Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Возможные осложнения

Только от взрослых людей зависит успех перестройки организма ребенка. При рождении ребенок беспомощен, у него отсутствуют инстинкты. Он становится полностью социальным организмом, но еще не имеет необходимых средств. Без помощи взрослых ребенок погибнет через несколько часов. Сам ребенок не выдержит перепада температур, яркого света и шума, а с помощью ухода взрослого, его защиты, малыш постепенно адаптируется.

Признаки комплекса оживления означают завершение кризиса новорожденности и его успешное прохождение. Сроки прохождения кризиса индивидуальны. В семьях, где мать является не только уходчицей для ребенка (покормить, переодеть), но и непосредственно матерью (поиграть, поговорить), кризис проходит быстрее.

В период новорожденности малыш приобретает базовое доверие к родителям и миру, уверенность в безопасности. Это произойдет только в любящей семье, которая удовлетворяет потребности ребенка и достойно за ним ухаживает. В большей мере это зависит от материнской заботы, коммуникации матери и ребенка, реагирования женщины на обращения своего дитя. Спокойствие и любовь матери, ее доступность и адекватность – залог формирования детского доверия к ней.

Если сформируется доверие к матери:

  • то и весь мир будет восприниматься ребенком как надежное и стабильное место, в котором есть понимающие и заботливые люди;
  • оно послужит основой умения в будущем стойко переносить жизненные трудности, сложности развития и взросления, другие кризисы.

Проблема в том, что кризис новорожденности иногда совпадает с послеродовой депрессией матери и ее личностным кризисом. В таком случае существует риск неблагоприятного развития событий, неадекватного отношения матери к малышу. Мать должна не просто вызывать доверие у ребенка с помощью удовлетворения его потребностей, но и сама быть уверена в своих силах, доверять сама себе, считать себя и быть надежным человеком, которому можно доверять.

Основные особенности младенческого возраста

В течение первого года жизни с детьми происходят различные физические изменения:

  • формируется моторика (общая, мелкая);
  • нормализуется координация движений;
  • совершенствуется механизм тонуса мышц;
  • развивается зрение и слух.

К концу периода активно формируется речь, ходьба.

Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста

К психологическим особенностям развития детей младенческого возраста относят процессы формирования памяти, мыслительной функции. К проявлению мимических функций можно отнести часть условных рефлексов. Например, когда малыш перестает плакать при появлении заботящегося о нем взрослого. Следующий этап узнавание предметов. После четырех месяцев малыши начинают воспринимать мелодичные звуки. Затем ребенок отличает маму от посторонних. Чем старше он становится, тем шире круг запоминаемых предметов и ассоциаций. Ближе к году (9–11 месяцев) малыши по просьбе родителей приносят или указывают на определенную вещь, игрушку. К концу младенчества развивается ассоциативная память.

Мыслительная деятельность выражается в стремлении достичь поставленной цели любой ценой. Это характерно для позднего младенчества. Ближе к 9 месяцам малыши способны решать простые пространственные задачи. Это можно наблюдать на примере сортера, когда кроха подбирает нужное отверстие для элемента определенной формы. Мышление в этот период пластично, дети легко обобщают полученный опыт, способны использовать его в схожих ситуациях.

Психическое развитие в первый год жизни считается многоканальным. Формируются индивидуальные, социальные, поведенческие особенности. Участие взрослого, развивающая среда обеспечивают ребенку полноценное развитие.

По Выготскому для психической жизни младенца характерна абсолютная не дифференцированность психических функций. Примитивные переживания и инстинктивное сознание формируются под влиянием яркоокрашенных эмоциональных процессов.

Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возрастаВ дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Самые распространенные нарушения психики у детей

Психические расстройства у детей – это своеобразная группа заболеваний, которые формируются вследствие нарушения эмоционального развития. К ним могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются корректированию, а также более серьезные процессы, ограничивающие жизнь крохи. Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга во многом зависит от возрастных особенностей малыша и от этапа, на котором была обнаружена проблема.

Зачастую психические отклонения остаются незамеченными и невылеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство явлений сопровождается постановкой на учет к психиатру, неврологу. Плюс то, что все это сопряжено с продолжительным периодом лечения и длительной тяжелой реабилитацией, а это влечет дополнительные затраты времени родителей и самого ребенка. На самом деле, чем быстрее будет обнаружено заболевание, тем более оперативно будут приняты меры по его лечению.

