Когнитивный рефрейминг

Небольшой практикум по рефрейминигу

Предположим, у Вас отпуск, Вы взяли путёвку и приехали в незнакомую страну, в незнакомый отель. День прошёл, три пролетело — а Вы ни с кем не познакомились. Ходите в гордом одиночестве. Ни тебе поговорить с соотечественниками, ни по магазинам пройтись. Вердикт вынесен: Одиночество. На курорте. Что может быть хуже? Как потом перед друзьями отчитываться?!

На помощь нытику приходит Рефрейминг контекста: Опомнись, нытик! Разве не об этом ты мечтал, разве не ты просил «Оставьте все меня в покое!» Ты уже забыл прошлое лето, когда инициативная группа твоих друзей во главе с чьей-то мамочкой, поднимала тебя каждый день в 6 утра, погружала тебя в ледяное море, кормила ночью шашлыками, заставляла петь хором песни Аллы Пугачёвой и в довершении всего идиотизма потащила тебя на пик горы, где ты растянул себе лодыжку, нытик? Ты помнишь, что роман «Мастер и Маргарита», о неторопливом и вдумчивом чтении которого ты мечтал весь год, ты дочитал тогда до четвёртой страницы?

Весёлое задание для читателей этой статьи: мысленно перепишите в позитивном ключе «прошлое лето нытика», используя всё тот же рефрейминг контекста 🙂

Упражнения

Приемов, показывающих, как можно изменить свое отношение к ситуации и к самому себе, немало. Вот только некоторые из них.

«Я слишком…»

Это упражнение можно выполнять и без помощи специалиста. Возьмите листок бумаги и выпишите 5 своих качеств, которые вам кажутся отрицательными. Каждое начинайте со слов «я слишком». К примеру, «я слишком жадный», «я слишком капризный», «я слишком скучный», «я слишком много ем», «я слишком серьезен». А теперь давайте посмотрим на эти ваши качества по-другому.

Вписываем полученный результат в соседний столбик. Вы не жадный, а экономный, потому, в отличие от соседки, никогда не занимаете денег до зарплаты. Вы не капризный, а требовательный и в результате всегда получаете желаемое. Вы не много едите, а вкусно и полезно и у вас нет проблем с аппетитом, как и со сном, кстати. Вы не столько серьезны, сколько амбициозны и целеустремлены. Поэтому вы все делаете вовремя, в отличие от большинства своих коллег.

«Черное-белое»

Это упражнение можно выполнять самостоятельно, но лучше организовать такую игру в компании из нескольких человек. Задача каждого – придумать положительный эпитет для человека, который изначально характеризуется отрицательно. К примеру, «зануда» не теряет времени зря, четко следует к своей цели, умеет противостоять соблазнам. «Высокомерный» – это знающий себе цену, опытный, а значит, имеющий право давать советы, многого добившийся в жизни человек.

«Отпор»

Для выполнения этого упражнения нужно хотя бы два человека. Один говорит другому некое неприятное слово, задача второго – быстро поставить его на место. К примеру, вас назвали толстой. Ваш ответ – «зато мужчинам нравятся пышные формы». Или же вы слышите, что вы лентяй. Ответом может быть следующее: «зато я не знаю, что такое усталость».

Рефрейминг смысла

О! Он гораздо сложнее, но и прекраснее, потому как глубже. Рефрейминг смысла заставляет увидеть событие целостно, прозреть всю его глубину, узреть все грани. Рефрейминг смысла тесно связан с религиозным отношением к событиям нашей жизни — это умение ПРИНЯТЬ ситуацию, увидеть в ней не только составляющую Зла, но и составляющую Блага. Разумеется, при плоском, атеистическом восприятии мира, рефрейминг смысла вряд ли получится. Нужно «четвёртое измерение», нужно закинуть удочку на «тот свет», без чего картина, сложившаяся на этом свете — неясна. Всё время не хватает каких-то улик, каких-то кусочков паззла…

Как изменить смысл события, если идеология, внушённая нам, плоска и примитивна и допускает только одну трактовку поступка? Чёрное либо белое — оттенков не дано. Хорошо нам, пока мы встречаем в своей жизни только «белые» ситуации. А когда идут «чёрные»? Что делать? Поменять ярлыки нельзя — они намертво прибиты гвоздями к вещам.

