Психология от а до я: словарь-справочник — интроекция

Гештальт-практика. Интроекты.

Итроекция — это один из механизмов прерывания контакта с собой и окружающим миром. Букально итроекция означает — «вбирание во внутрь». А интроект — информация, которая была проглочена, не пройдя ассимиляцию (пережевывания и переваривания с усвоением). В гештальт-практике работа с интроектами и интроекцией сродни трансформации ограничивающих стереотипов и установок мешающих жить.

Понятие интроекции в гештальт-терапии используется для описания процесса, когда чьи-то мнения и оценки принимаются без разбора, подобно тому, как маленький ребенок впитывает знания от окружающих. Этому процессу неразборчивости, поглощения, принятия на веру часто подвержены сектанты тоталитарных сообществ и ярые участники политических движений, которые принимают слова своих лидеров буквально за истину в одной инстанции.

Подрастая, ребенок должен больше трудиться для получения еды, ему надо жевать и пережевывать ее до того, как проглотить. Это действие, называемое ассимиляцией (усвоением) отличается от интроекции тем, что включает разрушение и реорганизацию. Однако некоторые люди никогда полностью не научаются агрессивному поведению, которое необходимо для ассимиляции, и продолжают просто впитывать и поглощать мнения своих родителей, а позже общества и других людей так же, как сначала просто впитывали (поглощали) материнское молоко — пассивно и без сомнений.

Такие люди принимают идеи, мнения и аргументы других людей, не пользуясь при этом своими собственными аналитическими способностями. «Преимуществом» такого поведения является отсутствие необходимости брать на себя ответственность за то, во что верит человек: подобное поведение не требует усилий, посколько позволяет сослаться на других — «он сказал…», «мама всегда мне говорила…»

Упражнение. Интроект: «Я должен».

Внизу дано несколько утверждений, закончите их письменно. Конечно Вы можете добавить и свои. Начиная читать предложение, постарайтесь не думать — позвольте проявиться чему бы то ни было и затем закончите предложение. Немного задержитесь над каждым предложением, пока не всплывет нечто новое для Вас — постарайтесь захватить это появившееся чувство и ощущение, прежде чем перейти к следующему предложению.

Хороший муж (хорошая жена) должен (должна)…

Женщина (мужчина) моего положения должна (должен)…

Хороший отец (хорошая мать) должен (должна)…

Когда я злюсь, я должна (должен)…

Ощущая влечение, я должна (должен)…

Всякий раз когда я чего-нибудь хочу я должна (должен)…

Все люди должны…

Вам, возможно, удастся осознать процесс интроекции по тому, как Вы реагируете на явно высказанное «должен»; всякий раз, когда Вы переносите на себя подобное ожидание, Вы очевидно чувствуете боль в желудке, напряжение в нижней части живота или еще где-то в теле.

Выводы.

После того, как Вы осознаете, что имеете дело с интроекцией, Вам удастся наиболее простым способом принять приемлемое и отвергнуть неподходящее, взяв на себя ответственность за интроецируемую ценность путем замены слова «должен» выражением «я выбираю» или «я хочу».

Ценности и идеи , которые возможно Вы интроецировали:

  • Сыроедение или вегетарианство.
  • Сдерживание своих чувств.
  • Запрет на выражение своих желаний.
  • Приказы не обсуждаются.
  • Обедать нужно всегда в 12 дня.
  • Муж должен зарабатывать, а жена должна воспитывать детей.
  • Женщина не должна знаниматься бизнесом.
  • Мужчины не плачут.

Поделитесь упражнением с друзьями:

Что такое интроекция

Само понятие «интроекция» происходит от двух латинских корней – intro (внутрь) и jacio (кладу или бросаю). С научной точки зрения – это процесс бессознательного переноса индивидом во внутренний мир получаемой от внешних источников информации. Интроекция – это метод психологической защиты. В качестве информации в данном случае понимаются вербальные и невербальные объекты, воспринимаемые человек из окружающего мира и других людей. Сюда относят взгляды, слова, мотивы, установки, концепты, паттерны. Все они называются одним общим словом – интроекты.

