Предложения со словом «исключительность»

Расстройство личности и «нормальный» нарциссизм

Расстройство личности — это устойчивая характеристика поведения человека, особенность самосознания и межличностных отношений, которая возникает в юношеском возрасте и остается стабильной на протяжении всей жизни. Устойчивый паттерн определяет дезадаптацию: человек уже не может приспособиться к гибким, постоянно меняющимся условиям социума. В связи с этим он может попасть в поле зрения специалистов в области психического здоровья: психологам, клиническим психологам, психотерапевтам, психиатрам.

Дезадаптированному человеку может быть выставлен диагноз «расстройство личности»: параноидное, истерическое, антисоциальное, обсессивно-компульсивное и так далее. Нарциссическое расстройство личности может быть диагностировано на основании следующих критериев.

Как стать менее уверенным в себе

Научиться задавать себе критические вопросы, сомневаться в своих мыслях и убеждениях чрезвычайно сложно. Однако это реально. Вот вопросы, которые помогут вам культивировать в себе неуверенность.

Вопрос No 1: «Что, если я ошибаюсь?»

Одна моя знакомая собралась замуж. Ей сделал предложение серьезный человек. Он не пьет. Не бьет и не обижает ее. Он дружелюбный, и у него хорошая работа.

Однако после помолвки ее брат прожужжал ей все уши про незрелый жизненный выбор: мол, наплачется она с этим человеком, и делает большую ошибку, и вообще ведет себя безответственно. Она спрашивала брата: «А тебе-то что? Почему это так тебя волнует?» Он неизменно отвечает: «Да ничего, и уж точно ничего личного. Просто пытаюсь быть полезным, забочусь о младшей сестре».

А ведь что-то его беспокоит. Может, вылезли комплексы насчет брака. Может, ощущает в ее женихе соперника. Может, ревнует. А может, настолько привык считать себя жертвой, что неспособен заботиться о счастье ближнего, не пытаясь сделать его несчастливым.

Как правило, мы не видим себя со стороны. Зачастую мы последними замечаем, что мы гневаемся, ревнуем или расстраиваемся. И есть только один способ снять шоры с глаз: избавиться от железных доспехов уверенности, постоянно сомневаться в собственных мотивах.

«А не ревную ли я? И если да, то почему?»

«А не разозлился ли я?»

«А что, если она права, а я лишь защищаю свое самолюбие?»

Подобные вопросы должны войти в умственную привычку. Во многих случаях само их возникновение делает нас более смиренными и сострадательными, что необходимо для решения множества проблем.

Сделаем оговорку: сам факт, что вы сомневаетесь в своей правоте, не обязательно означает вашу неправоту. Если вас поколотил муж за то, что на плите жаркое подгорело, а вы спрашиваете себя, не зря ли вы обижаетесь на него, — весьма возможно, что он и впрямь дурно обошелся с вами. Ведь смысл состоит не в том, чтобы возненавидеть себя, а в том, чтобы задать вопрос и взглянуть на ситуацию критически.

Следует помнить: чтобы в вашей жизни произошли перемены, вы должны найти у себя ошибки. Если вы целыми днями чувствуете себя несчастным, это означает, что вы уже в чем-то серьезно напутали. И доколе вы не разберетесь, где вышла ошибка, ничего не изменится.

Вопрос No 2: «Что означала бы моя неправота?»

Многие способны спросить себя, не ошибаются ли они. Значительно меньшее число людей способны сделать следующий шаг и осмыслить, что означает их неправота. Ведь потенциальный смысл может оказаться весьма болезненным. Не только наши ценности оказываются под угрозой: еще и надо думать, как выглядит и ощущается кардинально иная ценность.

Аристотель писал: «Образованный ум умеет рассматривать мысль, не соглашаясь с ней». Изучать и оценивать ценности, необязательно принимая их, — вот, пожалуй, главное умение, которое необходимо для позитивного изменения собственной жизни.

