Кто такой психолог в финляндии?

Учитель на год

Профессия учителя в Финляндии очень престижна. Особенно – преподавателя младших классов. Это не самая высокооплачиваемая профессия в стране, но материальная сторона с лихвой компенсируется почётом, уважением и длинными летними каникулами. Есть и минусы: каждый учитель заключает контракт со школой всего на год. Перед началом нового учебного года он снова устраивается на работу, проходя все конкурсные процедуры. Если кто-то из учеников был недоволен или у школы были какие-то нарекания, работу такой учитель больше не получит. Вот все и стараются угодить любым капризам учеников.

В классе помимо учителя работает так называемый помощник. Он помогает готовить материалы для урока и занимается с отстающими учениками. Если во время урока кому-то из учеников взгрустнулось, не хочется заниматься или возникли какие-то проблемы со здоровьем, им займётся помощник, а учитель продолжит урок.

При этом дети не привыкают к учителям, как это бывает в России. У них нет любимых педагогов и уж тем более никто не будет любить определённый предмет только из-за того, что ему нравится преподаватель. Ситуация симметрична: у учителей тоже не бывает ни любимых учеников, ни любимых классов, с которыми жаль расставаться в конце учебного года. Учитель всего лишь передаёт знания, нужные ученику. Никакой лирики.

Ещё одна задача преподавателя – профориентация ученика. В каждой школе есть для этого специальный человек – так называемый «учитель будущего». Вместе с другими педагогами он старается определить, к чему у ребёнка есть склонность, стоит ли ему рассчитывать на обучение в лицее или нужно сконцентрироваться на получении более простой, но не менее уважаемой профессии. От способностей ребёнка будет зависеть сложность заданий, которые он получает. На одном и том же уроке разные дети могут выполнять разные задания, и тот, кто выполнял более простое, точно так же может получить оценку «отлично».

Поскольку учитель в школе должен одновременно решать много задач, педагогов долго готовят. Учителя в Финляндии должны быть магистрами по педагогике. Их специально учат выбирать методику преподавания в зависимости от потребностей и возможностей ученика (напомним, что дети с ограниченными возможностями или приезжие, не знающие финского языка, учатся в тех же школах и тех же классах). Кроме того, каждый преподаватель должен быть магистром в своей специализации – история, физика, математика и так далее. В итоге учителя готовят в течение примерно девяти лет – как врача. Такой высокий уровень подготовки, а также процедура ежегодного кастинга при приёме на работу дают возможность не контролировать каждый шаг учителя: методические рекомендации обычно содержат лишь общее направление обучения, а «начинку» программы педагог формирует сам.

До финиша ещё далеко

Запуск советского спутника вызвал в шестидесятых годах мощное движение за обновление системы преподавания естественных наук и математики в школах США. В восьмидесятых и девяностых годах восходящее солнце Японии и других «азиатских тигров» вызвало призывы к перениманию японских методов образования: повышению уровня требований, расширению использования стандартных тестов и увеличению количества часов занятий в учебном году.

Это может быть интересно

Кто такой психолог в финляндии?
Науки и искусства должны быть свободными

В последнее десятилетие бурное развитие экономик Индии и Китая убедило членов американских комиссий по образованию и авторов законодательных инициатив в необходимости продвигать обучение навыкам XXI века, ужесточать программные требования, развивать общенациональные стандарты, еще больше увеличивать число тестирований, поощрять соревнование учителей и школ и добиваться от всех более напряженной работы. Тем не менее за последние четверть века уровень принятых норм и достижений американских учителей и школ неуклонно падал относительно международных стандартов.

Невзирая на это, за два с лишним десятка лет реформ образования как США, так и многие другие англо-американские государства продолжали иллюстрировать эйнштейновское определение безумия: делали то же самое, ожидая других результатов.

Нажим, давление, устыжение, вмешательства сверху, рыночные механизмы, соревнование, стандартизация, тестирование, облегчение и упрощение доступа в профессию учителя, закрытие неуспевающих школ, увольнение плохо справляющихся с работой учителей и директоров, набор молодых учителей и открытие новых школ — все это, то есть те самые подходы реформаторов, которые за последние пару десятков лет показали свою крайнюю неэффективность во многих англо-американских странах, подается под новым соусом и внедряется все с большим усердием и целеустремленностью.

Предметы имеют прикладное значение, дети изучают разные аспекты, которые применимы в жизни

На уроке физкультуры учеников знакомят с разными видами спорта — от йоги до гольфа. Задача школы — предоставить детям условия и возможность познакомиться со всеми направлениями, а дети сами будут выбирать, что им нравится, главное привить интерес. 

