Реферат «традиции воспитания мальчика у евреев»

Библейский период

В основу еврейского воспитания было положено привитие социальных, трудовых и религиозно-культовых навыков преимущественно через участие детей в семейной и общинной деятельности. Залогом успеха в этот период была семейная, клановая и племенная солидарность и патриархальная организация семьи с ее непререкаемым авторитетом родителей, в первую очередь, отца (Исх. 20:12; Втор. 5:16; см. Родители и дети). Воспитание детей в раннем возрасте возлагалось преимущественно на мать (ср. Пр. 18); когда сыновья подрастали, их дальнейшее воспитание переходило в ведение отца, в то время как воспитание дочерей вплоть до замужества оставалось в руках матери, которая также обучала их домашним работам и женским ремеслам (Быт. 18:19; Исх. 12:26–27; 13:8, 14–15; Втор. 6:7; Миха 7:6); однако ответственность за распутное поведение дочерей возлагалась на отца (Лев. 19:29)

Главное внимание уделялось воспитанию мальчиков, которые были продолжателями рода и хранителями семейного имени и имущества (Чис. 27:4, 8)

Библия особо подчеркивает ответственность отца за религиозное воспитание детей и вменяет в обязанность главе семьи обучать детей религиозным заповедям (Втор. 6:7, 11–19).

По-видимому, уже в эпоху Первого храма началось формирование жанра литературы мудрости, в которой проблемы и идеалы воспитания занимали значительное место. Библейское предписание «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем… И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6:6–9; 11:18–20) означает требование обучать детей — по крайней мере сыновей — чтению. По мнению ряда исследователей, Гезерский календарь (см. Гезер) был упражнением в письме. Детей, которые должны были стать священнослужителями, готовили к этому с раннего возраста (I Сам. 211–3:21).

Пленение вавилонское привело к усилению еврейского религиозно-национального сознания и возникновению нового религиозного института — синагоги, посещение которой детьми постепенно стало частью их религиозного воспитания. Введенное Эзрой регулярное публичное чтение Торы превратилось в мощный образовательно-воспитательный фактор. Родительские наставления более не могли удовлетворять возросших требований общества к воспитанию детей, и потому в этот период сложилась концепция общественного воспитания, согласно которой до 13 лет мальчики должны получать образование у профессиональных учителей, как правило, интерпретаторов Торы — софрим (предшественники фарисеев). Такое воспитание получило распространение преимущественно в городах, в то время как в сельских поселениях дети воспитывались в семейном кругу, хотя и там большое значение имела синагогальная проповедь. Впрочем, и в городах социальные и религиозно-политические различия обусловливали разный подход к воспитанию. Так, саддукеи (жреческая аристократия), наряду с религиозным обучением Письменному Закону, заботились об обучении детей — особенно девушек — греческому языку и элементам греческой культуры. Однако большинство городского населения находилось под влиянием фарисеев, обучавших детей не только законам Торы, но и основам Устного Закона; у детей воспитывали глубокое уважение к законоучителям. В этих кругах изучение Торы постепенно стало рассматриваться не только как средство соблюдения религиозного Закона, но и как самоцель; обучение Торе и Устному Закону стало основным средством воспитания и формирования личности.

В дидактических произведениях эпохи Второго храма уделяется много внимания проблемам воспитания. В Притчей Соломоновых книге и Бен-Сиры Премудрости от родителей требуется воспитывать детей в духе добродетели и формировать у них навыки, необходимые для жизненного преуспеяния. Среди качеств, которые следует прививать юноше, — трудолюбие, воздержание от излишеств, верность в дружбе, послушание старшим, в первую очередь — уважение и повиновение родителям, милосердие к бедняку, честность в делах; однако решающее значение придается мудрости. В воспитании девушки идеалом служит э́шет ха́ил — добродетельная супруга и энергичная хозяйка дома.

Еврейское воспитание и похвала

В еврейском воспитании похвала — это одна из ключевых особенностей общения с детьми. Их надо хвалить по любому, пусть даже мизерному поводу. Таким образом, малыш хочет пробовать что-нибудь новое и при этом не боится совершить ошибку. Ведь, каким бы ни был результат, родители его похвалят как минимум за совершенный труд.

Такое отношение также воспитывает личность, сделает ребенка счастливым. Конечно, при этом не надо доходить до исступления и биться в приступах экстаза, если ребенок нарисовал первого поросенка, который больше походит на енота. Но похвала должна быть, особенно в присутствии других людей.

