Как повысить инициативность сотрудников

Почему это было важно для ребёнка?

Как повысить инициативность сотрудниковВ наши дни взрослые начинают оценивать  деятельность ребенка ее «полезностью», начиная  со все более раннего возраста. Но кто может знать, какие навыки и способности будут необходимы вашему Чаду в непредсказуемом будущем?.. Может быть, бесконечно кувыркаясь, он тренирует вестибулярный аппарат для космических полетов, или, решая математику в наушниках, громыхающих музыкальным авангардом,  учится одновременно работать двумя полушариями мозга?..»

Нередко мы, взрослые, вынуждены обращать внимание на физические последствия инициативности детей:

-прыгал с гаража – сломал ногу;

— сделал из своей одежды костюм Бэтмана – не в чем идти в школу;

— нарисовал ворота сказочной страны – оказалось, что это произошло на уроке математики, в рабочей тетради.

Может быть, прежде чем сокрушаться, стоит вникнуть —  почему для ребенка было важно сделать то или иное действие?  Что он хотел испытать или проверить? Чему это его научило?  ( Кстати, совместный анализ случившегося с точки зрения «приобретений» «откроет уши» ребенка к вашим наставлениям на будущее, не в пример  обличающим тирадам!)

Не надо бояться «анархии» – дети очень благодарны за уважение к их потребностям и способны оценить  Ваше искреннее желание понять мотивы их действий.

Ради сохранения такого доверия они готовы выполнить многое из того, что им не нравиться – от принятия теплого молока перед сном, до посещения детского сада или школы, или подготовки к контрольной. А главное – у них появляется эмоциональный ресурс терпеть то, что не созвучно их душе, но неизбежно в современном мире.

Достаточное пространство для жизни

Я работаю с детьми, доставляющими неудобство взрослым, более десяти  лет, и хочу сказать, что те, кого считают гипперактивными, действительно часто  мешают находящимся рядом с ними, но почему? Потому что это дети,  нуждающиеся в условиях для применения их энергетического потенциала, и в первую очередь – в достаточном пространстве для этого.

Детям необходима среда, в которой они имеют возможность  придумать и воплотить в жизнь свой замысел, получая от взрослых подкрепление в виде искреннего интереса и эмоциональной поддержки! Для этого нужно понимание старших, свободное время и подходящая среда обитания.  Ни первого, ни второго, ни третьего  у наших детей нет.

Здесь предлагаю прерваться и прочесть письмо из моей почты:

Поэтому, реализуя свою жизненную потребность, они прогуливают занятия, бродят по заброшенным стройкам, создают подпольные рок-группы и пугают родителей неформальными объединениями! Однако, если бы в самом младшем возрасте воспитатели (родители, учителя) уважали право ребенка на самореализацию, умело используя выбранное самим ребенком поле деятельности для обучения, самовыражение подростков не приняло бы таких искаженных форм.

Но для этого родителю надо быть мудрым амортизатором между ребенком и системой образования, поскольку честно совместить требования этой системы к ребенку с его жизненными потребностями без ущерба для здоровья, к сожалению, невозможно.

Аллергии и астматические бронхиты, расстройства желудочно-кишечного тракта и детские неврозы, общее снижение иммунитета и недостаток развития социально-адаптивных функций,- привычные диагнозы не только школьников, но и малышей! Специалисты  ищут  новые формы и методы взаимодействия с детьми сегодняшнего дня, однако не могут договориться о приоритетах.

Педагоги настаивают на все большей информационной нагрузке, ссылаясь на «требования времени», пытаются «упаковать» как можно больше битов информации в привлекательную форму новых учебников. (Однако даже родители первоклассников с трудом улавливают среди цветных картинок современных учебных пособий доступность и преемственность содержания.)

Физиологи бьют тревогу по поводу недопустимых нарушений детской гигиены труда, хирурги — по поводу неизбежного нарушения осанки при таком количестве часов сидения за столом.

