Экстраверсия/интроверсия

Бессознательное

Фрейд называл бессознательное океаном, по поверхности которого плавает крошечный поплавок нашего сознания. Бессознательное — это все, что мы не осознаем, не хотим осознать или хотим, но не можем. Из бессознательного к нам приходят странные неожиданные желания и стремления, в бессознательное выдавливаются нежелательные эмоции, реакции и мании. И несмотря на то, что саму концепцию бессознательного разработал в общих чертах Фрейд, сам термин «бессознательное» придумал вовсе не он.

Фрейд полагал, что «бессознательное» лежит ниже уровня сознания и потому называл его «подсознанием» в своих основных работах до встречи с Юнгом. Однако, Карл Юнг заметил, что мы не можем однозначно сказать, что оно «под» нами. Зачастую оно оказывается «над» нами, когда из него людям приходят потрясающие откровения и прозрения, заставляющие создать шедевр, основать религию или, в печальных случаях, сойти с ума.

Иными словами, зачастую оно оказывалось не чем-то примитивным и отвратительным, а удивительно утонченным и завораживающим. Кроме того, оно настолько недоступно для познания, что единственное, о чем можно сказать с уверенностью — в нем нет человеческого сознания. Потому он начал называть его в своих работах не «подсознанием», а «бессознательным». Термин прижился и из научных кругов распространился даже в повседневности.

Три взгляда на интроверсию: по Г.Ю. Айзенку

Экстраверсия/интроверсия

Ганс Юрген Айзенк, немецко-британский психолог,переосмыслил юнгианскую интроверсию, теперь она имела следующий статус: «Интровертами не становятся, интровертами рождаются»

Интроверсия Айзенка обуславливалась генетически, а в практическом применении проявлялась в зависимости от приоритета личности: ориентироваться на социальные отношения или на внутренний мир, рефлексию, переживания.

Эти приоритеты возникали под действием таких физиологических процессов как торможение и возбуждение нервной системы.

Интроверты Айзенка ориентированы на внутренний мир, внутренние процессы-эмоции, ощущения, мышление, причём эта тенденция прослеживается во всех сферах деятельности.

Существует ли истинный интроверт по Айзенку

Ответ: Да, интроверты Айзенка ориентированы на внутренний мир, внутренние процессы-эмоции, ощущения, мышление, причём эта тенденция прослеживается во всех сферах деятельности.

Если юнгианские интроверты наделены экстраверсией, то интроверты Айзенка ей не обладают: интроверт не ищет стимула во внешнем мире, количество жизненной энергии в нём заложено изначально генами.

Если рассмотреть интроверсию Айзенка в рамках существующего на данный момент экстравертированного мира, его интроверты по факту становятся аутсайдерами.

  • Они медленно и дотошно ищут информацию, также долго её анализируют, долго воспринимают, если информации не хватает они начинают её комбинировать с той, которая у них уже имеется.
  • Так же Айзенк подарил своим интровертам весь букет неконструктивных для экстравертного мира характеристик: ведомость, угрюмость, пассивность, заторможенность, замкнутость, пессимистичность, мягкость и тд.

Комплекс

Слово «комплекс» (обычно во множественном числе) стало чрезвычайно популярным психологическим понятием. Обычно мы говорим о своих или чужих комплексах, имея в виду стеснение, нежелание или неспособность совершить какое-то действие. Например, мы говорим, что девушка «закомплексована» и не может построить нормальные отношения с парнями. Или мы можем «комплексовать» из-за своего внешнего вида. Очень часто мы отождествляем это понятие с комплексом неполноценности. Но какой смысл оно имело изначально?

В начале XX века Карл Юнг, работавший тогда психиатром в клинике Бургхольцли, разработал и провел ассоциативный словесный эксперимент. Суть его заключалась в следующем: участникам эксперимента зачитывали слова, а они должны были говорить первое пришедшее в этой связи на ум слово. При этом за участниками велось тщательное наблюдение: за мимикой, оговорками, позами, временем реакции и т.д.

В результате этих экспериментов Юнг обнаружил, что в человеческой психике существуют удивительные устойчивые области, связанные с неосознанными переживаниями. Причем они словно находились в слепом пятне человеческого внимания, совершенно недоступные для осознания самим человеком. У тяжелых больных эти области обособлялись настолько, что начинали напоминать некие сущности. Эти области, «узлы» бессознательного Юнг и назвал комплексами.

При этом, по его мнению, иметь комплексы — это совершенно нормально. Дело в том, что они бывают разными, некоторые из них положительные, некоторые — отрицательные, но все связаны с теми или иными эмоциональными переживаниями. А поскольку эмоциональные переживания совершенно естественны для всех, то и комплексы тоже, если, конечно, они не приносят человеку вреда или страданий.