Похвала — самое сильное средство в воспитании. Каждая мать хвалит свою кровиночку. Она восторгается первыми шагами и словами, рисунками, поделками и вокальными данными своей крохи. Всевозможные словесные похвалы дополняются поцелуями и даже аплодисментами. При этом, про достижения ребенка мать рассказывает всем родственникам и знакомым.

Но дети не всегда ведут себя замечательно. Порой они могут наделать серьезные пакости: подраться, разбить стекло в соседском окне, поломать мамины тени. Даже в таких ситуациях никогда израильская мать не скажет: «Ах , ты, дурёха, что ты натворила…». Она может сделать выговор в таком стиле: «Как могла такая умная девочка, как ты, сделать такую пакость…».

Даже в школах, если поведение ученика начало портится, или успеваемость стала понижаться, его не отчитывают перед всем классом и не отправляют к директору. Такие действия объясняются переутомлением. Единственный способ уменьшить нагрузку на школьника — сократить или отменить домашнее задание (все зависит от степени непослушания). Для учеников младшей школы сделаны специальные уголки с игрушками. Если ученик не слушается или просто не хочет заниматься на уроке, то учитель отправляет его в такой уголок. Там, в одиночестве, среди игрушек, ребёнок и осознает свою ошибку.

Ругая, хвалить

Еврейские родители никогда не скажут своему чаду, что он плохой, потому что совершил тот или иной поступок. Они уверены, что их дети хорошие, просто могут иногда ошибаться. А вот на ошибку они обязательно укажут и поругают за нее. К примеру, могут привести такую формулировку: «Как мог такой хороший и умный мальчик получить двойку!». Ребенок будет понимать, что родители в него верят — это будет вселять в него уверенность в своих силах.

Такое воспитание дает подростку понять, что возможно все, нужно только немного постараться. В итоге, позврослев, ребенок никогда не уйдет в колледж из-за того, что страшно сдавать экзамены. Всю жизнь он не будет бояться пробовать, анализировать свои ошибки и еще раз пробовать, пока в итоге не добьется конечного результата.

Талмудический период

Талмудический период знаменовал окончательную победу идеологии фарисеев; идеал всеобщего школьного обучения мальчиков стал жизненной нормой. Существовавшие прежде различия в воспитании детей между сельским и городским населением и между различными слоями городского населения практически исчезли

Воспитательная роль учителя, под наблюдением которого дети находились с раннего утра до вечера, была необычайно велика, и потому в Талмуде уделено большое внимание вопросу о том, какими качествами и способностями должен обладать учитель. Однако значение семьи в воспитании детей не только не уменьшилось, но, напротив, возросло: с разрушением Храма большее значение стало придаваться домашней религиозной обрядности, например, седеру

Семья продолжала оставаться решающим фактором в воспитании девочек, так как они не посещали общественных школ.

Ребенок всегда должен быть занят

В любое время малыш должен быть занят — глупостей меньше сделает, да и занятия принесут ему большую пользу. Еврейские дети никогда не болтаются без дела — это правило является основой для его дальнейшего развития как личности, оно же помогает построить счастливую семью, в которой все знают свои обязанности и добросовестно выполняют их невзирая ни на какие другие примеры извне.

Только по мягкому месту: русский Домострой запрещал иначе наказывать детей

Семь ежедневных привычек счастливых людей

Молодожены объездили весь мир и в каждой стране делали свадебное фото

Еврейские мамы и папы считают, что с ранних лет ребенок должен учиться и получать хорошие знания, которые пригодятся ему в жизни. Стоит отметить, что на учебе в школе это вовсе не ограничивается — еврейские дети посещают репетиторов, различные курсы, изучают языки. Знания — ключ к успеху и богатству.

Когда дело заходит до знаний, ни в одной традиционной еврейской семье ребенку не дают спуска — это одно из основных правил, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Еврейские дети привыкают быть занятыми уже с первых лет своей жизни. Благодаря этому они вырастают упорными и невероятно целеустремленными людьми, которые, как правило, многого добиваются, усердно работая над достижением поставленных целей.

Реферат «традиции воспитания мальчика у евреев»

Весь мир знает о том, насколько прекрасен этот ребенок

Еврейская мама точно знает, что ее малыш — самый-самый, и она стремится убедить в этом всех окружающих, то и дело расхваливая его по всяким мелочам. Безусловно, правильное соблюдение такого принципа стимулирует ребенка к достижению новых целей, которые с возрастом становятся все более крупными. К тому же, будучи взрослым, любой еврей, воспитанный на этом, верит в собственные силы, ведь он идеален.

