Рекомендации «психологическая диагностика эмоциональных нарушений детей, получивших психические травмы в результате жестокого обращения с ними»

Причины психологической травмы

Психологическая травма может быть вызвана различными событиями, но всех их объединяет присутствие одних и тех же признаков. Обычно это нарушение, приводящее в состояние крайнего недоумения и неуверенности. В такое состояние человек попадает, когда он сталкивается с нарушением привычных представлений человека о мире или нарушение его прав. Когда учреждения, призванные заниматься жизнеобеспечением, нарушают, унижают, предают или становятся причиной потерь или разобщения . Травматический опыт часто включает в себя угрожающую физическую травму , а так же домогательство, стыд (ситуация позора), разочарование (отказ), оскорбительные отношения, непризнание, совместная зависимость, физическое насилие, сексуальное насилие, избиения, побои от партнера, дискриминация в сфере занятости, жестокость полиции, коррупция в суде и неправомерные действия, издевательства, патернализм, бытовое насилие (особенно в детстве), опасные  для жизни состояния, вызванные медикаментами . Сюда же относятся события неодолимой силы (наводнение, землетрясение, пожар, война и т.д.), теракты, похищения людей. Нищета или относительно мягкие формы насилия (типа словесных оскорблений) также могут стать причиной психологической травмы, не смотря на то, что не связаны с угрозой физического воздействия.

Некоторые теории предполагают, что детская травма может увеличить риск психических расстройств, что невротизм в зрелом возрасте связан с детскими травмами . Дело в том, что части мозга у растущего ребенка развиваются в иерархическом порядке от сложного к простому. Нейроны, предназначенные для получения и хранения новой информации, меняются в ответ на внешние сигналы, получаемые от пяти главных сенсорных каналов . В это время младенцы и дети создают представления об окружающей среде. Появляющаяся вскоре после рождения привязанность, если она носит насильственный или  жертвенный характер, уже влияют на эти представления . Чем чаще активизируется соответствующая структура нейронов, тем более стойким оно становится в отношении паттерна .

Детство – самый чувствительный период и один из самых важных этапов психологического развития человека. Неслучайно, самое большое количество осложнений с самым длительным эффектом дает жестокое обращение с детьми . Модель управления травмами по Хики (Hickey) предполагает, что «для серийных убийц пусковым механизмом, приводящим к неспособности человека справиться с некоторыми стрессами, может служить детская психотравма» . Динамический аспект психотравм особенно важен для специалистов здравоохранения: «Если врач не умеет осмыслить проблему пациента через призму его психотравм, то он не в состоянии увидеть круг повторяющихся аффектов, ориентируясь на которые пациент устраивает свою жизнь» .

Психосоматика. Как образуются страхи и фобии?

Психосоматика & гипноанализ: как образуются страхи и фобии в следствии психотравмы

Этапы психологической травмы

В психологии травмы принято делить на несколько этапов, следующих один за другим и составляющих механизм развития расстройства. Они идут в такой последовательности:

  • Шок;
  • Развитие агрессии (активное сопротивление и неготовность принять ситуацию);
  • Горе (например, переживание утраты);
  • Принятие ситуации.

Если человек «застрял» на одном из этапов, с ним необходимо провести коррекционную работу для скорейшего принятия ситуации.

Сначала человек испытывает шок, еще не понимая, что произошло. После этого наступает вторая фаза. На этом этапе пациент демонстрирует активное неприятие ситуации и пытается ее изменить. Потом, осознав свое бессилие, человек начинает эмоционально переживать свою проблему. После этого он смиряется с ситуацией и начинает постепенно забывать о том, что послужило причиной травмы, отвлекаясь на другие вещи.

Как избавиться от психологической травмы

Ответить на вопрос: «как справиться с психологической травмой?» достаточно сложно. Психологи сегодня предлагают самые разнообразные методики – от выяснения причины и «возвращения» в прошлое, чтобы «проработать» ее, до методик правильного поведения в тех ситуациях, в которых человек испытывает какие-то трудности. Универсальных методик, помогающих всем и от всего не существует. В каждом конкретном случае необходим свой подход и свои методы терапии. Вид лечения, его продолжительность зависит от типа травмы, например, боевая психическая травма требует более сложного лечения, возможно приема антидепрессантов или длительного наблюдения у психотерапевта.

