Мастер-класс Использование метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТ

Почему запись в виде интеллект-карты удобнее и полезнее

Мастер-класс Использование метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТ

Интеллект-карта из книги Т. Бьюзена «Супермышление»

Все дело в особенностях нашего мышления. Наше мышление НЕ организовано как текст, линейно. Оно имеет именно такую структуру: ветвящуюся, каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности.

Такая организация материала называется многомерной, радиантной. Именно такая структура наиболее органично отражает наше реальное мышление.

Точно также на физическом уровне соединяются нейроны в нашем мозгу: каждый нейрон опутывает сеть дендритов других нейронов, от одного нейрона по цепям связей мы можем перейти к другому нейрону.Мастер-класс Использование метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТНаоборот, приходится удивляться, как человек может работать и мыслить линейно? Ведь наш мозг совершенно для этого не предназначен.

Интеллект-карты — наиболее адекватно отражает наше реальное многомерное радиантное мышление. Именно поэтому она более удобна в использовании по сравнению с обычным текстом. Интеллект-карты позволяют более качественно отобразить структуру материала, смысловые и иерархические связи, показать, какие существуют отношения между составными частями.

Благодаря своей структуре интеллект-карты позволяют раскрывать интеллектуальный потенциал. А достигается это за счет правильно организации и за счет работы обоих полушарий мозга. Ведь в подобной ветвящейся структуре работает как правое, так и левое полушарие мозга.

Краткое видео о том, как интеллект-карта связана с нашим мышлением

У интеллект-карт есть еще один замечательный эффект. За счет своей расширяемости и приспособленности для радиантного мышления, создание интеллект-карт способствует развитию потока ассоциаций, мыслей, идей.

Как правило, те, кто переходит на использование интеллект-картами, начинают замечать, как много идей образуется в ходе их изображения, часто даже не хватает первоначально отведенного мета под все идеи.

Именно поэтому в наш информационный век столь актуальным становится использование интеллект карт в самых различных областях жизни.Мастер-класс Использование метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТ

Как можно использовать интеллект-карты?

Их можно использовать практически везде, в разных областях жизни. А именно:

    • создать общее видение проекта
    • создавать рабочие планы
    • планировать события, бюджет
    • подготовить план выступления, презентации
    • принимать решения
    • устроить мозговой штурм
    • генерировать идеи
    • создать мотивацию
    • написать цели
    • подготовить план переговоров
    • упорядочить мысли и идеи
    • записывать учебные конспекты по книгам и на слух
    • создавать планы написания статей, книг, рефератов, дипломов
    • сдавать экзамены
    • структурировать любой материал, что позволяет понять суть, мысль автора, разложить по полочкам трудный материал
    • запомнить смысл материала. Интеллект-карты запоминаются в разы легче, чем любой текстовый материал
    • написать ряд взаимосвязанных гипотез
  • Интеллект-карты в быту

    • использовать в структурировании бытовых задач, бытовых дел
    • расписать достоинства и недостатки планируемых покупок и приобретений
    • создать Ваше личное генеалогическое дерево
    • описать структуру проведения праздника или иного события
    • спланировать отдых

Мастер-класс Использование метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТ

Интеллект-карта из книги Т. Бьюзена «Супермышление»

Что дает ученикам и учителю Интеллект-карта

Постоянный поток информации, получаемый человеком, нужно обрабатывать и хранить в голове. Ученики учатся находить, структурировать, запоминать информацию. Учителя, практикующие майндмэп на уроках, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя ассоциации, понятные каждому ребенку. Цели, решаемые с помощью мыслительных карт:

  • развитие творческих и аналитических способностей учащихся;
  • формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
  • получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;
  • умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;
  • умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;
  • развитие критического и рефлексивного мышления.

Ученики, применяющие майндмэп в познавательной деятельности, начинают более свободно выражать свои мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи между явлениями и объектами, подходят к проблеме творчески.

Недостаток интеллектуальных карт

В случае, когда она изготавливается для облегчения решения разных жизненных проблем, то у людей, у которых с логикой все в порядке однажды может случиться ступор, то есть трудности в решении той или иной проблемы.

А, что же делать в такой ситуации людям, которые не могут хорошо анализировать свои идеи и задумки, тем, кто не умеет расслабляться. Но даже в таком случае нашлось вполне логичное решение: просто записывайте все свои решения и планы, какими бы странными они не были, а в ответвление записывайте решения уже следующего уровня. Таким образом, людям, которые имеют логическое мышление, будет проще разобраться с этой технологией.

