Проект «активные формы взаимодействия педагога-психолога с семьей по проблеме детско-родительского общения» проект по психологии на тему

Факторы, определяющие формирование родительства

Это: Общественное влияние, влияние родительской семьи, влияние собственной семьи, влияние личностных особенностей.

  1. Общественное влияние. Осуществляется как формализованными методами, так и неформализованными. Формализованное влияние включает социальное регулирование рождаемости, систему целенаправленного воздействия со стороны государства на репродуктивную мотивацию семьи, материальное и моральное регулирование рождаемости. Неформализованное осуществляется через весь комплекс социальных влияний, которые отражаются в системе ценностных ориентаций и установок индивида (средства массовой информации, культура и искусство, репродуктивные нормы, образцы массового репродуктивного поведения и пр.).
    3 стр., 1145 слов

    Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами

    «Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами». У меня есть маленькая сестренка, ее зовут Аня, ей … , также, рассказать о принципах выбора и просмотра мультфильмов в нашей семье. 1. Выбор мультфильмов. В первую очередь старые отечественные мультфильмы. Преимущества …

    Оно настраивает индивида на определённый комплекс чувств и обязанностей, связанных с воспитанием детей. Формализованное влияние общества в своей основной части осознаётся человеком. Неформализованное влияние осознаётся слабо, но его влияние на формирование родительства более сильно. Оно значимо для личности с точки зрения субъективного ощущения счастья и социального престижа.

  2. Родительская семья. Это первичная социальная среда человека. Родители — значимые для него люди. Осуществление ими родительского поведения осознанно или неосознанно копируется в собственной семье. Супружеские семьи в основном аналогичны родительским. Дружинин рассматривает несколько гипотез влияния родительских семей на семейное поведение личности. Первая: супруги воспроизводят в своей семье те способы воспитания, которые осуществляли родители не по отношению к ним, а по отношению к их братьям и сёстрам. Наибольшие сложности должны испытывать единственные дети в семье. Они относятся к своим детям как к взрослым, ведут себя с ними как с партнёрами, воспроизводя отношение родителей между собой. Вторая: ребёнок относится к другим так, как родители относились к нему. Большинство исследователей признают влияние родительской семьи как образца, однако они отмечают различные компоненты родительсва, наиболее подверженные влиянию. И.С.Кон отмечает, что преемственность поколений селективна: одни знания, нормы, ценности усваиваются и передаются, другие, не соответствующие условиям, отвергаются или трансформируются.
  3. Собственная семья. На формирование родительства влияет то, как происходит согласование двух моделей родительства: мужчины и женщины, создавших семью и воспитывающих ребёнка. Оно происходит за счёт развития комплементарности и расширения поведенческого репертуара родителя. Также влияют конкретные условия жизни семьи.
  4. Личностные особенности родителей. Стиль семейного воспитания неслучаен. Он определяется и индивидуально-личностными свойствами родителя. Каждая конкретная личность осуществляет интериоризацию модели семьи и родительства, предлагаемые обществом и родительской семьёй, в зависимости от своей направленности и личностных особенностей.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Понятие «родительские отношения»

Отношения между родителями — пример для маленького члена семьи, поэтому они должны развиваться, улучшаться. Основы личности закладываются до семилетнего возраста. Далее изменить что-либо можно будет с помощью профессионалов, но это занимает больше времени, сил, энергии.

Психология детско-родительских отношений включает:

  • совместную деятельность;
  • общение;
  • влияние детей на отношения между родителями;
  • влияние родителей на формирование личности малыша.

Отношения бывают благополучные и неблагополучные. Первый случай — детей уважают, им доверяют, учитывают мнение. Второй — отсутствие взаимоуважения, понимания, доверия.

Выделяют несколько типов отношений:

  • сотрудничество, учитывающее потребности каждого члена семьи;
  • соперничество, где каждый стремится занять лидирующую позицию, лишая тем самым остальных членов внимания, цель — реализовать потребности любыми способами;
  • конфронтация — стремление главенствовать, доказывать свою значимость в ущерб интересам остальных членов семьи;
  • союзничество — предполагает получение выгоды всеми людьми, входящими в ячейку;
  • антагонистические отношения — неприятие мнения, желаний, потребностей другого человека, независимо от его статуса в семье.

Психоанализ — первое научное направление, которое заинтересовалось детско-родительскими отношениями, выявило степень влияния воспитания на человека.

Воспитательные позиции взрослых — главный фактор, формирующий личностные качества, характер, эмоциональный фон воспитанника. Воспитательные позиции бывают:

  1. Оптимальные, отвечающие требованиям адекватности, умению родителей видеть потребности ребенка, организацию его душевного мира, прогнозировать возрастные изменения, связанные с потребностями. Родительская гибкость — умение перестраивать собственное поведение, чтобы найти подход, прогностически повлиять на поступки воспитанника.
  2. Неоптимальные. Проявления гибкости утрачены, поведение отличается неизменностью, не учитывает меняющуюся обстановку, условия жизни, возраст. Неосознавание потребностей личности, неадекватная оценка психологического состояния, неумение предвидеть поведение, действовать на опережение.

Воспитательные позиции поддаются коррекции, но это требует внимательного отношения к советам профессионала, практическому применению, анализа личного поведения, высказываний, требований, выдвигаемых детям.

Как помочь ребенку пережить развод родителей

 

Сохранять семью только ради детей однозначно не следует, ведь развод папы и мамы скажется на психике ребенка гораздо меньше, чем годы жизни в атмосфере тревоги, недовольства и вербальной или даже физической агрессии. Многие психологи даже считают, что развод родителей для ребенка не так страшен, как это представляют большинство далеких от психологии людей. Чтобы морально не травмировать детей и помочь им принять развод родителей, и папе, и маме нужно придерживаться нескольких простых правил:

  • Не настраивать ребенка против другого родителя
  • Не отводить ребенку роль арбитра или судьи в разваливающихся отношениях родителей
  • Объяснить ребенку причину развода, учитывая его возраст, однако не посвящать его во все подробности ситуации (к примеру, ребенку 4-5 лет можно просто сказать, что папе и маме грустно вместе и теперь они будут жить отдельно, но он сможет видеться с отцом, когда захочет; детям постарше уже можно сказать, что отец (мать) встретил другого человека и полюбил его, однако он все равно любит ребенка и всегда будет рад его видеть)
  • Дать ребенку понять, что папа и мама любят его так же сильно, как и до развода 
  • Не делать из развода трагикомедию с публичными скандалами, обоюдными обвинениями и делением кружек и половичков
  • Не препятствовать общению ребенка с тем родителем, который после развода будет жить отдельно от уже бывшей семьи
  • Постараться наладить с бывшим супругом дружеские или хотя бы просто ровные доброжелательные отношения.

 

Проект "активные формы взаимодействия педагога-психолога с семьей по проблеме детско-родительского общения" проект по психологии на темуСледует отметить, что в случае, когда бывший супруг (супруга) — явно асоциальная личность (запойный алкоголик, наркоман, домашний тиран) и общение ребенка с ним не пойдет малышу на пользу, нужно оградить дитя от такого общения и сделать все, чтобы ребенок поскорее забыл тот кошмар, что происходил до развода. Однако даже в этом случае не стоит постоянно говорить детям плохое об отце (матери), а лучше обойтись одной обстоятельной беседой и затем навсегда оставить прошлое в прошлом.