Гуманистический подход в психологии личности: исследование

Гуманистическая психология доклад. Содержание

Отсюда неприятие ученымидей психоанализа о враждебных отношениях между личностью и обществом. Он также резко возражал и против общепринятого взгляда, что развитие — это приспособление человека к окружающему миру. Одним из первых он заговорил об уникальности, индивидуальности человека, являющимся носителем своеобразного сочетания качеств, названные ученымчерта. Эти черты личности, он классифицировалкак основные и инструментальные. Основные черты — врожденные ивлияют на поведение, а инструментальныеформируются в процессе и оформляют поведение. Набор этих черт, по Олпорту, составляет ядро личности. Олпорт считал, что со временем развивается автономность этих черт. Например, у ребенка черты еще не сформированы и потому отсутствует их автономия, а у взрослого человекауже осознающего себя и свою индивидуальность, черты становятся автономными и не зависимымиот биологических потребностей и давления общества. Эта автономность черт дает возможность человеку, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом, Олпорт решает проблему идентификации-отчуждения, которую разрабатывал Маслоу. Значение гуманистической психологии. Ее сегодняшнее положение в психологии

На сегодняшний момент наметились тенденции частичной интеграции гуманистической психологии с другими направлениями в психологии — в том числе и с ее «оппонентами» — психоанализом и необихевиоризмом

Но, не смотря на эти предпосылки, гуманистическая психология занимает важное место в западной психологии и находит свое отражение в сфере практического ее применения. Основной областью практического применениягуманистической психологии является психотерапевтическая практика

В трудах А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта и других ученых разработаны представления о психологически здоровой личности. Наиболее популярные сейчас психотерапевтические системы были разработаны теоретиками-гуманистами К. Роджерсом и В. Франклом. Другой важной областью практического применения стала гуманистическая педагогика, основанная на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником, и ориентирована на формирование творческих способностей личности. Третьей областью практического приложения гуманистической психологии является социальнопсихологический тренинг, создателем которого стал К. Роджерс. Несмотря на все внешние признаки оформившейся школы, гуманистическая психология так и не стала полноценной психологической школой. Так посчитали сами приверженцы этого направления на своем собрании в 1985 году. Последующие исследования подтвердили этот вердикт. На сегодняшний день менее одного процента материала учебников посвящено изучению гуманистической психологии. Как правило, лишь упоминается иерархия потребностей Маслоу и личностно-ориентированная терапия Роджерса. Заключение

Таким образом, в соответствии с целью и задачами нашего реферата, рассмотрев гуманистическую психологию, как направление в науке, мы приходим к следующим выводам:

1.Гуманистическая психология зародилась на трудах экзистенциалистов и явилась как альтернатива доминирующим в 60-е годы 20 века направлениям в психологии — психоанализу ибихевиоризму. 2. Главным предметом изучения и анализав гуманистической психологии признавали личность, как уникальную целостную систему. Личность рассматривалась как психически здоровая, гармоническая, которая пытается достичь вершины личностного развития, самоактуализации3. Основные принципы гуманистической психологии были сформулированы А. Маслоу — принципы становления личности, холизма, уникальности индивида, позитивного отношения к человеческой природе и психология психического здоровья.

4. Мы рассмотрели некоторые основные теории личности в гуманистической психологии — теорию самоактуализации Маслоу (бесконечный процесс, связан с умением понять себя, строить свое поведение исходя из своей внутренней природы) и теорию личностных черт Г. Олпорта (суть в уникальности, индивидуальности человека, являющимся носителем своеобразного сочетания качеств — черт, составляющих ядро личности).

5. Гуманистическая психология на сегодняшний момент претерпевает частичную интеграцию с другими направлениями в психологии. Но на сегодняшний день она по-прежнему не теряет своей актуальности и находит свое применение в сфере практического положения — в гуманистической педагогике, психотерапевтической практике и в социально-психологических тренингах.

«Третья сила»

На Западе (и прежде всего в США, которые были основным центром влияния в мире психологии в то время) после Второй мировой войны господствовали две психологические школы: бихевиоризм и фрейдизм (а точнее говоря, уже более поздние версии этих направлений — необихевиоризм и неофрейдизм). Гуманистическая психология развивалась как ответ этим направлениям, подход которых к человеку она считала слишком упрощенным. Что же это был за подход?

Первая концепция утверждала, что предмет исследования психологии — поведение человека, а не его сознание, и поведение это строится по формуле «стимул — реакция». «Стимул», «реакция» и «подкрепление» — основные понятия бихевиоризма. Задавая определенный стимул (то есть воздействие со стороны среды), можно добиться нужной реакции (поступков человека), а значит, возможно предсказывать поведение и даже им управлять. Связь между этими двумя компонентами становится особенно прочной, если есть третий элемент цепочки — подкрепление.

