Гештальт-психология и гештальт-терапия

Какие проблемы решает этот вид психологии?

Гештальтпсихология позволяет осознавать наши переживания и выбрать правильное для них решение. Но для этого человеку нужно абстрагироваться от своего прошлого опыта, очистить свое сознание от стандартов культурных и личных традиций.

Основатели данного направления в психологии выделили 5 основных этапов, позволяющих осознать и решить возникающую проблему:

  1. Возникновение проблемной ситуации – на этом этапе появляется чувство напряженности, которое стимулирует творческие силы.
  2. Анализ проблемы и ее осознание – восприятие целостного образа проблемной ситуации.
  3. Решение проблемы – мыслительные процессы проходят неосознанно.
  4. Альтернативные методы решения проблемы (инсайты)
  5. Исполнение.

Понятие инсайта в психологии гештальта стало основополагающим. Оно объясняло все формы мыслительной деятельности, в том числе и продуктивной. Индивид и его окружение рассматривались только как единое целое.

Благодаря многим трудам гештальтпсихология стала широко применяться в области психотерапевтической практики. На ее принципах было построено самое распространенное направление в современной психотерапии – гештальттерапия. Вне всякого сомнения, можно сказать, что гештальтпсихология внесла огромный вклад в развитие мировой науки.

Кому рекомендуется

Гештальттерапия имеет более широкий диапазон применения, чем любая другая психологическая школа. Это индивидуальная и групповая терапия, семинары, работа с детьми и семьями. Эта психотерапия практикуется в обычных больницах, в частных клиниках, а также в центрах личностного роста, терапевтических группах и т.п.

Гештальтпсихология наиболее полезна для клиентов, открытых работе над самосознанием, а также для тех людей, которые желают научиться быть ответственными. Такая психотерапия отлично подходит для клиентов, страдающих от повышенной тревожности, депрессии и заниженной самооценки.

Гештальттерапия работает с клиентами любых возрастов и с самыми разными психологическими проблемами. Она традиционно считается наиболее эффективным подходом для чрезмерно социализированных, тревожных и лиц с нарушенными границами. Особенно это относится к перфекционистам, а также к клиентам с депрессиями и фобиями, то есть к тем людям, чьё ограниченное функционирование возникло в результате «внутренних ограничений».

Кроме того, гештальттерапия успешно используется при лечении широкого круга «психосоматических расстройств», в том числе язвенного колита, мигрени, спазмов спины и шеи. Гештальттерапевты также работают с лицами, испытывающими сложности взаимодействия с авторитетными фигурами, с парами, с широким диапазоном интрапсихических конфликтов. В психиатрии известно немало случаев, когда гештальттерапия эффективно помогала психопатам и больным с тяжёлыми нарушениями характера.

Ещё полвека назад Фридерик Перлз предрекал, что, начиная с 1970-х гг, гештальтпсихология выделится в отдельное течение, а в дальнейшем станет могущественной психотерапевтической силой. Его пророчество полностью исполнилось. Сегодня, наверное, нет таких людей, которые хоть что-либо не знали бы об этом психологическом направлении. С помощью гештальттерапии клиент получает возможность осознанно выбирать своё поведение, использовать разные аспекты личности, делать жизнь наполненной, избавляться от психосоматической либо невротической симптоматики. Эта личность умеет противостоять манипуляциям окружающих и сама обходится без манипулирования. Иначе говоря, человек учится крепко стоять на ногах.

Взгляд в историю гештальтпсихологии

До 1940-х годов в мире психотерапии царил метод Фрейда. Его немецкий ученик – Фриц Перлз совместно со своей супругой пересмотрели свои взгляды на его теорию. Они добавили новые понятия и немного поменяли способ общения с человеком на сеансе.

Гештальт-психология и гештальт-терапия

«Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности» — это первая изданная книга на данную тематику, написанная им вместе с Полом Гудменом. По её концепции и принципам проводилась психотерапия в клинике (точнее, просто в квартире) Перлзов.

Что представляла из себя такая психотерапия? Фриц вступал в конфликт с клиентами, поднимал у них сильную бурю негативных эмоций. Чуть позже была введена терапия в группе, поскольку он считал индивидуальный формат слишком устаревшим.