Мастер-класс Использование метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТ

Общая информация об интеллект-картах и для чего они вообще нужны

Основная их задача – это визуализация, структурирование даже самой непростой многоуровневой информации, иными словами разложение сложных задач по отдельным полочкам. В результате чего начинает развивать свой мыслительный, творческий потенциал, обходя все непонятности и путаницы в своей памяти. Главные цели, которые преследует человек при создании таких карт:

Запоминание важных моментов. Это может быть, к примеру, список покупок продуктов на неделю, важных дел на день ил рецепт понравившегося блюда.
Планирование определенных задач

Это могут быть цели или решения, которые помогут достигнуть вам вашей цели или планирование важного мероприятия, такого как свадьба или юбилей близкого человека.
Решение проблем. Интеллект-карты очень помогут, если вам необходимо решить какую-то непростую ситуации или принять правильное решение

Они позволяют помнить все до мелочей.
Обучение. Отличный метод для визуализации важных данных по определенной дисциплине в колледже или институте.
Анализ мыслей. У вас появились какие-то, на первый взгляд, нерешаемые проблемы? Просто сядьте и спокойно все анализируйте.
Презентация. Поможет в работе с клиентами или партнерами по бизнесу. К примеру, когда вам потребуется предоставить некоторую информацию по вашему делу, используя для этого всего большой лист бумаги и фломастер.

Мастер-класс Использование метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТ

Профит

Эффективное начало моего рабочего дня. «Смотровые площадки» (для тех кто не в курсе, смотрите мою статью по тайм-менеджменту), проводимые мной по утрам, начинаются именно с работы с интеллект-картами в Mind. Он позволяет выработать собственный подход к управлению задачами и сделать фокус на день/неделю

По моим ощущениям, экономия в день достигает примерно 20 минут (100 минут в неделю, 400 минут в месяц, 4800 минут в год или две 40-часовые рабочие недели в год) + отсутствие потерянных задач, что не менее важно.
Гибкость в управлении задачами. У задач появились явные визуальные приоритеты, возможность смены приоритетов на лету, изменения и контроль сроков задач, назначение ответственных — и это еще не все

Все наши любимые OneNote, Evernote, Todo-list курят в сторонке.
Прозрачность моих проектов на любой момент времени. Использую для этого визуализацию и принципы Матрицы Эйзенхауэра.
Все документы и ссылки в одном месте. Всегда под рукой «план проекта», бюджеты, задачи jira, проектные папки и сайты.
Достижение личных целей. Интеллект-карты эффективны и в личной жизни: для планирования покупок, проведения SWOT-анализа, планирования путешествий и фокусировки своих приоритетов на различные периоды.
Простое использование. Основные элементы управления — стрелки клавиатуры, кнопки Enter и Insert. Добавление элементов в карту происходит за доли секунд, а перенос элементов и всей их структуры по карте выполняется легким движением мышки.

Как сделать интеллект-карту

К большому сожалению далеко не все знают, как правильно сделать интеллектуальную-карту, поэтому сейчас я вам расскажу, как правильно изобразить, то, что вам нужно:

Возьмите абсолютно чистый лист бумаги, для этого отлично подойдет бумага формата А4 или же что-то подобное, но без линий. Положите его в горизонтальной плоскости. Такое изображение самое комфортное для визуализации ваших идей и прочих мыслей.
Далее возьмите пару цветных маркеров или же ручек, должно быть не менее 4-х разных цветов. В идеале если будет присутствовать: красный, желтый, зеленый и голубой. Такой подход позволит вам разделить весь лист на информационные блоки и цвета, которым будет отдаваться определенный блок

Так же можно расчертить лист по важности ваших мероприятий и задач, к примеру, желтый цвет будет самым высоким, а зеленый самым низким. Все эти хитрые способы значительно облегчить вам восприятие всей информации.
В самой верхней и центральной точке листа укажите самую главную мысль, это будет основной пункт вашей карты, а все остальное, что будет находиться ниже, соответственно будут подпунктами

Так же не менее значимым считается наличие тематичного рисунка, который будет указывать на вашу главную идею. Рисунки подключают к работе больше ресурсов головного мозга.
От центра вашего рисунки начертите пару ветвей и каждую назовите каким-либо ключевым словом или словосочетанием. Линии, которые будет отходить от центрального рисунка должны быть наиболее значимыми, а уже по мере необходимости добавлять новые, второстепенные ветви. Такой подход наладит взаимосвязь между вашими выполненными и невыполненными задачами.
Делайте дальше ответвления от центра, пока не заполните весь лист. Вот и все.