В восьмых и девятых классах есть трудовая практика, где дети готовятся к трудовой жизни, находят рабочие места, где бы им хотелось себя попробовать. Моей дочке нравилась медиасфера, и она устроилась на телеканал, две недели в восторге наблюдала за тем, как создаются программы. 

В старшей школе дети выбирают дополнительные уроки, которые хотят изучать углубленно. С ними работает специалист по профориентации, который помогает выбирать учебные заведения. 

Финские учителя используют прогрессивные подходы к процессу обучения. Самое главное — научить ребенка работать с информацией. Они дают детям тему, которую ученики самостоятельно изучают, находят источники, анализируют их достоверность, излагают в разных форматах. А в классе проходит обсуждение того, кто что нашел, что понял и осознал.  

Как поступить в вуз?

Прежде всего необходимо определиться с выбором университета и узнать о действующих в нём правилах приёма абитуриентов. Все вузы самостоятельно определяют сроки подачи документов, их список и способ сдачи вступительных экзаменов.

Видео: как поступить в университет прикладных наук Финляндии

Большинство университетов принимает документы с начала декабря по конец марта. Чаще всего будущие студенты должны представить следующие бумаги:

  • заполненное заявление с просьбой о приёме в вуз (образец можно найти на сайте Universityadmissions.fi – для университетов или Admissions.fi – для политехнических институтов);
  • копия аттестата о полученном среднем образовании, переведённая на финский язык;
  • сертификат, подтверждающий успешную сдачу международного экзамена по английскому языку (TOEFL или IELTS);
  • мотивационное письмо на английском языке, в котором абитуриент рассказывает, почему он выбрал именно этот университет.

 Некоторые вузы самостоятельно проверяют уровень знания английского языка на очном экзамене.

Ученики 11 класса, ещё не получившие аттестат, могут поступить в финские университеты по программе discretionary admission. Для этого им потребуется приложить к пакету документов справку, подтверждающую обучение в 11 классе и табель с оценками за первое полугодие.

При положительном результате рассмотрения документов абитуриент получает письменное приглашение на вступительные испытания. На основании этого документа будущий студент получает разрешение на въезд в Финляндию.

В некоторые вузы необходимо сдать экзамены по профильным предметам, а в другие – достаточно успешно пройти собеседование. В приграничные области России часто приезжают приёмные комиссии из Финляндии и проводят вступительные испытания на месте.

После получения подтверждения о зачислении в ВУЗ, необходимо оформить студенческую визу. Для этого необходимо предоставить в посольство Финляндии пакет документов, в который входят:

  • анкета, заполненная по форме OLE_OPI (её можно скачать на сайте migri.fi);
  • две фотографии размером 47 мм на 36 мм;
  • действующий заграничный паспорт;
  • справка, подтверждающая зачисление в финское учебное заведение;
  • свидетельство о полученном в России образовании;
  • справка из банка о наличии средств, достаточных для проживания в Финляндии (не менее 560 евро в месяц);
  • медицинский страховой полис;
  • свидетельство о рождении и разрешение родителей на выезд в Финляндию (для студентов младше 18 лет).

Студенты, приехавшие в Финляндию на срок более года, обязаны получить регистрацию в полицейском отделении. Она включает в себя предоставление основных анкетных данных и продлевается каждый год.

Образование для детей с особыми потребностями

Основной принцип финского образования можно сформулировать так: «Школа для всех». Инклюзивное образование, которое могут получить все дети на равных условиях и на бесплатной основе – вот постулаты, которых придерживаются власти страны. Исходя из этого, государство предоставляет право каждому гражданину страны обучаться на любой ступени образования независимо от его места жительства и физических особенностей.

Дети с особыми потребностями получают все, что им необходимо для успешного учебного процесса:

  • оборудование для обеспечения мобильности;
  • личного помощника;
  • сурдопереводчика и т. д.

Методика обучения предусматривает индивидуальный подход к обучению каждого отдельного ученика. По достижении пятилетнего возраста все малыши проходят психолого-педагогическое обследование, которое позволяет определить, какая именно адаптационная поддержка понадобится им в школе – общая, интенсивная или специальная.

На официальном веб-сайте Phenomenal Education обучение на основе феноменов объясняется так:

«Обучение на основе феноменов использует естественное любопытство детей. Это позволяет им получать комплексные и максимально достоверные знания.

