Глава i. теоретические основы дрессировки

Почему выбор метода дрессировок настолько важен

Довольно часто можно встретить собаку с откровенно плохими повадками, которые оказались результатом дрессировок у псевдо-профессионала, использующего метод наказаний в качестве основного аргумента воспитания собаки. Даже краткий анализ этих случаев подтверждает мысль о том, что физическое наказание не улучшает характер собаки. В США в 2009 г. было проведено исследование в области методов дрессировки, результаты которого показали, что метод «кнута» действительно повышает агрессию у собак.

Можно выделить несколько составляющих болевого метода, которые ухудшают характер собаки:

  1. Формирование негативных ассоциаций. Когда дрессировщик наказывает собаку, то у нее формируется негативная ассоциация либо к окружающей обстановке, либо к человеку, либо к какому-либо другому объекту. Немецкие ученые и специалисты по дрессировке собак провели интересное исследование. Как известно, кортизол является гормоном, выделяющимся в момент ощущения чувства страха. Суть исследования заключалась в следующем: после окончания занятия собаку заводили в помещение, где проходила дрессировка с применением болевого метода (электрический ошейник). У животного уровень кортизола увеличивался в 3 раза. Так как стресс — одна из важнейших причин в нарушении поведения, то нет ничего удивительного, что возникает серьезный риск травмировать животное подобными негативными ассоциациями.
  2. Повышенная чувствительность. Традиционные методы дрессировки основаны на создании раздражающего фактора для собаки, затем ее реакции и после — наказания. Подобный подход повышает чувствительность животного к раздражающему фактору, что приводит собаку к постоянному состоянию повышенного возбуждения. Если же говорить о методе поощрений, то он предполагает понижение чувствительности к раздражающим факторам.
  3. Подавление защитных реакций собаки. Когда собака лает и рычит, она, тем самым, дает понять, что не стоит ее беспокоить и следует соблюдать безопасное расстояние, иначе в дело могут пойти зубы. Болевой метод приводит к подавлению подобной, естественной реакции. А для собаки это весьма опасно, ведь таким образом она показывает свою слабость (о подобной опасности мы рассказывали в статье о подрезании голосовых связок). Конечно же, никто не говорит, что данный аспект вовсе не следует исправлять. Ведь собака может огрызаться и в тех случаях, когда ей вовсе ничего не грозит. Подобное проявление поведения следует обсудить с дрессировщиком.

Желая подвести итог под темой метода наказаний, можем сказать, что он вполне применим, особенно для собак со взрывным характером и животных, которые предназначены для выполнения различных работ. Помните, что этот метод выбирает только высококлассный дрессировщик, ведь его знания и опыт позволяют сформировать и закалить характер собаки, а не сделать из нее слабовольное или же, наоборот, опасное для окружающих существо. К сожалению, подобных специалистов очень тяжело найти по причине их небольшого количества.

Особенности обучения специальному обыску местности

Защитно-служебная собака должна достаточно эффективно справляться с обыском определенной местности.

Методы дрессировки питомцев для данной цели сводятся к тому, чтобы животное научилось достаточно эффективно обыскивать определенную местность, и при необходимости иметь возможность очень быстро найти наркотики, человека или спрятанную ним вещь по запаху.

После того, как животное эффективно справилось с поставленной задачей, обязательно стоит его поощрить при помощи его излюбленного лакомства.

Для начала стоит приучить питомца к тому, чтобы он мог эффективно найти какой-либо не очень большой предмет в траве. Для этого стоит подготовить их, диаметром не более десяти сантиметров и при помощи команды «Искать!» указать собаке на них.

Глава i. теоретические основы дрессировкиТренировки необходимо производить исключительно, когда животное находится в хорошем расположение духа, при полном взаимодействии хозяина и собаки. Также стоит отметить, что последовательность розыска должна обязательно производится от простого к сложному.

Если собака нашла предмет, но отказывается его поднимать, то в таком случае стоит обязательно, исходя из дрессировочных рекомендаций, положить предназначенное лакомство около найденного предмета и направить животное искать следующие спрятанные вещи.

Стоит также отметить, какими навыками необходимо обязательно обладать кинолог в ходе защитно-служебной деятельности:

  • хозяин обязан четко контролировать поведение своего питомца, а также уметь предвидеть самые разные неоднозначные ситуации в ходе дрессировочной деятельности;
  • собака должна подчиняться человеку, как на поводке, так и без него;
  • пес предусматривает наличие навыков ориентировки на разной по рельефу местности и закрытых помещениях;
  • все упражнения должны быть строго распределены в соответствии с методическими указаниями и правилами их выполнения.

