под сомнение.

Фромм подробно остановился на этих трех идеях в незаменимой книге, которую стоит посвятить время: побег из свободы.

Эрих фромм

Философия

В середине 20-х годов Эрих Фромм становится психоаналитиком. Вскоре он занялся частной практикой, которая продолжалась в течение долгих 35 лет.

За годы своей биографии Фромм успел пообщаться с тысячами пациентов, пытаясь проникнуть и понять их подсознание.

Эрих фроммЭрих Фромм в юном и зрелом возрасте

Доктору удалось собрать множество полезного материала, который позволил ему в деталях изучить биологические и социальные особенности формирования психики человека.

В период 1929-1935 гг. Эрих Фромм занимался исследованием и классификацией своих наблюдений. Одновременно с этим он написал свои первые труды, в которых говорилось о методах и задачах психологии.

В 1933 г., когда к власти пришли национал-социалисты, во главе с Адольфом Гитлером, Эрих был вынужден бежать в Швейцарию. Спустя год, он решил уехать в США.

Оказавшись в Америке мужчина преподавал в Колумбийском университете психологию и социологию.

Сразу после окончания Второй мировой войны (1939-1945) философ стал родоначальником Института психиатрии Уильяма Уайта.

В 1950 г. Эрих отправился в Мехико, где в течение 15 лет преподавал в Национальном автономном университете. В это время биографии он издал книгу «Здоровое общество», в которой открыто критиковал капитализм.

Работы психоаналитика имели большой успех. Его труд «Бегство от свободы» стал настоящим бестселлером. В нем автор рассказывал об изменениях в психике и поведении человека в условиях западной культуры.

В книге также уделялось внимание периоду Реформации и идеям теологов – Жана Кальвина и Мартина Лютера. В 1947 г

Фромм опубликовал продолжение нашумевшего «Бегства», назвав его «Человеком для самого себя». В этой работе автор развил теорию человеческой самоизоляции в мире западных ценностей

В 1947 г. Фромм опубликовал продолжение нашумевшего «Бегства», назвав его «Человеком для самого себя». В этой работе автор развил теорию человеческой самоизоляции в мире западных ценностей.

Эрих фромм

В середине 50-х годов Эрих Фромм увлекся темой о взаимосвязи общества и человека. Философ стремился «примирить» противоборствующие теории Зигмунда Фрейда и Карла Маркса. Первый утверждал будто человек по своей натуре асоциален, тогда как второй называл человека «общественным животным».

Изучая поведение людей из разных социальных пластов и живущих в различных государствах, Фромм увидел, что наименьший процент самоубийств приходился на бедные страны.

Радиовещание, телевидение, митинги и прочие массовые мероприятия психоаналитик обозначил «путями спасения бегством» от нервных расстройств, и если на один месяц отнять у западного человека подобные «блага», то с немалой долей вероятности у него диагностируют невроз.

Эрих фромм

В 60-х годах из-под пера Эриха Фромма вышла новая книга «Душа человека». В ней он рассуждал о природе зла и ее проявлениях.

Писатель заключил, что насилие представляет собой продукт стремления к господству, и что угрозу несут не столько садисты и маньяки, сколько обычные люди, у которых сосредоточены все рычаги власти.

В 70-х годах Фромм издал труд «Анатомия человеческой деструктивности», где поднял тему относительно природы саморазрушения индивида.

Основы гуманистического психоанализа

Одна вещь, которая выделяется в траектории Эриха Фромма, состоит в том, что, в отличие от классических психоаналитиков, он не делал карьеру в области медицины или психиатрии. Он основывал свою работу на социологии, а не на медицине, и поэтому не всегда был очень хорошо оценен. Его отношения с Карен Хорни были на самом деле довольно сложными, и многие психологи рассматривали его как теоретика, а не психолога.

Однако именно в этом заключается истинное величие Фромма: в его более широком и интегрированном взгляде на людей. С его точки зрения, не все является ответом на органическую патологию или силы биологии. Он считал, что культура, семья и общество часто накладывают ограничения на наше самовыражение.