Еврейская мама хвалит своего малыша не только в семейном кругу, но еще и перед знакомыми и друзьями. Малыш обязательно выслушивает все это и сам начинает гордиться собой, стремясь порадовать свою мамочку еще больше.

Реферат «традиции воспитания мальчика у евреев»

Самое интересное начинается тогда, когда в одном месте собираются еврейки со своими детьми — тут-то можно и понаблюдать за мастерством хвалить свое золотце, свойственной каждой из них. Очень забавно смотреть на то, как они выделяют своих детей.

Учиться быть родителями

Родительское воспитание начинается еще до рождения ребенка. Девочка, вступая в брак, уже готова стать матерью, ее не учат «жить для себя», ее главная карьера — дом и семья. Если изначально материнство и отцовство рассматривать как обузу, ограничение, то вырастить хорошего ребенка будет очень сложно. Как известно, куда направляешь свои силы, оттуда и получаешь.

Стремясь воспитать успешных, самостоятельных и твердо стоящих на ногах детей, еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах. Подобные курсы есть при синагогах и еврейских школах во многих городах мира и в России. Вот вам и первый закон успешного воспитания — оно начинается с собственного воспитания и обучения, приобретения отдельных профессий «жена и мама» и «муж и отец».

Россия и СНГ

Решающую роль не только в образовании, но и в воспитании детей играют еврейские школы. Первоначально возникли воскресные школы, зимние и летние лагеря для еврейских школьников, затем — дневные еврейские школы. Первая такая школа была открыта в 1989 г. в Риге. По данным Института проблем еврейского образования в Петербурге и Джойнта, к январю 1995 г. на территории бывшего СССР число дневных еврейских школ достигло 41, из них 17 в России (12 в Москве и Петербурге) и 13 на Украине. В тот же период действовало 190 воскресных и вечерне-воскресных школ. В системе еврейского образования обучались более семнадцати тысяч детей. Еврейские школы ставят своей целью привить детям чувство причастности к еврейскому народу, к его культуре, религии и традициям. Это находит отражение в учебных программах. Предметы еврейского цикла обычно включают еврейский язык (иврит, идиш), историю еврейского народа, Танах (в ряде школ углубленно изучают Талмуд), а также традиционную и современную еврейскую литературу, еврейское искусство, музыку, обычаи.

После 1991 г., с образованием СНГ, в системе еврейского образования существуют три направления. Религиозное воспитание и образование развивается благодаря деятельности различных религиозных организаций и движений (консервативного иудаизма, реформизма, хасидизма и др.). Школы этого направления стремятся приобщить учеников к традиционному образу жизни, приучить к соблюдению заповедей. Светское воспитание и образование, в основном ориентирующее учеников на алию, направлено на облегчение интеграции подростков в израильском обществе. Разработан ряд специальных программ по обучению и репатриации молодежи, которые финансируются главным образом Еврейским агентством.

Еврейское воспитание и образование, развивающееся благодаря усилиям местных еврейских общин, стремится сформировать у детей еврейское самосознание. Учащихся воспитывают в духе традиционных еврейских ценностей, однако без выраженной религиозной окраски, хотя в 1990-е гг. значение синагоги в воспитании детей несколько возросло сравнительно сравнительно с предшествующим периодом.

В реальных условиях развивающегося еврейского образования в СНГ все три направления могут быть представлены в одном учебном заведении.

Еврейскому воспитанию детей в странах СНГ способствует появившаяся там еврейская детская литература на русском языке. Вопросам еврейского воспитания и образования посвящен ежеквартальный журнал «Еврейская школа», который издается Институтом проблем еврейского образования (ИПЕО) в Петербурге.

Вседозволенность или воспитание самостоятельности

После того как у ребёнка появляются зубы, родители не кормят его с ложечки а дают в руки еду и малыш учится кушать сам. Не редко в кафе можно заметить родителей с малышом, держащим в руках куриную ножку, шницель или кусок перца и усердно его поедающим.

