Все синонимы к слову: изнеможденность

Божественный гипноз

И снова рассмотрим простой пример. Когда мы спим и видим яркий сон с четким последовательным сюжетом, мы принимаем все в нем происходящее за чистую монету — искренне переживаем, искренне радуемся и искренне страдаем. И только после пробуждения мы с радостью или печалью понимаем, что это был всего лишь сон.

В состоянии сновидения мы полностью отождествлены с нашим персонажем, даже если он не похож на нас «настоящих». А поскольку внешний мир есть интерпретация объективной реальности субъективным воспринимающим аппаратом, то отождествление с этим самым аппаратом приводит к стойкой иллюзии, что интерпретация — это и есть объективная реальность. Надеюсь, не слишком сложно получилось, но если не понятно, то и ладно… не все сразу, значит.

Так вот, сновидец искренне верит в ту картину, которая перед ним разворачивается, и все-таки мы точно знаем, что сон — это только сон, загадочная игра нашего разума. Сон заканчивается, и мы просыпаемся в реальном мире.

Эта аналогия и приводит нас к третьему уровню отождествления — к отождествлению с нашей личностью, с нашим телом, с нашими мыслями и чувствами, с нашими желаниями, надеждами и ожиданиями, с нашими горестями и радостями, с нашими победами и поражениями… с тем, что мы на самом глубоком уровне — вне всяких ролей и масок — привыкли считать собой.

То самое «Я», которое мы видим даже в самой глубине своей души — это всего лишь сновидец, с которым мы сейчас безнадежно отождествлены. А окружающий мир кажется нам таким осязаемо реальным только потому, что таков уж воспринимающий аппарат нашего сновидца. И вся трагедия этой ситуации в том, что проснуться ото сна практически невозможно до тех пор, пока сохраняется вера в его реальность, а еще большая трагедия в том, что сновидец вовсе не хочет просыпаться — он хочет, чтобы сон продолжался, потому что пробуждение равносильно смерти сновидца и действительно является таковой.

Наше «Я» до смерти боится настоящего пробуждения, поэтому весь духовный поиск так легко превращается в погоню за собственным хвостом — «Как избавиться от собственного Я, не избавляясь при этом от собственного Я?» И поэтому так абсурдны всякие попытки просветлеть по собственной доброй воле.

И все-таки окончательное пробуждение время от времени происходит — с разными людьми и по всему свету. Иногда, кажется, что пробуждение случается в следствие целенаправленной духовной практики — тогда возникает иллюзия, что повторение той же самой практики приведет к повторению результата. Иногда, кажется, что пробуждение случается вопреки всякой практике и вообще всякой духовности, и тогда кажется, что это чисто игра случая.

Теоретически, если предыдущие выкладки более-менее верны, можно предположить, что пробужденный человек может помочь проснуться тому, кто еще спит. Но даже на уровне психологии и первых двух уровнях отождествления все зависит не только от психолога, но и от готовности пациента проснуться и воспринять более широкую картину мира, сохранив при этом целостность своего сознания.

Так что же тогда предшествует окончательному пробуждению? Какого рода готовности ждет от нас Бог, природа или судьба? Какой путь предстоит пройти, прежде чем не останется ничего другого, кроме как проснуться?

Возможно, подсказка скрывается в ответе на вопрос о том, что предшествует пробуждению от сна социального. Поищите ответ сами. Но верна ли вообще вся эта гипотеза, я не знаю.

Тук-тук, Нео… проснись.

Как формируется выученная беспомощность

Многолетние наблюдения и изучение поведения позволили сделать выводы, что выученная беспомощность – снижение или отсутствие способностей в разных сферах:

Мотивационной – человек не умеет ставить цели, мотивировать себя на победу и достижение результата.

Когнитивной – каждая промашка или поражение приравнивается к трагедии, личной катастрофе, отсутствует гибкость при принятии решений.

Эмоциональной – постоянно присутствует ощущение подавленности, может развиваться депрессивное состояние или неврозы.

Характерные «признаки» выученной беспомощности – постоянное использование человеком фраз «я не смогу», «мне не хочется», «мне все равно», « я не такой, мне не повезет».

Все синонимы к слову: изнеможденность

Психологи отмечают, что количество пациентов с подобной проблемой увеличивается в геометрической прогрессии. Возможные причины развития беспомощности они рекомендуют искать в семье и особенностях воспитания:

  • Чрезмерное давление со стороны родителей, гиперопека до сознательного возраста, строгий контроль каждого действия и поступка.
  • Жесткое обращение и побои в семье.
  • Перекосы в воспитании, непоследовательность взрослых.
  • Завышенные ожидания и возложение на детей повышенной ответственности в учебе, занятиях спортом.

