Конфликты, их причины и способы разрешения в психологии

О нас

Несмотря на огромную популярность Эннеаграммы в США и Европе, это относительно новое направление для психотерапии и личностного развития в России.

Этот сайт создан профессиональными психологами и тренерами Ириной и Егором Каропа, стоящими у истоков развития Эннеаграммы на русском языке. Начав проводить профессиональные обучающие программы по Эннеаграмме в 2007 году, на сегодняшний день мы являемся самыми опытными тренерами Эннеаграммы на русскоязычном пространстве. Мы гордимся тем, что именно у нас учились большинство тренеров Эннеаграммы, работающих сегодня в России, Литве, Украине, Казахстане и Беларуси.

Наша задача – бесплатно предоставлять качественную информацию о самой модели, особенностях ее применения в коучинге и личностном развитии, проводить профессиональное обучение, рекомендовать книги и видео по Эннеаграмме. Добро пожаловать в мир Эннеаграммы!

Виды

Психология конфликта указывает на то, что все они делятся на несколько категорий. В зависимости от нее будут указаны и способы решения разногласий. Итак, приступим к изучению.

Конфликты, их причины и способы разрешения в психологии

Первый — это межличностный конфликт. Он возникает между несколькими людьми. Является неотъемлемой частью жизни любого человека. Отсутствие разногласий может значить то, что один из «участников» буквально переступил через себя.

Второй вид — это внутриличностный конфликт. Это самый трудноразрешимый вид разногласий, так как он возникает внутри нашего собственного эго. Такие ситуации довольно часто делают человека несчастным без особой причины.

Также могут встречаться межгрупповые конфликты. Это те разногласия, которые возникают среди нескольких отдельных социальных групп (например, некая вражда двух параллельных классов в школе). Более точно понять это вам поможет Гришина. «Психология конфликта», написанная ей, раскрывает читателю все нюансы столкновений интересов групп. Ну а теперь пришло время поговорить о том, откуда могут браться ссоры.

Социально-психологические причины конфликтов

Кроме объективных причин, существуют ещё и социально-психологические факторы, которые обуславливают множество конфликтов между людьми.

5

Неблагоприятный социально-психологический климат

Личная неприязнь между членами коллектива, угнетающая обстановка, низкая сплочённость членов группы и т.п. создают неблагоприятную атмосферу, в которой конфликты могут возникнуть из-за любой мелочи.

6

Различия в психологических особенностях людей

У каждого своей темперамент, свои психологические особенности. Иногда люди просто «не сочетаются» друг с другом. При всём желании они с трудом находят общий язык и не могут установить продуктивные взаимоотношения.

7

Когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс – это психологический дискомфорт, который возникает, когда в сознании человека сталкиваются две противоречащие идеи.

Например, ребёнку могут повторять, что нужно всегда говорить правду. При этом за некоторые признания его могут ругать. В итоге, если он сделает что-то непохвальное, у него столкнутся две противоречащие идеи: «нужно говорить правду» и «правду говорить нельзя» – отругают.

Состояние когнитивного диссонанса переживается тяжело, человек находится на взводе, разрывается между противоречиями. Из-за такой психологической нагрузки вероятность возникновения конфликта значительно возрастает.

8

Внутригрупповой фаворитизм

В большом коллективе могут возникнуть малые группы. Это может привести к расслоению, к конфликтам и вражде между малыми группами. Внутригруппового деления избежать сложно, но этого вовсе не требуется. Достаточно сделать так, чтобы внутри коллектива не было деления на «своих» и «чужих».

9

Стремление к власти

Кто-то согласен на роль рядового члена коллектива, а кому-то непременно нужно всеми командовать. И если столкнутся два таких человека, стремящихся в власти, то конфликта не миновать.

Но даже если отыщется всего лишь один желающий быть у руля, всё равно это понравится далеко не всем. Мало кто любит подчиняться и выполнять чужие указания, если ему не платят за это.

10

Эгоцентризм

Эгоцентризм – это невозможность поставить себя не место другого человека, посмотреть на ситуацию с его точки зрения. Это одна из самых распространённых причин конфликтов.

