Естественное

Основные методологические проблемы

При использовании психодиагностических методик возникают определенные методологические проблемы, которые касаются либо процедуры проведения, либо респондентов, либо качества обработки.

Основной методологической проблемой связанной с респондентами является отсутствие, невыполнение следующих требований:

  1. Необходим учет особенностей когнитивной сферы респондентов, в частности, особенности его памяти и мышления. Респондент должен понять инструкцию, понимать все требования, которые ему предъявляет психолог, и заполнить их.
  2. Для того чтобы выступать носителем информации, респондент должен обладать ею.
  3. Необходимо учитывать этический момент — кроме того, что человек владеет необходимой информацией, он должен иметь желание поделиться этой информацией. Всегда нужно обозначать цель (для чего), она должна быть значимой.
  4. Необходимо учитывать особенности складывающихся отношений психолога и респондента, поэтому психолог должен четко соблюдать требующую форму общения:

-доброжелательный фон

-определенная дистантность

-отсутствие стремления создать у респондента установку относительно цели исследования.

Выполнение этих требований обеспечивает необходимый уровень качества, получаемой информации.

Качество информации основывается на двух принципах:

  1. достоверность
  2. устойчивость

При нарушении одного принципа, второй может сохраняться. На качество получаемой информации влияет также качество используемых психодиагностических методов и методик. Методики должны быть валидны и надежны.

Гуманитарный подход

Основное содержание — познание человека в самом широком смысле слова (культура, общественное бытие, сам человек).

Цель: познание человеческой субъективности, ориентированно на индивидуальность, на изучение духовного мира человека, его жизненных смыслов, ценностей. Человек изучается с антропологической позиции, рассматривается как самоценность.

В гуманитарном подходе одна и та же проблема может реализовываться в разных теориях, концепциях; в отличие от естествознания, которое утверждало, что истинность единична.

6 стр., 2682 слов

Естественно-научный и гуманитарный подходы, гуманитарный подход в культурологии

… культурологических подходов: гуманитарный, естественно-научный и два смешанных — гуманитарный подход, дополненный естественнонаучным и естественно-научный, дополненный гуманитарным. … Затем на основе представлений культурологии и психологии творчества он конструирует особый идеальный … планеты). Тем не менее, гуманитарно ориентированный человек отказывается признавать научно-инженерную обусловленность …

Гуманитарный подход использует не только понимание как способ познания человека, но и эмпатию, и личный опыт исследователя. Субъективный подход к изучению и респондент выступает не как объект исследования, а как активный субъект общения.

Дельтей (немецкий философ) выделил объяснительную и понимающую психологию. Он считается основоположником понимающей психологии. Это противопоставление возникло в конце 19 века.

Объяснительная психология — естественно — научный подход.

Задача: стремление объяснить психический склад человека, составные части, закономерности, таким образом, как химия и физика объясняет строение мира или предмета. При этом присутствует стремление разложить поэлементно психику человека и выявить основные закономерности и взаимосвязь.

Такую психологию называют «психология о душе без души «.

Понимающая психология — гуманитарный подход.

Описательная психология по Дельтею исходит из того, что человек может сам проанализировать свой внутренний опыт и отнестись к нему как к целостности. Важную роль при этом играет анализ переживаний человека. При этом по Дельтею понимающая психология не отвергает методов объясняющей психологии. Тем не менее, существует определенная приоритетность в используемых методах.

Развитие отечественной психологии в целом происходило на естественно — научной основе, т. е. ориентированность на объективность, эксперимент.

В последние десятилетия стали использовать теорию, практические технологии, основанные на гуманитарном подходе, особенно это касается проблем личности.

Методы объяснительной или естественнонаучной психологии.

Основным требованием к этим методам является их способность предоставлять объективную информацию. Их использование обеспечивает получение надежных и однозначно понимаемых данных.

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

..

