Общая характеристика глубинной психологии

Введение

Сегодня, как и во времена первой публикации, отзывы коллег и ученых о З. Фрейде удивительно полярны. Здесь легко найти все: и ненависть, и преклонение, и полное отрицание, и слепое следование каждому слову. Почему же психоанализ на протяжении почти 100 лет оказывается мишенью нападок и предметом восхищения? Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Данная работа посвящена рассмотрению ключевых понятий и методов классического психоанализа Фрейда. В связи с этим предусматривается вынести на рассмотрение такие вопросы:

1) Психоанализ. Понятие и суть.

2) Глубинная психология и психоанализ Фрейда.

3) Ключевые понятия учения.

4) Роль сновидений

5) Основные приемы и методы психоаналитической терапии.

Цель: рассмотреть теоретические и методологические основы психоанализа.

Задачи: 1.рассмотреть психоанализ, историю создания;

2.проанализировать основные приемы и методы психоаналитической терапии;

3.сравнить классический психоанализ и бихевиоризм;

4.узнать ключевые понятия учения;

5проанализировать все факты, отличающие психоанализ от других направлений в психологии.

Объект: психоаналитическое направление в психологии.

Предмет: Личность и ключевые понятия в психоанализе.

Гипотеза: Если психоанализ спустя 100 лет создания актуален при изучении глубинных структур психики, чем другие направления, то психоанализ – самый действенный метод в психотерапии и самая емкая система знаний мировоззрения Личности.

Основные тезисы

Рассматривая научное познание глубины «души», можно выделить основные тезисы, которые характеризуют это течение психологии:

  • Человеческое поведение и его духовное восприятие зависят от происходящих без участия сознания процессов, порождаемых на «окраинах» сознания.
  • Возникающие на уровне инстинктов желания человека, как правило, противоречат установленным культурой и социумом положениям.
  • Согласованное существование влечений наравне с культурными критериями дает начало формированию, развитию и бытию психологического аспекта личности, а также возможностей для ее социального восприятия.
  • Благодаря защитным механизмам психики возможен баланс между неконтролируемыми сознанием влечениями и нормами, которые диктует современная культура.
  • Расстройства невротического характера являются последствиями сбоев, которые нарушают баланс между инстинктами и установленными культурой принципами (это аномальное поведение, неадекватные поступки и т.д.).

Как можно увидеть, психическое представляет собой автономную область и имеет свои переживания, опыт. Поэтому методы глубинной психологии предусматривают уникальный подход к изучению личности, который признает и принимает его автономию. Следовательно, анализируя психическое, можно обнаружить тесную связь его с толкованиями символов из мира грез, порожденными глубинными познаниями мифологии и исследованиями в области культуры, а также результатами исследований относительно проявленных симптомов.

Этиология психического объясняет способность сознания порождать разные символы мифологического или религиозного типа, что воспринимается в качестве проявления духовной реальности или природы инстинкта. Эта теория основана на том, что человек не осознает четкой грани между своей духовной и недуховной сущностью, а потому не знает, куда направляет свою духовность.

Рекомендуем: Асоциальность: что это?

Важными для личности посланиями, которые нельзя игнорировать, являются любые симптомы. С целью их исследования можно применять психологию или психоанализ. Симптомы в этом случае можно воспринимать как метод послания психическим человеку сигнала о том, что он не слушает голос из глубины своего сознания.

Авторы многих трудов, которые легли в основу глубинной психологии, рассматривают разум человека как бодрствующее сознание на фоне психического. Оперируя этими теориями, психология глубинного познания смогла выстроить концепцию изучения переживания и опыта индивидуума в точки зрения множественного числа различных выражений, посланий и интерпретаций.

Это течение ввело новое понятие, противопоставленное архаическому разделению «другости» и «самости», рассматривающее в совокупности субъективную и объективную деятельность как площадь с переменной структурой и возможностью передачи посланий. Получается, что проекция – это имагинальные колебания в пространстве между «отправителем» и «получателем» преобразованного в переживание послания.

Рекомендуем: Что такое деперсонализация?