Что делать? Понять, что этот мир не чёрно-бел. Что не существует вообще никаких «чёрных» и «белых» событий. Рефрейминг смысла даётся намного тяжелее, из-за ригидности, консерватизма, догматизма и фанатичности, которые присущи большинству из нас. «У этого события есть только такой смысл!», «Меня так воспитали!» Что это, глупость или предательство Человека в себе?

Рефрейминг смысла сводится к избитому анекдоту: «Если Вас насилуют и Вы не можете изменить ситуацию — попытайтесь расслабиться и получить удовольствие».

Я чувствую, что рефрейминг смысла Вызывает у Вас бурю негодования и отторжение. Вот-вот, я же говорила, что большинство из нас ригидные, консервативные, догматичные фанатики. И что рефрейминг смысла — очень сложный.

Психологи советуют: совершая рефрейминг смысла, задайте себе вопрос: «А что позитивного может дать эта ситуация?» «Какую выгоду для себя я смогу извлечь?» Или же, если ситуация совсем несладка: «Какие уроки я могу извлечь?» «Чему эта ситуация вообще учит?»

В заключении приведу совсем короткое упражнение, благодаря которому можно научиться самостоятельно переосмыслять негативные жизненные установки двумя способами:

Дано: Мне не нравится моя внешность.

Рефрейминг контекста: Зато твоя внешность нравится другим людям.

Девушка пребывала в контексте, где существовали только: она, её лицо и её отражение в зеркале. Её переносят в контекст, где её лицу и фигуре сопутствуют совсем иные обстоятельства, например, другие люди… очень неожиданный ход, не правда ли?

Рефрейминг смысла: Предъявляя к себе такие высокие требования, ты приобретаешь шанс никогда не распуститься и стать ухоженной красавицей. Ведь только тот, кто знает свои недостатки — может быть безупречен!
Елена Назаренко

www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических
карт. Подробнее…

Где применяется?

В первую очередь, метод рефрейминга широко применяется в психологии для снятия эмоционального напряжения, смены поведения, активизации личностных качеств, раскрытия творческого потенциала. Для этого психологи заставляют клиента взглянуть на проблему или волнующий его вопрос с другой стороны, найти позитивные штрихи в картине, которая изначально кажется человеку мрачной. В результате вы пойдете по жизни с высоко поднятой головой.

Рефрейминг часто используют и в менеджменте. Метод подходит в том случае, когда нужна реорганизация бизнеса или требуется вывести его на более высокий уровень. Таким образом меняются формы управления, находятся квалифицированные кадры, раскрывается потенциал коллектива. Подходит метод и для объединения больших групп, формирования у них чувства ответственности и преданности делу и компании. Рефрейминг вызывает желание совершенствоваться.

Помогает рефрейминг и в продажах. Опытный продавец всегда сможет уговорить покупателя сменить его точку зрения. Например, если покупатель ждет скидку на товар, ему можно объяснить, что в вашем магазине и без того самая низкая в городе цена. Если в ваш недавно появившийся отдел зашел приверженец какого-либо популярного бренда, вы сможете убедить его закупиться у вас, когда объясните, что фирма не тратится на дорогостоящую рекламу. А значит, товар хоть и дешевле, но ничем не хуже того, который производит более известный бренд.