Новые фишки последней версии

Новый анализ SWOT.

Переработанные диаграммы SwimLine.

Фильтры угасания. Они не скрывают из вашего вида остальную карту, а лишь затеняют её

Это помогает оставаться в контексте всей карты, акцентируя внимание лишь на нужной информации. Ниже пример, как отразить только «задачи второго приоритета»:

Календарь

Задачи будут отражены с привязкой к датам, удобно комплексно смотреть на задачи с привязкой к периодам и рассчитывать загрузку для их выполнения.

Приоритеты. Всеми любимые списки приоритетов теперь и в Mind’е.

Условное автоформатирование. В зависимости от установленного правила ваши элементы могут подкрашиваться, зачеркиваться и менять форму, это полезно для привлечения внимания при наступлении ключевых событий.

Диаграмма Ганта. Те, кто пробовал её использовать раньше в этом продукте, наверное, негодовали от её угловатости. Сейчас она стала лучше, почти полнофункциональной копией Ганта из MS Project.

Работа с MS SharePoint. Для тех, кто в своих проектах использует MS SharePoint, наконец появилось расширение для полноценной работы с ним, версионностью, редактированием и другими плюшками совместного доступа.

Мастер-класс Использование метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТМастер-класс Использование метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТМастер-класс Использование метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТ

Примеры использования приема mind maps на уроках и дома

При работе с текстовым материалом главная мысль текста помещается в центр. От нее лучами расходятся сюжетные линии, которые обрастают фактами, образами, характерами, настроением. Таким способом представленная информация запоминается быстрее.

Интеллект-карты на уроке географии

Например, при изучении темы «Гидросфера» на уроке географии лучиками станут такие понятия, как мировой океан (лучами второго порядка станут названия океанов), поверхностные воды (ассоциации — орошение, обводнение) и подземные воды (лучи — почвенные, артезианские, грунтовые).

Интеллект-карты на уроке литературы

При изучении произведений А.С. Пушкина по литературе лучами первого уровня будут выступать сказки, поэмы, стихи, проза, биография, Пушкин в культуре. Для ветви сказки, ветвями второго порядка станут названия сказок, а ветвями третьего уровня — изображения героев.

Интеллект-карты на уроке истории

При изучении темы «Петр Первый» по истории главными ветвями могут быть: биография царя, правление, интересные факты, кораблестроение, достижения.

Планирование проекта

Разработка научного проекта. В центр помещается тема, которую нужно раскрыть. Лучиками расходятся ассоциации, которые впоследствии формулируются в задачи исследования.

Подготовка к экзамену

Подготовка к экзамену. При изучении вопроса рисуются мысленные образы — ассоциации. На повторение изученного тратится меньше времени, поскольку воспроизведение материала становится более осознанным и осмысленным.

Также интеллектуальные карты хорошо применять при подготовке к пересказу текста.

Об авторе: Федотова Марина Анатольевна, учитель математики и информатики.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Конспектирование

Конспектирование —  это изложение собственных мыслей обучающихся по какому-либо вопросу. Это может быть:

  1. Подготовка устного выступления (доклада, реферата),  презентации
  2. Написание эссе, сочинения, статьи
  3. Подготовка к различным формам контроля: семинару, зачёту, коллоквиуму, экзамену

1. Подготовительный этап.

  1. Определение цели работы, количества затраченного времени
  2. Написание центрального образа будущей интеллект-карты (тема выступления, статьи, экзаменационный вопрос )

2. Основной этап:

  1. Кратковременное извержение ассоциаций
  2. Определение основных веток (идей) карты
  3. Построение интеллект-карты
  4. Полученная карта наглядно отражает представления, имеющиеся у ученика  о предмете (теме) размышления.

Интеллект-карты можно рисовать не только от руки, но и создавать при помощи следующих компьютерных программы: ConceptDraw MINDMAP Professional v 4.5.

— 12 —

Заключение

Опыт работы показал, что использование теоретически обоснованного инновационного метода интеллект-карт в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку даёт возможность учителям обеспечивать:

  1. развитие предметной компетенции обучающихся, креативности мышления
  2. повышение их  мотивации, качества знаний и  конкурентоспособности, предметной и коммуникативной компетенций
  3. выявление  причины когнитивных затруднений и их коррекции,   заинтересованности в конечном результате

Даёт возможность обучающимся:

  1. формировать общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией
  2. улучшать все виды памяти
  3. развивать, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность
  4. мыслить по-новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба полушария головного мозга
  5. повышать результативность
  6. самостоятельно выявлять слабые места в знании учебного предмета, проводить  работу над ошибками

Поставленные задачи: вооружение учителей и обучающихся оптимальным методом закрепления и обобщения изученного материала в процессе подготовки к ЕГЭ – методом интеллект-карт — могут быть решены  при условии четкого следования методическим рекомендациям, изложенным в данном методическом пособии, и апробации метода на уроках и факультативных занятиях.  И тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э. Тоффлера, который  определил стратегическую цель образования: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно —  создавать интеллект-карты».

