Игры в кабинете психотерапевта

Роли

Как правило, в такой игре ролевая комбинация сводится к модели: «Должник» — «Кредитор» — «Спаситель». Причем, чем активнее действует «Кредитор», тем изобретательнее становится «Должник». Одним из вариантов развития игры является «капитуляция Кредитора» после нескольких попыток получить деньги от «Должника».

Мышление «Должника», как проявление внутреннего Ребёнка

Рассмотрим пример. У Эммы был свой бизнес, но в силу экономической ситуации она обанкротилась. Первое время звонки коллекторов приводили женщину в панику, а при мысли о поиске работы её бросало в нервную дрожь, т. к. никогда еще не работала «на кого-то», для неё это является определенным психологическим барьером. Отношение к ситуации происходит из эго-состояния Ребенка (« не хочу, не буду!»). Причем у Эммы есть дом в стадии строительства и машина, продажа которых с лихвой покрыла бы все задолжности, но и о таком решении проблемы Эмма не хочет думать. Здесь также видим проявление Ребёнка («моё, никому не отдам»). Сейчас Эмма ждёт выхода закона о банкротстве, согласно которому долги обанкротившихся предпринимателей покрываются за счёт страховых взносов. Единственное, что сейчас её беспокоит, отсутствие возможности поехать отдыхать за пределы РФ. В данной ситуации Эмма получила три эмоциональных вознаграждения:

  • Сочувствие со стороны друзей и знакомых, или как говорил Э. Бёрн «поглаживание».
  • Усиление роли «Должника» за счёт позиции «бедная я и несчастная», которая является стимулом к оправданию бездействия и избавляет от необходимости выхода из зоны комфорта.
  • Чувство собственного удовлетворения от того, что выход из ситуации «найден» без ущерба для себя, хотя «должник» продолжает жить в постоянном предвкушении действий «кредитора».

В данной ситуации роль жертвы переходит к «кредитору».

Э. Бёрн в своих работах пытается донести до читателя основополагающий знаменатель анализа игр, как психотерапевтического метода:

В данном примере прослеживается безусловная вера должника в «чудо», которое должно обязательно случиться. Если же говорить о решении проблемы, именно рациональный взгляд с позиции Взрослого может привести к пониманию того, что проблему нужно решать, а не убегать от нее.

Литература:
  1. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди.
  2. Литвинов М. Из Ада в Рай. Избранные лекции по психотерапии.
  3. Хакамада И. Дао Жизни.
  4. Бёрн Э. Психика в действии.

Публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Маскировка жертвы

Порой, вглядываясь в поступки человека, прислушиваясь к его словам, мы понимаем, что человеку как будто «на роду написано» быть неудачником. Неудачники ведут себя так, словно их судьба – жертвенный алтарь. Такое поведение в психологии называется виктимным. Распознать жертву можно либо по ситуациям, в которых обычно оказывается человек, либо по его отношению к событиям в жизни. И то, и другое имеет место одновременно.

В трудной жизненной ситуации может оказаться каждый. Никто не застрахован от провала или от ошибки. Однако человек, находящийся в образе жертвы, будет реагировать особенным образом. И дело не в эмоциях. Победитель также может быть разбитым неудачей, как и жертва. Но, в отличие от жертвы, он не получает выгоды от своего положения.

Удивительный и парадоксальный, казалось бы, момент, но жертвы находятся в комфортном для себя положении, не смотря на все свои очевидное страдания. Однако жертву не всегда легко различить. Жертва может выполнять различные социальные роли в обществе: «белая ворона», «козел отпущения», «раб», «непризнанный гений», «неизвестный герой», «Иван-дурак», «рок-звезда» (яркая жизнь и ранняя смерть), «смешной чудак» и так далее.

В культуре можно найти великое множество образов жертв. Если приглядитесь к каждой из этих ролей, то даже почувствуете к некоторым из них симпатию. К примеру, в неизвестном герое брезжит романтический образ Зорро или Бэтмена. В непризнанном гении – посмертный успех Ван Гога. В образе рок-звезды – Курт Кобейн и Виктор Цой.