Список недугов, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка, является небольшим и включает в себя всего 4 класса отклонений. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику:

  • умственную отсталость;
  • ранний аутизм у детей;
  • ЗПР;
  • синдром недостатка внимания.

Чаще всего эти болезни характерны для ребят дошкольного возраста. Чем раньше они будут диагностированы, тем больше шансов на полноценное избавление от данных патологий. Для этого необходимо знать описание каждой из них.

Особенности новорожденного

В первые дни после рождения жизнедеятельность ребенка имеет свои особенности:

  • ребенок спит 80 % времени, притом во время сна малыш пребывает в полубодрствующем состоянии;
  • соответственно, 20 % времени малыш бодрствует, но в это время он находится в полудреме;
  • постепенно под влиянием воспитания режим сна и бодрствования восстанавливается, начинает совпадать с моментами кормления;
  • движения хаотичны, неорганизованны, но постепенно двигательная активность восстанавливается;
  • поведения как такого еще нет, но постепенно формируются условные рефлексы (комплекс оживления – первый акт поведения).

Человеческое лицо – первое, что начинает выделять ребенок из окружающего мира и на что реагирует.

Синдром дефицита внимания

Это существенное отклонение в поведенческой и неврологической реакции. Чаще всего болезнь дает о себе знать в младенческом возрасте в ходе развития и прогрессирования болезни центральной нервной системы в случае повреждений мозга, а также по причине генетической предрасположенности. Признаки синдрома проявляются в виде различных изменений, в зависимости от типа заболевания. Всего существует три разновидности.

Импульсивный тип

Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Малыш, страдающий от такого расстройства, будет вести себя чрезмерно импульсивно, вспыльчиво и активно. Ему постоянно хочется двигаться, он не может усидеть на одном месте ни минуты. Ребенок тороплив и не может довести начатое дело до конца.

Такого малыша выделяет поведение в группе людей: он не может играть в командные игры, поскольку постоянно переключает свое внимание на другие вещи. Малыш может игнорировать запреты и лезть туда, где крайне опасно

Аналогичное поведение проявляется и во сне: ребенок крутится, беспокойно себя ведет, сбрасывает одеяло.

Преимущественно невнимательный тип

Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Дети, страдающие от этого недуга, не могут концентрировать внимание на одном предмете/вопросе. Они не в состоянии сосредоточиться на объекте, что мешает рациональному планированию и качественному выполнению задач

Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.

На самом деле, крохе трудно собрать все услышанное в единую картину и сделать правильный вывод. При этом он все прекрасно понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной утрате личных вещей, нежелание решать задачи, предполагающие умственную нагрузку.

Комбинированный тип

Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста Этот вид расстройства внимания является на практике наиболее распространенным. Он включает в себя все прежние виды болезни и ее признаки. Поэтому ребенок, заболевший таким недугом, является невнимательным и очень активным.

Поскольку симптоматика имеет яркую выраженность, распознать ее крайне легко и просто:

  • легкая возбудимость;
  • взбудораженность;
  • быстрое отвлечение от дел;
  • невозможность концентрации внимания;
  • стремление перебить собеседника;
  • рассеянность;
  • болтливость;
  • желание постоянно что-то делать.

Появляется данный недуг по причине генетической предрасположенности, заболеваний мозга и ЦНС.

Причины отклонений в развитии детей

Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста Психические заболевания у детей имеют неизученную природу, поэтому назвать точные причины их возникновения проблематично. Тем не менее, есть несколько факторов, увеличивающих вероятность формирования нервно-психических расстройств у детей.

Расстройства эти такие:

  • врожденные недуги  головного мозга и центральной нервной системы;
  • сложная патологическая беременность или повреждения во время родов;
  • генетическая предрасположенность и наследственные факторы;
  • неблагоприятный микроклимат в семье, в которой растет ребенок;
  • наличие острых и хронических патологий у родителей;
  • травматизм;
  • отсутствие должного уделяемого ребенку внимания.

Как видно, причины возникновения могут быть самыми разными. При наличии этих факторов (а также в случае обнаружения у ребенка каких-либо проявлений недуга)  родители должны показать малыша врачу.

Суть кризиса

Признак начала кризиса – потеря веса в первые дни жизни (9-12 дней). Кризис новорожденности длится от рождения до 2 первых месяцев жизни ребенка. Основа развития ребенка на этапе новорожденности и младенчества – противоречие между биологической зависимостью от матери, высокой социальностью и недостатком средств для полноценного общения.

