Психология личности (19 стр.)

Интернальность и экстернальность

«Локус» в переводе с латыни означает «место». Внешнее место контроля (но так не говорят, отдавая предпочтение понятиям «внешний локус» или «экстернальность») подразумевает, что человек ставит всё, что с ним случается, в зависимость от обстоятельств. Они предопределены заранее, и изменить их невозможно.

Внутренний локус или интернальность предполагает что, образно говоря, сам человек – кузнец своего счастья. Судьба – это не то, что обязательно случится, а результат осознанных действий, принятых решений и череды выборов. И правильные они или нет – воля не случая, а человека.

Разница между этими двумя отношениями отлично видна на практике. Например, люди с внешним локусом в своих бедах делают виноватыми кого угодно, только не себя. Маленькая зарплата, плохая работа – виновато правительство, страна, социальные условия. Интерналы же склонны винить себя: плохо живу потому, что выбрал не ту специальность, ума не хватает большего достичь и т.д. Этот пример, мы привели специально, чтобы показать проблему не в пространстве «хорошо-плохо», а такой, какой она действительно является. Внешний и внутренний локусы сами по себе не могут быть явлением полностью негативным или позитивным. В отличие от продиктованных ими привычек и отношения к окружающей действительности.

Так что не спешите осуждать или восхищаться. Роттер создал специальный опросник для определения локуса контроля и провёл ряд экспериментов. У подавляющего большинства людей этот показатель находится примерно посредине – внешний и внутренний локусы развиты в соотношении 50/50.

Отсутствие чёткой выраженности – характеристика человеческой природы. Наша способность мыслить рано или поздно взбунтуется, если постоянно плыть по течению. Но и быть полностью независимыми от обстоятельств и других людей мы, как бы этого не хотелось социопатам, не можем. Исходя из такого положения вещей, целью для любого человека, который стремится к полноценной жизни, становится сохранение пресловутого баланса.

Экстернальный и интернальный типы личностей:

Как правило, экстерналы – это люди, склонные к внешнему локусу контроля, они более агрессивны, тревожны, не уверены в своих силах и боятся брать на себя ответственность, стремясь отложить выполнение задач. Постоянным их спутником является мысль, что от них совершенно ничего не зависит и они покорно плывут по течению.

Интерналы – индивиды с внутренним локусом контроля характеризуются уравновешенностью, склонность к самоанализу, знанием своих положительных и отрицательных черт, настойчивым стремлением достичь поставленных целей. Они верят, что способны влиять на ситуацию и изменять ее в своих интересах.

Смоделируем ситуацию: Деловые переговоры прошли неудачно, сделка не была заключена.

Экстернальный тип личности не способен признать наличие своей вины и постарается объяснить неудачу влиянием внешних факторов: «Руководитель дал мало времени на подготовку, юридический отдел подготовил контракт с невыгодными для партнеров условиями».

Интернальный тип личности не станет искать оправдания и обратится к поиску внутренних причин: «Мне не хватило твердости характера, чтобы настоять на своем, я был недостаточно убедителен, я не смог должным образом подготовиться к встрече».

Интерналов или экстерналов в чистом виде практически не существует, в любом человеке сочетаются доля уверенности в себе и своих талантах, и доля психологической зависимости от внешних факторов, их соотношение примерно 50/50.

Зачем это знать?

Какой практический смысл можно извлечь из данного знания? Действительно, на первый взгляд может показаться, что теория познавательна и интересна, но не более того. На самом же деле, определение своего локуса контроля и пересмотр отношения к происходящему с вами – мощный инструмент для саморазвития.