Если дрессировщик обладает всеми вышеперечисленными навыками и умениями, то и сам процесс обучения будет проходить более проще, а собака будет ему доверять и слушать все команды и наставления.

Для того, чтобы все упражнения выполнялись животным правильно, а способ их реализации предусматривал все возможные нюансы, стоит обязательно соблюдать следующие основные правила и условия их проведения:

  • методика усложнения команд и упражнений должна производится постепенно, так чтобы животное очень не перенапрягалось;
  • проводить тренировки необходимо примерно четыре раза в неделю, время суток не имеет значения;
  • животное должно быть поощрено своим излюбленным лакомством за каждый удачно найденный предмет;
  • для того, чтобы собака могла справиться с поставленным заданием стоит обязательно строго выдерживать условия соблюдения чистоты запахов предмета, который необходимо найти.

Руководство для владельцев собак. Агpессия у собак. Развитие агpессии у собак и ее коppекция

автор(ы): Gary L. Clemons

Агpессивность  —  одна  из наиболее важных пpоблем, выход из котоpых должны  искать владельцы собак; pешение этой пpоблемы в значительной степени  облегчается,  если  владелец  знаком  с пеpиодизацией pоста собак и фактоpами, влияющими на pазвитие агpессивного поведения. По  данным комитетов здpавоохpанения более одного миллиона человек в год  оказываются укушенными собаками, но эта цифpа возможно отpажает лишь половину таких случаев — об остальных пpосто никто не заявляет. Хотя в большинстве случаев покусы незначительны, по данным экспеpтов они  составляют  1  пpоцент  от  общего числа обpащений в больницы и обходятся  медицинским учpеждениям в 30 миллионов доллаpов ежегодно. Почти половина жеpтв собачьих покусов — маленькие дети до 10 лет.

Наказание, как поощрение

Довольно часто хозяева собак пытаются применить различные формы «наказаний», чтобы отучить животное от плохих привычек. Используют что угодно, вплоть до избиения. Подобные формы наказания могут только ухудшить ситуацию.

Нередки случаи, когда хозяин, прежде с огромным желанием и любовью выбирающий щенка, после постоянно ругает и бьет щенка за то, что он кусает руки и грызет одежду, обувь и пр. Естественно, после такого воспитания малыш не прекратит кусаться и грызть вещи. Возникает вопрос: почему же так происходит? Все достаточно просто: щенок воспринимает реакцию хозяина не как наказание, а всего лишь как игру, пусть и грубую. Ведь это тоже проявление вашего внимания, а именно это и требуется вашему юному питомцу.

К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО СРЫВА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОБАКИ В УСЛОВИЯХ ЕСТЕСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

автор(ы): И.М. АПТЕР

Вопрос о возможности образования у животных экспериментального невроза не в условиях опыта в станке, а в условиях естественного эксперимента не освещен в нашей литературе. В павловских лабораториях, где были установлены основные закономерности возникновения и развития экспериментальных неврозов, не ставились опыты в условиях свободных движений животных, а ставились только в станке. Единичные наблюдения имелись в нашей лаборатории, руководимой В.П. Протопоповым, когда в процессе образования двигательных условных реакций на относительные признаки предметов (больше-меньше) отмечался кратковременный срыв высшей нервной деятельности животного. Этот срыв быстро проходил самостоятельно по мере закрепления двигательной условной реакции на относительные признаки (С.Д. Каминским получен срыв высшей нервной деятельности у обезьяны, в условиях, приближающихся к естественному эксперименту.). В зарубежной литературе отрицается возможность образования срыва высшей нервной деятельности у животных в естественном эксперименте.

Апортировочный метод дрессировки.

