Опд. ф. 03. экспериментальная психология
Проблема и гипотеза психологического исследования
Характеристика проблемы исследования
Проблема исследования- форма научного отображения проблемной ситуации.
Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой — указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации.
Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области психологических явлений, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их устранение.
Проблема исследования находит конкретизацию в постановке теоретической и методологической проблем, что способствует достижению подлинно научного знания.
Методологическая проблема — сформулированная нерешенная задача в области методологии, признание исследователем наличия затруднений в процессе поиска и разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся.
Проблема исследования непосредственно связана с предметом исследования, но в то же время имеет и свою сᴨецифику.
Проблема исследования является характеристикой некоторой проблемной ситуации, отражением противоречия между типичным состоянием предмета исследования в реальной практике и требованиями эффективного функционирования объекта исследования.
Целью любого научного исследования является решение определенной проблемы. Практически проблема исследования ᴨȇрерастает в цель исследования, которую поставил ᴨȇред собой психолог в процессе разрешения возникшей проблемы, т.е. цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-то проблему.
Гипотеза исследования
Гипотеза исследования- это вероятностное научное предположение, предвидение хода и результата исследования. Гипотеза отражает структуру объекта, характер и сущности связей между его элементами, факторы, обусловливающие эти связи. Она является главным методологическим инструментом исследования.
Гипотезы указывают на способ согласования факторов, составляющих проблемную ситуацию, выражают способ решения проблемы исследования и достижения его целей.
В методологическом отношении гипотезы служат звеном между теоретической концепцией и эмпирической базой исследования. Они предназначены для проверки тех зависимостей, которые включены в теоретическую схему и на изучение котоҏыҳ направлены задачи исследования. В этом плане гипотеза есть своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи.
Гипотезы помогают формулировать проблемы, цели, основные задачи; определить объект и предмет исследования; организовать процесс научного поиска; выбор методов исследования. Проверка гипотез осуществляется на основе выведения из них следствий с последующей эмпирической проверкой с помощью процедур оᴨȇрационализации, измерения, регистрации и анализа.
Гипотеза должна быть современной: ведь ее возникновение подготовлено, как правило, общей логикой развития науки, а подтверждение или опровержение стало возможным именно в данный момент времени. Она не может быть сведена к прогнозированию, так как включает отношение к не выявленному прошлому (историко-психологические гипотезы), непознанному настоящему и будущему (прогностические гипотезы).
К гипотезе предъявляются определенные требования:
Во-вторых, в нее нельзя включать понятия и категории, неясные исследователю;
В-третьих, при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений (гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и применимой к широкому кругу явлений);
В-четвертых, гипотеза должна иметь безупречное стилистическое оформление, простоту и логику изложения с соблюдением принципов преемственности;
Формирование гипотезы — сложный и мало исследованный процесс. Многое зависит от способностей психолога, таких его личностных качеств, как: творческое мышление, проблемное видение, интуиция, конструктивные и проектировочные умения.
Осознание этого несоответствия и приводит к возникновению основной идеи исследования, его замысла и средств осуществления, т.е. к оформлению гипотезы — обоснованного предположения о путях и результатах решения изучаемой проблемы.
Зачем (иногда) нужна контрольная группа?
Контрольная группа играет важную роль. Чтобы систематически исследовать возможную причинно-следственную связь между независимой и зависимой переменной, надо стремиться рассматривать такой набор ситуаций, чтобы воздействие независимой переменной можно было наблюдать изолированно (настолько, насколько возможно), нейтрализуя возможные влияния других переменных. Например, на испытуемых могут воздействовать такие факторы, как сама ситуация тестирования, использованный список слов, помещение, где проводится испытание, посторонние шумы, психологический эффект «принятия лекарства». Люди из группы, А испытывают влияние всех этих факторов, но препарата Х не получают (хотя и не подозревают об этом).
Можно было бы экспериментально исследовать связи между другими переменными. Например, проследить, как время воздействует на эффективность запоминания, то есть изучить влияние переменной «пройденное время», подсчитывая количества вспомненных слов не только через 15 минут после демонстрации списка, но также через 5 и 30 минут. Чем более независимых переменных будет использовано в эксперименте, тем более детальный анализ получится.