С недавних пор слово «рефрейминг» появилось и в образовании. Хотя использовали его в этой сфере, пожалуй, всегда

Хороший педагог, которому важно, чтобы ученик понял предмет, обязательно предложит ему несколько вариантов ознакомления с материалом. Вашему ребенку не нравится химия? А если посмотреть на эту науку с другой стороны? Сводите его в музей занимательных наук, например

После того как он увидит там демонстрацию различных эффектных опытов, он с большой долей вероятности пойдет на следующий урок химии в приподнятом настроении.

Виды рефрейминга

Рефрейминг личности проводится с помощью речевых стратегий, влияние слова и попадание в карту ценностей человека изменяет его представление о своих качествах, сложившейся негативной ситуации. Существует два вида рефрейминга:

  1. Рефрейминг контекста. Прием, помогающий увидеть поведение, ситуацию, качество через придание нового смысла, например, где нежелаемое поведение, привычка приемлемы, а где нет. Изменив контекст, меняется подход к содержанию.
  2. Рефрейминг содержания. Утверждению или сообщению придается другой смысл за счет акцента внимания на другую часть содержания. Эффективность данного вида рефрейминга полностью зависит от понимания того, что конкретно содержит в себе заявленная проблема.

Рефрейминг в психологии

Поведенческая и позитивная психотерапия – рефрейминг используют для смены у человека восприятия и формирования у него новых точек зрения. Психолог предлагает взглянуть человеку на свою ситуацию, просит при этом представить что ситуация это картина, на которую можно взглянуть «обрамляя» ее в разные рамки. Психологический рефрейминг – терапевтические эффекты:

  • активизации личности клиента;
  • задействование творческой составляющей;
  • снижение эмоционального напряжения;
  • формирование альтернативной формы поведения взамен невротической.

Рефрейминг в менеджменте

Рефрейминг в современной организации – это сдвиг устоявшегося фрейма чем оно является и в перспективе как еще может развиться. Положительные эффекты использования рефрейминга в менеджменте:

  • помогает руководителям различных уровней интегрировать лучшие методы управления;
  • привлекать лучших специалистов;
  • мотивировать сотрудников на выполнение качественной работы;
  • раскрывает корпоративный потенциал;
  • формирует у сотрудников новое видение и желание меняться, чувство преданности организации.

Рефрейминг в продажах

Что такое рефрейминг в продажах знает каждый успешный продавец. Покупатель при этом видит свои выгоды, для продавца – это способ по-новому увидеть товар и мотивировать себя на новые достижения в продажах. Варианты рефрейминга:

акцент на выгоде («на товар нет скидки, но зато в нашем магазине самые низкие цены на этот продукт»);
альтернативные вопросы – продавец обращает внимание покупателя на достоинствах товара, услуги (зачем переплачивать за бренд, когда можно купить подобный продукт по приемлемой цене и больших функциональных возможностях).

Превращение критических замечаний в вопросы

Если нам удалось обнаружить и позитивно сформулировать позитивное намерение, само критическое замечание легко превратить в вопрос. В таком виде оно предполагает совсем иные варианты ответа, чем обобщение или суждение. Предположим, вместо того чтобы сказать «Это слишком дорого», критик спросил: «Как мы можем себе это позволить?».

В этом случае собеседник получает возможность обрисовать в общих чертах свой план, избегая необходимости не соглашаться или спорить с критиком. Это справедливо практически для любого критического замечания. Высказывание «Из этой идеи ничего не выйдет» можно преобразовать в вопрос «Как ты намерен воплотить эту идею?».

Утверждение «Это нереально» превращается в вопрос «Как придать твоему плану большую конкретность?». Жалоба на то, что «это потребует слишком больших усилий», может звучать иначе: «Как реализовать эту же идею, но более легким и простым путем?». Обычно такие вопросы преследуют ту же цель, что и критика, однако являются более эффективными.