Метод нашел применение относительно не давно с появлением и распространением  таких систем дрессировки как  IPO.В качестве стимула применяется объект добычи — апортировочный предмет, а также предметы, на которые перенесено апортировочное поведение; в качестве поощрения применяется тот же предмет, который отдается собаке (или собаке позволяют взять его в зубы). таких систем дрессировки как ельно не давно с появлением и распространением  со слабойПоложительные стороны метода: достигается исключительно высокая активность и заинтересованность собаки в работе; многие специальные навыки можно выработать только этим методом; низкая нагрузка на нервную систему животного.Отрицательные стороны: метод неэффективен для собак с недостаточно развитой апортировочной реакцией поведения; при не правильном подходе к дрессировке собака чрезмерно увлекаясь, апортировкой может при определённых обстоятельствах отдать предпочтение апортировке, а не Вашим командам(кто-то играет с палочкой в стороне, и собака срываясь бежит туда)

Основы кликер-тренинга

автор(ы): А. Бондарева

В масштабах планеты, методики обучения с помощью положительного подкрепления произвели настоящую революцию в методике обучения и, особенно, дрессировки в 90-х годах. Лидирующее положение среди этих методик занял кликер-тренинг. Этот вид обучения пока мало известен в России среди практиков – дрессировщиков собак. Насколько мне известно, именно наша группа собаководов стала первой в России, приступившей к изучению и применению кликер-тренинга, начиная осени 2000 года. Задачи адаптации этой методики к отечественному поголовью собак, развития методики с учетом богатых традиций российского соревновательного собаководства являются актуальнейшими для дрессировки России.

Пойми друга. Справочник по поведению собак (часть 2)

автор(ы): Артем Санин, Людмила Чебыкина

Сколько хвалебных слов сказано за историю человечества о собаке – древнейшем спутнике человека, первом из одомашненных животных! А много ли в то же время предпринималось попыток понять, почему собака ведёт себя так, а не иначе? Увы, человек, принимая услуги верного друга, упорно приписывал ему своё видение мира, свои привычки, объяснял его поступки по-своему. Наука о поведении животных, об их взаимоотношениях со средой и друг с другом – этология – родилась менее ста лет, в первой четверти ХХ в. С тех пор учёные узнали много интересного о животных вообще и о собаках в частности. Несмотря на развитие высоких технологий, человек до сих пор не может обойтись без помощи собаки. Так, в наше время, когда, кажется, все, что нуждается в охране, снабжено сложнейшей сигнализацией, спрос на караульных собак, тем не менее не пропал. Собаки стоят дешевле, работать с ними в некоторых случаях оказывается проще и к тому же надёжнее. Охранная сигнализация может сработать в магнитную бурю или потому, что на неё села муха. Собака же всегда отличит настоящую попытку ограбления от случайных факторов.

Дрессировка

автор(ы): Е.Ф. Кунина

1. Отдаете собаку опытному дрессировщику и через некоторое время получаете воспитанного пса, вот только слушается он инструктора, а не Вас, да и хозяином уже, возможно, считает его. А если инструктор при дрессировке применял жестокие методы дрессировки, то еще и нервная система собаки будет разрушена и восстановить ее будет практически невозможно.  2.Опытный дрессировщик приходит к Вам 2-3 раза в неделю и занимается с собакой. Как и в первом случае собака лучше слушается инструктора, да еще в придачу между занятиями Вы, по незнанию, вероятнее всего разрушаете то, что вкладывает в голову собаки инструктор. Происходит это потому, что Вы не знаете и не умеете вовремя положительно подкрепить желательное поведение и отрицательно – нежелательное, т.е. занимаетесь антидрессировкой.  3. Третий способ – индивидуальная дрессировка. Вы нанимаете инструктора и он Вам объясняет и показывает, как и что надо делать, чтобы правильно воспитать собаку. Минусы – достаточно дорого и чаще всего отсутствуют отвлекающие факторы.  4. Вы приходите на ближайшую дрессировочную площадку и занимаетесь в группе с инструктором по определенным курсам. Инструктор обучает владельцев собак отработке определенного навыка, смотрит правильно ли это получается у владельца. Дома в течение недели Вы закрепляете у собаки показанный инструктором навык. При двух последних способах владелец сам овладевает навыками дрессировщика и он может не только управлять своей собакой, но и поддерживать ее работоспособность в течение многих лет, а возможно и научить чему-то новому без помощи инструктора. К тому же у владельца и собаки формируются определенные взаимоотношения, которые переходят на качественно новый уровень. Курс воспитательной дрессировки щенка обычно составляет 3 месяца, общий курс дрессировки – 4 месяца. Так лучше потратить это время на обучение собаки и последующие 10-15 лет наслаждаться общением со своей собакой

Dog Obedience Training Lessons for Novice, Graduate Novice, Open and Utility

автор(ы): University of Kentucky l College of Agriculture l Cooperative Extension Service

Boys and girls who have a special talent for training dogs and who have a dog that has trained reasonably well in the Graduate Beginner class will enjoy the challenge of more advanced training. Many dogs seem to enjoy the exercises of advanced training more than in the Beginner class. Some dogs especially enjoy the jumping and retrieving exercises. The 4-H leader may also find the challenge of advanced training more interesting. Many boys and girls who train at this level will enjoy competing in AKC trials and will earn Companion Dog (CD) degrees and others as offered through the American Kennel Club. Through competition of this type you will meet other people who have similar interests in dogs. You will find these people warm and friendly and glad to exchange training ideas.

