Психологическая подготовка тренера

2. ИНФОРМАЦИЯ О РОЛЯХ И ЦЕЛЯХ

2.1. Роли и цели

Тренер задает участникам роли, в которых они будут работать во время упражнения,и цели, соответствующие каждой роли. Например:

  • «В парах один человек будет оратором, другой слушателем. Задача оратора — … Задача слушателя — ….».
  • «В четверках один участник будет в роли продавца, другой в роли покупателя, третий и четвертый в роли наблюдателей. Задача продавца — … Задача покупателя — … Задача наблюдателей — …».

Ошибки

Примеры проблем

Варианты решений

Тренер использует не названия ролей, а цифры.

«Один будет №1. Другой будет №2. Третий будет №3. №1 выступает двеминуты, стараясь … №2 провоцирует №1,при этом №3 дает сигнал, когда №1 и №2… №1 нужно,увидев сигнал…»

Цифры безжизненны. В цифрах легко запутаться. С ними бывает трудно понять, что же хочет тренер от группы.

Придумать яркие, понятные, «говорящие» названия для ролей. Тогда само озвучивание ролей помогает понять, что же нужно делать в упражнении.

2.2. Смена ролей

Тренер подсказывает участникам порядок, в котором будут меняться роли в группе. Например:

  •  «Напишите на листках бумаги свои имена. Потом будете вытаскивать случайно листок, и тот, чье имя вытащили,будет следующим человеком, который садится на «горячий стул» перед своей мини-группой».
  •  «Сменяетесь по часовой стрелке. Тот,кто был оратором,становится наблюдателем. Тот,кто был слушателем, становится оратором. А наблюдатель становится слушателем».

Ошибки

Примеры проблем

Варианты решений

Тренер не проговорил четко принцип, по которому происходит смена ролей (особенно в случае, когда какая-то роль не очень приятная).

Участники могут долго спорить, кто же следующий должен выступать в той роли, которая не нравится.

Или участники меняются так, что не все могут побывать в каждой роли.

Тренер сам задает роли участникам уже во время упражнения. Например: «В мини-группе рассчитайтесь, кто номер один, кто номер два, кто номер три.Номера один,поднимите руку… Сейчас вы в роли оратора! Номера два,поднимите руку… Сейчас вы в роли слушателя». Здесь,когда роли назначаются «сверху», труднее запутаться и труднее увильнуть от сложной роли.

2.3. Роль того, кто дает обратную связь

Во многих упражнениях присутствует такая роль, как «дающий обратную связь». И часто это самая важная роль, т. к. именно ради этой обратной связи во многом упражнение и делается

Поэтому тренеру важно подробно остановиться на этой роли и проговорить задачи того, кто будет давать обратную связь. Например:

 «Через триминуты, когда я дам сигнал завершить переговоры,тот, кто был слушателем,даст обратную связь по следующим параметрам: насколько ему было приятно общаться с выступающим, насколько… А тот, кто был наблюдателем,даст обратную связь по следующим параметрам: насколько выступающий использовал приемы,которые мы изучали, насколько…»

Ошибки

Примеры проблем

Варианты решений

Тренер невнятно проговорил, по каким параметрам давать обратную связь.

Пример. Тренинг по ораторскому искусству для топ-моделей. После каждого выступления они дают друг другу обратную связь: «Вау… какая у тебя прическа. А макияж как хорошо сделан

А вот к этой кофточке лучше было надеть другие туфельки…»

Вряд ли это те параметры, на которые хотел обратить внимание участников семинара тренер.

А. Проговорить несколько раз параметры

Выписать их на доске. Повторение повышает вероятность, что слушатели поймут, как же давать обратную связьв этом упражнении.

Б. Сделать демонстрацию иво время демонстрации научить группу давать обратную связь. Винструкции можно проговорить: «Точно так же, как вы сейчас давали обратную связьво время демонстрации Васе, который был перед всеми на сцене, вы будете давать обратную связьдруг другу в мини-группах».