Общими рекомендациями как пережить психологическую травму и справиться с ее последствиями можно считать:

  • Признать проблему – осознать, что в вашем прошлом есть какая-то травма и ее последствия мешают вам сегодня.
  • Понять, чем именно проявляется травма.
  • Позволить себе любые чувства – нет «правильных» и «неправильных» чувств. Для большинства людей сложно позволить себе разрешить негативные чувства, они стараются «отказаться» от них, убедить себя, что они не чувствуют такого. Осознание, что можно чувствовать любые чувства, часто помогает справиться с травмой.
  • Дать себе возможность пережить любые чувства – часто психологические травмы возникают на месте «непрожитых» чувств и эмоций. Разрешив себе плакать, кричать или ругаться можно избавиться от эмоционального напряжения и помочь своей психике.

Отражение жестокого «воспитания» во взрослой жизни

Родители, поймите, что подавляя физически, вы ломаете психику. Делаете ребенка безвольным и покорным. А такого человека сможет обидеть любой, кто сильнее его не только физически, но и эмоционально. В дальнейшем такой мужчина будет способен испытывать чувства только к женщинам, которые доминируют над ним. Не сможет брать на себя ответственность и проявлять силу характера.

Ответьте на 10 простых вопросов психологического теста, и узнайте как вас воспитывали в детстве.

Кроме того, воспитывая ребенка насильственными методами, вы прививаете ему черты мазохиста. Взрослых с подобными отклонениями достаточно много. Половина мужчин и треть женщин имеют скрытые мазохистские наклонности и при благоприятных условиях могут их воплотить в жизнь. Такие люди склонны вступать в разрушительные для себя, так называемые, токсичные отношения. Особенно если встретят партнера, который не сможет им противостоять. Причина этого кроется в пережитой детской боли и унижениях, при физическом наказании родителями.

Девочки, которых воспитывали с помощью рукоприкладства, вырастают с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и безвольные. И зачастую выбирают себе в мужья тиранов. Они еще с детства учатся терпеть и соглашаться на то, что им предложат и даже не пытаются улучшить ситуацию.

Такая женщина имеет кучу комплексов. Наиболее распространенный из них — комплекс жертвы и оказывается не готовой к «здоровым» и равноправным отношениям. Тем более такая мать не сможет полноценно воспитать своих детей.

Воспитать счастливого ребенка могут только родители, которые сами довольна собой и своей жизнью. Не зря существует выражение, что хорошая мама — это счастливая мама.

Узнайте, как ссоры родителей при ребенке влияют на психику малыша. Чем опасно выяснение отношений на глазах у ребенка.

Рекомендации «психологическая диагностика эмоциональных нарушений детей, получивших психические травмы в результате жестокого обращения с ними»

А вы хотите, что бы вашего кроху во взрослой жизни ждала подобная участь?

Ирина Краморова

Врач, психотерапевт, аккредитированный гештальт-терапевт, ведущая групп и авторских проектов. Имеет 5 лет работы с взрослыми, подростками и детьми младшего дошкольного возраста.

comments powered by HyperComments

Симптомы психотравмы

Реакции и симптомы, свидетельствующие о психотравматическом опыте, могут быть очень разнообразными и отличаться по количеству, а так же по степени тяжести — в зависимости от характера человека . Некоторые пытаются избегать травмирующих воспоминаний, но испытывают при этом болезненные ощущения. Другие пытаются топить свой психотравматический опыт в вине или в наркотическом дурмане. Между тем, повторные переживания симптомов являются признаком того, что тело и ум пытаются справиться с психологической травмой.