Исследования в области бессознательного проводились Зигмундом Фрейдом, но он не разделял идентификация и интроекцию, акцентируя внимание на защитном механизме индивида, противопоставляемому внешним психологическим угрозам. Первое выделение интроекции в психологии принадлежит последователю и ученику Фрейда – психоаналитику Шандору Ференци

Он предположил, что это явление примитивного характера, архаичная модель идентификации или уподоблении человека иному индивиду, группе или даже вымышленному персонажу

Первое выделение интроекции в психологии принадлежит последователю и ученику Фрейда – психоаналитику Шандору Ференци. Он предположил, что это явление примитивного характера, архаичная модель идентификации или уподоблении человека иному индивиду, группе или даже вымышленному персонажу.

Параллельно Фрейд выдвинул теорию, в соответствии с которой интроекция – это основа Эдипова комплекса. Примером интроекции в психологии по мнению ученого может служить желание ребенка безраздельно владеть матерью, не конкурируя при этом с отцом, поэтому внутри, бессознательно он уподобляется ей, интроецирует женский образ в сознание. И в будущем это ведет к желанию выбирать в качестве партнера идеализированный образ матери. У женщин существует противоположное состояние, именуемое комплексом Электры.

Ты никому не нужна и тебе никто не нужен, кроме нас

Различные послания, подразумевающие, что только родители — это те люди, которые могут любить, быть преданными и бескорыстными. «Мы единственные, кто тебе нужен!». Люди за пределами семьи, не заслуживают доверия, безразличны к чувствам в долгосрочной перспективе, могут причинить боль, имеют личные мотивы или не являются теми, на кого стоит тратить свое время и ресурсы.

В этом случае любая «сепарация» от семьи будет восприниматься самим ребенком, как предательство (меня за это осуждают, мной недовольны, в меня вложили столько сил, а я тянусь в другое место).

Альтернативное родительское послание:

  • Мы тебя любим и волнуемся, когда ты отдаляешься. Но мы верим, что тебе еще многое предстоит в жизни, помимо нас.
  • Сохраняй с нами связь, но не беспокойся за нас, мы сможем о себе позаботиться.

На чём основана интроекция

Интроекция в психологии – это явление, которое впервые было широко исследовано в начале двадцатого века, а сам термин был предложен знаменитым психотерапевтом и психоаналитиком из Швейцарии Шандором Ференци.

Данный процесс можно объяснить активностью в подсознании человека различных центров, которые подробно описывали Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Одним из этих центров выступает «Сверх-Я» («Супер-Эго»), наряду с «Я» и «Оно». Супер-Эго отвечает за моральные, а также религиозные установки индивида, создаёт критерии, по которым можно отличить добро от зла, и формирует моральные запреты.

Интроекция — не болезнь и не диагноз, тем не менее у связанных с ней психологических проблем бывают самые настоящие симптомы, о которых речь пойдёт позже.

Сверх-Я закладывается в процессе воспитания и тесно связано с процессом интроекции. Без данного психологического процесса невозможен личностный рост, тем не менее он может достаточно сильно осложнить человеческую жизнь.

Интроекция помогает человеку не чувствовать себя беззащитным и ничтожным, каким он, в сущности, является перед лицом вечности.

Интроекты – чужие установки, принятые человеком на себя, можно сказать, впитанные с молоком матери, — проявляют себя в речи следующим образом:

  • «Настоящий мужчина должен…»
  • «Приличной девочке следует…»
  • «Говорить плохие слова нельзя, потому что нельзя…»

Этот список далеко не полон, и всегда можно назвать два-три других примера, подчас ещё более забавных. Впрочем, при ближайшем рассмотрении они сразу перестают казаться смешными, поскольку нередко приводят к трагическим для человека последствиям или просто к тотальному недовольству собой и отсутствию успеха в жизни.

Получается, что интроекты — это стереотипные суждения, которые индивид примеряет на себя в полной уверенности, что эти мысли и установки являются, несомненно, его собственными. Человек обычно не осознаёт, что находится в плену шаблонных, зачастую устаревших правил. Отсутствие критического мышления выступает важным признаком прогрессирующего психического недуга.