Отметим, что все перечисленные вопросы начинаются со слова «как». Этот тип вопросов считается наиболее продуктивным. К примеру, вопросы, начинающиеся со слова «почему», часто предполагают в ответе новые утверждения, которые могут привести к конфликту или разногласиям. Спрашивая «Почему это кажется тебе слишком дорогим?» или «Почему тыне хочешь посмотреть в глаза реальности?», мы все-таки рассматриваем ситуацию во фрейме проблемы.

То же самое относится к вопросам «Из-за чего твое предложение обойдется нам так дорого?», или «Кто за это заплатит?»

В целом, вопросы, начинающиеся с «как», являются наиболее эффективными, если мы хотим переключить внимание на фрейм результата или фрейм обратной связи

Примечание:

На уровне глубинных структур критические замечания носят онтологический характер, утверждая тот факт, что нечто «существует» или «не существует». Вопросы, начинающиеся с «как», ведут к гносеологическим исследованиям – поиску того, «как вы узнали», что нечто существует или не существует.)

Сферы применения

Рефрейминг нашел свое применение во многих сферах. В первую очередь это психология. Также его используют в менеджменте, продажах и образовании. Рассмотрим каждый пункт подробнее.

В психологии

Чаще всего психологи используют метод во время поведенческой и позитивной психотерапии. Главная цель — помочь человеку сменить восприятие и обрести новые точки зрения. Ему нужно представить свою ситуацию или проблему, меняя на них «рамки». Что это дает?

  1. Происходит активация личности.
  2. Задействуется творческое мышление.
  3. Снижается эмоциональное и психологическое напряжение.

Также невротическая форма поведения сменяется альтернативной.

В менеджменте

В этой сфере рефрейминг предполагает сдвиг устоявшихся правил и порядков. Его преимущества сложно переоценить:

  1. Руководители разных уровней получают возможность внедрять эффективные методы управления.
  2. К работе привлекаются только лучшие специалисты.
  3. Сотрудники получают мотивацию на максимально качественное выполнение поставленных перед ними задач.
  4. Раскрывается корпоративный потенциал.

И еще одно преимущество: сотрудники компании по-новому смотрят на рабочий процесс. У них развивается желание расти и развиваться.

В продажах

Рефрейминг в продажах нужен и покупателям, и продавцам. Последним он помогает посмотреть на товар с другой точки зрения и мотивировать себя на достижения, связанные с его реализацией.

В продажах используется 2 вида рефрейминга. Первый предполагает концентрацию внимания на выгоде. Например, если на продукцию нет скидки, продавец может упомянуть тот факт, что в его магазине самые низкие цены на изделие.

Второй вид — с использованием дополнительных альтернативных вопросов. Продавец делает акцент на положительных качествах и свойствах товара. Допустим, человек хочет купить телефон определенного бренда. Продавец может предложить ему аппарат другой фирмы, но с большим количеством функций и по меньшей цене. Качество при этом остается на том же уровне.

В образовании

В образовании рефрейминг стали использовать сравнительно недавно. Здесь имеется в виду, что учитель должен преподносить материал разными способами. Представьте ребенка, который не любит химию. Как ему привить любовь к этой науке? Хороший вариант — посетить вместе с ним музей наук. Занимательные опыты вряд ли оставят его равнодушным. Поэтому на следующий урок он пойдет более охотно.

Рефрейминг – примеры

Для каждого человека в разных ситуациях можно обнаружить свой рефрейминг, что работает для одних, других может не цеплять. Позитивный рефрейминг рассчитан на то, что человек, пребывавший до этого в унынии, чувства отсутствия перспектив меняет точку зрения и начинает понимать, что все, происходящее с ним имеет смысл. Примеры рефрейминга из практики НЛП-специалистов:

  1. Руководитель слишком требователен и придирчив, (негативный контекст). Положительный контекст: все понятно и четко, знаешь что делать, быстрее учишься и похвала всегда заслужена.
  2. Отсутствие карьерного роста (негативный контекст). Позитивный рефрейминг: меньше ответственности и отчетов перед руководством, нет зависимости от других, не надо разбирать конфликты, проблемы и засиживаться до позднего вечера.
  3. Очень шумные, неугомонные дети (негативный контекст). Рефрейминг ситуации в положительном аспекте: дети свободны от каких-либо комплексов, жизнерадостны и проявляют себя (родителям делается акцент – это их заслуга, что дети естественно и жизнерадостно ведут себя).