К сожалению, люди ограничены в своей способности смотреть на мир чужими глазами. А кто-то намеренно не хочет понимать другого и довольствуется своим однобоким взглядом.

В итоге возникают ситуации, в которых каждый, с его точки зрения, прав. А уж если каждый уверен в своей правоте, конфликта точно не избежать.

11

Эгоизм

Если каждый думает только о себе, то без конфликтов интересов и столкновений на пути к достижению целей не обойтись. Банальный пример: на прилавке остался один товар и два покупателя начинают спорить из-за него. Никто не хочет уступить, каждый хочет забрать этот товар себе. Как итог – конфликт.

12

Конкуренция

В условиях конкуренции конфликты также не редкость. Причем конкурентная среда бывает не только на рабочем месте, но в других сферах жизни. Рассмотрим пример:

Компания друзей. Один из них – Антон – отличается своей эрудированностью, нередко что-то объясняет остальным. Однажды он не смог ответить на вопрос своих товарищей, но это смогла сделать Марина.

И Антон тут же почувствовал, что потерял позиции, что он больше не кажется самым умным, пальму первенства выхватили из его рук. Это вызывает злобу по отношению к Марине, что может вызвать конфликт по ничтожному поводу.

Также он может попытаться намеренно выставить Марину в не лучшем свете, чтобы опять стать номером один. Это, в свою очередь, спровоцирует Марину на ответные действия.

13

Неспособность конструктивно решать конфликты

Страшен не столько сам конфликт, сколько эмоциональная реакция людей, неспособных беспристрастно подойти к его решению.

Если человек не готов идти на компромисс, не желает слушать и слышать своего оппонента, не допускает того, что он может ошибаться, конфликт, который можно было обсудить и решить без особых проблем, окрашивается личными претензиями, негативными эмоциями и начинает приносить в разы больше дискомфорта.

Поэтому стоит не только избегать ситуаций, в которых может возникнуть конфликт, но и учиться безболезненно справляться с уже существующими конфликтными ситуациями. Кстати, сделать это вы можете с помощью нашего курса по конфликтологии – очень советуем пройти его.

Желаем успехов!

Основой формой проявления социальных конфликтов явля­ется:

а)забастовка;

б)пикет;

в) недовольство граждан, их протест;

*г) голодовка;

д) гражданское неповиновение.

8. Конфликты в духовной среде — это:

а) противоборство субъектов социального взаимодействия в сфе­ре культуры;

б) противоборство субъектов социального взаимодействия в сфе­ре искусства и религии;

*в) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных интересов и взглядов в процессе производства, распределения и потребления духовных цен­ностей;

г) конфликты которые проявляются в идеологической борьбе;

д) конфликты инакомыслящих.

9. Наиболее распространенными и острыми конфликтами духов­ной среды являются:

а) религиозные конфликты; психологические конфликты; кон­фликты в сфере искусства;

б) психологические конфликты; конфликты в сфере обществен­ного сознания; религиозные конфликты;

в) конфликты в сфере идеологии; конфликты в сфере обще­ственной психологии; конфликты в массовом сознании;

*г) религиозные конфликты; идеологические конфликты; конф­ликты в сфере искусства;

д) психологические конфликты; конфликты в сфере идей; кон­фликты на основе эстетических противоречий.

10. Внутриличностный конфликт — это:

а) глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач;

б) состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуа­цией;

*в) столкновение противоположно направленных мотивов лич­ности;

г) столкновение противоположно направленных поведенческих характеристик личности;

д) внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для досте6жения конкретной цели.

11. Кому из ученых принадлежит разработка учения о борьбе эросом и танатосом, как природной основе внутриличностных конфликтов?

*а) 3. Фрейду;

б) А. Адлеру;

в) К. Юнгу;

г) Э. Фромму;

д) К. Левину.

12. Кому из ученых принадлежит разработка учения об экстроверсии и интроверсии, как объективной природе внутрилностных конфликтов?

а) З. Фрейду;

б) А. Адлеру;

*в) К. Юнгу;

г) Э. Фромму;

д) К. Левину.

13. Кому из ученых принадлежит разработка «Теории комплекса неполноценности» ?