Рекомендуем: Психосоматические заболевания — это

В большинстве случаев поведение определяется ожиданием положительного подкрепления (благодарность, материальное поощрение, позитивная реакция окружающих), но может быть продиктовано и стремлением избежать отрицательного. Необихевиористы усложнили эту трехкомпонентную структуру и ввели в нее промежуточные факторы, которые замедляют, усиливают или блокируют подкрепление. Таким образом стали анализироваться не только наблюдаемые проявления поведения, но и механизмы, его регулирующие.

Неофрейдизмом называется комплекс течений, которые развились на основе идей Фрейда и его психоаналитической теории. Как известно, в классическом психоанализе движущей силой человеческих поступков считались бессознательные влечения, при этом главная роль отводилась сексуальной энергии. Неофрейдисты не отрицали влияния бессознательного, однако главным источником конфликтов личности считали не его противоборство с сознанием, а воздействие общества.

И вот в 50–60-е годы двадцатого столетия как противовес этим двум течениям возникает гуманистическая школа психологии, которая хотела (и смогла) стать третьей силой американского психологического сообщества. Этот научный подход оформился благодаря известному американскому психологу, создателю иерархической модели потребностей Абрахаму Маслоу; он стал основателем направления, ему же принадлежит выражение «третья сила».

Рекомендуем: Особенности сказкотерапии

Основные принципы гуманистической психологии в 1963 году сформулировал первый президент Ассоциации гуманистической психологии Джеймс Бьюдженталь:

  • Человек не пассивный наблюдатель, а активный преобразователь своей жизни, обладающий свободой выбора. В личности изначально заложен потенциал развития.
  • Опыт личности уникален и ценен, его нельзя анализировать путем простого описания поведения и обобщений.
  • Изучение отдельных психических процессов не дает целостной картины. Человек должен изучаться как целое, которое больше суммы его частей.
  • Человек от природы наделен положительными качествами, а отрицательные проявляет потому, что не раскрыл свою истинную сущность.

Предмет изучения и задачи науки

Гуманистическое направление изучает варианты творческого развития человека, его самосовершенствование на протяжении жизни. Предметом изучения являются:

  • межличностные отношения;
  • автономия;
  • психическое здоровье;
  • свобода;
  • любовь;
  • ответственность;
  • самоактуализация.

У этой науки есть ряд задач:

  • изучение этапов деградации личности;
  • поиск самого себя;
  • поиск смысла жизни;
  • осознание собственного достоинства.

Психологи считают, что гуманистическая школа появилась под влиянием нескольких факторов:

  • вершинных экспериментов;
  • идеи освобождения, дзен-буддизма;
  • групповой динамики;
  • expending drag;
  • доктрины актуализации;
  • единства противоположностей — Инь-Янь;
  • тантрических идей;
  • центрирования на личности.

Сильные стороны научного направления:

Наука уделяет много внимания управлению собственным психическим здоровьем, определению состояния.
Исследователи принимают во внимание воздействие окружающих факторов на поведение, изменение состояния человека

Гуманистическая психология подчеркивает важность желаний, мыслей.
Наука помогает здоровым людям исследовать собственный потенциал, оценить свои способности.
Это направление оказывает положительное влияние на развитие здравоохранения, образования.. Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания
Она представляет собой комплекс метафизических концепций

Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания. Она представляет собой комплекс метафизических концепций

происхождения

Одним из первых источников гуманистической психологии была работа Карла Роджерса , который был под сильным влиянием Отто Ранк , который порвал с Фрейдом в середине 1920-х годов. Фокус Роджерс был для того, чтобы процессы развития привели к здоровому, если не более творческому, личностному функционированию. Термин «актуализировать тенденцию» также придуман Роджерс, и был концепцией , что в конечном итоге привел Авраам Маслоу изучение самоактуализации как одна из потребностей человека. Роджерс и Маслоу представил эту позитивную гуманистическую психологию в ответ на то , что они рассматривают как слишком пессимистический взгляд психоанализа.

Другие источники вдохновения включают философию экзистенциализма и феноменологии .

Концептуальные истоки

Гуманистический подход имеет свои корни в феноменологической и экзистенциалистской мысли (см Кьеркегора , Ницше , Хайдеггера , Мерло-Понти и Сартр ). Восточная философия и психология также играют центральную роль в гуманистической психологии, а также иудейско-христианские философии персонализма , так как каждый акций подобных проблемы , о природе человеческого бытия и сознания.