Вспомним случай с братом моей знакомой. Ему бы следовало спросить себя: «Допустим, я не прав насчет замужества сестры. Что это означает?» Часто ответ на подобные вопросы очевиден: «Я эгоистичная/закомплексованная/нарциссическая задница». Если он ошибается и его сестре повезет — и у нее будет здоровый и счастливый брак, то объяснить его поведение остается лишь через комплексы и кретинские ценности. Он полагает, что лучше сестры знает, как ей жить, а она не способна принимать важные жизненные решения. Он полагает, что у него есть право и ответственность решать за нее. Он уверен, что прав, а остальные ошибаются.

Но даже разоблачив такое поведение — в брате моей подруги или в себе — его трудно признать. Это болезненно. А кому же хочется задавать себе сложные вопросы. Однако без подобных «зондирующих» вопросов не добраться до проблем, которыми мотивируются его/наши безумные поступки.

Формы нарциссизма

Нарциссизм в форме, описанной в классификациях, встречается достаточно редко. В частной практике, психиатрическом стационаре и кризисных отделениях специалисты сталкиваются со смешанными формами нарциссизма.

Есть несколько описаний различных сочетаний сдвига в самосознании и межличностной сфере. Все формы нарциссизма охватывают не все сферы жизни, а зафиксированы на какой-то конкретной области, как утверждает крупный французский психоаналитик Андре Грин в работе «Нарциссизм жизни, нарциссизм смерти». Он выделяет соматических нарциссов и церебральных нарциссов. Соматические нарциссы, по Грину, — это люди, которые фиксированы на своем теле, культивируют его, ухаживают за ним, ходят в фитнес-центр, соблюдают диеты, делают омолаживающие процедуры, хорошо одеваются, то есть полностью сосредоточены на внешнем облике. Им необходимы идеальные тело, внешность, волосы. Церебральный тип (лат. cerebrum — «мозг») — люди, которые фиксированы на интеллектуальных характеристиках, успехах в сфере науки, культуры, искусства, нематериальных достижениях.

Кроме того, нарциссизм нередко сочетается с другими расстройствами личности. Худший вариант — то, что Отто Кернберг, специалист в области патологического нарциссизма, называет злокачественным нарциссизмом, а психолог Теодор Миллон — беспринципным нарциссизмом — форма, при которой нарциссизм спаян с антисоциальным расстройством личности. Это люди с дефицитом совести, аморальные, доминантные, склонные к обману, высокомерные и не просто манипулирующие другими людьми, а эксплуатирующие их. Если что-то идет не так, они могут мстить. Бесчувственные, жестокие, агрессивные, беспощадные, склонные к ненависти и ревности — они могут быть опасны, совершать убийства.

Миллон выделяет «амурных нарциссов», имеющих истерические черты. Для таких людей важны внешние атрибуты соблазнения, заигрывания, флирта, блеска. Они потакают своим телесным желаниям, завораживают, а также склонны к мошенничеству — эдакие брачные аферисты.

Элитарные нарциссы по Миллону — это церебральные по Андре Грину, то есть люди, которые постоянно жаждут чувствовать себя привилегированными и свой статус поддерживают ложными достижениями. У них фальшивый фасад, на который наклеены ярлыки. Они могут получать воинские звания, научные степени, быть академиками трех академий, на самом деле ничего не представляя собой.

Есть компенсаторные нарциссы, которые чувствуют свою неполноценность. У них низкая самооценка, и, стремясь ее повысить, они выстраивают свое поведение так, чтобы оказываться в центре внимания и быть предметом восхищения.