а) 3. Фрейду;

*б) А. Адлеру;

в) К. Юнгу;

г) Э. Фромму;

д) К. Левину.

14. Кому из ученых принадлежит разработка теории «экзистенциальной дихотомии» ?

а) 3. Фрейду;

б) А. Адлеру;

в) К. Юнгу;

*г) Э. Фромму;

д) К. Левину.

15. К групповым конфликтам относятся конфликты:

а) личность—группа;

б) группа—группа;

*в) личность — группа и группа — группа;

г) руководитель — коллектив;

д)микрогруппа — микрогруппа внутри коллектива.

16. Основными причинами конфликта между руководителем и возглавляемым им коллективом являются:

*а) стиль управления, низкая компетентность руководителя

6) влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров;

в) негативная оценка руководителя со стороны вышестоящего руководства;

г) неудовлетворительные коммуникации;

д) распределение ресурсов.

17. Конфликт в организации — это:

*а) конфликты между субъектами социального взаимодействия возникающие внутри организации;

б) конфликты между субъектами социального взаимодействия возникающие внутри организации и за ее пределами;

в) конфликты между руководством организации и ее сотрудниками;

г) конфликты между различными структурными элементами организации;

д) конфликты по поводу организационной структуры коллектива.

3. Структурные конфликты в организации — это:

а) конфликты между структурными подразделениями;

б) конфликты, связанные с изменением организационной структуры;

в) конфликты, возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации;

г) конфликты, в основе которых лежат причины, отражающие становлениё и этапы развития коллективов внутри организации.

д) конфликты, возникающие на основе нарушения принципа справедливости или целесообразности в распределении ограничейных ресурсов.

34) Перечислите виды этнических конфликтов по цели:

*а)социально-экономические;

*б) культурно-языковые;

*в) территориально-статусные;

*г)сепаратистские;

д) только б), г) ;

е) нет правильного ответа.

35).

Психологическая структура суицидального поведения включает

следующие компоненты :

а) аффективный, поисковый, подготовительный, исполнительный;

*б) мотивационный, аффективный, ориентировочный, исполнительный;

в) мотивационный, ориентировочный, исполнительный;

г) фрустрационный, аффективный, исполнительный.

36). Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления как: неполные и неточные факторы; слухи, невольная дезинформации довременная информация или информация, переданная с опозданием; ненадежность источников информации; посте факторы; неадекватные акценты:

*а) информационные факторы;

б) поведенческие факторы;

в) факторы отношений;

г) ценностные факторы;

д) структурные факторы?

37).

Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления как: дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интерес манерам поведения в общении; различие в образовательном уровне; классовые различия; негативный опыт отношений прошлом; уровень доверия и авторитетности:

а) информационные факторы;

б) поведенческие факторы;

*в) факторы отношений;

г) ценностные факторы;

д) структурные факторы?

38).

Семейный конфликт — это:

а) конфликт между супругами;

б) конфликт между родителями и детьми;

в) конфликт родственников;

г) конфликт между различными семьями;

*д) конфликт между любыми членами семьи.

39).

К причинам семейных конфликтов относятся:

*а) ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; сексуальная дисгармония партнеров в браке;

б) ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; девальвация моральных ценностей;

в) изменение положения женщины в обществе, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; сексуальная дисгармония партнеров в браке;

г) ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; изменение положения женщины в обществе;

д) ухудшение материального положения семьи; чрезмерная занятость одного или обоих супругов на работе; невозможность нормального трудоустройства супругов или других членов семьи; социально-экономическая ситуация в обществе.

Понятие конфликта в психологии

Под конфликтом понимают противостояние двух и более оппонентов, имеющих разные точки зрения на какую-то ситуацию. Конфликт (conflictus) с латыни — столкновение. Понятие конфликта в психологии подразумевает столкновение интересов, разногласие во мнениях, противостояние в достижении целей. Вся жизнь человека проходит в решении этих споров. Чарльз Ликсон в своей книге «Конфликт. Семь шагов к миру» с долей сарказма подметил: если в вашей жизни нет конфликта, проверьте пульс. Психология конфликта подтверждает, что разногласия между людьми происходят постоянно и являются неотъемлемой частью их существования. Так ли это плохо, попробуем разобраться. Конфликт — это противопоставление желаний, успешное разрешение напряжённой ситуации принесёт пользу конфликтующим сторонам, в психологии спора нужно чувствовать грань, на которой выяснение отношений происходит в созидательном ключе. Нарушение этой границы негативно отражается на обеих сторонах конфронтации.

