Интеграция личности
Основное содержание работы
Профессору Козлову принадлежит выдающееся роль в создании научной школы «интегративная психология» (руководство исследовательской работой 3 докторантов, 12 очных аспирантов, 15 соискателей). Под его научным руководством защищено 132 кандидатских и 25 докторских диссертаций. Является членом Диссертационного совета ЯрГУ (Д. 212.002.02) по специальностям 19.00.03, 19.00.05 и членом Диссертационного совета ЯГПУ (К. 212.307.04) по специальностям 19.00.01 и 19.00.07. Многократно выступал в качестве оппонента, эксперта, рецензента докторских и кандидатских диссертаций.
Главное значение профессора Козлова для развития психологии – это попытка организации новой методологии и парадигмы психологии (седьмой волны психологии – интегративной). Козлов В.В. вложил огромное количество энергии разработке интегративной психологии как новой парадигме психологии, интеграции методов исследования личности и группы, разработке новых методов психосоциальной помощи населению в индивидуальной и групповой формах.
Этот внушительный по масштабам проект имел следующие стадии:
1990 – 1993 – разработка направления интенсивные интегративные психотехнологии.
1993-1997 — Систематизация теоретических подходов и концепций, а также разработка собственных моделей и подходов, адекватно раскрывающих пространство состояний сознания, структуру, основные тенденции личности и групп.
1997-1999 — Разработка общей стратегии взаимодействия с клиентами в практической психологии, а также обозначение основных целей, этапов самосовершенствовании и интеграции личности в интегративной психологии, разработка теории кризисов личности и групп.
1999- по настоящее время – Разработка интегративной психологии как принципиально новой теории и методологии психологии.
Многое профессором Козловым В.В. сделано впервые.
Впервые в России и в мировой психологии разработана интегративная психология, который предполагает консолидацию множества областей, школ, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психологии.
Впервые в психологии проведены исследования внутренних механизмов, содержания, феноменологии расширенных состояний сознания, воздействия этих состояний на психику, личность, групповую динамику. На основе этих исследований предложена модель конструктивных и деструктивных феноменов ресурсных состояний сознания, новое понимание психологии творчества, психологии игровой зависимости.
Впервые в психологии проведена разработка адекватных моделей структуры, содержания, основных тенденций личности, этапов ее самосовершенствовании и интеграции. В этом аспекте особо значимо новое понимание целей и содержания самосовершенствовании, а также сознания, описание возможных пространств и состояний сознания, в которых происходит расширение сознания и личностного опыта. В результате данного исследования разработана новая концептуальная модель структуры подавленного материала и системная стратегия взаимодействия с клиентом практической психологии. Разработано новое понимание закономерных и ситуативных кризисов личности групп, разработана адекватная система психологической помощи и коррекции.
С 2014 года профессор Козлов разработал и руководит магистратурой «Социальная психология и технологии работы в общественной и политической сферах» на факультете психологии ЯрГУ.
По каким принципам можно интегрировать
Интеграция может происходить, основываясь на нескольких принципах. Рассмотрим основные из них подробней.
-
Горизонтальный принцип – в этом случае объединяются объекты (например, страны), которые имеют такие признаки:
- находятся на одном уровне развития,
- могут осуществлять взаимовыгодное сотрудничество.
Пример международной экономической интеграции горизонтальной модели – Евросоюз: страны имеют единую валюту, решают общие политические и экономические проблемы.
- Вертикальный – объединение объектов (например, производственных компаний), связанных между собой объективной технологической зависимостью. Ярким представителем компании, использующей принцип вертикальной интеграции, является холдинговая структура ОАО «Лукойл». В единой системе «завязаны» множество предприятий, обеспечивающие следующий цикл: добыча нефти, ее транспортировка, переработка, реализация топлива.
-
Диагональный принцип – объекты структуры находятся на разном уровне развития и не связаны между собой. Каждый из объектов автономен, служит дополнением других объектов.
Главная цель объединения на основе диагональной модели – это диверсификация, т. е. распределение инвестирования по нескольким направлениям с целью увеличить прибыль и (или) не допустить краха. Иными словами – «раскладывание яиц по разным корзинам».