история

Исследование взаимной исключительности в качестве лексического ограничения первым начал в 1980 году. Markman и Уочтел (1988), сконструированный, что некоторые считают семенным изучение взаимной исключительности. В нем принял участие шесть исследований, проанализированных готовность детей к назначить незнакомый ярлык для знакомых или незнакомых предметов. В своем первом исследовании, они помещены два объекта перед 3- до 4-летних детей, тот, который имел ярлык, известный детям (знакомый объект), и один, что не имеет известную метку (роман объект). После того, как показали оба объекта, дети тогда сказали «показать мне », чтобы увидеть, какой объект дети будут назначать эту новую метку. Дети имели значительную тенденцию к «отклонить вторую метку объект, рассматривая его, вместо этого, в качестве метки для нового объекта.» Это часто упоминается как простая задача устранения неоднозначности. В оставшихся пяти исследованиях, они исследовались, будет ли знакомство с объектом , Будут ли дети назначить новую метку объекта в качестве названия для самого объекта или этикетки части. Например, исследование 2 участвует знакомое состояние и незнакомое состояние. В привычном состоянии, дети были представлены со знакомым объектом (в данном случае «рыбы») и спрашивает, может ли ( «спинной плавник») применяется ко всему объекту или «только этой части» (указывая на ребро) новый ярлык. В незнакомом состоянии, дети были представлены с незнакомым объектом ( «легкого») и спрашивает, может ли применяться ко всему объекту или его части романа этикетки ( «трахея»). Методы исследований 3-6 были общие вариации этой конструкции и в конечном счете были получены аналогичные результаты. Когда объект был знаком с детьми, они в подавляющем большинстве случаев присваиваются новый ярлык части к части объекта, а не сам всему объекту. Когда объект не был знаком с детьми, они в подавляющем большинстве случаев присваиваются новый ярлык части самого всего объекта, а не один из его частей. Эти исследования создали прецедент для того, как многие исследователи изучили взаимную исключительность на сегодняшний день.

Ассоциации с обучением лексики

Некоторые исследования показали положительные корреляции между детской использованием взаимной исключительности и их узнали лексики, в то время как другие нашли обратные. В Кэлланан-х и Саббах (2004) исследования по облегчению родителей взаимной исключительности с их 12- до 24-месячного возраста, они обнаружили, что, родители, которые дали две метки для объекта их ребенка положительно коррелирует с наличием продуктивной лексики. Markman, Вазов, и Хансен (2003) обнаружили, что «лексические ограничения позволяют младенцы выучить слова, даже в неоптимальных условиях.»

Одно исследование (Stevens & Karmiloff-Smith, 1997) исследовал использование лексических ограничений в обучении слова у детей с синдромом Вильямса, редким расстройством развития нервной системы . Несмотря на то, что они не соблюдают другие ограничения , такие как весь объект или таксономических ограничений, они демонстрируют быстрое отображение и взаимной исключительности.

Взаимная исключительность и животные

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что взаимная эксклюзивность не является исключительно человеческим уклоном. Каминский, Call и Fischer (2004) проверил способность собаки поститься картой новых имен для новых объектов. Рико, граница колли, достоверно знал, что более 200 имен для более чем 200 игрушек. Исследователи помещали 7 знакомые игрушки и 1 новую игрушку в комнате, и Рико попросили комнату и получить некоторые из них. Когда ему сказали, чтобы получить новую игрушку, которая была передана с незнакомой лейблом, Рико принес новую игрушку для исследователя 7 из 10 сеансов. Четыре недели спустя, они проверили его сохранение соотношения между игрушкой и новым именем. Они поместили один из незнакомых игрушек, Rico успешно преобразованных в оригинальных сессий в комнате с четырьмя знакомыми игрушками и четыре новых игрушек. Когда его спросили, чтобы получить эти целевые игрушки, основанные на оригинальной новой этикетке, Rico успешно извлекаться их в 3 из 6 сеансов. Исследователи этого исследования отметили, что эта задержка сравнима с производительностью от 3-летних детей.

Как заставить себя жить. КТО Я?

Остальные – люди, как люди, — живут материальными заботами, переживают о куске хлеба и не задаются «глупыми вопросами» о смысле жизни. Коль припрет, идут в церковь за поддержкой. А если под впечатлением от проповеди очередного индийского гуру некоторых восторженных юношей и девушек начинает волновать смысл жизни, тут же находится и ответ – в любви.Разве тебя устроит этот ответ? Сомнительно. Ты иной. Или иная.Таких как ты всего лишь 5% на планете. Только твое абстрактное мышление способно, ни больше, ни меньше, постичь смысл творения. Ты — потенциальный гений, не осознающий себя. Ты — единственный, для кого необходимость существования в физическом теле может вызывать дискомфорт. Ты – обладатель звукового вектора, ночной охранник стаи.Другие ощущают свое Я внутри и внешний мир снаружи. Для тебя – весь мир внутри. Включая отражение того, что ты называешь внешним миром. И ты существуешь один на один с собой, ведя нескончаемый внутренний диалог.Поэтому не всегда понимают тебя окружающие. Поэтому, ты иногда воспринимаешь все происходящее, как кино.

