Генетическая эпистемология

Психологическая энциклопедия

#
A
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
M
N
O
P
Q
R
S
T
U
V
W
X
Y
Z

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

Генетическая Эпистемология

Генетическая Эпистемология(англ. genetic epistemology) — гносеологическое учение Ж. Пиаже, охватывающее большой круг проблем, связанных с исследованием психологических механизмов, обусловливающих структуру знания и ее развитие. Согласно Пиаже, эти проблемы группируются по 2 основным пересекающимся направлениям: онтогенетическое развитие, закономерности которого выявляются с помощью психологического эксперимента, с одной стороны, и общие теории современной логики и математики — с др. Эпистемология (теория познания) предполагает «уже решенными проблемы логики», поэтому она включает в себя логические схемы так же, как и психологические данные. Г. э. представляет собой продолжение и дальнейшее развитие биогенетической концепции (см. Биогенетический закон), т. к. между онтогенезом и филогенезом складываются, по Пиаже, те же отношения, что и между эмбриологией и сравнительной анатомией. Развитие знаний — как исторически, так и генетически — имеет исходным пунктом состояние относительного феноменализма и эгоцентризма, при котором ведущим является познание очевидного и невозможность осмыслить собственную позицию как познающего субъекта. Развитие знания идет как путем конструирования, обусловленного все большим проникновением в сущность субъекта, так и путем размышления, направленного на собственную познавательную активность. Каждая область знания включает в себя элементы общей координации (т. е. определенную логико-математическую структуру), и в то же время любая логико-математическая структура есть потенциальный носитель частного содержания; при этом относительный вес каждого из этих компонентов есть показатель того, в какой мере данная наука определяется в своем содержании «общими координациями» (логика, математика) или специфическими особенностями объектов (физика, биология). Постулируя взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания и выводя отсюда прогресс знания, Пиаже имплицитно связывает это с постулированием критерия истинности, как если бы общая координация действий субъекта автоматически предполагала точное определение структуры реальности.Г. э. включает в себя анализ знания как внутри отдельных наук, так и взаимоотношений между ними, общую структуру научного знания в историческом развитии и систему наук на современном этапе. Особая роль при этом отводится психологии, занимающей «ключевую позицию в системе наук» в том смысле, что др. науки хотя и «не зависят от психологии в своих методах и теоретических структурах», но овладение этими структурами «возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии» (см. Психологизм). Примером может служить проведенный Пиаже генетический анализ формирования таких физических понятий, как «скорость» и «длительность времени», в результате которого он показал, что генетически эти понятия возникают из отношений пространственного порядка.

Цели

Цель генетической эпистемологии заключается в том, чтобы связать действительность знания модели ее построения. Это показывает , что , как знание было получено влияет , насколько обоснованно. Например, наш опыт гравитации делает наше знание о нем более достоверно , чем нашей теории о черных дырах . Генетическая эпистемология также объясняет процесс того , как люди развивают познавательно от рождения на протяжении всех своей жизни в четырех основных этапах: сенсорно ( от рождения до 2 возраста), предоперационный (2-7), конкретного оперативного (7-11), и формального эксплуатационного ( 11 лет и далее). Основной акцент делается на молодые годы развития. Ассимиляция происходит , когда восприятие нового события или объекта происходит обучаемому в существующей схеме и, как правило , используется в контексте самомотивации. В проживание , один приспосабливает опыт в соответствии с результатом задач. Высшая форма развития уравновешивания . Уравновешивание охватывает как ассимиляцию и жилье, обучаемые изменениям , как они думают , чтобы получить лучший ответ. Это верхний уровень развития.

Пиаже считал, что знание является биологической функцией, которая является результатом действий индивидуума пути изменения. Он также отметил, что знание состоит из структур, и идет о адаптации этих структур с окружающей средой.

Генетическая эпистемология Пиаже находится на полпути между формальной логикой и диалектической логикой. Эпистемологии Пиаже на полпути между объективным идеализмом и материализмом .

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Теория схемы Пиаже

  1. Мысль проходит через ряд стадий развития ; на каждом этапе применяется формальная логика на определенную стадии дифференцировки , которые могут быть охарактеризованы с помощью алгебры , в которой точно такие-таком применяется математическая структура, соответствующая аксиом логики на этой стадии; эта логика проявляется сначала в действиях, то на относительно ранней стадии сенсомоторных операций (в конкретном математическом смысле этого слова, в отличии от «действий» , которые эквивалентны отношения , но еще не математические операции), и , наконец , в операциях, выражать свои мысли, сознательная целенаправленная деятельность.
  2. Материальная основой для перехода от интеллекта к представлению и от представления концептуальной мысли является интериоризация практической деятельности.
  3. Последовательные этапы понятий проявляются в развитии ребенка подразумевают отношения дедукции в математической логике и в развитии мышления в других планах развития, например, в истории науки и истории познания в антропологической области.

Пиаже опирается на полный спектр современных математических знаний, обширной эмпирической базы наблюдения обучения детей младшего возраста, построенных в его институте и отчеты наблюдений детей старшего возраста и общих знаний о развитии знаний в истории.

(1) С точки зрения диалектической логики, мы должны согласиться, что на каждом этапе развития, на каждое «определение Абсолюта» в терминологии Гегеля, формальная логика применима. Доказательство Пиажа это поразительно, и его демонстрация того, как этапы развития ребенка думали пройти через определенный ряд, который дедуктивный в определенном смысле, с точки зрения математики является оригинальной и глубокой.

Однако, с точки зрения понимания развития (и это позиция Пиаже), что важно не определение каждой стадии, но переход от одного к другому; и для этого необходимо, чтобы продемонстрировать внутреннее противоречие в логике этой плоскости.

Поскольку Пиаже опирается на математической логике более развитой , чем то , что было известно Гегелю , это будет необходимо исследовать эти структуры , чтобы увидеть , если это спекулятивное предложение оказывается действительным.

(2) Понятие интериоризации действительно основа материалистического развития мысли. Тем не менее, Piaget, как профессиональный психолог-ребенок становится жертвой объективного идеализма любого профессионала, возвышения предмета своей конкретной профессии от того , аспект материального мира , чтобы быть его хозяином. .

Таким образом, так как его тело авторитетной эмпирической работы в связи с развитием в раннее детстве, он навязывает схемы , подходящую для этого пола-человеческого субъекта по развитию подростков, размышляет о его возможном отражении в антропологическом развитии и путает его с историей развития наука и философия . Я говорю «путает» , потому что Пиаж осознает , что его схема , кажется, не применяется в этой области. В этом смысле, заряд объективного идеализма может показаться несправедливым, но с смешения он не идет дальше и искать последствия этого несоответствия, но стремится свести его к минимуму.

Сосредоточив внимание на раннем детстве (как, впрочем, он должен, это его профессия, и его институт внес огромный объем эмпирического материала) (? Зоологический), Пиаж видит то, что биологически человек, но не то, что социально (исторически) человек, и человечество, по существу, социальное, в конце концов.

(3) На стороне плюс, это должно быть сказано, что Piaget сделки раз и навсегда с любой идеей врожденного интеллекта, и делают полностью убедить перспективу полностью генетическим (т.е. развития) разработки интеллекта, предполагая только животные инстинкты таких а захватывая и сосать и сенсомоторной «оборудование», способный отражать высоко развитые отношения. Слабость в теории Пиаже может быть, что не существует доказательств в том, как один переход от одного этапа к другому. Может кто-то прогрессировать от одной стадии вперед, но вернуться назад, а затем снова двигаться вперед?