Наглядный пример – консорциум (объединение независимых предприятий) «Альфа-Групп». Интегрированные в консорциум предприятия занимаются инвестированием, страхованием (что это такое?), розничной торговлей, водоснабжением, производством и реализацией минеральной воды.
Актуальность
Современная ситуация в психологии характеризуется методологической неопределенностью и кризисными явлениями, противоречиями традиционного (академического) и огромного количества школ, направлений, новых психологических подходов, к пониманию теории и практики этой науки.
В силу этого необходимы создание и разработка принципиально новой, интегративной психологии, которая бы учитывала проявленность психического на всех уровнях существования человека и была ориентирована не только на профессиональных психологов, но и имела мировоззренческий потенциал, ценность для решения обыденных проблем простого человека на уровне методов и психотехник.
Интегральная психология
Словосочетание «интегральная психология» впервые было использовано в 1940-е Индра Сеном, учеником индийского философа-мудреца Шри Ауробиндо (1872 – 1950), для описания синтеза йоги (карма-йоги, джняна-йоги и бхакти-йоги), предложенного Ауробиндо. Четыре десятилетия спустя, в 1986 году, Сен опубликовал в Индии книгу, озаглавленную «Интегральная психология: Психологическая система Шри Ауробиндо». Параллельно с этим другой ученик Ауробиндо Харидас Чаудхури, работавший относительно независимо от Сена, предложил дальнейшее развитие психологии интегральной йоги, основываясь на эволюционной философии своего учителя. Его подход к интегральной психологии был описан в книге «Эволюция интегрального сознания» (1977). В более недавнее время Брант Кортрайт написал книгу под названием «Интегральная психология: Йога, развитие и открытие сердца» (2007), в которой исследуется психотерапия в контексте традиции интегральной йоги Шри Ауробиндо.
Психология интегральной йоги Ауробиндо, по сути, состоит из трёх систем:
(1) поверхностное/внешнее/фронтальное сознание (обычно грубое состояние), включающее физический, витальный и ментальный уровни сознания;
(2) более глубокая душевная система, или душа, находящаяся «позади» фронтального на каждом из его уровней (внутреннее физическое, внутреннее витальное, внутреннее ментальное и глубочайшее душевное; обычно тонкое состояние);
(3) вертикальные восходящие/нисходящие системы, простирающиеся от уровней выше ума (возвышенный ум, озарённый ум, интуитивный ум, надразум, сверхразум; включает причинное и недвойственное) до уровней ниже ума (подсознание и бессознательное ). Все они возлежат в Сат-Чит-Ананде, или чистом недвойственном Духе.
В дополнение к траектории психологии йоги Ауробиндо, сформулированной Сеном, Чаудхури и Кортрайтом (а также другими), ещё одна разновидность интегральной психологии была предложена интегральным теоретиком Кеном Уилбером. Подход Уилбера к психологии пересмотрел и расширил открытия ауробиндовской философской школы. Существует множество пересечений между интегральными психологиями Ауробиндо и Уилбера (см. Vrinte, 2002). С первых лет своей писательской карьеры, начавшейся в 1973 году (за пять лет до публикации «Эволюции интегрального сознания» Чаудхури), Уилбер опирался на концепции Шри Ауробиндо. Хотя уникальный подход Уилбера к психологии и имеет определённые корни в совершённом Шри Ауробиндо эволюционном синтезе духовной практики, его ответвления охватывают новые интегральные сферы.
На интегральную психологию Уилбера более всего повлиял ряд выдающихся психологов, таких как Джеймс Марк Болдуин, Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже, Норман О. Браун, Абрахам Маслоу и Джейн Лёвинджер (а также многие философы, теоретики и исследователи из нескольких десятков дисциплин). На самом деле Уилбер называет американского философа и психолога Джеймса Марка Болдуина (1861 – 1934), а не Ауробиндо, первым интегральным психологом.