Ну, и как заставить себя жить в реальном мире, если сама жизнь не особо волнует? Только осознать себя, свою не столько исключительность, сколько огромную ответственность перед миром за его существование.Трудная задача. Но даже незначительное выполнение этой задачи несет в себе ощущение восторга, несравнимое ни с одной другой эмоцией.

Что такое «Комплекс превосходства»?

«Вы все дураки и не лечитесь! Одна я в белом пальто стою красивая!»

Это выражение принадлежит общественному деятелю В. И. Новодворской. Не будем углубляться в политические дебри и выяснять, какие цели она преследовала, повесив такую табличку себе на шею на митинге, скажем только, что эта фраза очень точно передает мировоззрение человека с комплексом превосходства.

К истокам проблемы

В 99, 9% случаев за это можно «поблагодарить» родителей. Именно они своим воспитанием закладывают зачатки чувства превосходства у ребенка, которые впоследствии вырастают в один большой комплекс. Собственно, существует две модели воспитания родителями, формирующие комплекс превосходства у ребенка:

чрезмерное захваливание и потакание всем капризам ребенка;
наоборот, недостаточное внимание к достижениям и успехам ребенка.

В первом случае родители внушают ребенку, что он «самый-самый», в результате чего вырастает человек, полностью уверенный в собственной неотразимости. Жизнь, как правило, это убеждение «мне вокруг все должны» быстро корректирует, принося сплошные проблемы самого разного толка: от личностных до социальных. Далеко не всем нравится властный тон и категоричность суждений – человека быстро «приземляют», не всегда деликатно давая понять, что Солнце вовсе не спешит вращаться вокруг его августейшей особы. Отсюда разочарования и конфликты, которых можно было бы избежать, не прививай ему в детстве родители понятие о собственной исключительности и вседозволенности.

Во втором случае «недолюбленность» и невнимание со стороны родителей приводят к комплексу неполноценности, который, как известно, тесно связан с комплексом превосходства. Человек, взрослея, пытается «отыграться» за свое ущербное детство на других, превознося свои достоинства и высмеивая недостатки других

Его стремление доминировать, унижать и подчинять – это результат внутреннего страха «обнажить» свои слабости. А присущие ему снисходительная улыбка или властное выражение лица – не больше чем маска, за которой прячется глубоко несчастный, терзаемый своими внутренними страхами, человек.

Симптоматика комплекса превосходства

Проявления комплекса у каждого индивидуальны, но можно выделить основные:

  • «отеческая» снисходительность в голосе, высокомерие, усмешка или презрение;
  • в большинстве случаев безосновательная уверенность в собственной привлекательности, успешности, силе или умственном превосходстве;
  • стремление решать свои проблемы за счет других;
  • использование своего положения в собственных целях;
  • враждебный настрой по отношению к другим;
  • нетерпимость к чужим слабостям и недостаткам;
  • зависть к чужим достоинствам и желание их обесценить;
  • злорадство, спесь, жадность, цинизм;
  • недостаток целеустремленности.
  • мстительность, агрессия, нежелание считаться с чужим мнением.

Как избавиться от комплекса?