Даже у раба есть определенное величие, запечатленное в культуре в средневековых или викторианских образах верных слуг, эдаких Санчо Панса. Хотя и Дон Кихот тоже своего рода неудачник.

Однако драма заключается именно в их психологии и зависимости духа. Каждый из героев может и не быть заложником своего образа и обладать свободой побеждать. В то время, как жертва упрямо будет отыгрывать роль и получать свои странные дивиденды. Наслаждаться бессознательно (или подсознательно) жертвенным положением.

Социально – психологические игры

а) игры первой степени, допустимые в обществе;

б) игры второй степени, не всегда приносящие серьезные проблемы, но игроки которых, вероятнее всего, будут скрывать это от чужих глаз;

в) игры третьей степени, в которые можно сыграть только один раз, и которые обязательно заканчиваются в зале суда, в реанимации или в морге.

В одном действии игры довольно тяжело совместить все элементы, сложно раскрыть весь ее потенциал. Таким образом происходит появление разного типа игровых пространств, которые акцентируются на определенном аспекте игры и ориентируются на ее определенные возможности.

В современной психологии эксперты разделили все игровые пространства на пять разных видов. В реальности они зачастую переплетаются друг с другом, однако, они все же представляют собой отдельные виды деятельности, обладающие своими законами создания, управления и развития.

Созависимые в треугольнике Карпмана

Здесь важно уточнить терминологию. Когда человек находится в позиции жертвы, он понимает, что от него не зависит ровным счетом ничего, и что он не может выбирать свое поведение в зависимости от ситуации

“Ну а что я могу сделать? Это все они!” В такой интерпретации становится очевидным, что все роли в треугольнике Карпмана – это три вида позиции жертвы.

Если подруга вам жалуется на жизнь, то тут все понятно – она находится в позиции жертвы. Преследователь также является разновидностью жертвы. Но почему? Если вы увидите того, кто требует, допекает, кричит и обзывает жертву, и спросите у него, зачем он это делает, то ответ, как правило, в таком случае вы получите примерно следующий: “Он сам обзывается, что мне делать?” (“Он подводит нас всех всегда”, “Он постоянно опаздывает”, “Он не варит кашу” и т.д.). Когда Преследователь не понимает, что можно действовать иначе, он занимает позицию жертвы.

Тут очень уместно вспомнить выражение Перлза “собака сверху и собака снизу”. “Собака сверху” подразумевает ситуацию, когда человек громко ругается, орет, то есть он кусается. “Собака снизу” – это ситуация, когда страдающая жертва кусает людей своей грустью, тоской, она воет с такой силой, что всем становится очень больно от этого.

Если вы попробуете поговорить со Спасателем на тему того, зачем и почему он этим занимается и стоит ли вообще это делать, то на вас может вылиться ненависть: “Человека преследуют, обижают, ему плохо, он страдает!” Спасатель также является заложником, он, находясь в роли Спасателя, превратился в жертву.

Треугольник отношений Карпмана

В чем же суть игры?

Жертва начинает провоцировать окружающих ее людей с единственной целью: она ищет преследователя. Возможен такой вариант развития событий. Преследователь отыскивает человека, который виноват в чем-то, начинает обвинять, наказывать, требовать, то есть преследовать жертву. Затем жертва старается доказать, что ее вины нет, что на самом деле виноваты окружающие, среди которых и сам преследователь. Она ищет того, кто будет ее спасать, показывая миру свою беспомощность и страдания.

Появляется спасатель, он хочет помочь жертве, спасти ее от преследователя, но так как все участники лишь играют в спасение, у него ничего не получается. За это получает обвинения от жертвы, после чего спасатель сам превращается в жертву, а жертва в преследователя.

Как работает этот треугольник?

Сам Карпман и многие его коллеги полагают, что такой треугольник складывается изначально в силу определенных внутренних выгод. “Когда идет игра и есть отношения, это означает, что ситуация выгодна всем участникам. По-другому все развалилось бы. Когда человек участвует в чем-то, это говорит лишь о том, что ему это нужно. Происходящее общение в рамках такого треугольника – это довольно эффективный метод не брать ответственность за свои решения и поступки, и более того, получать за это в награду мощные эмоции и право не решать свои трудности (ведь в них виноват кто-то другой)”.