В сети можно найти редкие исторические кадры его гештальт-сеансов, посмотрев которые (правда, только с русскими субтитрами, а не с русским переводом) вам станет понятен его метод:

Со временем такая практика распространилась по всей Европе. Только отношение к людям на сеансе стало более лояльным (что это?). Хотя некоторые заядлые гештальт-терапевты до сих пор остаются приверженцами старой школы и могут позволить себе накалить атмосферу.

Помните картинки, где изображена то ли ваза, то ли лица людей, которые смотрят друг на друга? Что-то из этого становится основной фигурой, а что-то, соответственно, фоном для неё.

Гештальт-психология и гештальт-терапия

Эдгар Рубин изучал это явление. Пришёл к выводу, что некоторые ситуации из жизни человека становятся главными, на них обращается больше внимания. Всё остальное отходит на задний фон.

Какие проблемы решает гештальт

По мнению Ф. Перлза цель психотерапии – помочь клиенту обрести самопознание, разобрать запросы и научиться опираться на собственные силы. Поэтому любой психотерапевтический прием должен основываться на принципах человеческого поведения и быть понятным для клиента.

Перед походом к гештальтисту нужно знать и помнить: психотерапевт не решает конкретную задачу. Он помогает клиенту осознать первопричину проблемы и научить.

Оставаться в контакте с самим собой.

Понимать и не игнорировать свои желания, потребности в тот момент, когда они возникают, не перебегая в прошлое или будущее; ощущать эмоциональное и физическое состояние: удобно ли я сижу, что болит/не болит, что я могу сделать, чтобы позаботиться о себе.

Пребывать в контакте с окружающими.

Улавливать изменения настроения, эмоции, слушать речь, понимать ее содержание; распознавать невидимые с первого взгляда мотивы поступков; грамотно взаимодействовать с окружающими, делиться опытом, получать знания.

Найти оптимальный баланс контакта с самим собой и с другими.

Часто происходит, что один человек больше «уходит» в общение, а другой полностью погружается в себя. Это значит, что человек просто не осознает своих действий, не делает выбора, живет по привычному сценарию.

Снимать мышечные блоки, телесные зажимы.

Отслеживать, принимать движения пальцев, глаз, шеи; понимать первопричину болезненных или неприятных физических ощущений, которые игнорировались раньше; избавиться от пренебрежительного отношения к телесности, свойственного нашей культуре.

Осознанно проживать жизненные ситуации.

Грамотно интерпретировать текущий момент; находить причинно-следственные связи в каждой конкретной ситуации; не пытаться соответствовать чужим ожиданиям; не переносить свои ощущения на другого человека, не принимать его ощущения за свои собственные;

Оставаться здесь-и-сейчас.

Ощутить присутствие в настоящем времени: прочувствовать свои эмоции, не наслаивая на них воспоминания о прошлом или мысли о будущем; не совершать действий «на автопилоте»; простить детские обиды на родителей; понимать смысл прочитанной главы из книги, распробовать вкус блюда, слышать музыку.

Понимать и использовать сны для самостоятельной терапии.

Записывать повторяющиеся, кошмарные, самые интересные и непредсказуемые сны; уделять особое внимание снам, которые снились ночью после сеанса психотерапии; понять, какое послание сознание заложило в этот сон; правильно расшифровать сон для того, чтобы лучше понять самого себя

Правильно работать с чувствами.

Распознавать, осознавать, интерпретировать, выражать эмоции; понять взаимосвязь непрожитых чувств с телесными зажимами, физическими заболеваниями; проживать эмоции на полную силу вместо того, чтобы чувствовать себя бездушными роботами.

Определять важность фигуры на общем фоне. Понять, что решение проблемы обычно лежит на поверхности; отучиться придумывать себе невероятные проблемы, цепляться за них; сознательно переводить фокус внимания на свои настоящие потребности, вместо того, чтобы размышлять о непрожитом или дожидаться будущего

Понять, что решение проблемы обычно лежит на поверхности; отучиться придумывать себе невероятные проблемы, цепляться за них; сознательно переводить фокус внимания на свои настоящие потребности, вместо того, чтобы размышлять о непрожитом или дожидаться будущего.

Закрывать незавершенные гештальты.

Вспомнить, воссоздать и прожить заново незаконченные ситуации; довести до логического завершения прерванную ссору, отношения; использовать особые приемы для того, чтобы рассказать о своих чувствах и попытаться понять чувства другого; завершить долгоиграющие проблемы на работе, в отношениях.

Расширить зону самосознания.