В силу того, что задатки комплекса заложены еще в глубоком детстве, избавиться от него будет непросто – потребуется долгая работа над собой. Сначала нужно признать, что комплекс превосходства у вас действительно существует. Признавая его, вы становитесь лицом к своей проблеме и сможете уже осознанно следовать следующим советам:

  1. Не настраивайте окружающих против себя! Ваш командный тон и «царственный» блеск в глазах в лучшем случае будет выглядеть смешно, в худшем – станет причиной враждебного отношения к себе. Желание показать свое превосходство всегда будет восприниматься в штыки – друзей это вам не прибавит, а вот врагов можно заиметь предостаточно.
  2. Расслабьтесь! Постоянное доказывание своего превосходства – это бесполезная трата сил. Понятие превосходства сугубо индивидуальное – всегда найдется тот, у кого другое мнение на сей счет. А потому не стоит и напрягаться в бессмысленных потугах доказывать свою исключительность.
  3. Будьте проще! Если даже вы в чем-то действительно преуспели, то это не значит, что у вас есть право относиться к другим людям как к «мусору». Вы не лучше и не хуже других. Умнее? Возможно! Удачливее? Вполне вероятно! Но никак не лучше! Чувствуете разницу?
  4. Работайте над самооценкой! Так как комплекс превосходства тесно связан с чувством неполноценности, то следует поработать в этом направлении. Проанализируйте свое поведение, найдите истоки проблемы. Ничего не происходит просто так – ваше стремление «смотреть на всех свысока» – это на 100% следствие личностных проблем, как бы вам там не казалось!

функция

Мерриман и Bowman (1989) предложили список способов, в которых взаимная исключительность может влиять на обучение слова младенцев. Во-первых, взаимная исключительность может повлиять на решение младенца по поводу упоминания нового слова. Например, если ребенок сталкивается со знакомым объектом, для которого они уже имеют метку, и незнакомый предмет, который они еще не помечены, они, вероятно, сопоставить новое слово на незнакомом объекте. Это называется эффектом устранения неоднозначности. Далее, смещение может привести младенец изменить расширение знакомого слова. В этом случае ребенок может удалить «волк» от их расширения «собаки», услышав животное маркирован «волк». Это можно назвать эффектом коррекции. Кроме того, смещение может заставить младенец отвергнуть новое слово, например, отвергая «волк» в пользу «собак». Это отвержение эффект. И, наконец, взаимная исключительность может повлиять на слово обобщение. В этом случае, если ребенок знает, объект, чтобы иметь определенное имя, ребенок не должен обобщать другие имена к нему. Это известно как эффект ограничения.

Терапия нарциссического расстройства

Современная психотерапия как наука очень много сделала для разработки терапевтических стратегий и тактик для лечения нарциссизма. Конечно, таблеток от нарциссизма не существует. Антидепрессанты, нейролептики, стабилизаторы настроения — основные группы препаратов, которые сейчас используются при лечении психических расстройств, — применяются только для снятия симптомов в ситуации дезадаптации. Люди с нарциссическим расстройством поступают в психиатрическую службу с депрессиями, тревожно-фобическими расстройствами, зависимостями от психоактивных веществ, и психиатры должны разбираться именно с психопатологическими проявлениями, которые видны невооруженным глазом.

