Основные направления в психологии xx века
Что такое гуманистическая психология. Гуманистическая психология
Словообразование. Происходит от лат. humanus — человечный и греч. psyche — душа + logos — учение.
Категория. Ряд направлений в современной психологии.
Специфика. Ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством А.Маслоу была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе. К данном у направлению могут быть отнесены А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Ш.Бюлер. Ф.Бэррон, Р.Мэй, С.Джурард и др. Получила название «третьей силы» в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а наоборот, на выход из этих границ. Существенное влияние на формирование гуманистической психологии оказали гештальтпсихология и феноменология, в частности, представления М.Мерло-Понти о «битии-для-мира», в соответствии с которыми человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение. Было постулировано, что цель человеческого существования — самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм). Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию «хорошего гешатальта». Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой «окружающего поля», к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.
Принципы. Методологические позиции гуманистической психологии могут быть сформулированы в следующих принципах:
— человек целостен;
— ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
— главной психологической реальностью являются переживания человека;
— человеческая жизнь — единый процесс;
— человек открыт к самореализации;
— человек не детерминирован только внешними ситуациями.
Терапия. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Особое значение придается принципу «здесь и теперь» — прошлого уже нет, будущего еще нет. Для различных форм психотерапии, которые базируются на гуманистической психологии (логотерапия В.Франкла, психодрама Я.Морено, гештальттерапия Ф.Перлса, клиентоцентрированная терапия К.Роджерса), характерен акцент не на объяснении поведения, а на осознании и отреагировании эмоций. Роджерс узаконил совершенно новые взаимоотношения между пациентом и терапевтом, которые стали носить субъект — субъектный характер. В гештальттерапии целью является актуализация содержания сознания для уяснения целостного контекста нерешенных жизненных проблем.
Личность в гуманистической психологии
Личность в данном направлении психологии рассматривается как целостная система, которую невозможно делить на фрагменты и рассматривать их в качестве отдельного предмета для изучения.
Другими словами, целое не есть сумма отдельных составляющих частей. Так же, как единый, рассматривается жизненный цикл и приобретаемый в его процессе человеком опыт.
Каждая отдельная личность воспринимается, как уникальная.
Именно поэтому различные статистические данные не имеют никакого смысла, поскольку судить о поведении человека можно только лишь исходя из его субъективного опыта.
В качестве истинной реальности в таком случае выступают личные переживания человека.
Человек рассматривается в качестве активного существа, стремящегося к саморазвитию. Руководствуется при этом он своими собственными целями и принципами, которые позволяют ему оставаться в определенной мере независимым от внешних факторов.
Внутренняя природа человека
Фрейд достаточно ясно намекал на то, что человек находится во власти управляющих им бессознательных сил. Основатель психоанализа также подчеркивал, что если человек не будет контролировать бессознательные импульсы, это приведет к уничтожению других людей или же самого себя. Сложно судить о том, насколько справедлива подобная точка зрения, однако Фрейд слабо верил в то, что людьми движет светлое начало.
Личность в гуманистической психологии рассматривается с кардинально противоположной психоанализу точки зрения. Приверженцы данного направления утверждают, что человек если не хорош внутренне, то, по крайней мере, его природа нейтральна.
Конечно, это мнение вполне может оспорить тот человек, который темным вечером подвергнется нападению грабителей. Но Маслоу утверждал, что разрушительные силы, действующие в людях, являются прямым результатом фрустрации, невозможности удовлетворить собственные потребности. От природы же в каждом заложены позитивные возможности для достижения самореализации. Такого позитивного взгляда на человека придерживался Маслоу в течение всей своей жизни.
Гуманистическая психология доклад. Доклад: Основные положения гуманистической психологии
1. Основные положения гуманистической психологии
2. Концепция невроза в гуманистическом направлении
3. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия
Заключение
Список использованной литературы
1. Основные положения гуманистической психологии
Гуманистическая психология, которую часто называют «третьей силой в психологии» (после психоанализа и бихевиоризма), сформировалась как самостоятельное направление в 50-х годах XX столетия. Гуманистическая психология основывается на философии европейского экзистенциализма и феноменологическом подходе. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология — описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построении, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания («здесь и теперь») как основному феномену в изучении и понимании человека. Здесь можно также найти и некоторое влияние восточной философии, которая стремится к соединению души и тела в единое человеческое духовное начало.