Возможно, все так. В любом случае для решения важных вопросов психотерапии это хорошо работающая система. При этом можно изучать и другие возможности, так как вполне вероятно, что основой таких отношений будут не исключительно внутренние выгоды, но также и умение противостоять манипуляциям, плохо усвоенная жизненная философия или обычные жизненные привычки.

Итак, самое важное, что вам следует знать о треугольнике Карпмана, это то, что вас там не должно быть. Какую бы роль там вам активно ни предлагали, или какая бы роль вас лично ни привлекала, даже не думайте там оказаться

Этот треугольник становится реальностью лишь для не очень толковых людей, живущих одними чувствами, не имеющих четких целей, не умеющих контролировать себя и постоянно оказывающихся в позиции жертвы.

Чем человек разумнее, чем больше ответственности он берет на себя, обдумано идет к реализации поставленных целей, тем он реже оказывается в этом сумасшедшем доме.

Подводя итого, можно сказать, что главное положение, которое определяет сущность всех психологических игр, заключается в многочисленных переживаниях участника, в его видении действительности. Игра, наряду с любой другой неигровой деятельностью, мотивируется важными для человека целями и его отношением к ним. Мотивы же игры – это прямое отношение человека к окружающему миру

Важность определенных его аспектов переживается индивидом в игре на основе отношения к их внутренней сути

Классификация психологических игр

  1. В основу классификации игр положены различные признаки и характеристики. По количеству участников различают игры на двоих, например супружеские игры, в играх на вечеринках участвует много игроков.
  2. По гибкости и вариативности, различают игры, в которых игрок предпочитает играть всегда в одну игру, например «Должник», в некоторых играх возможен легкий переход от одной игры к другой.
  3. В зависимости от напряженности игры могут быть легкими или тяжелыми, соответственно поведение игроков характеризуется непринужденностью или агрессивностью.
  4. По интенсивности и допустимости различают социально приемлемые игры либо провокационные, которые играются до конца и могут закончиться в суде, в больнице или в морге5. Социологическая классификация. Все игры подразделяются на группы в зависимости от жизненных ситуаций, в которых люди могут оказаться: игры на всю жизнь, игры на вечеринках, супружеские, сексуальные, криминальные, психологические и позитивные игры.

Трансформационные психологические игры

4. Проектные и деловые игры

Этот еще одна разновидность психологической работы. Такие игры имеют своей целью освоить и осмыслить инструментальные задачи, которые связаны с работой настоящей деятельности, достигнуть конкретные цели, а также структурировать систему делового взаимодействия игроков.

Такие игры могут быть организованы как семинар, а могут иметь довольно несложный сюжетный характер. Как правило, у деловых игр сюжетной линии нет, равно как и заданного эмоционального фона взаимодействия. Игроки либо с самого начала мотивированы на игру, либо мотивация создается и поддерживается в процессе.

Несколько отличаются проектные игры, чья функция заключается в создании проектного мышления у игроков, а также их умение работать с возникшей проблемой. У проектных игр есть сюжет, либо они проводятся на основе реального материала, приуроченные к какому-то мероприятию.

Деловая игра – это направление с очень высокой перспективой. Они помогают научиться налаживать сотрудничество, организовывать свою работу, а также строить коллегиальные отношения.

5. Психологические акции

Эта не игра как таковая, это определенная игровая среда, создаваемая на какое-то время. При этом она совсем не мешает другим видам деятельности, однако у нее есть правила, содержание и намеченный результат. Главная цель такой «акции» – это расширить жизненное пространство игроков за счет появления в их жизни чувственных красок, новых смыслов и культурных значений. Акции могут быть незначительными по времени проведения, по количеству игроков, они также могут быть внезапными и эпизодичными.

Главные особенности таких игр – это необычность и ненавязчивость. Они не мешают привычному ритму жизни тех людей, кто не желает ее замечать, но при этом добавляет новых красок в жизнь тех, кто согласен включиться в нее. На время своей жизни акции создают своеобразный настрой, эмоциональное состояние.