В дополнение к опоре на важнейшие открытия, сделанные отдельными исследователями различных областей, интегральная психология представляет собой подлинную интеграцию основных школ психологии: психоаналитической, гуманистической, трансперсональной, когнитивной, психологии развития, нейропсихологической, культурологической, эволюционной и т. д
В результате синтеза различных психологических традиций интегральная психология акцентирует внимание на таких понятиях, как вложенные иерархии множества интеллектов, или способностей, возникающие в процессе развития дисфункции, спектр защитных механизмов и комбинирование методов лечения
Оформившееся в свою зрелую форму воззрение Уилбера на интегральный подход к психологии представлено в его книге «Интегральная психология: Сознание, дух, психология, терапия» (1999). В данном тексте Уилбер представляет свою AQAL-модель (обсуждается ниже) и опирается на кросспарадигматический подход к описанию сущностных характеристик интегральной психологии. Этот текст широко известен за сводные таблицы, расположенные в конце книги, в которых сопоставляются и сравниваются более чем 100 школ психологии развития — западных и восточных, древних и современных. На основании этого сопоставления Уилбер создал модель полного спектра психологии человека, используя все системы для того, чтобы заполнить пробелы, имеющиеся в каждой из школ, взятой в отдельности.
Библиография
- Chaudhuri, H. (1977). The evolution of integral consciousness. Wheaton, IL: Quest Books.
- Cortright, B. (2007). Integral psychology: Yoga, growth, and opening the heart. Albany: State University of New York Press.
- Sen, I. (1986). Integral psychology: The psychological system of Sri Aurobindo. Pondicherry, India: Sri Aurobindo Ashram Trust.
- Visser, F. (2003). Ken Wilber: Thought as passion. Albany: State University of New York Press.
- Vrinte, J. (2002). The perennial quest for a psychology with a soul: An inquiry into the relevance of Sri Aurobindo’s metaphysical yoga psychology in the context often Wilber’s integral psychology. Delhi, India: Motilal Banarsidass.
- Wilber, K. (1995). Sex, ecology, spirituality: The spirit of evolution. Boston: Shambhala.
- Wilber, K. (1999). Integral psychology: Consciousness, spirit, psychology, therapy. Boston: Shambhala. На русском: Кен Уилбер, «Интегральная психология».
- Wilber, K. (1999 – 2000). The collected works of Ken Wilber (Vols. 1-8). Boston: Shambhala.
- Wilber, K. (2006). Integral spirituality: A startling new role for religion in the modern and postmodern world. На русском: Кен Уилбер, «Интегральная духовность».
Направление используют
|
АНО ДПО «Международная Академия Образования и Науки» (Москва), Академия Интегративной Кундалин-йоги (Москва), Институт интегративной психологии (Москва), Институт интегративной психологии и психотерапии (Москва), Лариса Потехина (Москва), Международная Школа Транзактного Анализа (Москва), Международный центр интегративной психологии и психотерапии (Москва), НОЧУ ДПО «Высшая Школа психологического консультирования» (Москва), Проект «Наталья Игнатова & Ирина Борисова» (Москва), Психологическая мастерская Shanti-Mind (Москва), Содружество психологов Подольска (Москва), Центр реконструкции и реновации человека (Москва), Школа психологического мастерства (Москва), Проект «Смерть отличницы» (Москва), Проект LiveMoveDance (Москва), Психологический центр HypnoLife (Москва), Российская Академия Психологии (Москва), Тренинговый центр Елены Гордеевой (Москва), Тренинговый центр Института Психотерапии (Москва), Центр живого творчества «Нескучный сад» (Москва). Ещё организаторы 72 |
||
|
Арина Сункаровна Искандирова (Москва), Валерия Баранова (Москва), Виктория Вячеславовна Ивченко (Москва), Владмира Симуран (Москва), Галина Анатольевна Дубравина (Москва), Галина Борисовна Горина (Москва), Галина Романова (Москва), Дмитрий Викторович Шевченко (Москва), Екатерина Викторовна Макарова (Москва), Елена Владимировна Мартынова (Москва), Елена Евгеньевна Пахтусова (Москва), Елена Кисельникова (Москва), Ира Ерёмина (Москва), Ирина Пересецкая (Москва), Ирина Сергеевна Богдюкевич (Москва), Любовь Авраменко (Москва), Любовь Васильевна Смирнова (Москва), Людмила Багаутдинова (Москва), Марианна Шипицына (Москва), Марина Валерьевна Кукайн (Москва). Ещё тренеры 240 |
