Интеллект. проблематика определения

Пространственный (образный)

Человек мыслит и запоминает картинку. У таких людей великолепная зрительная память на лица, места, предметы. Они могут воспроизвести у себя в мыслях даже страницу книги с расположенными внутри картинками и абзацами. Они хорошо запоминают то, что выучили, но если материал подается устно, то практически сразу стирается из памяти.

Интеллект. проблематика определения

Замечают те детали, на которые обычно никто не обращает внимания. Могут легко чувствовать предметы в пространстве. Например, сделать перестановку комнаты в мыслях, или набросок картины. Просто находят дорогу даже в незнакомом городе. У таких людей прекрасно развит внутренний мир, поэтому они часто занимаются разными видами искусства.

Оперируют мыслительными процессами в 3 измерениях. Даже единожды побывав в помещении, запоминают обстановку.

Самые подходящие профессии для образного типа личности:

  • архитекторы;
  • летчики;
  • скульпторы;
  • военные;
  • художники;
  • моряки;
  • водители;
  • инженеры;
  • строители.

18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности

В начале 60-х годов была установлена основная и исходная закономерность, связывающая эффективность управленческой деятельности и интеллект. Американский психолог Е. Гизелли обнаружил, что между ними существует не прямая зависимость (как считалось долгое время и что блокировало исследования в данной области), а криволинейная. Наиболее успешной деятельностью характеризуются руководители, имеющие не очень высокий интеллект, а некоторую оптимальную степень его выраженности. Неожиданность этих результатов стимулировала новые исследованияв этой области. Они подтвердили установленную зависимость, которая в настоящее время стала хрестоматийной.

И все же эти результаты, несмотря на их многочисленность и убедительность, плохо согласуются с обыденным представлением о том, что «хороший руководитель — это очень умный руководитель». Выявление причин противоречия научных и

эмпирических данных позволяет раскрыть суть связи интеллекта с эффективностью управленческой деятельности, сложность их взаимодействия. В концепции «промежуточных факторов» Ф. Фидлера и А. Лейстера описаны некоторые из этих причин. Она базируется на том, что связь интеллекта с успешностью управленческой деятельности является множественно опосредованной, а не прямой. На эффективность деятельности влияют многие причины, а не только интеллект, который оказывает на нее воздействие через множество промежуточных переменных: уровень мотивации руководителя, его опыт, отношения с начальством и управляемой группой.

Практически все тесты, при помощи которых диагностируются интеллектуальные способности, адресованы теоретическому, абстрактному интеллекту, а не его практическому компоненту. Требования к интеллектуальным функциям менеджера часто несопоставимы с требованиями, на которых построены существующие тесты. Поэтому результаты противоречивы.

13 стр., 6106 слов

Влияние психологических особенностей деятельности руководителя на предприятии

… основе проведенного исследования психологических особенностей деятельности руководителя можно сделать следующий вывод. Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. Но успешность деятельности руководителя зависит еще и от его …

Криволинейная зависимость эффективности управленческой деятельности от уровня интеллекта объясняется и другими причинами, установленными в последнее время, в частности:

  1. наличие обратной связи между уровнем интеллекта и стажем управленческой деятельности;
  2. наличие высокого интеллекта у людей с относительноменьшим стажем управленческой деятельности.

Снижение интеллектуальных показателей при увеличении стажа имеет две основные причины: естественная возрастная инволюция психофизиологических функций, в том числе и интеллекта, и «забывание» академических знаний и навыков, на которых основано большинство интеллектуальных тестов. Интеллект руководителя становится в большей степени практическим, чем теоретическим. На общую эффективность управленческой деятельности большее влияние оказывают стаж и производный от него профессиональный и жизненный опыт, а не интеллект как таковой.

Интеллект

Существует множество определений интеллекта. Он характеризует следующие способности:

  • справляться с новыми или трудными ситуациями;
  • учиться на собственном опыте;
  • приспосабливаться к новым обстоятельствам;
  • адаптивное поведение в контексте меняющихся условий.