Родители мечутся от одной системы развития к другой, сводя свое общение с ребенком к перемещению его по различным учебным  учреждениям, надеясь на то, что разностороннее образование станет залогом успеха  на жизненном пути их чада…

А дети…

Дети становятся все более нервными, агрессивными, нездоровыми, а впоследствии — апатичными. Может быть, выход находится не в поиске новых методик  обучения и воспитания, а в осознании  того, что составляет жизни  ребенка?.. Может быть, пора понять, что он в первую очередь живет, а потом уже обучается и воспитывается взрослыми…

У детей НЕТ времени для себя!

Ведь у взрослых есть  цели и задачи воспитания и обучения подрастающего поколения, которые они с самого раннего детского возраста  стараются воплотить в жизнь. На это воплощение взрослых  планов расходуются жизненные силы и время детей.   Но  есть ли в жизни ребенка  достаточное пространство для постановки его собственных исследовательских задач? Время для того, чтобы, например,  рассмотреть,  как играют лучи в сосульке, или —  с какой высоты брошенный пакет с водой превратиться в бомбу?..

Как психолог, занимающийся с проблемными в области обучения и социализации детьми, могу ответственно сказать – нет! Не удовлетворяется базовая потребность ребенка в  самоопределении и самореализации!

Что такое творческое развитие ребёнка

Как повысить инициативность сотрудниковЖизнь растущего человека крайне регламентирована: практически несравнимы в глазах родителей действия, значимые для взрослых – самообслуживание, учеба, личная гигиена, и — творческие побуждения ребенка.  Да и сами действия малыша, направленные на непонятные родителям цели, не воспринимаются таковыми. Хочу уточнить, что слово творчество я использую в его универсальном значении – создание чего-то не существующего раньше, по свободному внутреннему побуждению автора.  Так вот, творческое развитие ребенка, это не обучение его танцам, музыке, рисованию!.. Нет сомнения, что эстетическое воспитание развивает личность растущего человека, но это  другая  деятельность, основанная на исполнении руководящих указаний педагога, хотя бы и с   элементами творчества! Этим, кстати объясняется тот факт, что многие художественно одаренные дети   уже после первого года обучения отказываются развивать свои таланты в специализированных  школах,  предпочитая заниматься любимым делом дома, а в случае давления взрослых навсегда охладевают к своему увлечению. «Мы любим учиться, но не обучаться » — сказала мне однажды одаренная  девочка-подросток   по поводу претензий взрослых к  «строптивости» ее поколения.

Поверить в скрытую силу наших детей

Создав искусственный интеллект, человечество не смогло научить его главному – способности творить. Парадоксально, но  именно глубокое развитие материалистической науки в области психофизиологии и физики мозга доказало несостоятельность материалистических подходов в анализе мыслительной деятельности человека.  Есть Нечто, что можно назвать неизведанной творческой силой,  Божественным вдохновением, внутренним побуждением к Совершенству, и детям это  Нечто  присуще  с рождения.

Именно этот внутренний огонь побуждает человека развиваться, а вот на что будет направлена его созидающая или разрушительная сила – зависит от нас, взрослых!  Отнюдь не наставлениями (я уж не говорю — ограничениями!) можно направить творческий потенциал ребенка по созидательному пути, но лишь собственным примером  стремления к красивой, счастливой, творческой жизни!..   Кто-то из философов, касаясь нереализованного творческого потенциала большинства людей, лет 100 назад написал: «Все мы гиганты, воспитанные пигмеями…»  Может быть, найдем в себе мужество прервать эту скорбную традицию? Может быть, попытаемся поверить в скрытую силу наших детей и поможем ей развернуться?  Для этого необходимо поверить в себя – в свой собственный  творческий потенциал, уникальность, интуицию…  Готовы ли мы к этому?..

Когда и как лучше проявлять инициативу?

