Основы этнопсихологии (а. а. налчаджян, 2012)

Этнические стереотипы

Этнический стереотип — это разновидность социального стереотипа — упрощенный, схематизированный образ социальных объектов, характеризующийся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений. Это национальное отношение одного народа к другому.

Согласно «Гипотезам контакта», чем более благоприятны условия контакта между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипов. В настоящее время доказана обусловленность механизма стереотипизации «социальным контекстом».

Во многих эмпирических исследованиях стереотипными признаются качества, с наличием которых у описываемой группы согласны не менее 75—80 % испытуемых.

Техники изучения этнических стереотипов по В. С. Агееву:

  • метод свободного описания в нескольких его разновидностях;
  • метод прямого опроса;
  • проективные методы;
  • психосемантические методы

Немного истории.

Первые крупицы этнопсихологических знаний содержат труды античных авторов – философов и историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Плиния Старшего, Страбона. Так, древнегреческий врач и основатель медицинской географии Гиппократ отмечал влияние окружающей среды на формирование психологических особенностей людей и выдвинул общее положение, согласно которому все различия между народами, в том числе их поведение и нравы, связаны с природой и климатом.

Первые попытки сделать народы предметом психологических наблюдений были предприняты в 18 в. Так, французские просветители ввели понятие «дух народа» и пытались решить проблему его обусловленности географическими факторами. Идея народного духа проникла и в немецкую философию истории 18 в. Один из ее виднейших представителей, И.Г.Гердер, рассматривал дух народа не как нечто бесплотное, он практически не разделял понятия «душа народа» и «народный характер» и утверждал, что душу народа можно познать через его чувства, речи, дела, т.е. необходимо изучать всю его жизнь. Но на первое место он ставил устное народное творчество, считая, что именно мир фантазии отражает народный характер.

Свой вклад в развитие знаний о характере народов внесли и английский философ Д.Юм, и великие немецкие мыслители И.Кант и Г.Гегель. Все они не только высказывались по поводу факторов, влияющих на дух народов, но и предлагали «психологические портреты» некоторых из них.

Развитие этнографии, психологии и языкознания привело в середине 19 в. к зарождению этнопсихологиикак самостоятельной науки. Создание новой дисциплины –психологии народов– было провозглашено в 1859 немецкими учеными М.Лацарусом и Х.Штейнталем. Необходимость развития этой науки, входящей в состав психологии, они объясняли потребностью исследовать законы душевной жизни не только отдельных индивидов, но и целых народов(этнических общностей в современном понимании), в которых люди действуют «как некоторое единство». Все индивиды одного народа имеют «сходные чувства, склонности, желания», все они обладают одним и тем же народным духом, который немецкие мыслители понимали как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание.

Идеи Лацаруса и Штейнталя сразу же нашли отклик в научных кругах многонациональной Российской империи, а в 1870-х и в России была предпринята попытка «встроить» этнопсихологию в психологию. Идеи эти возникли у правоведа, историка и философа К.Д.Кавелина, который высказал мысль о возможности «объективного» метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности – памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям.

Рубеж 19–20 вв. отмечен появлением целостной этнопсихологической концепции немецкого психолога В.Вундта, посвятившего двадцать лет жизни написанию десятитомной Психологии народов. Вундт проводил основополагающую для социальной психологии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой порождают новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не содержатся в них. А в качестве этих новых явлений, иными словами, в качестве содержания души народа, им рассматривались общие представления, чувства и стремления многих индивидов. По мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются в языке, мифах и обычаях, которые и должны изучаться психологией народов.

Еще одна попытка создания этнической психологии, причем именно под этим названием, была предпринята российским мыслителем Г.Г.Шпетом. Полемизируя с Вундтом, по мнению которого продукты духовной культуры есть психологические продукты, Шпет утверждал, что в самом по себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического. Психологично другое – отношение к продуктам культуры, к смыслу культурных явлений. Шпет полагал, что язык, мифы, нравы, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, «отклики» на происходящее перед их глазами, умами и сердцем. Согласно концепции Шпета, этническая психология должна выявлять типические коллективные переживания, иными словами, отвечать на вопросы: Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?

Идеи Лацаруса и Штейнталя, Кавелина, Вундта, Шпета остались на уровне объяснительных схем, которые не были реализованы в конкретных психологических исследованиях. Но идеи первых этнопсихологов о связях культуры с внутренним миром человека были подхвачены другой наукой – культурной антропологией.