Осознать себя как индивидуальность; адекватно оценивать свои таланты, навыки, способности, интеллект, действия; не переносить неудачный старый опыт в настоящую жизнь; не отождествлять себя с мнением окружающих.

Освоить самотерапию.

Каким бы опытным не был терапевт, он не даст конкретного совета по поводу того или иного клиентского запроса. Во время сеанса он подмечает закономерности, конкретизирует или обобщает, приводит примеры. То есть делает все, чтобы клиент сам осознал проблему и увидел приемлемый для себя способ поменять сложившийся способ жизни на более успешный.

Гештальт помогает обратиться к себе в текущей настоящей ситуации: пережить, поплакать, разобраться в ощущениях, позаботиться о себе, открыто сказать о своих потребностях. Конечно, он не решит все проблемы одномоментно, не сделает человека богатым после первого сеанса терапии. Но счастливее сделает наверняка.

Плюсы и минусы гештальт терапии

Идеальных подходов в психотерапии не существует. Есть те, которые подходят конкретному человеку. Прежде, чем начинать поиски терапевта, нужно узнать о сильных и слабых сторонах терапии.

Плюсы:

Любовь к экспериментам, незацикленность на конкретных техниках.
Гибкий подход к клиенту: метод не «заточен» под конкретный тип личности или однотипные проблемы.
Возможность изменить структуру терапии прямо во время сеанса.
Учитывает особенности мировоззрения клиента.
Работает со старыми проблемами, действительно очень старыми.
Работает с экзистенциальными проблемами (в чем смысл жизни) и с мелкими бытовыми неурядицами (как осмелиться попросить повышения зарплаты ).
Ориентируется на результат, который определяет сам клиент.
Особое внимание уделяет личности, а не проверкам новых методик.

Минусы:

  • Требует достаточного клиентского опыта, чтобы научиться понимать все, что происходит во время сессии. Поэтому не подходит для быстрого решения конкретных проблем за 2-3-5 встреч с терапевтом.
  • Не дает клиенту конкретных советов, прямых ответов на поставленные вопросы, четкого плана действий.
  • Подключает все чувства (на сеансах придется плакать, горевать, переживать прежние разочарования).
  • В большой мере зависит от компетентности терапевта.

Гештальт терапия – современный и один из наиболее распространенных методов со своей теоретической базой, методологическим обоснованием и проверенным практическим арсеналом. Терапевтические техники традиционно относятся к действенным методам лечения и профилактики тревожных расстройств, фобий, депрессии, психосоматических болезней, внутриличностных и межличностных конфликтов. Используется для индивидуального, семейного и группового консультирования, клинической практики.

Гештальт терапия: техники и приемы

Основная задача человека на сеансе гештальттерапии – не столько думать, сколько чувствовать. Главный инструмент: техники, с помощью которых осознаются стадии контакта и механизмы их прерывания.

Цикл контакта

Контакт в гештальттерапии — это процесс удовлетворения потребности. Цикл контакта — это формирование гештальта (проблемы, желания) и его последующее разрушение. Чтобы удовлетворить любую потребность (например, поесть), нужно пройти четыре стадии контакта:

  1. Предконтакт (стадия осознавания) – я понимаю, что хочу есть.
  2. Контакт (стадия мобилизации) – я ищу, что бы съесть.
  3. Финальный контакт (стадия действия) – я ем.
  4. Постконтакт (стадия удовлетворения) – я перевариваю и получаю удовольствие.

Если на одной из стадий контакт прерывается, потребность остается неудовлетворенной, а гештальт – незакрытым. Происходит это по одному из четырех механизмов прерывания.

Проекция.

Происходит, когда мы приписываем внешнему миру что-то из своего прошлого опыта. Таким образом, мы проецируем на события или людей свои ожидания, переживания, страхи. В итоге – получаем от внешнего мира совсем другую реакцию, чем ожидалось.

Терапевтическая работа заключается в том, чтобы научиться присваивать себе «запретные» чувства: злость, ярость, растерянность, бессилие. Здесь помогает техника работы со сновидениями. Клиент запоминает яркий сон, после чего разбирает его вместе с терапевтом. Все элементы сна рассматриваются как части личности клиента. Каждого живого и неживого героя своего сна клиент «примеривает» на себя, так присваивает себе разные чувства.

Интроекция.

Происходит, когда мы принимаем новую информацию без проверки, что называется «на веру». Когда это происходит в детстве – это нормально. Но когда взрослыми мы «проглатываем» чужие убеждения, взгляды на жизнь, ценности, то не можем ними осознанно пользоваться. В итоге – ведем себя неестественно, терпим неудачу.