Рефрейминг – упражнения

Приведенные ниже упражнения можно делать как в группе, так и самостоятельно. Рефрейминг – практические упражнения:

  1. «Другой эпитет». Упражнение в группе из 3 – 4 человек. На листе бумаги написано не менее 20 качеств (авантюрист, беспутный, высокомерный, жадина, изверг). Цель группы найти противоположный по смыслу рефрейминг к каждому качеству, например: обжора – гурман, любящий вкусно покушать, знающий толк в еде.
  2. «Я слишком….». Упражнение полезно для самостоятельного разбора. На листке бумаги надо выписать не менее 10 своих качеств, которые кажутся недостатками, например: «Я слишком… ленив / доверчив / чувствителен / раздражителен». Написать напротив каждого утверждения новое с положительным аспектом (поместить качества в другое обрамление). Проанализировать, что изменилось в восприятии.

Виды рефрейминга

Рефрейминг предполагает использование речи. Именно словами можно изменить мнение человека о себе и своих качествах, его взгляд на сложившуюся ситуацию.

В психологии выделяют 2 вида этого приема:

  1. Рефрейминг контекста. Помогает по-другому посмотреть на поведение, ситуацию, объект путем придания им нового смысла. Например, можно подумать, где нежелательные действия могут стать приемлемыми. И наоборот. Возьмем такие неприятные качества, как лень и жадность. Смените «рамку» и превратите их в практичность и бережливость соответственно.
  2. Рефрейминг содержания. Утверждение получает новый смысл благодаря концентрации внимания на другой части содержания. Эффективность приема зависит от того, в чем заключается суть проблемы. Вернемся к упомянутым выше качествам. Жадность помогает скопить нужную сумму для крупной покупки. Лень же поможет не напрягаться лишний раз, а жить в свое удовольствие.

Это разделение на виды условно. Любое утверждение или событие можно рассматривать с позиции и того, и другого рефрейминга.

Как провести рефрейминг черт личности

Приступим к рефреймингу личности?

Какую черту личности или характера не принимаете в себе?

Давайте проведем небольшой практикум по изменению черт характера, а я помогу Вам в этом предоставив ниже технологию и примеры.

Формула счастья у каждого своя!

Пусть как можно больше Ваших друзей узнают, что на блоге психолога счастья можно провести изменение характера, а значит и судьбы (Характер — это судьба) в онлайн режиме, не отрывая попы от стула.

Просто человек, сообразуясь с моделью мира (сценарием жизни) принятой от родителей дал плохое имя полезной, в определенной контексте реакции или черте характера.

Примеры рефрейминга черт характера и личности:

Жадность можно назвать бережливостью
Скупость — склонность к экономии
Страх — осторожность
Вашу «плохую» черту характера — напишите в комментариях
Плаксивость — добрым и открытым сердцем
Гневливость — принципиальностью в выражении мнения
Леность — творческим началом

Гипнотическое слово «зато» для формулы рефрейминга характера

Я уже назвал какие бывают слова и связки для самогипноза для изменения личности или даже судьбы человека.

А вот теперь представляю еще одну гипнотическую связку-слово для рефрейминга личности. Встречайте! Это волшебное слово «зато» из детских хвастов и споров.

Ну об этом слове чуть позже, а пока выберите, из списка своих черт характера, которые Вы хотели менять на уровне поведения, те, которые входят в ТОП3 Вашего листа изменений жизни. Например:

Выбрали? Обозначим эти черты, требующие рефрейминга за Х.