Рекомендации

  1. Кларк, Е. В. (2009). Лексическое значение. В EL Бавин (Ed.), Кембридж Справочник детского языка (стр. 283-300). НьюЙорк: Cambridge University Press.
  2. Хирш-Pasek, К., Golinkoff, RM & Hollich, Г. (2000). Коалиция модель эмерджентизма для слова обучения: Mapping слов к объектам является продуктом взаимодействия нескольких сигналов. В РМ Golinkoff, К. Хирш-Пасек, Л. Блум, Л. Б. Смита, А. Л. Woordward, Н. Ахтар, … G. Hollich (Eds), Став одним словом обучающегося: дебаты по лексической приобретения (стр 136-164.). НьюЙорк: Oxford University Press.
  3. ^ Golinkoff, Р. М., Хирш-Pasek, К., Бейли, Л. М., и Венгер, Н. Р. (1992). Маленькие дети и взрослые используют лексические принципы , чтобы узнать новые существительные. Психология развития, 28, 99-108.
  4. Маркмэн, Е. М., & Уочтел,Ф. (1988). Детское использование взаимной исключительностичтобы ограничить значение слов. Когнитивная психология, 20, 121-157.
  5. ^ Мерримен, мы, Bowman, LL, & MacWhinney, В. (1989). Уклон взаимной исключительности в обучении детей слова. Монографии общества по исследованиям в области развития ребенка, 54 (3-4, серийный N 220).
  6. ^ Кэлланан, MA, и Саббах, MA (2004). Несколько меток для объектов в разговорах с маленькими детьми: язык родителей и детское развивающее ожидание по поводу значения слов. Психология, 40, 746-763.
  7. ^ Markman Е.М., Вазов, JL, и Хансен, MB (2003). Использование взаимной исключительности предположения молодых ученики слова. Когнитивная психология, 47, 241-275.
  8. Стивенс, Т., & Karmiloff-Смит, А. (1997). Слово обучения в специальном населения: у людей с синдромом Вильямса подчиняться лексических ограничений? Журнал детского языка, 24, 737-765.
  9. Halberda, J. (2003). Разработка стратегии слова обучения. Познание, 87, B23-B34.
  10. ^ Бион, RH, Боровского, A., & Fernald, А. (2013). Быстрое отображение, медленное обучение: Disambiguation из новых отображений слов объекта по отношению к Vocabulary обучения на 18, 24 и 30 месяцев. Познание, 126, 39-53.
  11. ^ Лииттшвагер, JC, & Маркмана, EM (1994). 16-месячным и 24-месячным — Использование взаимной исключительности в качестве предположения по умолчанию в процессе обучения второй метки. Психология, 30, 955-968.
  12. Halberda, J. (2006). Являетсяэто DAXкоторый я вижу перед собой? Использование логического аргумента разделительного силлогизма поддерживает словесное обучение детей и взрослых. Когнитивная психология, 53, 310-344.
  13. ^ Белостоке, E., Barac, R., Blaye, A., & Пулен-Дюбуа, D. (2010). Отображение слов и исполнительный функционирующий в молодых толковых и двуязычных детей. Журнал познания и развития, 11, 485-508.
  14. Хорст, Дж, & Самуэльсон, Л. (2008). Быстрое отображениено плохое удержание в 24-месячных младенцев. Младенчество, 13, 128-157.
  15. ^ Марксон, Л., и Блум, Р. (1997). Доказательства против специальной системы для слова обучения детей. Природа, 385, 813-815.
  16. ^ Байерс-Хайнлайн, К., & Werker, JF (2009). Одноязычный, двуязычные, ТРЁХЪЯЗЫЧНЫЕ: опыт языка младенцев влияет на развитии словесно-обучении эвристики. Развивающее Science, 12, 815-823.
  17. Verhagen J., Грассман, С., & Kuntay, А. (2017). Одноязычных и двуязычных детских разрешение ссылочной конфликтов: Влияние двуязычия и относительного знания языка. Когнитивное развитие, 41, 10-18.
  18. Дэвидсон Д., Jergovic Д., Имами, З., и Theodos, В. (1997). Толковых и двуязычных использование детьми взаимной исключительности ограничений. Журнал детского языка, 24, 3-24.
  19. Аи, TF, & Glusman, М. (1990). Принцип взаимной исключительности в обучении слова — В честь или не честь. Развитие ребенка, 61, 1474-1490.
  20. Yow, У., Ли, Х., Lam, С., Gliga, Т., Чонг Ю., Квек, К., & Broekman, В. (2017). Двуязычное преимущество в использовании 54-месячного возрастом из ссылочных реплик в быстром отображении. Развивающее Science, 20.
  21. Камински, J., Call, J., & Fischer, J. (2004). Обучение Слова в домашней собаке: доказательства «быстрого отображение». Наука, 304, 1682-1683.
  22. Diesendruck, Г., & Марксон, Л. (2001). Детское избегание лексического перекрытия: прагматический счет. Психология, 37, 630-641.
  23. МакМаррей, Б. Хорст, JS, и Самуэльсон, LK (2012). Обучение Слова возникает из взаимодействия онлайн выбора референтных и медленного ассоциативного обучения. Психологическое обозрение, 119, 831-877.

