5 нечестных игр, в которые играют люди в отношениях, и советы, как их прекратить

Интересные игры для пары. Психологические игры для двоих

Психологические игры для двоих

Даже в крепких отношениях порой возникают проблемы: накапливаются мелкие обиды и недовольства, происходят конфликты. Чтобы свести их к минимуму, над отношениями нужно работать: обсуждать проблемы, идти на компромиссы… или играть в игры. Существуют психологические игры для двоих, которые помогают добиться большего взаимопонимания в паре.

Сверху вниз

Общаясь с людьми, мы всегда выбираем одну из позиций: общение на равных, сверху вниз (начальственное положение, так родители часто общаются с ребенком) или снизу вверх (зависимая позиция). Это выражается и в нашем положении в пространстве, и в интонации. Причем мы сами можем не замечать, что разговариваем с одной из этих позиций. Но «нижний» в такой беседе обычно закрывается от «верхнего», не слушает и не слышит его. Распространенный пример такого взаимодействия – мама читает нотации ребенку, а тот смотрит по сторонам с отсутствующим видом.

5 нечестных игр, в которые играют люди в отношениях, и советы, как их прекратитьНо часто мы так общаемся не только с детьми, но и со сверстниками, в том числе с близкими людьми. Жена может с верхней позиции что-то выговаривать мужу, а потом удивляться, что он полностью проигнорировал ее пламенную речь. Чтобы лучше понимать эту ситуацию, ее можно проиграть. Пообщайтесь на какую-нибудь нейтральную тему в таком положении: один сидит на полу, другой стоит, как бы нависая над ним. Потом поменяйтесь местами, а в конце займите равное положение друг напротив друга. Обычно «нижнему» некомфортно обсуждать даже самые простые вопросы. Куда приятней разговаривать на одном уровне. Так почему бы не общаться так и в реальной жизни?

Гляжусь в тебя как в зеркало…

Еще одна психологическая игра называется «Зеркало». Муж и жена садятся лицом к лицу и по очереди начинают «зеркалить» друг друга: повторять мимику и жесты. Можно записать все эти веселые кривляния на видеокамеру и по результатам сравнить – у кого вышло лучше. Играя в такую игру, супруги учатся сосредотачиваться друг на друге, думать в первую очередь не о себе, а о партнере. А это в любых отношениях пригодится.

5 нечестных игр, в которые играют люди в отношениях, и советы, как их прекратитьЗа тобой – хоть на край света

Психологи очень любят игры на доверие. Идею падать спиной на руки к партнеру – это они придумали. Более безопасная игра из этой серии – «Поводырь». Один участник завязывает глаза, а другой должен провести его по комнате с препятствиями, руководя только голосом. Потом супруги меняются ролями. В процессе игры они выясняют для себя, насколько доверяют друг другу, а заодно учатся прислушиваться к советам друг друга.

О чем ты думаешь?

Забавная психологическая игра – «Телепатия». Правила очень простые: супруги садятся лицом к лицу и один пытается без слов передать другому какой-то мысленный образ. Второй следит за глазами и выражением лица собеседника и старается «прочитать» его мысли. В конце такого сеанса показания сверяются. Практика показывает, что часто удается угадать если не сам загаданный объект, то связанный с ним эмоциональный фон. Что вызывают мысли о нем: радость или печаль, страх или спокойствие? Такая игра научит быть внимательнее друг к другу и понимать эмоции партнера без слов.

Только хорошее

Это даже не совсем игра, скорее, полезная для любой пары традиция. Устройте сеанс позитива, во время которого будете рассказывать, за что вы любите мужа, что вас в нем восхищает. Ведь часто мы озвучиваем претензии и негативные эмоции, а про хорошее как-то забываем. И, кстати, зря! Ведь когда мы говорим о любви, мы ощущаем ее гораздо сильнее. Так что устаивайте себе почаще сеансы взаимных любовных признаний.

А вы часто ссоритесь с близкими людьми? У вас есть какие-то секреты и хитрости, которые помогают разрешить конфликты?

Кстати…

Любовь – игра сложная. На наше настроение и отношение к партнеру в каждый конкретный момент времени влияет множество факторов. И запах, исходящий от человека, играет в этой гамме не последнюю роль. Не зря ученые и парфюмеры старательно создают ароматы-афродизиаки.