Как правило, интроекты неконтролируемы и в силу этого своего свойства могут значительно осложнять жизнь человека. Впрочем, порой они даже действительно оказываются достаточно полезными, защищая человека от потенциально опасных, неловких или социально неприемлемых ситуаций или поступков.

Рекомендуем: Что такое стереотип?

В таких случаях интроекцию можно сравнить с внутренним кодексом чести, с совестью или с обострённым чувством справедливости, которое кажется человеку врождённым, хотя таковым не является.

Зигмунд Фрейд не делал различия между интроекцией и идентификацией (сознательным уподоблением себя группе людей по какому-либо признаку). По мнению великого психиатра, интроекция является одной из главнейших первопричин «эдипова комплекса» (глубокой влюблённости маленького мальчика в собственную мать).

Если кратко, то суть этого комплекса заключается в том, что двух-трёхлетний ребёнок, фактически беззащитный перед волей сильного и страшного отца, начинает себя с ним отождествлять. Поэтому маленький мальчик и мечтает поскорее вырасти и «стать, как папа», а жениться, разумеется, на своей матери (на практике — на молодой женщине, максимально его мать напоминающей внешне и психологически).

Это интроекция в чистом виде — защитная психологическая реакция детской психики на нечто непонятное, даже, возможно, страшное, потенциально угрожающее комфортному существованию.

Именно Зигмунд Фрейд был первым, кто выделил интроекцию в отдельный психологический процесс. Психотерапевт назвал данный бессознательный механизм «идентификацией с агрессором».

Рекомендуем: Рефлексия — это

Часто у людей, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию, на интроекцию накладывается «стокгольмский синдром». Увы, этот синдром не помогает решить, а только ещё больше усугубляет ситуацию, приближая её к трагической развязке.

Тем не менее интроекция является неотъемлемым этапом взросления подрастающего человека.

Так что же такое интроекция?…

В переводе с латинского этот термин означает буквально -вбирание внутрь.

Примерно так про хороших детей-учеников их учительницы говорят: «Он прямо впитывает, впитывает»…

Такое безоговорочное, безфильтровое впитываниеинформации от родителей характерно для детей — до их отделения в Самостоятельную Личность, до стадии выхода в широкий социум, то есть, до пяти-шести лет…

До этого рубежного возраста — родители являются богами и авторитетами во всём — это нужно для выживания. Этот способ вбирания информации совпадает и со способом поглощения пищи в таком возрасте. Ребёнок ест жидкую перетёртую пищу (напоминающую материнское молоко) заглатывая её целиком, доверяя ей, не фильтруя.

Но с ходом развития, процесс Интроекции (вбирания внутрь) необходимо должен быть заменён более совершенным и сложным процессом — процессом Ассимиляции.

Ассимиляция (в отличие от интроекции) предполагает обязательное

  • а) разрушение и
  • б) реорганизацию.

Это совпадает с полным переходом ребёнка на взрослую, твёрдую пищу, которую ему нужно трудиться перемалывать зубами, отплёвывать её несъедобные части (чешую, кожуру, семечки, косточки, жилы и прожилки), ножичком отделять подгнившие части от здоровых, нюхать, пробовать на вкус и формировать личные вкусовые предпочтения. Неманипулятивно-истероидные: «Я вообще не буду есть всё то, чем вы меня кормите и заморю себя голодом!» а просто личные…

К сожалению, многие дети лишены этого прекрасного занятия. Пищу им готовят, вырезая, обрезая, перемалывая, взбивая и намазывая… Поэтому дети ею плюются. Так далеко, как могут.

Примерно так же Вы плюнули бы в меня, если бы на Вашу просьбу дать Вам почитать книжку «Унесённые ветром», я бы Вам книжку не дала, но начала бы пересказывать сюжет, стоя в дверях…

Да… И в сфере развития личности такие дети демонстрируют параллельное с развитием пищевых привычек — отставание… Застревают на ранней инфантильной фазе — фазе интроекции, так и не овладев прелестями ассимиляции.

Ребёнок необходимо должен понять рано или поздно, что его родители могут ошибаться. Что информацию, получаемую от них, нужно фильтровать и выплёвывать подгнившее. Но многие усваивают один вредный урок госпожи Лени: гораздо проще и без болезненней впитывать всё, что тебе говорят, как жидкую кашку из бутылочки — пассивно и без сомнений!

