Методическая работа «игровая психотерапия»

Кто и как играет

Есть различные классификации игровой терапии. Исходя из места в игре взрослого выделяют директивную и недирективную игротерапию. Первая представляет собой деятельность, в которой взрослый направляет ребёнка, предоставляя ему выбор, как поступить в той или иной ситуации. Играя, малыш осознаёт свои внутренние ощущения.

Вторая – это ненаправленный процесс. То есть взрослый не включается в игру, но создает вокруг ребёнка приятную и комфортную среду. В этих условиях малыш может без чьей-либо помощи решать свои внутренние проблемы.

Также существуют структурированные и неструктурированные игры. Первые используют в рамках «освобождающей» терапии. Они могут побуждать проявить свою агрессию (игрушечный пистолет), показать свои желания (куклы) и другое. Под вторыми подразумеваются динамичные игры, спортивные упражнения, лепка из различных материалов, которые содействуют раскрытию ребёнком своих чувств и повышают его веру в себя.

По форме проведения занятия выделяют групповую и индивидуальную игровую терапию. В выборе первой прежде всего играет роль потребность ребёнка в общении. Если её нет, то применяется второй вид.

Рекомендуем: Арт-терапия

Групповая терапия часто используется в детском саду. Она позволяет малышу понять, что он личность, стать более уверенным в себе, избавиться от тревожности и чувства вины

Важно, чтобы ни у кого из детей в группе не наблюдалось опережающего сексуального развития, враждебности, напряжения, угрожающего другим поведения, ревности

Принять ребёнка таким, какой он есть

Пройти курс игровой терапии можно у психолога. Он выберет для ребёнка индивидуальную методику, учитывая все факторы. Однако сами терапевты утверждают, что более действенными бывают игры, в которых участвуют родители, а не чужие люди.

Кроме того, совместное времяпрепровождение меняет в лучшую сторону взаимоотношения детей и родителей. Игротерапия позволяет взрослым «возвратиться» в беспечное детство. Это помогает им лучше понять своё чадо, вернуть в общение искренность и естественность.

С чего начинается игра? Во-первых, нужно принять ребёнка таким, какой он есть. То есть уважать его желания, не привлекать к игре насильно, создавать атмосферу веселья, следить за состоянием малыша, эмоционально не перегружать его.

Рекомендуем: Что такое аутизм?

Что же дальше? Многим детям нравится рисовать. С этого и стоит начать: изобразить семью, дом. Так можно узнать страхи ребёнка, волнения, психологические травмы. Для этого даже не требуется специального образования. Родителям следует спрашивать, кого нарисовал малыш, какой это человек, чем он занимается и т.п

– так они смогут сблизиться со своим чадом, избавить его от переживаний, развеять подозрения и беспокойство своим вниманием и заботой

Одной из самых простых и одновременно действенных является игра в куклы. Дети называют их именами своих родных и знакомых. Можно понять отношение ребёнка к тому или иному человеку или его поведению. Когда в семье всё хорошо, вероятно, и игрушки будут жить дружно. Если же неприятности имеются, малыш перенесёт их в игру.

Необходимо вовлекать ребёнка в разнообразные игры. Ему обязательно понравится что-то новое, и он будет видеть ваше ответственное и трепетное к нему отношение.

Литература

Книги
  • Игровая семейная психотерапия / под ред. Ч. Шеффера. — С-Пб. : Питер, 2001.
  • Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. — М., 1997.
  • Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений : пер. с англ. — М. : Институт практической психологии, 1998.
  • О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.
  • Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, семья, детство. — М., 1999.
  • Экслайн В. Игровая терапия. — М. : Апрель-Пресс, 2007. — 416 с.
  • Семенова К. А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом : руков. для врачей / под ред. Н. М. Маджидова — Т. : Медицина, 1979. — 490 с.
  • Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 224 с.
  • Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС.
Статьи

Фадеева Е. В., Коган Б. М. Использование методов игровой терапии для коррекции личностных нарушений у детей с церебральным параличом // ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ : журнал. — 2004. — № 1 (2).