Эрих фромм

Ключи к пониманию психологического подхода Эриха Фромма

  1. Гуманистическая перспектива Фромма внесла новый подход в концепцию болезни. По его словам, психоаналитик обязан переформулировать не только определение болезни, но и инструменты, которые используются для ее решения.
  2. Цель профессионала состоит в том, чтобы облегчить самораскрытие пациента или, в более современных терминах, способствовать личностному развитию для достижения счастья.
  3. Это может быть достигнуто только путем укрепления их чувства ответственности и любви к себе.
  4. При лечении пациента не имеет смысла фокусироваться исключительно на его патологических качествах, симптомах их болезни или негативных аспектах их состояния. Признание их положительных качеств усилит терапевтическую технику.
  5. Психоаналитик не должен просто добавлять свои два цента, чтобы человек изменился. Они также должны помочь пациенту разработать стратегии, чтобы они могли реинтегрироваться в общество, чувствовать себя сильнее и понимать, что существуют также «патологические» аспекты общества, которые большинство людей считают действительными.
  6. Психоанализ должен быть восприимчив к прогрессу в науке и изменениям в обществе. Он должен понимать культурные, экономические и политические условия, которые нас окружают, чтобы лучше помогать пациенту. Это ошибка работать с редукционистской точки зрения.
  7. Профессионал должен использовать ясный, прозрачный, понятный словарный запас. Кроме того, они должны стараться не проецировать образ власти или превосходства.

Наследие Фромма включает гигантский шаг в психологии и философии. Хотя многие думали, что его теории были несколько утопическими, он представил более реалистичную форму психоанализа, которая стремилась развить лучшее в каждом человеке. Это был значительный подход, который стоит запомнить и прочитать подробно.

Процесс индивидуализации и две стороны одной свободы

Во второй главе автор поднимает вопрос о том, что означает свобода для человека в современных ему реалиях. Фромм говорит: «Социальная история человека началась с того, что он вырос из состояния единства с природой, осознав себя как существо, отдельное от окружающего мира и от других людей. В течение долгого времени это осознание было весьма смутным. Индивид оставался тесно связанным с природным и социальным миром; уже сознавая себя как отдельное существо, он в то же время чувствовал себя частью окружающего мира. Процесс растущего обособления индивида от первоначальных связей – мы можем назвать этот процесс «индивидуализацией», – по-видимому, достиг наивысшей стадии в Новое время, то есть от эпохи Возрождения и до наших дней» .

То же самое отмечается в развитии отдельного индивида. Для того, чтобы отделиться от матери биологически, человеку нужно родиться. Но процесс функционального разделения происходит после рождения и постепенно: в первые месяцы и годы своей жизни ребенок связан с матерью крепкими узами. Он не свободен, однако эта незримая пуповина дарит ребенку чувство принадлежности, а вместе с ним и ощущение безопасности. Эту связь Фромм называет «первичными узами».

Процесс отделения, обретения свободы индивидуален. Он зависит от множества факторов, но одним из ведущих является воспитание. Этот процесс включает в себя не только похвалу, но и запреты, ограничения. С их помощью ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, возникает желание к независимости.

Фромм сравнил степень развития инстинктов у животных и человека. Он делает вывод: человеческая жизнь и свобода неделимы. Человек вынужден отказываться от инстинктивных форм поведения. Нарушение порядка – акт сугубо человеческий. Благодаря ему зародилась цивилизация.

По Фромму, развитие свободы двойственно: с одной стороны, за ним стоит развитие человека, с другой – свобода ведет за собой изоляцию, которая рождает чувство бессилия.

Основные положения теории

В 1956 году Эрих Фромм издал книгу «Искусство любить», где подробно изложил свою теорию. Согласно автору, любовь – это такое же искусство, как музыка, живопись. Любви, как и любой другой деятельности, нужно учиться. Это должен быть осознаваемый процесс. Как и любое дело, любовь требует не только теоретического усвоения знаний, но и практики. Результат объединения теории и практики – интуиция, или мастерство. Любовь требует постоянной работы человека над собой, самоотдачи. Только полностью освободив мысли и чувства, можно по-настоящему любить.

Фромм дифференцировал способность любить на две категории: любить другого и быть любимым. Притом первую форму он называл здоровой любовь, а вторую – нездоровой. Хотеть любить – черта зрелой и здорово личности. Желать, чтобы тебя любили – черта незрелой и нездоровой личности.

Кроме этого психолог назвал еще два отличия зрелой любви от незрелой:

  1. «Я люблю, потому что я любим» – незрелая, инфантильная любовь. «Я любим, потому что я люблю» – зрелая любовь.
  2. «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе» – девиз незрелой любви. Ее признание звучит как «ты нужна мне». «Я нуждаюсь в тебе, потому что люблю тебя» – признание здоровой любви.