Терапевтическая работа направлена на труднопереносимые, избегаемые чувства вины и стыда клиента. Здесь помогает упражнение с заменой понятия «должен» на «хочу». Клиент выписывает списком все, что он по его мнению должен делать для других. Во второй части переписывает те же фразы, но вместо «я должен» пишет «я могу». В третий раз фразы переписываются со слов «я хочу».

Слияние.

Происходит, когда мы жертвуем собой ради «вечной любви», «вечного счастья». Ради возможности не решать, не брать на себя ответственность. В итоге – живем чужой жизнью, чувствуем себя несчастными.

Терапевтическая работа начинается с признания своей отдельности, за которыми следует признание чувства одиночества и освобождения. Здесь помогает анализ любимого фильма или книги. Клиент вспоминает героя, с которым себя отождествляет. От имени героя рассказывает, что чувствует в той или иной ситуации, пытается понять мотивы своих поступков.

Ретрофлексия.

Происходит, когда мы оборачиваем нерастраченную негативную энергию на самих себя. Вместо того, чтобы выразить негатив, мы как будто замыкаем потребность в своем теле. В итоге – невыраженные эмоции «съедают» нас изнутри, превращаясь в патологическое подавление внутренних импульсов.

Терапевтическая работа направлена на телесные ощущения: зажимы, напряжение, резкую боль, которые клиент ощущает при блокировании энергии. Здесь хорошо работает упражнение «Продай свою боль». Клиент сначала лепит из пластилина свою боль так, как он ее ощущает. Потом пытается «выгодно продать» ее терапевту. При этом рекламирует боль вместе с выгодами, которые она приносит (например, резкая боль в сердце помогает прекратить неприятный разговор).

Предложенные техники – это только примеры. В арсенале грамотного терапевта есть десятки упражнений для каждого клиентского запроса.

Преимущества гештальт терапии в том, что она не ограничивается решением проблем. Эта мощная, динамичная, открытая новым веяниям система стала также эффективным методом помощи людям в личностном и карьерном росте, реализации своего потенциала и предназначения.

Что это за направление в психологии?

Гештальтпсихология — это одно из самых неоднозначных и обсуждаемых направлений на Западе.

Суть его заключается в том, что индивидуум воспринимает окружающую реальность не как набор отдельных фрагментов или единиц, а как мир упорядоченных сочетаний взаимно расположенных предметов и/или их частей.

Исходя из этого, к работе с сознанием и его изучению следует подходить целостно, не расчленяя его (сознание) на элементы.

Предмет исследования

Гештальт-психология и гештальт-терапия

Когда научная школа находилась на этапе становления, предметом гештальтпсихологии было феноменальное поле.

Затем внимание сместилось с восприятия на попытки объяснить мыслительные механизмы

Основатель

Основоположником данного направления стал немецкий психолог Макс Вертгеймер, гештальтпсихология для которого была новой и эффективной формой психоанализа. Работали над развитием гештальтпсихологии такие представители, как Курт Левин, Вольфганг Келлер и Курт Коффки.

Основные идеи, положения, принципы, понятия

Центральный тезис или идея гештальтпсихологии: «Целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей».

Отец-основатель гештальтпсихологии рассматривал мышление как последовательную смену гештальтов, т.е. видение одной и той же проблемы под разными углами. Из этого вытекают основные положения направления психологии:

  1. Все психические процессы имеют определенную структуру и такое качество, как целостность. Структуру можно разбить на элементы, но они будут вторичны по отношению к целому. Т.е. сознание — это сложная структура, где все единичное тесно связано между собой и образует цельность.
  2. Константность восприятия. Как бы ни менялись условия восприятия, некоторые объекты/явления/предметы и присущие им свойства будут восприниматься одинаково и неизменно по отношению к самим себе.

Ключевые принципы гештальтпсихологии, определяющие научную школу:

  • близости (все, что находится рядом, воспринимается в совокупности);
  • схожесть (все, что имеет сходство по форме, цвету и объемам воспринимается в совокупности);
  • целостность (восприятие стремится упростить и довести до цельности);
  • замкнутость (фигуры должны обладать формой);
  • смежность (близкое расположение стимулов во временном и пространственном поле);
  • единая зона (гештальт формирует актуальное восприятие ровно, как и пережитый опыт вместе с научением).