Можно себе только представить, что будет с одеждой этого карапуза. Но и в этом вопросе израильские мамы придерживаются очень либеральной точки зрения. Замурзанные дети с продранными футболками и штанами, являются нормой для израильского общества. Ведь не могут ребятишки валяться по траве, прыгать, скакать, кувыркаться, и оставаться при этом чистыми и аккуратными. Еврейское воспитание подразумевает нормой семьи с большим количеством детей. Представьте себе, сколько времени потребуется маме, чтобы каждый раз когда ребенок испачкается, начинать его переодевать, а то и хуже — вести ребенка домой для смены одежды. Ведь материнство — это счастье для каждой израильтянки, а не повод для дополнительных переживаний и криков.

Еврейские дети выполняют реальную работу

Еврейские родители ожидают от своих детей, что те будут ответственно выполнять положенную на них работу. Если ребенку поручили купить молоко и муку, позаботиться о младших братьях и сестрах, то он обязательно выполнить задачу не хуже взрослого.

В Израиле старшие дети возят малышей в коляске, отводят и забирают младших из школы. Когда 10-летнему мальчику учителя говорят довести домой несколько ребят по 8 лет из школы, он даже не поведет бровью, так как для него это серьезное и обыденное задание.

Отправить ребенка в магазин, чтобы забрать некоторые вещи, считается рутиной уже в возрасте 4 лет. Но будьте осторожны! В Израиле дети имеют право самостоятельно переходить улицу с 9 лет. Каждый израильский ребенок знает это и относится серьезно к выполнению правила.

Это не значит, что младшие дети не могут ходить и гулять самостоятельно, просто они должны ждать взрослого или старшего ребенка, который поможет им пересечь улицу (может это будете вы!).

Советский Союз

В Советском Союзе школы на иврите и организованное религиозное образование детей были запрещены в конце гражданской войны, хотя в 1920-х гг. во многих местечках продолжали тайно существовать хедеры. В созданных советской властью школах на языке идиш внедрялась советская мораль и принципы «интернационализма». Однако обучение велось на языке идиш и изучалась литература на этом языке, все учащиеся и учителя были евреями, и всё это не могло не воспитывать у ребенка чувства принадлежности к еврейскому народу. Впоследствии массовая миграция евреев из районов бывшей черты оседлости во внутренние районы России, где они селились преимущественно в больших городах, и отрыв от еврейской среды привели к росту влияния русско-советской культуры. Большинство еврейских школ закрылось, а родители все чаще предпочитали говорить с детьми на русском языке. Эти факторы постепенно привели к почти полному исчезновению еврейского воспитания в России. Тем не менее, в преобразованной форме традиции еврейского воспитания продолжали сказываться: как и в светских кругах еврейства Европы и США, еврейские родители в России перенесли традиционную приверженность к религиозному образованию детей на светское, и большинство еврейских семей стремилось во что бы то ни стало дать своим детям высшее образование.

В отличие от российских евреев, евреи восточных общин на территории СССР (грузинские, горские, бухарские евреи и крымчаки) в гораздо большей степени сохранили традиционный уклад жизни. Хотя запрет на религиозное образование резко понизил уровень еврейских знаний, семейное воспитание продолжало оставаться в этих общинах преимущественно еврейским.

С началом перестройки в Советском Союзе (конец 1980-х гг.) появилась возможность открыто давать детям еврейское воспитание. Важнейшая особенность воспитания в последние годы — ярко выраженный общественный характер, ибо лишь в отдельных семьях сохранились элементы еврейских знаний, обычаев и культуры, которые взрослые были бы в состоянии передать подрастающему поколению. Большое значение имеет поэтому деятельность возрождающихся еврейских общин, где сообща семьями отмечаются праздники и выполняются различные обряды.

В Израиле детей воспитывают все

Другие люди будут исправлять ваших детей, даже когда вас нет рядом. Ну а если вы оказались рядом, то обязательно исправят вас и подскажут, какой стиль воспитания более правильный. Не переживайте, если по пути домой с ребенком вас остановят несколько человек и посоветуют подстричь девочку.

Недавно я видела, как ребенок упал со скутера на тротуар. Он расцарапал колени до крови и плакал. Слетелись не только все пешеходы, образовалась пробка, так как водители останавливались и предлагали помощь. Одна женщина просто дала маме пачку детских салфеток, чтобы помочь очистить ребенка. Я знаю, что если бы это случилось, когда мамы не было рядом, эта женщина сама бы почистила и помогла ребенку.

Недостатком этого является то, что все будут давать вашим детям конфеты, печенье и прочие сладости. Спросить родителей, прежде чем предлагать сладкое в Израиле не принято. Так что, если у вашего чада аллергия или любые другие обстоятельства, вам придется быть не всегда вежливыми.