Самое смешное, что рано или поздно, родители действительно перестают быть авторитетом для всех — даже для интроектированных. Но тем хуже для интроектированных. Эту свою семейную модель они просто переносят на всё общество. И продолжают впитывать без критики и попытки осмысления то, что говорят им другие люди, замещающие им теперь Родителя.

Эти люди не пережёвывают идеи других, какими бы нелепыми эти идеи не были! Те, кто поумнее, даже понимают и выгоды такого поведения — можно всегда сослаться на авторитет — и тем заткнуть рот оппоненту!

Только примкните к сильной политической партии! Только примкните к авторитетной научной школе! К уважаемой всеми религии! И Вы — карлик, вставший на плечи этих гигантов, выиграете любую битву, закрыв рот спорящей стороне цитатой из своей мамочки, из Евангелия, из Маркса, из Зейгарник.

Легко достаются таким людям их победы… Но и расплачиваются они за них не менее тяжело.

Их подстерегает опасность никогда не узнать свои собственные подлинные потребности и желания.

Всю жизнь они будут стремиться вести себя так, как диктует им галлюцинация унаследованной интроекции, и при этом ощущать смутное неудовольствие от жизни.

Как же так, ведь я всё делаю «правильно»! Откуда же эта щемящая тоска? Чей голос говорит мне «Эх, Вася!»…

Люди, подчинившиеся интроекции, буквально насильно заставляют себя быть не теми, кем они являются на самом деле!

Разберитесь с родительскими ценностями (а точнее с их собственными внутренними не проработанными конфликтами). Какие из них мешают Вам жить? Попросите того, кто хорошо знает и Вас и Вашу семью, проделать это упражнение за Вас. Сравните результат.

И начинайте уже, наконец, быть собой!

Елена Назаренко

www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических
карт. Подробнее…

Плюсы и минусы интроекции

Как, в общем-то, и любое другое психологическое явление, интроекция сопряжена и с негативными, и с положительными последствиями и аспектами.

Среди положительных аспектов интроекции можно назвать, в конечном итоге, формирование собственного мнения человека, идентификацию личностью самой себя как члена общества. Благодаря интроекции в человеке закладываются такие важные личностные качества, как:

  • Совесть.
  • Честь.
  • Привязанности.

Именно интроекция в конечном итоге сделала из человека биосоциальное существо. Но! Проанализируйте внимательно свои убеждения. Какая часть из них — именно ваши убеждения, а какие появились под давлением или под влиянием общества?

Ответ приходит сам собой, и он неутешителен. Неужели не обидно состоять на 99,9 процента из мнения окружающих, из чужих идей и установок?

Поэтому следует понять, что однозначного ответа, хороша или плоха интроекция как психологическое явление, нет и быть не может.

Рекомендуем: Что значит: интроспекция?

Как уже было упомянуто, присутствуют у этого психологического явления и деструктивные (то есть негативные, разрушительные) черты. Интроекция разрушает целостное восприятие реальности человеком, из-за чего она является одной из косвенных причин психологического дискомфорта и даже таких психических недугов, как:

  • Шизофрения.
  • Раздвоение личности.
  • Эдипов комплекс и комплекс Электры.

Интроекции сопутствует также целый ряд других психологических проблем, вроде неуверенности в себе из-за невозможности следовать идеалу, неудовлетворённости в себе, неприятия своей гендерной роли, а также многих других.

Известно, что интроекция часто становится причиной суицида — у человека порой нет возможности осуществить то, что ему предписывают интроекты. Тогда он ощущает себя глубоко несчастным и может даже покончить с собой.

Интроекция также провоцирует механизмы горевания и рефлексии, а также состояние депрессии. Находясь во власти данных процессов, человек может строить подсознательные фантазии, разрушительно сказывающиеся на его личности.

Не единожды в человеческой истории идеалы, свои или заимствованные (что, в принципе, одно и то же, ибо человека формирует общество), становились причинами гибели людей. Но стоит ли в этом винить интроекцию?

