Счастье

Сенека

Все величайшие блага человечества — внутри нас и в пределах нашей досягаемости. Мудрый человек доволен своей судьбой, какой бы она ни была, и не желает того, чего не имеет

Фи­ло­соф-сто­ик, лю­би­мец богачей как древних времен, так и современности, Сенека твер­до верил в то, что те­перь пси­хо­ло­ги на­зы­ва­ют «ло­ку­с кон­тро­лем». У неко­то­рых людей он на­хо­дит­ся сна­ру­жи. Они чув­ству­ют, что их дей­ствия опре­де­ля­ют внеш­ние силы. У дру­гих — кого Се­не­ка счи­тал счаст­ли­вы­ми, — локус на­хо­дит­ся внут­ри. Так что всего-то и нужно, что перестать перекладывать ответственность на других. Всё определяешь ты и только ты.

Серен Кьеркегор

Жизнь не проблема, которую нужно решить, а реальность, которую нужно прочувствовать.

Именно этому человеку мы в большей степени обязаны появлением такой своеобразной и популярной вещи, как экзистенциализм. В эпоху хипстеров и моды на философию и псевдоинтеллектуализм, он едва не стал религией. А в твит­тере даже появился ак­ка­унт Kim Kierkegaardashian, изысканно соединяющий в себе зачатки тупости и мудрости. Это ли не экзистенциальная бездна?

Кьер­ке­гор имел в виду, что сча­стье со­сто­ит в про­жи­ва­нии на­сто­я­ще­го мо­мен­та. Когда мы пе­ре­ста­ем вос­при­ни­мать внеш­ние об­сто­я­тель­ства как про­бле­мы и на­чи­на­ем ду­мать о них как об опыте, нам легче по­лу­чать удо­воль­ствие от жизни. Как видишь, слишком много зависит от воображения и отношения.

Счастье в современной философии

Мишель де Монтень

Мишель де Монтень (*1533, †1592) был французским политиком и философом. Его считают самым важным преемником Эпикура. В возрасте 38 лет он попятился от срока службы, чтобы посвятить себя философии. Он думал полностью о себе и его жизни, таким образом создавая его известный Essais. Стоическое презрение к появлениям направленным наружу, критика человеческого высокомерия и естественный скептицизм любой догмы характеризуют Essais. Удивительно современный даже читателям сегодня, попытка Монтеня исследовать мир через линзу единственной вещи он может зависеть от неявно — его собственное суждение. Он написал, «Удовольствие жизни требует преднамеренной обработки с ним. Я наслаждаюсь своей жизнью вдвое больше, чем другие». «Философия делает тех, кто предан ей, счастливый и веселый».

Как Эпикур, которому верят, центр искусства жизни для Монтеня находил правильный баланс. Но Монтень повернулся к удовольствию намного больше, чем Эпикур. Эпикур предпочел жить как сингл; Монтень был женат. «Я думаю, что одинаково неправильно отклонить естественные желания, висеть слишком много на них».

Артур Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр (*1788, † 1860) был немецким философом, автором и лектором. Он установил систему эмпирического и метафизического пессимизма. Мир для него был «долиной слез, полных страдания. Все счастье — иллюзия. Жизнь колеблется как маятник, назад и вперед между болью и скукой». «Каждая жизненная история — история страдания, продолжающаяся серия больших и маленьких несчастных случаев».

Шопенгауэр объясняет счастье с точки зрения желания, которое удовлетворено, который в свою очередь дает начало новому желанию. И отсутствие удовлетворения страдает, который приводит к пустой тоске. Он также связывает счастье с движением времени, поскольку мы чувствуем себя счастливыми, когда времена перемещаются быстрее, и грустите, когда время замедляется.

Шопенгауэр преподавал пессимизм как путь к счастью. Он нашел вдохновение в буддизме.

Джереми Бентэм

Джереми Бентэм (* 1748 † 1832) был английским юристом, философом и социальным реформатором. Он стал ведущим теоретиком в англо-американской философии закона, а также политического радикала, идеи которого влияли на развитие welfarism. Он известен прежде всего своей защитой прав животных, отделения церкви от государства, свободы самовыражения и равных прав для женщин. Его считают основателем классического утилитаризма. Самое большое счастье для самого большого числа (самый большой принцип счастья) является руководящим принципом этики Бентэма. Акт поэтому нравственно правильный, если это хорошо для многих людей. Для Бентэма количество счастья было решающим фактором. Его Завод студента Джона Стюарта представлял это, культурное, интеллектуальное, и духовное удовлетворение также владеет качественной стоимостью.

Счастье – «часть»

Вспоминая горы теорий, которые прошли через мой мозг вроде бы рождается целый ряд ответов о том, что такое счастье. Но имеют ли они отношение к реальной жизни? Попробую сопоставить теорию и реальность, и постараюсь при этом не обманывать ни себя, ни тех, кто читает эти строки.

Еще в школе, мой классный руководитель говорил, что «счастье» происходит от слова «часть». Человек не может получить все, и вот, когда он удовлетворен тем, что у него есть, той частью, которую ему предоставила жизнь, тогда он счастлив. Если же он постоянно гонится за новыми благами: новой квартирой, женой, работой, горизонт счастья отдаляется соразмерно скорости движения к счастью, и такая погоня может длиться вечно. Кажется, еще немного, еще чуть-чуть, стоит только купить машину, переехать в новый дом, закончить дело, и тогда, тогда начнется жизнь! Но так проходят десятилетия, и ничего не меняется…

Сводится ли суть счастья к обладанию? Обладать человек может объектами, статусом, уважением и т.п. Однако счастье само по себе является неким состоянием. Здесь мы снова возвращаемся к вопросу, но уже в глубинном смысле. Что такое счастье?