Психологические игры

В общем схему психологических особенностей игры можно описать так:

1. У человека появляется определенное желание.

2. Его сверхсознание запрещает реализовывать желание.

3. Подсознание ищет оправдание, своеобразные психологические купоны, происходит откуп от сверхсознания, а вместе с ним и удовлетворение желания.

На внешнем уровне такая игра является заранее предопределенной последовательностью действий, направленных на достижение выигрыша

Важно отметить, что в данном случае психологический выигрыш вовсе не всегда должен быть физическим. Он может выражаться в заболевании, несчастном случае или даже смерти игрока, потому как суть выигрыша в том, чтобы подтвердить жизненную позицию играющего

С помощью этого критерия можно отличить психологическую игру от других форм поведения человека, в том числе и от манипуляции, целью которой является физический выигрыш.

Термин “психологическая игра” был введен Эриком Берном. В свое время его книга “Игры, в которые играют люди” стала бестселлером. Она и сейчас очень популярна. Он рассматривает психологическую игру как одну из шести форм разделения времени: ритуал, искренние отношения, деятельность, отдых, игра и времяпрепровождение. При этом психолог различает три вида игр:

Побуждение к игре

Когда человек «залезает в долги» им управляет эго–состояние Ребёнка, основными доводами при этом являются «Я хочу!», «Мне надо!»

В современном обществе важное место занимает институт потребления, который является подстрекателем в игре «Должник»

Э. Бёрн пишет об этой психологической игре следующим образом:

Неосознанным мотивом для начала данной игры является получение эмоций, природа которых сходна с потребностью получения адреналина у постоянных посетителей казино, а материальная выгода является, скорее, внешним мотивом. Когда человек понимает, что ему нечего терять, у него появляется цель в жизни.

Сценарий игры «Должник» обусловлен родительскими установками. Э. Бёрн приводит следующую метафору:

Виды психологических игр

Психологические игры, используемые в межличностных отношениях, рассмотрены на основе социологической классификации, так как она является наиболее практичной.

Виды игр

«Игры на всю жизнь» оказывают на игроков наиболее сильное влияние по сравнению с другими играми, рассчитаны на несколько участников. Типичные игры «Попался, сукин сын», «Алкоголик», «Должник». Игру «Попался, сукин сын» можно наблюдать на примере игры в покер.

У одного из игроков выигрышные карты. Если это игрок в «Попался, сукин сын», то его будет интересовать не выигрыш в покер, а сам факт того, что другой игрок находится в его власти. Игра «Попался, сукин сын» отчасти является криминальной игрой. Берн описывает в своей книге, как наблюдая за игрой в покер, он понял механизм другой психологической игры «Я только пытаюсь вам помочь».

«Игры на вечеринках» позволяют разным игрокам найти друг друга. Одна из игр на вечеринках «Какой ужас!»

Игрок постоянно попадает в неприятные ситуации, рассказывает о своих проблемах и страданиях, пытается привлечь к себе внимание и получить сочувствие

«Супружеские игры», как и любые другие, могут присутствовать в семейной жизни. Одной из распространенных является игра «Если бы не ты».

Женщина выходит замуж за деспотичного мужчину, который не позволит ей попадать в пугающие ситуации. В таком браке жена жалуется на запреты и ограничения, из-за чего муж чувствует себя неловко. В результате жена получает вознаграждение в виде сочувствия, внимания, возможности играть с подругами в игру «Если бы не он».

«Сексуальные игры» связаны с супружескими играми, инициатором часто выступает женщина, если водящим является мужчина, то такие игры относятся уже к группе криминальных игр.

Игра «Ну-ка подеритесь» основана на соперничестве двух мужчин за женщину. Сюжет является основой для произведений литературы, театра и кино. Возможны три варианта развития игры.

В романтическом варианте после победы в состязании женщина и ее герой живут долго и счастливо. Драматический сценарий разыгрывается, если побеждает не тот, кого выбрала женщина. В комедии женщина бросает обоих.

«Криминальные игры», например «Полицейские и воры», связаны с мошенничеством, насилием и другими преступлениями. Каждая криминальная игра в своей основе нечестна и незаконна.

