Индивидуальный проект по психологии «психология толпы»

Какие типы личности существуют?

Есть много способов разделения людей по психотипам.

Классификация по Леонгарду:

  • Экстраверты. Любят, когда их окружает много людей, болтливы, любят исполнять просьбы, выслушивать других и оказывать помощь. Для них характерны легкомыслие и необдуманные поступки.
  • Интроверты. Философы, вдумчивые личности, не любят шумных заведений. Не идут на конфликт, быстро привязываются к человеку. Сдержаны и принципиальны.
  • Экзальтированный тип. Контактны, коммуникабельны. Любят поспорить, но не вступают в открытые конфликты. Среди них романтики и те, кто сильно привязывается к родным людям.
  • Демонстранты. Всегда в центре внимания. Им важна похвала, власть, первенство. Они лицемерны, эгоистичны. Способны принимать нестандартные решения.
  • Эмотивный тип. Предпочитают узкий круг общения. Эмоции держат в себе, чувствительны, показывают свои слезы. Психотип ассоциируется с субкультурой «эмо».
  • Тревожные люди. Для них характерна пассивность, они необщительны, самокритичны и дружелюбны. В конфликтных ситуациях считаются «козлами отпущения».
  • Педанты. Не любят быть выскочками. Они строги к порядку вещей и мыслей. Такие люди хороши в качестве бизнес-партнеров, т. к. они серьезны и пунктуальны.
  • Возбудимый тип. Не любят общаться, замкнутые в себе, угрюмые. Любят вступать в конфликты. Их не воспринимают в коллективе. Нельзя прогнозировать, что от них ожидать.
  • Циклоидный тип. Люди с часто меняющимся настроением, от которого зависят их действия в жизни. Общительность и эмоциональность быстро перерастают в раздражительность.
  • Дистимный тип. Не любят шумных компаний, замыкаются в себе. Не занимают ни одну из сторон в конфликтах. Любят монотонную работу. Друзей мало, но теми, что есть, они дорожат.
  • Гипертимный. Активность, коммуникабельность и эмоциональность – их кредо. Они энергичны, инициативны, но легкомысленны. Многие из них одиноки.

Темперамент – свойство, которое определяет динамику поведения, разновидность нервной системы. Выделяют 4 его типа:

  • холерик;
  • сангвиник;
  • флегматик;
  • меланхолик.

Темперамент можно исследовать, причем полученные результаты могут являться подсказкой при выборе будущей профессии. Изменить темперамент взрослого нельзя.

Индивидуальный проект по психологии "психология толпы"

Характер – набор стойких психических свойств, с помощью которых определяется поведение человека, его связь с окружающим миром.

Изучая личность в системе отношений, можно выделить 4 ее характеристики:

  • Отношение к людям.
  • Черты характера, которые указывают на отношение к своей работе или занятию.
  • Способ восприятия самого себя.
  • Отношение к вещам, которые окружают или используются.

В каждом случае имеются как положительные, так и отрицательные моменты.

Полезные ссылки

  1. Winnie, JF & Gittinger, JW (1973) Введение в систему оценки личности. Журнал клинической психологии, приложение к монографии, 38,1 = 68
  2. Jump up Krauskopf, CJ & Saunders, DR, (1994) Личность и способность: система оценки личности. Университетская пресса Америки, Ланхем, Мэриленд
  3. Engler, Barbara (2008). Теории личности: введение (8-е изд.). Бостон, Массачусетс: Хаутон Миффлин. ISBN  9780547148342 .
  4. Прыжок вверх Fleeson, W. (2004). «Перемещение личности за пределы ситуации с ситуацией личности: вызов и возможность изменчивости внутри человека». Текущие направления в психологической науке . 13 (2): 83-87. doi : 10.1111 / j.0963-7214.2004.00280.x .
  5. Перейти вверх^ Зайас, V; Shoda Y (2009). «Три десятилетия после парадокса личности: понимание ситуаций». Журнал исследований в области личности . 43 : 280-281. doi : 10.1016 / j.jrp.2009.03.011 .
  6. Tapu, CS (2001). Ипостатическая личность: психопатология делать и делать . Premier. С. 28-31. ISBN  9738030595 .
  7. Фарес, EJ; Chaplin, WF (1997). Введение в личность (Четвертое издание). Нью-Йорк: Лонгман. С. 8-9. ISBN  0-673-99456-2 .
  8. Эштон, М .; Lee, K. (2008). «Модель структуры личности HEXACO» . Социальная и личностная психология . 2 (5): 1952-1962 годы. doi : 10.1111 / j.1751-9004.2008.00134.x .
  9. Pogue-Geile, Michael F .; Роуз, Ричард Дж. (1985). «Генетические исследования развития личности взрослых». Психология развития . 21 (3): 547-557. doi : 10.1037 / 0012-1649.21.3.547 .
  10. Скарр, Сандра; Уэббер, Патриция Л. .; Вайнберг, Ричард А.; Виттиг, Мишель А. (1981). «Личностное сходство среди подростков и их родителей в биологически родственных и усыновительных семьях». Журнал личности и социальной психологии. 40 (5): 885-898. doi : 10.1037 / 0022-3514.40.5.885 .

