Потребности

Цель ухода.

В. Хендерсон считает, что сестре следует ставить только долгосрочные цели в восстановлении независимости пациента при удовлетворении им 14 повседневных потребностей. Правда, краткосрочные и промежуточные цели тоже имеют право на существование, но только при острых состояниях: шоке, лихорадке, инфекции или дегидратации (обезвоживании).

Автор рекомендует составлять план сестринского ухода, письменно изменяя его после оценки результата сестринского вмешательства.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Стадия V быстрый сон фаза быстрых движений глаз.

Возможны яркие, цветные сновидения через 50—90 мин после I стадии. Наблюдаются быстрые движения глаз (в этот момент спя­щий видит сновидения), учащение сердечных сокращений и дыха­тельных движений, изменение артериального давления, снижение тонуса скелетных мышц. В эту фазу восстанавливаются психиче­ские функции спящего человека, разбудить его, несмотря на признаки более поверхностного сна (учащение дыхательных движений и пульса), чрезвычайно трудно. Продолжительность этой стадии около 20 мин.

После V стадии сна на короткое время наступают IV, III, II, затем вновь III, IV, V стадии, т. е. следующий цикл сна.

Быстрый сон никогда не наступает сразу — ему предшествуют несколько стадий медленного сна. Сон любого человека состоит из последовательного чередования 4−6 завершённых циклов, продол­жительность каждого из них 60−90 мин. Длительность быстрого сна в начале ночи несколько минут, а к утру около 30 мин.

На сон оказывают влияние такие факторы, как неудобная (не­привычная) поза, физическое и/или психическое недомогание, ле­карственные средства и наркотики, образ жизни, эмоциональный стресс, окружающая среда и физическая нагрузка. Любое заболева­ние, сопровождающееся болью, физическим недомоганием, тревогой и депрессией, приводит к ухудшению сна. Например, при пато­логии органов дыхания пациенту на ночь приходится подкладывать 2−3 подушки, что, безусловно, сказывается на качестве сна. При ишемической болезни сердца больной боится спать из-за страха пе­ред сердечным приступом.

Классификация социальных потребностей

В психологии разработано несколько десятков разнообразных классификаций потребностей. Наиболее общая классификация определяет два вида желаний:

1. Первичные или врожденные:

  • биологические или материальные потребности (еда, вода, сон и другие);
  • экзистенциальные (безопасность и уверенность в будущем).

2. Вторичные или приобретенные:

  • социальные потребности (в принадлежности, общении, взаимодействии, любви и другие);
  • престижные (уважение, самоуважение);
  • духовные (самореализация, самовыражение, созидательная деятельность).

Наиболее известная классификация социальных потребностей была разработана А. Маслоу и известна как «Пирамида потребностей».

Это иерархия человеческих стремлений от низших к высшим:

  1. физиологические (еда, сон, плотские и другие);
  2. потребность в безопасности (жилье, собственность, стабильность);
  3. социальные (любовь, дружба, семья, принадлежность);
  4. уважение и признание личности (как другими людьми, так и самим собой);
  5. самоактуализация (самореализация, гармония, счастье).

Как видно, эти две классификации одинаково определяют социальные потребности как стремления к любви и принадлежности.

Способы оказания сестринской помощи. Медицинская сестра выполняет следующие функции:

• делает что-либо за больного;

• руководит и направляет его действия;

• оказывает физическую и психологическую поддержку;

• создает условия для обеспечения возможностей самоухода (са­мопомощи);

• обучает больного и его родственников.

Необходимым условием осуществления сестринской помощи является желание и возможность пациента принять эту помощь. Выделяют три системы помощи:

1) полностью компенсирующую — применяется в тех случаях, когда пациент находится либо в бессознательном состоянии, либо ему нельзя двигаться, либо он не способен к обучению;

2) частично компенсирующую — применяется по отношению к пациентам, временно утратившим способность осуществлять отдельные аспекты самоухода;

3) консультативную (обучающую) — применяется при необ­ходимости обучения пациента (родственников) навыкам само­ухода.