Злоключения Панды Разочарования

Если бы я мог выдумать супергероя, я бы выдумал Панду Разочарования. Он бы носил смешную маску вокруг глаз и майку (с большой буквой Т), слишком маленькую для его большого брюшка. А его суперсила состояла бы в том, что он рассказывал бы людям суровую правду о них — нужную, но нежеланную.

Он ходил бы от двери к двери, как распространитель Библии, звонил жильцам и говорил неприятные вещи, например: «Большая прибыль поможет вам чувствовать себя лучше, но дети вас за это не полюбят». Или: «Если вы спрашиваете себя, доверяете ли своей жене, то, наверное, не доверяете». Или: «То, что вы называете дружбой, есть лишь постоянные попытки впечатлить окружающих». Затем он желал бы жильцу доброго дня и не спеша отправлялся бы к следующему дому.

Это было бы потрясающе. И тяжело. И грустно. И жизнеутверждающе. И необходимо. В конце концов выслушивать величайшие истины неприятнее всего.

Никто не хочет встретить такого Панду. Но он необходим большинству из нас. Его слова были бы словно свежие овощи на фоне тех ментальных консервов, что мы употребляем. Он портил бы нам настроение, но делал жизнь лучше. Он делал бы нас сильнее, поражая в самое сердце, и освещал бы светом будущее, показывая тьму. Слушать его — как смотреть фильм, в котором герой умирает в конце: вам тяжело, но вы понимаете, насколько все реалистично, и не можете оторваться.

А раз так, позвольте мне надеть маску Панды Разочарования и сообщить вам неприятное известие.

Вы не уникальны

Чем глубже боль, тем беззащитнее мы ощущаем себя в наших проблемах и тем больше развязываем себе руки в попытке компенсировать проблемы. Эта установка работает одним из двух способов:

  1. Я замечательный, а остальные — уроды, поэтому я заслуживаю особого обращения.

  2. Я урод, а остальные—замечательные, поэтому я заслуживаю особого обращения.

С виду противоположные вещи, но эгоистическая начинка одинаковая. Люди, которые считают себя особенными, часто колеблются между обеими крайностями. То они на вершине мира, то у его дна: в зависимости от дня недели и эффективности самообмана.

Однако уникальных проблем вообще не бывает! С такими проблемами, как у вас, миллионы людей жили в прошлом, живут сейчас и будут жить в будущем. Очень возможно, что такие люди есть и среди ваших знакомых. Это не умаляет проблем и не означает, что вам не должно быть больно. Это не означает, что в каких-то обстоятельствах вы напрасно считаете себя жертвой.

Зачастую осознание лишь этого факта — что в серьезности и болезненности ваших проблем нет ничего особенного — становится первым и важнейшим шагом к их решению.

Почему-то все больше и больше людей, особенно молодых, забывают об этом. Многие профессора и педагоги отмечают отсутствие эмоциональной устойчивости и избыток эгоистических требований у нынешней молодежи. Нередко книги убирают из школьной программы лишь потому, что они кого-то раздражают. Психологи констатируют: как никогда много учеников переживают крайний эмоциональный стресс из-за самых обычных школьных проблем — ссоры с одноклассником, плохой отметки на уроке.

Странно, что в эпоху всеобщей коммуникации ощущение своей неповторимости достигло максимума. Нечто в современной технологии позволяет разгуляться нашим комплексам как никогда раньше. Чем больше свободы выражения нам дают, тем больше мы хотим освободиться от нужды иметь дело с людьми, которые не согласны с нами или расстраивают нас. Чем чаще мы сталкиваемся с противоположными точками зрения, тем больше недовольны, что эти точки зрения существуют. Чем легче и свободнее от проблем становится наша жизнь, тем более уникальными мы считаем оставшиеся проблемы.

Без сомнения, интернет и социальные сети — настоящее чудо. Во многих отношениях наше время — лучшее в истории. Но быть может, в социальном плане эти технологии дают и нежелательный побочный эффект. Технологии, которые принесли свободу и знания столь многим людям, внушили многим и чувство уникальности, какого не знали их предки.