Структура конфликта в психологии включает в себя:

  • объект (то из-за чего произошёл спор);
  • субъекты (те, между кем возникли разногласия — отдельные лица, группы или организации);
  • условия протекания;
  • масштаб;
  • стратегию и тактику поведения субъектов ситуации;
  • заключительный этап конфликта (разрешён, не разрешён).

Способы разрешения и профилактики ↑

Способы преодоления конфликтов становятся понятны через рассмотрение различных стратегий и процедур работы в случае конфликтного взаимодействия.

Для каждой стадии (предконфликтная, начальная, активного противостояния, завершающая) конфликта будут характерны свои специфические способы разрешения (в зависимости от глубины противоречий).

Анализу в процессе профилактики конфликтов подлежат:

  • личностные особенности каждого представителя коллектива;
  • качество личностного взаимодействия;
  • отношения в группе, их специфика, лидерство отдельных участников (формальное и неформальное);
  • групповую культуру (доминирующие точки зрения, традиции и установки в коллективе, несогласованные позиции отдельных индивидов).

На более поздних стадиях конфликтного взаимодействия можно использовать:

  1. Поведенческий подход (предполагает формирование последовательных рациональных и конструктивных действий – актов поведения, которые пошагово будут приближать участников конфликта к его разрешению).
  2. Аналитический подход (основан на детальном анализе структурных составляющих конфликта, этапов течения конфликта, окружающей среды и разработке на этом фундаменте аналитической модели выхода из ситуации).
  3. Ситуативный подход (предусматривает решение и преодоление конфликтов в зависимости от конкретной ситуации, которая складывается во время межличностного взаимодействия, учет ее специфичных характеристик и влияние именно на те точки, которые позволяют снизить напряжение и уменьшить противоречия).

Истоки

Тема по психологии «Конфликты» — это излюбленная часть многих психологов. Дело в том, что на этом базируется их работа. Хороший психолог сможет вам легко рассказать, откуда могут получаться конфликты и прочие столкновения.

Конфликты, их причины и способы разрешения в психологии

Первой причиной может служить недовольство чем-то. Особенно, когда оно накапливается, словно снежный ком. Человек долго терпит, а потом «взрывается», давая волю своим негативным эмоциям. Язык в такие моменты работает быстрее, чем мозг.

Далее следует неуверенность, особенно в самом себе. Это главный источник внутренних противоречий. Таким образом, личность «мечется» туда-сюда, в поисках верного ответа, и никак не может определиться, что делать. В подобной ситуации есть вероятность появления депрессии.

Последней весомой причиной возникновения негативных ситуаций является затрагивание чужих интересов. Это распространено в обществе, особенно в узком кругу лиц (например, среди офисных работников). Если, скажем, босс незаслуженно поливает грязью вашу работу, то, рано или поздно, вам это надоест.

Навигация

  • Присоединиться к группе
  • Опросы
  • Объявления
  • Гостевая
  • Администратор: Васильева Анастасия Сергеевна
  • Участники

Создать:

  • Добавить Материал в библиотеку
  • Добавить Статью в блог
  • Создать Обсуждение в группе
  • Добавить Новость
  • Создать Фотоальбом
  • Добавить Видеозапись
  • Создать Опрос
  • Добавить Объявление
  • Добавить Страницу
  • Добавить Раздел
  • Редактировать главную страницу
  • Помощь

Эти два упражнения позволят Вам продолжать общаться с клиентом. До тех пор пока он не придет в состояние, когда будет готов к диалогу. И затем начнет уже в более спокойном состояние высказывать возражения. И вы сможете вернуться к уже известному вам варианту работы с возражениями.

Упражнение. Работа с вербальной атакой.