Признаки успешной реализации потребностей

Человек успешен в достижении своих целей, если он правильно их поставил, верно себя замотивировал и подобрал нужные средства решения. Кроме того, могут влиять, конечно, сторонние факторы, мешающие субъекту, но их вероятность ниже степени личных усилий.

Уверенность человека в своих силах также напрямую отразится на результатах его деятельности. Вовремя удовлетворенные потребности помогают ему в успешной деятельности.

Согласно Маслоу, верх устремлений любого человека – самоактуализация. Это то, к чему все мы идем в идеале. Вот, какие черты личности, что добилась максимального успеха, преодолев все свои желания:

  • Любовь к себе и окружающим, гармония с собой и природой
  • Высокая степень концентрации и хладнокровия при решении проблемы
  • Интерес к социальному взаимодействию
  • Объективность восприятия, открытость к новым мнениям
  • Спонтанность эмоций, естественность в поведении
  • Признание своей индивидуальности
  • Толерантность к другим людям, культурам, явлениям
  • Независимость от общественного мнения, способность высказать свою точку зрения
  • Умение любить, дружить — испытывать глубокие чувства
  • Неутихающее стремление к познанию
  • Творческое мышление
  • Остроумие (не высмеивание чужих недостатков, а оставление за собой и другими права на ошибку)

Что такое ложные потребности

Истинные и ложные потребности человека – такое разделение основано на том, что важно и является необходимым и тем, что видится важным и нужным. Ложные потребности закладываются в детстве через родителей, которые «знают» за ребенка чем ему надо заниматься, на какие кружки или секции ходить

Такие потребности являются бессознательными проекциями на ребенка и основаны на неудовлетворении базовых потребностей родителей. В последующем, когда человек уже взрослый он по инерции ориентируется на мнение других людей.

Нереализованные стремления и желания могут повлечь за собой стремление к удовлетворению через формирование других, пагубных потребностей:

  • нереализованные социальные потребности (стремление к власти) – домашняя тирания, насилие;
  • базовые потребности в безопасности, комфорте, признании и любви заменяются потребностью в зависимости от химических веществ, алкоголя.

Что такое потребности

Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».

Потребность – это нуждаемость в определенных вещах, объектах материального мира, предметах, людях, общественных показателях, в отсутствии которых человек ощущает себя не комфортно.

С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:

Дефицит потребности вызывает чувство неудовлетворенности. Потребность — это желаемое, благо.
Сопровождение эмоциями: от отрицательных на первом этапе до радостных после того, как потребность реализована. Когда сильно чего-то хочется мы нервничаем, тревожимся, когда получим желаемое — расслабляемся.
Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить

К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды

Система потребностей также формируется по особым правилам:

  1. Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.

  2. Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.

  3. Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.

Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.

Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:

  • Физической гибели человека. Если не удовлетворена нужда в питании, сне, воде, воздухе, безопасности и т.д.
  • Фрустрации — длительному переживанию, сопряженному с нервным расстройством и способным привести с серьезным психологическим проблемам. Примером служит отсутствие признания заслуг человека со стороны общества.
  • Сублимации — переходу энергии неудовлетворенности в созидание, творчество. К примеру, отсутствие секса замещается тяжелыми спортивными нагрузками.

Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.

Виды потребностей

Человеческие потребности настолько разнообразны, что для их обобщения в различных категориях требуется классификация по нескольким критериям:

  • по значимости разделяют первичные потребности и вторичные;
  • по группировке субъектов выделяют коллективные, индивидуальные, общественные и групповые;
  • по выбору направления их делят на этические, материальные, эстетические и духовные;
  • по возможности исполнения существуют идеальные и реальные потребности;
  • по сферам деятельности выделяют желание трудиться, физический отдых, общение и экономические направления;
  • по способу удовлетворения нужды подразделяют на экономические, требующие ограниченных материальных ресурсов для производства и неэкономические (потребность в воздухе, солнце, воде).