Виды игровой терапии

Для работы с детьми с привлечением метода игротерапии самое главное — сохранить игровую открытую атмосферу. Маленький человечек не должен ощущать себя на приеме у врача. В подобном случае эффекта от лечения не будет. Эмоциональный фон во время игрового процесса, переживания дошкольника будут спрятаны от внимания специалиста. Психологу будет очень сложно найти контакт с несмышленышем, понять причины, истоки его проблем.

Методическая работа "игровая психотерапия"

Основная задача лечения — выделение проблемы, поиск истока ее возникновения, решение и коррекция негативного влияния на развитие детей. Для получения необходимого результата прежде всего необходимо правильно подобрать метод лечения. Нет единого способа решения всех проблем. Для каждой ситуации существует свой актуальный метод, который необходимо применить в конкретном случае.

Методы игротерапии

Отмечая роль взрослых в игровом процессе, выделяют следующие два метода терапии:

  • Директивная, направленная терапия. Роль взрослого состоит в организации, контроле всего игрового процесса. Взрослый предлагает несмышленышу готовые решения для разного вида возникающих проблем. Такая руководящая роль значимого взрослого позволяет маленькому человечку понять, осознать суть проблемы или конфликта.
  • Недирективная терапия. Взрослый во время такой терапии дистанцируется от участия в игровой деятельности, таким образом у дошколят возникает атмосфера полного доверия, надежности.

Методическая работа "игровая психотерапия"

В зависимости от использования различных структур материалов для терапии тоже выделяют 2 следующих метода:

  • Структурированная игра. Чаще всего этот метод применяется для лечения детей 4-12 лет. Игра в данном случае является активным методом психотерапии. Ребятня играет с куклами, машинками, пистолетами. Предметы для игровой деятельности непосредственно выражают желания, действия детей. Детишек вовлекают в ролевые игры, которые помогают исправить асоциальное поведение, привить нормы морали, нравственности.
  • Неструктурированная. Игровой процесс направлен на выполнение физических, спортивных упражнений. Материалами для неструктурированной игровой терапии могут служить пластилин, тесто для лепки или песок. С помощью такого материала кроха может выразить свои скрытые чувства, переживания.

Игротерапия для детей по выбранной форме организации игрового процесса подразделяется на следующие виды:

  • Индивидуальная терапия. Такая терапия применяется, если у крохи не сформировано чувство коммуникативности, общения с другими детишками. Когда несмышленыш боится или стесняет других деток, психолог назначает индивидуальную терапию, чтобы в процессе работы помочь крохе, привить чувство коммуникативности.
  • Групповая игровая терапия — широко распространена в детских учреждениях. Игры в группах помогают детям в совместном общении более полно раскрываться, развивать волевые качества, в групповых занятиях проходит социализация маленьких непосед.

Особенности групповых занятий

Перед групповыми занятиями специалисту необходимо выделить детишек, у которых могут быть противопоказания к такому виду терапии. Прежде всего, у дошкольника не должны наблюдаться повышенная агрессивность или стрессовое состояние, малыш не должен проявлять в своем поведении асоциальные симптомы. Такие дошколята могут внезапно устроить драку или скандал, своим поведением нанести вред другим детям. Нежелательно на занятиях присутствие крохи с преувеличенной детской ревностью, которая может обернуться слезами, истериками.

Методическая работа "игровая психотерапия"

Групповое занятие создает условия, чтобы дошкольник мог осознать себя как самостоятельную личность, ощутить свою индивидуальность. Совместные игры поднимают самооценку детей, создают понимание необходимости общения. Групповая игротерапия в процессе работы снижает тревожность у дошколят, понижает беспокойство, а также чувство вины несмышленыша.

При групповом лечении у непосед воспитывается ответственность за собственные поступки, формируются и получают дальнейшее развитие навыки самоконтроля. Малыш начинает верить в себя, в свои собственные силы. У дошколят на таких занятиях формируются способности самостоятельно принимать, а также отстаивать свои решения.