Психологические “Криминальные игры”

Такие игры проходят под руководством «Взрослого», то есть планируются профессиональными преступниками.

«Психологические игры» можно наблюдать не только в кабинете психолога, но и в других ситуациях, связанных с социальными отношениями. Типичная игра «Я только пытаюсь вам помочь».

Консультант дает профессиональный совет клиенту. На следующей встрече клиент сообщает, что последовал совету, но не достиг нужного результата. Консультант принимает известие о неудаче и предлагает новый вариант решения проблемы. Консультирование клиента может длиться бесконечно долго.

Игрок в «Я только пытаюсь вам помочь» заранее уверен, что помощь не будет принята, игроку не нужен быстрый результат. В этой ситуации консультант испытывает раздражение, но старается его подавить. Он понимает, что формально следует установленной процедуре, другие консультанты поступают также и он всегда получит поддержку начальства.

Игроков в «Я только пытаюсь вам помочь» следует отличать от профессионалов, которые действительно оказывают помощь.

«Позитивные игры». Поиск положительных игр является трудной задачей, так как все игры основаны на скрытой мотивации и корысти. Хорошая игра приносит пользу одновременно всем участникам. Например, «Трудовой отпуск» становится позитивной игрой, если для игроков содержание работы вторично и работа выполняется ради другой цели.

Некоторые игры несут в себе творческий потенциал. Другая часть игр основана на обмане и конфликтах, поэтому такие игры не доставляют радости и удовольствия игрокам, а их развязка может завершиться настоящей драмой. В своем исследовании Э. Берн постоянно подчеркивает, что игры не могут заменить реальной жизни.

Вам будет интересно почитать:

  • Как работает метод системных расстановок по Хеллингеру. Семейные расстановкиКак правильно воспитывать детей в разном возрасте? Нужно ли наказывать ребёнка: советы психолога по воспитанию счастливого ребёнкаЧто такое синдром эмоциональное выгорание: причины, симптомы, лечение, профилактика.Как перестать раз и навсегда хотеть есть сладкое и мучное. Советы психолога как справиться с привычкой пищевой зависимости от сладостей

Почему мы играем в игры?

Люди играют в силовые игры, чтобы добиться психологической расплаты — платы («выигрыша»), которую они неосознанно стремятся получить.

Во время игр наш Взрослый не ведает, что вытворяют Родитель и Дитя.

Причины участия в играх:

Силовые игры в Драматическом Треугольнике

Треугольник НЕ-счастья

Характер игр может стать более понятным, если проанализировать его с точки зрения ролей Драматического Треугольника.

Скрытые цели ролей:

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ  — хочет укрепиться в ощущении своего превосходства над другими, игнорируя и обвиняя окружающих, хотя в его оценках никто не нуждается.

СПАСИТЕЛЬ — ищет доказательства собственного превосходства, обесценивая (игнорируя) других и «помогая» им, хотя в его помощи никто не нуждается.

ЖЕРТВА — обесценивает и других, ищет подтверждения того, что ей страшно не везет и того как несправедливо с ней обходятся другие люди. Или ищет  других подтверждений своей никчемности.

Игры Преследователя.

«Если бы не ты» — участники этой игры пытаются убежать от ответственности, обвиняя других.

Например, начальник отдела, играет в эту игру, когда ссылается на «тупость, лень и безразличие» своих подчиненных, оправдывая собственное нежелание предпринять меры по повышению эффективности работы своего отдела.

«Ну что, попался, сукин сын?» — другая игра Преследователя, ищущая козлов отпущения.

К примеру, подчиненный постоянно собирает «улики», которые он использует в качестве повода для нападок для своего начальника при любом удобном случае.

Игры Спасителя.

«Я только пытался помочь» —  в этой игре Спаситель пытается быть полезным, в то же время ища подтверждения тому, что «в этом мире тщетно ожидать благодарности».

Например, Ваш сослуживец отравляет Вам жизнь, то и дело давая Вам непрошенные советы и предлагая ненужные решения.

«Что бы Вы без меня делали?» — играющий в эту игру убеждает всех в своей незаменимости.