Для многих людей, переживших тяжелый стресс, триггеры (волнующие воспоминания) и внешние сигналы действуют как напоминания о психотравме. Человек может не догадываться, что с ним происходит, и совершает неадекватные поступки. Типичным примером такого рода поведения являются панические атаки. У человека могут так же возникать неконтролируемые приступы гнева (в том числе в неподходящих или неожиданных ситуациях), когда ему кажется, что над ним нависла угроза. И это действительно так, но угроза переживается из прошлых событий.

Человека могут преследовать неприятные воспоминания, в том числе в виде неясных картин или мыслей. Его могут преследовать кошмары . Он может страдать из-за бессонницы, поскольку внутренний страх и чувство незащищенности заставляют его быть начеку.

Психотравма может влечь за собой морфологические  изменения, передающиеся по наследству. Генетика — одна из причин психологических травм или, наоборот, их отсутствия .

После сильной психотравмы память человека часто репрессирована, и он не помнит, что случилось на самом деле, но пережитые эмоции могут оживать, и он при этом не будет понимать, почему с ним происходит. Постоянно испытывая эмоции, пережитых во время травмы, как будто они происходят в настоящий момент, человек теряет не может обрести видение пережитого опыта. Как результат, возникает стойкий феномен острого перевозбуждения (паттерн), который может сопровождаться физическим и умственным истощением. Подобные состояния приводят к различным типам расстройства личности: тревожному, конверсионному, психотическому, пограничному и т.д. . Эмоциональное истощение влечет за собой рассеянность, из-за которой человек теряет способность ясно мыслить и впадает в состояние отстраненности (диссоциации) от эмоций. Не только от болезненных. Происходит онемение всех эмоций, и человек становится эмоционально плоским – отдаленным или холодным, он всегда чем-то озабочен. Диссоциацию обычно диагностируют как деперсонализационное расстройство, диссоциативную амнезию, диссоциативную дугу, диссоциативное расстройство идентичности и т. д.

Часть людей, перенесших психологическую травму, начинают испытывать чувство ущербности, если симптомы травмы не исчезают, и они не верят, что их положение улучшится. Это может привести к отчаянью с элементами паранойи, к утрате чувства собственного достоинства, а так же суициду на основании депрессии и ощущения пустоты. При разрушении самооценки  человек может сомневаться в собственной идентичности .

Родителям ребенка, получившего психологическую травму, не стоит самостоятельно пытаться помочь ему сдерживать свой посттравматический страх и обуздывать эмоции . Как правило, это ведет к неблагоприятным последствиям для ребенка , поэтому лучше обратиться за помощью к психиатру.

Героизм травмированного человека или Влияние вирусов осознания на эволюцию человеческого существа

Большинство современных культур, включая нашу, становятся жертвами преобладающей установки на то, что сила заключается в терпении, и что героизм состоит в том, чтобы продолжать переносить трудности, какими бы тяжелым ни было наше состояние. (Вирус Осознания: нас е…., а мы крепчаем!) Большинство из нас принимает этот социальный обычай без вопросов и возражений.

Используя возможность коры головного мозга — нашу способность рационально мыслить — мы можем создать видимость того, что человек в силах пережить тяжелое и угрожающее его жизни событие, даже войну, «без единой царапины». И большинство из нас именно так и поступает – создает такую видимость. Мы продолжаем переживать тяготы, «не падая духом», как герои, главным образом ради того, чтобы вызвать восхищение у других, как будто с нами совсем ничего чрезвычайного не происходит.

Рекомендации «психологическая диагностика эмоциональных нарушений детей, получивших психические травмы в результате жестокого обращения с ними»

Побуждающие нас быть сверхлюдьми, подобные социальные установки крайне несправедливы по отношению к отдельным людям и к обществу в целом. С течением времени травматические воздействия будут становиться все сильнее, укореняться все глубже и, в конце концов, они станут хроническими. Незавершенные реакции, «замороженные» теперь в нашей нервной системе, подобно неразорвавшимся снарядам, будут готовы взорваться в любой момент, как только определенные силы дадут им соответствующие импульсы. До тех пор, пока люди не найдут нужных средств и поддержки для того, чтобы демонтировать эти снаряды, мы так и будем испытывать необъяснимые взрывы эмоций.