Карл Роджерс (1902-1987), один из основателей гуманистической психологии.

Для получения дополнительной информации о влиятельных фигурах в персонализме , см: Мунье , Габриэль Марсель , Дени де Rougemont , Маритно , Мартин Бубер , Эммануэль Левинас , Макс Шелер и Кароль Войтыла

Как бихевиоризм вырос из Ивана Павлов работы «s с условным рефлексом, и заложил основы для академической психологии в Соединенных Штатах , связанных с именами Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера , Абрахам Маслоу дал бихевиоризму название„вторая сила“ , Исторически «первая сила» были психологи , как Зигмунд Фрейд , Альфред Адлер , Эрик Эриксон , Карл Юнг , Эрих Фромм , Карен Хорни , Мелани Кляйн , Гарри Стек Салливан и другие.

В конце 1930 — х года, психологи, заинтересованный в уникально человеческих проблемах, такие , как я , самоактуализация , здоровье , надежда , любовь , творчество , природа , будучи , став , индивидуальность , и означающим, то есть конкретное понимание человека существование, включен Абрахам Маслоу , Карл Роджерс и Кларк Мустакас , которые были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации , посвященную психологии , ориентированных на этих особенностях человеческого капитала , востребованных постиндустриальным обществом .

  1. Человеческие существа, как человек, отменяют сумму их частей. Они не могут быть сведены к компонентам.
  2. Человеческие существа имеют свое существование в уникальном человеческом контексте, а также в космической экологии.
  3. Человеческие существа знают и знают, зная — то есть, они сознают. Человеческое сознание всегда включает в себя осознание себя в контексте других людей.
  4. Человеческие существа обладают способностью делать выбор и, следовательно, несет ответственность.
  5. Человеческие существа являются преднамеренными, направлено на цели, знает, что они вызывают будущие события, и искать смысл, значение и творчество.

Практические истоки

Вторая мировая война создала практическое давление на военных психологах, у них были больше пациентов , чтобы видеть и заботиться о чем время или ресурсы разрешены. Истоки групповой терапии здесь. Прогрессирование Эрика Берн книг показывает этот переход из того, что мы могли бы назвать прагматичную психологию Второй мировой войны в его поздние инновации, транзакционный анализ, один из самых влиятельных форм гуманистической народной психологии позднейших 1960-1970.

Основоположники и последователи направления

Представители гуманистической психологии:

  1. Карл Роджерс. Создал теорию личности, которая строится на положениях гум-ой. Основой жизни по его теории является желание реализовать врожденные возможности. Основой личности ученый считает реальность.
  2. Бюлер Шарлотта. Психолог из Германии, которая создала собственную периодизацию жизненного пути личности. Главный мотив — самореализация.
  3. Гордон Виллард Олпорт. Психолог из Америки, который изучал психологию личности. Ученый развивал собственную теорию личности, которая основывалась на самоактуализации, стремлении любого человека к тому, чтобы добиться чего-то существенного в жизни.
  4. Ролло Мэй. Еще один психолог из Америки, который выпустил множество работ, касающихся гуманистической психологии.
  5. Франкл Виктор. Психолог из Австрии. Разработал отдельное психологическое учение, главный постулат которого говорит о том, что развиваться личность начинает когда ищет смысл жизни.
  6. Абрахам Харольд Маслоу. Это один из главных основателей гуманистического направления в психологии. Он создал иерархическую модель мотивации, согласно которой у человека на протяжении всей жизни появляются определенные потребности.

Маслоу выделял такие потребности индивидов:

Гуманистический подход в психологии личности: исследование

Личная безопасность. Любой человек желает чувствовать себя защищенным, избавиться от излишней тревожности, спокойно заниматься любимым делом.
Желание самоактуализации. Потребность постоянно достигать поставленных целей, успешно развивать собственные сильные стороны.
Потребность в почитании
Многие хотят получать всеобщее внимание, одобрение влиятельных людей.
Физиологические потребности. К ним относятся жажда, голод, половое влечение.
Потребности в любви
Любой рано или поздно захочет находиться рядом с другими людьми, получить признание.
Эстетические потребности. Желание жить в гармонии, соблюдать симметрию, следовать красоте.
Потребность в новых знаниях

Это важно для саморазвития.

Главной потребностью Маслоу считал самоактуализацию.