Например,  сотрудник играющий в такую игру ръяно берется за выполнение новых поручений и тщательно оберегает других от того, чтобы им достались эти задания. В результате коллеги избегают ее общества, зато охотно пользуются ее услугами, не давая ничего взамен.

Игры Жертвы.

«Пни меня!» — играющий провоцирует окружающих на приступы раздражения и гнева.

Пример. Человек может играть в эту игру не только с друзьями, но и с коллегами по работе, вечно беспокоя сослуживцев по пустякам, пуская сплетни и не исполняя обещаний.

«Да, но…» — любители этой широко распространенной игры избегают принятия решений. Профессиональные «Спасатели» беспомощно барахтаются в замаскированных сетях, расставляемых игроками в «Да, но…», ибо все их советы и предложения в результате оказываются отвергнутыми.

Пример. Некоторые мои знакомые играют в нее, запрашивая советы у психолога и объясняя почему именно этот совет не поможет. В результате устав «советовать» в никуда я начинаю избегать этих людей.

Смена ролей в ходе игры.

В зависимости от того, что наше бессознательное хочет получить или доказать с помощью игр, мы, как правило, выбираем одну из этих 3-х ролей в качестве основной.

Однако мы также меняем наши роли в ходе игры.

Рассмотрим пример смены ролей во время игры «Пни меня» между худой девушкой и ее подружкой толстушки, которая не принимает себя.

Пример. Игра «Пни меня».

В ходе игры «худышка» и «толстушка» меняют роли, так «толстушка» начинает с позиции Жертвы и заканчивает игру в роли Преследователя. А «худая» подружка начинает с позиции Спасателя, а затем становится Жертвой, реагируя на переход к роли Преследователя со стороны «толстушки».

Первая смена ролей:

Подруги поменялись ролями, и первая игра закончилась, тем не менее они продолжают.

Вторая и третья смена ролей:

Как видите, игра может заходить на второй, третий и далее круги.

Игры могут проходить между 2-мя участниками, а могут быть внутри, между различными эго-состояниями одного и того же человека. Так например, человек, который хочет похудеть дает себе самому обещание, что перестанет обжираться на ночь и начнет делать зарядку. Через несколько дней, нарушив обещание человек начинает оправдываться или ругает сам себя.

Жертва ведет свою игру

По негласным правилам психологических игр, человек, совершая поступки, рассчитывает на определенную реакцию от других. Игра приводит к получению вознаграждения, но вознаграждение может быть и деструктивным (обида, разочарование, безумие, тюрьма, разорение, смерть и так далее). Причем вознаграждение, к которому человек стремится, скрыто от других и зачастую от него самого.

Нужно понимать, что речь идет не о деле случая, а о заранее запрограммированном в психологии человека исходе. В моем понимании жертва – это те самые ееудачники, о которых писал Берн.

Эрик Берн, создатель транзактного анализа, предложил структурный анализ психологических игр и описал множество их вариантов, которые помогают осознать, в какую игру играет человек и какую судьбу себе он создает. Целью своей терапии Берн видел прекращение деструктивной игры, для обретения настоящей близости и продуктивной деятельности.

Я часто советую почитать две основные книги Эрика Берна: «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди». Как мне кажется, они способны заложить правильные основы для понимания психологии у любого обывателя.

Но однажды мой друг, вернув Берна после прочтения, сказал, что из нее он много понял про неудачников, но так ничего не понял о победителях. Парадокс в том, что в транзактном анализе много сказано о неудачниках, описано множество вариантов их игр. Но про победителей сказано только общими словами:

  1. На ошибку они говорят: «В другой раз не промахнусь», в то время как неудачники что-то вроде: «Если бы только я мог…».
  2. Они создают много проблем, потому что борются и к чему-то стремятся, но неудачники портят жизнь себе и окружающим, вовлекая в свои беды.
  3. Они ставят цель и добиваются ее, а неудачники, даже добившись, успеха его легко теряют.
  4. Они знают, что делать в случае проигрыша, но не говорят об этом. Когда неудачники не знают, но постоянно рассуждают, что сделают в случае выигрыша.