Командам раздаются листы бумаги. И команды записывают на них по два  негативных высказывание для команды соперников. Затем команды обмениваются листами. Тренер дает пять минут на обдумывание ответа в команде.

Затем, человек из одной команды читает выражение, а один из участников второй команды отвечает ответ, придуманный командой.

Задача тренера проследить, что бы в ответе действительно не было негатива и антогонизма.  Если он будет, то  сказать об этом участникам и выполнить упражнение еще раз, что бы люди получили первый успех  по работе с данным упражнением.

Упражнение в парах. Разбить участников на пары.

Первые номера сообщают вторым фразу из списка на флипчарте, а вторые номера придумывают ответ, который помогает оставаться в коммуникации с партнером. Если не получается с первого раза, то первый номер помогает придумать ответ и потом партнеры отрабатывают его эмоциональную подачу.

Экскурс в историю

Впервые термин «внутриличностный конфликт» был предложен родоначальником психоанализа З. Фрейдом. Он считал, что психологическая природа человека по своей сути является конфликтной. В каждой личности непрерывно происходит борьба между инстинктивными устремлениями и культурой, совестью. «Слепые» желания, исходящие от Ид (бессознательного) наталкиваются на цензуру Супер-Эго (совести). Фрейд считал, что максимум, которого может достичь человек – это научиться находить разумный компромисс между своими желаниями и теми ограничениями, которые налагаются обществом.

К. Г. Юнг решил сделать шаг в сторону, и объяснить внутренний конфликт в рамках концепции о коллективном и личном бессознательном. Личностный рост является процессом, позволяющим выработать самость – центр, в котором объединяются индивидуальные и коллективные компоненты.

Внимание А. Адлера, еще одного из последователей Фрейда, было обращено на конфликт между ощущением неполноценности человека и его желанием быть победителем

Причиной этого конфликта, полагал Адлер, может быть один из следующих факторов: неполноценность какой-либо части тела, органа; гиперопека со стороны матери или отца; или же отвержение с их стороны. Разрешить этот конфликт полностью, по убеждению психолога, не представляется возможным. Но его можно в некоторой мере преодолеть посредством развития интереса к другим людям, умения подчинять личные желания общественно полезной цели.

А вот К. Хорни считала, что внутриличностный конфликт присущ как невротикам, так и здоровым. Между представителями этих групп есть принципиальное различие – у здоровых и гармоничных людей внутренних противоречий намного меньше. Если конфликт и есть, он не мешает нормальному функционированию психики.

В своем глазу бревна не видите…

Психология конфликта устроена так, что для решения негативной ситуации необходимо предпринять некоторые усилия, которые могут потребовать от личности большой силы воли. Итак, как же разрешать возникшие споры?

Первое, о чем вам следует помнить — не продолжайте ссоры в возбужденном состоянии. Как уже говорилось выше, язык в такие моменты работает быстрее, чем мозг. Если вы ругаетесь с близким человеком, то можете очень сильно обидеть его. А некоторые слова, произнесенные вами, могут и вовсе навсегда посеять вражду.

Далее следует хорошенько проанализировать сложившуюся ситуацию и попытаться понять, откуда «пришли» ваши разногласия. Когда причина будет обнаружена, проблема уверенными шагами покинет ваш дом.

Следующее действие, которое необходимо предпринять — это объяснить все своему собеседнику. Не повышайте голос, оставайтесь спокойными. Иногда это бывает очень трудно сделать. Тем не менее, когда вы донесете истину до собеседника, то половина проблемы будет исчерпана.