Принцип становления

Один из наиболее важных принципов гуманистической психологии заключается в том, что человек постоянно находится в процессе своего становления. Например, студент выпускного курса университета будет отличаться от хихикающего модного первокурсника. По прошествии еще нескольких лет молодой специалист своего дела тоже будет отличаться от выпускника. Он сможет освоить новые жизненные пути, имеющие отношение к его карьере или, к примеру, семейной жизни.

Те люди, которые сознательно отказываются от своего становления, фактически отказываются от личностного роста. Они отрицают тот факт, что в них заложены возможности полноценного бытия. Согласно гуманистической психологии, большой ошибкой является отказ от возможностей сделать каждый миг своей жизни максимально насыщенным. Для психолога данного направления подобный взгляд является не чем иным, как извращением того, чем потенциально мог бы быть человек. Жизнь – непреложная ценность, и поэтому человек должен наполнять каждый миг существования смыслом.

Гуманистическая психология кратко. Гуманистическая психология

Гуманистическая психология  (англ. humanistic рsychology ) – направление в западной, преимущественно амер., психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие и самоактуализация личности , ее высшие ценности и смыслы , любовь , творчество , свобода, ответственность, автономия , переживание   мира, психическое здоровье , глубинное межличностное общение , трансценденция и т. п.В нач. 1960-х гг. Г. п. сформировалась как течение, противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму , который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с др. стороны, психоанализу , критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями   и комплексами . Г. п., объединившая большую группу психологов, уже в 1960-е гг. приобрела большой вес и получила название третьей силы   в западной психологии.Г. п. представляет собой конгломерат довольно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители Г. п. стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.Основные методологические принципы   и положения Г. п. сводятся к следующему: а) человек целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтому исследование отдельного случая   ( case study ) не менее оправданно, чем статистические обобщения ; в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию, самоактуализации   и самореализации, которые являются частью его природы (см. Натура ); е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям , которыми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Истоки этих идей – в философских традициях гуманистов Возрождения, фр. Просвещения, нем. романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.Общая методологическая платформа Г. п. реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу , В. Франкла , Ш. Бюлер   и др. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (Джурард, Франкл, Маслоу). Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса , С. Джурарда, Р. Мэя и др.

Принципы

Основатели гуманистической психологии разрабатывали собственные теории, которые имели некие общие точки. Именно эти соприкосновения позволили выделить несколько принципов:

  1. Человек всегда стремится к развитию. У него есть врожденная потребность в самоактуализации, самореализации, самосовершенствованию.
  2. Целостность – личность сложная открытая система.
  3. Гуманность – каждый индивид от природы свободный и добрый.
  4. Целевого детерминизма – особенности личности нужно изучать с учетом ее будущих стремлений.
  5. Активность – другой человек является отдельным живым существом, которое вправе выбирать, как поступать. Ни один психотерапевт не может сделать это за него, только помочь.
  6. Не экспериментальное исследование личности – человек должен рассматриваться как единая система, нельзя изучать отдельную часть его психики.
  7. Репрезентативность – исследовать можно только здоровых и полноценных индивидов.

Основоположниками гуманистического направления в психологии являются разные люди: Маслоу, Роджерс, Райх, Перзл и другие. Каждый из них внес свой вклад в развитие новой школы. Например, Райх разработал представления о том, что невысказанные эмоции приводят к появлению мышечных зажимов.

Мотивационная теория Маслоу получила широкое распространение в маркетинге. Ее основные идеи нашли практическое применение.

Клиент-центрированная терапия

Гуманистическое направление в психологии изначально было ориентировано больше на практику, чем на теоретические исследования. Эта близость к повседневной жизни, к потребностям людей, а также особое отношение к человеку стали главными причинами популярности направления у большого числа людей.

Действительно, специалисты, представители гуманистического направления, в своей работе руководствуются принципом безусловного принятия каждого клиента и сопереживания ему. Если поместить личность в определенные условия, она сможет самостоятельно реализовать заложенный в ней природой потенциал и достигнуть полного выздоровления. Создать эти условия — и есть задача гуманистического психолога.

Рекомендуем: Психология искусства — что это такое?

Такое отношение вытекает из базовых принципов, провозглашенных Бьюдженталем, но активное его внедрение в реальную практику консультирования началось с другого специалиста. Карл Роджерс — вот имя, с которым гуманистическая психология и гуманистическая психотерапия обрели те фундаментальные черты, которые и по сей день ее составляют их основу.

Еще в 1951 году, когда гуманистическая психология только-только начинала заявлять о себе, вышла книга американского психолога Карла Роджерса «Терапия, сфокусированная на клиенте». В ней Роджерс высказывал крамольные для того времени идеи: директивный подход в психотерапии неэффективен, не психолог выступает экспертом и наставником для человека, а человек — сам для себя.