Основное отличие победителя в том, что он осуществляет намеченное. Если, к примеру, человека уволили, его нельзя считать неудачником, если он не рассчитывал на это или не предполагал возможности увольнения. Но если он заявлял, что получит повышение, а вместо этого лишился должности, тогда это неудачник.

Какие бывают роли в психологических играх

У каждого человека есть определенный набор схем поведения в разных ситуациях. Иначе говоря, в разных жизненных ситуациях люди выбирают определенные шаблоны поведения. Изменения в поведении при разных ситуациях в трансакционном анализе называют различными состояниями Я. Набор схем поведения или состояний Я определены автором терминами родитель, взрослый, ребенок.

Родитель — состояние Я, сходное с образцами поведения родителей или тех, кто выполнял роль родителя, воспитателя. Родительский опыт необходим для социального и биологического выживания. Все люди повторяют в своей взрослой жизни положительные или деструктивные модели поведения родителей.

Взрослый — состояние Я, связанное с объективной оценкой ситуации взрослым человеком. Каждый человек, включая детей, стариков, больных людей и преступников, способен объективно оценивать ситуацию и адекватно действовать.

Ребенок — состояние Я, основанное на закрепленных в детстве образцах поведения. В некоторых ситуациях взрослые люди могут реагировать неуместно или слишком эмоционально, в соответствии с моделями поведения, закрепленными в детстве.

Истории побед

В своей жизни каждый встречал победителей. Они счастливчики из заповедного мира, где все как в сказке. За них хочется порадоваться. Хочется подивиться, как складно все выходит, даже если они делают все спустя рукава. Вдохновляешься их уверенностью и чудесными удачам. И хочется воскликнуть что-то вроде: «Ну, это ж Петька!».

За победителями идут, в них верят, хотят быть на них похожими, на них злятся и им завидуют, стараются побыть в их обществе или насолить от обиды. Победитель напоминает сверхчеловека, которого описал Ницше. Вокруг сверхчеловека всегда большой ажиотаж, потому что они не такие, как большинство. Но такими они стали не только из-за своих усилий или ума, но и благодаря первичной установке. Эту установку они получают от любящей матери и заботливого отца: «Тебя ждет успех! Ты достоин любви!». Они живут с внутренним чувством, что мир с ними, с ними сила, и все у них обязательно получится. Это психологический образ, который рационально не сымитировать.

Психологический образ победителя – самое важное, чем нужно обладать для успеха. Многие пытаются проанализировать жизненную стратегию и перенести на себя модели побед таких людей, как шахматисты изучают игры гроссмейстеров

К сожалению, вариантов игр для Победителей Эрик Берн почти не описал. Но это не значит, что они не играют. Их игры продуктивны. Я находил описание игр победителей в иных источниках. К примеру, в стратагемах.

Они существовали в древней Греции и Риме. Но я лично интересуюсь китайскими. В Китае это очень популярно, и существует огромный рынок стратагемной литературы.

История любой победы – это в первую очередь история. А значит, контекст и обстоятельства задают правила игры. И именно в адекватности им проявляется личность победителя.

Вспомните Марти Макфлая из «Назад в будущее». Он был героем. В том смысле, что никогда не мог отступить. Однако в действительности им управлял страх оказаться в чужих глазах трусом. В результате, в одном из вариантов будущего, героизм приводит Марти к краху. Героизм был слабостью, которой противники легко пользовались, толкая Марти на авантюры. Когда же ему удается осознать свою слабость, он становится победителем. Именно потому что избегает столкновения с врагом. Побеждать можно из заведомо проигрышного положения.

Нужно понимать, что победителем человека делает не набор каких-то качеств. Только правильный выбор в настоящий момент. Удачный ход, который может привести к победе. Люди зачастую наделяют образ победителя стереотипными качествами. Героев облачают в костюм из ценностей и предрассудков своей эпохи, создавая идеальную и понятную картинку. Множество девушек мечтают походить на сказочных принцесс, а юношей – на Рембо. Так и встречаются инфантильные личности в неудачном браке, где он еще не наигрался мускулами, а она – платьями.