Виды лечебных игр

В лечении с помощью игрового процесса игры разбиты по видам, зависящие от заболевания детей. Это игры:

Методическая работа "игровая психотерапия"

  • при заболеваниях опорно-двигательного аппарата;
  • при ДЦП;
  • при заболеваниях дыхательных органов;
  • исправляющие недостатки речи, заикание, логопедические;
  • восстанавливающие физическое, психологическое состояние деток;
  • при различных социальных отклонениях.

Некоторые упражнения необходимо выполнять только под присмотром специалиста. Большую часть проявления игровой активности можно осуществлять дома в семейном кругу. Играя, малыш с помощью взрослых будет достигать поставленных целей.

Любое лечение следует начать с улучшения психоэмоционального состояния крохи, что позволит наладить доверительный контакт с маленьким человечком, снять нервное напряжение, избавиться от некоторых видов страха, улучшить координацию непоседы, поправить физическое самочувствие.

Методическая работа "игровая психотерапия"

«Жмурки»

Водящий с завязанными глазами должен поймать одного из детей, которые бегают вокруг и хлопают в ладоши, привлекая внимание. Если водящий опознал пойманного малыша, дети меняются ролями.
«Прятки»

Уже с достижения 2-х лет малыш активно может участвовать в прятках. Ведущий закрывает глаза, или ему их завязывают, и считает до 10. За это время остальные участники должны успеть спрятаться.
«Болото», или «полоса препятствий». На полу с помощью листов бумаги или веревочек, подушек, игрушек создаются кочки и препятствия. Побеждает тот, кто без ошибок первым преодолел все препятствия.

Для коррекции агрессии

  • «Битва». Оружие делается из скомканной бумаги или маленьких мягких игрушек. Детишки устраивают сражение. После победы одной из сторон обязательно происходит примирение сторон.
  • «Боксер». На пол положите обруч. Малыш в центре обруча имитирует удары боксера.
  • «Обзывалки». Дети становятся в круг. Условие — обзывать своего ровесника каким-то фруктом, овощем или цветочком. Такое условие помогает агрессию перевести в позитив.

Методическая работа "игровая психотерапия"

Для коррекции страхов

  • «Привидение». На водящего накидывают занавеску или простыню. Такой игрок бегает за всеми, кричит, что он ужасное привидение. Задача — убежать от привидения.
  • «Кошки — мышки». Кот спит, мышки хулиганят. Кот проснется, мышки должны успеть убежать.

Разработано очень много интересных игр, которые помогут малышу справиться с его проблемами. Но тут очень многое зависит от внимания, заботы взрослых, которые необходимо уделять чаду. Можно придумывать собственные упражнения и преподносить их крохе в игровой форме. Главное — достижение результата не в ущерб психике дошкольника. Поэтому, прежде чем экспериментировать, необходимо обязательно посоветоваться с психологом.

Необходимо помнить, лечение всегда занимает много времени, поэтому лучше уже при первых тревожных звоночках обратиться к специалисту и заняться профилактикой.

Автор статьи
Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Виды игровой психотерапии

Песочная терапия

Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:

Психоаналитическое (психодинамическое) направление, в котором спонтанная игра клиента (обычно ребёнка) понимается прежде всего как путь к его бессознательному.

