Идеографический подход

В психологии

Отличительные черты

Идиографический подход отличается от номотетического по трем основаниям — по пониманию объекта измерения, по направленности измерения и по характеру применяемых методов измерения. Личность, согласно идиографическому подходу, есть система, изучение личности осуществляется через распознавание её индивидуальных особенностей, для этого применяются проективные методики и идиографические техники.
Немецкий философ и психолог В. Дильтей в своей работе «Мысли об описательной и расчленяющей психологии» (1894) предложил разделить психологию на две науки — объяснительную психологию и описательную психологию. Вторая наука, по его мнению, должна заниматься описанием душевной жизни индивида, при чем постижение этой жизни возможно с помощью эмпатии. Таким образом, он предлагал создание самостоятельной идиографической психологии, направленной на изучение конкретных фактов.

Немецкий философ-идеалист и психолог В. Штерн в своей статье «О психологии индивидуальных различий» (1910) рассматривал идиографический подход как специфический способ исследования индивидуальности. В. Штерн предлагал диагностировать отдельного человека по многим психологическим параметрам и на основе полученных данных составлять его индивидуальную психограмму.

Подробно идиографический подход был разработан американским психологом Г. Оллпортом при выделении личностных диспозиций. Предлагаемый им метод заключался в глубоком изучении и анализе единичного случая в течение длительного промежутка времени. Основным методом в рамках идиографического подхода, по мнению Оллпорта, является биографический метод.

Примеры исследований

Примерами идиографического типа исследований отечественных психологов являются работы:

  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). — М., 1968;
  • Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). — М., 1971;
  • Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М., 1956;
  • Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. — М.-Л., 1948;
  • Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. — М., 1957;
  • Мухина В. С. Близнецы. — М., 1969.

Литература

в философии науки
  • [https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4331/ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ Идиографический метод] // Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983.
  • Thomae, H. (1999). The nomothetic-idiographic issue: Some roots and recent trends. International Journal of Group Tensions, 28(1), 187–215.
  • Cone, J. D. (1986). Idiographic, nomothetic, and related perspectives in behavioral assessment. In R. O. Nelson & S. C. Hayes (Eds.): Conceptual foundations of behavioral assessment (pp. 111–128). New York: Guilford.
в психологии
  • Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П Зинченко. — СПб: Прайм-Еврознак, 2006;
  • Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб: Речь, 2002;
  • Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: МГУ, 1987;
  • Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. — Киев: Наук. Думка, 1989;
  • Ярошевский М. Г. История психологии. — М.: Мысль, 1976.