Появляясь на свет, ребенок становится индивидом и самостоятельным психическим организмом. Происходит перестройка всех систем, особенно психики. Рождение означает:

  • переход от паразитарного образа жизни к индивидуальной и самостоятельной жизни;
  • изменение стиля питания с плацетарного на оральный;
  • перестройка системы дыхания, адаптация в воздушной среде;
  • адаптация к новым температурным условиям, свету, среде и т. д.

Психическое новообразование новорожденности – комплекс оживления (выражение потребности в общении). В его состав входит:

  • реагирование на приближение взрослого (моторное возбуждение);
  • инициатива общения (крик, плач и другие способы привлечения внимания);
  • вокализация, подражание речи при контакте с матерью («агу-агу»);
  • улыбка.

Ребенок еще не может говорить, но общается он с помощью тона, разного плача и смеха. Вокализация имеет множество оттенков, которые понятны только малышу и близкому взрослому. К другим новообразованиям этого периода относится реакция сосредоточения глаза и уха, перестройка поведения, условные рефлексы на некоторые раздражители.

У новорожденных отмечаются также некоторые врожденные рефлексы, но они не пригодны для человеческой жизни, потому постепенно отмирают. К врожденным рефлексам относится:

  • сосание (пищевой);
  • торможение при покачивании (рефлекс сна);
  • ориентировочные рефлексы (поворот головы к свету, вздрагивание от неожиданного влияния раздражителя, реакция зрачка).

Задержка психического развития

В случае прогрессирования ЗПР личность малыша является крайне незрелой, а психика при этом развивается очень медленными темпами. Познавательная сфера, как и поведенческая реакция, является нарушенной

При установлении прогноза стоит обратить особое внимание на причины проявления недуга, а также уделить его некоторым признакам патологии

Важно своевременно организовать обучающие и воспитательные мероприятия, что позволит сгладить основные симптомы недуга и привести состояние здоровья ребенка в норму. Особенно важно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, педиатра

Важную роль играет ежедневное поведение домашней работы с родителями для общего развития крохи.

Презентация на тему: » Возрастные особенности реакции на стресс ВозрастЭмоцииКогницииЛичностьПоведение Все Страхи Беспредметная тревожность Нарушение эмоциональной стабильности.» — Транскрипт:

1

Возрастные особенности реакции на стресс ВозрастЭмоцииКогницииЛичностьПоведение Все Страхи Беспредметная тревожность Нарушение эмоциональной стабильности Потеря эмоционального контроля Испуг от сильных эмоций, которые они испытывают Изменяется восприятие мира ( мир небезопасен, не такой, как был раньше ) Изменение представления о взрослом, потеря доверия к взрослому Снижение самооценки Исчезает чувство уверенности в себе и в близких людях Пересмотр приоритетов Регрессия на более ранние поведенческие стадии Изменения в ведущей деятельности Изменения режима питания и сна Жалобы на плохое самочувствие

Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста

2

Раннее детство (1-3 года ) ВозрастЭмоцииКогницииПоведение ССР : Совместная деятельность со взрослым ВД : предметно — манипулятивная ОН : выделение своего Я, речь, ходьба, навыки обращения с предметами Плач Недифференциро ванная тревога, страхи Страх посторонних Временные нарушения речи Отрывочные воспоминания Возрастной регресс ( могут перестать ходить и говорить ) Повторяющиеся действия Двигательное возбуждение или заторможенность Нарушения сна, аппетита

Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста

3

Дошкольное детство (3-6 лет ) ВозрастЭмоцииКогницииПоведение ВД : игра ССР : поиск места в мире взрослых через игру ОН : произвольность, самооценка, иерархия мотивов, этические комплексы Мышление : эгоцентризм, « магическое мышление », « буквализм ». Развитые воображение и память. беспричинный плач, страхи ( страх сепарации с родителями, боязнь незнакомых людей ) раздражительн ость чувство вины, стыда искаженное представление о причинах случившегося буквальное восприятие события и причин ориентируются на отношение к событию взрослых, на их интерпретацию речевые нарушения, трудности концентрации внимания изменение игровой деятельности нарушения общения энурез, утрата имеющихся навыков, непослушание, гиперактивность и агрессия, отстранение, подавленность, неподвижность потребность рассказывать о событии изменения режима питания и сна ( страшные сновидения ), жалобы на необъяснимые боли.

Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста

4

Младшие школьники (7-11 лет ) ВозрастЭмоцииКогницииПоведение ССР : я – ученик ВД : учебная ОН : произвольность, внутренний план действий Память и восприятие опосредованы мышлением плач страхи : страх сепарации с родителями, страх школы и др. чувство вины, чувство обиды, чувство неприязни к людям трудности концентрации внимания и запоминания нарушения в познавательной сфере, нарушение учебной деятельности, сами интерпретируют события, может быть искаженное понимание причин события все время думает о плохих вещах в будущем страшные сны, бессонница или чрезмерная сонливость, ночной энурез, нарушения аппетита расстройство самочувствия без видимых причин агрессивность очень замкнут, спокоен, чрезмерно послушен подавленность и безразличие суетливость и неспособность завершить начатое дело проблемы в учебе и общении сужается круг интересов

Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста

5

Подростки (11-17 лет ) ВозрастЭмоцииКогницииЛичностьПоведение ССР : уже не ребенок, еще не взрослый ВД : общение со сверстниками ОН : чувство взрослости ; личностная рефлексия Половое созревание капризность и частые колебания настроения эмоциональ ное оцепенение депрессия низкий эмоциональн ый контроль чувства стыда и обиды трудности концентрации внимания, невозможность сосредоточить ся обсуждают детали события способны правильно понять причины событий и проинтерпрети ровать их поиск новой идентификации, переоценка ценностей функциональные расстройства самочувствия сильная подавленность, отсутствие реакций самоизоляция от окружающих, негативизм и протестные реакции подражание окружающим, зависимость от них импульсивность и агрессивность антисоциальное поведение, неадаптивные формы совладения со стрессом

Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста

6

Психологическая поддержка родителей : принципы 1. Работа должна быть направлена на актуальные события и переживания, которые есть сейчас 2. Встреча должна иметь четкую структуру

Важно, чтобы психолог в начале разговора обозначил временные границы и последовательность работы 3. Следует отделять исторический опыт от актуального и воздерживаться от обращения к нему 4

Если родитель говорит о личностных особенностях ( своих или ребенка ), следует переключить его внимание на то, как они проявляются в конкретной ситуации 5

Важно поддерживать чувства компетентности, уверенности в своих силах, безопасности

7

Психологическая поддержка родителей : этапы 1. Выслушивание, помощь в отреагировании чувств 2. Сбор информации, структурирование опыта 3. Психоэмоциональная поддержка и информирование 4. Обнаружение внутренних ресурсов, на которые можно опираться

Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна

Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Обращение к психологу

Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.

В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.

Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.

Практические методы коррекции

Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возрастаТаковы, в частности, методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.

Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры.

Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка. Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь

Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь. Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Диада «мать-дитя»

Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Несмотря на отделение после родов ребенка от матери, в психологии продолжают рассматривать их как единый организм – диада «мать дитя». Жизнь ребенка находится в руках матери или замещающего ее близкого взрослого. Через значимого взрослого ребенок удовлетворяет свои потребности, знакомится с собой, выстраивает представление о себе и мире; делает первые попытки понять и оценить свои состояния.

Попытки отделиться от матери и выстроить свой мир начнутся примерно в 10-14 месяцев. Пока же мама – индикатор его состояния и окружающей обстановки. Если близкий взрослый улыбается, гладит ребенка, прижимает, мило с ним беседует, то малыш делает вывод: «У меня все хорошо». Если ребенок слышит в свою сторону негативный тон, чувствует возбуждение и негативное напряжение матери, тревожность, или его игнорируют, то формируется противоположная установка: «У меня все плохо, мир не безопасен». Позже если ситуация не изменится, установка трансформируется в «я плохой».

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Средний школьный возраст – осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Родителям

https://youtube.com/watch?v=opt6ix8FrTo

Формирование личности ребенка, прежде всего, происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в этот мир, поэтому мать и отец – первые люди, несущие ответственность за состояние физического и психического здоровья своего малыша.

Следует понимать, что нарушение психики может случиться в любом возрасте, так что в целях профилактики следует регулярно показывать кроху профильным специалистам. В статье были рассмотрены основные вопросы касательно самых распространенных детских психических отклонений, а также ответы на них.