Комплексные феномены реального мира – это мотивирующая отправная точка для обучения. Они заменяют традиционные школьные предметы.

Явления этого мира изучаются как целостные объекты в их реальном контексте. Информация и навыки, связанные с ними, изучаются путем пересечения границ между этими объектами.

Подобными объектами могут быть, например, Европейский союз, СМИ, технологии, вода или энергия.

Таким образом у учеников формируются навыки ХХІ века: критическое мышление, креативность, тяга к новшествам, навыки общения и работы в команде».

Так что финские школьники не будут изучать только один предмет, например, физику. Дети будут получать знания по ряду нынешних школьных предметов одновременно, если все они относятся к одной теме.

Школьная система образования даёт детям мощный старт

Кто такой психолог в финляндии?Финское правительство оказывает мощную поддержку молодым семьям

Одна из причин, почему финские школы способны показывать высокие результаты, заключается в том, что дети в Финляндии приходят в школу с сильным фундаментом. Финское правительство очень сильно помогает семьям, начиная с их знаменитых «бэби боксов», содержащих одежду, книги и другие предметы необходимости для младенцев в течение первого года, который предоставляется бесплатно для каждой будущей матери в Финляндии. Молодым родителям дают широкие возможности, чтобы контактировать со своими детьми; матери получают 4 месяца оплачиваемого отпуска по беременности и родам, а также имеется дополнительный 6-месячный отпуск для одного из родителей, также с полной оплатой.

Если родители решили отправить ребенка в детский сад, правительство выделяет средства на высококвалифицированный персонал (преподаватели имеют степень бакалавра); максимальная стоимость за ребенка составляет $ 4000 в год. Все дошкольные воспитательные учреждения абсолютно бесплатны, чем активно пользуется большинство финских родителей, а это означает, что когда дети начинают ходить в школу в возрасте 7 лет, они приходят туда уже с неплохими знаниями. Как объясняют представители финского министерства образования: «Мы рассматриваем этот комплекс мероприятий как право каждого ребёнка на детский сад. Это не место, где вы бросаете дитё, в то время как сами работаете. Это место для ребёнка, чтобы играть, учиться и заводить друзей».

Игры являются частью расписания

Кто такой психолог в финляндии?Прогулки и игры являются частью учебного плана

Арья-Сиско Холаппа, советник Национального совета образования Финляндии, подчеркивает важность того, чтобы дети учились с удовольствием, говоря: «Есть старая финская пословица. Те вещи, которые вы узнаёте без радости, вы легко забудете

В соответствии с этой философией, в каждой финской школе пытаются сделать так, чтобы дети были счастливы во время обучения. В дополнение к стандартным урокам языка, математики и естествознания, дети посещают широкий спектр дополнительных занятий по иностранным языкам, искусству/ремеслам, этике и музыке. В перерывах между занятиями дети отправляются на улицу в течение 15 минут 4 раза в день, независимо от погодных условий. Финские учителя и родители рассматривают эти нерегламентированные прогулки как необходимую часть процесса обучения.

Акцент на радость выходит за пределы аудитории. У финских детей обычно больше свободного времени, поскольку им меньше задают на дом, чем их сверстникам в других развитых странах.

Средняя образовательная ступень

Обучение в школе длится 9-10 лет и состоит их двух уровней. Начало учебного года в Финляндии выпадает на август – примерно с 8-го по 16-е число (единый день для всех не установлен). Окончание учебного процесса приходится на май.

В течение года предусмотрено 4 периода школьных каникул:

  • 3-4 дня осенью;
  • 2 недели на Рождество;
  • 1 неделя в феврале;
  • 1 неделя на Пасху.

Учатся школьники только в первую смену с выходными в субботу и воскресенье. В пятницу Министерство образования установило в школах короткий день.

Финские школы не делятся на элитные и обычные – все имеют одинаковые технические возможности и финансирование.

Классификация возможна только по форме собственности:

  • государственные;
  • частные;
  • частно-государственные.

При приеме в учебное заведение администрации школы запрещено вносить в анкету данные о месте работы родителей и их должности.

Кто такой психолог в финляндии?

Обучение в школе является бесплатным. Кроме того, не вносится плата за обеды, экскурсии, транспорт (если есть школьный автобус), канцелярские принадлежности, учебники, планшеты.

Для оценивания применяется 10-балльная шкала. При этом вплоть до 7-го класса учащиеся получают за свои ответы и выполненные задания только словесную характеристику: хорошо, удовлетворительно, посредственно, отлично.