Слишком много параметров, на которые тренер просит обратить внимание и по которым просит дать обратную связь.

Слушателям не хватает внимания, чтобы заметить все эти параметры. Им трудно потом вспомнить, по каким же параметрам давать обратную связь.

 Раздать на руки участникам тренинга контрольные списки, по каким параметрам давать обратную связь(если забудут слова тренера в инструкции, то вспомнят потом, во время упражнения,глядя в чек-лист).

Параметры должностной инструкции

Типовой вариант инструкции включает 4 обязательных части:

  • Общие должностные параметры.
  • Функции специалиста.
  • Его трудовые права.
  • Степень его ответственности.

Для большинства профессий этот вариант вполне достаточен. Но если работодатель хочет документировать какие-то дополнительные должностные аспекты, то он может использовать расширенный вариант документа. В нем к обязательным четырем частям могут добавляться:

  • Параметры должностного взаимодействия.
  • Особенности работы.
  • Принципы оценки результативности специалиста (KPI).

В обоих вариантах инструкция не должна противоречить трудовому договору, внутренним положениям организации-работодателя, а также профессиональным нормативам.

Общая часть

Эта начальная часть закрепляет следующие параметры должности:

  • Нужный уровень опыта и образования.
  • Необходимые навыки и знания.
  • Правила найма, временной замены и увольнения.
  • Порядок подчинения.
  • Прочие общие характеристики.

Наиболее значимы требования к квалификации, которые должны обеспечить прием на работу сотрудника, готового качественно выполнять задачи, изложенные в следующей части документа.

Внимание! К преподавательской деятельности с несовершеннолетними допускаются лица, удовлетворяющие требованиям, данным в статьях 331 и 351.1 ТК РФ, на что нужно в обязательном порядке указать в разделе

Функции

Здесь приводится исчерпывающий перечень должностных обязанностей, выполнения которых начальник вправе требовать от подчиненного. Они носят разнообразный характер:

  • Обязательные — составляющие основу конкурентной профессии.
  • Дополнительные — их полнота и значимость сильно разнится у большинства работодателей в зависимости от их размеров, отраслевой специфики и прочих факторов.
  • Базовые — применяются в инструкциях для большинства профессий: соблюдение правил пожарной безопасности, поддержания порядка и т.д.

Внимание! Для написания раздела можно опираться на профстандарт 05.003, утвержденный Минтрудом в 2019 году. В этом профстандарте описываются характеристики профессии тренера, в том числе и уровни его квалификации

Ответственность

В этой части приведены параметры наказаний сотрудника за совершение им должностных нарушений. Эти параметры описаны в соответствующем законодательстве и профильных документах работодателя. Поэтому, учитывая специфику должностной инструкции, раздел ограничен несколькими общими параграфами.

Права

Список должностных прав схож у большинства работодателей: участие в собраниях, информирование руководства и т.д. Сюда же можно добавлять и служебные льготы: дополнительное обучение или компенсацию сотруднику части его расходов, связанных с работой.

Должностная инструкция проходит следующие этапы утверждения:

  • Её согласование с делопроизводителем, юристом, а также с сотрудником отдела персонала.
  • Её утверждение профильными специалистами и руководителями.
  • Визирование окончательного варианта инструкции главой организации-работодателя.
  • Подписание документа самим специалистом.

Внимание! Если работодателю необходимо создание большого количества инструкций, то рекомендуется сначала утвердить специальный регламент, закрепляющий процедуры их создания, оформления и утверждения

3. МЕСТО И ВРЕМЯ

3.1. Место

Важно,чтобы тренер четко проговорил, как мини-группы должны разместиться в пространстве и относительно друг друга. Например:

  • «Первая группа из четырехчеловек садится за этот игровой стол. Вторая группа за тот…»
  • «Слушатели сидят полукругом. Т. к. упражнение долгое, то лучше слушателям сидеть, чтобы не уставать. Оратор обязательно стоит, т. к…..»

Ошибки

Примеры проблем

Варианты решений

Тренер забыл проговорить, что распределиться лучше равномерно. Или вообще не проговорил,как распределяться.