Что такое потребность

Это нужда в чем-либо. Она может носить как физиологический, так и психологический характер, служит мотивом к действию и «заставляет» индивида предпринимать шаги, направленные на удовлетворение своей нужды. Потребности выступают в виде эмоционально окрашенных желаний и, как следствие, ее удовлетворение проявляется в виде оценочных эмоций. Когда индивид нуждается в чем-либо, он чувствует отрицательные эмоции, а по мере удовлетворения своих нужд и желаний появляются положительные эмоции.

Потребности

Неудовлетворение физиологических нужд может привести в смерти живого организма, а психологических – вызвать внутренний дискомфорт и напряжение, депрессию.

Удовлетворение одной потребности влечет за собой появление другой. Их безграничность — одна из особенностей развития индивида как личности.

Потребности заставляют воспринимать окружающую действительность избирательно, через призму своей нужды

Они концентрируют внимание индивида на объектах, способствующих удовлетворению текущей нужды

Что такое потребности

Потребности — это осознаваемая нужда человека в чём-либо, в том, что необходимо ему поддержания жизнедеятельности организма и развития его личности. По-моему, достаточно простое и легко запоминающееся определение.

Однако не все потребности приносят пользу человеку. Поэтому с точки зрения необходимости и пользы  потребности бывают:

  • подлинные ( разумные, истинные) — это потребности, без которых человек либо просто не может прожить (еда, жилище, общество, ведь именно среди людей он становится личностью), либо необходимы для его совершенствования, развития( духовные).
  • Ложные (неразумные, мнимые) — это потребности, без которых не только можно, но и необходимо жить, они приводят к разрушению личности, причём человек деградирует как физически, так и психически( алкоголизм, наркомания, тунеядство)

Основные разновидности

Суть определения социальной потребности заключается в том, что это нужды и желания, возникающие у людей в процессе их взаимодействия и коммуникации с другими индивидами при жизни в обществе. Желания, направленные на то, чтобы социализировать личность, не являются врождёнными и приобретаются в течение всего жизненного пути. К ним, как правило, относят:

  1. Эгоистические нужды. Они направлены на самого индивида. Их удовлетворение может быть полезным либо вредным (в зависимости от ситуации): саморазвитие, стремление к лидерству и власти, желание прославиться, обогатиться, стать лучше других и пр. Практически все эгоистические нужды тесно связаны с самооценкой человека и непосредственно влияют на неё в случае их успешной или неуспешной реализации.
  2. Альтруистические желания. Направленность только на других людей без учёта самого себя. Сюда относятся потребности во взаимовыручке и помощи. В эту группу также следует добавить разного рода подвиги, связанные с самопожертвованием ради других.
  3. Обоюдные нужды, общие для всех членов общества. Сюда можно причислить потребность в общении, мире, предсказуемом поведении (регламентированном правилами этикета), порядке и дисциплине.

К последнему пункту можно добавить требование справедливого распределения ресурсов и товаров, а также производства и свободы информации. Чтобы понять, какие бывают социальные потребности человека в современном обществе, достаточно вспомнить себя и свои характерные нужды в обществе. Это желание одобрения, любви, дружбы, совместной деятельности и принадлежности к определённой социальной группе (например, к автолюбителям, фанатам футбола или демократам).

Дефицитная любовь

Этот вид любви направлен на стремление восполнить недостаток чего-либо жизненно необходимого. Дефицитная любовь имеет определенный источник – это неудовлетворенные потребности. Человек может испытывать нехватку в самоуважении, защите или принятии. Этот вид любви – чувство, рожденное эгоизмом. Оно мотивировано желанием индивида заполнить свой внутренний мир. Человек ничего не способен отдать, он только берет.

Увы, но в большинстве случаев основой длительных отношений, в том числе и супружеских, является именно дефицитная любовь. Стороны подобного союза могут прожить вместе всю жизнь, однако многое в их отношениях определяется внутренним голодом одного из участников пары.