Использование контрольной группы позволяет устранить некоторые важнейшие угрозы валидности эксперимента. Во-первых, если бы исследователь отказался от использования контрольной группы и ограничился тестированием, т. е. измерением установок «до-после» просмотра, то обнаруженные изменения в уровне установок можно было бы приписать влиянию на испытуемых самого по себе факта участия в эксперименте
Испытуемые, возможно, осознавали, что они отобраны для важного исследования и стремились некоторым образом соответствовать своей роли и оправдать некие гипотетические «ожидания» экспериментатора. Описанная угроза валидности широко известна и для нее существует несколько обозначений
В психологическом тестировании и экспериментальной психологии это называют «эффектом морской свинки» или «мотивом экспертизы». Иногда применяют термин, возникший в медицине, где при клинических испытаниях новых фармакологических средств и методов лечения часто наблюдают «эффект плацебо», т. е. заметное улучшение статуса у многих участников контрольной группы, в которой вместо реального воздействия использовались индифферентные средства и нейтральные врачебные манипуляции. В социологии самое популярное обозначение систематического смещения, возникающего из-за реакции испытуемых на ситуацию эксперимента — это «хоуторнский эффект».
Что такое гипотеза?
но, Что именно является гипотезой и для чего она нужна?? Гипотезы определяют возможные характеристики и результаты, которые могут существовать между определенными переменными, которые будут изучаться.
С помощью научного метода исследователь должен попытаться проверить правильность своей первоначальной (или основной) гипотезы. Это то, что обычно называют рабочей гипотезой. В других случаях исследователь имеет в виду несколько дополнительных или альтернативных гипотез.
Если мы рассмотрим эти рабочие гипотезы и альтернативы, мы найдем три подтипа: атрибутивные, причинные и ассоциативные гипотезы. Общие или теоретические гипотезы служат для установления связи (отрицательной или положительной) между переменными, в то время как рабочая гипотеза и альтернативы — это те, которые эффективно количественно определяют эту взаимосвязь..
С другой стороны, нулевая гипотеза отражает тот факт, что между изучаемыми переменными нет заметной связи. В случае, когда невозможно подтвердить, что рабочая гипотеза и альтернативная гипотеза верны, нулевая гипотеза принимается как правильная.
Хотя вышеупомянутые считаются наиболее распространенными типами гипотез, существуют также относительные и условные гипотезы. В этой статье мы раскроем все типы гипотез и то, как они используются в научных исследованиях..
Содержательный критерий (критерий операциональной валидности).
Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования. Экспериментатор должен создать модель идеального объекта экспериментального исследования для своего частного случая и по возможности его описать, следуя этому описанию при формировании экспериментальной группы. Характеристики реальной экспериментальной группы должны минимально отклоняться от характеристик идеальной экспериментальной группы.
Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности).
Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена. То есть мы должны учесть все значимые характеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могут существенно повлиять на зависимую переменную. Допустим, необходимо проверить влияние ситуативной тревожности детей на скорость овладения школьными навыками. В этом случае состав экспериментальной группы должен быть подобран так, чтобы в нее входили дети с одинаковым уровнем развития интеллекта. Если же это не удается сделать, то при обработке данных используется нормировка результатов на величину значимого параметра.
Процедура подбора эквивалентных групп и эквивалентных испытуемых называется рандомизацией.
Статистическая гипотеза
Статистическая является не доказанным экспериментальным путем предположением о количественном распределении определенных обозначенных вероятностей, лежащих в основе исследования. Это соответствие выборки определенному классическому нормативному распределению или совпадение определяющих числовых характеристик.
Статистическая гипотеза, как метод, имеет своё применение, когда данные проверки выдвинутой ранее гипотезы, не могут истолковываться, как обоснование для определения гипотетического предположения, поскольку анализ их результата считается несущественным.