Разумеется, в таких строгих компаниях как банки или налоговая инициатива не всегда может оказаться уместной. Многое также зависит и от вашего коллектива. В молодых и динамичных командах инициатива привествтвуется. В более закостенелых организациях вы можете столкнуться с пассивно-агрессивным противодействием. Исходить нужно из конкретной ситуации. В некоторых случаях от инициатив стоит воздержаться. А есть рабочие ситуации, такие как мозговой штурм, где инициатива не только уместна, но и весьма желательна.

Не стоит думать, что если вы безинициативен, то это нельзя изменить. Благодаря свойству нейропластичности мозга мы можем прокачивать любые свойства нашей психики. И действует это подобно тренажерному залу. Чтобы становиться все более и более инициативным — нужно проявлять инициативу, предпринимать действия, нести ответственность за решения. Но это нужно делать постоянно — при любой удобной возможности. Действуй на опережение — и у тебя все получится!

Что такое проявить инициативу?

Существует несколько направлений, в которых проявляется и утверждается это мощное человеческое качество:

На работе. Грамотный руководитель всегда создает благоприятные условия для развития сотрудников. Если работа доставляет удовольствие, то инициатива (что такое слово означает, уже понятно) толкает к поощрению и повышению по служебной лестнице.
В каждой семье, безусловно, есть лидер. Во избежание конфликтов, необходимы компромиссы, поскольку согласие и совместное принятие решений даст возможность проявить свою инициативность каждому из супругов.
В военных действиях. На войне все средства хороши, лишь бы не перегнуть палку.
В любой компании есть заводилы, мнение которых является доминирующим среди прочих

Организация любого увеселительного мероприятия — дело непростое и ответственное, но хорошее настроение окружающих, внимание и одобрение стоят того.
В дружбе инициатива необходима, только если дружба настоящая и на равных условиях. Постоянное проявление инициативы к безынициативным людям вызывает обиды и раздражение

За подаренное время и усилия нужно платить вниманием и любовью.
Детскую инициативу необходимо грамотно и терпеливо развивать, привлекая практические навыки. Дети зачастую слишком инициативны, но степень ответственности занижена или отсутствует вообще. Все придет с жизненным опытом.

Как повысить инициативность сотрудников

Нужно стремиться проявлять инициативу, поскольку будущее человека только в его руках. Страх в этом деле – плохой советчик. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Как развить инициативность?

Инициативность наряду с силой волей и другими положительными качествами возможно тренировать. Начать можно со своих текущих обязанностей. К примеру, делать работу не от обеда и до звонка, а предприниматель дополнительные усилия для повышения качества обслуживания клиентов. Возможно, вам за это не доплатит начальство, но это уже будет первым шагом к тому, чтобы стать более инициативным.

Следующим шагом можно взять на себя ответственность за какой-нибудь проект в работе или учебе. Это может быть какая-то небольшая зона ответственности, но вы должны постараться сделать все максимально хорошо.

Со временем и по мере первых успехов, можно замахиваться на все новые и новые задачи. И со временем вы оглянуться не успеешь, как ты станешь уже новой версией себя. Более активным и инициативным человеком.

Еще я мог бы посоветовать изучить и применить некоторые идеи из деловой литературы. Например, семь навыков высокоэффективных людей от Стивена Кови. Там Стивен советует быть проактивным и дает множество других полезных советов для развития личности и карьеры.

Как развить инициативность

При определенном желании и стремлении стать успешным человеком можно развить в себе ту или иную степень инициативности. Существует несколько рекомендаций, которые должны существенно помочь в ее развитии:

Анализируйте

Оценивая ситуацию, учитесь учитывать мельчайшие детали. Не считайте инициативных людей эдакими Александрами Матросовыми, готовыми броситься на пулемет с голыми руками.

Воплощение любой идеи требует не только энтузиазма, но и тщательного анализа деталей, обстоятельств, последствий в случае провала. Ведь иногда даже маленькая неудача может остановить величайший проект и заставить забыть о следующем.