Кроме определения понятия интеллекта в мнениях ученых имеются различия даже в том, следует ли понимать его, как одно целое, или он делится на несколько относительно разных видов.

Например, согласно теории американского психолога Роберта Дж. Штернберга, интеллект состоит из 3 компонентов:

  • аналитическое мышление, в основном, участвующее в решении проблем, с которыми человек сталкивался в прошлом;
  • творческое мышление, используемое для поиска путей решения проблем;
  • практическое мышление, связанное с повседневной жизнью.

Его коллега, Говард Гарднер, выделяет 8 типов мышления и интеллекта:

  • лингвистический;
  • логико-математический;
  • визуально-пространственный;
  • двигательный;
  • музыкальный;
  • межличностный;
  • внутриличностный;
  • природный.

Позже он выделил 9-й тип, т.н. экзистенциальный интеллект.

Эдвард Торндайк выделяет только 3 основных типа интеллекта:

  • теоретический (абстрактный);
  • практический (конкретный);
  • социальный – способность контролировать других (включает эмоциональный интеллект).

Из перечисления вышеупомянутых компонентов становится ясно, что некоторые из них имеют большую связь с теоретической частью жизни (образование), другие – с практической (опыт работы, искусство справляться с жизнью). Способность достигать высоких доходов – это вопрос практического применения теоретических знаний, полученных посредством изучения, наблюдения, образования. Потерпеть неудачу может как первая часть (приобретение знаний), так и вторая (возможностью применять их на практике). Некоторые люди, имеющие хорошее мышление и интеллект, не получают образование, соответствующее уровню их IQ. Причины могут варьироваться от финансового, географического, политического фактора до чрезмерной критики в отношении учителей.

Социальный интеллект также важен. Он включает способность обрабатывать, распознавать, контролировать эмоции, строить качественные, долгосрочные отношения, сотрудничать с другими. Социальные навыки значительно влияют на получение рабочих мест или выгодных заказов. Успех предопределен следующими умениями:

  • обращение к людям;
  • впечатление;
  • хорошая работа в команде и с начальством;
  • создание соответствующей сети контактов, знакомых;
  • проникновение в секреты организационной структуры;
  • понимание писанных и неписаных правил поведения в новой команде.

Взаимосвязь между умственным и эмоциональным интеллектом

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность человека осознать, идентифицировать (отражать), управлять своими эмоциями, понимать эмоции других людей, эффективно влиять на них. Эти способности, согласно экспертам, являются самыми важными для жизни.

Интеллект. проблематика определения

В управленческой практике ЭИ недооценивается, в компаниях и организациях по-прежнему принято смотреть на успешные результаты деятельности, как на плоды высоких умственных качеств работников. На самом деле, чувства и эмоции человека (как и их соотношение с разумом) очень важны

Они влияют на то, что привлекает наше внимание, как мы думаем, что решаем. Например, голодный человек в торговом центре видит еду, сытый – обувь, книги

Соотношение между умственным и эмоциональным интеллектом еще не полностью сопоставлено. Но уже известно много интересных вещей. Творческие способности и успешная деятельность человека – это результат его продуктивного мышления, суть которого сложна. Эти качества не обусловлены лишь высокими умственными способностями. Они являются результатом сочетания рациональной мыслительной способности и ЭИ, пропорционального характеру ситуации.

Характеристика мышления и интеллекта в психологии говорит о том, что очень умные люди не всегда обладают высокопродуктивным мышлением. Их продуктивное мышление может иметь более низкий показатель, чем у средне умного человека.

У людей, показавших более 120 баллов в тестах IQ, вероятность успешного лидерства составляет всего 5-15%. Они не обладают хорошей способностью вдохновлять и мотивировать других людей.

Медитация как упражнение для мозга

Интеллект. проблематика определения

Не так давно стало известно, что при помощи медитации можно повысить коэффициент интеллекта. Данный способ, помимо повышения интеллекта, обладает следующими качествами:

  • способствует снижению стресса;
  • улучшает настроение;
  • положительно влияет на психическое здоровье;
  • способствует эмоциональному равновесию.