Все слушатели сгрудились в одном углу. При этом мешают друг другу, заглушают друг друга.

А. Нарисовать на доске схему, как лучше сесть в мини-группах.

Б. Заранее расставить стулья, на которые нужно будет сесть.

3.2. Время

Тренеру важно четко проговорить временные рамки. Иногда важно проговорить время на каждый этап, на человека, на всю мини-группу

Например:

«Работаете в четверках. Двеминуты выступает оратор. Потом двеминуты слушатели дают обратную связь. Итого четыреминуты на человека. 16 минут на четверых. Через 16 минут собираемся…»

Проговорив таким образом время на каждый этап, время на человека, время на мини-группу,тренер задает четкие и понятные временные рамки для упражнения.

Ошибки

Примеры проблем

Варианты решений

Тренер не проговорил,по какому сигналу происходит смена ролей.

Участники десятьсекунд поделали упражнение и решают,что пора уже меняться. В результате упражнение сделано некачественно. Также кто-то переходит с этапа на этап чуть раньше, кто-то чуть позже. В группе начинается бардак. Группы завершают работу не синхронно.

Проговорить в инструкции, что смена ролей строго по сигналу ведущего, например по звонку колокольчика, итаким образом ведущий будет синхронизировать все мини-группы по времени.

Тренер не учел, что в группах разное количество людейили что группы все равно будут двигаться с разной скоростью.

Одни участники уже давно завершили упражнение. Скучают. Демонстративно уходят покурить (пока остальные дорабатывают —  у меня-товремя есть…). Другие вынуждены в спешке завершать работу.

Проговорить в инструкции, что делать тем, кто завершил раньше. Например: «Если завершите раньше, то в вашей шестерке есть возможность выбрать еще одного человека, чтобы он выступил второй раз». Или «Если завершите упражнение раньше,то можете идти на перерыв».

Должностные обязанности

3.1. Тренер тренажерного зала обязан:

3.1.1. Проводить собеседования (консультацию, инструктаж) с посетителями тренажерного зала:

— о правилах техники безопасности, личной гигиены и поведения в тренажерном зале;

— о правилах поведения посетителей тренажерного зала во внештатных ситуациях;

— о факторах риска для здоровья, исходя из климатических и природных условий;

— о медицинских противопоказаниях выполнения соответствующих видов упражнений;

— о режиме и рационе питания посетителей тренажерного зала до и после их занятия физическими упражнениями на спортивных снарядах.

3.1.2. Осуществлять учебно-тренировочную работу:

— разрабатывать и рекомендовать посетителям тренажерного зала индивидуальные программы упражнений;

— информировать посетителей тренажерного зала об особенностях соответствующих видов физических упражнений;

— разъяснять посетителям тренажерного зала о вреде применения различных видов допингов;

— следить за правильностью выполнения посетителями тренажерного зала упражнений на спортивных снарядах;

— рекомендовать посетителям тренажерного зала литературу, посвященную спорту и здоровому образу жизни;

— использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения.

3.1.3. Обеспечивать повышение уровня теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки занимающихся в тренажерном зале, охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса.

3.1.4. Контролировать техническое состояние спортивного инвентаря в тренажерном зале.

3.1.5. Проводить техническую настройку и ремонт спортивного инвентаря.

3.1.6. Информировать руководителя организации об оснащенности тренажерного зала спортивными снарядами, их техническом состоянии.

3.1.7. Оказывать доврачебную медицинскую помощь посетителям тренажерного зала.

3.1.8. Следить за соблюдением чистоты и порядка в тренажерном зале.

3.1.9. Вести систематический учет, анализ и обобщение результатов работы.