Истинный героизм состоит в решении смело и открыто признать свои переживания(свой болезненный, негативный опыт), а не в том, чтобы подавлять или отрицать их.

Рекомендации «психологическая диагностика эмоциональных нарушений детей, получивших психические травмы в результате жестокого обращения с ними»

История понятия психологической травмы

Хотя психологический травмы существовали в течение всей истории человечества, самому понятию не больше 150 лет.

Впервые изучением психологической травмы занялись в середине 19 века, когда из-за частых аварий на железных дорогах страховые компании стали выплачивать компенсации пострадавшим. Оказалось, что были пассажиры, которые не пострадали физически, однако их трудоспособность нарушилась после аварии. Такого рода последствия считались в то время результатом повреждения спинного мозга.

Поскольку симптомы «железнодорожного синдрома спинного мозга» оказались похожими на симптомы истерии, которая, согласно тогдашним представлениям, была свойственна только женщинам, подобные нарушения считались следствием слабости воли (ведь женщины в то время считались слабым полом). Лечение этого расстройства было весьма жестоким и заключалось часто в создании пострадавшему таких условий существования, чтобы он, наконец, отбросил свои симптомы и взял себя в руки.

Работа Зигмунда Фрейда с истеричками также способствовала развитию понятия психологической травмы. В самом начале своей деятельности Фрейд обнаружил, что симптомы истерии связаны с сексуальным насилием в детстве, которое чаще всего совершалось отцами или опекунами пациенток. Фрейд сделал вывод, что истерия является результатом психологической травмы, случившейся в детстве.

Однако уже через год Фрейд отказался от своего вывода под давлением общественности, которая возмутилась тому, что достопочтенных отцов семейств обвиняют в развращении своих дочерей. Тогда Фрейд выдвинул гипотезу о существовании комплекса Эдипа и комплекса Электры, в результате чего истерия стала следствием внутреннего конфликта, а не внешних событий. Такая точка зрения господствовала в психологии достаточно долго, до середины 20 века.

Первая мировая война принесла с собой множество свидетельств того, что человек может быть не ранен физически, но стать совершенно недееспособным и испытывать сильные психологические страдания вследствие переживания увиденных им ужасов и сильного страха. Однако и «военный невроз» долго считался следствием слабости силы воли, а выводы, сделанные о его истинных причинах — посттравматическом стрессовом расстройстве — забылись уже через какое-то время после войны.

Отмечалось, что физически раненные, побывавшие в плену и офицеры почти не страдали этим расстройством. Вероятнее всего, это объяснялось тем, что «военные невроз» вызывался, в основном, сильным страхом смерти, а первые две категории находились уже вне опасности. По поводу офицеров выдвигалась ошибочная версия, что высшие классы обладают более сильным характером и сложением, тогда как на самом деле, вероятнее всего, на офицерах лежала большая ответственность за других людей, что было для них важнее возможной смерти, а добровольцы, бывшие солдатами, проходили короткое обучение и были непривычными к военным условиям и поэтому сильно подверженными ПТСР.

Только вторая мировая война, изучение влияния холокоста на переживших его людей, а затем война во Вьетнаме и ее влияние на психику прошедших ее людей привели к включению посттравматического стрессового расстройства в руководство по диагностике психических расстройств DSM-III в 1980 году.

Лечение психологической травмы

Лечения психической травмы возможно через прогрессивный подсчет (ПК), соматическое переживание, биологическую  обратную связь, терапию внутрисемейного строя, сенсомоторную психотерапию. Популярна когнитивно-поведенческая терапия , которая применяется для лечения симптомов, связанных с психологической травмой , в том числе стрессовое расстройство. Рекомендации Института медицины определяют когнитивно-поведенческие методы как наиболее эффективный способ лечения ПТСР . . Департамент по делам ветеранов США принял на вооружение для лечения ПТСР на национальном уровне два метода когнитивно-поведенческой терапии: метод длительного воздействия и метод когнитивно-процессуальной терапии . Известны так же методы диалектической поведенческой терапии (DBT) и экспозиционной терапии. Как показали исследования, первый используется для лечения пограничного расстройства личности, а второй эффективен при лечении психологических травм . Впрочем, если психологическая травма вызвала диссоциативными расстройствами или сложным ПТСР, то когнитивный подход уступает место методу моделирования травмы, известному так же как фазово-ориентированное лечение структурной диссоциации. Исследования, финансируемые фармацевтическими компаниями, показали, что когнитивно-поведенческие методы лечения могут быть эффективно дополнены применением новых антидепрессантов .