В психологической области статгипотеза применяется при формулировке утверждения о несущественном уровне различий полученных показателей в экспериментальных и контрольных выборках. Выдвижение предположения данной направленности проверяется методами математической статистики. На уровень значимости влияет величина выборки и количество проведенных наблюдений.
Процесс работы с применением статистической гипотезы сводится к составлению двух предпосылок: выдвижении основной гипотезы (нулевая гипотеза) и альтернативного ей по смыслу предположения, которое отрицает первую. При сравнении результатов в двух выборках, нулевая догадка свидетельствует о несущественном различии результатов, а альтернативная ей говорит о наличии существенного показателя различий.
Проверка гипотезы на достоверность происходит с применением специальных статистических критериев, параметрических и непараметрических, выбор которых зависит от характеристик используемого массива данных. Параметрические критерии имеют в своем расчете различные, определенные ранее, параметры вероятностного распределения (дисперсия, среднее, стандартное отклонение). Непараметрические критерии не имеют в своем расчете параметров вероятностного распределения, оперируют рангами и частотой, наиболее актуально их применение, когда у исследователя ограничена информация о характеристиках выборки.
Соответственно, на момент выбора статистических критериев исследователь должен иметь максимальное количество информации о той выборке и тех показателях, с которыми он работает, для подборки правильного и адекватного пакет статических методов. Важным моментом является оставлять в приоритете статические критерии, наиболее простые для понимания исследователя и максимально удобные в использовании.
Номинальная шкала (шкала наименований).
По сути, является классификацией наблюдений на взаимно исключающие категории, здесь числа обозначают не меру, не степень, а качество. Такие шкалы используют для различения и отождествления объектов. В один класс попадают тождественные объекты, они соотносятся с одной и той же позицией шкалы. Например, класс всех правшей можно обозначить числом 1, класс левшей -числом 2. Числа здесь фактически являются просто именами, к ним нельзя применять никакие арифметические операции
Поэтому неважно, какие именно числа приписаны каждой категории: можно было бы обозначить иначе (например, число 2 — правши, число 1 — левши)
Номинальная шкала — качественная: она используется для различения данных по их качественным характеристикам.
Примеры: этническая принадлежность, родной язык, номера телефонов, паспортов, ярлыки на одежде, цвет волос, глаз, номера букв в алфавите.
Существует шесть стратегий построения групп:
1) рандомизация;
2) попарный отбор;
3) рандомизация с выделением страт (стратометрический отбор);
4) приближенное моделирование;
5) репрезентативное моделирование;
6) привлечение реальных групп.
Различают два основных типа привлечения испытуемых в группу: а) отбор, б) распределение. Отбор проводят при рандомизации, рандомизации с выделением страт, при репрезентативном и приближенном моделировании. Распределение осуществляется при способе составления групп из эквивалентных пар и исследованиях с участием реальных групп.
Формирование выборки испытуемых экспериментальной группы должно подчиняться ряду правил.
Факторы выборки:
1. Селекция — неэквивалентность групп по составу, которая вызывает систематическую ошибку в результатах.
2. Статистическая регрессия — частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе «крайних» показателей (иначе — корреляция из-за неоднородности группы).
3. Экспериментальный отсев — неравномерное выбывание испытуемых из сравниваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу.
4. Естественное развитие — изменение испытуемых, являющееся следствием течения времени, без связи с конкретными событиями изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накопление опыта и др.).
В качестве независимых переменных в психологическом эксперименте могут выступать:
1) характеристики заданий;
2) особенности ситуации (внешние условия);
3) управляемые особенности (состояния) испытуемого.
Последние часто называют «переменными организма». Иногда выделяют четвертый вид переменных — константные характеристики испытуемого (интеллект, пол, возраст и т. д.).
Характеристика задания — то, чем может манипулировать экспериментатор более или менее свободно. По традиции, идущей от бихевиоризма, считается, что экс-периментатор варьирует только характеристики стимулов (stimulus variables), но в его распоряжении гораздо больше возможностей. Экспериментатор может варьировать стимулы или материал задания, изменять тип ответа испытуемого (вербальный или невербальный ответ), менять шкалу оценивания и т. д. Он может варьировать инструкцию, меняя цели, которых должен достичь испытуемый в ходе выполнения задания. Экспериментатор может варьировать средства, которые имеет испытуемый для решения задачи, и ставить перед ним препятствия. Он может изменять систему поощрений и наказаний в ходе выполнения задания и т. д.