Но присутствует в этом и прикладной аспект того, что исследуемое пространство интерактивное, ведь «объективное» изучение является ограниченным ввиду того, что исследуемые нами материи могут быть изменены нами самими.

Виды психологических защит

Вытеснение (подавление) – один из элементов психологической охраны, роль которого заключается в том, чтобы мотивировать на устранение чего-либо из рассудка. Двигаясь к области неосознанного чувства, мысли, стремления к действию заставляют поведение влиять на него, ощущать чувство тревожности.

Сублимация – элемент, с помощью которого запрещенное половое влечение, двигается в сторону не возбуждающих предметов, разряжение происходит в виде деятельности или работы, оптимальной для человека и социума. Как считал Фрейд это наиболее продуктивный метод функционирования индивида. Творческий процесс является разновидностью сублимации.

Регрессия – движение назад, предохранительная система, представляющая из себя некую форму психологической адаптации в условиях конфликта либо беспокойства, в том случае если индивид неосознанно склоняется к наиболее ранним, в меньшей степени зрелым и мало соответствующим стандартам поведения, которые, с его точки зрения, выглядят гарантирующими защиту и безопасность.

Замещение – также является механизмом психологической защиты, цель — заменить предмет, на который ориентированы чувства. Если эмоциональное выражение в отношении данного предмета представляет угрозу, то включается механизм замещения. Например, гнев, направленный в сторону наиболее слабого и беззащитного индивида.

Проекция – присвоение другим, собственных обычно преступных вожделений, идей, тем, мотивов, чувств, черт характера и т. п., думая, что получил и воспринял это не внутри себя, а где-то извне. («Не одному человеку невозможно верить, — говорит человек, поступающий не всегда честно и добропорядочно в собственных действиях»).

Рационализация – дает возможность человеку найти оправдание неприемлемым стремлениям для него, тем не менее, существующих для него желаниям, стремлениям, чувствам и мотивам. Желание подыскать им общественно одобряемое обоснование.

Изоляция – защитный механизм задачей, которого является удаление из сознания психологического волнения, переживания, однако, сохраняя при этом его восприятие.

Подразумевается, что в психодинамической терапии, предохранительная (защитная) система искривляет действительность, тем не менее, она высокофункциональна и нужна, так как способна на некоторое время ликвидировать из рассудка условия травмирующего характера. Но в том случае если её элементы становятся чересчур жесткими, твердыми, то способны вызвать затруднения при формировании, развитии и адаптации индивида.

Ключевые понятия концепции

Установлено, что основным регулятором поведения человека является сознание. Фрейд обнаружил, что за оболочкой рассудка спрятан глубокий «бурлящий» слой не осознаваемых индивидом могущественных устремлений, желаний, вожделений. Являясь лечащим врачом, он осознал, что данные неосознанные волнения и аргументы имеют все шансы основательно обременять жизнь, в том числе и быть той причиной, вследствие которой возникает нервно-психологическое заболевание. Все это отослало Фрейда на поиск средств освобождения собственных больных от инцидентов, происходящих между тем, что диктует им рассудок, и потаенными, незрячими, неосознаваемыми побуждениями. Таким образом, на свет появился фрейдовский способ исцеления души, получивший название психоанализ.

Общая характеристика глубинной психологииКлючевые понятия концепции

З. Фрейд анализирует организацию психологического существования в виде модели, обладающей собственными элементами, представляющие собой разнообразные психологические инстанции, отмеченные определениями: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

Оно (ид) – более простая ступень, включает в себя все без исключения данное от рождения на генном уровне, подвластное принципу наслаждения и ровным счетом ничего не понимающее о действительности и окружающем социуме. Ее условия обязана выполнять ступень Я (эго).

Я (эго) – необходимо принципу действительности, вырабатывая несколько элементов, дозволяющих приспособиться к среде преодолевая ее условия. Я (эго) — посредник среди стимулов, идущих непосредственно как из данной среды, так и из глубины организма, с одной стороны, и встречными моторными взаимодействиями с другой. В задачи Я (эго) входит: самосохранение, напоминание полученного навыка внешних влияний в памяти, уклонение от угрожающего воздействия на организм, надзор за условиями, выдвигаемыми инстинктами идущие от Оно (ид).