Виды психологических игр

1. Игровые оболочки

Этот тип психологической игры является самым простым и самым распространенным. Здесь игра выступает в роли общего фона, некого обрамления психологического действия, которое может быть по сути не игровой, а, как это бывает в большинстве случаев, тренинговой.

Игровые оболочки очень часто можно встретить в начальной школе, они довольно эффективно работают с младшими подростками. Сегодня психологи очень активно эксплуатируют игровые оболочки, которые построены по принципу новогоднего представления для малышей: новогодняя сказка не может быть без того, чтобы кто-то плохой что-то не сломал, украл или спрятал.

Положительные герои, не щадя сил, бегут восстанавливать справедливость. В современной литературе также описывают различного рода психологические игры, и в них также дети кого-то спасают, куда-то попадают. Игровые оболочки могут быть очень разными. Это и узоры в волшебном калейдоскопе, и путешествие от станции к станции на поезде, и международная встреча журналистов с проведением мастер-классов, и т.д. Очень помогает использование игровых оболочек в работе со старшеклассниками.

2. Игра – проживание

С помощью этой игры можно создать условия для освоения определенного придуманного пространства. Это может происходить как совместно, так и лично, индивидуально. В рамках этого пространства выстраиваются межличностные отношениях, происходит осмысление ценности своего существования в заданной ситуации. Играть в такую игру сложнее, как участникам, так и ведущему.

Управлять таким игровым процессом сложно, а участникам сложно включаться в построение отношений, обращаться с очень непростыми вопросами к своему внутреннему «Я». Возраст игроков может быть любым.

Нельзя оценивать такую игру как удачную или неудачную, она всегда происходит по-разному. При этом полезен любая версия ее проживания, потому как с ее помощью можно выявить скрытые разрушительные процессы, а человек может продвинуться в осознании того, что с ним происходит.

3. Игра – драма

Содержание, сюжет, изыски антуража… За всеми этими необходимы элементами любой игры – драмы стоит важность самоопределения каждого участника игры и совершение самостоятельного выбора. При этом выбор в игре – это всегда смысловое и ценностное самоопределение человека

Но в таких играх не один лишь процесс выбора драматичен. После того, как участник решит для себя, какой путь он выбирает, он оказывается в ситуации проживания этого пути. В ходе символического проживания пути выплывают на поверхность все обретения и потери, так же как и все последствия его выбора.

Некоторые такие игры предполагают не исключительно делание выбора и принятие последствий, они сосредотачиваются и на умении выстраивать свою жизнь в соответствии со сделанным выбором: ставить цели, развивать отношения с людьми, организовывать работу. Иными словами, игра – драма ориентируется на выполнение дополнительной психологической задачи, звучащей для игрока примерно следующим образом: “ты уже сделал свой выбор, как ты собираешься строить свою жизнь?”

Квинтэссенция такой игры – это момент совершения выбора, к которому необходимо умело подвести. Сделанный выбор будет на самом деле глубоко переживаться, если только игрок оказался полностью эмоционально вовлеченным в игру, на что уходит довольно много времени. Отличным эффектом обладают гештальт-техники проживания, психодраматические и медитативные приемы. Этот вид игр самый сложный.

Треугольник Карпмана

Еще важно сказать несколько слов о треугольнике Карпмана, который был продолжателем идей Эрика Берна. Он рассказывает тоже об игре, только подсознательной, в которой описывается связь трех главных проблем в отношениях между людьми

По этой точке зрения все роли, которые лежат в основе человеческих игр, могут быть сведены к трем основным – Спасатель, Жертва преследования и Преследователь виноватых. Эти роли объединились в треугольник, который символизирует их неразрывную связь и смену друг друга.

“Три роли в этой игре – жертва, преследователь и спасатель – в действительности представляют собой упрощение реальной жизни. Каждый человек видит себя щедрым спасателем неблагодарной или благодарной жертвы, преследователем неверных и жертвой злых преследователей. Погружение в любую из этих ролей способствует тому, что человек начинает игнорировать реальность, подобно актеру, который знает, что проживает вымышленную жизнь, но продолжает “верить” в ее подлинность для создания хорошего спектакля”.