О становлении психологии, как науки о сознании человека, читайте здесь.

Законы

  • закон фона и фигуры (фигуры воспринимаются как единое и завершенное, а фон как нечто непрерывное, расположенное на последующем за фигурой плане);
  • закон транспозиции (психика реагирует не на единичные раздражители, а на их соотношение);
  • закон прегнантности (при наличии альтернативных вариантов человек склоняется к восприятию самой элементарной и стабильной фигуры);
  • закон константности (все стремится к постоянству);
  • закон близости (стремление к объединению в единое целое объектов, смежных в пространстве и времени);
  • закон замыкания (когда человек встречается с непонятным, мозг пытается преобразовать данный объект во что-то доступное).

Достоинства и недостатки

Гештальт-психология и гештальт-терапия

К плюсам гештальтпсихологии можно отнести проработку таких важных проблем, как восприятие, память, мышление и межличностных коммуникаций.

Также были затронуты и подробно рассмотрены проблемы творческого мышления.

Был выявлен феномен «инсайта» как концентрации на целостности структуры ситуации.

Через исследование восприятия были выявлены законы «фигуры», «транспозиции» и т.д.

Основной минус гештальтпсихологии — это небольшой теоретический потенциал, который был исчерпан уже к 30-ым годам.

При этом не все выводы и интерпретации в направлении обоснованы (например, вопрос изоморфизма). Часть положений гештальтпсихологии имеет достаточно нечеткую формулировку.

Проекция и интроекция в гештальт-терапии

Для повышения осознанности психологи учат клиентов работать с двумя основными защитными механизмами — проекцией и интроекцией:

  • Проекция — это особенность психики, когда человек склонен приписывать живым и неживым объектам свойства, присущие собственному внутреннему миру. Человек по своей природе склонен предвосхищать события, опираясь при этом на свой негативный опыт. В речи клиента это проявляется изобилием местоимений «они», «ты». Человек не в состоянии признать в себе злость или неприязнь, жалуется на других, проецируя на них свои эмоции: «я не нравлюсь им», «ты меня не ценишь».
  • Состояние, когда человек переносит на других качества или эмоции, которыми он обладает сам или хотел бы иметь, называется зеркальная проекция. Нередко эта ситуация не позволяет индивидууму признать свои ценные черты или качества, приписывая их посторонним людям, а себя считая недостойным обладания.
  • Ситуация, когда человек переносит на других свойства или эмоции, которые не желает признать в себе, именуется проекцией катарсиса.
  • Также существует дополнительная проекция, когда индивидуум придает другим надуманные свойства, установки, эмоции, которые каким-нибудь образом оправдывают его собственные неприглядные качества.
  • Механизм, при помощи которого человек усваивает чужие идеи или принципы без критической оценки и осмысления, называется интроекция. Такие вещи носитель транслирует безапелляционным тоном. Например: «старших нужно уважать», «опаздывать некрасиво», «недопустимо причинять человеку боль».

В процессе развития дети усваивают поведенческие паттерны, установки, представления об окружающих, верования и способы взаимодействия с людьми. Они воспринимают их без понимания ответственности и проецируют в свою жизнь, получая обратную связь. Здоровая позиция взрослого человека заключается в ясном видении мира, осознании своих проекций, проявлении ответственности и сочувствия к другим. В процессе терапии специалист помогает клиенту обрести осознанность и взять на себя ответственность за жизненные события.

Критика гештальт-психологии

Главный довод критиков направлен на то, что позиция гештальтистов опирается на незаконченную, не подтвержденную на практике теорию. А последователи гештальтпсихологии слишком заняты теоретическими формулировками и уделяют мало внимания экспериментальному подтверждению своих гипотез.

Одним из первых критиков гештальтпсихологии был русский академик И. П. Павлов. В 1934 году он выступил с докладом, где высказался о представителях нового направления в психотерапии: «…играют исключительно словами, а не обращаются к действительности». Главной целью критики бал основной подход к познанию «целого целиком». По мнению Павлова познать целое, не разламывая его на части, невозможно. Это как с машиной – как можно понять ее устройство, если не разобрать на детали, не разобраться во влиянии одной части на другую.

Позже критике подвергались теория инсайта, анализ природы мыслительных процессов, результаты экспериментов, главные принципы терапии. Сами гештальтисты признают теоретические противоречия, но утверждают, что возможное непонимание связано с недостаточными знаниями практикующих психотерапевтов, распространяющих ложные представления о терапии. В любом случае эти противоречия используют как дополнение к общей системе.