Особая роль отдавалась ступени сверх-Я (супер-эго), которой отводилось место основы нравственных и религиозных чувств, осуществляющей контроль и играющей роль наказательного агента. В случае если Оно (ид) предрешен, на генетическом уровне, а Я (эго) – продукция персонального навыка, то в таком случае сверх-Я (супер – эго) продукция воздействий, исходящих от других людей. Оно появляется на этапе раннего детства — сопряжено, в соответствии с Фрейдом, с Эпидовым комплексом и остается почти постоянным на протяжении последующих лет. Супер – эго образовывается вследствие механизма установления на основании, совпадения признаков отца и ребенка, цель которого являться моделью.

В случае если Я (эго) решает или совершает действие в целях удовлетворения Оно (ид), но идет против сверх – Я (супер – эго), то в таком случае Оно (ид) ощутит наказание в виде угрызений совести, ощущения вины. Так как супер – эго получает энергию от Оно (ид) поскольку супер – эго зачастую функционирует безжалостно. От усилий, переживаемых под нажимом разной мощи, Я (эго) при помощи «предохранительных механизмов» спасается. К таким предохранителям относятся: вытеснения, регрессии, рационализации, сублимации и другие. Желания устремляются к разрядке, однако, достижение удовлетворенности маловероятно.

Понятие и суть

Глубинная психология объединяет в себе несколько направлений психологической науки, которые имеют схожую основу. Каждое из них говорит о том, что в большей степени на поведение человека влияют скрытые мотивы, которые прячутся за поверхностью сознания.

Эта наука строится на теориях многих известных ученых:

Общая характеристика глубинной психологии

  1. Психоанализ З. Фрейда. Он утверждал, что главная движущая сила любых бессознательных процессов, чувств, переживаний — сексуальная энергия.
  2. Индивидуальная психология А. Адлера. Она называет движущую силу бессознательных процессов чувством власти. Описывает его на примере отношения маленького ребенка к окружающим его взрослым.
  3. Аналитическая психология К. Г. Юнга. Его теории похожи на понимание Фрейда, но он называет движущей силой жизненную энергию.
  4. Логотерапия Виктора Франкла По его мнению психическое развитие происходит тогда, когда личность познает смысл жизни.

Самостоятельные направления глубинной психологии:

  1. Четкое разделение сознания и психики. Их независимое положение относительно друг друга.
  2. Основной всей психической жизни человека являются неосознаваемые глубинные слои.
  3. Формирование личности зависит от бессознательного, поскольку оно является основополагающим поведения.
  4. Главная задача науки заключается в том, чтобы доказать влияние бессознательного на поведение индивида.
  5. Психическим феноменом является сознание, но он не считается влиятельным, поскольку подчиняется бессознательному.

Рассматривая познание неизвестного, можно выделить несколько основных тезисов:

  1. После нарушения баланса между культурными принципами, инстинктами возникают расстройства невротического характера.
  2. Любые желания, которые возникают на уровне инстинктов, противоречат социальным положениям.
  3. Поведение людей зависит от процессов, порождаемых за пределами сознания.
    Глубинная психология признает автономию личности, совмещает уникальные методики для ее изучения.

Инстинкт и поведение человека

Фрейд акцентировал внимание на двух инстинктах, имеющих влияние на поведение, это: самосохранение и половое влечение, гарантирующее сохранение вида, а не только индивидуума. Половое влечение было возведено З

Фрейдом в систему основных, не допускающих возражений и названо – либидо. Неосознанное, трактовалось, как область наполнения энергией влечения незрячего инстинкта, не понимающего ровным счетом ничего, помимо принципа наслаждения, получаемого индивидом во время разряжения данной энергии. Угнетённое, подавленное либидо раскодировалось Фрейдом, согласно независимым от контроля рассудка ассоциациям его больных. Подобную раскодировку он именовал психоанализом. Изучая собственные сновидения, Фрейд пришел к заключению, что они есть не что иное, как «сценарий», представляющийся нелепостью, но несущий в себе код скрытых вожделений, удовлетворяемый в образах – знаках данной формы ночного существования.