Поверхностный анализ можно провести даже не обращаясь за помощью к упомянутым опросникам и сделанным на их основе тестам в Интернете. Просто постарайтесь взглянуть на себя со стороны и оценить ваше отношение к тому, что происходило в ближайшее время. Например, вы получили двойку по тесту или на вас накричал начальник за плохо сделанную работу. Какими были ваши последующие действия? Вы добросовестно выучили всё и исправили ошибки в работе, потому что в случившемся ваша вина? Или, проклиная учителя и босса за предвзятость и несправедливость, сделали то, что нужно, «из-под палки», лишь бы вас оставили в покое? Конечно, такие варианты не взаимоисключают друг друга, но в других случаях имеют не такое явное отношение к локусу контроля.

Таким образом, подобрав правильную череду вопросов и честно себе на них ответив, вы получите готовую карту, способную указать, в каком направлении вам дальше двигаться и какие навыки и качества своего характера развивать, а от каких избавиться. Выраженная экстернальность свидетельствует о том, что вам нужно научиться брать ответственность на себя, быть увереннее и проактивнее. Установите наблюдение за собой и во всём, что происходит, учитесь видеть и свой след, а не только стечение обстоятельств.

Подобные вопросы должны себе задать и интерналы. Их реакцией на смещение локуса должен стать отказ контролировать вещи, которые в контроле не нуждаются. Стоит признать, что абсолютно всё предвидеть, а, тем более, повлиять, невозможно. Поэтому корить себя каждый раз, когда что-то идёт не так – затея глупая и сулящая депрессию. Ищите гармонию!

ВЫВОДЫ

1. Экстернальная-интернальная ориентация субъекта, объективируясь в продукте его речевой деятельности — тексте, в основном проявляется на мотивационно-целевом и смысловом его уровнях, являющихся в силу этого релевантными локусу контроля личности.2. Наиболее диагностичные для локуса контроля субъекта отдельные текстовые параметры — оценочность, размерность, сослагательность, самоконтролируемость, обстоятельственность, качественность и некоторые другие.3. Каждая из ориентации локуса контроля субъекта характеризуется специфической выраженностью в тексте, причем разным градациям экстернальности и интернальности соответствуют только им присущие показатели и параметры текста.1. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения // Вопр. психол. 1981. № 4. С. 60-69.2. Галунов В.И. Речь, эмоции и личность:проблемы, перспективы // Речь, эмоция и личность: материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума. Л., 1978.3. Дашкова С.С. Устная речь как источник информации о человеке: Автореф. канд. дис. Л., 1982.4. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. 2-е изд. М., 1985.5. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М., 1989.6. Леонтьев А.А., Носенко Э.Л. Некоторые психолингвистические характеристики спонтанной речи в состоянии эмоциональной напряженности // Общая и прикладная лингвистика. М., 1973.7. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1984.8. Сергеев А.А. Определение ложности показаний в условиях допроса // Тезисы VI Всесоюзного съезда психологов. Ч. II. М., 1983.9. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.10. Хараева Л.А. Психологический анализ способа решения коммуникативных задач взрослыми в разных условиях педагогического общения: Автореф. канд. дис. Тбилиси, 1982.11. Шевеленкова Т.Д. Определение локуса контроля личности // Задания к лабораторным занятиям по психологии. Вып. 4. М., 1987.12. Bolinger D. Language — the loaded weapon. L., 1980.13. Gilman A., Brown R. Emerson and Thoreau: Personality style in concord // Simon M., Parsons. The legacy of trancendentalism. Ann Arbor: Univ. of Michigan, 1966. 14. Milroy G. Regional accents of English. Belfast, 1981.15. Northdurft W. Das Muster im Rorf? Zur Rolle von Wissen und Denken bei der Konstitution interaktiver Muster / Kommunikation typologie. Dusseldorf, 1986. 16. Phares E.Y. Locus of control in personality. Marrinston, 1976.17. Ramsay R. W. Speech patterns and personality // Language and Speech. 1968. N 11. P. 54—63.18. Rotter G.B. Generalized expectances for internal versus external control of reinforcement // Psychol. Monogr. 1966. V. 80. N 1.

  Следующая >