Незрелую любовь, или симбиотический союз, как назвал это Фромм, автор разделил еще на два вида:

  1. Мазохизм. Это пассивная форма нездоровой любви, при которой один из участников не выносит одиночества и изоляции, а потому позволяет другому участнику полностью контролировать его. Контролер направляет, руководит, защищает. Мазохист переоценивает силу другого человека и делает себя его неотъемлемой частью. Мазохист никогда не бывает одиноким, но и независимым он не бывает. Он обесценивает себя.
  2. Садизм. Садист тоже старается уйти от одиночества и уединения с самим собой, а потому делает другого неотъемлемой частью себя. Он впитывает силы того человека, который перед ним преклоняется, подчиняется.

Среди современных психоаналитиков тему здоровой и невротической любви развивает М. Е. Литвак. На основе теории Фромма он выдвинул свою теорию. Но разрабатывать собственное определение здоровой любви автор не стал. Литвак пользуется определением Фромма: «Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви».

Основные направления деятельности. Вклад в психологию

Большое количество времени Эрих Зелигман Фромм уделял изучению всего, что связано с философией и психологией. Но основные направления его деятельности были связаны лишь с несколькими течениями. Википедия определяет их так:

1. Неофрейдизм. Эрих Фромм доказывал наличие в нашем обществе патриархального и матриархального принципа организованной жизни, авторитарного и гуманистического сознания – на этом строится теория личности Фромма. Выделяются следующие типы характера по Фромму:

  • Эксплуататорская типовая характеристика.
  • Рецептивная, то есть послушная, типовая характеристика.

2. Фрейдомарксизм. При разработке научного учения, которое состояло из синтеза различных мировоззренческих идей, он попытался решить проблему человеческого существования. Фромм пытался показать различные пути, пройдя по которым человек может развить в себе особенные личные качества.

Рекомендуем: Бессознательное: понятие в психологии

Он считал, что такие взгляды на жизнь должны помочь человечеству стать на правильный путь. Эрих доказал всем, что между людьми не должно быть разногласий в том, что самое главное это – мир.

Самой настоящей человеческой ценностью Фромм считал любовь

Он полагал, что способность к искренней человеческой любви – самое важное в каждом человеке, так как именно любовь дает ответ на вопрос: «Зачем человек живет на этом свете?» Эрих Фромм о любви говорил как о возвышенном чувстве, которое должен познать каждый человек, чтобы понять сущность бытия

В процессе постижения любви характер человека претерпевает изменения к лучшему. По мнению философа, иногда порывы человека изменить свою настоящую жизнь обусловлены лишь стремлением избежать тех трудностей, которые несет за собой любовь.

Эрих Фромм книги пишет на различные темы. Например, в книге Э. Фромма «Душа человека» мыслитель находится в поиске источников мирового порядка, гармонии в обществе. Он уверен, что мир обязательно должен прийти к торжеству гуманистического мира. А в другой книге, «Здоровое общество», автор рассказывает о том, как в настоящий момент происходит становление человека в социуме.

Рекомендуем: Эрик Эриксон (биография)

Одной из самых известных работ Эриха Фромма является книга «Искусство любить». В этой книге автор рассказывает о том, как он понимает любовь. Он сравнивает любовь с искусством и одновременно доказывает, что любить по-настоящему может только сильный человек. Также Эрих Фромм отмечает причины возникновения чувства любви с точки зрения психологии. На самом деле любовь оказывается не так уж и проста, как может показаться на первый взгляд.

В другом своем произведении он описывает все, что связано с властью. В книге «Бегство от свободы» Фромм говорит, что для кого-то власть – это подарок, а для кого-то – величайшая угроза.

Вообще, Эрих Фромм оказался довольно успешным писателем, произведения которого легко и приятно читать. Его книги прочитываются на одном дыхании. Он в легкой для понимания форме преподносит читателю сложные вещи в таком свете, что они становятся ясны даже тем, кто ничего не понимает в психологии. К тому же его книги просто интересны.

Вот еще несколько хороших произведений, которым стоит уделить свое драгоценное время. Кстати, они находятся в свободном доступе в сети Интернет, и ни для кого не составит труда их скачать и прочесть:

  • Иметь или быть?
  • Анатомия человеческой деструктивности.
  • Человек для себя.
  • Сумерки богов.
  • Забытый язык.
  • Здоровое общество.
  • Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии.
  • И многие другие произведения.

Очевидно, что Эрих Зелигман Фромм является крайне интересной личностью. Его жизнь была богата различными событиями. Он внес существенный вклад в психиатрию и психологию. Он пытался связать несколько философских течений в одно, найти в них что-то общее, и у него это получилось.