Просчитывайте риски

Помните: «инициатива наказуема». Но только тогда, когда она заведомо кровельная, то есть у нее не просчитаны риски и их последствия, варианты и алгоритмы действий, неправильно выбрано время внедрения.

При правильном и логичном подходе и удачном внедрении идеи в жизнь, инициатора ожидает вознаграждение.

Не забывайте об ответственности

При правильной оценке ситуации будет уместно предусмотреть возможности полной неудачи проекта и варианты уменьшения предполагаемых потерь.

Большую значимость это будет иметь в случае совместного с другими людьми инвестирования в бизнес.

Уверенность в том, что просчитаны все альтернативные пути развития и варианты отхода, дает возможность проявить инициативу без особо неприятных последствий.

Надейтесь исключительно на свои силы

Старайтесь не привлекать к воплощению своих целей людей со стороны. Кстати, это правило относится не только к области предпринимательства, но и к другим жизненным сферам. В этом случае появляется привычка опираться только на себя и проявлять инициативу становится легче.

Естественно, вы вряд ли физически успеете сделать все самостоятельно, и придется некоторые шаги доверять коллегам. Старайтесь, чтобы это были второстепенные вопросы, для облегчения поисков «крайнего» в случае провала или частичной неудачи. Так все в жизни будет зависеть только от вас, и только вы будете ее хозяином.

Не ленитесь

Будьте активными, не ленитесь. Пассивность и нежелание браться за дело могут свести на нет даже самую лучшую инициативу.

Учитесь избавляться от лени, начиная с бытовых вопросов. Не откладывайте на «потом» мелкие, неспешные дела только потому, что есть более интересные занятия. Например, выносите мусор не «по пути», а ради избавления от мусора; мойте посуду сразу после еды; гуляйте с собакой во время, даже если по телевизору идет интересный фильм. Так постепенно придет организованность, а привычка лениться уйдет на второй план.

Отношение к критике

Спокойно относитесь к критиканству. Помните, критиканство — это не аргументированная критика ваших действий, а обычные негативные комментарии завистливых людей.

«Это нереально», «Что ты в этом понимаешь», «Дело обречено на провал, и даже начинать не стоит», «У тебя не получится» — вот примерный список критиканских выражений, знакомый любому, даже неинициативному человеку. Игнорируйте их, ведь вы уже просчитали все шаги развития ситуации и детально оценили каждый из них. Недаром говорят «Кто не ходит, тот и не падает» и «Тот ничего не сделал, кто ничего не начал». Придумывайте, анализируйте, просчитывайте и воплощайте в жизнь свои инициативы.

Кто такой инициативный человек

Инициативность – это способность к активным самостоятельным действиям и привлечение к ним других людей.

У инициативности есть следующие синонимы:

  1. Активный;
  2. Предприимчивый:
  3. Энергичный;
  4. Самостоятельный;
  5. и другие.

Инициативные люди имеют больше преимуществ, чем пассивные:

  • они чаще достигают желаемых результатов;
  • занимают ведущее положение в обществе;
  • они могут полностью самостоятельно дать жизнь своим идеям;
  • их жизненная позиция привлекает партнеров по бизнесу или работодателей;
  • правильный подход к внедрению идеи приносит хорошую материальную и моральную прибыль.

Инициативность в бизнесе

Достаточно со стороны посмотреть на людей, проявляющих инициативу – это энергичный, творческий, находчивый, легкий на подъем и в то же время очень ответственный человек, всегда готовый к реализации своих и чужих идей.

Как раз все вышеперечисленные качества очень ценятся в сфере предпринимательства, особенно если учесть, что в наше время найти незанятую и приносящую доход область бизнеса становится труднее с каждым днем.

Тем не менее, смелые идеи и энергичность отдельных людей позволяет им воплотить в жизнь совершенно новые, интересные замыслы, обладающие высокой конкурентоспособностью и потенциалом. К сожалению, таких людей гораздо меньше, чем обычных мечтателей, предпочитающих больше говорить, а не делать.