Отношения и игры: «да, но…»

Эта игра популярна в тех случаях, когда один человек просит совета у другого, жалуется на сложности и проблемы. Эта ситуация является стандартной между друзьями или родственниками. Отношения между близкими людьми основываются на поддержке, и мало кто не стремится оказать ее лучшему другу, когда он хочет «излить душу». Человек сначала искренне выслушивает, сопереживает, затем начинает предлагать возможные выходы из ситуации, которые на его взгляд, могли бы оказаться эффективными.

Реакция того, кто затеял эту игру, будет следующая: на все предложения помощи и советы игрок отвечает, соглашаясь «да», однако за этим следует «но…» и длинный перечень причин, по которым он вынужден отклонить совет друга. Награда этой игры и ее конечная цель, если ее можно облечь в слова, будет звучать так: «Посмотрите, как у меня все плохо. У меня все просто ужасно и никто не в силах мне помочь».

На бессознательном уровне человек пришел не за советом и помощью, а затем, чтобы показать, что он оказался в безвыходном положении и, если следовать личной психологии, ему выгодно там оставаться

Выгода заключается в том, что когда его все жалеют и тратят много сил на поддержку и решение вопроса, он реализует свою потребность быть принятым, услышанным и получает внимание со стороны. Когда поддержка получена акт «представления» завершен, потребность удовлетворена.

Как самостоятельно выявить свой сценарий

Эрик Берн не дает четких рекомендаций, как самостоятельно распознать свой сценарий. Для этого он предлагает обращаться к сценарным психоаналитикам. Он даже про себя пишет: «Что касается лично меня, то я не знаю, играю ли я по-прежнему по чужим нотам или нет». Но кое-что сделать все-таки можно.

Есть четыре вопроса, честные и продуманные ответы на которые помогут пролить свет на то, в какой сценарной клетке мы находимся. Вот эти вопросы:

1.Каков был любимый лозунг ваших родителей? (Он даст ключ к тому, как запустить антисценарий.)

2.Какую жизнь вели ваши родители? (Продуманный ответ на этот вопрос даст ключ к навязанным вам родительским образцам.)

3.Каков был родительский запрет? (Это наиболее важный вопрос для понимания поведения человека. Часто бывает так, что какие-то неприятные симптомы, с которыми человек обращается к психотерапевту, — это замена запрета родителей или протест против него. Как говорил еще Фрейд, освобождение от запрета избавит пациента и от симптомов.)

4.Какие ваши поступки заставляли родителей улыбаться или смеяться? (Ответ позволяет выяснить, какова альтернатива запрещенному действию.)

Берн приводит пример родительского запрета для сценария алкоголика: «Не думай!» Пьянство — это программа замены мышления.

Можно ли освободить сознание от игр?

5 нечестных игр, в которые играют люди в отношениях, и советы, как их прекратить

Легко представить себе, что после манипулятивного общения, отношения людей между собой могут испортиться или закончиться разрывом. Как правильно реагировать, если вы понимаете, что вас втягивают в игру? Как следует управлять своим сознанием в это время?

Игра «да, но…»

Способ реагирования: чтобы разрушить игру, не стоит давать человеку советы и рекомендации, которыми он не воспользуется. Проявите сочувствие. Согласитесь, что то, что с ним происходит, ужасно. После этого лучше перевести разговор или закончить его. Будьте осторожны. Человек, не ожидая такой реакции, может попытаться начать игру «сделай за меня» — помоги мне, я сам не справляюсь. Ее финал известен.

Игра «сделай за меня»

Способ реагирования: необходимо четко обозначить свои границы и суметь сказать «нет». Поддержите человека. Скажите, что вы верите в него и знаете, что у него обязательно все получится. Если не брать чужую ответственность на себя, не придется играть в игру «посмотрите, что вы со мной сделали».

Игра «никто не в силах сделать меня счастливой»

Способ реагирования: прервать игру можно словами: «Да дорогая, ты совершенно права. Я — плохой муж и не могу сделать тебя счастливой. Я тебя не достоин». Практика показывает, что после такого ответа манипулятор включает сознание и начинает переубеждать партнера в обратном.

Освободиться от игр тем, кто их начинает, можно только осознав их. Нужно понять, какую потребность вы пытаетесь удовлетворить, используя манипулятивное общение и научиться делать это здоровым способом — открыто и прямо заявляя о своих желаниях в те моменты, когда особенно остро не хватает любви, поддержки, принятия, заботы и внимания.