Для обеспечения объек­тивности оценок руководитель ведет анализ деятельности подчинен­ного по следующим показателям: важность, объем … психологию среды или экологическую психологию

Суть этого подхода в том, что определенные параметры окружающей человека социальной … делает сильное сообщение более убедительным. В качестве методов могут использоваться риторические вопросы; воздействие нескольких …

Объективное изучение психических явлений предполагает исследование тех ее аспектов, которые имеют внешнее выражение (например, поведенческие реакции, продукты деятельности).

Эти внешние проявления позволяют использовать для их изучения более строгие методы, например, аппаратурные.

В отечественной психологии одной из основных задач было установление характера взаимосвязи соотношения психических функций и деятельности человека.

Поэтому методологической основой объективного метода в отечественной психологии является принцип единства сознания и деятельности.

Основными методами естественнонаучной психологии — наблюдение, эксперимент, также метод тестирования, опрос, анализ продуктов деятельности (контент-анализ).

Основными методами естественнонаучной психологии являются наблюдение и эксперимент. Также используются методы: тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности.

Для повышения объективности результатов исследования используется статистический анализ и методы математического моделирования.

Принцип единства сознания и деятельности (Рубинштейн).

Деятельность и поведение человека основывается на единстве сознания и деятельности, объективное содержание этой взаимосвязи определяется сознанием человека.

По Рубинштейну: сознание и деятельность едины, но не тождественны и это единство выражается в том, что все психические свойства человека, его сознание, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Способности личности, ее психические свойства, характерологические черты, являются одновременно и предпосылкой и результатом поведения личности.

Данный принцип отрицает рассмотрение психики как процесса отражения, однозначно детерминированного изнутри органическими структурами.

Влияние деятельности на психику:

  1. профессиональная деформация деятельности приводит к вторичному — акцентуированности характера человека.
  2. Ведущая деятельность выступает основным условием психического развития.

Влияние психики (сознания) на деятельность:

  1. постановка целей (целеполагание)
  2. деятельность всегда целенаправленна и осознанна.

Методологические принципы психологии (базируется отечественная психология).

Психическое отражение зависит от потребностей, целей, установок, ценностно-смысловой сферы, личности и прошлого опыта человека.

Еще одной особенностью проявления психического отражения активности, является способность человека представлять себе результаты своих будущих действий или поведения. Этот принцип противопоставляется принципу реактивности.

Принцип реактивности — человек рассматривается как особого рода машина, которая пассивно откликается на воздействие внешней среды (ассоциативная психология, бихевиоризм, необихевиоризм, рефлексология).

Источником активности является потребность.

П——-М——-Ц——-Д (Теория деятельности Леонтьева)

Характеристика методов понимающей психологии.

Понимание — это и процесс, и результат познания.

Методы понимающей психологии:

— интроспекция,

— самоотчет,

— включенное наблюдение,

— эмпатическое слушание,

— идентификация,

— беседа как диалог,

4 стр., 1519 слов

Анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов

… подготовке студентов по специальности 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология. Теоретическое и экспериментальное исследование, осуществляемое по теме курсовой работы, даёт студенту … и анализ экспериментальных данных

Важно помнить, что анализ результатов предполагает как количественную, так и качественную обработку данных. Количественная обработка предполагает применение методов ..

— биографический метод,

— интуиция,

— интерпретация внутреннего мира другого человека,

— ретроспективный анализ жизненных сценариев,

— герменевтика.

Метод интроспекции предполагает рефлексивный анализ собственных внутренних состояний, переживаний, намерений (всматривание во внутренний план сознания).

С помощью этого метода по Дельтею можно выявить связь духовного мира человека с окружающим миром человека. Эта связь может быть постигнута внутренним восприятием.

По Рубинштейну — данное сознания практически всегда могут быть осмыслены самим человеком.

Идентификация — метод понимания другого человека, представляющий собой способность мысленно поставить себя на место другого.

