О чувстве ответственности

Процесс формирования

Формирование личной ответственности начинается в семье, с раннего детства. Чем осознанней и старше ребенок, чем больше действий он может делать сам, тем за большее он отвечает.

Сначала это вовремя попроситься на горшок, потом дойти до него самому; доесть кашу, собрать игрушки, одеться, помочь маме/папе. Все это регулируется обычно одобрением или неодобрением со стороны взрослых. Так мы социализируемся, научаемся как себя вести, чтобы быть принятыми.

Видя пример родителей, ребенок усваивает сферы ответственности взрослых («папа работает, а мама красивая»), кто за что в семье отвечает. И кто какую выгоду и «пряники» за это получает. Если за финансы отвечает папа, но мама все время недовольна, у ребенка происходит сцепка «если я буду как папа — меня любить не будут», и энтузиазма в заработке денег для семьи у него не будет, он постарается избежать этого. И да, многие скажут «безответственный человек».

Это, кстати, одна из причин конфликтов людей в отношениях — разные образы ответственности, перенятые из родительских семей.

Подводные камни тренингов личной эффективности

Здесь хочется заострить внимание на двух моментах. Тренинги вещь хорошая, они на многое открывают глаза, мотивируют, они действительно могут научить брать ответственность и не бояться этого

Но там часто говорится фраза «мы на 100% ответственны за свою жизнь и за все что с нами происходит».

С одной стороны, она отрезвляюще действует на тех людей, кто привык во всем обвинять других и ответственность перекладывать. Она, безусловно, вдохновляет. И это первый подводный камень. Создается иллюзия своего всемогущества. Но мы не на 100% ответственны за свою жизнь. В реальной жизни масса случайностей и событий, не зависящих от нас от слова «совсем».

Мы можем отвечать только за свои реакции, действия или их отсутствие, принимать и что-то делать с последствиями этого. Можем влиять на свое тело, но тоже не на 100%. Мы можем оказаться в нужное время в нужном месте, но это не мы на него повлияли. Скорее, на что-то в себе, что позволило так хорошо подстроиться.

Эти иллюзии всемогущества имеют свойство разбиваться о реальность. Например о болезнь, на которую не в силах повлиять ни забота о теле, ни позитивный настрой, ни что-либо еще. И с высоты иллюзий человек падает в глубину депрессии, чувства вины и неполноценности. Эти два чувства — второй подводный камень. Если я на 100% несу ответственность за себя, а нужного результата нет или он совсем не такой, то значит это моя вина, тоже на 100%. Человек начинает думать, что с ним что-то не так. Что он не до конца принял ответственность, что он плохо старается и т.д.

Здесь важно быть в контакте с реальностью и видеть границы. Мы не всемогущи, как бы этого не хотелось

Но и не пешки в руках судьбы. Очень хорошо помогает развитие критического мышления (в противовес мифологическому, склонному верить без доказательств и ждущему чудес), постановка вопросов самому себе и поиск «золотой середины» в вашей личной ответственности. Чтобы она стала комфортной реальностью, помогающей на вашем пути к своим целям.

ПРОРОКИ ИЗ ОФИСА

Один из самых известных карго-культов — «безумие Вайлалы», родом из юго-восточной части Новой Гвинеи, — появился после Первой мировой войны. Культ очень быстро распространялся в тех местах, где жили вернувшиеся с австралийских плантаций рабочие, которые и пополняли ряды его последователей. По деревням началось строительство «офисес» — домиков с верандами, на которых восседали пророки новой веры в компании своих помощников. Они утверждали, что из «офисов» можно установить связь с предками. Пророки часто щеголяли в одежде европейского покроя, носили под мышкой книги (читать из них вряд ли кто-то умел) и вворачивали в свою речь словечки из английского плантационного жаргона.
Следом за «офисами» в центре своих деревень папуасы воздвигали флагштоки. Этот атрибут трактовали по-разному. В одних деревнях верили, что если больной человек сделает флаг и собственноручно поднимет его, то исцелится. В других флагшток считался своеобразной «антенной связи» с предками — для того чтобы начать сеанс, пророк вставал под флагшток, торжественно, чин по чину (разве что без аккомпанемента национального гимна) ввысь вздымалось полотнище флага, и пророк впадал в экстаз. Он начинал быстро вращать головой, трястись всем телом и издавать совершенно «нечеловеческие» звуки, а изо рта у него шла пена. Вернувшись из мира предков, пророк возвещал соплеменникам полученные откровения.