||
|
Валерия Баранова (Москва), Виктория Вячеславовна Ивченко (Москва), Владмира Симуран (Москва), Галина Анатольевна Дубравина (Москва), Галина Борисовна Горина (Москва), Екатерина Викторовна Макарова (Москва), Екатерина Владимировна Решкович (Москва), Елена Владимировна Мартынова (Москва), Елена Кисельникова (Москва), Ира Ерёмина (Москва), Ирина Пересецкая (Москва), Ирина Сергеевна Богдюкевич (Москва), Любовь Авраменко (Москва), Любовь Васильевна Смирнова (Москва), Людмила Багаутдинова (Москва), Марианна Шипицына (Москва), Мария Сомова (Москва), Надежда Александровна Кутузова (Москва), Наталья Македа (Москва), Никита Анатольевич Власов (Москва). Ещё консультанты 229 |
Система самости
Система самости, или «я»-система, включает четыре компонента: проксимальное, или непосредственное, «я» (наблюдающее «я»), дистальное, или отдалённое, «я» (наблюдаемое «моё» или нечто, что можно охарактеризовать как «меня»); антецедентное, или предсуществующее, «я» («Я – Я», трансцендентальный свидетель), а также тотальное «я» — совокупность всех перечисленных «я». Непосредственное «я» есть навигатор развития, в ходе которого «я» одной стадии становится «мною» следующей стадии. Иными словами, наше чувство собственного «я» находится в непрерывном процессе отождествления с новыми структурами-стадиями, заключающемся в их превосхождении и последующей интеграции в рамках более высокого уровня психологической организации.
Будучи главным навигатором в пространстве психологического развития самость является локусом таких важных психических функций, как
- отождествление (идентификация; то, что называется «я»),
- воля (или выборы, свобода которых ограничивается рамками и узами её текущего уровня развития),
- защитные механизмы (выстраиваются иерархически в процессе развития),
- метаболизм (обращает состояния в устойчивые характеристики),
- а также — наиболее важная из всех — интеграция (самость отвечает за балансирование и интеграцию всех наличествующих элементов).
Как локуc интеграции, самость ответственна за уравновешивание и интеграцию всех квадрантов, уровней, линий, состояний и типов в индивидууме. Систему самости можно понять через метафору «лестницы, взбирающегося по ней и открывающегося вида», где «лестница» обозначает базовые структуры сознания, «взбирающийся» — это непосредственное «я», а «вид» — это перспектива, открывающаяся данному «я», когда оно взбирается на определённую ступень лестницы. Одним из важнейших вкладов интегральной психологии является её указание на то, что самость на любом уровне развития (т. е. структуры-стадии) может иметь доступ (временный или стабильный) к любому состоянию (состояниям-стадиям) (Wilber, 2006).
Определяющей характеристикой интегральной психологии является то, что она использует интегральный методологический плюрализм (ИМП) для выстраивания, координирования и оценивания релевантных перспектив (Wilber, 2006). В ИМП имеется три принципа:
всевключение (необходимо беспристрастно вовлекать множество перспектив и методов),
обёртывание (необходимо приоритезировать важность открытий, сгенерированных благодаря этим перспективам)
и задействование (необходимо признавать, что явления раскрываются субъектам через совершаемую ими деятельность по их познанию).
В результате приверженности этим принципам интегральная психология считается постметафизической (т. е. она избегает постулирования априорных структур посредством подчёркивания перспективистской природы задействуемой реальности). Другими словами, определённое явление (феномен) может проявить себя — и, в этом смысле, быть — только лишь в рамках определённой перспективы или миропространства, согласующегося со свойствами этого явления.
В общем, интегральная психология использует всеохватную, метаперспективную и постдисциплинарную систему координат для того, чтобы описывать психологические феномены, исцелять травмы и разрешать социокультурные проблемы. Она всеохватна в следующем смысле: она и опирается на теоретическую модель, и сама предоставляет таковую для выявления взаимоотношений между великим множеством различных психологических методов, включая те, что задействованы в естественных и общественных науках, а также в искусстве и гуманитарной сфере.