Идентификация отличается от эмпатии:

  1. при эмпатии используются логические операции (анализ, синтез)
  2. человек остается самим собой, а при идентификации становится другим.

Диалогическая беседа — в отличие от интервью строится на принципе равноправного и равнопозиционного общения. При этом партнер по общению (клиент) воспринимается не как изучаемый объект, его познание происходит через понимание (равноценный диалог).

В беседе цель не только диагностическая, но и развивающая, коррекционная.

Биографический метод — способ познания человека на основе изучения его биографии, жизненного пути. Этот метод можно использовать в форме воссоздания наиболее значимых жизненных этапов и оценки человека значимости данных этапов и их знаков.

Интуитивный метод — определяется как знание, которое возникает в результате работы сферы бессознательного, возникает без осознания путей и условия получения этого знания.

Эмпатическое слушание (разработал Карл Роджерс) — достижение понимания внутреннего состояния другого человека, сопереживание ему, принятие личности другого человека как самоценности без критического анализа.

3 стр., 1485 слов

Основные принципы психологического консультирования

… анализа основных принципов психологического консультирования становится очевидным, что соблюдение отмеченных этических принципов … ним консультант, каковы результаты исследования психологического статуса и в чем его … регламентирующие профессиональную деятельность психотерапевта и консультанта-психолога. Среди основных принципов работы … идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее, при …

Интерпретация внутреннего мира другого человека — основан на использовании человеком своих внутренних психологических средств, своего психологического опыта.

Понимание другого человека происходит за счет использования аналогий. В ходе подобной интерпретации внутреннего мира другого человека проводится анализ внешнего наблюдаемого поведения, невербалики, эмоциональных проявлений.

Герменевтика — используется во всех общественных науках. Суть заключается в анализе, интерпретации различного вида текстов: литературных, научных, исторических.

В психологии разновидностью герменевтики является анализ продуктов деятельности, контент-анализ.

В последние десятилетия в силу возрастания роли практической психологии достаточно интенсивно разрабатываются ее специфические методы.

Общей задачей прикладной психологии является научно — психологическое обеспечение и психологическое сопровождение различных сфер (отраслей).

Существует другое понимание практической психологии как особой психологической практики, которая создает совокупность психологических услуг при работе с клиентом. При этом основная задача психолога — воздействие на представление клиента о мире, о себе, на его систему ценностей, на формы общения и характер взаимоотношений.

Принцип детерминизма (Рубинштейн, Леонтьев)

Психическое отражение обусловлено внешней реальностью.

По Рубинштейну: «внешнее преломляется через внутреннее».

Изучение зависимости психики от действительности размыкает замкнутость внутреннего мира психики и вводит ее изучение в контекст конкретных материальных условий, в которых протекает жизнедеятельность человека.

Факторы влияющие на развитие психики:

— психика определяется наследственностью — биогенетический

— развитие психики определяется социальной средой — социогенетический

Принцип параллелелизма — равного вклада (Штерн)

По Выготскому: наследственность и среда вносят различный вклад или имеют разный удельный вес на разных возрастных этапах.

Чем меньше ребенок, тем больше влияние наследственности, чем больше ребенок, тем больше влияние социума.

Принцип развития психики (Леонтьев разрабатывал в онто и филогенезе):

По Леонтьеву: психика является специфическим компонентом в эволюции организма, развитие психики — рост и качественные изменения в конце каждого возрастного периода в виде психических новообразований.

Содержание психического развития — борьба между старыми отживающими формами психики и новыми появляющимися.

Возникновение новой ступени психического развития не является только внешней надстройкой к уже имеющейся стадии. И всякая предшествующая стадия выступает как подготовительная ступень к последующей возрастной стадии.

По Леонтьеву: суть принципа развития заключается в том, что самим способом существования психики и является ее развитие. И это развитие происходит на онтогенетическом, филогенетическом, социогенетическом уровнях.