Идентичность

Идентификация в психологии

Это уподобление индивида какому-то человеку, группе, образу. Без этого невозможно развитие и формирование личности. Очень часто идентификацию путают с имитацией и идентичностью. Рассмотрим эти связи подробнее.

Идентификация и имитация

Имитация – сознательное подражание. Идентификация – бессознательный процесс. Отождествление помогает человеку развиваться, строить свой жизненный путь. Однако при неблагоприятных условиях бессознательное подражание приводит к застою в развитии и диссоциации.

Идентификация и идентичность: в чем разница

Что это такое? Идентичность – результат. Идентификация – процесс. В первом случае человек осознает и признает свою тождественность с кем-то. Во втором случае он ищет и обретает тождественность.

Использование в психологии

  • Эго-идентичность — термин Э. Эриксона — целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я — тот же самый).
  • Кризис идентичности — Потеря эго-идентичности. В таком состоянии исчезают или снижаются целостность, тождественность и вера человека в свою социальную роль. Экзистенциальная идентичность рассмотрена в работах Д. Бьюдженталя, «Наука быть живым» (англ. The search for existential identity).

Существуют многие и разные определения идентификации и идентичности. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков в «Психологическом словаре», предполагают разные значения идентификации. В том числе:

  1. в психологии познавательных процессов – это узнавание, установление тождественности какого-либо объекта;
  2. в психоанализе – процесс, в результате которого индивид благодаря эмоциональным связям ведет себя (или воображает себя ведущим) так, как если бы он сам был тем человеком, с которым данная связь существует;
  3. в социальной психологии – отождествление индивидом себя с другим человеком, непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей тождественности с объектом;
  4. уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (например, родителю) как образцу поведения на основании эмоциональной связи с ним;
  5. отождествление себя с персонажем художественного произведения, благодаря которому происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание;
  6. механизм психологической защиты, заключающийся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу;
  7. проекция, приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей и чувств;
  8. идентификация групповая – отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие её целей и ценностей, осознание себя членом этой группы или общности;
  9. в инженерной и юридической психологии – распознавание, опознание каких-либо объектов (в том числе людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков.

Примечания

  1. Ср. также Онто Ин-се в терминологии онтопсихологии
  2. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Психологический словарь. — 2-е. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с. — ISBN 5-7155-0720-0.
  3. Литвинов Н. Н. Бренд-культура: завоевание расположения клиента (Справочник бренд-менеджера). // Бренд-менеджмент. — 2007. — №5(36) — С. 338–343.
  4. Англо-русский толковый словарь. Маркетинг и торговля. — М.: Экономическая школа, ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. — 83 с.
  5. Рудая Е. А. Основы бренд-менеджмента. — М.: Аспект Пресс, 2006.
  6. Литвинов Н. Н. Бренд-стратегия территорий. Алгоритм поиска национальной идентичности (часть 1) // Бренд-менеджмент. — 2010. — №4(53). — С. 244–255.
  7. Речевое общение: Проблемы и перспективы: Сб. науч.-аналитич. обзоров. М., 1983, с. 192—193.

«Я» в различных проявлениях

Теперь рассмотрим проблему в несколько ином свете. В предыдущей части нас интересовала личностная идентичность, взгляд человека на себя в целом. Но также для каждого из нас характерна социальная идентичность личности, то есть идентификация с членом определенной социальной группы вплоть до «растворения» в ней.

В психологии сложилась тенденция все такие типы идентичности представлять в виде двух больших совокупностей: естественные идентичности и искусственные. Первые, что явно видно из названия, должны возникать сами по себе (человек, например, не выбирает, какой национальности ему родиться). Для поддержания вторых нужно прилагать усилия (профессиональная идентичность, религиозная). Остановимся подробнее на некоторых типах идентичности.

Рекомендуем: Понятие асоциальности

Одной из важнейших в группе естественных становится половая идентичность, формирование идентичности этого типа определяется в первую очередь биологическими данными. С ней тесно связана гендерная идентичность, однако это не одно и то же. Гендерная идентичность представляет собой социально-психологическое самоопределение человека с точки зрения маскулинности и феминности (мужественности и женственности).