Биопсихологические теории

Биология играет очень важную роль в развитии личности. Изучение биологического уровня в психологии личности фокусируется прежде всего на определении роли генетических детерминант и способах формирования отдельных личностей. Некоторые из самых ранних размышлений о возможных биологических основах личности выросли из случая Финеаса Гейджа . В 1848 году аварии, большой железный стержень был изгнан через голову Gage, и его личность , по- видимому изменилось в результате, хотя описания этих психологических изменений, как правило , преувеличены.

В целом, пациентов с повреждением головного мозга трудно найти и изучить. В 1990-х годах исследователи начали использовать электроэнцефалографию (ЭЭГ), позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ) и более позднюю функциональную магнитно-резонансную томографию (МРМ), которая в настоящее время является наиболее широко используемым методом визуализации, чтобы помочь локализовать личностные черты мозга.

Психология личности как междисциплинарное направление изучения человека и образовательная дисциплина в системе университетского образования СССР и России

Данный проект осуществлялся с 1979 года и продолжает осуществляться по настоящее время /второе десятилетие ХХI века/. Точками кристаллизации этого проекта стали доклад, статья и дискуссия на методологическом семинаре Общества психологов СССР в 1982 году /см. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности //Вопросы психологии, 1983, №3/, учебные пособия «Личность как предмет психологического исследования» /1984/ и «Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе» /1986/; издание в 1990 году учебника «Психология личности: принципы общепсихологического анализа». Данный учебник был рекомендован для студентов, обучающихся по специальности «Психология» Государственным Комитетом СССР по образованию в 1990 году. Рецензенты данного учебника – профессора Блюма Вульфовна Зейгарник, Борис Сергеевич Братусь и Игорь Семенович Кон. С опорой на учебник «Психология личности» в период с 1990 года по настоящее время разработаны стандарт и программа классического университетского образования  «Психология личности». Данный учебник выдержал четыре издания /1990, 2001, 2007, 2010/. В переработанном и дополненном виде он вышел в 2007 году под названием «Психология личности: культурно-историческое понимание человека». В контексте проекта, посвященного выделению психологии личности как самостоятельного направления психологической науки, в системе Высшей аттестационной комиссии РФ выделена специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии.

В 1997 году на факультете психологии МГУ организована первая в России кафедра психологии личности и специализация «психология личности» [см. об этом А.Г. Асмолов . Кафедра психологии личности / Психология в Московском университете 1755-2005/М., 2006]. Организация кафедры психологии личности стала стимулом для организации подобных кафедр в ряде других университетов страны, прежде всего в работающих в содружестве с МГУ кафедр психологии личности в Томском государственном университете /Э.В. Галажинский/ и Ростовском государственном университете /П.Н. Ермаков/.

В период с 2007 года в цикле исследований по проблемам толерантности, психологии альтруизма, психологии смысла, психологии переживания, психологии воли, экзистенциальной психологии, смыслового психоанализа, позитивной психологии, персонологии все более рельефно выступает перспектива междисциплинарных исследований психологии личности на границах с культурной антропологией, понимающей феноменологической социологией, историей ментальности и семиотикой культуры /А.Г. Асмолов, А.И. Айламазьян, Ф.Е. Василюк, М.С. Гусельцева, В.А. Иванников, О.А. Карабанова, С.В. Кривцова, Д.А. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, Е.Е. Насиновская, А.В. Рассохин, Г.В. Солдатова, Е.Ю. Патяева, В.А. Петровский и др./. Проект  «Психология личности» также выступает методологическим ориентиром в социальных практиках политики и образования.

/см. также: Асмолов А.Г., Петровский А.В. Личность //Российская педагогическая энциклопедия: в 2 Т., Гл. ред. В.В. Давыдов, — М., Большая Российская энциклопедия, Т.1., 1993, С.522-524.

Асмолов А.Г. Личность //Новая философская энциклопедия: в 4-х т, т. II. –М., «Мысль», 2001, С.401-404.