Скрытые мотивы

Как и любая другая психологическая игра «Да, но…» кроме внешних мотивов имеет и скрытые, хотя на первый взгляд кажется совершенно обыденной беседой. Игрок пытается устранить внутренний конфликт между эго-состоянием Взрослого и эго- состоянием Ребёнка. Формально вопрос задаётся с позиции Взрослого, но фактически такой разговор представляет модель общения Ребёнок – Родитель. Изначально у игрока существует установка: не принять ни одного из предложенных вариантов решения проблемы. Таким образом, игра «Да, но…» не имеет варианта проигрыша инициатора разговора. Это своего рода демонстрация игрокам в эго-состоянии Родителей, что они не могут справиться с проблемой. А сам инициатор игры предстает беспомощным созданием, которому необходимо оказать поддержку. Это говорит о дефиците поглаживаний, которые, в данной ситуации, человек пытается получить посредством нехитрых манипуляций.

Самый эффективный способ прекратить эту игру, не обидев собеседника, просто отстраниться или поменять тему корректным образом.

Э. Бёрн утверждал, что:

Классификация игр

Э. Бёрн в своих работах выделяет следующую классификацию игр:

  1. Количество игроков: игры на двоих («Фригидная женщина»), на троих («Ну-ка, подеритесь!»), на пятерых («Алкоголик») и на многих («Почему бы тебе не .» – «Да, но…»).
  2. Используемый материал: слова («Психиатрия»), деньги («Должник»), части тела («Мне нужна операция»).
  3. Клинические типы: истерический («Насилуют!»), с синдромом навязчивости («Растяпа»), параноидальный («Почему со мной всегда так?»), депрессивный («Опять я за старое»).
  4. По зонам: оральные («Алкоголик»), анальные («Растяпа»), фаллические («Ну-ка подеритесь»).
  5. Психодинамические: контрфобия («Если бы не ты»), проецирующие («Родительский комитет»), интроецирующие («Психиатрия»).
  6. Классификация по инстинктивным влечениям: мазохистские («Если бы не ты»), садистские («Растяпа»), фетишистские («Фригидный мужчина»)

Также Бёрн приводит классификацию игр исходя из основных качественных характеристик:

  1. Гибкость. Некоторые игры, такие как «Должник» или «Мне нужна операция», могут играться только на одном материале, в то время как другие, например, эксгибиционистские игры, гораздо гибче.
  2. Цепкость. Некоторые легко отказываются от игр, другие привязаны к ним гораздо сильнее.
  3. Интенсивность. Некоторые играют расслабленно, другие более напряжены и агрессивны. Игры соответственно бывают легкие и тяжелые.

Любая игра оказывает значительное влияние на жизнь человека, некоторые игры затягиваются на всю жизнь.

Игры для двух пар. «Парные» конкурсы, т. е. конкурсы между парами

«Поддакивалка»

Участники разбиваются на пары. Каждую пару сажают друг напротив друга. Один из участников произносит «да», а напарник должен ответить ему тем же словом, но с иной интонацией. И так, произнося одно и то же слово, пара должна менять выражение и интонацию как можно дольше. Смеяться нельзя!!! Выигрывает та пара, которая дольше всех смогла не засмеяться и не повториться.

«Дом моделей»

Реквизит: сундук со старой одеждой, повязки на глаза.

Вариант 1.

Приглашаются два игрока, женщина и мужчина. Им завязывают глаза и подводят к вешалке, на которой находится одежда. За три минуты каждый участник должен одеться. Потом им развязывают глаза и оценивают: чей вид лучше, тот и становится победителем.

Вариант 2.

Одежду раскладывают на две кучи, в одной – женская, в другой – мужская. Затем игроков с завязанными глазами подводят к кучам и предлагают за определенное время одеть друг друга. Причем можно подвести женщину к куче с женской одеждой, чтобы женщина надела ее на своего партнера. И наоборот. Результаты этого варианта игры обычно гораздо веселее, чем первого.

«Золушкина туфелька»

В этой игре оценивается умение мужчины надевать туфельку на изящную женскую ножку. Причем не просто так, а с завязанными глазами, что, согласитесь, непросто сделать, учитывая то, как будет проходить игра. Итак, участницы игры садятся в ряд и снимают по туфельке (с одной и той же ноги). Все туфельки в беспорядке складывают в одном месте.

Участникам игры – мужчинам (их выбирают по числу участниц; каждый участник и участница образуют игровую пару) – завязывают глаза. По команде ведущего участники лихорадочно начинают искать туфельки своих избранниц.