Дефицитная любовь является источников зависимости, страха потерять, ревности и постоянных попыток перетянуть одеяло на себя, подавляя и подчиняя партнера, чтобы теснее привязать его к себе.

Понятие потребностей

1

Тема: Иерархия
потребностей человека по А. Маслоу

Кадырова Р.К.

Вопросы:

  • Понятие о потребностях.
  • Различные теории и классификации потребностей.
  • Иерархия потребностей по А. Маслоу.
  • Характеристика основных потребностей человека.
  • Основные потребности в повседневной деятельности человека.
  • Условия и факторы, влияющие на способ и эффективность удовлетворения потребностей.
  • Возможные причины потребности в уходе (болезнь, травма, возраст).
  • Роль медсестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении его основных потребностей
  • Роль медсестры в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи.

Нормальная жизнедеятельность
человека, как существа общественного,
представляющего целостную, динамическую,
саморегулирующуюся биологическую
систему обеспечивается совокупностью
биологических, психосоциальных и
духовных потребностей. Удовлетворение
этих потребностей определяет рост,
развитие, гармонию человека с окружающей
средой.

Жизнедеятельность
человека зависит от многих факторов,
которые упорядочены во времени и
пространстве и поддерживаются системами
жизнеобеспечения организма человека
в условиях окружающей среды.

Потребность
— это осознанный психологический или
физиологический дефицит чего-либо,
отраженный
в восприятии человека, который он
испытывает на притяжении всей своей
жизни. (Глоссарий
МАНГО под редакцией Г.И. Перфильевой).

Основные теории и классификации потребностей

Авторами
потребностно-информационной теории,
которая объясняет причины и движущие
силы поведения
человека, являются отечественные ученые
Симонов и Ершов. Сущность теории состоит
в том,
что потребности побуждаются условиями
существования организма в постоянно
меняющейся окружающей
среде.

Переход потребности
в поступки и действия сопровождается
эмоциями.

Эмоция — это
индикаторы потребностей. Они могут быть
положительными и отрицательными на
удовлетворение потребностей. Симонов
и Ершов все потребности разделили на
три группы:

  1. Группа – витальные (Потребность жить и обеспечивать свою жизнь).

  2. группа – социальные (потребность занять определенное место в обществе)

  3. группа – познавательные (потребность познавать внешний и внутренний мир).

Американский
психофизиолог А. Маслоу, русского
происхождения в 1943 году выделил 14
основных
потребностей человека и расположил их
согласно пяти ступеням (см. схему)

  1. Физиологические потребности — это низшие, управляемые органами тела потребности, такие как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.

  2. Потребности в надёжности – стремление к материальной надёжности, здоровью, обеспечению старости и т.д.

  1. Социальные потребности – удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.

  2. Потребность в уважении, осознании собственного достоинства, – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

V. Потребность
в развитии личности, в осуществлении
самого себя, самореализации,
самоактуализации, в осмыслении своего
назначения в мире.

Потребности самоуважения

Несмотря на то, что этот уровень потребностей обозначен как нужда в самоуважении, Маслоу разделял его на два типа: самоуважение и уважение со стороны других людей. Хотя они тесно связаны друг с другом, поэтому разделить их зачастую бывает крайне сложно.

Потребность человека в самоуважении заключается в том, что он должен знать, что на многое способен. Например, что успешно справится с поставленными перед ним задачами и требованиями, и то, что чувствует себя полноценной личностью.

Если этот вид потребности не удовлетворяется, то появляется чувство слабости, зависимости и неполноценности. Причем чем сильнее подобные переживания, тем менее эффективной становится деятельность человека.

Необходимо заметить, что самоуважение является здоровым только тогда, когда в его основе лежит именно уважение со стороны других людей, а не статус в обществе, лесть и прочее. Только в этом случае удовлетворение такой потребности будет способствовать психологической устойчивости.