Расписание тренингов и семинаров8

27 марта
Пятница,
11:00

Семинар «Возвращение частей души. Путь к собственной цельности»

 
Подать заявку

3 дня

Москва

Центр «Лад-Мир»
Марьяна Колeсник

9 апреля
Четверг,
19:00

Шаманский круг апреля

 
Подать заявку

3 часа

Москва

Центр «Лад-Мир»
Марьяна Колeсник

10 апреля
Пятница,
19:00

Мастер-класс «Животные силы, ваш личный тотем и хранитель»

 
Подать заявку

2 часа

Москва

Центр «Лад-Мир»
Марьяна Колeсник

16 апреля
Четверг,
18:30

Шаманская практика «Очищение стихией земли»

 
Подать заявку

3 часа

Москва

Центр «Лад-Мир»
Марьяна Колeсник

22 апреля
Среда

Выездной курс «Шаманское исцеление»

 
Подать заявку

5 дней

Калужская область

Центр «Лад-Мир»
Марьяна Колeсник
Елена Дмитриевна Пигалева

15 мая
Пятница

Этнопутешествие «Танцующие с горами. Сила жизни»

 
Подать заявку

7 дней

Москва

Центр «Лад-Мир»
Марьяна Колeсник
Ирина Владимирова-Скоробогатова

5 июня
Пятница,
11:00

Базовый курс по основам шаманских практик «Шаманское путешествие»

 
Подать заявку

3 дня

Москва

Центр «Лад-Мир»
Марьяна Колeсник
Леонид Колесник

Литература

  • Вундт В. Введение в психологию. — М., 1912.
  • Вундт В. Проблемы психологии народов. — М.: Академический проект, 2010. — 136 с. — (Психологические технологии). — ISBN 978-5-8291-1284-4.
  • Крысько В. Г. Этническая психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с. — ISBN 5-7695-0949-X.
  • Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Ключ-С, 1999. — 224 с. — ISBN 5-93136-003-4.
  • Налчаджян А. А. Этнопсихология. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 381 с. — ISBN 5-94723-911-6.
  • Нежурина-Кузничная Н. Ю. Популярная этнопсихология. — Мн.: Харвест, 2004. — 384 с. — ISBN 985-13-1963-5.
  • Павленко В. Н., Таглин С. А. Общая и прикладная этнопсихология. — М.: Т-во научных изданий КМК, 2005. — 483 с. — ISBN 5-87317-215-3.
  • Сухарев В. А., Сухарев М. В. Психология народов и наций. — Донецк: Сталкер, 1997. — 400 с. — ISBN 966-7104-89-3.
  • Хотинец В. Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии: учебное пособие. — М.: Форум, 2012. — 88 с. — ISBN 978-5-91134-621-8.
  • Этническая психология. Хрестоматия. — СПб.: Речь, 2003. — 320 с. — ISBN 5-9268-0211-3.
  • Этнопсихологический словарь / Г. Н. Волков, В. М. Григорьев, Н. В. Данилов и др.; Под ред. В. Г. Крысько, Д. И. Фельдштейна. — М.: МПСИ, 1999. — 343 с. — (Библиотека психолога). — 10 000 экз. — ISBN 5-89502-058-5.
  • Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. — М., 1974.

Этнопсихологические проблемы исследования личности

Культурантропологи занимаются поисками связи между культурой и личностью, в то время как в сравнительно-культурной психологии изучение личности чаще всего сводится к анализу взаимосвязей между отдельными, изолированными личностными конструктами и культурными переменными. В сравнительно-культурной психологии исследуются универсальные и культурно-специфичные личностные черты, и в рамках типологического подхода к изучению личности используются личностные тесты. Но до сих пор неизвестно, может ли существовать единый набор черт, используемых для измерения личности, быть всеобщим и служить для объяснения поведения людей в любой культуре. Для достижения универсального понимания психики человека следует среди индивидуальных и культурных различий имплицитных теорий личности отдельных культур и этнических общностей выявить те их части, что могут быть подвержены эмпирической проверке и быть включены в представление о сущности людей, живущих во всех частях света.

Направление используют

Организаторы

 Кафедра этнопсихологии Московского государственного психолого-педагогического университета  (Москва),    Центр «Лад-Мир»  (Москва),    Алина Дубовская (Москва),   Мастерская Внутренней Силы «Искусство жить с Намерением»  (Москва),    Проект Soul Harmony  (Москва),    Салон о Женском Счастье «Танец Души»  (Москва),   Тренинг-центр «Сила Рода»  (Москва),    Центр духовной психологии при ИПиКП  (Москва),    Elena Okhotnikova  (Владивосток),    Школа Развития Личности «РаСвет»  (Киев),    Центр традиционной народной культуры Среднего Урала (Екатеринбург),    Центр развития Татьяны Проскуряковой  (Новосибирск),    Центр прикладной психологии «Самопознание»  (Хабаровск),    Творческое объединение Legal magic  (Омск),    Славянский воронежский центр «Велесов жребий»  (Воронеж),    Сибирская Семейная Школа  (Новокузнецк),    «Полилог», Центр интеллектуального и эстетического развития  (Кавказские Минеральные Воды),    Академия Классического Гипноза и Эpикcoнoвcкого Гипноза и Самогипноза  (Донецк),    Лаборатория «Естественно, наука!»  (Казань),    Культурный центр и магазин «Шангрила»  (Воронеж).