Общая характеристика глубинной психологииИнстинкт к самосохранению

Во время военных действий в период Первой мировой войны Фрейд делает поправки к собственной схеме инстинктов. Наравне с половым влечением в психике индивидуума существует желание свести счеты с жизнью (Тонатос, как противоположность Эросу), согласно Фрейду данный инстинкт содержит в себе и самосохранение. Под именованием Тонатос было не только особое стремление к своей смерти, но и смерти других, а именно наличие агрессии и желания убивать, что возводилось в разряд знаменитого, заложенного в человеке природой биологического желания.

Применяя определения энергетического подхода, Фрейд подчеркнул два условия появления невроза – либидо, как основной закон и волнения инфантильного характера. Фрейд описывал пять этапов психосексуального формирования, любой из которых может являться посылом к фиксации.

Глава 1.

Теоретические аспекты Глубинной психологии.

1.1.История возникновения глубинной психологии.

Основы психоанализа были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом. Представители психоанализа в тличие от бихевиористов и гештельтпсихологов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания. Они стремились найти выход из кризиса в самой психологии, образовав более тесный ее союз с другими науками, также имеющими дело с психическими явлениями, например с медициной.

Фрейдизм – и в этом его заслуга – стремился наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, создать теорию и на ее основе получить информацию, полезную для решения практических, прежде всего психотерапевтических задач. Не случайно, что свои научные взыскания З.фрейд начал как раз с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию.

Психология в психоанализе вновь обрела живого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. однако увлеченный своими умозрительными теоретическими построениями (большинство из них, как оказалсь впоследствии, не имели под собой статистически достоверной фактологической основы), з.фрейд все дальше уходил от эмпирической реальности в область психологической фантазии, и это привело к отказу от многих его идей не только со стороны ряда здравомыслящих ученых, но и собственных учеников фрейда.

Дальнейшая судьба психоаналитического учения и отношение к нему в разных странах складывались по-разному. поначалу все, кроме ближайших учеников и последователей фрейда, относились к нему весьма прохладно. затем оно привлекло к себе сторонников в германии и австрии, в европе, в сша, где до сих пор является довольно популярным.

В первые годы советской власти им интересовались и отечественные психологи, увидев в этом учении одну из возможных материалистических альтернатив господствовавшей тогда интроспективной идеалистической психологии. затем, в 30-е годы, вместе с ограничениями психологических исследований, началом сильного некомпетентного идеологического давления на эту науку, особенно усилившегося после выхода постановления цк вкп (б) «о педологических извращениях в системе наркомпроса» (1936), резкой критике было подвергнуто все учение фрейда.

1.2.Сравнительный анализ глубинной психологии и бихевиоризма.

Несмотря на различие и противопосталение друг другу классического психоанализа и бихевиоризма эти направления имеют много общего в рассмотрении личности, то есть человек выступает существом бездуховным, так как ни одно из этих направлений не интересует в полном смысле ценности и смыслы человеческого бытия. Кроме того, в данных направлениях постулируется зависимость человека от прошлого. так психоаналитики гипербализируют зависимость существования человека и формирование его личности от опыта раннего детства и взаимоотношения с родителями, а бихевиористы преувеличивают роль неправильно выработанных навыков поведения в развитии личности.

Представителей этих направлений объединяет также идея о том, что личность деструктивна по своей сути и несовершенна, поскольку зависит от прошлого. бихевиористы приписывают человеку роль «пассивной жертвы плохого научения», а психоаналитики представляют личность жертвой конфликта между социальными нормативами и биологическими инстинктами. Поэтому, и в том, и в другом направлении личность деструктивна, неадаптирована, зависима, несовременна, больна, а поэтому ее надо лечить по заданной психоаналитической или поведенческой схеме. и в том, и в другом случае, психолог оказывается в позиции «над», а изучаемый человек становится объектом, вещью или жертвой обстоятельств, судьбы, других людей, которые зная лучше самого человека, что ему надо для счастья, лечат и развивают его. В этом состоит директивность и манипулятивность этих направлений.