Будет огромной ошибкой утверждать, что интроекция однозначно вредна и несёт лишь деструктивное начало. Напротив, мы являемся теми, кто мы есть, лишь благодаря вышеуказанному психологическому феномену. С другой стороны, не имей мы подобных чётких и строгих предписаний, негласно регламентирующих нашу жизнь, существовать в социуме было бы намного более комфортно.

Для удобного и спокойного существования человеку необходимо осознать свои поведенческие стереотипы, паттерны и интроекты. Это поможет сделать квалифицированный психолог.

Интроекция в психологии

Интроекция в психологии это понятие, связанное с взаимодействием бессознательного с внешними объектами.

Интроекция пример того, как бессознательное обходит контроль сознания и сознание постфактум пытается найти логику в условно-своем решении. Автор термина интроекция Ференци рассматривал ее как аутоэротический интерес распространяемый на внешний мир, путем помещения внешних объектов в Я. При этом данный процесс объектной любви он допускал равнозначно у невротика, и у здоровой личности, предполагая, что личность любит только себя, а для любви к другому она расширяет границы и помещает другого в Я, создавая интроект.

По мнению Ференци, интроекция это и механизм невротического конфликта, и адекватный психический процесс, являющийся частью невроза, имеющего место в бытовой жизни личности. Для невротика специфично некоторое бессознательное разбавление своего Я объектами окружающего мира. Процесс служит для снижения неудовлетворенности стремлений бессознательного. Невротик ищет внешний объект для помещения его внутрь и таким образом, расширив собственное Я, путем приравнивания себя к объекту. При этом Ференци эти же процессы предписывал и здоровому индивидууму, не наделяя их отличиями в данном аспекте.

З. Фрейд полагал, что интроекция деформирует восприятие действительности, принуждая личность переживать нечто из внешнего мира как субъетивное. В случае реальной или потенциальной возможности утраты из бессознательно привнесенного внешнего она может обернуться катализатором формирования травмы потери, что приводит к формированию патологичного депрессивного состояния.

Л.С. Выготский развивал идеи, параллельно используя понятие синонимичные интроекции – интериоризация – говоря о формировании внутренних субъективных формирований психики способом ассимиляции знаков и их комбинации внешней социальной деятельности, своеобразное перекодирование межличностных отношений во внутриличностные. Воздействие других на личность изначально, личность взаимно воздействует на окружающий социум, формируя социальную ситуацию развития.

Направление гештальт под интроекцией подразумевает процесс, когда результаты умозаключения и оценивания принимаются без цензуры. Продолжая аналогию с детьми, Ф. Перлз сформулировал три фазы интроекции – полная интроекция, частичная интроекция и ассимиляция соответствующие фазам «сосунка», «кусаки» и «жевуна» (предентальной, резцов и коренных зубов).

Полная интроекция – соответствует этапу сосущего ребенка, когда личность относится к предентальной группе.

У индивидуума интроецируемая информация воспринимается в первоначальном виде в форме чужеродного объекта в бессознательном. Ассимиляция не произошла.

Частичная интроекция аналогична ребенку, который кусает, резцовая группа личностей – личность частично обрабатывает и может осознавать внешнюю природу объекта, объект частично ассимилирован. Ассимиляция объекта – соответствует фазе ребенка способного жевать, молярная группа личностей.

С тобой что-то не так

Родительская тревога может побуждать матерей и отцов искать различия между своим ребенком и окружающими детьми или собой в прошлом. И, как правило, такие отличия легко находятся. Далее родитель может быть склонен интерпретировать эту непохожесть как нежелательную или опасную.

  • «Все дети (я был) …, а мой ребенок … .»
  • «Другие дети более … — как же он сможет устроиться в жизни?»

Темой родительской тревоги может стать все, что угодно — здоровье, ум, черты характера, навыки, привычки и интересы. При этом подразумевается, что есть какой-то гипотетический человек, которого нужно взять за образец.