С маскулинностью отождествляются все те черты, которые культура традиционно приписывает мужчинам: жесткость, активность, стремление к лидерству и риску, логическое мышление, сосредоточенность на карьере. Нормативные образцы феминного поведения — это сострадание, мягкость, забота, эмоциональность, приоритет семейных ценностей и так далее.

Комбинации этих двух противоположных критериев образуют четыре типа гендерной идентичности: маскулинный, феминный, андрогинный (проявление и тех, и других признаков) и недифференцированный (слабое выражение обеих групп признаков).

Этническая идентичность подразумевает осознание человеком своей причастности к определенной народности, эмоциональное отношение к прошлому и настоящему народа, отделение его от других этносов. Этническая идентичность отделяется от этничности — объективной принадлежности к тому или иному народу (обусловленной языком, культурой, местом рождения и так далее). Понятно, что две эти категории далеко не всегда будут совпадать.

К этнической идентичности близка идентичность цивилизационная, хотя приравнивать их друг к другу ни в коем случае нельзя. Последняя представляет собой наиболее широкую категорию из всех социальных идентичностей и включает в себя и культурную, и национальную, и религиозную, и другие виды идентичностей, но к сумме их не сводится.

Наконец, важнейшая для современного человека профессиональная идентичность. Профидентичность становится существенной составляющей психологического благополучия личности, однако достичь ее непросто.

Кризис идентичности, его исследование и критика в условиях глобализации

Глобализация также негативно влияет на эффективность исследований в области кризиса идентичности, препятствуя возможности более детального рассмотрения частных случаев в виду непрекращающегося процесса адаптации индивидов к новым тенденциям и ценностям.

Именно особенности кризиса идентичности в условиях глобализация стали главным предметом критики основной теории кризиса идентичности Э. Эриксона немецким философом, социологом и социальным психологом Эрихом Фроммом. Э. Фромм предлагает иную трактовку проблемы идентичности, критикуя исследования Эриксона в том, что он не учитывает специфику проблем современного индустриального общества:

Таким образом, сегодня исследование понятия «кризиса идентичности» подвержено трудностям не только ввиду влияния динамично развивающейся внешней среды, но и из-за разной трактовки самого термина.

Виды кризиса идентичности

  • Мотивационный кризис — в условиях мотивационного кризиса индивид страдает от нехватки руководящих обязательств, но при этом стремится к установлению личных целей и ценностей.
  • Легитимационный кризис — в этом случае индивид обладает целым рядом обязательств, поведенческие императивы которых не всегда совпадают, что приводит к уходу по крайней мере одного из них на задний план.

Кроме того, термин «кризис идентичности» может быть использован применительно к самой ситуации, с которой столкнулся индивид — потеря рабочего места, прежнего социального статуса, начало самостоятельной жизни и отделение от родительского дома, возникновение неожиданных тяжелых обстоятельств (болезнь, инвалидность).

Проблема самоопределения

В попытках избежать наступления кризиса идентичности многие молодые люди прибегают к намеренному ускорению процесса самоопределения. Чаще всего это приводит к тому, что юный разум начинает постепенно оправдывать существование предопределенности и, как следствие, не может полноценно реализовать свой потенциал.

Также у некоторых молодых людей нередко прослеживается склонность к отсутствию мотивации, в связи с чем период неопределенности в социуме приобретает затяжной характер. Иногда проблема самоопределения обретает более радикальный характер и приводит к формированию «негативной идентичности». «Негативная идентичность» подразумевает принятие индивидом социально нежелательной роли в социуме, а также наличие признаков девиантного поведения.

Виды идентичностей

Некоторые исследователи разделяют всю совокупность идентичностей на естественные, не требующие организованного участия по их воспроизводству, и искусственные, постоянно нуждающиеся в организованном поддержании. К первым относятся такие идентичности как этнические, расовые, территориальные (ландшафтные), общемировые, видовые. Ко второй категории относятся такие идентичности как национальные, профессиональные, договорные, конфессиональные, региональные, (суб)континентальные, сословные, классовые, зодиакальные, групповые, стратификационные. Некоторые идентичности носят смешанный характер, например, гендерные.

