Эстетика

Искусство как предмет изучения эстетики

Искусство – это художественное творчество в целом, сюда включены и литература, и живопись, и музыка и все остальные художественно-образные формы познания мира. Дело в том, что искусство – это своеобразный концентрат, в котором наиболее ярко выражены законы чувственного восприятия действительности, поэтому оно и становится объектом изучения эстетики.

Вплоть до ХХ века все эстетические теории строились на базе искусства, и только новейшее время внесло в этот процесс свои коррективы. Проявления эстетики очевидны и в трудовой деятельности, и в быту человека.

Природа искусства, как и природа прекрасного, по-разному понималась в разные эпохи. В общем-то, вопрос открыт и по сей день, так как это явление не поддается рациональному анализу.

Эстетика

Заканчивая наш краткий обзор, остановимся на нескольких важных проблемах эстетики.

  1. Эстетическое восприятие – это не менее важная деятельность человека, чем само художественное творчество. Это умение воспринимать действительность и искусство с точки зрения их эстетической ценности. Эстетическое восприятие зависит от разных факторов, включая опыт, вкус, этические нормы и проч.
  2. Эстетический вкус. О вкусах, конечно, не спорят, но как сказал английский писатель Гилберт Честертон: «О вкусах не спорят: из-за вкусов бранятся, скандалят и ругаются». Вкус — это способность в принципе воспринимать и оценивать эстетические явления, различать прекрасное и безобразное, высокое и низменное, комическое и трагическое. Свой эстетический вкус можно развивать, но и движение в обратную сторону, к несчастью, открыто.
  3. Эстетическое воспитание. Его цель как раз научить понимать и ценить прекрасное, развивать эстетический вкус.

Эстетика

Эстетика — это наука о красоте

Самое короткое и понятное определение эстетики можно сформулировать так:

Это тот скелет, на который нанизываются уточнения и дополнения.

Сам термин Ästhetik придумал в 1735 году немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен (1714 – 1762 гг.), взяв за основу слово древнегреческого языка αίσθητικός, что дословно означает чувственный, воспринимаемый чувствами. Баумгартен дал первое определение:

Чувственность для Баумгартена — это эмоции, ощущения, память, интуиция, воображение (что это такое?), остроумие — все, что можно отнести к области чувств, а не разума. Он первым выделил эстетику в самостоятельную дисциплину философии и наметил ее проблематику.

Почему эстетика считается частью философии? Дело в том, что главный ее вопрос «Что такое красота?» находится в одном ряду с важнейшими вопросами философии о месте человека в этом мире, о существовании Бога, о добре и зле, жизни и смерти, об абсолютности истины и первичности сознания или материи.

В XVIII веке, в разгар эпохи Просвещения бурно развивались науки, покидая тихую гавань философии. Любители мудрости того времени переосмыслили триаду основных философских направлений «логика-физика-этика», доставшуюся еще со времен стоиков.

Эстетика

Так и появилась эстетика – наука о прекрасном. Если уж мы решили упрощать, то новая триада будет такой:

  1. логика – это про мышление,
  2. этика – это про нравственность,
  3. эстетика – про красоту.

Конечно, философия с тех пор сильно расширила горизонты, обозначив целый ряд самостоятельных дисциплин в своем составе. Современное определение эстетики, вобравшее в себя опыт мыслителей, можно сформулировать следующим образом:

Эстетика – это дисциплина философии, предметами изучения которой выступают:

  1. чувственное, эстетическое восприятие мира человеком;
  2. искусство как высшая форма эстетической деятельности человека.

Категории эстетики

Основными категориями эстетики называют следующие понятия:

  1. прекрасное – безобразное;
  2. возвышенное – низменное;
  3. комическое – трагическое – драматическое.

Конечно, главная категория – красота, прекрасное. Понимание этой эстетической категории трансформировалось в разные эпохи. Идеалы красоты очень различаются не только во временном отношении, но и в географическом и даже в национальном.

Эстетика

Предельно схематично проследить, как менялось восприятие красоты за последние 2,5 тысячи лет, можно в таблице.

Красота
Античность Неотъемлемое объективное свойство действительности.
Средние века Божественная природа красоты.Чувственная, материальная красота греховна.
Эпоха Возрождения Красота самой природы.Искусство – зеркало природы.
Классицизм (что это?) Прекрасное равно изящному.Красота формальна и целесообразна.
Новое время Прекрасное – это чувственное выражение идеи, природная красота второстепенна, наиболее полно идея прекрасного выражена в искусстве.
Новейшее время Только человек через призму своего восприятия вносит красоту в природу.

Категории в эстетике тесно взаимосвязаны, часто одна прямо соотносится с другой – на фоне комического выделяется трагическое, на фоне низменного – возвышенное.

Можно ли развить в себе чувство прекрасного?

Научиться писать грамотнее можно, просто много читая. Литература, причём самая разная, развивает чувство языка и естественным образом позволяет запоминать новые термины, речевые обороты, способы словоупотребления и многое другое. Так и способность разбираться в искусстве приходит с опытом рассматривания картин, посещения мировых музеев и пролистывания онлайн-галерей. Книги по эстетике тоже не будут лишними (небольшой список — в конце статьи). А биографические фильмы о художниках создают ощущение эпохи, когда рождались те или иные произведения.

Кроме того, эстетическая грамотность помогает развивать воображение и эмоциональный интеллект; находить названия таким оттенкам чувств, которых вы прежде не могли сформулировать; принимать людей такими, какие они есть, больше узнавая о том, как человечество в разные эпохи понимало красоту.