Самостоятельным разделом в лечении последствий психотравм выступает травма-терапия. Она представляет собой самый адаптивный способ психологической помощи, так как позволяет работать с воспоминаниями, связанными с спихотравмой, на основании чего пациент получает возможность разобраться со своим внутренним депрессивным материалом (мысли, чувства и воспоминания) и даже получить толчок для личностного развития, включая выработку таких навыков как жизнестойкость, контроль собственного эго, комплиментарность (доброжелательное сочувствие, эмпатия) и т.д. . Травма-терапия делится на психическое образование и несколько видов техник: обработка когнитивная, эмоциональная, экспериментальная, обработка травмы и эмоциональное регулирование.

  • Психическое образование – это просвещение окружающих относительно психологической уязвимости человека и способов ее преодоления.
  • Эмоциональное регулирование – это действия против дискриминации (выявление и противостояние), а так же грамотное идентификация мыслей и эмоций больного (конструкция, типология и т.д.).
  • Когнитивная обработка – это пересмотр негативных представлений и убеждений о себе, об окружающих и окружающей среде посредством смены точки зрения на предмет.
  • Обработка травмы – это направленные усилия по снижению чувствительности (десенсибилизации) психотравмы; по ее распознанию: по уничтожению обусловленностей, благодаря которым она проявляется; по частичному (избирательному) уничтожению эмоциональных реакций; по деконструированию несоответствия эмоции и действительности; по снятию напряжения с травматического материала (состояние, при котором триггеры не причиняют сильной боли, а наоборот, облегчают состояние человека.)
  • Эмоциональная обработка (используется только в фазе досрочного прекращения оценки психического здоровья) – это восстановление восприятий, убеждений и ошибочных ожиданий.
  • Экспериментальная обработка – это подбор визуализаций достигнутому состоянию освобождения и применение различных методик релаксации.

Лечение фобий в когнитивно-поведенческой терапии

Лечение фобий: психотравма как причина фобий

Что такое психологическая травма

Психотравма это временное повреждение психики, вызванное каким-либо стрессовым фактором или событием. В обиходном словаре этот термин часто заменяют определением душевная травма. Она характеризуется следующими особенностями:

  • Существенное ухудшение качества жизни пациента из-за расстройства;
  • Постоянное переживание человеком стрессовой ситуации, даже если она давно закончилась;
  • Нежелание пациента отвлечься от своих переживаний и переключиться на что-то другое;
  • Негативное мышление человека.

Психическое здоровье может расстроиться у человека любого пола и возраста, включая ребенка. Может развиться острый психоз или невроз на фоне травмы.

Что такое психотравма

Психологическая травма или психоэмоциональная травма – это тот вред, который наносится психологическому здоровью человека в результате влияния стрессовых или остроэмоциальных неблагоприятных факторов на психику. То есть, это то переживание, которое оказало длительное и неблагоприятное воздействие на психику человека.

Психологическая травма – относительно новое понятие в психологии. Впервые психологи начали говорить о ней еще в конце 19 века, но только в 20 века психотравма была официально «признана» научным сообществом. В научной работе Решетникова М.М «Психическая травма» подробно разбирается истории возникновения понятия, обосновывается его актуальность и основные методы лечения.

Психологическая травма может возникнуть из-за физического воздействия, ситуации, в которой жизни и здоровью человека угрожает опасность или из-за сильного, негативного эмоционального переживания. У людей, служивших в армии и/или побывавших в зоне боевых действий часто развивается боевая психическая травма, справиться с которой не всегда получается самостоятельно.