Гуманистическая психология во многом развивалась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Один из виднейших представителей этого подхода Р. Мей писал, что «понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности»
Низведение человеческой мотивации к уровню первичных, и даже животных, инстинктов, недостаточное внимание к сознательной сфере и преувеличение значимости бессознательных процессов, игнорирование особенностей функционирования здоровой личности, рассмотрение тревоги только как негативного феномена — именно эти психоаналитические воззрения вызывали критику представителей гуманистической психологии. Бихевиоризм, с их точки зрения, дегуманизировал человека, акцентируя внимание только на внешнем поведении и лишая его глубины и духовного, внутреннего, смысла, превращая тем самым личность в машину, робот или лабораторную крысу
Гуманистическая психология провозгласила свой подход к проблеме человека. Она рассматривает личность как уникальную, целостную систему, попять которую посредством анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку стал одним из фундаментальных положений гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются специфически человеческие свойства — стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию смысла собственного существования.
Теории: кратко
В гуманистической психологии выделены два основных направления:
Теория А. Маслоу, заключающаяся в том, что центральной проблемой психологии является мотивация человека.
При этом она представляется, как основная движущая сила, способная нарушить психическое равновесие личности — ведь только в таком случае возможен рост личности, ее стремление к развитию, иными словами — желанию стать тем, кем человек хочет.
Для этого должны возникнуть определенные условия, прежде всего — удовлетворение основных физиологических потребностей, а также необходимости в безопасности и защите.
И только в таком случае возможен дальнейший рост индивидуума и его развитие. До этих пор такая возможность остается лишь потенциальной.
Также согласно данной теории, неудовлетворенность базовых потребностей рассматривалась как причина неврозов и психозов.
Теория Карла Роджерса, заключающаяся в том, что в эпицентре меняющегося мира находится сам человек, его чувства и восприятие. В ее основу легли следующие принципы:
- Человеческое поведение нельзя объективно рассматривать, поскольку единственно верной будет позиция личности на основе ее субъективного опыта. С иных точек зрения понять другого человека невозможно.
- Человек свободен в своем выборе, он самостоятельно определяет свою судьбу и принимает решения.
- Человек стремится к совершенству.
По К. Роджерсу, в человеке от природы заложено стремление к самоактуализации и развитию. В качестве помех этому могут выступать соответствующее воспитание или нормы общества, в котором он находится, а также навязываемые ему ценности. Эти же факторы рассматривались, как причины отклонения в поведении.
Предпосылки гуманистической психологии.
В середине 20 века в Америке возникло новое направление психологии, в основу которого легли идеи экзистенциализма провозглашающего изначальную иррациональность человеческого сознания, а также отрицание принципа лежащего в основе познания, а именно рационального мышления, как единственно возможного.
Поскольку такая система базировалась на понимании единства объекта и субъекта, как априори присущего любому сознанию, из нее естественным образом вытекала идея о первостепенном значении именно субъективного опыта личности. А это автоматически означало совершенно другой поход к изучению личности и пониманию основ ее существования.
Чтобы понять насколько существенной, если не революционной, эта идея была в психологии того времени достаточно вспомнить, что в 30 — 40 годах 20 века в мире торжествовали психоаналитическое направление и бихевеоризм, которые базировались на принципах априорно считавшихся научными, а именно, на естественнонаучном подходе, рассматривающим человека в основном с точки зрения природного животного механизма, поведение и мотивы которого во многом базировались на рефлексах и порывах по удовлетворению базовых природных потребностей.
Поскольку появление нового направления совпало также и с пиком общественных движений того времени за защиту прав и гражданских свобод личности, массовыми акциями протеста, новыми молодежными веяниями и возникновением на их базе уникальных и совершенно новых субкультур, то становится понятным и круг основных идей гуманистической психологии, которые очевидно испытали влияние этого времени.
Плюсы и минусы
Гуманистическая концепция в психологии встречает как своих последователей, отмечающих ее сильные стороны, так и подвергается критике со стороны специалистов различных школ.
Плюсы:
- Отведение человеку огромной роли в самоуправлении собственным психическим здоровьем.
- Учет внешних факторов в формировании личности человека, а не сосредоточенность на внутренних качествах.
- Реально оказываемое влияние на терапию, а также сферы здравоохранения и образования.
- Рассматривание в качестве объекта изучения здорового человека, а не суждение о психически здоровой личности по наблюдаемым отклонениям в поведении других.
Минусы:
- Рассматривание общения двух людей, как равных, что в реальности часто не находит подтверждения.
- Так как в качестве объектов исследования берутся здоровые люди с удовлетворенными основными потребностями, данная теория плохо подходит для объяснения поведения людей с нарушениями психики, а также находящимися в плохих социальных условиях.
- Слишком большая ответственность человека за собственные поступки.