Кстати. Если кто-то из жителей деревни умирал, мужчины облачались в свои лучшие одежды и садились за накрытые столы, а женщины и дети рассаживались на земле вокруг них — и все собравшиеся надолго погружались в неподвижность.

Экстатические откровения под флагштоком — не единственный ритуал, практиковавшийся последователями «безумия Вайлалы». Еще один любопытный обряд — танцы с бревнами. В каждой деревне, населенной адептами культа, имелось громадное бревно, до 10 метров в длину, поднять которое можно было лишь впятером, а то и вшестером. Если случалась кража или другое преступление, мужчины водружали бревно себе на плечи, а у его концов становились «жрецы» культа. Аборигены искренне считали, что бревно движется самостоятельно — и олицетворяет небесное возмездие. Процессия направлялась к дому преступника: увидев ее, тот сам должен был сознаться в своей вине. Так восстанавливался привычный миропорядок и приближался час, когда должно прибыть заветное карго.
Однако карго все не прибывало. Пророки провозгласили, что его появлению мешает отсутствие настоящей веры в сердцах папуасов (этот ход они явно позаимствовали из речей христианских миссионеров). Чтобы предки наконец прислали чудесный груз, необходимо было сосредоточиться на отправлении культа, отринув все «мирское» — возделывание полей, ловлю рыбы, охоту… Во многих деревнях папуасы забросили хозяйство и целыми днями сидели за столами с букетами цветов или стояли возле флагштоков в ожидании. Работа на белых не стала исключением и тоже прекратилась. Из-за этого колониальная администрация растолковала подобные действия как «сидячую забастовку» — и арестовала большую часть пророков. А сам культ обрел яркую антиколониальную направленность. Безумства обострялись, как только в поле зрения оказывался кто-то из английских чиновников. Под прикрытием «истерической» одержимости аборигены могли довольно резко отвечать англичанам — на что в обычном состоянии не отваживались. Так из примитивного культа вырос осознанный бунт против угнетателей. Впрочем, к концу 1920-х «безумие Вайлалы» сошло на нет.

АМЕРИКАНСКИЙ ДЖОН

Новая волна карго-культов захлестнула Меланезию во время Второй мировой. В 1942-м на островах этого благословенного региона стали высаживаться американские военные — чтобы предотвратить захват территории японцами. Вот когда папуасы воочию увидели всю могучую силу предков! Небольшие группы солдат за считанные дни возводили взлетно-посадочные полосы, на которые начали ежедневно прибывать самолеты. Их стальные чрева таили в себе ценный груз: самодвижущиеся машины, одежда, продукты питания — включая особо полюбившиеся папуасам банки с тушенкой. Определенно за таким изобилием крылась очень сильная магия! Один из американских отрядов дислоцировался на острове Танна в архипелаге Новые Гебриды. Здешние аборигены вновь заняли позицию наблюдателей и увидели, что члены обосновавшегося в их краях «племени морпехов» неукоснительно соблюдают ритуалы: каждый день они облачались в особую одежду, поднимали флаг и долго-долго маршировали по кругу. После чего с небес спускалась стальная птица, приносившая им богатства.

Особенно коренных жителей поразило то, что среди морпехов были не только белые, но и темнокожие солдаты. Из этого туземцы сделали вывод: цвет кожи не влияет на возможность получения небесных благ — а значит, и они могут рассчитывать на карго.