Психология восприятия для «чайников»: ключевые понятия, фигуры, идеи

Гештальтпсихология — направление науки о психической деятельности, пытающееся объяснить процессы мышления и восприятия. Одним из его предшественников был австрийский философ и психолог Кристиан фон Эренфельс, который и ввел понятие «гештальт» (от нем. gestalt — форма, структура, образ) в 1890 г. Ученый настаивал, что человек не способен воспринимать материальные объекты напрямую: мы взаимодействуем с информацией при помощи органов чувств (прежде всего зрения) и дорабатываем ее в сознании. Под гештальтом Эренфельс понимал некий целостный образ, несводимый к сумме его компонентов.

Незавершенный гештальт

Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз определил главную причину внутреннего ощущения неудовлетворенности жизнью (иначе говоря, отсутствие счастья). По его мнению, фактором, создающим невроз, является не закрытый гештальт. Для его завершения необходимо добиться индифферентного отношения к нему. Чем больше негатива клиент ощущает к ситуации, тем сложнее добиться закрытия гештальта.

Что такое незавершенный гештальт в психологии? Это не достигнутая цель, провоцирующая повторение жизненных ситуаций и связывающая клиента с определенными людьми. Иначе говоря, это:

  • невоплощенные желания;
  • незавершенные дела и планы;
  • непредвиденный и болезненный разрыв личных отношений.

Любой эпизод из жизни, который периодически всплывает в памяти и при этом вызывает сильные негативные переживания, представляет собой незавершенный гештальт.

Избавиться от него следует по двум причинам:

  1. Ситуация вызывает внутреннее напряжение, тревогу и дискомфорт. Создает неудовлетворенность жизнью и снижение самооценки.
  2. Становится серьезной преградой на пути к достижению остальных целей. Человек чувствует неуверенность в своих силах.

Часто такие люди не могут налаживать контакты с окружающими, изматывая их постоянными экскурсами в прошлое и жалобами на неудовлетворенность жизнью. В этом случае помогут сознательные действия по завершении гештальта. Психологи рекомендуют реализовать самую незамысловатую и даже нелепую мечту, на достижение которой не уйдет много сил и времени. Например, можно научиться готовить какое-нибудь экзотическое блюдо, танцевать вальс или плавать брасом. Замечено, что после этого начнут закрываться остальные, более важные гештальты.

Гештальт: принцип «здесь-и-сейчас»

После выражения «незавершённый гештальт» выражение «здесь-и-сейчас» или «здесь-и-теперь» является вто­рым по популярности (и первым по значимости) в гештальт-терапии.

После того, как Вы поняли и осознали, что тормозит Ваш быстрый путь к светлому будущему (куча незавершён­ных гештальтов из прошлого), после того, как Вы закрыли эти незавершенные гештальты, настала пора жить здесь-и-сейчас.

А делать мы этого всё равно не умеем. И вот гештальт-терапия учит, как это делать.

Дело в том, что как говорит наука психология, человеку дан мозг, который может фантазировать, строить в уме воздушные замки — то, чего не может зверь… Но человек слишком увлекается этим фантазированием, считает психология, в ущерб реальной жизни в моменте «здесь-и-сейчас». Примерно, как обладатели интернета, компьютера и телевизора чересчур увлекаются социальными сетями, игрушками и щёлканьем по каналам…

Гештальт пытается вернуть человека из компаний в прошлом — в «сейчас». И из путешествий в будущее тоже воз­вращает. Особенно если эти мысли о будущем связаны только с негативом — со страхами и опасениями, зачастую надуманными и беспочвенными, к примеру.

А ещё есть такая болезнь (она тоже проистекает от способности ума к планированию и абстрактному фантазиро­ванию), называется эта болезнь в психологии «невроз предвосхищения».

Это когда мы делаем одно дело, а думаем в этот момент о следующем деле, которое нам вскоре предстоит. А когда доходит дело до этого второго дела, мы уже начинаем думать о третьем.

Это свойство ума называется у психологов вообще и в гештальте в частности «болезнь канадских лесорубов», ко­торые (согласно шутке-анекдоту) в лесу говорят о женщинах, а будучи в постели с женщинами, говорят с ними … о лесе.

Узнать подробнее об этой проблеме Вы можете, прочитав нашу статью «Невроз предвосхищения».