Гуманистическая психология Маслоу. Гуманистическая психология и основные потребности по Маслоу
Абрахам Гарольд Маслоу (1907—1970) был одним из наиболее ярких основоположников гуманистической психологии. Из его работ руководители во многих отраслях человеческой деятельности узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию личности человека. Создавая свою теорию мотивации, Маслоу шел необычным путем. Он не был экспериментатором, не прибегал к использованию анкет или интервью. У него был свой метод — биографический: он изучал истории жизни, биографии великих людей.
Его книга «Мотивация и личность» впервые вышла в 1954 г. оду и была пересмотрена и дополнена автором в 1970 году. Для нас более всего интересна глава 4 этой книги «Теория человеческой мотивации».
Все человеческие потребности он разделял на пять групп и назвал их базовыми потребностями.
1. Физиологические потребности, которые являются необходимыми для жизни и существования. Они включают потребности в еде, питье, убежище, отдыхе и сексуальные потребности. Сам автор пишет об этом следующее: «За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами. … Вряд ли кто-нибудь возьмется оспорить тот факт, что физиологические потребности — самые насущные, самые мощные из всех потребностей, что они доминирующий по отношению ко всем прочим потребностям. На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный. …О голодном нельзя сказать: „Не хлебом единым жив человек“, потому что голодный человек живет именно хлебом и только хлебом. …Но что происходит с его желаниями, когда у него вдоволь хлеба, когда он сыт, когда его желудок не требует пищи?
Гуманистическая психология примеры. Гуманистическая психология
Гуманистическая психология (англ. humanistic рsychology ) – направление в западной, преимущественно амер., психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие и самоактуализация личности , ее высшие ценности и смыслы , любовь , творчество , свобода, ответственность, автономия , переживание мира, психическое здоровье , глубинное межличностное общение , трансценденция и т. п.В нач. 1960-х гг. Г. п. сформировалась как течение, противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму , который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с др. стороны, психоанализу , критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами . Г. п., объединившая большую группу психологов, уже в 1960-е гг. приобрела большой вес и получила название третьей силы в западной психологии.Г. п. представляет собой конгломерат довольно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители Г. п. стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.Основные методологические принципы и положения Г. п. сводятся к следующему: а) человек целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтому исследование отдельного случая ( case study ) не менее оправданно, чем статистические обобщения ; в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию, самоактуализации и самореализации, которые являются частью его природы (см. Натура ); е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям , которыми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Истоки этих идей – в философских традициях гуманистов Возрождения, фр. Просвещения, нем. романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.Общая методологическая платформа Г. п. реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу , В. Франкла , Ш. Бюлер и др. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (Джурард, Франкл, Маслоу). Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса , С. Джурарда, Р. Мэя и др.
Интересные факты
Рассмотрим несколько занимательных фактов о гуманистическом направлении.
- Идеи, предложенные Маслоу, были раскритикованы основоположником психоанализа З. Фрейдом.
- Франкл изобрел понятие «воскресного невроза», которое характеризует подавленное психоэмоциональное состояние, которое человек может испытывать по завершении трудовой недели.
- Карл Роджерс, один из основоположников гуманистического направления, в юности планировал стать фермером.
- К гуманистическому направлению также относится и школа позитивной психологии.
- В качестве своей философской базы гуманистическая психология опирается на экзистенциализм.
- Данное направление в психологии выступает против построения психологического знания по принципу естественных наук.
Терапия и психотерапия
Методы терапевтов основаны на борьбе с отсутствием смысла существования пациентов, с одиночеством, чувством тревоги и со страхом смерти.
Все эти негативные факторы ведут к возникновению у них экзистенциальной боли.
При работе терапевтами данного направления должны быть достигнуты переживания пациентами реальности собственного существования, которому препятствуют неврозы, страхи, отсутствие смысла жизни и боязнь личной свободы.
По К. Роджерсу, стратегия психотерапии должна включать следующие шаги:
- Клиент сам определяет для себя необходимость обращения к специалисту за помощью.
- При взаимодействии клиента с терапевтом уточняются причины его обращения за помощью.
- Терапевтом создается атмосфера, максимально способствующая самовыражению клиента.
- Психотерапевт воспринимает клиента во всех его проявлениях.
- Между психотерапевтом и клиентом создается доверие, последний привыкает к специалисту, его чувства стабилизируются.
- Определяются истинные причины, которые привели к просьбе о помощи.
- Клиентом осознаются истинные причины его обращения к психотерапевту.
При помощи психотерапевта клиент определяет для себя стратегию дальнейшего поведения.
Конкретные действия и борьба с истинной проблемой.
Обретение обратившимся уверенности в себе и собственных силах.