Детям позволено все

Когда я была маленькая, всех дядь, теть и друзей родителей называла просто по имени. Так я чувствовала себя наравне со всеми, легко вступала в диалог со взрослыми. Правда, позже в советском пост-пространстве было неловко обращаться ко всем незнакомым на ты и сопричастность к старшим со временем поубавилась.

В Израиле с этим еще проще. Так как в иврите нет обращения на Вы. Все дети будут обращаться к вам по имени. Это дает чувство свободы и принадлежности к обществу.

В Израиле вы не увидите ни одного едущего стоя в транспорте ребенка. Так как дети – наше все, они наше продолжение и им надо отдавать лучшее.

Дети гуляют на воздухе

В наше время продвинутых информационных технологий, когда почти каждый родитель задавался вопросом о том, как же заставить играть своего ребенка с другими детьми, а не на улице, актуально взглянуть на израильское воспитание.

Израильские квартиры небольшие, а возле домов зачастую есть небольшие сады (ивр . «гина»). Это означает, что самое лучшее место для игр на улице. Еврейские мамы отправляют играть своих детишек в ту же секунду, как они возвращаются из школы. Все свободное время для игр происходит на свежем воздухе.

Почти в каждом квартале есть очень достойная игровая площадка. В Израиле они созданы для развлечений и рассчитаны на широкий диапазон возрастов.

В летний период, когда на улице слишком жарко, дети играют в ночное время, часто даже до поздней ночи.

Эмансипация и Новое время

Эмансипация привела к радикальным изменениям в еврейском воспитании в Западной и Центральной, в меньшей степени и в Восточной Европе (см. также Хаскала). Секуляризация евреев выразилась, в частности, в том, что на смену традиционному хедеру пришла школа, причем даже в еврейских школах в этот период значительное место уделялось преподаванию общих предметов. Нередко секуляризация и ассимиляция заходили столь далеко, что родители вовсе не давали детям еврейского воспитания. Поиски компромисса между европейской и еврейской культурами привели к возникновению реформизма в иудаизме и консервативного иудаизма. Реакцией на отход от традиции была кристаллизация неоорто­доксального течения (см. Ш. Гирш; Ортодоксальный иудаизм), приверженцы которого хотя и не отрицали практической полезности общего образования, но настаивали на необходимости сохранения традиционного воспитания.

В Восточной Европе на протяжении 19 в. евреи в подавляющем большинстве сохраняли традиционный образ жизни и традиции еврейского воспитания. Хедер, иешива и синагога продолжали оставаться центральными институтами воспитания еврейских детей. Однако учащались случаи, когда мальчики одновременно учились в хедере и в общей школе. Поскольку девочки не обязаны были изучать Тору, в высших слоях еврейского общества девочки чаще, чем мальчики, получали общее образование. Значительное влияние на воспитание детей в этот период оказывала еврейская периодическая печать.

Формирование в конце 19 в. еврейского национального движения (см. Ховевей Цион, Сионизм) привело к возникновению нового идеала еврейского национального воспитания, которое ставило своей целью переориентацию еврейского религиозного самоопределения на национальное (см. Еврей), привитие национальной гордости, готовности к самообороне, возрождение иврита как национального языка, подготовку к поселению в Эрец-Исраэль и занятию там производительным трудом. Разногласия по вопросу об отношении к религии впоследствии привели к возникновению двух систем образования на иврите — светского и национально-религиозного (см. Государство Израиль. Образование).

В начале 20 в. в Восточной Европе возникло идишистское движение, которое считало язык идиш национальным языком еврейского народа и положило светскую литературу на этом языке в основу еврейского воспитания (см. Автономизм, Бунд).

В странах ислама, которые не были затронуты эмансипацией и секуляризацией, сохранилось традиционное еврейское воспитание, которое с конца 19 в. начало сочетаться с общим (за исключением Йемена, где традиционные формы воспитания сохранились в чистом виде). Общество Альянс открыло многочисленные еврейские школы, где преподавание велось на французском языке и изучались общеобразовательные предметы. Поскольку обучение в этих школах сочеталось с религиозным воспитанием и с влиянием традиционной среды, оно не вступало в конфликт с привитыми в семье традиционными еврейскими ценностями. Лишь в Алжире, где евреи получили французское гражданство, французское воспитание стало доминирующим. В Ираке, особенно в Багдаде, в высших слоях еврейского общества на воспитание детей значительное влияние оказывала арабская культура. На протяжении 1-й половины 20 в. увеличилось число девочек, посещавших школы, однако разрыв в уровне образования между мужчинами и женщинами оставался велик.