Альтернативное родительское послание:

  • Нет ничего страшного в том, чтобы различаться. Если ты на кого-то не похож(а), в этом нет ничего плохого или опасного.
  • Наблюдая за своими особенностями, можно лучше понять себя, свои желания и возможное направление развития.
  • Главное найти подходящее место и людей, где твои качества, сильные стороны будут востребованы в полной мере.
  • Что бы ты ни почувствовал(а), и какими бы качествами ни обладал(а) — с тобой все в порядке.
  • Исследуй себя. Что тебе в себе нравится? К чему у тебя есть естественный интерес и способности?

Кто они – жертвы интроекции?

Интроекция может принести вред человеку. Он может стать жертвой интроекции. Ими могут оказаться:

  1. Люди, которые проецируют на окружающих то, что сами же от них берут.
  2. Люди, которые не способны адекватно оценивать окружающих людей и их убеждения.
  3. Люди, не способные отделять свои границы от чужих. Так происходит тогда, когда человек полностью готов перенимать внешнее, не имея своего внутреннего мнения.
  4. Люди образованные, которые настолько закостенели в своем восприятии вещей, что не способны смотреть шире и глубже.

С самого рождения на формирование человеческой психики влияет множество факторов: семья (родители, родственники), друзья, воспитатели, учителя, средства массовой информации и т. д. Все это в значительной мере определяет то, каким человек вырастет. А поскольку все люди растут в одном и том же обществе, то в большинстве своем люди вырастают одинаковыми: с одинаковым мышлением, мировоззрением, желаниями, стремлениями и т. д.

Попросту говоря, из любого человека делают запрограммированного робота, который будет удовлетворяться материальными потребностями, которые сначала необходимо заработать. Обществу и государству в целом не нужны личности, индивидуальности, уникальные люди. Это можно заметить даже тогда, когда родители отдают своих детей лишь туда, куда ходить престижно, в то время как сами малыши увлекаются чем-то другим. Каждому человеку и обществу в целом нужны вполне предсказуемые, послушные и легко управляемые люди. Вот почему очень часто можно заметить, что люди несчастны лишь потому, что они должны чем-то заниматься и что-то делать, а не выполнять то, что им действительно нравится.

Общество не изменишь, поскольку это придется менять всех людей. Гораздо легче изменить самого себя, а именно понять, что окружающие люди хотят сделать из вас запрограммированного робота, который будет им удобен, и принять для себя решение: хотите ли вы жить, как все, или будете жить в угоду своим желаниям?

Общество пусть делает то же, что и делало раньше. Но у вас есть выбор, подчиняться обществу или идти своим путем, который вы предпочтете сами. Если вы сделаете выбор в сторону индивидуального роста и развития, то вам не нужно тратить свои силы на то, чтобы изменить окружающий мир. Не пытайтесь бороться с тем влиянием, которое на вас привычно оказывает мир и другие люди. Лучше перенаправьте свои усилия на то, чтобы все-таки научиться достигать того и иметь то, что вы хотите.

Пока вы боретесь с окружающим миром, у вас не остается сил и времени на то, чтобы сделать свою жизнь комфортной для самого себя. Поэтому займитесь реализацией своих желаний, а окружающие люди пусть делают то, что они делают.

Сделайте свой выбор: жить, как все, или жить в угоду себе? И сделайте это смыслом своей жизни: либо вы достигаете тех же целей, что и другие люди, либо совершенствуетесь именно в том направлении, который угоден именно вам. Помните, что общество всегда будет делать так, чтобы все люди жили одинаково, наслаждались одними и теми же вещами, думали однообразно. Но лично каждый человек принимает для себя решение: жить, как все, или жить в угоду себе? Причем он несет ответственность за любое решение, которое он принял.

Ты ранимый, слабый здоровьем и легко можешь попасть в неприятную ситуацию.

— Твое здоровье более хрупкое, чем у большинства людей.

— Ты можешь легко пораниться, получить перелом (спины, например) — это повлияет на твою дальнейшую жизнь (обездвиженность, госпитализация).

— Тебе нужно быть осторожней.

— В необычных условиях с тобой может произойти что-то непредсказуемое.

Альтернативное родительское послание:

  • Будь внимателен в те моменты, когда можешь пораниться.
  • Тело обладает хорошей выживаемостью и способностью к восстановлению, но ты все равно береги его.
  • Чем больше практики, тем лучше твоя координация.
  • Движение, активность полезны для тела и ума.