Что такое «директивный подход»? Это как раз такое отношение к клиенту, которое и считалось единственно правильным: психотерапевт руководит ходом беседы, принимает на себя ответственность за исход лечения, в общем, становится на позицию лидера и направляющего, отводя клиенту роль ведомого. Роджерс же выступил как основоположник обратного, недирективного метода консультирования, названного им клиент-центрированной терапией.

Что предполагает такая терапия? Как уже отмечалось, гуманистическая психология исходит из того, что человек — существо по природе доброе, а не злое. Однако все его положительные качества становятся видны в особенной атмосфере поддержки и внимания, которая помогает ему раскрыть свою позитивную сущность. Психотерапевт и должен обеспечить такую атмосферу, но помогает клиент себе сам, сам находит ответы и сам принимает решения.

Подход к психическому развитию в гуманистической психологии. Психология Подход к психическому развитию в гуманистической психологии Количество просмотров публикации Подход к психическому развитию в гуманистической психологии — 178

Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос о необходимости исследования процесса формирования личности детей, обогатило детскую психологию многими важными фактами. Но этот подход игнорировал изучение таких важнейших фактов, как качественное своеобразие личности каждого ребенка, возможность сознательно и целенаправленно развивать определенные стороны ʼʼобраза ʼʼЯʼʼ и строить взаимоотношения с окружающими. Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что развитие личности ребенка останавливается уже в дошкольном возрасте, так как экспериментальные материалы показывали, что становление личности – это процесс, который происходит в течение всей жизни.

Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихевиористического направления. Данные работы, сосредоточиваясь на изучении ролевого поведения,» игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности, так же как и исследование тех врожденных качеств, которые накладывают отпечаток на ролевое поведение ребенка.

(Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к возникновению новой психологической школы, получившей название гуманистической психологии. Это направление, появившееся в США в 40-х годах, строилось на базе философской школы экзистенциализма. Его основателем был Гордон Олпорт, который писал, что американская психология способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны в психологическую науку Фрейдом, Бине, Сеченовым и другими учеными. ʼʼТеперь мы можем сослужить такую же службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангераʼʼ, – писал он.

Большое влияние на формирование методологических принципов этого направления оказали и работы известного психолога Абрахама Маслоу. Хотя ни Олпорт, ни Маслоу не занимались специально исследованиями личности детей, их идеи послужили стимулом для экспериментального исследования этого вопроса в работах Карла Роджерса.

Гордон Олпорт рассматривал созданную им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному психоаналитического, подчеркивая необходимость разработки третьего пути, третьего направления в психологии личности. Таким направлением и стала, по ᴇᴦο мысли, гуманистическая психология. Олпорт возражал и против переноса фактов, характерных для больных людей, невротиков, на психику здорового человека. Он также считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. ʼʼСобирание «голых фактов» делает психологию всадником без головыʼʼ, – писал он, поэтому свою задачу он видел не только в разработке способов исследования личности человека, но и в создании новых объяснительных принципов личностного развития.

Развивая эти положения Олпорта, Маслоу писал о том, что он не относит себя к антибихевиористам или антипсихоаналитикам, он не отвергает старых подходов и старых школ, но является антидоктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта, против всего, что ограничивает развитие человека, сужает ᴇᴦο возможности.

Критика

Гуманистическая психология – это популярное, но не универсальное направление. За время своего недолгого существования представители школы неоднократно сталкивались с критикой своих идей.

Некоторые ученые считают, что подход очень субъективен. Большое значение имеет личный опыт специалиста, который мешает объективному восприятию. Например, нельзя однозначно сказать, прошел ли индивид самоактуализацию или нет.

Создание разных теорий позволило сформировать новые понятия, например, самоактуализация или я-концепция. Подобное обилие терминов может осложнять исследования. Большинство методик основано на теоретических представлениях. В таком случае сложно проверить их обоснованность.

Некоторые специалисты считают, что подход западных психологов не подходит для всего мира из-за особенностей национального менталитета. На восточных территориях принято ставить во главу всего общество, а не отдельного индивида.

Современные психологи также полагают, что новые представители гуманистического течения превозносят идею заносчивости. Они считают, что человек должен быть ценным, но при этом не учитывается один факт: индивид живет среди людей. Поэтому чужие границы тоже нужно уважать.

Несмотря на критику, многие психологи предпочитают работать в гуманистическом направлении. Такой подход позволяет им понять ценность человеческой жизни.