Метод наказаний (болевой метод дрессировки собак)

Методы дрессировок, основанные на раздражении (болевой или классический метод), ориентированы на применение и устранение факторов, вызывающих повышенное раздражение и боль у собаки. При использовании метода наказаний выполняют два условия:

  1. Закрепление привычки с применением раздражающего фактора. Под этим термином следует понимать процесс устранения раздражающего фактора только в случае, когда собака правильно выполняет команду дрессировщика. Приведем пример: затягивание ошейника при команде «Сидеть!». Когда собака выполняет команду, ошейник ослабляют. Примером из жизни человека может быть раздражающий звуковой сигнал в современных автомобилях, который не прекращается, пока водитель и пассажиры не будут пристегнуты ремнями безопасности.
  2. Прямое наказание. Непосредственное наказание собаки за провинность. Для этого дрессировщик может применять электрический ошейник. Как только собака начинает лаять, то ошейник дает разряд. В результате у собаки формируется стойкая связь — «лай без команды → болевой эффект».

Метод наказаний, в основном, требует применения дополнительного оборудования: «строгачи» (строгий ошейник), ошейники-удавки, электрические ошейники. Глава i. теоретические основы дрессировкиДаже без применения вышеописанной амуниции, используют обычные ошейники и поводки для контроля движений собаки во время занятий.

Это основы болевого метода дрессировки собак. Некоторые недобросовестные дрессировщики, понимая, что хозяева больше отдают предпочтение методике поощрений, маскируют прямое наказание собаки. Они все так же продолжают применять ошейники, однако после правильно выполненной команды хвалят собаку, что по факту уже является элементом совсем другой методики.

Из жизни бродячих собак

автор(ы): А. Д. Поярков

Каждый горожанин видел беспородных бродячих собак на улицах своего города. Однако, наверное, не многие представляют себе детально, как они живут. Я попытаюсь рассказать о жизни собак, живущих в городе и не имеющих хозяев. Обычно этих собак называют бродячими, подчеркивая, что у них нет своего дома, своего места и они, «голодные и холодные», бродят в поисках жалких крох пропитания. Это совершенно не так. Хотя они действительно практически всю жизнь проводят под открытым небом, у них есть свой дом и свое место. Этот их дом называется «дневка». Дневки бродячих собак могут находиться в разных местах: на складах, дворах заводов, гаражей, на строительных площадках; главное для собак, чтоб на дневке было относительно спокойно и чтоб там имелись укрытия, причем чем их больше, тем лучше. На своих дневках бродячие собаки отдыхают после походов. Укрываются от преследования со стороны людей, встречаются с членами своих стай. Дневки – центр социальной активности этих собак и их главная ценность. От соседей и чужаков именно дневки защищаются наиболее яростно и сильно. Итак, наши бродячие собаки имеют свои дома-дневки, да и ко всем прочим участкам, где им приходится бывать, относятся отнюдь непросто. Об этом я скажу чуть ниже. Неверно также и то, что бродячие собаки всегда голодные и холодные. Большинство бродячих собак прекрасно знают, где, как и когда можно найти пропитание; они хорошо упитаны и не только легко переживают даже суровые зимы, но и в сильные морозы могут выводить и выкармливать щенков.

Агрессия и дрессировка собак

Ходят слухи, якобы некоторые дрессировщики рекомендуют не обращать внимания на негативные проявления характера собаки

Во-первых, это заблуждение, а, во-вторых, довольно опасно не обращать внимание на такие проявления, как агрессивность животного

Чтобы прояснить ситуацию, скажем, что некоторые дрессировщики действительно рекомендуют не обращать внимания на определенные привычки собаки, но ровно до тех пор, пока это не представляет опасности для здоровья и жизни окружающих людей и других животных. К тому же профессиональный тренер подобные проявления заметит сразу и постарается их исправить в процессе дрессировки. Некоторые тренеры специально создают критическую ситуацию для собаки, при которой она агрессивно реагирует, после чего наказывают ее. При этом они считают, что именно так собаку можно отучить от плохих привычек. Ни в коем случае не верьте подобным «специалистам», это шарлатаны.