В младших классах (с 1-го по 3-й) оценивать знания не принято ни в какой форме.

Во всех школах установлена электронная система Willa. Получив индивидуальный доступ к ней, родители могут контролировать успеваемость детей.

В этот виртуальный дневник выставляются все полученные учащимися баллы, отмечаются их успехи, вносятся пропуски, комментарии психолога, врача, учителей. В целом оценивание носит здесь сугубо формальный характер и используется только для мотивации учащегося. Ни на рейтинг школы, ни на другие показатели оценки никак не влияют.

Обучение в начальной школе начинается в 7 лет. Первые два года малыши изучают всего 4 предмета:

  • чтение;
  • математику;
  • родной язык;
  • природоведение.

Все занятия проходят в одном кабинете с одним и тем же педагогом. Отдельным предметом идет физкультура

Особое внимание уделяется развитию творческого потенциала учеников. С каждым годом количество предметов увеличивается, и к 6-му классу дети уже владеют ключевыми знаниями по всем общим предметам

Переход в 7-й класс знаменует собой начало старшей ступени школы. Предметы здесь уже преподаются разными учителями. Занимает процесс 3 года, причем к основным предметам школьники могут добавить дополнительные по своему усмотрению.

Обучение в гимназиях

Гимназия является альтернативой старшей школе. Выбрать учебное заведение ученик может самостоятельно. На текущий момент в Финляндии работает 441 гимназия, общее количество учащихся в них составляет 130 тысяч человек.

Обучение на этой ступени также является бесплатным. Государство оплачивает все, начиная от проезда и питания и заканчивая учебными материалами.

Кто такой психолог в финляндии?

Единственное, к чему должны быть готовы учащиеся, так это к большой нагрузке и серьезной учебе, поскольку гимназия является своего рода подготовкой к поступлению в вуз. По завершении этого этапа обучения предстоит сдать выпускные экзамены.

Средние профессиональные училища

Управление системы образования предусмотрело еще один альтернативный вариант обучения для старшеклассников – средние профессиональные училища. Их в стране 334, общее число учащихся в них – 160 тысяч человек.

Отбор в учебные заведения этого типа осуществляется по среднему школьному баллу. Их выпускники получают специальное образование по определенной профессии. Продолжительность обучения – 3 года. Освоить профессию можно практически в любой отрасли: сельское хозяйство, спорт, искусство. По окончании можно подать документы для поступления в университет. После сдачи выпускных экзаменов учащиеся могут выбрать любой вуз страны.

Трудности «образовательного чуда»

Несколько лет подряд Финляндия занимала ведущие позиции в рейтинге стран, составленном на основе исследований PISA, который позволяет оценить качество образования в школе. Эксперты самых разных организаций также не раз признавали, что финские школы — одни из лидеров в сфере образования. Среди основных причин того, почему детям в этой стране проще освоить основную школьную программу, обычно называют отсутствие высоких требований, общую «расслабленность» системы (к примеру, суммарная продолжительность перемен здесь — более часа в день), индивидуальный подход к ученикам (занятия стараются проводить в небольших группах, школьников не сравнивают между собой и всячески поощряют их самостоятельность), предоставление свободы учителям (они сами могут выбирать методику) и поддержку отстающих.

Тем не менее в Финляндии тоже есть проблемы, связанные с образованием. В последние 10 лет результаты учащихся здесь начали ухудшаться. По данным последнего рейтинга PISA, эта страна по-прежнему входит в топ-20, но уже занимает 12 место — между Эстонией и Канадой. В число лидеров теперь входят Китай, Сингапур, Гонконг, Корея и Япония; немного уступают им Лихтенштейн и Швейцария.

Равенство среди школ

Кто такой психолог в финляндии?Финские школы не конкурируют между собой

Этот список показал, что понятие равенства, играющее важную роль в финской культуре, является одной из центральных причин успеха её школ. Однако идея равенства финской школьной системы выходит далеко за рамки, поскольку поддерживает убеждение, что у всех детей изначально есть хороший старт в жизни, а отстающему ученику всегда будет оказана всесторонняя поддержка. Это означает не только минимум различий среди учеников, но также минимум отличий между школами, тем самым полагая, что все школы в Финляндии одинаково сильны.