Обязанности фитнес-тренера

Перечень обязанностей у инструктора тренажерного зала довольно широк. В частности, он должен исполнять следующие функциональные обязанности (в соответствии с должностной инструкцией, разработанной для него):

  • следование принятым нормам трудового распорядка фирмы, непосредственное исполнение приказов, поступающих от начальства;
  • ношение специальной одежды, предполагающей удобство, комфорт и опрятность;
  • моментальное реагирование на жалобы, возникающие со стороны клиентов, оперативное разрешение конфликтов и споров;
  • поддержание в месте проведения занятий порядка и чистоты на протяжении рабочего дня, предупреждение клиентов о необходимости соблюдения определенных правил;
  • профессиональное ведение соответствующих документов, которые требуются в целях текущего контроля итогов проделанной работы;
  • предоставление по окончании месяца полной отчетности, связанной с проведенным инструктажем;
  • приобщение обучающихся к занятиям физкультурой, мотивация к достижению целей и повышению планки;
  • до того, как начнутся сеансы занятий, фитнес-тренер осуществляет общую оценку физического состояния своего «подопечного», определяет, какой именно род занятий ему требуется, выявляет присутствие заболеваний, травм в прошлом, медицинских противопоказаний;
  • определение потенциала посетителя в соответствии с различными параметрами;
  • проведение сопутствующих замеров показателей тренирующихся;
  • разделение клиентов по направлениям (спортивное, гимнастическое, лечебное и т. д.);
  • проведение инструктажа, связанного с техникой безопасности во время упражнений, создание соответствующих условий, направленных на предотвращение травматизма;
  • составление планов, по которым будут производиться занятия, подбор наиболее результативных методик в целях грамотного выполнения разминок, тренировок, выполнения выбранных программ;
  • введение клиентов в курс дела по поводу правил использования спортивного оборудования;
  • наблюдение за клиентами во время занятий в целях выявления недочетов в ходе выполнения упражнений, последующее предложение путей решения возникающих трудностей;
  • отслеживание фактического влияния физических нагрузок на состояние здоровья учащегося;
  • проведение персональных консультаций по спортивным практикам, режиму питания;
  • ведение всестороннего контроля, учета, а также анализа итогов совместной работы;
  • постоянное изучение и освоение новых техник тренировок, регулярное повышение квалификационного уровня.

Инструктор может работать как в крупной компании, владеющей сетью оздоровительных центров, так и в маленьком тренажерном зале, а также предоставлять услуги персонального фитнес-тренера.

Документы для скачивания (бесплатно)

Должностная инструкция инструктора тренажерного зала

Какие документы есть еще:

  • Все документы из раздела «Должностные»
  • Рубрикатор всех типовых образцов и бланков документов

Что еще скачать по теме «Должностные»:

  • Должностная инструкция инженера-мелиоратора
  • Должностная инструкция хореографа
  • Должностная инструкция директора (заведующего) предприятия общественного питания
  • Должностная инструкция заведующего столовой (являющейся подразделением организации, обеспечивающим питанием работников)
  • Должностная инструкция менеджера по производству (инженера-технолога) предприятия общественного питания
  • Важные нюансы при покупке фирмы
  • Процесс переписки квартиры на другого человека
  • Процесс получения визы в США
  • Процесс продажи машины
  • Процесс строительства гаража (с бюрократической точки зрения)
  • Строительство частного дома в городской черте

Тренерское мастерство: Как грамотно (без типичных ошибок) дать инструкцию во время тренинга

Психологическая подготовка тренера

Пойди туда,не знаю куда, сделай то, не знаю что…

Увы, очень часто инструкции тренера звучат неясно, запутанно, невнятно. И группа вместо того, чтобы добросовестно сделать упражнение,делает непонятно что. При этом начинает злиться на тренера и превращается в «трудную» группу на пустом месте.

В данном докладе разбираются инструкции,которые дает тренер для того,чтобы участники тренинга работали самостоятельно в мини-группах (в двойках, в тройках, в четверках и т. д).

В инструкции, когда работает вся группа,напортачить не страшно. Всегда потом можно дать указания заново, во время упражнения, если тренер увидит, что что-то идет не так. А вот в инструкции, когда работа идет самостоятельно в мини-группах,ошибок лучше не допускать, т. к. исправить их будет уже очень и очень сложно.