6 стр., 2732 слов
Экспериментальная псих
… дополнительных переменных. 62.Фиксация эксперимента. 63.Виды эксперимента 64.Экспериментальное взаимодействие иследователя и испытуемого. 65.Понятие о психологическом тестировании. Определение психологического теста … дискретных временных серий. План с эквивалентными временными выборками. План временных серий для двух неэквивалентных групп. 4.Планы ex-post-facto 9 неделя …
Выборка и популяция? как составляется выборка- какие есть методы? Всю совокупность потенциальных испытуемых, которые могут быть объектами данного психологического исследования
Всю совокупность потенциальных испытуемых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обозначают как популяцию, или генеральную совокупность.
Множество людей или животных, принимающих участие в исследовании, называют выборкой. Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распространяются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки.
Одно из требований к выборке — репрезентативность. Выборка должна качественно и количественно представлять генеральную совокупность, основные типы потенциальных испытуемых, существующие в популяции. Испытуемые должны быть правильно распределены по экспериментальной и контрольным группам, чтобы все группы были эквивалентными.
Другие виды гипотез
Типы гипотез, которые мы объяснили, наиболее часто используются в научных и академических исследованиях. Тем не менее, они также могут быть классифицированы на основе других параметров.
7. Вероятностные гипотезы
Этот тип гипотезы указывает на наличие вероятной связи между двумя переменными. То есть отношения выполняются в большинстве изученных случаев.
«Если студент не тратит 10 часов в день на чтение, (вероятно) не пройдет курс».
8. Детерминированные гипотезы
Детерминированные гипотезы указывают на отношения между переменными, которые всегда встречаются, без исключения.
Библиографические ссылки:
- Эрнандес Р., Фернандес С. и Баптиста М.П. (2010) Методология исследования (5-е изд.). Мексика: Макгроу Хилл Образование
- Солкинд, Н.Дж. (1999). Методы исследования. Мексика: Прентис Холл.
- Сантистебан, C. и Альварадо, J.M. (2001). Психометрические модели. Мадрид: UNED
Что такое гипотеза
Гипотезой считается научно-исследовательское предположение, подлинность которого предстоит установить. Смысловая нагрузка этого предположения касается выявления наличия (отсутствия) определенных причин (связей, последствий) между установленными исследователем процессами (явлениями). В ходе построения и осуществления исследования, имеющего своей сутью определение истинности или ложности предположения, сама формулировка предлагаемого утверждения может претерпевать корректировки и уточнения.
Метод гипотезы представляет комплексный подход, результатом осуществления которого является установление, определение и расширение теорий и принципов, объясняющих окружающую реальность. Первоначально используется теоретическое ознакомление с изучаемым явлением и попытками его объяснения посредством имеющихся уже закономерностей. При отсутствии описания необходимых закономерностей, исследователь самостоятельно выдвигает возможные предположения о детерминациях и закономерностях интересующих явлений, из числа которых выбирает наиболее вероятные. Далее гипотетическое предположение при помощи теоретических методов, проверяется на степень соответствия необходимым теориям и принципам, перерабатывается и корректируется в соответствии с ними. В заключении проводится экспериментальная проверка выдвинутого предположения.
Гипотетическим предположением признается утверждение, которое удовлетворяет таким характеристикам: включает одно (редко свыше одного) утверждение; процессы и категории, которые являются составляющими догадки, не должны предполагать многозначности толкования и быть четко и однозначно определены исследователем; утверждение должно быть проверяемо, обусловлено определенными фактами и иметь простую логическую конструкцию.
Метод гипотез включает этапы выдвижения (где она формулируется с учетом всех вышеизложенных требований) и проверки определенного выдвинутого предположения (в зависимости от исхода проверки – утверждение либо становится теорией, которая включается в непосредственное практическое использование, либо отбрасывается или претерпевает изменения и становится базой для генерирования новых идей).