Основоположниками метода являются А. Фрейд и М. Кляйн. Для Мелани Кляйн спонтанные игры ребёнка являлись эквивалентом свободных ассоциаций взрослых пациентов. Для Анны Фрейд — способом установления союза с ребёнком против некоторой части его душевной жизни. Кляйн, в отличие от Анны Фрейд, предлагала ребёнку сразу интерпретировать игру, считая, что суперэго уже достаточно развито для этого.
Д. В. Винникотт применял игровую психотерапию в первую очередь для переработки детьми опыта ранних конфликтов привязанности и разлуки.
В эту же категорию можно отнести и песочную терапию, как ответвление Юнгианской школы психоанализа.
  • Недирективная игровая психотерапия, воплощающая подходы гуманистической психологии К. Р. Роджерса. Как метод была разработана Вирджинией Экслайн и Гарри Л. Лэндретом. Представляет собой спонтанную игру в хорошо оснащённой игровой комнате, при создании безопасных психотерапевтических условий.
  • Поведенческая игровая психотерапия, основанная на теориях Б. Ф. Скиннера и А. Бандуры. Основная задача терапевта в ней — обучение тому, как правильно играть свои социальные роли.
  • «Освобождающая» игровая психотерапия, представляющая собой терапию отреагированием. Разработана в 1930-х годах Д. М. Леви. В ней применяются игровые ситуации, в которых ребёнок может пережить конфликтную или страшную для него ситуацию вновь, но в безопасной обстановке. Воссоздание такого травмирующего события позволяет больному освободиться от психического напряжения, вызванного этим событием.
  • Структурированная игровая психотерапия — развитие метода освобождающей игровой терапии. Разработана Г. Хембриджем. Пациенту предлагается уже структурированная игровая ситуация, с помощью которой можно решить конкретные задачи (агрессивность к сиблингу, тревога по поводу разлуки с матерью и т. п.)
  • Игровая психотерапия построения отношений, основанная на идеях Отто Ранка, Тафта и Ф. Оллена. Акцентируется на отношениях между терапевтом и клиентом «здесь и теперь», без попыток объяснять их прошлый опыт.
  • Интегративно-эклектическое направление игровой психотерапии, включающее более или менее гармонично сочетающиеся элементы предыдущих; практически встречается чаще других.

Регулярные занятия11

Каждое воскресенье с 14:00 до 18:00

Трансформационная психологическая игра «Моё призвание»

 
Скидка 500Р

3–4 часа

Москва

Анна Днепровская

Плавающие дни недели

Трансформационная игра «Лила»

 
Подать заявку

2 часа

Москва

Алёна Михайловна Гоциридзе

Суббота, воскресенье

Трансформационная игра «Маленький принц». Ведёт автор

 
Подать заявку

250 минут

Москва

Юлия Борисовна Осадчая

1 раз в неделю с 11:00 до 13:00

Т-игра «Встреча с собой». Онлайн

 
Скидка 500Р

2 часа

Москва

Лидия Тищенко

Суббота, воскресенье с 16:00 до 19:00

Игра «Вершина отношений»

 
Скидка 500Р

3часа

Москва

Матана Мария
Вера Викторовна Субботина

Воскресенье с 11:00 до 13:30

Трансформационная психологическая игра «Наследие и потенциал твоего рода»

 
Скидка 500Р

2,5 часа

Москва

Анна Днепровская

Понедельник или вторник с 18:00 до 21:00

Игра «Возлюбленная»

 
Скидка 500Р

3–4 часа

Москва

Матана Мария
Вера Викторовна Субботина

Суббота с 13:00 до 16:00.

Психологическая игра «Молот Тора»

 
Скидка 500Р

3 часа

Москва

Семейный центр «Лебедь»
Матана Мария
Вера Викторовна Субботина

Суббота

Практические занятия «Игротека»

 
Подать заявку

1 год

Москва

Ольга Николаевна Заводилина

Среда с 19:00 до 22:00

Живые клиентские психологические еженедельные группы Ольги Максимовой

 
Скидка 10%

3 часа

Москва

Ольга Васильевна Максимова

Для разных целей – разные игры

Разные игры можно использовать для разных целей. Специалисты рекомендуют начать с тех, что направлены на улучшение душевного состояния.

Они позволят установить доверительные отношения между ребёнком и взрослым, расслабиться, поднять настроение, преодолеть боязнь остаться одному, нападения, закрытого пространства, повысить здоровье, развить физические навыки. К таким играм можно отнести жмурки, пятнашки, прятки, полосу препятствий.