Психология личности человека

Понятие личности в психологии многосторонне и многообразно, что связано с самим феноменом личности

Психологи разных направлений дают различные определения этого понятия, но каждое из них содержит в себе что-то важное. Наиболее популярным является определение личности, как неповторимого комплекса психологических черт характера, способностей, желаний и стремлений, которые делают человека уникальным

При рождении каждый человек является обладателем определенных способностей и особенностей нервной системы, на базе которых и формируется личность. При этом новорожденного ребенка называют не личностью, а индивидом. Это означает, что малыш принадлежит к роду людей. Начало формирования личности связывают с началом появления у ребенка индивидуальности.

Различные определения понятия личность

  • Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).
  • Личность – «живой человек из плоти и крови», вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму (С.Л. Рубинштейн).
  • Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)
  • Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
  • Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
  • Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
  • Личность – человек как общественный индивидум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
  • Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
  • Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
  • Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определённые отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)
  • Личность — 1) человек, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении (М.В. Гамезо)

Особенности социально-психологического изучения личности

Индивидуальный проект по психологии "психология толпы"Проблематика личности до сих пор считается самой конфликтной в социальной психологии. Изучение человека ею рассматривается с точки зрения социального существа. Исследования в социальной психологии нацелены на выяснение степени общественного влияния на личность и определения, в каких именно группах ей удается наилучшим образом реализовать свои социальные навыки. Решающими факторами при этом остаются социальные установки и психологические свойства индивида.

Проблема личности в социальной психологии связана с различными вариантами пониманиями социальности. С течением времени, ее значения и трактовки плавно смещались. От внешних, ролевых и более жестких, в сторону размытых, социокультурно обусловленных.

В социальной психологии существует три равноправные, логики анализа личности:

  1. С характерной для настоящего времени неопределенностью, являющейся следствием типичных объективных изменений социума, движущегося в том же направлении.
  2. Парадигмальные изменения в самой науке, связаные со смещением исследовательского интереса в сторону анализа происходящих перемен.
  3. Объективные изменения личности современника, который все больше теряет свою социальную заданность.

Становится возможным не только диагностировать, но и оказывать влияние на социально-психологическую сторону личности.

Программное обеспечение

Можно условно уподобить опыт личности совокупности программного обеспечения на компьютере. Мы устанавливаем программы, используем их, до тех пор, пока они работают нормально, или пока не появятся их обновленные версии. Опыт сущности при этом можно уподобить операционной системе компьютера, куда программное обеспечение инсталлируется.

Также, как программное обеспечение может влиять на работоспособность операционной системы, сущность человека может быть подвергнута воздействию из личностной сферы, что проявляется в различных психических отклонениях, или в уникальных способностях

Поэтому важно быть разборчивым, чутким, прежде чем «устанавливать» новые ментальные программы поверх «системы» своей сущности. Чаще всего, однако, как бы личность не изворачивалась, ее решения ничего для сущности не значат

В итоге все поверхностные решения на следующий день становятся пустыми миражами.

Часто мы воодушевляемся, читая тексты, которые помогают нам разрешить внутренние противоречия, понять нечто новое для себя. После прочтения очередного текста может возникнуть ощущение, словно «уж теперь-то все понятно! Жизнь изменится!» Однако на деле сразу, как правило, ничего не меняется. Потому что понимание пришло к личности, а не сущности. Понимание личности без понимания сущности ничего не стоит. Понимание личности ценно, как напоминание. В чем заключается это напоминание?

Когда личность то и дело задумывается о какой-нибудь психологической концепции, сущность подсознательно начинает направлять внимание в те сферы психики, которые эта концепция отражает. Чем чаще, к примеру, человек думает о том, чтобы осознать себя во сне, тем выше шанс, что это действительно произойдет

Однако спрогнозировать на все сто «поведение» сущности, личность не способна.

Проблема личности в социальной психологии: типы субъектов

Индивидуальный проект по психологии "психология толпы"Считается, что любой индивид может проживать в трех сферах мира — природной, общественной и культурной.

На основании данного утверждения и группируют субъектов по трем типам:

  • социальный — люди, которые принимают данное общество и усваивают все его нормы и требования;
  • культурный — индивиды способны осуществлять свои решения жизненных проблем, пропуская их через призму нравственных и культурных принципов;
  • природный — люди рассматриваются как биологические существа, которые могут приспосабливаться к изменяющимся природным условиям.

Несмотря на то, что в социальной психологии проблема личности касается больше ее социализации, понятие «личность» включает в себя все эти три типа. Однако в более узком его понимании, значимыми становятся общественные отношения, которые и формируют личностные навыки общения и склонность к совместной деятельности. Все это происходит под постоянным воздействием культурных традиций.

Также нельзя исключать определяющего влияния на личность психологических и биологических особенностей индивида.

Высокая степень уникальности достигается через постоянную активность, готовность к личной ответственности.