Схожесть направлений

Изучая это течение, нельзя не отметить, что глубинная психология и психоанализ во многом схожи. И это можно объяснить не только общностью взглядов психологов, но и тем, что в свое время основателю течения Блейлеру удалось тесно поработать с Фрейдом. Отсюда – схожие концепции, характеристики, приемы и методики. Яркий пример тому – применение тех же проективных методов и психодрамы, а также свободных ассоциаций.

Концепция современного психоанализа основана на следующих теориях познания процессов глубины души:

Теория развития личности с точки зрения психологического анализа.
Теория строения, развития, адаптации в обществе и восприятия свободы с точки зрения индивидуума («эго-психология»).
Теория построения объектных отношений на фоне взаимодействия личности с внешним миром.
Теория развития личности под влиянием побуждающих инстинктивных желаний.
Теория Мелани Кляйн о раннем формировании психических структур под влиянием тесных взаимоотношений ребенка с матерью.
Психология «самости» (ответвление психоанализа и психоаналитической терапии, акцентирующее внимание на развитии здравой «самости», ее целостности и нарушениях).

Научное познание процессов, которые происходят в самых глубинах человеческой души, противопоставляется поведенческой психологии, которая лишь поверхностно исследует проявления психического восприятия. Данное же направление глубинной психологии детально рассматривает более глубокие и скрытые «слои» личности человека.

Таким образом, глубинная психология основывается на том, что индивидууму неподвластно воспринимать сознанием очень многое, и то, что он способен рационально обдумать, – лишь небольшой фрагмент всего потока информации.

В то же время глубинная психология не отрицает, что способы попасть в потайные уголки личности существуют. Именно это направление психологии и позволяет проникнуть вглубь личности, используя методы, заимствованные частично из психоаналитической психологии (те же свободные ассоциации, проекционные приемы, психодрама).

Рекомендуем: Ассоциативная психология

Если рассматривать общую деятельность глубинной психологии, то она задействует следующие предположения о том, что:

  • Психологическая деятельность любого характера зарождается на фоне образов и фантазий, возникающих в глубине сознания (теория Фрейда, Юнга).
  • В разуме индивида взаимодействуют необузданные движущие силы, у которых просматривается связь с соматической основой.
  • Понятие психического подразумевает наличие процесса, который происходит сознательно, но отчасти – и бессознательно.
  • Психологические процессы, происходящие без участия сознания, представляют собой вытесненные переживания и восприятия глубоко личностного характера, а также несут в себе вынесенные в психическое трансперсональные содержания (архиепические, коллективные, не имеющие отношения к эго личности).
  • Психическому нельзя найти объяснения в нейрохимических процессах или духовных связях, ведь его миссия заключается именно в посредничестве между ними – соединении начал духа и плоти «души», у которой свои методы самовыражения.

Последователи направления и их открытия

Существует несколько выдающихся последователей глубинной психологии, которые совершили большие открытия для ее дальнейшего развития. Основателями теории психоанализа и глубинной психологии были:

Общая характеристика глубинной психологии

  1. З. Фрейд. Он утверждал, что после рождения человека, у него изначально заложены бессознательные влечения к смерти, жизни. Постепенно оно может трансформироваться во влечение к суициду.
  2. А. Адлер. У любого человека есть бессознательное чувство неполноценности, сильное влечение к превосходству, позволяющее компенсировать то, чего не хватает. Постепенно формируется индивидуальный смысл жизни, который строится на форме компенсации.
  3. К. Юнг. На поведение личности влияет психическая энергия либидо, которая распределяет человеческий опыт с помощью врожденных архетипов. При этом он выделял два уровня бессознательного — индивидуальный, общественный.
  4. К. Хорни. Ученый утверждал, что у людей есть чувство коренной тревоги, которое может иметь психологическую, физиологическую основу. Постоянно проявляется конформизм (влечение к людям), чувство ухода от общества, агрессия к окружающим.
  5. Э. Фромм. У любого индивида есть врожденное стремление к независимости, укорененности, индивидуализации. При этом типология строится на одной из двух потребностей — иметь или быть.
  6. Г. Салливан. Подчеркивал наличие постоянного чувства тревоги.
  7. Э. Эриксон. На протяжении жизни личность никогда не прекращает занимать. Человек проходит 8 этапов собственного становления.