Избавить от агрессии помогут следующие игры:

  • Сражение. Ребята участвуют в импровизированном бое. Их оружием выступают, скажем, снежки, бумажные самолётики или воздушные шарики. После сражения дети обязательно мирятся и заключают друг друга в объятия.
  • Злые-добрые кошки. Когда водящий говорит, что ребята должны стать злыми кошками, они выгибают спину вверх и шипят. Когда их просят стать добрыми, они прогибают спину вниз и урчат.
  • Обзывалки. Ребята с сердитой интонацией поочередно называют друг друга овощами или, например, цветами. Тот, кто начинает обзываться по-настоящему, проигрывает. Эта игра позволяет выплеснуть негативные эмоции.

Снять напряжение можно с помощью игр, описанных ниже.

Снеговик. Ребята становятся снежными человечками, а когда, по словам взрослых, появляется солнышко, начинают медленно таять: слабеют, нагибаются, приседают, ложатся.

Насос и мяч. Двое ребят стоят друг перед другом. Один из них – мяч, второй – насос. Сначала первый стоит «сдутый»: вялый, сгорбившийся. Второй начинает его «надувать», издавая соответствующие звуки и выполняя движения. В это время мяч становится круглым. Потом насос решает его сдуть, и спущенный мяч оказывается на полу.

Цветные ладошки. Рисование красками с помощью пальцев и ладошек. Сначала дети создают простые картины – например, солнце или цветок. Затем – людей или животных.

Рекомендуем: Как побороть застенчивость?

Приведём несколько примеров игр, которые помогают избавиться от страхов:

  • Смелые мыши. «Кот» дремлет, а около него, издавая писк, бегает «мышка». Проснувшись, первый игрок должен поймать второго, который пытается убежать в домик.
  • Привидение. На водящего накидывают белую ткань, и он с пугающими звуками должен кого-нибудь поймать.
  • Сова и заяц. Когда светло, первый спит, а второй прыгает. С наступлением темноты «сова» пытается найти «зайца», который не должен двигаться.

Игротерапия для детей

Игра является не только одним из самых любимых занятий малышей, но и ведущей деятельностью детей, начиная с самых ранних лет и до школьного возраста. А способность играть сохраняется у индивида на протяжении жизни. С помощью игры происходит развитие моторных функций и когнитивных способностей у ребенка. Также она является главным методом обучения для ребенка. Для детей игра представляет собой основную возможность взаимодействия с окружением, вследствие чего она выполняет и функцию социализации. Кроме этого в игровом процессе ребенок естественно отыгрывает зарождающиеся в нем негативные эмоции.

Игротерапия являет собой ответвление арт-терапии, оказание помощи и достижение психологического комфорта индивидом посредством игровой деятельности. Она представляет собой довольно эффективный коррекционный метод для работы с малышами, имеющими абсолютно разные психические особенности. Данный метод не рекомендуется практиковать в работе с индивидами, страдающими полным аутизмом или неконтактной !шизофренией. Игровую терапию применяют:

— при травмах психологического характера, связанных с разводом родителей;

— для улучшения успеваемости детей при трудностях в учебе;

— для коррекции агрессивного и тревожного поведения;

— для профилактики и лечения различных фобий, детских страхов;

— при умственной отсталости и задержках в психическом развитии для ускорения развития;

— при заикании и многих других проблемах.

При выборе методов игротерапии нужно исходить из требований конкретных целей коррекционного воздействия и из того, насколько устойчивы показатели результативности воздействия на индивида именно игровой терапии.

В качестве параметра эффективности игротерапии учитывается устремленность детей к поддержанию коммуникаций и взаимодействию с окружением в коллективе. Это проявляется в позитивных личностных трансформациях, сдвигах, проистекающих в самосознании, улучшении психоэмоционального самочувствия, положительной динамике интеллектуального развития вследствие снятия эмоциональной тревожности и напряжения. Так, например, игротерапия общения заключается в занятиях подвижного характера, которые помогают выстраивать положительные, эмоционально теплые взаимоотношения с детьми. Занятия игротерапией не требуют специфического оборудования, а ее техники носят больше интуитивный характер.