Использование в экономике

Идентичность

Элементы идентичности бренда — его атрибуты (англ. Brand Identify). Например, сигнатура бренда (англ. Brand Signature): символ (англ. Brand Mark), логотип (англ. Brand Logotype), слоган бренда (англ. Brandline или англ. Brand Slogan), поддерживающая бренд графика (англ. Supergraphic).

Идентичность бренда — (англ. Brand Identity). Отличительные особенности бренда, его индивидуальность (англ. Brand Personality). Метафора идентичности бренда — «ДНК» бренда (англ. Brand DNA). Имеет несколько дефиниций: 1) стратегическая концепция персоналии бренда, его внешнее выражение, совокупность его идентификаторов; отражение уникальных для бренда характеристик, которые мотивируют покупателя; играет ключевую роль в процессе узнавания бренда потребителями; формирует его неповторимость; является главным элементом мотивационной вертикали бренд менеджмента, участвующим в формировании модели и имиджа бренда; 2) то, что бренд представляет собой в восприятии потребителей или по замыслу его разработчиков. Существует термин «атрибуты бренда» (англ. Brand Identify или англ. Brand Attributes).

Корпоративная идентичность — (англ. Сorporate Identity), выражается в атрибутах корпоративного стиля (англ. Сorporate style). То же, что и идентичность бренда, только по отношению к корпоративному бренду. Корпоративный бренд связывается с названием компании (и/или его символом), может использоваться для товаров компании. Часто является основой или дополнением для бренда семейства (англ. Family Brand) и индивидуального бренда (англ. Individual Brand); в азиатской модели бренд-менеджмента корпоративный бренд (англ. Сorporate Brand) играет центральную роль: большинство дочерних компаний, продуктов и услуг имеют один бренд, который может меняется, но незначительно. Т.н. монолитный бренд (англ. Monolithic brand) или Дом бренда (англ. Branded House)

В этом случае в рекламе акцентируется внимание не на брендах товаров, а на корпоративном бренде: основное преимущество – фокусирование деятельности на единстве компании и общих корпоративных ценностях, что в свою очередь позволяет оперативно выстраивать глобальную структуру бизнеса, но сопряжено с различными рисками и сложностями при диверсификации производства. В западной модели бренд-менеджмента упор делается на бренды, принадлежащие компании, а корпоративному бренду назначается поддерживающая роль в случае успеха товаров/товарных категорий под самостоятельными брендами (англ. House of Brand)

Современная модель бренд-менеджмента использует комбинированный подход, использующий достоинства азиатской и западной моделей. Также существует понятие корпоративный брендинг (англ. Сorporate branding).

Национальная идентичность — (англ. National Identity, см. Территориальная идентичность). Понятие смежных наук, в бренд-менеджменте связывают с терминами «национальный брендинг», «территориальный брендинг» или «брендинг территорий» (Wally Olins). Обозначает идентичность национального или территориального (регионального, странового и др.) бренда. Подробнее см. «Идентичность бренда», а также национальный или территориальный кобрендинг.

Этническая идентичность

Основная статья: Этнос

Этническая идентичность является производной от этноцентризма как принципа самоорганизации восприятия при выявлении им в окружающих тех или иных требующих этно-идентификации свойств. Этническая идентичность выражается в наборе поведенческих автоматизмов со свойственными им речевыми признаками и жестикуляцией. Она, соответственно, проявляется в ролевом репертуаре личности и формируется прежде всего на ранних этапах её социализации как то, что является общим для всех носителей данного языка и данной этнокультуры

Этническая идентичность привлекает всё большее внимание исследователей в современном мире с его все более усиливающимся смешением различных этносов как неоднозначном процессе, где действуют как центростремительные, так и центробежные силы.

Материалы словарной статьи словаря В. И. Даля показывают признаки «русского человека» как они осознаются самими русскими. Даль хорошо понимал, что в языке есть множество единиц, в которых закреплено понимание человеком своей культуры, в том числе при определении им своей этнической принадлежности.