Ещё организаторы 9

Тренеры

  Алексей Белинский  (Москва),    Екатерина Хаджи-Муратовна Кадиева  (Москва),    Марьяна Колeсник  (Москва),    Надежда Двоскина  (Москва),    Наталья Осетрова  (Москва),    Олард Диксон  (Москва),    Роман Молвинец  (Москва),    Алина Геннадьевна Дубовская  (Москва),    Анастасия Александровна Перл  (Москва),    Андрей Игоревич Явный  (Москва),    Елена Алексеевна Тазбаш  (Москва),    Зареславъ Окунев  (Москва),    Иванова Наталья  (Москва),    Мира Шлейко  (Москва),    Олеся Бондарева  (Москва),   Ольга Филипповна Щербакова  (Москва),    Светлана Ивановна Белова  (Москва),    Святозара Медведева  (Москва),    Станислав Бызов  (Москва),    Оксана Ильева  (Голландия).

Ещё тренеры 36

Консультанты

  Екатерина Хаджи-Муратовна Кадиева  (Москва),    Марьяна Колeсник  (Москва),    Надежда Двоскина  (Москва),    Наталья Осетрова  (Москва),    Алина Геннадьевна Дубовская  (Москва),    Анастасия Александровна Перл  (Москва),    Андрей Игоревич Явный  (Москва),    Елена Алексеевна Тазбаш  (Москва),    Зареславъ Окунев  (Москва),   Ольга Филипповна Щербакова  (Москва),    Светлана Ивановна Белова  (Москва),    Надежда Сергеевна Головчанова  (Ярославль),    Александр Александрович Шевцов  (Санкт-Петербург),   Нина Тимофеевна Варламова  (Брянск),    Оксана Ильева  (Голландия),    Тарас Борисович Журба  (Санкт-Петербург),   Татьяна Сергеевна Коломиец  (Красноярск),    Эраст Наильевич Ахметгалеев  (Иркутск),    Рада Бычкова  (Воронеж),    Елена Володина  (Санкт-Петербург).

Ещё консультанты 13

Этнопсихология
в других городах

Воронеж,  
Самара,  
Архангельск,  
Пермь,  
Уфа,  
Челябинск,  
Омск,  
Красноярск,  
Хабаровск,  
Владивосток,  
Петропавловск-Камчатский.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Этнопсихология»!

История этнопсихологии

Термин «этническая психология» (нем. Völkerpsychologie) был предложен во 2-й половине XIX в. немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этнической психологии и сформулировать её задачи. Опираясь на психологию И. Гербарта и трактуя с гербартианских позиций концепцию «народного духа» (по аналогии с индивидуальным сознанием), они пытались доказать на страницах основанного ими в 1859 г. журнала «Психология народов и языкознание» (нем.  Zeitschrift fur Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft), что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т. п. получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа». Задача психологии народов как отдельной науки — познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов.

В. Вундт подверг критике интеллектуализм воззрений Г. Штейнталя и М. Лацаруса и выдвинул столь же идеалистическое волюнтаристское понимание сущности и задач этнической психологии. Вунд полагал, что психология народа не может прямым образом зависеть от психологических особенностей индивидуумов, составляющих народ. Иными словами, законы, по которым работает психология народа не совпадают с законами психологии личности. В качестве основных единиц для объективного описания психологии народа Вундт предлагал использовать язык, мифы и обычаи. Таким образом, главной исследовательской задачей по мнению Вундта становилось объяснение — с точки зрения психологии — закономерностей, наблюдаемых в языке, мифах и обычаях народа.

В России идеи этой школы развивались в учении лингвиста А. А. Потебни [источник не указан 3050 дней]. Также вопросы этнической психологии разрабатывал Г. Шпет, выступивший в 20-х гг. XX века с резкой критикой В. Вундта и генетического подхода (Штейнталь, Лацарус и др.) и пытавшийся обосновать своё понимание этнической психологии с позиций феноменологии Э. Гуссерля. Школа психологии народов послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также французской социологической школы.

В изучении проблем этнической психологии, наряду с психологами, приняли участие лингвисты, историки, археологи, социологи, этнологи, антропологи и др. Был собран огромный фактический материал по психологии различных племён и народов. Особенно много внимания уделялось исследованиям психологии первобытных народов (французский учёный Л. Леви-Брюль, немецкий учёный Р. Турнвальд и др.).
Одной из областей науки, связанной с этнопсихологией, является транскультуральная психиатрия, изучающая психические расстройства в контексте различных культур и этносов.

Начиная с двадцатого века этнопсихология была разделена на этнологическую (психологическую антропологию) и сравнительно-культурную (кросс-культурную) психологию. Эти отрасли этнопсихологии оперируют разными концептуальными схемами и исследуют разные предметы.

Таблица 1. Специфика образовавшихся разделов этнопсихологии
Психологическая антропология (по М. Мид) Сравнительно-культурная психология (по Т. Г. Стефаненко)
Предмет Систематические связи между психологическими переменными, связь между внутренним миром человека, и этнокультурными переменными на уровне этнической общности. Сходство и различие психологических переменных на уровне разных культур и этнических общностей
Количество изучаемых культур одна культура две и более
Единицы и термины, используемые для анализа культуры специфичные для изучаемой культуры свободные от культурного влияния
Изучение ведётся с точки зрения участника культуры внешнего наблюдателя
Структура исследования постепенно раскрывается ученому, который заранее не может знать, какие единицы анализа он будет использовать конструируется ученым заранее