Психолог Зигфрид Отмер, который на протяжении тридцати лет исследовал данный вопрос, выявил следующее: люди, что практиковали медитацию, в последующем демонстрировали повышение уровня интеллекта на 23 процента.

Основная причина повышения IQ при медитации заключается в том, что в процессе практики замедляется активность мозга, повышается его пластичность и способность к самостоятельной реорганизации. Во время медитации человек фокусируется на музыке, дыхании или мантре и тем самым дает мозгу отдохнуть, взамен он начинает лучше работать. Стоит отметить, что в исследовании участвовали обычные люди, которые ранее не практиковали медитации, а положительные результаты стали проявляться на пятый день занятий.

Специалисты советуют: чтобы получить положительный эффект для интеллекта и здоровья, нужно медитировать не менее 12 минут ежедневно.

Многие знают пользу медитаций, но, как правило, начать бывает не так-то просто. Для это существует множество программ и приложений.

Сведения о коэффициенте

Интеллект. проблематика определения

Вопреки распространенному мнению, измерить интеллект крайне сложно, поскольку, как упоминалось, он состоит из множества различных способностей.

И даже существующие тесты, созданные известными психологами, нельзя считать идеальным способом измерения: зачастую они измеряют лишь некоторые из компонентов интеллекта.

Их удобно применять для выявления людей с недостаточными интеллектуальными способностями, что помогает в диагностике некоторых заболеваний, но гениев с их помощью отыскать затруднительно, поскольку гениальность — также сложная структура, состоящая из множества компонентов.

Наиболее известными тестами, выявляющими коэффициент интеллекта, являются:

  • тест Ганса Айзенка;
  • тест Равена (Рейвена);
  • тест Векслера.

Тесты, показывающими уровень IQ, неоднократно критиковали разные исследователи, например математик Виктор Васильев, который отыскал в опроснике Айзенка ошибки.

Также замечено, что уровень IQ слабо коррелирует с вероятностью, что человек достигнет успеха в жизни и будет счастлив.

Тот тип интеллекта, который может быть измерен при помощи вышеупомянутых тестов, называется психометрическим. Его проявления достаточно просто выявить и зафиксировать.

Факты:

Крайне важно, чтобы человек на этапе формирования (во время вынашивания и в детском возрасте) получал достаточное количество йода. Средний IQ в регионах, в которых дети и беременные недополучают йода, ниже на 10-15 баллов, чем в регионах, в которых этой проблемы нет.
Люди, имеющие высокий IQ, чаще страдают ментальными болезнями, особенно тревожным расстройством.

Мэрилин вос Савант — американская женщина, имеющая самый высокий IQ в мире: 228

Она занимается журналистской деятельностью и пишет книги.

Большое значение имеет степень развитости эмоционального интеллекта (EQ). Людям с развитым EQ проще взаимодействовать с окружающими, адаптироваться в социуме и достигать успеха в работе.

Виды интеллекта

Интеллект. проблематика определения

Врожденный интеллект может стать основой для успешного собственного развития, в выборе любимой профессии, помочь удачно реализоваться в жизненных планах. В среднестатистическом человеке гармонично развиваются несколько талантов, но только один, как правило, является ведущим. Выделяют следующие основные типы интеллекта:

  • Природный. Человеку с таким типом свойственно проникновенно ощущать всю прелесть природы. Им отлично подойдет сфера деятельности в области животноводства, ботаники и агрономии.
  • Музыкальный тип проявляется высокой чувствительностью к любым ритмам и звукам. К такому типу относят певцов и музыкантов.
  • Логико-математический тип интеллекта помогает в решении сложных логических и математических задач. Данный вид интеллекта с основном наблюдается у детективов, ученых и математиков. Такие люди отличаются своей замкнутостью.
  • Представителями лингвистического типа интеллекта являются поэты, журналисты, писатели и общественные деятели. Как правило, им нравится разгадывать кроссворды, читать и писать различные истории.
  • Благодаря пространственному типу человек с легкостью может вспомнить любое событие из жизни. Носителями данного вида интеллекта являются летчики, моряки, художники, скульпторы и архитекторы. Они отличаются ориентированностью на местности различных масштабов.
  • Личностный. Человек, обладающий данным типом интеллекта, хорошо владеет самопознанием, что позволяет ему грамотно и здраво подходить к решению различных задач любых сложностей.
  • Телесно-кинестетический связан с осязанием и тактильным восприятием. Представителями такого вида в основном являются танцоры и работники прикладных профессий.
  • Экзистенциальный. Людям с данным типом свойственно размышлять о человеческом существовании, а также выдвигать теории на тему смысла жизни, появления людей на планете и прочее.
  • Межличностный интеллект заключается в способности понимания и эффективном взаимодействии с другими людьми. Обладателями этого типа являются актеры, учителя, политики и социальные работники.

Проверить расположенность к одному из типов можно с помощью тестов на определение IQ.

Межличностный (социальный)

Это довольно интересный тип мышления. Те, у кого хорошо развит межличностный интеллект, способны легко чувствовать других людей, им подвластна высокая степень эмпатии. Для них характерно легко сходиться с новыми людьми, уметь увлечь буквально с первого слова. Используют разные способы общения: вербальные и невербальные.

Интеллект. проблематика определения

Легко ощущают настроение собеседника, поэтому с ними просто и приятно общаться. Часто становятся лидерами в компании, ведь могут понимать окружающих, помогают и всегда поддерживают других.

Им нравится находиться среди других людей, работать с ними, учится, постоянно контактировать. Они легко понимают настроение собеседника, его потребности, желания. Могут объяснить поведение друзей и знакомых. Отличаются добрым сердцем, часто помогают другим. Умеют контролировать собственные эмоции.

Подходящие профессии:

  • учитель или воспитатель;
  • психолог;
  • артист;
  • HR-специалист;
  • социальный работник.

Зависит ли интеллект от генетики?

Интеллект. проблематика определения

Исследователями из Университета Ульма в Германии было выявлено, что интеллект лишь на 50 процентов зависит от генетики. Одними из главных факторов, оказывающих влияние на интеллект, которые формируется в детстве, являются следующие:

  • Степень привязанности к матери в дошкольном возрасте. Исследования показали: дети, которые систематически играли с родителями в сложные развивающее игры, впоследствии отличались повышенным интеллектом, в отличие от большинства сверстников.
  • Родительская любовь. Если ребенок до подросткового возраста получил от родителей ту порцию любви и внимания, которая была ему необходима, то в его гиппокампе увеличивались клетки на 10 процентов, чем у тех, кто эмоционально был отдален от матери.

С детского возраста необходимо развивать интеллект ребенка, решать логические задачи и искать вместе пути их решения, несмотря на то, что, возможно, ваши дети с высоким интеллектом от природы. К тому же это помогает сблизиться с детьми.

Музыкальный

У человека с музыкальным интеллектом развит слух, чувство ритма. Он легко улавливает и различает музыкальные тональности, мелодии. Он может легко почувствовать фальшивую ноту, на слух подобрать аккорды песни.

Интеллект. проблематика определения

Он обожает музыку, изучает разные стили, ему нравится играть на музыкальных инструментах, ведь это дается легко. Талант проявляется в сочинении песен и стихов, игре на музыкальных инструментах, пении. Такие люди легко импровизируют, становятся душой компании.

Профессии:

  • дирижер;
  • композитор;
  • песец;
  • музыкант;
  • диджей;
  • режиссер;
  • музыкальный продюсер.

Если личность обладает не только музыкальным, но и математическим типом способностей, то можно легко стать барабанщиком. Ведь он должен не только чувствовать ритм, но и уметь быстро считать.

Интеллектуализация в психологии

Интеллектуализация — одна из форм психологической защиты, при которой человек закрывается от своих чувственных ощущений и начинает воспринимать то, что чувствует, на интеллектуальном уровне. Это помогает уменьшать влияние эмоций на поведение и решения, действовать более разумно, правильно.

Но любые защитные механизмы психики негативно влияют на то, как индивид воспринимает реальность и себя

В данном случае интеллектуализация приводит к тому, что индивид перестает осознавать важность своего эмоционального состояния

Интеллект. проблематика определения

Люди, активно использующие подобную защиту, с трудом выражают эмоции, что усложняет взаимодействие с окружающими, особенно в случае тесных социальных взаимоотношений (любовь, дружба).

Считается неотъемлемой частью личности шизоидов (подразумевается и шизоидная акцентуация, и шизоидное расстройство личности).

О симптомах и лечении эмоционального расстройства личности читайте здесь.

Коэффициент интеллекта: методы определения

Коэффициент интеллекта – знаменитый ай-кью – определяет степень развития умственной деятельности человека. Иногда он используется и для того, чтобы оценить умственные способности животных в сравнении с человеком. Исследователи определили даже коэффициент интеллекта таких существ, как, например, дождевой червь.

Определение коэффициента производится с помощью особых тестов, которые позволяют выяснить различные факторы, например:

  • Уровень развития интеллекта в сравнении со среднестатистическим человеком (такого же или среднего возраста);
  • «Интеллектуальный возраст» человека в сравнении с его биологическим возрастом;
  • Наличие или отсутствие умственной патологии.

Составление тестов на «ай-кью» — достаточно сложная задача. Их результаты должны описываться так называемым «нормальным распределением» показателей, или распределением Гаусса. Это означает, что у 50 процентов людей уровень интеллекта должен быть от 85 до 115 единиц, а по 25 процентов людей он был бы ниже 90 и выше 110. Значение коэффициента интеллекта меньше 70 определяется как умственная отсталость.

25.3. Менеджерские характеристики

Менеджерские характеристики являются свойствами индивида, выступающими в функции способностей, но не являющимися ими. Основными из них являются следующие:

Возрастной фактор. Существует связь между возрастом ииерархическим уровнем руководителя. Богатство профессионального опыта является функцией зрелого возраста. Карьеро-вое продвижение пропорционально возрасту. С возрастом усиливаются продуктивные методы управления, а репродуктивные— наоборот. Стиль руководства ужесточается. Общаятенденция динамики эффективности управленческой деятельности — позитивна.

Фактор пола

Современная психология управления — это»психология мужчин-руководителей», но руководитель-женщина привлекает внимание исследователей в последнее времявсе больше. Мужчины лучше решают одни задачи управления, женщины — другие, хотя в общем случае мужчины имеют преимущества.

Фактор культурно-образовательного уровня имеет прямую позитивную связь с эффективностью управленческой деятельности.

Фактор социально-экономического статуса

Если человек родился в семье, владеющей компанией, — это самый надежный способ стать ее президентом, как заметил Ф. Фидлер.

Вторая группа характеристик эффективного менеджера — личностные качества, выступающие в функции способностей. Наиболее известна работа Р. Стогдилла, обобщающая данные бол*ее 3500 исследований характеристик этих качеств. Он выделяет следующие главные менеджерские качества: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессустойчивостъ, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, надежность, независимость личности, общительность, социабельность

(умение строить межличностные контакты и потребность к установлению широких социальных контактов).

Все эти характеристики и качества не исчерпывают собой всего перечня способностей, необходимых для обеспечения успешной управленческой деятельности. В теории управления существует много перечней такого рода. Одно из исследований приводит следующий набор менеджерских характеристик:

А. Концептуальные способности и стандарты поведения.

  1. Широта взглядов, глобальный подход.
  2. Долгосрочное предвидение, гибкость.
  3. Энергичность, инициативность и решительность (в условиях риска — в том числе).
  1. Упорная работа и постоянная учеба.Б. Личностные качества.
  2. Четкая формулировка целей и установок.
  3. Готовность выслушать чужое мнение.
  4. Бескорыстие, беспристрастность, лояльность.

8. Правильная расстановка сотрудников, справедливыесанкции.

9. Личное обаяние.

  1. Умение создать коллектив и атмосферу гармонии в нем.
  2. Здоровье.

Правило «7 М» американского менеджмента гласит: руководитель отвечает за семь «М». Это men (люди), method (методы), money (деньги), mashines (машины), materials (материалы), marketing (сбыт), management (управление).

Синтетичность управленческих способностей проявляется еще сильнее при анализе их второй категории.

1.2 СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА

Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1. счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2. вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3. вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;

4. пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5. память;

6. способность к рассуждению;

7. быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Американский психолог Дж. Гилфорд представляет интеллект как кубическую модель. Он выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским).

У Бине и Векслера интеллект — это одноуровневая модель с двумя блоками показателей вербального и невербального (действенного и образного) характера.

По мнению Кэттела (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

Б.Г. Ананьев рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую процессы, состояния и свойства личности. В свою очередь, эта структура связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками. Они определяют меру интеллектуальной напряженности и степень ее полезности или вредности для здоровья человека. При таком подходе интеллект рассматривается как интегральное образование познавательных процессов и функций, сопровождаемое метаболическим обеспечением. Высокие показатели по интеллекту прогнозируют успешность человека в любом виде деятельности.

Подструктурами общего интеллекта являются образования невербального и вербального интеллекта. Вербальный интеллект показывает особенности вербально-логической формы общего интеллекта с преимущественной опорой на знания, которые, в свою очередь, зависят от образования, жизненного опыта, культуры, социальной среды каждого отдельного индивида. Невербальный интеллект зависит не столько от знаний, сколько от умений индивида и его психофизиологических особенностей, отражающихся в сенсомоторных показателях. Общая оценка интеллекта осуществляется после суммирования отдельных показателей успешности выполнения каждого из заданий, причем полученная сумма соотносится с возрастом испытуемого. Следует отметить, что если в заданиях по определению вербального интеллекта оцениваются способность к логическому обобщению, умение строить умозаключения, самостоятельность и социальная зрелость мышления, то в заданиях по определению невербального интеллекта оценивается развитие других психических процессов и свойств — внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования навыков. В целом интеллект предстает как структура способностей, среди которых мыслительные играют самую важную роль, но не единственную, поскольку очень большое значение для общего интеллекта имеют свойства внимания, памяти, восприятия. Однако в современной психологической литературе достаточно часто два понятия — интеллект и мышление — рассматриваются как синонимичные, что вызывает терминологическую путаницу.

Психиатрия: расстройства интеллекта

Интеллект. проблематика определения

Расстройства интеллекта — группа нарушений, при которых человек теряет способность связно мыслить, обучаться, работать с информацией и постепенно деградирует.

Также к ним относятся патологические состояния, при которых полный спектр интеллектуальных возможностей изначально не доступен (это касается врожденных отклонений).

Интеллектуальные расстройства делятся на:

  1. Врожденные. К ним относятся все генетические болезни, сопровождающиеся олигофренией разной степени тяжести (синдромы Дауна, Ретта, Ангельмана и другие) и интеллектуальные нарушения, связанные с врожденными органическими повреждениями головного мозга.
  2. Приобретенные: синдром Альцгеймера, сосудистая деменция (которая развивается под влиянием болезней сосудов, таких как артериальная гипертензия, атеросклероз), болезнь Пика, болезнь Хантингтона, осложнения после инфекционных болезней, органические повреждения головного мозга, злокачественные и доброкачественные новообразования в мозговых тканях. Также нарушения интеллекта наблюдаются при некоторых психических болезнях, таких как шизофрения.

Приобретенное слабоумие можно частично либо полностью компенсировать, если вовремя начать лечение.

Прогноз зависит от особенностей заболевания и его течения (к примеру, современная медицина не способна вылечить синдром Альцгеймера и болезнь Хантингтона, а тяжелые формы шизофрении плохо поддаются лечению).

Восстановить интеллект при выраженных врожденных патологиях невозможно. Если интеллектуальный уровень пациента позволяет, ему можно дать базовые навыки и умения, которые позволят обслуживать себя и иногда работать.

О том, что такое интеллект, вы моджете узнать из видео:

Наша интересная группа Вконтакте:

Как повысить интеллект?

Можно ли повысить интеллект? Специалисты давно отвечают на данный вопрос положительно. Развитие интеллекта считается систематичной привычкой, можно сказать, образом жизни. Повышая его, человек ежедневно постигает новые знания, применяя их на практике, и тренирует память. В данном списке собраны способы и советы, которые помогут повысить уровень интеллекта:

  • Решайте логические загадки и головоломки.
  • Играйте в интеллектуальные и настольные игры, такие как нарды, шахматы, покер.
  • Ежедневно тренируйте память. Существует множество книг, которые могут вам помочь в данном вопросе.
  • Как можно чаще размышляйте над сложными задачами.
  • Полюбите цифры и математические задачи. Математика помогает тренировать мозг, формирует умение анализировать и обобщать, а также находить решения и выбирать оптимальные варианты действий.
  • Изучение иностранных языков, по мнению специалистов, способствует развитию и сохранению ясности ума даже в зрелом возрасте.
  • Занимайтесь физическими упражнениями. Учеными выявлено, что спорт благоприятно сказывается на интеллектуальных способностях.
  • И, наконец, высыпайтесь. Качество и количество сна напрямую влияет на способность к обучению.

Признаки высокого интеллекта

У каждого человека имеются разные способности. Ученые представили список особенностей, которые свойственны людям с высоким интеллектом:

  • Высокий уровень тревожности. Специалисты объясняют это тем, что люди с высоким IQ умеют анализировать ситуацию и предполагать ее исход. Высокоинтеллектуальные люди чаще всего страдают депрессиями и бессонницей, которые развиваются из-за способностей предвидеть неприятные ситуации и их обдумывать.
  • Смена режима дня. Большинство людей живет по такому распорядку: просыпаются рано утром и ложатся спать к вечеру, такой тип называют «жаворонками». Что касается противоположного типа, «совы», они чаще подвержены заболеваниям нервной и сердечно-сосудистой систем. Тем не менее такие люди показывают более высокие аналитические результаты, отличаются хорошей концентрацией внимания, а также меньше устают. Большая часть руководителей и людей, которые занимают другие ответственные должности, являются «совами».
  • Чувство юмора. Способность понимать юмор связана с богатым словарным запасом и вербальным развитием. Талантом подшутить на любую тему, в том числе и над собой, обладают высокоинтеллектуальные люди.
  • Неаккуратность. Специалисты считают, что высокий интеллект связан со склонностью к творческому беспорядку. По их мнению, неправильно организованное место оказывает дисциплинирующее воздействие и способствует активизации умственных процессов, а также усилению креативности.
  • Самокритичность. Люди с данным признаком имеют склонность сомневаться в качестве своих знаний. Чем больше человек осведомлен, тем больше перед ним раскрывается круг вопросов, на которые он пока не знает ответов. И, напротив, менее развитые люди всегда уверены в своих знаниях и стараются не мучить себя «лишними» сомнениями. Связь между самокритичностью и уровнем интеллекта является научно подтвержденным фактом, и имеет название «эффект Даннинга – Крюгера».
  • Лень — признак высокого интеллекта. Ученые пришли к выводу, что именно она является отличительной чертой умных и вдумчивых людей. Они уверены, что более поверхностные люди не умеют рационально использовать свое свободное время. Согласно исследованиям, высокоинтеллектуальные люди ведут себя менее активно, нежели те, кто не отличается высокими знаниями. Таким образом, специалисты пришли к такому выводу: чем выше интеллект, тем ниже активность.

Несомненно, к признакам высокого IQ можно отнести хорошую память, аналитический склад ума, способность к обучению. Но если природный дар ребенка начать развивать с маленького возраста, он раскроется во всей полноте. В тех семьях, где родители активно занимаются с малышами, из них вырастают любознательные, сообразительные и коммуникабельные дети.