Многообразие и широта психологии удивительна: в настоящее время существует более 150 различных школ психологии, более 70 различных методов психотерапии и более 40 специализаций. Всё, что не представлено подходом, учитывающим сильные и слабые стороны каждой из этих дисциплин, не может называться по-настоящему интегральной психологией. Ей свойственна метаперспектива потому, что она способствует объединению, координации и взаимному обогащению знаний, генерируемых по меньшей мере четырьмя основными перспективами (т. е. квадрантами) и восемью фундаментальными методологическими семействами (например, феноменологией, герменевтикой, эмпиризмом и теорией систем). Интегральная психология постдисциплинарна благодаря своей применимости в рамках конкретных дисциплин, во взаимодействии между ними и в их общем синтезе.
Шон Эсбьорн-ХаргенсJohn F. Kennedy University, Pleasant Hill, Ca
Кен Уилбер,Integral Institute, Boulder, CO
См. также: «Трансформации сознания в интегральной психологии».
Интеграция в различных сферах
И примеров тому множество:
- государства входят в различные политические, экономические, военные сообщества;
- предприятия объединяются в концерны (что это такое?), холдинги (что это?) и т. д.;
- обучающий процесс (педагогика) — становится популярным процесс, когда одна дисциплина проникает в другую и наоборот. В голове учащегося начинает складывать целостная картина, а не лоскутное одеяло:
- деятельность центральной нервной системы человека осуществляется на основе сенсорной интеграции: сигналы от органов восприятия поступают в головной мозг, там происходит анализ полученной информации, и человек совершает то или иное действие (например, дотронувшись до горячего утюга, сразу отдергивает руку).
Расписание тренингов и семинаров10
28 марта |
Тренинг «Холотропное дыхание» c поддержкой психолога после группы. Устраните причины физических и душевных проблем за 2 дня практик 2 дня Москва |
|
28 марта |
Группа психологической поддержки для женщин «Точка Опоры» 3 часа Москва |
|
28 марта |
Арт-мастерская «Волшебство Жизнетворчества» 3 часа Москва |
|
3 октября |
Обучающий курс «Регрессии в прошлые жизни» (РПЖ, регрессионная терапия). 6 модулей 2 дня каждый модуль, курс — 6 месяцев Москва |
Ещё 1 организатор…
|
3 октября |
Обучающий курс «Регрессии в прошлые жизни» (РПЖ, регрессионная терапия). 6 модулей 2 дня каждый модуль, курс — 6 месяцев Москва |
Ещё 1 организатор…
|
3 октября |
Обучающий курс «Регрессии в прошлые жизни» (РПЖ, регрессионная терапия). 6 модулей 2 дня каждый модуль, курс — 6 месяцев Москва |
Ещё 1 организатор…
|
3 октября |
Обучающий курс «Регрессии в прошлые жизни» (РПЖ, регрессионная терапия). 6 модулей 2 дня каждый модуль, курс — 6 месяцев Москва |
|
3 октября |
Обучающий курс «Регрессии в прошлые жизни» (РПЖ, регрессионная терапия). 6 модулей 2 дня каждый модуль, курс — 6 месяцев Москва |
Ещё 1 организатор…
|
3 октября |
Обучающий курс «Регрессии в прошлые жизни» (РПЖ, регрессионная терапия). 6 модулей 2 дня каждый модуль, курс — 6 месяцев Москва |
Ещё 1 организатор…
|
Услуги и объявления11
Проводятся каждую пятницу с 10:00 до 20:00 (6, 13, 20, 27 сентября 2019 г.). Одно занятие длится один академический час (45 минут). |
Сеанс Музыкально-интегральной терапии Скидка 100Р |
|
50 мин |
Помощь психолога. Строим здоровые отношения и укрепляем личные границы Подать заявку |
Услуга |
Помощь в решении сексологических и психологических проблем Скидка 300Р |
Услуга |
Индивидуальная и групповая психотерапия Подать заявку |
|
С 24 июля по 31 июля 2017 г. Время консультации — от 40 минут до 2,5 часов. |
Психологическое консультирование «На салфетках» Подать заявку |
|
Вторник, четверг, суббота с 11:00 до 20:00. 10 сеансов по 1 часу. |
Программа психотерапии «Бросаю пить!» Подать заявку |
|
60 минут. |
Консультации «Профессиональное повышение качества Вашей жизни» Скидка 200Р |
1 час/ |
Как исправить ошибки прошлого? Коррекция личной истории. Психотехника по методике Б. Моносова Подать заявку |
|
Услуга |
Консультация психолога по skype детям от 7 лет, подросткам, взрослым Скидка 500Р |
Вторник, четверг, суббота с 11:00 до 20:00. 10 встреч по 1 часу. |
Программа психотерапии «Нет панике и страхам!» Подать заявку |
|
1–2 часа. |
Консультация практического психолога для женщин Подать заявку |
|
Понятие «интеграция»
В переводе с латыни «интеграция» это «вставка, соединение». Рассуждая логически, делаем вывод, что «интегрировать», значит, вставлять какую-то часть в единое целое.