Категории эстетики

  • Прекрасное и безобразное. Эстетика, вопреки сложившемуся мнению, занимается не только красотой. Изучение того, что кажется красивым, а что — уродливым и жутким, тоже задача эстетики. Некоторые авторы полагали, что безобразное — просто отсутствие красоты, другие придерживались мнения, что отталкивающее имеет собственный эстетический потенциал. Чтобы убедиться в завораживающей силе отталкивающих образов в искусстве, достаточно взглянуть на полотна Иеронима Босха, работы немецких экспрессионистов или некоторые примеры современного перформанса.
  • Возвышенное и низменное. Если красота и масштаб идеи, чей-то героизм или снимок космоса вызвают у вас замирание сердца — это определённо переживание возвышенного. Согласно Канту, возвышенное прекрасное бывает «математическим» (например, восхищение величием египетских пирамид или огромными горами) и «динамическим» (море, бушующее на глазах у зрителя, и другие проявления неукротимой силы). Низменное, напротив, имеет негативную ценность и ассоциируется со скверным и недостойным.
  • Трагическое и комическое. Впервые теория драмы была сформулирована Аристотелем в «Поэтике». Трагическое предполагает наличие конфликта, выходом из которого служат гибель, жертва или несчастье. Тогда как в комическом противоречие снимается через смех. Чувство облегчения после того, как хорошо посмеёшься над своими проблемами — это, с точки зрения эстетической теории, катарсическое освобождение.

Кстати, эстетическое переживание можно иногда ощутить физически — по телу проходит дрожь, а волоски на руках поднимаются дыбом. Это ощущение называют «фриссон». Вызывать его может как музыка Вагнера, так и, например, сцена из фильма, в которой Человек-паук останавливает поезд.

Как правильно созерцать обыденное?

Ещё по этой теме

Эстетика
5 научных теорий и фактов, которые сложно принять

Согласно теории вчувствования Теодора Липпса, эстетического как объективного свойства вещей не существует. Ощущение одухотворённости природы возникает за счёт того, что зритель проецирует на созерцаемые формы собственные чувства. Так в романах возникают фразы вроде «радостный солнечный день» или «грустный осенний дождь». С точки зрения современных учёных, которые заинтересовались проблемами восприятия, даже формулировки физических законов зависят от наших представлений о симметрии и гармонии, которые сформированы органами чувств. Так что парадоксальное суждение Оскара Уайльда о том, что «жизнь имитирует искусство», верно с точки зрения антропного принципа.

Так или иначе, эстетическое воспитание — это не только хождение по музеям, но и развитие умения вглядываться в окружающий мир. Тем более, что граница между искусством и не-искусством определяется сегодня не качествами произведения, а контекстом. Красоту можно найти и в индустриальном пейзаже, и в разводах бензина на асфальте.

Только субъект решает, намерен ли он просто стоять на остановке, или же получать эстетическое впечатление.

Это хорошо понимали японские теоретики прекрасного, которые уделяли большое внимание наблюдению как полноценному эстетическому акту. Если западный человек стремится к активному преобразованию природы, то восточный зритель склонен растворяться в тихом созерцании. Японские поэты сформулировали множество понятий, аналогов которым нет в западной науке о прекрасном — например, югэн или сибуми

Изучив их подробнее, можно найти описания для тонких оттенков переживаний.

История эстетики: коротко о главном

Слово «эстетика» происходит от греческого aisthetikos — «чувственно воспринимаемое». Это означает, что категории эстетического могут распространяться на всё, что человек может воспринять с помощью органов чувств. Такого рода созерцание не утилитарно — то есть, служит не пользе, а самоценному переживанию, не привязанному к практической цели.

Проще говоря, для того, чтобы восхититься качествами объекта, не обязательно как-то его использовать, можно просто наслаждаться.

  • Античность. Первые фундаментальные представления об эстетическом оформились в Древней Греции. Античные мыслители рассуждали о гармонии в природе, красоте пропорций и ценности искусства в осмыслении мира. В теорию пропорции большой вклад внесли пифагорейцы, а Аристотель и Платон сформулировали представления, которые лежат в основе классической эстетики по сей день. Тогда были заложены ключевые для теории эстетики понятия, в частности, катарсис и мимесис. Например, говоря, что полотна абстракционистов — непонятная мазня, зритель придерживается заложенного греками меметического принципа, который предполагает, что искусство обязательно должно подражать природе.
  • Средние века. Средневековая европейская эстетика соединяет античный категориальный аппарат с христианскими представлениями, которые предусматривают деление мира на чувственный и сверхчувственный. Средневековые мастера не слишком интересовались перспективой и точными пропорциями в искусстве. Им важнее было показать символическую значимость вещей, а главным эстетическим переживанием были скрытые смыслы. Схожие принципы — двухмерные изображения, обратная перспектива, несколько сюжетов в одном изображении — до сих пор сохраняются в иконописи.
  • Эпоха Возрождения. Во времена Ренессанса благодаря Леону Баттисте Альберти и Альбрехту Дюреру и другим авторам получило развитие учение о линейной перспективе, которая воспроизводит «обман зрения». Реконструкция взгляда смотрящего человека тесно связана с гуманизмом и антропоцентризмом Возрождения. Большим достижением стало казаться изображение мира таким, как он видится человеческому глазу. На смену безымянным мастерам Средних веков пришла целая плеяда мастеров Возрождения, многие из которых были авторами теоретических работ о понимании прекрасного.