Следующий шаг — задайте по отношению к этим трем качествам, последовательно,эти 2 важных вопроса:

Задали? Ответили (письменно)? Обозначим эти ответы за У.

Теперь применим формулу, используя рефрейминговое слово «зато».

Например, используя примеры выше, и формулу «зато» мы могли получить следующее:

Отвлеченный практикум рефрейминга

Потренируйтесь в поиске и составлении парных списков черт личности для рефрейминга, означающих одно и то же, но с разной оценкой:

Позитивное формулирование позитивных намерений

Одной из проблем, связанных с критическими замечаниями, является то, что они не только негативны по сути, но и состоят из негативных слов – иначе говоря, сформулированы в форме отрицания. К примеру, «избежать стресса» или «расслабиться и успокоиться» – два способа описания одного и того же внутреннего состояния, однако в них использованы совершенно разные слова. Одно утверждение («избежать стресса») описывает нечто нежелательное. Второе («расслабиться и успокоиться») описывает желаемое состояние.

Подобным образом многие виды критики заключены во фреймы слов, описывающих скорее нежелательные, чем желаемые результаты. Например, позитивное намерение (или критерий оценки), скрытое за критическим замечанием «это пустая трата времени», вероятнее всего, является желанием «мудро и эффективно использовать имеющиеся ресурсы». Однако определить это намерение по «поверхностной структуре» высказывания оказывается не просто, поскольку оно указывает на то, чего необходимо избежать.

Таким образом, ключевым лингвистическим навыком в работе с критическими высказываниями и в преобразовании фреймов проблем во фреймы результата является способность распознавать позитивные утверждения и выводить их из позитивных намерений.

Временами это сделать сложно, поскольку критики очень любят пользоваться фреймом проблемы. К примеру, если спросить критика о позитивном намерении, скрытом за высказыванием: «Это предложение нерентабельно», в ответ мы, скорее всего, услышим: «Я хочу избежать излишних расходов».

Заметьте, что несмотря на «позитивность» этого намерения, лингвистически оно оформлено негативно – т. е. сообщает о том, чего следует «избежать», а не о том, чего следует достичь. Позитивной формулировкой этого намерения было бы что-нибудь вроде: «Убедиться в том, что мы можем себе это позволить» или «Убедиться в том, что мы остаемся в рамках бюджета».

Для того чтобы позитивно сформулировать намерения и критерии, необходимо задавать следующие вопросы:

«Если вы не хотите стресса (расходов, ошибок, затрат), то чего же вы хотите?»

или

«Что бы вы получили в результате (в чем бы вы выиграли), если бы вам удалось избежать того, что для вас нежелательно?».

В таблице  приведены некоторые примеры позитивных формулировок негативных высказываний.

Позитивные формулировки негативных высказываний

Негативное высказывание

Позитивное утверждение

Слишком дорого  

По средствам

Потеря времени 

Разумное использование имеющихся ресурсов

Страх поражения

Желание достичь успеха

Нереально  

Конкретно и осуществимо

Слишком много усилий

Легко и быстро

Глупо

Мудро и со знанием дела

Примеры рефрейминга из моей жизни

В моей жизни таких примеров рефрейминга было много. Например, я 5 лет проработала на одном рабочем месте. Многие мои друзья, в отличие от меня, за это время успели хорошо продвинуться по карьерной лестнице. Знаете, почему меня это не расстроило? Я нашла в своей работе массу плюсов. Это очень удобный график, позволяющий отдыхать 2 недели каждый месяц. Отсутствие переработок и необходимости брать дополнительные задания на дом.

Есть еще один пример. Мой непосредственный начальник (это была весьма самоуверенная женщина) постоянно нас чему-то учила. Она делала много замечаний, большая часть из которых была совсем не к месту. Конечно, это выводило из себя. В какой-то момент я решила посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, так, как советует техника рефрейминга. Я представила, что она просто хочет научить меня чему-то полезному, что в итоге принесет пользу не только ее бизнесу, но и мне лично.