Простой пример: собирая пазл, мы интегрируем его фрагменты в единую картинку. Развитие человеческого общества – это тоже череда интеграций и дифференциаций (разделения целого на составные части).
Интегрировать что-то можно двумя путями:
- Внедряя элемент в уже существующую систему. Пример: СССР образовался в 1922 году в составе 4 республик, а к 1929 году их стало 7. То есть новые советские республики были интегрированы в состав СССР.
- Создавая единую систему из разрозненных фрагментов. Пример – уже упомянутое складывание пазла.
Цель
Интеграция теории и практики психологии. Интегративный подход – это творческий и многомерный синтез концепций, которые опредмечивают различные аспекты человеческой активности как в теоретико-методологическом, так и в исследовательском и психотехническом отношениях.
Главной целью психологии В.В.Козлов видит в том, чтобы воссоединить целостную ткань психической реальности и выстроить многомерную интегративную парадигму современной психологии.
Цель интегративной психологии, кроме объяснительной и концептуальной, достаточно прагматична – изменить структуры и формы сознания человека, обретающего в результате способность мыслить, рефлексировать и действовать адекватно в соответствующей социокультурной среде. В связи с этим на сущностном уровне важна трансформация homo sapiens и homo habilis (человека разумного и умелого) в homo ludens и homo creacoficus (человека играющего и творящего мудрость). Особенно хотелось бы, чтобы данная трансформация произошла с носителями знания о человеке – психологами и психотерапевтами, философами и психиатрами, педагогами и социальными работниками.
Аудитория: психологи, социальные работники, философы, педагоги, психотерапевты, бизнесмены, государственные служащие.
Интеграция в науке и педагогике
Познание человеком сути вещей и явлений – бесконечный процесс. Чем глубже и точнее научные изыскания, тем очевидней, что полноценное изучение какого-либо объекта не может быть проведено в рамках только одной научной дисциплины.
Биохимия – один из примеров симбиоза двух наук – биологии и химии. Невозможно понять принципы жизнедеятельности биологических организмов без знания химических процессов, происходящих в их клетках и тканях.
Приведем еще примеры: геофизика, биофизика, кибернетика и т. д. Следовательно, интеграция наук – это объединение знаний, накопленных в рамках нескольких научных дисциплин, в единое целое для возможности всестороннего изучения объектов, явлений, процессов.
Стремление понять мир, в котором мы живем, диктует необходимость научной интеграции. И это касается не только точных наук. Например, обществознание – это комплекс дисциплин, изучающих все стороны деятельности человеческого общества:
- правоведение,
- экономика (что это?),
- политология,
- социология,
- психология и т. д.
Интеграция в обществознании – это рассмотрение изучаемого объекта не в рамках какой-либо из перечисленных наук, а в их совокупности.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Подборки по теме
- Вопросы и ответы
- Использую для заработка
- Полезные онлайн-сервисы
- Описание полезных программ
Использую для заработка