Психотравма, воздействуя на психику здорового человека, расстраивает ее, нарушая нормальное взаимодействие человека с окружающей средой. В результате человек испытывает постоянный дискомфорт, который может им самим не осознаваться, но он негативно сказывается на его мировоззрении, социализации, способности к адаптации, отношениях и так далее.

Рекомендации «психологическая диагностика эмоциональных нарушений детей, получивших психические травмы в результате жестокого обращения с ними»

Особенно опасна психологическая травма у ребенка и подростка. В этом возрасте негативное переживание может оставить глубокий след в психике, который в будущем станет причиной развития разнообразных нарушений. Запрос: как избавиться от детских психологических травм, на сегодняшний день является одним из самых популярных, но далеко не всегда люди точно понимают, что именно им требуется.

Так необходимо различать понятия «психическую» и «психологическую» травмы. Психическая – это более тяжелое повреждение, которое получила психика человека. Ее результаты обычно сразу заметны – человек не может вести себя привычным образом, его психика нуждается в лечении и восстановлении. Примером такого состояния может стать ступор, истерика или невроз, а последившем – панический страх высоты, страх даже на время потерять из виду близкого человека, заикание и так далее.

Психологическая травма действует менее травматично и ее последствия менее заметны. Часто такой человек, не может сказать, когда и что точно произошло, какие события стали причиной развития дискомфорта. Так, если родители ребенка оформили развод, психологическая травма может проявиться только спустя несколько десятилетий, когда человек окажется не способен выстроить крепкие отношения с кем-либо.

Развитие психотравмы

Рекомендации «психологическая диагностика эмоциональных нарушений детей, получивших психические травмы в результате жестокого обращения с ними»

Психотравма возникает не сразу. Она проходит определенные этапы.

Психологический шок

Как правило, короткая стадия. Характеризуется дезадаптацией человека (непонимание происходящего) и отрицанием (попытки психики защититься).

Воздействие

Более продолжительная стадия. Это проявление различных эмоций, мало контролируемых самим человеком: страх, ужас, гнев, плач, обвинение, тревога. На этой же стадии происходит самообвинение, прокручивание вариантов («а что было бы, если …»), самобичивание. Наглядный пример: муки выживших в случае аварии.

Выздоровление или ПТСР

А вот дальше возможны два варианта: выздоровление как третий этап (принятие факта случившегося, адаптация к новым условиям, проработка и проживание эмоций) или же развитие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) как вариант зацикливания на травме. Нормальным с позиции психологии, конечно, является первый вариант.

Лечение

Подобрать эффективный метод лечения психологической травмы может только специалист. План реабилитации подбирается индивидуально, после проведения многочисленных тестов на состояние психики. Для устранения психотравм, специалисты назначают комплексное лечение, которое может состоять из нескольких методик:

  • психосуггестивной терапии;
  • провокативной методики;
  • когнитивно-поведенческой психотерапии;
  • гештальт-терапии;
  • НЛП.

Помимо применения представленных методов, психолог проводит беседу с близкими, родственниками пациента. Они должны создать определенные условия для его содержания, чтобы человек быстрее восстановился после мощного стресса.

Последствия

Если после развития психотравмы пациент не смог разобраться с собственными переживаниями, переработать эмоции, начнет развиваться ПТСР. Дополнительно к этому могут возникнуть различные психические расстройства, болезни.

Существует два типа последствий

Рекомендации «психологическая диагностика эмоциональных нарушений детей, получивших психические травмы в результате жестокого обращения с ними»

  1. Психогенные непсихотические расстройства. Пациент не может объективно воспринимать реальность, действовать целенаправленно. Утрачиваются возможности оценивать окружающую ситуацию, появляются различные фобии.
  2. Реактивные психотические расстройства. Развиваются необратимые нарушения психики. Проявляется торможение в действиях, мышлении.

Затяжные расстройства могут привести к возникновению суицидальных наклонностей, вспышкам агрессии к окружающим, галлюцинациям.