Государство Израиль

Система воспитания в Израиле в значительной степени сформировалась еще в период британского мандата, причем в ее основе лежали принципы национального воспитания, что обусловило определенный разрыв с традиционным еврейским воспитанием (этот разрыв меньше в системе национально-религиозного воспитания). На воспитание детей большое влияние оказывали молодежные движения (особенно в период до образования государства и в первые годы его существования).

В восточных общинах воспитание детей осуществлялось преимущественно в рамках патриархальной семьи, однако переселение в Израиль и приспособление к новым жизненным условиям, как правило, сопровождалось болезненным разрушением традиционного семейного уклада. Хотя семьи европейских евреев в целом легче адаптировались к жизни в Израиле, у них тоже нередко возникали проблемы переходного периода, связанные с отрывом от еврейских традиций и с травмой Катастрофы. В этих условиях роль дошкольных и школьных учебно-воспитательных учреждений была решающей, что, однако, часто приводило к конфликту между семейным и общественным воспитанием. Впоследствии вхождение родителей в жизнь страны и смена поколений постепенно устранили разрыв между общественным и семейным воспитанием.

В нерелигиозных кругах синагога утратила прежнюю воспитательную роль; в ультраортодоксальных кругах поддерживается традиционное еврейское воспитание.

Самый ценный пример — родители

В еврейских семьях родители показывают свою любовь не только к малышу, но и друг к другу. Так дети чувствуют себя защищенными в безопасности. Когда они вырастут — будут проецировать отношения родителей в свою новую семью.

В семье главная роль отводится отношениям между мужем и женой. Любовь и уважение отца и матери друг к другу формирует будущие модели поведения у детей. С раннего детства воспитание девочек нацелено не на желании жить только для себя. Девочка создана для дома и семьи, все домашние заботы и хлопоты приносят ей только удовольствие. Мальчики с самого рождения впитывают мысль о большой и дружной семье. В будущем они, как и их отцы будут играть и уделять много свободного времени своим детям.

Широко в обществе распространена мысль, что даже самое незначительное слово или мелкий проступок, может сильно повлиять на ребенка и его будущее. Потому, общаясь с детьми, израильтяне постоянно контролируют свои слова и действия. Они ведут себя с детьми максимальной корректностью и не разрешают себе разные глупости и вольности.

Ошибка — это не приговор

Часто, учась выстраивать отношения с другими людьми, мы делаем множество ошибок. Это касается и взаимоотношений в семьях, когда родители запоздало понимают, в чём недосмотрели, обделили, обидели своих детей, где совершили промах. Осознать свою неправоту можно и через десять минут, и через десять лет — и этот факт собственного несовершенства, неправильного выбора делает больно и заставляет беспокоиться.

Нет в мире такой ошибки, кроме смерти, которую мы не можем хотя бы попытаться исправить. Не нужно бояться извиниться перед ребёнком, супругом, родителем, другом, любым человеком, если были не правы. Не стоит переживать, что не сможете загладить вину — как правило, в последствие оказывается, что мы переживали и тратили внутренний ресурс по пустякам.

Не стремитесь быть идеальными во всём и не учите этому своих детей! Это не повод, конечно, делать ошибки преднамеренно, но сможете ли вы всегда, например, содержать дом в идеальной чистоте, вовремя готовить обед, заниматься работой и при этом всегда доброжелательно относится ко второй половине и детям? В еврейских семьях (а они, как правило, многодетны) воспитывается одновременно 5-6 детей. Думаете, их матери и отцы всегда похожи на улыбающихся актёров из рекламы и никогда не допускают промахов? А, тем не менее, результат, который даёт их воспитание, впечатляет.

Главное, что следует понимать — нельзя за внешними проявлениями любви и заботы (хороший ужин, чистый дом) забывать о проявлениях внутренних: гармонии, тёплых отношениях, доброте и нежности. А если вам случилось всё же допустить ошибку в отношениях — признайте её и идите дальше. Воспринимайте её на всё долгом пути, которое представляет собой воспитание ребёнка, как трамплин для прыжка. И с такой же лёгкостью прощайте ошибки других, в первую очередь — ваших детей. Любой промах — это не приговор, а повод научиться, как действовать правильно.