После того как туфелька будет найдена, участник должен найти свою даму и ловко надеть ей на ногу туфельку. Побеждает тот, кто сделает это быстрее всех и при этом с завязанными же глазами обует законную обладательницу туфельки. Без смешных ситуаций здесь просто не обойдешься.

Думаем, что во время игры возникнет немало моментов, когда найденная туфелька будет надета не на ту ногу или на ту ногу наденут не ту туфельку. В заключение игры участникам развязывают глаза, чтобы они смогли полюбоваться на дело рук своих. На основе этой игры можно создать массу своих вариантов. Мы предлагаем следующий.

«Хрустальный башмачок»

Желающим поучаствовать в игре (а их может быть очень много: главное, чтобы потом не получилась свалка) завязывают глаза, после разувают их и сваливают обувь в одну кучу. По команде ведущего игроки должны найти свою пару обуви и вернуть ее на законное место – свои собственные ноги. Сделать это будет в любом случае очень трудно, и если женщины еще смогут определить свои изящные туфельки по фасону, украшениям или просто по стертой набойке, то вот нужную пару мужской обуви (учитывая досадное сходство мужских ботинок) будет найти значительно сложнее. Если хотите, чтобы игра получилась еще интереснее, можно и сжульничать. Например, убрать одну пару обуви или спрятать по одной туфельке или одному ботинку у нескольких участников игры, чтобы они оказались в проигрыше. Еще можно заменить одну пару обуви на другую «взятой напрокат» у одного из гостей, не участвующего в игре. И все же мы надеемся, что несмотря на все эти ухищрения, победителей окажется куда больше, чем проигравших. Но как все-таки поступать с теми, кто проиграет? Придется им заплатить: станцевать босиком самый длинный танец из тех, который есть у вас в фонотеке.

Психологические игры

Вот некоторые известные психологические игры, в которые вы всегда можете сыграть с друзьями.

Ассоциации (для компании любого возраста)

Ведущий загадывает про себя одного из участников; основная цель игры заключается в идентификации личности задуманного человека.

Для этого разрешается задавать ассоциативные вопросы, которые помогут провести параллель: «если бы этот человек был цветком, животным, музыкой, фруктом, материком, страной, океаном, то каким?».

Как видите, в этой психологической игре довольно широкое поле для маневрирования во время составления уточняющих вопросов, поэтому смело экспериментируйте со своим воображением. А ведущему, в свою очередь, полезно искренне и аккуратно раскрывать скрытую личность, обходя острые углы, которые порой возникают по неопытности.

Разоблачение лжи (для компании любого возраста)

Подготовьте карточки, на которых будут утверждения игроков, связанные с их личной жизнью, например, «я не приемлю в людях…», «я хочу научиться…», «в детстве я мечтал о…». Все фразы следует заполнять правдиво, помимо одной, в ней нужно намеренно написать ложь.

Подбирать фразы можно любые, все зависит от интимности отношений в компании, а количество высказываний регулируется количеством времени, выделенным для игры.

Затем каждый из участников по очереди объявляет свои мысли, зафиксированные на бумаге, а остальные пытаются выявить фальшь. Для дополнительного интереса в этой психологической игре можно насчитывать баллы угадавшему и тому, кто зачитывал ответы – по количеству людей, что ошиблись со своими предположениями.

Взаимопонимание, Alias, Скажи иначе (для компании любого возраста)

Цель игры заключается в скоростном, результативном объяснении понятий, написанных на доставшихся карточках, делается это без употребления однокоренных слов.

Распределитесь на пары или равные команды. Понадобится инвентарь: карточки (приложение для телефона) и секундомер (есть в приложении); не бойтесь загадывать сложные, абстрактные понятия, так будет только интересней.

В итоге побеждает команда, справившаяся с объяснением наибольшего количества слов за отведенный промежуток времени.

Выявление лидеров (можно играть в детском лагере)

Участники рассаживаются в круг и вытягивают вперед руку, сжатую в кулак. По команде организатора все выбрасывают любое количество пальцев.

Цель игры: добиться, чтобы все показали одинаковое число, при этом нельзя использовать вербальные и явные невербальные средства общения. Попытки повторяются произвольное число раз.

Благодаря этой простой игре можно определить связи, лидеров, одиночек и присоединяющихся к лидеру членов команды.

Взаимосвязь профессий (отлично подойдет для детей)

Суть этой психологической игры заключается в круговом построении цепочки из профессий, причем каждая следующая должна иметь сходство с предыдущей: по средствам, условиям труда, эмоциям, как угодно.