1. Невнятная формулировка хотя бы одного из элементов инструкции

 Увы, здесь действует «закон наименьших»А. А. Богданова: «Прочность цепи определяется прочностью самого слабого звена». И если тренер допускает хоть небольшую ошибку на одном из этапов, то зачастую вся инструкция становится нерабочей.

Большая часть этого доклада будет как раз посвящена тому, как грамотно проговорить каждый из этапов в инструкции.

2. Низкая мотивация слушателей (низкое доверие к тренеру)

 Даже блестящая инструкция не поможет, если у слушателей нет мотивации (или низкое доверие к тренеру). Слушать инструкцию они будут вполуха. А выполнять будут все равно по-своему, а не как положено (или вообще не будут выполнять).

Что можно сделать

— Дополнительно мотивировать слушателей перед инструктажеми во время него(объяснять,зачем нужен каждый шаг в инструкции, чему они научатся,делая то или иное упражнение).

— Желательно переделать упражнение, чтобы все работали не в мини-группах, а в единой большой группе. Тогда контроль надситуацией останется за тренером.

—  Давать упражнения, которые сами по себе интересны (например, увлекательные игры). Тогда недостаток мотивации к обучению будет компенсироваться интересом к игре, и слушатели будут внимательно слушать инструкцию, т. к. им интересно поиграть. В этом случае больше работаем над мотивацией и подбором правильных упражнений.

3. Усталость слушателей (и другие отвлекающие факторы)

Пусть у нас замотивированная аудитория, мы прекрасно даем каждый шаг инструкции, но… слушатели после бессонной ночи, и к тому же в соседнем помещении шумит электродрель.В этом случае рассчитывать на то,что нас поймут,не приходится.

Что можно сделать

— Чаще делать паузыи спрашивать: «Понятно, что делаем на этом этапе упражнения?» В результате инструкция разбивается на простые составляющие, которые легко понять даже усталым слушателям.

— Напугать слушателей тем, что в любой момент вы можете попросить кого-то из нихповторить инструкцию. И сделать это: «Вася,а теперь еще раз повтори всем, что мы сейчас делаем в упражнении». Во-первых, все будут гораздо внимательнее слушать вашу инструкцию из страха того, чтовдруг именно ему достанется участь пересказывающего. Во-вторых, пересказывая инструкцию, «Вася» еще раз напомнитвсем, что же делать. А повторенье — мать ученья.

Будем исходить из того, что у нас замотивированная аудитория. Все бодры и внимательны. Ничто не отвлекает.

Если в этом случае инструкцию не поймут или поймут не так, это говорит об ошибке тренера.

А чтобы этих ошибок не было, давайте разберем основные элементы, из которых складывается формулировка инструкции, и определимся, каких ошибок стоит избегать на каждом этапе.

1.    Информация о мини-группе

2.    Роли и цели

3.    Место и время

4.    Сложности

5.    Проверка понимания

6.    Команда начинать («волшебный пинок»)

Примерный доход

Приблизительный доход тренера в фитнес-зале в России зависит от нескольких факторов:

  • место работы (чем более престижным и известным является спортивный центр, тем больший уровень дохода имеют его работники);
  • характер тренировок (максимальное вознаграждение за проделанную работу получают индивидуальные тренеры, которые работают не с группой учащихся, а персонально с каждым своим клиентом);
  • регион работы (в Москве и Санкт-Петербурге шансов у тренера вырасти по карьерной лестнице намного больше, чем в других областных центрах и маленьких провинциальных городах);
  • уровень востребованности на рынке труда (чем большим количеством практических знаний и навыков обладает специалист, тем более востребованным он является и тем большую зарплату получает).

В регионах среднее жалование специалиста данной сферы составляет от 30 000 р., в Москве и Питере оно может достигать размера 60 000 и даже 100 000 рублей.

Таким образом, в должностной инструкции инструктора тренажерного зала, прописано большое количество требований, которым должен соответствовать этот специалист.

Дополнительно о работе фитнес-тренера — смотрите в видео: