Интеллигенция и элита (на примере фильма «тот самый мюнхгаузен»)

Интеллигенция и элита (на примере фильма «Тот самый

Карл Мюнхаузен (О. Янковский): разумный, образованный, сообразительный, воспитанный — классический интеллигент.

Интеллигенция и элита (на примере фильма «Тот самый…

Интеллигенция и элита (на примере фильма «Тот самый Мюнхгаузен»).

Материалы с синтоновского форума.

Карл Мюнхаузен (О. Янковский): разумный, образованный, сообразительный, воспитанный — классический интеллигент.

В восприятии телезрителя – креативен: подвесил жаренную утку в дымоход, использовал новости вечерней газеты для демонстрации собственной «миротворческой» деятельности во внешней политике.

С точки зрения здравомыслящих местных жителей города – сумасшедший (утверждает, что вырастил дерево на голове оленя, а Софокл ему, видите ли, на своей рукописи дарственную надпись сделал (помните реакцию приехавшего к нему в замок Пастера – «Господи, куда я попал?!»).

А теперь начинается самое сложное для меня – подведение Мюнхаузена под характеристику интеллигента, представленную Алексеем, т. е. с точки зрения собственной, сомнительной сверхценности для общества.

Воспринимал ли Мюнхаузен самого себя — сверхценным для обществаМое мнение — однозначно – да.

Во-первых – Мюнхаузен часто демонстрирует позицию интеллектуального превосходства, неуважения к общественному порядку (на вопрос Бургомистра в зале суда: «Почему так поздно?» — отвечает «Наоборот – рано. Не все глупости еще сказаны»).

На этой почве и не только – конфликт с «властями». Своим «ультиматумом» королю Англии и членам Британского Парламента спровоцировал беспорядки в городе – помните эпизод: стрельба, убегающий по улице люд и недоуменный возглас Герцога (Броневого): «Они что, газет не читают?! Война уже закончилась!».

Когда барону было предложено публично и письменно отказаться «от всего» (на луну — не летал, в уток через дымоход – не стрелял, дерево на голове оленя – не выращивал, 32 мая – не бывает, т. е. — все выдумал). Мюнхаузен «от всего» отказывается, — но как?! – «Я, барон Мюнхаузен — обыкновенный человек! – звучит, как начало романа…» Далее следует «самоубийство» — и во второй серии мы видим, что когда из барона «вынули» Мюнхаузена – он стал опустившимся, никчемным Мюллером, который к тому же, был вечно пьян, и от которого ко всем бедам сбежала жена (Марта).

Однако без Мюнхаузена город заскучал… И вторая серия начинается тирадой: «никто и никогда в этом мире не восполнит ту зияющую пропасть, которая возникла после ухода такого человека…». Его замок становится музеем, толпы экскурсантов знакомятся с «близкими друзьями» барона — Архимедом, Ньютоном, Шекспиром и другими гениями…

Вывод прост: мертвый (интеллигент) Мюнхаузен – это полезный обществу и властям (интеллигент) Мюнхаузен.

Теперь о сыне Мюнхаузена – Феофиле (Л. Ярмольник).

Он – типичный представитель «вшивой интеллигенции» по-Иеро, классический – по-Древнему, и вовсе «не интеллигент» — по-моему.

Если рассматривать Феофила по-Древнему – действительно видим: бесполезен для поддержания жизни общества; наделен моралью, подрывающую обороноспособность; наверняка потенциально брезглив, когда дело доходит до службы на благо общества; безответственен; поверхностно эрудирован (французским владеет, однако); готов (безответственно) критиковать в отношении результатов других (в частности, своего отца), наделен хорошими манерами (типа, воспитан), неспособен дать своим детям что-либо вообще (подразумевается).

Что мешает лично мне увидеть в Феофиле/Ярмольнике интеллигента– Его поведение не совместимо с лат. intelligens — понимающий, мыслящий, разумный: не додумался утку перед стельбой в дымоход подвесить, за Волосы пытался себя поднять, опять же…

Однако в фильме есть еще один персонаж — Рамкопф (А. Абдулов). Являясь врагом главного героя, Рамкопф, тем не менее полезен обществу и городу. В отличие от Феофила — наделен здравомыслием (от дуэли отвертелся), некоторой смелостью (влез в окно замка барона средь бела дня). Непрестанно трудится на благо города и общества: совместно с «вдовой» барона издает полное собрание сочинений Мюнхаузена, организует открытие памятника, что прославило город и привлекло туристов. Занимается научной деятельностью: преподает студентам систему Мюнхаузена «поднятие самого себя за Волосы вместе с конем». Короче, Рамкопф – типичный представитель «интеллигенции силы» по-Иеро.

А что касается элиты, то и Мюнхгаузен, и Рамкопф — элита этого города. А Феофил — нет, его элита своим не признает.

Метки: воля

Похожие материалы:

  • Структурное описание конфликта
  • Динамика эмоций
  • Преподавание психологии в средней школе в начале XX века