М. Панфилова, разработчик методов игротерапии, доказала, что посредством игр малыша можно обучить правильному построению диалога, снизить его гиперактивность. Игротерапия Панфилова представляет собой комплекс современных психотерапевтических методик, состоящий из игровой терапии, сказкотерапии, метода беседы, арт-терапии, телесной терапии, элементов психодрамы, жетонной терапии и др.

Услуги и объявления12

1 час

Диагностика готовности ребёнка к школе
Москва

  Подать заявку

Институт консультирования и системных решений

2 часа.

Обучение трансформационным T-играм Brand Expert или Socionix
Москва

  Скидка 1000Р

Никита Сергеевич Антипин

3 часа.

Психологическая игра Hatters
Москва

  Скидка 100Р

Людмила Георгиевна Смирнова

3 часа

Индивидуальная игра «Универсум»
Москва

  Скидка 1000Р

Ольга Милосердова

Услуга

Разработка трансформационной игры на заказ
Москва

  Подать заявку

Никита Сергеевич Антипин

15 и 24 июня 2017 г. с 19:00 до 22:00.

Индивидуальная онлайн-игра «Лила Чакра»
Москва

  Скидка 10%

Лаборатория Психологии и Гипноза
Наталья Саукова

1,5 часа.

Трансформационная игра «Пси-Алхимия»
Москва

  Скидка 200Р

Проект «Пси-Алхимия»
Наталья Александровна Кирюшина

4 часа.

Игра Inspiration («Вдохновение»)
Москва

  Подать заявку

Семейный центр «Лебедь»
Мария Матана

4 часа.

Т-игра «Женская интуиция»
Москва

  Подать заявку

Евгения Карташова

1–2 часа.

Индивидуальная консультация психолога. Арт-терапия. Игровая терапия
Москва

  Подать заявку

Молодёжный Центр
Анна Никитина

3 часа

Психологические т-игры, игропрактика
Москва

  Скидка 100Р

3–4 часа.

Трансформационные игры
Москва

  Скидка 500Р

Мария Матана

Методы игровой терапии

Игровая терапия как метод коррекции

Коррекция поведения является неотъемлемой частью психологической и педагогической помощи людям с РАС. Игра в этом случае оказывает значительное влияние на развитие личности, что обуславливает ее эффективность. Игротерапия для взрослых имеет отличительную черту: проводится в основном для группы пациентов в виде социальных и психологических занятий (специально разработанные упражнения, задания для улучшения невербальной коммуникации, имитация различных жизненных ситуаций).

Характерная особенность игротерапии — это двуплановость. Устанавливается положительный эмоциональный контакт с пациентом и достигается психокоррекционный эффект.

Метод игротерапии «Мифне»

Терапия основывается на убеждении, что носители РАС способны учиться, коммуницировать и проявлять социальную активность, только если чувствуют себя в безопасности. Для успеха игротерапии обучение начинают с малых лет, активно вовлекая в процесс родителей. Учитель стремится установить доверительные отношения с ребенком, не прибегая к требованиям и жестким указаниям. Он всегда реагирует на обратную реакцию малыша, между ними появляется доверительная связь, постепенно у ребенка возникает смелость для ответа.

Методическая работа "игровая психотерапия"

Метод «Son-Rise»

Здесь делается упор на мотивацию ребенка. Последователи методики уверены, что если постепенно вводить в жизнь аутиста внешние стимулы, то можно добиться нужных навыков и поведенческих реакций.

Сначала родитель дублирует стереотипное поведение ребенка: повторяет движения руками, звуки, телодвижения. Так между ними устанавливается доверительная связь. Когда удается создать безопасную для ребенка среду, мама или папа начинают постепенно вводить в их общение свои правила.