Интересно то, что нужда в самоуважении в разные периоды жизни проявляется по-разному. Психологами замечено, что молодые люди, которые только начинают создавать семью и искать свою профессиональную нишу, больше других нуждаются в уважении со стороны.

Потребности безопасности и защиты

Когда физиологические
потребности в достаточной мере
удовлетворены, для человека приобретают
значение другие потребности, часто
называемые потребностями
безопасности и защиты
.Сюда включены
потребности: в организации, стабильности,
в законе и порядке, в предсказуемости
событий и в свободе от таких угрожающих
сил, как болезнь, страх и хаос. Таким
образом, эти потребности отражают
заинтересованность в долговременном
выживании.

Маслоу предположил,
что проявление потребностей безопасности
и защиты проще всего наблюдать у младенцев
и маленьких детей ввиду их относительной
беспомощности и зависимости от взрослых.
Младенцы, например, демонстрируют
реакцию испуга, если их неожиданно
уронят или испугают громким шумом или
вспышкой света. Проявление потребности
безопасности так же очевидно, когда
дети заболевают. Ребенок со сломанной
ногой может испытывать страхи, страдать
от ночных кошмаров и проявлять потребность
в защите и утешении, не слишком очевидную
до несчастного случая.

Другой показатель
потребности в безопасности — предпочтение
ребенком определенного рода зависимости,
стабильного распорядка. По Маслоу,
маленькие дети наиболее эффективно
функционируют в семье, где, по крайней
мере до определенной степени, установлены
четкий режим и дисциплина. Если данные
элементы отсутствуют в окружении,
ребенок не чувствует себя в безопасности,
он становится тревожным, недоверчивым
и начинает выискивать более стабильные
жизненные территории. Маслоу далее
замечал, что родители, которые воспитывают
детей, ничем не ограничивая и все
разрешая, не удовлетворяют их потребность
в безопасности и защите. Если от ребенка
не требуют, чтобы он ложился спать в
определенное время или ел через какие-то
регулярные промежутки времени, это
только вызовет замешательство и испуг.
В этом случае у ребенка не будет в
окружении ничего стабильного, от чего
можно зависеть. Маслоу рассматривал
родительские ссоры, случаи физического
оскорбления, разлуку, развод и смерть
в семье в качестве моментов, особенно
вредных для благополучия ребенка. Эти
факторы делают его окружение нестабильным,
непредсказуемым и, следовательно,
ненадежным.

Потребности
безопасности и защиты также в большой
мере влияют и на поведение людей, вышедших
из детского возраста. Предпочтение
надежной работы со стабильным высоким
заработком, создание сберегательных
счетов, приобретение страховки (например,
медицинской и по безработице) можно
рассматривать как поступки, отчасти
мотивированные поисками безопасности.
В какой-то мере система религиозных или
философских убеждений позволяет человеку
организовать свой мир и окружающих
людей в единое, наполненное смыслом
целое, таким образом давая ему возможность
чувствовать себя «в безопасности».
Другое проявление потребности в
безопасности и защите можно видеть,
когда люди сталкиваются с реальными
чрезвычайными обстоятельствами —
такими, как войны, наводнения, землетрясения,
восстания, общественные беспорядки и
тому подобное.

Маслоу предположил,
что определенные типы невротических
взрослых людей (особенно
обсессивно-компульсивный тип) в основном
мотивированы поиском безопасности.
Некоторые невротические больные ведут
себя так, как если бы надвигалась большая
катастрофа, неистово пытаясь организовать
свой мир в надежную, стабильную, четко
организованную структуру, где не могли
бы появиться новые непредвиденные
обстоятельства. Потребность в безопасности
больного неврозом «часто находит
специфическое выражение в поиске
защитника: более сильного человека или
системы, от которых он может зависеть»
(Maslow,
1987, р. 19).

Пирамида потребностей Маслоу

Концепция потребностей Абрахама Маслоу, пожалуй, является наиболее известной из всех. Психолог не только классифицировал потребности людей, но и сделал интересное предположение. Маслоу заметил, что у каждого человека индивидуальная иерархия необходимостей. То есть существуют основные потребности человека – они еще называются базовыми, и дополнительные.