Техника рефрейминга

Шестишаговый рефрейминг – техника считающаяся универсальной в НЛП, помогает работать с любой проблемой укладывая в шесть шагов. Практика простая и частом выполнении закрепляется на бессознательном уровне. Положительные эффекты от практики:

  • вырабатывает новое, более продуктивное поведение;
  • человек начинает видеть новые возможности там, где раньше не допускал их;
  • переоценка событий убирает тревожность, позволяет смотреть на жизнь с оптимизмом.

6 шаговый рефрейминг

Шестишаговый рефрейминг, выполнение техники:

Формулировка и озвучивание проблемы, так как она видится. В качестве примера можно взять нежелательную привычку или поведение и обозначить это буквой, цифрой или цветом.
Установление контакта с частью личности (бессознательным), ответственной за привычку. Можно спросить: «Я хочу пообщаться с той частью себя, которая ответственна за привычку»

Важно определить сигнификаторы общения, что это будет, ответы «да» и «нет» или ощущения в теле.
Определение позитивного намерения. Здесь вопрошается, позволит ли эта часть узнать чего она хочет достичь для себя позитивного через нежелательное поведение или привычку

Если ответ «да», можно продолжить задавать вопросы: «Если бы у тебя были другие не менее эффективные способы реализовать намерение, захотела бы их попробовать? Если ответ «нет», важно спросить у себя: «Верю ли я, что мое подсознание имеет позитивное намерение, даже если не хочет сообщить мне это сейчас?»
Обращение к творческой части. Кроме той части, что создала нежелательное поведение, есть творческая. Важно попросить первую, управляющую поведением сообщить позитивное намерение творческой. При ответе «да», человек обращается к творческой части с просьбой создать не менее 3 новых полезных форм поведения и сообщить об этом управляющей нежелательным поведением.
Достижение договоренности. Спросить у своей части управляющей поведением, не хочет ли она воспользоваться одной из новых форм. Ответ «да» – бессознательное приняло альтернативу, если «нет», можно сказать этой части, что она может воспользоваться старым способом, но вначале пусть попробует новые.
Проверка на экологичность. Спросить бессознательное, есть ли другие части, которые против или хотят присоединиться к новым формам поведения. Молчание – знак согласия.

https://youtube.com/watch?v=TWcOK4qunwY%250D

Рефрейминг контекста

Рефрейминг контекста — самый простой. Надо взять объект реальности или событие, которые по привычке воспринимаются нами только в негативном контексте. Надо «вырезать» их из негативного контекста и перенести туда, где они будут уместны, позитивны, хороши — в позитивный контекст.

Самый простой пример — культурологический. На севере диком, в культурной Европе есть такое выражение — ЧЕРНЕЕ ТУЧИ. Представьте себе это небо, которое затягивается чёрными тучами, а у Вас пшеница на корню гниёт… Представили? У Вас возникли негативные или позитивные ассоциации? Рискну предположить — негативные. Как и у большинства европейцев, связавших чёрный цвет с цветом скорби и траура.

А теперь переносим черный цвет в контекст, где он, этот чёрный цвет, мгновенно станет позитивным, обрастёт веером приятных коннотаций. Ну-ка! Поехали в африканскую пустыню, к кочевникам, на Ближний Восток. Ну-ка начинаем умирать от жажды, а вокруг одно только раскалённое голубое небо и огненный шар солнца в центре. И ни признака облачка, не говоря уже о такой желанной, чёрной туче, из которой может пролиться дождь, нет, ливень! И тогда побежит вода в арыках, люди наполнят бурдюки, напьются животные, будет спасена жизнь каравана. В Африке и на Ближнем Востоке чёрный цвет — это цвет жизни, секса, радости, богатства.

Примерно так мы осуществляем рефрейминг контекста.