Другие ученые внесли менее значимый вклад в познание бессознательного.

Этапы психосексуальной теории

  1. Оральный этап (от 0 до полутора лет). Получил свое название в связи с тем, что основным органом чувств ребенка в данный промежуток времени считается рот. Непосредственно с его помощью он не только насыщает свой организм, но и познает окружающий его мир, ощущает массу приятных для него чувств. Данный этап является периодом формирования сексуальности. Итог фиксации – приобретение чувства наслаждения во время табакокурения, сарказма. Кроме того, – оральная враждебность, ощущение зависимости от других.
  2. Анальный этап (от 1,5 до 3 лет). В этот период родители малыша приступают к приучению крохи к горшку. Фрейд полагал, что ребенок приобретает колоссальное наслаждение от действий, связанных с дефекацией, а именно оттого, что способен без помощи других контролировать такую серьезную процедуру. Ребенок испытывает удовольствие сексуального характера от умения контролировать мускулатуру. Фиксация в данном случае может быть двух видов:
    • в первом случае – склонность к разрушению, подавление импульсов, бережливость, скупость;
    • во втором – несогласие, ярость, враждебность, мятеж.
  3. Фаллический этап (от 3 до 6 лет). Выявление присутствия или отсутствия полового члена. Эрогенная область – половые органы. Возникновение эмоций на фоне конфликта – Эпидов (Электры) комплекс. Помимо этого, обнаружение ребенком женского пола отсутствия полового члена приводит к возникновению чувства зависти к мальчикам, возникает желание наличия члена (влечение девочек к отцу базируется именно на этом), перекладывание вины на мать из-за отсутствия пениса. Данная стадия считается в большей степени основной для развития нарушений психического характера.
  4. Латентный этап (от 6 до 12 лет). Сексуальность никак не выражается. Формируются взгляды, направленные на социальную активность и нормы жизни.
  5. Генитальный этап (период полового созревания). Понимание половой принадлежности. Целью подростка является поиск объекта для сексуального общения и генитального сексуального удовлетворения. Индивидуальные желания подчиняются половому влечению (либидо).

Направление используют

Организаторы

  Азалия Идрисова (Москва),    Академия психологии и самопознания «Эволюционика»  (Москва),    Ассоциация специалистов в области глубинной памяти и регрессий  (Москва),    Благотворительный фонд «Сознание»  (Москва),   Высшая Школа Практической Психологии (Москва),    Евгения Пичуева  (Москва),    Институт остеопатии и Метавитоники проф. Эдуарда Нейматова  (Москва),   Институт практической психологии и психотерапии  (Москва),    Константин Леонидович Антропов (Москва),    Мозгоезжъ  (Москва),    Наталья Калёнова  (Москва),    Общество с ограниченной ответственностью «Сила жизни»  (Москва),   Отделение Танцевально-двигательной Психотерапии ИППиП  (Москва),    Проект «Арт-туры» (Москва),    Проект Medi Dating (Москва),    Проект Инны Маслаковой Feedback group (Москва),    Сообщество психологов, семейных психологов и психотерапевтов «Центр современной психологии Psychologist O.D.»  (Москва),    Столичный институт повышения квалификации специалистов (Москва),    Студия глубинной психологии «Белый лотос»  (Москва),    Тренинговый центр «По своим правилам»  (Москва).

Ещё организаторы 134

Тренеры

  Александр Валерьевич Никитин  (Москва),    Александр Михайлович Мураткин  (Москва),    Алёна Владимировна Николаенко  (Москва),    Анастасия Валентиновна Аринина  (Москва),    Андрей Бородин  (Москва),    Анна Давыдова  (Москва),   Анна Климова  (Москва),    Анна Нестюркина  (Москва),   Анна Николаевна Рыжако  (Москва),    Анна Пасечник  (Москва),    Антон Алексеевич Савин  (Москва),   Болат Базарбаевич Тамбаев  (Москва),    Василий Сергеевич Галактионов  (Москва),    Василиса Русакова  (Москва),    Веолетта Ларионова  (Москва),    Виктор Александрович Корягин  (Москва),    Виктория Рябухина  (Москва),    Владимир Сергеевич Снигур  (Москва),    Дея Владимировна Леоран  (Москва),    Джулия Рай  (Москва).