Достижение клиентом чувства самодостаточности и независимости, отсутствия необходимости в помощи специалиста.
Гуманистическая психотерапия подойдет людям, потерявшим свою цель в жизни, разочаровавшимся в собственных возможностях, а также тем, кто желает максимально реализовать свой потенциал, добиться независимости и свободы. Подходит она как для отдельно взятых личностей, так и для семей или пар.
Гуманистическая психология, несмотря на критику, является не только альтернативным взглядом психоанализу и бихевиоризму, восполняет пробелы, допущенные в данных взглядах, но и имеет практическое значение, помогая человеку определиться с жизненными целями, обрести смысл в жизни и максимально самореализоваться.
О гуманистической психологии в этом видео:
Наша интересная группа Вконтакте:
Недирективный метод психологического консультирования
Данный метод является одним из основных в гуманистической психологии. Впервые он был предложен К. Роджерсом, который назвал его клиент-центрированной терапией.
В чем же заключается применение данного метода? Как уже упоминалось, гуманистическое направление постулирует изначальную доброту каждого человека. Но позитивные качества становятся видны только при определенных условиях, когда индивид находится в атмосфере принятия, внимания. Именно это и делает психотерапевт на консультации.
Сеанс, таким образом, происходит в форме диалога. Терапевт понимает своего клиента, не осуждает его, не подвергает лишней критике. Это и становится одним из основных условий, обеспечивающих реабилитацию человека. Клиент осознает, что у него есть шанс свободно и открыто поговорить о накопившихся трудностях, выразить себя. Это позволяет более ясно понять события окружающего мира, повысить самооценку, найти путь из личностного кризиса.
Практическое применение
Потенциальному клиенту бывает нелегко выбрать, к представителю какой школы ему стоит обратиться. Приверженец гуманистического подхода максимально подробно интересуется внутренним миром клиента.
Задача специалиста – работать с ощущениями конкретного человека. Для этого у психолога есть эмпатия, терпеливость, внимательность. Он работает с противоречиями я-идеального и я-реального, умеет тактично вести себя.
Основные положения гуманистического подхода нашли широкое применение в педагогике. С помощью техник учитель выстраивает отношения с учениками, помогает им развивать творческие способности.
Идеи Роджерса и Маслоу используются на психологических тренингах
Разноплановое применение гуманистических идей позволяет сделать направление очень популярным, особенно на западе. Его основные идеи используются и в других школах
Например, важность создания доверительной обстановки пошла от Роджерса
Принципы
Различные теории гуманистической психологии не противоречат следующим основополагающим принципам:
- Развитие. Данный принцип подразумевает желание человека двигаться к новым целям, его самосовершенствование и потребность развиваться, которые являются врожденными, а не приобретенными качествами.
- Целостность. Человек должен рассматриваться, как целостная сложная система, стремящаяся к развитию собственных потенциалов.
Гуманность. Данный принцип подразумевает, что человек от природы наделен добротой, и только лишь внешние факторы, которые препятствуют реализации его истинной сущности, ведут к проявлению агрессии.
Целевой детерменизм. Человек ориентирован на будущее в соответствии с его ожиданиями, стремлениями и ценностями.
Активность. Человек самостоятельно мыслит, однако при всем этом он способен создавать условия, необходимые для развития другого человека и оказывающие на него влияние.
Неэкспериментальное исследование. В основе данного принципа лежит принцип целостности, который отрицает экспериментальное исследование по той причине, что человек должен рассматриваться в контексте всех составляющих системы, а не отдельно взятых фрагментов опыта.
Репрезентативность. Заключается в совпадении цели и объектов изучения, поскольку для этого берутся здоровые самореализующиеся личности.
Тесты и другие методы
Метод гуманистической психологии, целью которого является интегральная, целостная диагностика личности – опросник «Чувства. Реакции. Убеждения», разработанный Д. Картрайтом. Еще один тест, который анализирует особенности самоактуализации личности, был разработан Э. Шостромом. Базируется опросник самоактуализации Шострома на основе теории Маслоу, Перлза и других. Нередко используется и «Тест эмпатических тенденций», авторство которого принадлежит Э. Мехрабиану.
Количество методик, используемых в гуманистическом направлении, достаточно велико. Еще в 1971 году в Америке С. Петерсоном был разработан так называемый «Каталог путей личностного роста», в котором на тот момент перечислялось порядка 40 методов, применяемых в гуманистической психологии. Кратко перечислим некоторые из них:
- арт-терапия (рисование, музыка, танец);
- визуализация;
- восточные техники (медитация, йога);
- гештальт-терапия;
- психодрама;
- трансактный анализ;
- экзистенциальная психотерапия.