Но чаще всего мы распускаем сопли практически на пустом месте. Вот если в нашей жизни действительно что-то происходит — тут нам не до нытья, мы подбираемся, группируемся, начинаем разговаривать спокойно и по-деловому — организм включает аварийные системы защиты, мобилизует свои ресурсы. Даже глупый человек в ситуации РЕАЛЬНОЙ опасности делается умнее и сообразительнее.

А если беды нет, мы, живя в общем-то неплохой и довольно сытой жизнью, ищем себе тему для нытья и незамедлительно находим.

Нет, если Вы настроены вести себя как царевна Несмеяна, с увлечением играя в игру «Всё плохо», то пожалуйста.

Рассказывают историю про одного человека, который на службе прославился тем, что никогда ничему не радовался, а в любом событии прозревал лишь грядущие перемены к худшему. Это был его стиль, ничем другим он похвастаться не мог… И вот дают этому сотруднику от работы — квартиру. Трёхкомнатную. Вся курилка, сорвавшись с места, как один, поспешила в отдел, чтобы не упустить эту уникальную сцену: как отреагирует нытик на этот раз, как выкрутится… Нытик стоял посреди комнаты с трагическим выражением лица. При виде коллег он сдавленно прошептал: «Ну вот… квартиру дали… (всхлип) Трёхкомнатную!» и скорчил страдальческую мину…

Виды

Рефрейминг помогает поменять систему ценностей человека. Но прежде чем использовать такую методику, специалист должен определить, что именно вас беспокоит, а уже потом выбрать способ выполнения данного метода. Их существует два.

Рефрейминг контекста

Подразумевает воздействие словом. Специалист изменит контекст ситуации, которая вас волнует. Придаст ей новый семантический смысл, подскажет, почему то или иное поведение невозможно или, наоборот, подходит в каждом конкретном случае.

Содержания

Помогает человеку увидеть иной смысл в происходящем. В его голове меняются акценты

Внимание переключается с проблемы или даже зацикленности на ней на ее решение

Презентация на тему: » Приемы антистрессовой защиты Отвлекайтесь. Снижайте значимость событий. Действуйте. Творите. Выражайте эмоции. Рефрейминг 45.» — Транскрипт:

1

Приемы антистрессовой защиты Отвлекайтесь. Снижайте значимость событий. Действуйте. Творите. Выражайте эмоции. Рефрейминг 45

2

Отвлекайтесь Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе. Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь

Обращайте внимание на мельчайшие детали. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности

Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п.» 46

3

Снижайте значимость событий Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь. Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», и т.; «нечего себя накручивать», «хватит драматизировать»;. кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено 47

4

Выражайте эмоции Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического). Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя. 49

5

изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса; мните, рвите бумагу; кидайте предметы в мишень на стене; попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите; поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен..», «Меня это обидело..»). напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах… 50

6

Вирджиния Сатир Рефрейминг Прием, позволяющий изменить точку зрения, а, следовательно, и восприятие события или предмета. Сам термин образован от слова frame – рамка, то есть прием изначально основан на изменении обрамления, окружения, за счет чего меняется и само восприятие. 51

7

Рефрейминг На пеньке стоит ёжик и кричит: — Я сильный! Я сильный! Я сильный! Рядом проходит Медведь, послушал – и как дунет на ёжика. Того уносит в кусты. Ёжик встает и произносит: — Я сильный, но легкий! 53

8

Рефрейминг -Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Тот, не долго думая, пишет: «Туп и упрям». -Но это же характеристика на повышение, – возмущается Лиса. -А что писать? — Напиши: «Устойчив в своих убеждениях и упорен в их достижении». 54

9

Рефрейминг Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, проводить рефрейминг: постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности. 55

10

Желаем вам вопреки всему и ради себя сохранить внутреннюю гармонию. Ведь работе тоже свойственно быть так или иначе временной. А наша нервная система это то, что останется у нас на всю жизнь И только в единственном экземпляре. Берегите ее! 60