Новая религия, возникшая на Танне (она бытует здесь и по сей день), получила название «Движение Джона Фрума» — или, как обитатели Гебридов произносят это имя сегодня, Джона Брума. Предположительно это название родилось в результате сокращения фразы John from America — «Джон из Америки». Считается, что однажды жители расположенной на острове деревни Ипикель услышали звук летящего самолета, а затем из леса к ним вышел легендарный герой по имени Джон Фрум. Он рассказал вождям о том, что происходит в мире, и поведал, что морпехи получают карго, потому что строят аэродромы. Если папуасы тоже начнут возводить аэродромы, то и к ним начнут прилетать самолеты предков.
Они немедленно принялись за дело. На вершинах гор — поближе к небу — развернулось строительство взлетно-посадочных полос. Их обрамляли бамбуковые вышки, из тростника изготовлялись наушники и антенны, а ночью взлетную полосу подсвечивали вереницы костров. Деятельность персонала аэропорта имитировалась очень точно. В конце концов островитяне даже соорудили некое подобие самолета из добытого у американцев картона. Однако карго все не было.
Тогда, как гласит легенда, Джон Фрум вновь явился своим почитателям. Он вручил старейшинам племени звездно-полосатый флаг и завещал «стоять под ним» — и тогда островитяне станут свободными от колониалистов и обретут все мыслимые и немыслимые блага: будут носить европейскую одежду, есть европейскую еду, научатся управлять самыми настоящими самолетами, кораблями и грузовиками. Вполне возможно, что эта легенда хранит воспоминание о реальной беседе какого-нибудь американского капрала с местными жителями.
Слова Фрума (или, если угодно, американской пропаганды) запали в сердце аборигенов. Жители деревни Ипикель вот уже 70 лет ежедневно поднимают на флагштоке знамя Соединенных Штатов. Те из них, кто побогаче, облачаются в камуфляж с нашивками USA TA — что значит USA Tanna Army. Беднота просто рисует заветные пять букв на спине и груди. Когда флаг поднят, из мужского дома выносятся заостренные бамбуковые палки и начинается торжественный «парад» вокруг флагштока.

Кстати. К 1960-1970-м годам подобные легенды широко распространились по Океании. На острове Кранкет, к примеру, их героем стал Николай Миклухо-Маклай, бывавший здесь в XIX веке. Аборигены утверждают, что путешественник подарил им флаг и «велел, чтобы во время празднеств его носили повсюду». Интересно, что в дневнике Маклая нет ничего о дарении флага. Скорее всего, в сознании островитян он заменил легендарного Фрума, рассказы о котором достигли их берегов по «сарафанному радио».

Помогите! Я отвечаю за всё и уже не вывожу. Что мне делать?

Без лишних слов, по пунктам:

1. Берёте  ручку и бумагу, пишите список всего, за что вы считаете себя ответственным. Честно. Лучше в столбик.

(Я отвечаю за здоровье и благополучие своих детей, хотя им за 30 и у них есть свои дети…я отвечаю за жену/мужа…за кошку/собаку…за своё здоровье…за рост цен…выборы президента…урожай помидоров и т.д.)

2. Теперь по каждому пункту напишите в процентах от 0 до 100% степень вашей реальной возможности влияния. Да это будет субъективно Возможно, очень («..я управляю погодой в регионе..»). 

3. Выделите одним цветом все, что от 0 до 30%, другим от 30 до 60% и третьим все остальное до 100%. Получились сфера, где ваше влияние ответственность максимальны, сфера где они минимальны и сфера где они значительны.

4. Если вы еще не определяли свои приоритеты, как я об этом писал в статье «Как расставить правильные приоритеты в жизни», самое время это сделать. Без этого следующие пункты не сработают.

5. А теперь самое интересное, вы же хотели что-то изменить или посмотреть на личную ответственность по-новому?

Берёте и сопоставляете свой трехцветный список со списком ваших приоритетов. Сколько из них совпадает, в какой сфере?

Возможно какие-то выводы вы для себя уже сделали. Чего вы хотели? Разгрести завалы ответственности?

6

Всё, что оказалось в сфере вашего наименьшего влияния (в цветном списке) и совпало с далеко не самыми приоритетными целями можно либо смело отбросить, либо делегировать, чтобы с чистой совестью расчистить место для действительно важного

Дальше стоит сосредоточиться на совпадениях самых приоритетных целей и той части списка, где ваша ответственность до 100%. И именно это ставить вперед, когда планируете дальнейшие действия. Например семья у вас в приоритете и вы себя чувствуете ответственными за нее на 90%. И на здоровье! Это то, в чем вы счастливы и реализованы. Главное, время от времени пересматривать списки.

Остальные совпадения в средних частях списков уже пойдут следом. Посмотрите: возможно, кое-что из этого спокойно можно делегировать кому-то.