Ещё тренеры 273

Консультанты

  Александр Валерьевич Никитин  (Москва),    Александр Михайлович Мураткин  (Москва),    Алёна Владимировна Николаенко  (Москва),    Анастасия Валентиновна Аринина  (Москва),    Анатолий Атаульф  (Москва),    Анна Давыдова  (Москва),   Анна Климова  (Москва),    Анна Нестюркина  (Москва),    Анна Пасечник  (Москва),   Болат Базарбаевич Тамбаев  (Москва),    Василий Сергеевич Галактионов  (Москва),    Василиса Русакова  (Москва),    Веолетта Ларионова  (Москва),    Виктор Александрович Корягин  (Москва),    Владимир Сергеевич Снигур  (Москва),   Галина Алексеевна Чаплинская  (Москва),    Дарья Чекалова  (Москва),    Дея Владимировна Леоран  (Москва),    Джулия Рай  (Москва),    Екатерина Александровна Курлат  (Москва).

Ещё консультанты 259

Глубинная психология
в других городах

Тверь,  
Нижний Новгород,  
Воронеж,  
Пенза,  
Белгород,  
Чебоксары,  
Санкт-Петербург,  
Харьков,  
Ульяновск,  
Казань,  
Саратов,  
Киев,  
Самара,  
Литва,  
Запорожье,  
Волгоград,  
Ростов-на-Дону,  
Калининград,  
Пермь,  
Уфа,  
Крым,  
Краснодар,  
Черноморское побережье,  
Оренбург,  
Екатеринбург,  
Нальчик,  
Челябинск,  
Владикавказ,  
Тюмень,  
Сургут,  
Омск,  
Франция,  
Новосибирск,  
Томск,  
Барнаул,  
Кемерово,  
Красноярск,  
Горный Алтай,  
Иркутск,  
Хабаровск,  
Владивосток,  
Индонезия.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Глубинная психология»!

Участие и влияние трудов знаменитых психологов

На сегодняшний день неопровержимым является тот факт, что глубинная психология личности как научная дисциплина базируется на трудах знаменитых деятелей данной области, которые в свое время внесли огромный вклад в «строительство» науки и психоанализа.

В основу глубинной психологии положены:

  • Работы австрийца Сигизмунда (Зигмунда) Фрейда с его теорией психоанализа.
  • Аналитическая психология Юнга Карла Густава.
  • Индивидуальная психология в теории и практике Альфреда Адлера.

Несмотря на то что глубинная психология держится «на трех китах», у нее есть один основатель, и это – Эйген Блейлер. Он рассматривал понятие бессознательного механизма намного шире, чем это трактовали практические труды. Дело в том, что в рамках глубинной психологии можно рассмотреть не только общепринятые архетипы, но и скрытые желания сексуального характера, и нравственную составляющую индивидуума.

Сформированное на трудах знаменитых деятелей психологической науки новое веяние существует благодаря работам и других специалистов, последователей Фрейда. Так, например, свой вклад в становление глубинной психологии внесли известные неофрейдисты: Эрих Зелигманн Фромм (Германия), Гарри Стек Салливан (США), Карен Хорни (Германия) и другие.

Рекомендуем: Интроспекция — это

Само по себе направление формировалось под влиянием интеграции данных различных исследований, связанных с глубинами человеческого сознания. В результате глубинная психология дала основания для зарождения нового ответвления в медицине – науки психосоматики. Эта область медицинских исследований объясняет, какие причинно-следственные связи имеются у психологических факторов в отношении реальных физических отклонений и заболеваний.

Это можно перефразировать так: «От нервов все недуги». Основная идея этой теории подразумевает то, что в случае возникновения заболеваний любого характера и любой сложности корни проблем нужно искать в психическом здоровье и состоянии человека.

Глава 2.

Глубинная психология и психоанализ Фрейда.

2.1. Психоанализ.Понятие и суть.

Психоанализ — не толь вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По словам Бергера, “если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать”

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) — часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа можно рассматривать на трех уровнях:

2.2. Ключевые понятия учения.

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом

З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).