— 13 —

Источники материала:

  1. https://www.mind-map.ru/
  2. https://www.mindmap.ru/stat/begin.htm
  3. https://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm
  4. https://www.syntone.ru/library/article_other/content/399.html?current_book_page=1
  5. https://conceptdraw.fileburst.com/Full/CDMindMap

Как использовать прием интеллект-карт на уроках

Этапы создания интеллектуальной карты:

  • Используют доску, лист бумаги, графический редактор планшета или компьютера, цветные карандаши, ручки, фломастеры, наклейки, стоп- сигналы.
  • В центральный круг помещают изучаемое понятие (вписывают тему, слово, личность, объект, систему, явление).
  • От него рисуют расходящиеся лучи (или ветки) разного цвета, длиннее, короче, толще, тоньше. На них вписывают слова — ассоциации, вызванные родительским понятием.
  • Рисуют ветви второго порядка, на которых помещают ассоциации, принадлежащие ветвям первого уровня.
  • Можно и нужно рисовать картинки, использовать наклейки.
  • Смысловые блоки (ветви, образующие деревья) рекомендуется обводить в круги, рамочки разного цвета.

Интеллект-карта должна отвечать принципам наглядности (разноцветные линии, картинки, сигналы) и полноты (мысль должна раскрываться со всех сторон). В итоге должен получиться макет нейрона человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. После того, как ассоциативная карта готова, учителю и учащимся следует выполнить действия:

  • выбрать ключевые моменты темы (основные изучаемые на уроке понятия);
  • расставить приоритеты между ветвями (выделить главное и второстепенное);
  • определить основные задачи и действия (слушать, обсуждать, аргументировать, воспроизводить).

Создание: как составить интеллект-карту

К сожалению, не все понимают, как составить интеллект-карту правильно. Ведь часто именно из-за ошибок в ее составлении и непонимания принципов ее построения мы делаем только грубый набросок. Но оказывается, что допущенные неточности влияют на восприятие этой интеллект карты настолько, что она нам кажется недействующей, бессмысленной.

Поэтому рассмотрим основные правила. Алгоритм, как составить интеллект-карту:

1. Возьмите неразлинованный лист бумаги, расположите его альбомно, то есть горизонтально. Именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры при составлении интеллект-карт.2. Возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров, минимум три-четыре цвета

Использование цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности. Все это облегчает восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной картинки и активного подключения правого полушария.3

Напишите крупно и объемно в самом центре основную тему. Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично или рисунком главную идею карты. Рисунки и графика еще больше подключают ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной интеллект-карты4. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте.5. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо. Каждое понятие имеет ассоциативные связи с другими понятиями. Включайте процесс ассоциативного мышления. Тогда Ваша карта начнет быстро расти.

Какие основные правила составления интеллект-карт?

используйте радиантную структуру (от центра к периферии), отражающую иерархию понятий. Именно эта организация информации дает самый важный эффект  интеллект карт — ассоциативность и многомерность

пользуйтесь цветами, чтобы выделять главные и второстепенные моменты. Цвет — тоже важен для смысла

Вы можете разделять цветом важное и неважное, более крупные и мелкие идеи, использовать разные цвета для разных сфер или иным образом пользоваться цветами
пишите только ключевые слова вместо фраз и предложений. Чем более емким будет Ваше ключевое слово, тем легче Вам будет запомнить всю интеллект-карту и тем проще будет само составление интеллект-карт
как можно чаще рисуйте вместо слов (графические формы, пиктограммы, небольшие рисунки, стрелки)

Все это повышает качество восприятия и запоминания интеллект-карты

обобщенные блоки информации объединяйте либо цветом, либо обводкой, либо легким фоном для лучшего восприятия

проявляйте творчество и вырабатывайте свой стиль оформления. Основываясь на правилах вы можете создать свой особенный стиль интеллект-карт, который станет самым комфортным для Вас

Попробуйте сделать несколько простых интеллект-карт для тренировки. Вы почувствуете, насколько качественнее усваивается любой материал. Уверена, когда Вы поймете всю красоту и практичность этого инструмента, Вам откроются новые возможности во всех сферах жизни.