Согласно концепции психолога, абсолютно все люди на земле испытывают нужды всех уровней. Причем существует следующий закон: основные потребности человека являются доминирующими. Однако надобности высокого уровня так же могут напомнить о себе и стать мотиваторами поведения, но это происходит только тогда, когда удовлетворены базовые.

Основные потребности людей – это те, что направлены на выживание. В основании пирамиды Маслоу находятся базовые необходимости. Биологические потребности человека являются самыми важными. Далее следует нужда в безопасности. Удовлетворение потребностей человека в безопасности обеспечивает выживание, а также ощущение постоянства условий жизни.

Человек ощущает нужды более высокого уровня только тогда, когда он сделал все, чтобы обеспечить свое физическое благополучие. Социальные потребности человека заключаются в том, что он испытывает нужду в объединении с другими людьми, в любви и признании. После удовлетворения этой необходимости на первый план выдвигаются следующие. Духовные потребности человека заключаются в самоуважении, в защите от одиночества и в том, чтобы чувствовать себя достойным уважения.

Далее, на самом верху пирамиды потребностей находится нужда в том, чтобы раскрыть свой потенциал, самореализоваться. Подобную потребность человека в деятельности Маслоу объяснил как желание стать тем, кем он изначально является.

Маслоу предполагал, что эта нужда является врожденной и, самое главное, общей для каждого индивида. Однако в то же время очевидно, что люди разительно отличаются друг от друга по своей мотивации. По разнообразным причинам далеко не каждому удается добраться до вершины необходимости. На протяжении всей жизни потребности людей могут варьироваться между физическими и социальными, поэтому они не всегда осознают нужды, например, в самореализации, поскольку чрезвычайно заняты удовлетворением низших желаний.

Потребности человека и общества разделяются на естественные и неестественные. Кроме того, они постоянно расширяются. Развитие потребностей человека происходит за счет развития социума.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем более высокие нужды удовлетворяет человек, тем ярче проявляется его индивидуальность.

Какие потребности есть у человека

Человек — один из представителей животного мира, с присущими другим видам инстинктами и нуждами. В тоже время мы обладаем более высоким интеллектом, чувствами, волевыми качествами. Такое сочетание обуславливает наличие потребностей двух уровней: базового и дополнительного (основного и вторичного).

Основные потребности

Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы

ФизиологическиеЭкзистенциональные
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище.Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д.

Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.

Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.

Базовые потребности могут видоизменяться с возрастом в пользу превалирования одних над другими. Сон, к примеру, имеет большее значение для маленьких детей и пожилых людей, а в молодости мы способны обходиться минимальными часами отдыха и чувствуем себя при этом бодрыми.
Секс, как первичная потребность, также, по ряду причин может утрачивать приоритетность с возрастом, а в подростковом возрасте является приоритетным.

Часто возникают вопросы о безопасности как необходимости для существования. Человек всегда испытывал опасность от явлений окружающего мира или других людей. Цунами, сход ледников, нападение диких зверей или других племен — все это заставляло человека защищаться или убегать. Со временем были сформированы целые институты, которые должны защитить отдельного индивида от внешних вторжений (армия, полиция, МЧС). Именно поэтому безопасность является первичной потребностью, мы должны понимать, что наша жизнь и имущество находятся под охраной, защищены.

Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.

Второстепенные потребности

Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.

В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:

  • Духовные. К ним можно отнести потребность в получении новых знаний о мире, поиск смысла жизни и своего места в ней, развитие творческих способностей, стремление к гармонии.
  • Социальные – любовь, дружба, взаимодействие с другими людьми, ощущение себя частью социума, отдельной социальной группы (класса, рабочего коллектива, семьи).
  • Престижные. Речь идет о нуждаемости в признании наших успехов, достойной самооценке, уважении со стороны других членов сообществ, в которые мы входим.

Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.