Сначала нужно развить инициативу

Как повысить инициативность сотрудниковДля того,  чтобы творчески воплощать задуманное кем-то (композитором, режиссером, преподавателем, воспитателем), у  ребенка, прежде,  должна быть возможность  развить свою инициативу и научиться воплощать задуманное им самим в повседневной жизни.

— Полуторагодовалый малыш  с увлечением манипулирует кухонной утварью, «наряжаясь» в кастрюлю;

— Трехлетняя девочка  в отсутствии взрослых раскрасила стол, за которым ее оставили порисовать;

— Восьмилетние дети с энтузиазмом проверяют аэродинамические свойства пакетиков чая, пуская их с балкона…

Что это? Лишенное смысла баловство, или проявление уникального творческого подхода к жизни? От ответа на этот вопрос взрослых людей, окружающих ребенка, зависит  то, кем он вырастет — безынициативным исполнителем чужой воли, или творцом, обогатившим жизнь. Гораздо проще запретить совершать неудобное для родителей действие, чем понять его и деликатно перевести творческий задор в безопасное русло, сохранив положительную оценку самого желания действовать.

Хочу обратить ваше внимание на следующий факт. Совсем недавно, 40-50  лет назад во всем цивилизованном мире детей побуждали как можно скорее приобретать взрослые черты личности – прагматизм, ответственность, рассудительность

Однако  с развитием постиндустриального общества и  появлением  такой науки, как бизнес-психология, на первый план вышли  совершенно другие составляющие жизненного успеха: спонтанность, творческий подход, оптимизм,  игровое отношение к работе (Не случайно  эффективные тренинговые программы  для менеджеров проводятся  в игровой форме!..) Таким образом, качества, усиленно «корректируемые» нашей отечественной системой образования – независимость, фантазийность, импульсивность и самобытность (мешающие воплощению главного   принципа нашей системы образования: «делай как я») – являются базовыми  слагаемыми жизненного успеха в мире индивидуальных побед и поражений, в котором мы, россияне, с недавних пор живем!..

Кто-то может возразить – хороший педагог всегда стимулирует творческую инициативу детей!.. Однако сравните удельный вес того, чему ребенок должен следовать в процессе воспитания и обучения, и того, что он может (одобряемо) пробовать в своей ежедневной жизни. Неудивительно, что дети взрывают учебный процесс непредсказуемыми выходками,  доводят родителей до исступления своей хаотичной физической активностью, проявляют агрессивность и непослушание!.. Все это потому, что в жизни детей совсем мало места для их жизни.

Инициатива – это не помеха обучению и воспитанию

Как повысить инициативность сотрудниковЕсть еще один аспект этой проблемы: недооценка взрослыми значимости творческой  самореализации  детей.  Они не считают возможным превращение  своих беспокойных экспериментаторов в выдающихся деятелей, полезных человечеству в дальнейшей, взрослой жизни; не верят в исключительность и неповторимость талантов малышей и школьников, поэтому безжалостно готовы прервать ребенка в самом разгаре его «творческой деятельности».

Неудивительно, что непоседы- малыши вырастают индифферентными, безразличными ко всему подростками – их инициатива была постоянной помехой обучению и воспитанию, с ней настойчиво боролись, и …преуспели!

Практически всем известны истории о талантливых изобретателях или музыкантах, погружающихся  в свою фантазию в самом «неподходящем» месте.  Например, истории о том, как композитор записывает зазвучавшую в его сознании мелодию прямо на манжете рукава, а изобретатель  бросает серьезное занятие, чтобы проверить  пришедшую в его голову идею! Всем это понятно – вдохновение капризная птица!  Тем не менее, мало кому придет в голову оценить  тщательно выполненный   рисунок своего ребенка, изображающий машину времени  …в школьной тетради, или дождаться завершения творческого процесса созидания «вавилонской башни» из подручных материалов в тот момент, когда семья садиться ужинать.

Мы даже не предполагаем, как «подсекаем» развитие наших детей, действуя таким образом!