Условно разделить догадки можно на теоретические и эмпирические. Первые охватывают проверку на отсутствие противоречий, наличие возможности исследования, соответствия той теории, в рамках которой выдвигается предположение. Эмпирические элементы охватывают наблюдение и экспериментальное исследование предоставленных факторов.
Для того чтобы гипотеза была включена в теорию должен пройти длительный процесс интеграции, вследствие которого бывшее теоретическое умозаключение должно обрести соответствие объяснениям явлений, определяемых теорией. Теория – это постоянная установленная форма, принцип взаимодействия, причинно-следственные связи, которые отражают механизмы функционирования определенных областей реальности. Возникают теоретические закономерности вследствие многократных исследований и тестирований, проверки соответствия гипотетических предпосылок и распространения результатов.
При планировании исследования следует учитывать и ссылаться на уже известные факты и теории, касающиеся выбранной темы, а также учитывать небанальность гипотетической предпосылки и потребность ее доказательства.
При формулировке предположений бывают допущены ошибки, чтобы избежать таковых, необходимо учитывать некоторые особенности. Так, гипотеза должна формулироваться в терминах той научной области, которой она касается, и соответствовать ранее изученным данным, касательно обозначенной проблематики (в случае абсолютной уникальности и самостоятельности гипотезы – не противоречить имеющимся теориям).
Как должна выглядеть инструкция к эксперименту? Важнейшим моментом является разработка и уточнение инструкции
Важнейшим моментом является разработка и уточнение инструкции. Она должна состоять из кратких предложений, каждое из которых включает не более 11 слов. В инструкции с помощью абзацев выделяются смысловые блоки. Ее проверяют на понятность и простоту, проводя предварительный опыт на 5−10 испытуемых.
Инструкция должна включать в себя мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте. Это может быть денежная оплата (характерно для американской и бывшей советской психологии), информация о его способностях и личностных чертах, помощь в решении личных проблем и т. д
Поскольку ситуация эксперимента для большинства испытуемых непривычна, они испытывают тревогу, их внимание может флуктуировать. Кроме того, скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особенностей темперамента, знания языка и т
д. Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию, и повторить ее при необходимости, избегая, однако, дополнительных развернутых комментариев.
Типы гипотез, используемые в научном исследовании
Существует несколько критериев, которым можно следовать при классификации типов гипотез, используемых в науке. Мы будем знать их ниже.
1. Нулевая гипотеза
Нулевая гипотеза относится к тому факту, что нет никакой связи между переменными, которые были предметом исследования. Это также называется «гипотезой об отсутствии отношений», но ее не следует путать с отрицательными или обратными отношениями. Проще говоря, изученные переменные не следуют конкретному образцу.
Нулевая гипотеза принимается, если научное исследование приводит к гипотезе работы и альтернативы не наблюдаются.
пример
«Нет никакой связи между сексуальной ориентацией людей и их покупательной способностью».
2. Общие или теоретические гипотезы
Общими или теоретическими гипотезами являются те, которые ученые устанавливают до начала исследования и концептуально, без количественной оценки переменных. Как правило, теоретическая гипотеза рождается из процессов обобщения через определенные предварительные наблюдения о явлении, которое они хотят изучить.
пример
«Чем выше уровень обучения, тем выше зарплата». В теоретических гипотезах есть несколько подтипов. Например, гипотезы о разнице указывают, что существует разница между двумя переменными, но они не измеряют их интенсивность или величину. Пример: «На факультете психологии учится больше студентов, чем студентов».
3. Рабочая гипотеза
Рабочая гипотеза используется для демонстрации конкретной взаимосвязи между переменными. через научное исследование. Эти гипотезы проверяются или опровергаются с помощью научного метода, поэтому их иногда называют также «операционными гипотезами». Как правило, рабочие гипотезы возникают из дедукции: основываясь на определенных общих принципах, исследователь принимает определенные характеристики конкретного случая. Рабочие гипотезы имеют несколько подтипов: ассоциативный, атрибутивный и причинный.