Последнее, что необходимо сделать — это оставить «выход» из сложившегося конфликта. Вместе обдумайте, как можно разрешить то, что случилось, после чего придите к консенсусу. Научитесь немного уступать друг другу. Тогда вам по плечу будут любые преграды.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Психология конфликта — хорошая сторона разногласий

Конфликты, их причины и способы разрешения в психологии

Сначала стоит отметить позитивные стороны возникших серьезных споров и ссор:

  1. Конфликт позволяет полностью или же частично устранить противоречие. Он показывается сомнительные места и нерешенные вопросы. Согласно статистике, около 5% от всех конфликтов так или иначе разрешает противоречия, лежавшие в их основе.
  2. Возникший конфликт дает возможность тестировать личностные качества людей. Например, устойчивость к стрессу и нахождению в сложной ситуации. В некоторых случаях конфликт может способствовать раскрытию неких непривлекательных черт характера, а также каких-либо новых ценностей.
  3. Конфликт может ослабить общую психологическую напряженность. Несмотря на вероятные негативные последствия, конфликт убирает эмоциональную составляющую, что снижает вероятность противоречий в будущем и уменьшает интенсивность получения отрицательных впечатлений от работы или отношений.
  4. Конфликт — одна из причин для развития личности и отношений между людьми. Это способ получения нового опыта, подъема на новую высоту, расширения вариантов взаимодействия с окружающими. Так личность может получить ценный социальный опыт, который в дальнейшем обязательно принесет свои плоды.
  5. Отстаивая правильную точку зрения, человек автоматически повышает уважение окружающих к себе.
  6. Конфликт играет важную роль в социализации человека, давая ему возможность занимать активную позицию при взаимодействиях с окружающими людьми.

Теперь стоит указать негативные последствия, по которым можно проследить всю психологию конфликта:

  • отрицательные последствия для психики;
  • сильный стресс, как следствие, уязвимость для сосудисто-сердечных заболеваний при частых спорах;
  • при неблагополучном развитии, отношения могут быть разорваны окончательно;
  • в некоторых случаях возможны физические травмы;
  • негативный эффект для индивидуальной деятельности, например, учебы, так как производительность человека снижается;
  • конфликт может закрепить в социальном опыте только насильственный способ решения трудностей.

Проблема конфликтов решаема!

Приведенный пример — всего лишь легкий набросок для системного понимания проблем возникновения конфликтов между людьми. Каждому вектору, а всего их 8 (кожный, анальный, зрительный, звуковой и другие), заданы особые, уникальные свойства и качества, реализуя которые среди других людей, человек чувствует себя на своем месте. Получает радость и удовольствие от наполнения своих желаний.

Когда мы знаем и отличаем проявления особенностей психики, приходит понимание мотивов поведения других людей. Тогда не возникает вопросов и недоумений от того — почему с виду приятная женщина вдруг взрывается ядом агрессии и матерщины? Понимание внутренних состояний человека, провоцирующих конфликт, не порождает ответных агрессивных реакций. Конфликт не случается.

Если вы устали и больше нет сил выносить страдания от постоянных конфликтных ситуаций, ссор, непонимания, обид — все эти проблемы вы можете решить на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Более 21 000 результатов людей, прошедших тренинг, подтверждают его исключительность и эффективность.

Узнать себя, своих близких и получить первые изменения в направлении счастливой и радостной жизни возможно уже на бесплатных вводных лекциях. Зарегистрироваться на вводный цикл онлайн-тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана можно здесь.

Корректор: Наталья Коновалова

Причины возникновения ↑

Возникают конфликты вследствие самых всевозможных причин, которые разделяют таким образом.

1.   Общие, «глобальные» причины:

  • социально-политические и экономические (противоречия людей относительно политических и экономических мировоззрений);
  • социально-демографические (людские противоречия, связанные с полом, возрастом, этносом);
  • социально-психологические (связаны с отличиями в различных социальных группах по поводу мотивов поступков, настроений, лидерства и прочего);
  • индивидуально-психологические (отображают причины противоречий из-за различия в личностных характеристиках и проявлениях).

2.   Конкретизированные причины выглядят так:

  • ресурсы (противоречия по поводу их нехватки, распределения, отсутствия);
  • взаимозависимость (в любых ситуациях – личностных, деловых, эмоциональных, когда индивид этим недоволен и пытается изменить);
  • разница целей и задач (они у конфликтующих личностей не совпадают или даже мешают реализовать собственные);
  • ценности и представления (у различных людей могут вступать в антагонизм);
  • коммуникации (противоречия вследствие неадекватности общения или неконструктивного формирования навыков коммуникации, здесь же – недостоверность информации, недомолвки, искажения).