Методическая работа "игровая психотерапия"

Метод «Floortime»

Является одной из самых эффективных методов игротерапии. Его смысл заключается в следующем: ребенок управляет игрой, а сам игровой процесс с родителями или терапевтами базируется на его индивидуальных интересах. Терапевтическое воздействие предполагает, что ребенок или взрослый пройдет через такие стадии развития, как:

  • самопознание и интерес к окружающему миру;
  • привязанность и построение взаимоотношений;
  • двусторонняя и комплексная коммуникация;
  • эмоциональные идеи и мышление.

Чтобы эффективность игровой терапии была максимальной, опытный специалист должен помочь родителям внедрить данную методику в повседневную жизнь аутиста и дать рекомендации, как себя вести в специфических условиях (например, ребенок взволнован, истерит, не переносит картинок с животными или болезненно реагирует на присутствие в комнате какой-то игрушки) и какие возможные последствия. Особенно важна своевременная диагностика аутизма у подростков — с изменением гормонального фона обостряются большинство симптомов, становится труднее справиться с агрессивными реакциями и добиться достаточной социализации.

Методическая работа "игровая психотерапия"

Игровая терапия для детей с аутизмом

Дети-аутисты охотно воспринимают игровую форму терапии, поскольку игра как таковая позволяет им абстрагироваться от раздражающих факторов (они более чувствительны, чем обычные люди). Так, они способны выучить буквы, научиться разговаривать, одеваться, завязывать шнурки, самостоятельно кушать и др. Многие родители тратят немало нервов, чтобы обучить малыша базовым навыкам, но так и не получают желаемого. На самом деле, отсутствие результата чаще всего вызвано неправильно подобранным методом терапии и подходом в целом. Он должен опираться на сильные стороны ребенка и его предпочтения.

Игровая терапия для детей аутистов помогает успокоить их эмоциональный фон, научить подстраиваться под изменчивость окружения и корректировать поведение в соответствии с конкретной ситуацией

Стоит помнить, что аутизм остается с человеком в течение всей жизни, поэтому важно уже с детства воспитывать в нем самостоятельную и социально адаптированную личность. Тяжелые формы РАС труднее всего поддаются коррекции, а дети с более легкими формами аутизма демонстрируют достаточно высокие умственные и поведенческие успехи

С кем лучше играть: с игротерапевтом или с мамой?

Методическая работа "игровая психотерапия"

Конечно, получить специализированный курс игротерапии можно в кабинете детского психолога. Он сможет подобрать методики, наиболее подходящие для вашего ребенка, в зависимости от его потребностей и задач, которые вы перед ним поставите.

Но, тем не менее, специалисты отмечают, что наибольшее воздействие на ребенка оказывает игра, в которой принимает участие мама или папа, а не незнакомый человек.

Кроме того, польза от занятий, которые проводят с ребенком родители, очевидна. При этом происходят изменения не только в ребенке, но и в родителях, меняются детско-родительские отношения. Игротерапия помогает взрослым мамам и папам как будто снова вернуться в свое беззаботное детство. Эти ощущения учат их лучше понимать своих детей, возвращают в общение детскую непосредственность и простоту.

Поэтому если вы все еще думаете, играть или не играть, — играйте! Помогайте своему малышу, а заодно и себе!

Игровая терапия для взрослых с аутизмом

Для пациентов старшего возраста игры при аутизме могут быть так же результативны, как и для детей. Во взрослой жизни они ежедневно сталкиваются с трудностями, собственными переживаниями и нуждаются в психологической поддержке. Благодаря игротерапии можно в мягкой форме узнать о главных проблемах социальной адаптации человека, определить сложности его развития. При регулярных занятиях удается проработать психологические проблемы, а также научить:

  • лучше понимать собственные чувства и чувства других людей;
  • самостоятельно принимать решения;
  • не допускать панических атак при воздействии провоцирующих факторов.

Подобрав оптимальный метод игротерапии для взрослого аутиста, можно помочь ему повысить самооценку, улучшить коммуникативные навыки и сенсорную интеграцию. Такой способ психотерапии позволяет снять нервное перенапряжение, расслабиться и перестать остро реагировать на изменения в окружающей среде.