Как быть, если то, что для вас очень важно по целям, не входит в сферу влияния и личной ответственности? Например, вы переживаете за экологию, чистая планета — ваше все, но сфера максимальной ответственности и влияния ограничена детьми?

Я могу предложить пару вариантов, возможно вы найдёте свой.

Во-первых, стоит подумать как вы можете реализовать важную для вас цель в той сфере, где ваша личная ответственность максимальна (прививать детям правильные привычки заботы об окружающей среде).

А во-вторых, возможно, пришло время прокачать именно эту сферу ответственности, увеличить свои возможности и степень влияния (создать себе канал на Ютюбе, где будете продвигать свою тему).

ПОЗНАВШИЕ ГОЛОД

Первые карго-культы появились во второй половине XIX столетия, когда старая колониальная система вовсю трещала по швам. Рабство уже было провозглашено практикой, недостойной высокого звания человека, — однако де-юре в Океании и Африке полным ходом шла «охота на черных птиц». К берегам подходил очередной европейский корабль, его капитан вручал вышедшему навстречу вождю какого-нибудь племени недорогой подарок, а тот, тронутый такой любезностью, позволял приплывшим заключать с рядовыми общинниками десятилетние договоры о работе на плантациях — и увозить их на другой конец земли, откуда мало кто возвращался. Жизнь таких «контрактных рабочих» мало отличалась от рабской. Невыносимые условия и постоянные побои нередко приводили к скорой гибели этих людей. Здесь они впервые в жизни испытывали нищету.

Как ни поразительно это звучит, но традиционные культуры не знали ни нищеты, ни голода. Любой папуас, австралийский абориген или американский индеец всегда мог найти себе пропитание. Джунгли полны животных, кореньев и плодов, а в реках и морях достаточно рыбы и других съедобных существ. Охотники и собиратели тратят на поиск пищи не более трех-четырех часов в сутки — в два раза меньше, чем длится рабочий день в Европе.

Те немногие, кому посчастливилось вернуться на родину, начинали смотреть на европейцев совершенно другими глазами. Белых людей стали считать не избранниками богов, которым следует беспрекословно подчиняться, а просто более искусными в магии, обладателями сокровенного знания, которое приносило им еду и прочие материальные блага. То, что прибывало на кораблях, пришельцы называли словом «карго» («груз» по-английски). Туземцы предположили, что карго посылают незваным гостям предки — а как иначе можно было объяснить то, что люди, которые не охотятся и ничего не сеют, постоянно получают еду? В разных частях света охотники и собиратели стали наблюдать за европейцами, чтобы узнать, что же они делают для получения карго.
Оказалось, что жизнь белых людей переполнена разнообразными действиями, бессмысленными с точки зрения туземцев — а значит, наверняка магическими. С утра белые выходили из домов и поднимали флаг на флагштоке. Значительное время «объекты наблюдения» тратили на принятие пищи, причем специально для этого ставили длинные столы, украшая их цветами. Вместо того чтобы отправиться на охоту или сбор лесных растений, они находились в странных местах, называемых office, — не иначе, культовых. Все эти магические ритуалы и попытались воспроизвести аборигены.

Ответственность — кнут или пряник для вас?

Какое у вас отношение к понятию личной ответственности? Вызывает ли она чувство свободы? Или это ощущение что вы связаны по рукам и ногам?

Помимо родительского поощрения/порицания в качестве ориентира для наших действий, есть еще один важный импульс, с которым связано восприятие личной ответственности взрослым человеком.

Это естественный детский интерес к исследованию всего, что встречается на пути. Ребёнок не рождается «чистым листом». Даже если не рассматривать духовный аспект, типа наличия души, каждый из нас с самого зачатия — уникальная комбинация генетического материала наших родителей и всех предков по обеим линиям. И с рождения некое ядро будущей личности уже присутствует.

Поэтому, несмотря на воспитание семьи, социума, у каждого есть особенности и предпочтения свойственные только ему. Из них следуют наши желания и цели.

И личная ответственность предполагает, что каждый из нас в ответе перед самим собой за то чтобы они были реализованы. Чтобы глубинные импульсы нашли свое выражение вовне. Потому что именно это приносит чувство глубокого удовлетворения, согласия с собой и жизнью, такая ответственность связана с удовольствием, а не с грузом на плечах и наказанием.