Счастье в философии средневековья

Огастин гиппопотама

Огастин Гиппопотама (354 – 430) был Епископом Гиппопотама Regius (современная Аннаба, Алжир). Он был говорящим на латыни философом и богословом, который жил в римской Африканской Области. Его письма значительно влияли на развитие Западного христианства. В Католической церкви и Объединении англиканских церквей, он — святой и выдающийся Доктор церкви и покровитель августинского религиозного ордена.

Огастин написал целой книге Счастливую Жизнь о человеческом счастье. Конечная цель всего человеческого усилия находится в счастье. Человек может достигнуть счастья, но не удовлетворением товаров этого мира. Длительное счастье возможно только, живя в Боге. Бог — самое большое счастье, которого может достигнуть человек, «для Бога создал нас ему, и наше сердце беспокойно, пока это не покоится в Боге».

Псеудо Дионисий Ареопагит

Псеудо Дионисий Ареопагит был христианским богословом и философом последнего 5-го и в начале 6-го века и автора Корпуса Areopagiticum. Он идентифицирован как «Дионис» в корпусе, который позже стал приписанным Дионисию Ареопагиту. В так называемом Мистическом богословии Дионисий Ареопагит прежде всего имеет дело с идеей счастья. По его словам, человеческая душа жаждет Бога. Эта тоска может быть удовлетворена только мистическим союзом с Богом. С тремя шагами чистоты (катарсис), просвещение (photismos) и завершение (teleiosis), можно изучить знание Бога.

«Для этим экстазом, (…) Вы будете, после того, как Вам удалят все и отделите, принесенный к реальному лучу божественной тени». «Божественная темнота — недоступный свет, в котором живет Бог. В нем все, кто стал достойным признать Бога». «Необходимо (…) войти в темноту, найти ту, которая является вне всех».

Мейстер Экхарт

Экхарт фон Хохгайм, известный как Мейстер Экхарт (c. 1260; † c. 1327), был позднесредневековый богослов и философ. Мейстер — немец для «Владельца», обращаясь к академическому Магистру названия в theologia, который он получил в Париже. Он — важная связь между Западной философией и Восточными религиями, потому что у него было безличное изображение Бога, который он учил людей размышлять о (Бог может быть найден в тишине).

«Человек не должен быть доволен иметь воображаемого Бога. (…) Те, у кого есть Бог в том, чтобы быть, (…) сияния Бога во всех вещах, всех вещах вкус как Бог и Бог, замечены во всех вещах

(…) Этому нужны рвение и преданность и пристальное внимание к внутренней части. (…) нужно изучить внутреннее одиночество, везде, где каждый

(…), Конечно, если Вы хотите справиться с этим, Вы должны практиковать много и часто».

Для Мейстера Экхарта размышление полезно, чтобы подделать жизнь с Богом, «Знайте действительно. Стоя на месте вполне и максимально долго, это — Ваше самое лучшее»

В то же время также важно идти способ благотворительности, «Поскольку Мэри сидела в ногах нашего Господа, она училась. (…), Но позже, когда Христос пошел в небеса, и она получила Святой Дух, (…) она преподавала и стала слугой учеников»

Генри Девид Торо

Счастье капризно и непредсказуемо, как бабочка: когда ты пытаешься его поймать, оно ускользает от тебя, но стоит отвлечься — и оно само опустится прямо в твои ладони.

Неуди­ви­тель­но, что транс­цен­ден­та­лист и сто­рон­ник граж­дан­ско­го непо­ви­но­ве­ния ис­по­ве­до­вал пассивный под­ход к сча­стью. Как он по­дроб­но опи­сал в книге «Уо­л­ден», Торо ста­рал­ся из­бе­гать привы­чек. Он счи­тал, что более ха­о­ти­чный под­ход к жизни при­не­сет ему боль­шее сча­стье. Эта идея вполне со­че­та­ет­ся с мыс­лью дру­гих фи­ло­со­фов, что жить нужно в на­сто­я­щем. Жизнь прошлыми воспоминаниями лишена развития, а следовательно, и смысла, ибо если человек замер на месте, то он выбился из ритма жизни и постепенно деревенеет.

Счастье — истина

Можно назвать эту ступень нечеловеческим счастьем такого масштаба, который сводит человека с ума. Это счастье просветленного. Счастье в чем-то холодное, т.к. в нем нет привязанности к обладанию объектами или промежуткам времени, нет отрицания или устремления, но есть тотальное смирение, приятие жизни такой, какой она и является. Это — счастье духовное, счастье святого.

Нельзя сказать, что святой контролирует свой мозг на сто процентов, потому что истинное приятие — это не контроль, а глубинная мудрость и ясность сознания. На этом этапе у вас нет страха потерять состояние счастья, потому что само это состояние — истинно. Единственное, что может исчезнуть — иллюзия. Например, такая иллюзия, как обладание чем-то. Счастье просветленного — это его нутро, его собственное бытие, в котором происходит жизнь.

Счастье — удовлетворенность

Успокоение, которое человек упускает, пребывая в постоянном устремлении к будущему, должно происходить изнутри, из глубин сознания. Счастье подразумевает удовлетворенность тем, что есть. Но если оставить определение на этом этапе, тогда под счастье подошло бы состояние сытого человека, или состояние после удачного секса. И действительно, уверен, некоторые люди могут сказать, что это и есть счастье для них. Но меня такая оценка не устраивает!

Счастье — это не просто удовлетворенность. Иначе получается, что счастье является просто отсутствием голода и страсти. Счастье — это наполненность, ощущение радостной целостности во всем существе!