3.1. ассоциативный
Ассоциативная гипотеза определяет связь между двумя переменными. В этом случае, если мы знаем значение первой переменной, мы можем предсказать значение второй.
пример
«В первый год старшей школы учится вдвое больше учеников, чем во второй год старшей школы».
3.2. атрибутивный
Атрибутивная гипотеза — это та, которая используется для описания событий, которые происходят между переменными. Он используется для объяснения и описания реальных и измеримых явлений. Этот тип гипотезы содержит только одну переменную.
пример
«Большинству бездомных от 50 до 64 лет».
3.3. причинный
Причинная гипотеза устанавливает связь между двумя переменными. Когда одна из двух переменных увеличивается или уменьшается, другая увеличивается или уменьшается. Таким образом, причинная гипотеза устанавливает причинно-следственную связь между изучаемыми переменными. Чтобы идентифицировать причинную гипотезу, необходимо установить причинную связь или статистическую (или вероятностную) связь. Также возможно проверить эту связь путем опровержения альтернативных объяснений. Эти гипотезы следуют предпосылке: «Если X, то Y».
пример
«Если игрок тренируется 1 дополнительный час каждый день, его процент успеха в релизах увеличивается на 10%».
Альтернативные гипотезы пытаются предложить ответ на тот же вопрос, что и рабочие гипотезы.. Тем не менее, и как это можно сделать из ее наименования, альтернативная гипотеза исследует различные отношения и объяснения. Таким образом, можно исследовать различные гипотезы в ходе одного и того же научного исследования. Этот тип гипотезы также можно подразделить на атрибутивные, ассоциативные и причинно-следственные.
Виды гипотез
При рассмотрении гипотез выделяются их виды, основанные на различных принципах классификации. Основное различие гипотетических предположений определяют по представленным познавательным функциям, а также классифицируют по объекту исследования. По познавательным функциям выделяют подвиды: описательную гипотезу и объяснительную. Описательная касается свойств, которые характерны объекту, его структуре, составу, особенностям функционирования.
Описательная также может касаться тем существования чего-либо (экзистенциальная гипотеза), пример таких умозаключений представляет собой идея о существовании и возможном местонахождении Атлантиды.
Объяснительный тип гипотезы рассматривает механизм и обусловленность возникновения объекта, природного явления или обозначенных событий исследования.
Если проследить историческую хронологичность возникновения описанных видов гипотез, то можно заметить характерную логическую закономерность. Первоначально в ходе научного интереса в определенной выбранной области возникают догадки экзистенциального спектра. При условии доказательства существования чего-либо, возникают описательные гипотезы, которые изучают объекты, существующие в реальности и их свойства, и только потом возникают объяснительные гипотетические предположения, стремящиеся выяснить механизмы формирования и возникновения. При дальнейшем изучении объекта гипотезы усложняются и детализируются.
В зависимости от характеристик и масштабов объекта исследования выделяют общие (сюда относят закономерности связи природных, а также общественных явлений, функционирования психики, имеющие общепланетарное подтверждение) и частные (свойства конкретных единичных проявлений, событий, выделенной отдельной группы объектов, частей психики) гипотетические умозаключения.
На начальных этапах построения исследования формулируется, рабочая гипотеза (основная будет выработана позже), являющаяся условной формулировкой, при наличии и помощи которой возможен сбор и систематизация первичных данных. При дальнейшем анализе полученных результатов, рабочая гипотеза может остаться и принять устойчивую форму, либо претерпеть корректировки в связи с несовместимостью с фактами, обнаруженными в ходе исследования.
По типу происхождения гипотезы подразделяются на:
— гипотезы, опирающиеся на реальность (для подтверждения актуальности определенной теоретической модели);
— научно-экспериментальные (устанавливающие детерминацию различных закономерностей);
— эмпирические (были сформулированы для конкретного случая и не могут использоваться для массового объяснения);
— экспериментальные гипотезы (необходимы для организации эксперимента и фактического подтверждения);
— статистические гипотезы (необходимые для сравнения параметров, участвующих и влияющих на достоверность).
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2