Комплексы постоянно влияют на наше поведение, и обычно мы этого не замечаем. Многочисленные комплексы могут как вдохновлять нас на подвиг и творчество, так и мучать кошмарами и навязчивыми состояниями. Понятие комплекса Юнг толковал настолько широко, что ввел понятие эго-комплекса, с которым мы постоянно отождествляем себя.

Плюсы и минусы

Интроверсия, как и любое другое естественное психологическое состояние личности, имеет как положительные, так и отрицательные качества.

К сильным сторонам личности интровертов справедливо можно отнести:

  • Способность медленно, но верно уловить суть любого проблемного вопроса;
  • Возможность сосредоточится на решении главной задачи, абстрагировавшись от несущественной и не несущей смысловой нагрузки информации;
  • Интроверт может найти нестандартный подход к решению нетривиальной проблемы;
  • Такие люди очень крепко привязываются к своим близким.

Но эти же черты характера вызывают и множеством проблем:

  • Интроверсия является препятствием для выражения приходящих на ум человеку мыслей, чувств и идей;
  • Эти люди, даже испытывая сильную привязанность, не могут ее адекватно выразить, что часто приводит к непониманию их даже близкими родственниками;
  • Так как интроверты часто действуют руководствуясь своими внутренними убеждениями, мотивы их поступков часто непонятны окружающим. Их шкала ценностей отличается от той, которой измеряют свои поступки и мысли экстраверты.

Школа психологии Карла Юнга, введя рассматриваемую здесь классификацию на экстравертов и интравертов, во время дальнейших исследований пришла к пониманию недостаточности такой терминологии и ввела дополнительно понятие психических функций. В зависимости от их преобладания в поведении человека, последний отдает предпочтение тем или иным видам занятий.

Интроверты и экстраверты

Согласно широко распространенным представлениям, интроверты — это тихие, замкнутые люди, живущие в мире своих фантазий, а экстраверты — жизнерадостные, открытые весельчаки. Однако, в действительно это не совсем так, вернее, совсем не так.

Эти понятия Юнг ввел в 1921 г. в своей работе «Психологические типы». Он описал их как две фундаментальные установки сознания, связанные с восприятием себя и внешнего мира. Если коротко, суть заключается в том, что экстравертам свойственно воспринимать реальность через призму внешних вещей, а интровертам — через свою реакцию на них

Экстраверт видит себя через окружающий мир, потому для него важно иметь прочные и устойчивые отношения с ним. Для интроверта важнее всего внутренняя реакция на события и вещи

Конечно же, это не имеет никакого отношения к характеру. Экстравертом может быть сухой рациональный ученый, замкнувшийся в тишине своей лаборатории, для которого важнее всего — изучение внешнего мира и его законов. Интровертом может оказаться стэндап-комик, зарабатывающий на жизнь тем, что пропускает через себя все внешние впечатления, выдавая веселые и проницательные наблюдения.

Методика определения

Интроверсия, как и ее антагонизм, экстраверсия – понятия биполярные. Но это не значит, что «измерительная шкала» содержит только две крайние отметки. Каждый человек находится в некотором промежутке между этими полюсами,  склоняясь или к одному, или к другому.

Вопросом определения принадлежности личности к тому или иному типу психических процессов занялся британский психолог немецкого происхождения Ганс Юрген Айзенк. Его школа психологии – биологическая – разработала популярный тест,  с помощью которого можно определить не только интровертные и экстравертные наклонности  психики, но и понять, какой тип темперамента присущ тестируемому.

Особенностью опросника британского профессора является наличие сразу двух перечней вопросов: для определения экстра- и интроверсии. Их можно применять одновременно и раздельно (с некоторым промежутком времени). В последнем случае достоверность исследования повышается.

Помимо этого, ученым введены вопросы, позволяющие выявить ложь, то есть оценить искренность тестируемого и его желание казаться не таким, какой он есть на самом деле.

Определив результат по специальной таблице, его нужно занести в так называемый Круг Айзенка. Эта шкала позволяет определить не только тяготение человека к тому или иному полюсу, но и выяснить его принадлежность к сангвиникам, флегматикам, меланхоликам и холерикам.

Опытные психологи на основе результатов тестирования пишут собственные заключения. В них могут быть указаны индивидуальные особенности человека, прошедшего тест, тип его темперамента и другие параметры. Также даются рекомендации по самостоятельной психокоррекции.

Интроверсия – это особенность психологического состояния личности, своя шкала оценки внешних и внутренних ощущений. Такое состояние присуще около трети всех людей. Понимание внутренних процессов, происходящих в мозгу интровертов, позволит им не замыкаться полностью на своем внутреннем мире и более органично вписаться в социальные отношения.