Почему же так важно, чтобы финские школы предлагали одинаковые условия? Это предотвращает так называемую «ярмарку школ», когда родители обращают внимание на успешные школы с большими возможностями, а также создание «удавки» для слабых школ, теряющих средства и, соответственно, учеников. Один эксперт в области финского образования сравнивает выбор школы в США и в Финляндии, говоря, что в США: «школы, как товар в магазине … Родители могут купить то, что они могут себе позволить. В Финляндии родители также могут выбирать

Но варианты все одинаковы». Это означает, что даже в социально и экономически неблагополучных районах уровень школ точно такой же, как и в богатых районах страны

В Финляндии родители также могут выбирать. Но варианты все одинаковы». Это означает, что даже в социально и экономически неблагополучных районах уровень школ точно такой же, как и в богатых районах страны.

Итак, мы рассказали вам о системе школьного образования Финляндии. Она в основном ориентирована на учеников и является одной из самых передовых в мире. Нам есть к чему стремиться!

Перспективы поиска работы

Большинство вузов оказывает помощь выпускникам в процессе трудоустройства. Для этого при каждом учебном заведении работают специальные центры, в которых можно пройти дополнительные курсы, освоить навыки прохождения собеседований, получить информацию относительно открытых вакансий.

Кто такой психолог в финляндии?

Много шансов удачно трудоустроиться у тех, чья стажировка и практика проходила в крупной компании. Хорошо зарекомендовав себя, можно получить приглашение о дальнейшем сотрудничестве.

Финские работодатели охотно принимают в штат выпускников, которые владеют русским языком. Однако следует иметь в виду, что для устройства на престижную должность знания одного лишь английского языка будет недостаточно – как минимум придется выучить финский или шведский.

В Финляндии активно развивается такое направление, как учеба для взрослых студентов, которые хотят повысить квалификацию или, возможно, в дальнейшем эмигрировать в эту страну. Если для выпускника найдется рабочее место по окончании вуза, продлить ВНЖ не составит проблемы.

В основе – советская система?

Министр образования России Ольга Васильева не раз подчёркивала, что система образования Финляндии, которую многие хвалят, во многом построена на опыте российской имперской школы. Очень часто можно слышать, что финские эксперты полностью заимствовали советскую систему образования, слегка адаптировав её под свои требования. В результате бытует мнение, что пока российские чиновники ищут, что бы привнести в российские школы из-за рубежа, их финские коллеги спокойно развивают и совершенствуют советские наработки. Это одновременно и так, и не так. На первый взгляд, современная система образования Финляндии вообще ничего общего не имеет с советской школой, а начатые недавно реформы и вовсе сводят на нет любые намёки на параллель.

Понятно, что система образования СССР была частично построена на опыте гимназий и лицеев Российской Империи. Правда, пришедшие к власти большевики серьёзно видоизменили царскую систему образования, можно сказать, создав свою, совершенно новую систему. Из учебных программ исчез Закон Божий, из воспитательного процесса – телесные наказания. Страна стремилась победить неграмотность и получить как можно большее число образованных людей. Разрослась сеть кружков и секций, развернулась система профессиональной ориентации, профессия педагога стала массовой и востребованной, а методики обучения и воспитательной работы нередко создавались прямо на ходу, и речь идёт не только об Антоне Семёновиче Макаренко.

При формировании системы образования Финляндии, которая начала складываться во второй половине прошлого века, что-то брали из СССР, что-то из ГДР, саму структуру (от детского сада к школе и дальше к вузу) – явно из Российской Империи. Но финны – люди прагматичные: взяли только то, что им подходило, остальное «надстроили» сами. Поэтому несмотря на то, что в Финляндии переводились советские учебники и методички, что там с удовольствием брали на работу советских педагогов и изучали методики, в стране сложилась система, непохожая на другие.

Финляндия гарантирует своим гражданам доступное, качественное образование для всех. Это ли не отсылка к Советскому Союзу? Мало того, образование бесплатное – включая учебники, планшеты и ноутбуки, музеи и экскурсии, питание и транспорт. В некоторых школах родителям старшеклассников всё-таки приходится платить примерно по 300 евро, но если семье не по силам такие расходы, ребёнок получает грант. Если кто-то живёт от школы дальше, чем за 5 километров, то ему оплачивают такси. Тут стоит напомнить любителям превозносить всё зарубежное и ругать всё российское, что бесплатное образование стало возможным из-за высоких налогов. В Финляндии они самые большие в мире – неудивительно, что хватает на учебники и питание школьников.

Есть и ещё одна особенность финской системы, тоже явно позаимствованная у СССР. Финские школьники очень много читают, и это не только учебная литература, но и художественная или научно-популярная.