Между самыми разными профессиями могут обнаруживаться парадоксальные, совершенно необычные связи, на это обязательно следует акцентировать внимание ведущему

Мечта (подойдет для детей)

Эта игра похожа на предыдущую: один участник ставит условие, а сосед продолжает развивать мысль и так далее. Основная тема: «если бы я мог, если бы я был, если бы я стал».

Призвание (подойдет для подростков)

Организатор предлагает ребятам разобрать понятие «призвание»: что это такое, каким оно может быть, как призвание проявляется в жизни человека, что сделать, чтобы его разыскать, какие выбрать ориентиры, что или кто может призывать человека?

Ответы лучше всего материализовать, делается это для того, чтобы не потеряться и не запутаться в количестве предложений.

После проводящий игру просит визуализировать образ того, что каждого игрока «призывает»: на что похоже призвание, где оно локализуется, похоже ли оно на что-то или кого-то, какие эмоции протекают внутри участников, какое это время года, дня, слышны ли звуки, чувствуются ли запахи?

Далее следует обмен впечатлениями и обсуждение результатов визуализа­ции в группе.

Ассоциации 2 (для любого возраста)

Эта психологическая игра выворачивает неизвестные ранее черты характера человека наизнанку.

В начале объявляется любое слово, после один из участников говорит первое пришедшее ему в голову, после того, как он услышал предложенное. И так далее.

Ассоциации могут быть достаточно забавными и нередко вызывают вопросы у группы, игрок может объяснить свой выбор или же отказаться; игра отлично покажет стиль мышления и характер участников.

Психология человека: почему люди играют в игры?

5 нечестных игр, в которые играют люди в отношениях, и советы, как их прекратить

Каждому человеку для того, чтобы быть счастливым, необходимо удовлетворение базовых потребностей в любви и поддержке. Когда ребенок не получал в детстве максимального понимания и принятия своей природы от родителей, во взрослой жизни он будет стараться удовлетворить эти потребности искаженным способом — такова психология личности. С этого момента человек начинает играть в игру. Она может представлять собой бессознательные манипуляции по отношению к другим людям, проявляющиеся в общении. Цель таких манипуляций одна — удовлетворение базовых потребностей, желание быть замеченным, важным, ценным и любимым.

Психологическая игра всегда затевается не ради процесса, а ради конечного результата. Психологи называют его наградой. Со стороны это может выглядеть как разрушающие действия, призванные вызвать раздражение окружающих людей, гнев; перекладывание ответственности за свою жизнь на других людей и последующие за этим обвинения своих «помощников»; неумение принимать любовь со стороны и бесконечное выискивание недостатков у друзей и родственников.

Человек — социальное существо, такова его психология. Он всю свою сознательную жизнь общается с другими людьми. В этой статье приведен анализ некоторых популярных игр, в которых показано, как люди через манипуляции, претензии, обиды и ссоры делают все, чтобы получить награду — любовь со знаком минус.

Заключение

Свой бестселлер «Люди, которые играют в игры» Эрик Берн начинает с описания своей главной концепции: транзактного анализа. Суть этой концепции заключается в том, что каждый человек в любой период времени находится в одном из трех Эго-состояний: Родителя, Ребенка или Взрослого. Задача каждого из нас — добиться доминирования в нашем поведении Эго-состояния Взрослого. Именно тогда можно говорить о зрелости личности.

После описания транзактного анализа Эрик Берн переходит к концепции сценариев, которой и посвящена эта книга. Основной вывод Берна таков: будущая жизнь ребенка программируется до шести лет, и дальше он живет по одному из трех жизненных сценариев: победителя, непобедителя или неудачника. Конкретных вариаций у этих сценариев очень много.

Сценарий по Берну — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Часто сценарное программирование происходит в негативной форме. Родители забивают головы детей ограничениями, приказами и запретами, таким образом воспитывая неудачников. Но иногда дают и разрешения. Запреты затрудняют приспособление к обстоятельствам, тогда как разрешения предоставляют свободу выбора. Разрешения не имеют ничего общего с воспитанием вседозволенностью. Важнейшие разрешения — это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами, думать самому.

Чтобы освободиться от сценария, человеку требуются не угрозы и не приказы (приказов у него в голове и так достаточно), а все те же разрешения, которые освободили бы его от всех родительских приказов. Разрешите самому себе жить по собственным правилам. И, как советует Эрик Берн, отважьтесь наконец-то сказать: «Мама, лучше я сделаю по-своему». опубликовано econet.ru