Также можете узнать, как с помощью интеллект карт работать быстрее с любой информацией: Как научиться быстрее работать с книгами и другой тексовой информацией

Успехов в применении!

Личный опыт использования интеллект-карт

Сейчас я хочу вам рассказать об одном очень интересном и нужном инструменте для облегчения нашей жизни. Этот метод отлично подойдет людям, кто любит планировать и записывать все свои важные мысли и идеи. А речь идет о интеллект-картах. Если с научной точки зрения, то это графическое, структурированное изображение. Как же правильно создать такую карту в домашних условиях? Да, все довольно-таки просто, для этого есть много разных программ, которые запросто можно найти в интернет просторах.

Об интеллект-картах я знаю довольно давно, еще с тех времен как была студенткой, к слову, университет я закончила 7 лет назад. Но, к сожалению, в то время их не использовала, поскольку не совсем понимала, как их делать, к тому же таких интересных и простых программ для их составления просто не было. На мой взгляд, карты можно применять абсолютно в любой области. Начните составлять интеллект-карты и вам значительно станет проще жить и запоминать самые важные моменты из вашей жизни.

Как применять интеллект-карты и перейти к соответствующему мышлению

  1. Для начала необходимо разгрузить голову, вывести лишнюю информацию в интеллект-карту — визуализировать хаос. Пока пусть в голове будет только самое необходимое для принятия оперативных решений.
  2. Структурируем получившийся хаос группировкой по схожим параметрам.
  3. Декомпозируем структуру до задач и расставляем связи между ними.
  4. Расставляем приоритеты.

В чем нарисовать MindMap? Детальный обзор 6 самых популярных программ для рисования mindmap

  • интерфейс программы очень дружелюбный для пользователей и схож с пакетом Microsoft Office — стили вкладок, меню и основные элементы управления очень похожи на продукты мелкомягких;
  • возможность интеграции со всеми основными приложениями из офисного пакета, а также с Microsoft Project;
  • возможность экспорта в форматы документов, презентаций и планов работ;
  • гибко и легко настраиваемая рабочая область под свой вкус — фоны, стили текста, стили элементов;
  • большое количество шаблонов интеллект-карт от радиальных до диаграммы Ишикава;
  • дополнительные элементы для эффективности планирования — назначения ответственных, напоминалки и тайм-трекер мозговых штурмов;
  • различные виды и способы фильтрации всей присутствующей в карте информации и многое-многое другое.

1. Групповая работа обучающихся изучение нового материала

1 этап:

  1. Обзорное чтение, просмотр изучаемого материала (оглавление, название разделов и  параграфов, содержащиеся выводы, иллюстративный материал)
  2. Определение объёма материала, оценивание уровня его сложности
  3. Свободное извержение ассоциаций по теме занятия
  4. Построение индивидуальных интеллект-карт
  5. Обсуждение первичных представлений о теме
  6. Составление предварительной интегральной интеллект-карты

2 этап:

  1. Индивидуальное анонсное чтение элементов текста
  2. Дополнение индивидуальных интеллект-карт
  3. Обсуждение результатов анонсного чтения

3 этап:

  1. Обстоятельное индивидуальное чтение пропущенных фрагментов текста
  2. Дополнение индивидуальных интеллект-карт

4 этап:

  1. Чтение наиболее сложных фрагментов текста
  2. Завершение индивидуальных интеллект-карт
  3. Групповое обсуждение выявившихся проблем и их разрешение
  4. Завершение коллективной интеллект-карты и коррекция индивидуальных карт

В каких сферах деятельности еще используют интеллект-карты

Такие карты не будут лишними в местах, где необходимо повысить скорость мышления, сделать его лучше и разделить на разные группы, объем, чтобы хорошо адаптироваться в этом сложном мире. Кроме того, они используются в следующих направлениях:

  1. Планирование разных мероприятий.
  2. Структурное создание новых задач.
  3. Создание, так называемого, капсульного гардероба. Нарисуйте то, как вы видите свой образ на бумаге. Перетрясите свой гардероб и уберите одежду, которая уже есть и которую нужно будет подкупить. Так вы убережете себя от лишних трат.
  4. Капитальная уборка в доме. Чтобы сделать ее проще, нужно просто разделить помещение на небольшие зоны. Сначала уберите всю пыль с поверхностей, а уже после протрите полы.
  5. Развитие памяти. Делая регулярные пометки в карте можно легко улучшить общий процент вашей памяти.