Дрессировщики, работающие по методу поощрений, во-первых, приучат собаку к базисным, основным нормам поведения (таким как прогулка на поводке), после чего будут увеличивать интенсивность и частоту занятий, шаг за шагом, приучая собаку к нормальной реакции в ситуациях, которые ранее вызывали агрессию у животного. Конечно, это не сиюминутное дело и результат можно увидеть лишь по прошествии значительного количества времени, поэтому хозяину следует проявить терпение и выдержку.

Хороший дрессировщик, перед тем как наказать собаку за провинность всегда подумает о причинах такого поведения.

Рекомендация начинающим дрессировщикам — перед тем, как вы решите наказать собаку, задайте себе эти вопросы:

  1. Насколько вы хороший дрессировщик?  Да, именно с этого стоит начинать. Вы действительно уверены в своей компетентности? Постарайтесь во время занятия посмотреть на себя со стороны. Хорошо, если вы найдете в себе недочеты — это лучшее проявление профессионализма. Среди таких недочетов можно выделить следующие:

    • невнятные команды. Одинаково ли звучат ваши команды? Наряду с командой часто используют жесты. А ваши жесты всегда показывают одно и то же?
    • длительные паузы между выполненной командой и поощрением для собаки;
    • однообразие поощрений.
  2. Не находится ли собака в стрессовой ситуации, спровоцированной дрессировками? Это довольно серьезная проблема. Для дрессировщика очень большой минус – неспособность распознать признаки подобного стресса. Страх, тревога и чрезмерно возбужденное состояние собаки говорят о возможной проблеме. Помните, что стресс сильно влияет не только на поведение человека, но и собаки.
  3. Насколько правильно вы понимаете поведение собаки? Какие методики дрессировки вам знакомы для различных форм поведения собак? К примеру, дрессировщик проводит тренировку по отлаженной заранее схеме, но собака не реагирует. Только потому, что 9 из 10 собак одинаково реагируют на раздражитель в сходных условиях, еще не значит что именно 10-я собака будет вести себя так же как остальные.

Часто владельцы собаки могут услышать от тренера фразу, вроде: «Мне не надо что-то еще изучать дополнительно, я и так уже очень давно дрессирую и у меня богатый опыт». Помните, что в данном случае, накопленный опыт должен сочетаться с постоянным повышением уровня знаний дрессировщика. К тому же, профессионал всегда признает допущенные им ошибки. А признаком высококлассного дрессировщика, кроме факта признания, является их исправление и недопущение в будущем. Плохой же тренер всегда видит выход из сложных ситуаций в методе наказаний.

Собаки. Вопросы поведения и воспитания

автор(ы): Неизв.

Только два вида животных стали членами домашнего круга человека не как пленники и были приручены не с помощью принуждения. Это — собака и кошка. Их объединяют два момента — оба они хищники и у обоих человек использует охотничьи способности. А во всем остальном, и главное — по характеру своих отношений с человеком, они разнятся между собой, как день и ночь. Нет другого животного, которое так кардинально изменило бы весь образ жизни, всю сферу своих интересов, стало бы до такой степени домашним, как собака. Сила обаяния собаки заключена в глубине дружбы и крепости духовных уз, которые связывают ее с человеком.

Дрессировка собак

автор(ы): Мазовер А.П.

Каждый человек, работающий с собакой и имеющий её в личном пользовании, в известной степени является дрессировщиком. Дрессировать и успешно использовать на работе собаку может человек, любящий собак, терпеливый, наблюдательный, настойчивый, выдержанный, спокойный, смелый и энергичный, умеющий хорошо владеть своим голосом, жестами, движениями, знающий основы поведения собак и особенности дрессируемой собаки, технику обучения тому или иному приему дрессировки и виду службы собаки, умеющий определять состояние собаки в данный момент и причины изменения её поведения, устранять или усиливать их, вести процесс дрессировки, правильно анализировать свои ошибки и ошибки собаки на занятиях и на работе. Конечная цель дрессировки – выработать у собаки навыки правильно и безотказно выполнять приказания дрессировщика, отданные условными словами – командами или заменяющими их жестами и сигналами. В дрессировке прежде всего используют врожденные особенности и свойства собак. Каждой из групп и пород собак присущи определенные наследственные задатки, образовавшиеся в итоге многовековых повторных упражнений в выполнении той или иной работы.