В результате перекосов в воспитании формируется инфантильная личность, а выученная беспомощность становится способом защиты от психического давления. Ребенок прекращает проявлять инициативу, заранее зная, какая реакция последует от взрослых.

Психологи отмечают, что безынициативные люди все чаще вырастают в благополучных и полных семьях. Причиной становится чрезмерная опека и забота: любящие родители стараются оградить чадо от домашних дел, хвалят его за любые мелочи, навязывают стереотипы («Ты же будущий мужчина, не веди себя подобным образом»). Ребенок не видит необходимости стараться, помогать по дому, зная, что взрослые члены семьи сделают лучше и быстрее.

Все синонимы к слову: изнеможденность

Выученная или приобретенная беспомощность формируется в несколько этапов:

  • Постоянно повторяются события, провоцирующие стресс.
  • Человек привыкает к отсутствию контроля над ситуацией, перестает действовать.
  • Формируется навык беспомощности, который мозг выучил за несколько лет воспитания.

По мнению психологов, во взрослой жизни у таких людей появляется мышление жертвы. Они легко подчиняются другим членам общества, часто подвергаются психологическому и физическому насилию.

Отождествлениесо внутренними ценностями

Теперь для полноты картины рассмотрим другие примеры, более глубокого уровня. Но заметьте — как бы глубоко мы не погружались, принцип остается все тот же: при отождествлении то, чем мы являемся, переносится и срастается с тем, чем мы НЕ являемся. И с каждым витком нового отождествления, мы все больше удаляемся от нашего истинного и первоначального «Я» и все более несчастными становимся.

Чтобы опуститься глубже, нам нужно вспомнить, что такое Персона в юнговской модели психики. Можно было бы обойтись и без нее, но тогда придется заново объяснять то, что мы уже подробно обсуждали. Если кто-то тему пропустил, читайте соответствующую статью — Тень и Персона. А здесь напомню в двух словах самую суть.

Есть наша сознательная личность со всеми ее чертами и качествами. Под давлением воспитания, часть своих качеств, которые поощряются родителями и обществом, мы складываем в стопочку под названием «Персона», а все остальные прячем с глаз долой в сундук под названием «Тень». Таким образом получается, что Персона содержит те наши врожденные и приобретенные качества, которые позволяют нам получать всеобщее одобрение. Персона — это наша маска, подставная личность, первоначальная задача которой обмануть окружающих и получить от них любовь, признание и прочие бонусы.

Персона содержит в себе наш характер, который мы десятилетиями взращивали и оттачивали, наши идеалы, наши драгоценные принципы, вызывающие восхищение в чужих глазах. Персона — это ложь всей нашей жизни, которую мы возводим в высшую ценность, называя это своей индивидуальностью и уникальностью.

Но до тех пор, пока мы врем только окружающим, ничего страшного не происходит. Проблемы начинаются тогда, когда мы сами начинаем верить в свою ложь, когда маска перестает быть маской и становится лицом — то есть, когда мы отождествляемся со своей Персоной. Так происходит погружение в мир ценностей того социума, в котором Персона была сформирована.

С этого момента человек начинает искренне верить в абсолютное значение социальных ценностей — той условной системы координат, которая определяет, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в рамках данного конкретного социума.

На этой почве и возникают все самые серьезные социогенные неврозы, поскольку всякий внутренний конфликт в своей основе имеет как раз столкновение абсолютных ценностей с условными. Когда отождествления с условными ценностями нет, абсолютные легко берут верх в любом споре, и человек безо всяких внутренних терзаний живет в согласии со своей природой. Но когда отождествление уже случилось, условные ценности набирают достаточный вес, чтобы давление в психическом паровом котле резко начало расти. Последствия очевидны.

Здесь начинается вотчина глубинной психологии, и сюда заглядывает уже далеко не каждый психолог. А еще более «не каждый» может помочь решить проблемы этого уровня. Выше было сказано именно об этом — чтобы помочь другому человеку преодолеть отождествление, психолог сам должен быть от него свободен, иначе все его слова и изощренные технические приемы не будут иметь никакого толка.

Отсюда следует вывод, с которым далеко не всем психологам будет легко согласиться: чтобы по-настоящему эффективно лечить социальные неврозы, психолог должен сам находиться вне социальной системы координат. В противном случае, все его действия будут только еще больше усугублять социальное отождествление у пациента. А значит почва для возникновения новых внутренних конфликтов будет только укрепляться, а значит вместо лечения, пациенту будет нанесен только вред…

Именно этот момент ставит под большое сомнение современные психотерапевтические технологии вроде того же НЛП — одно дело уметь трансформировать и перепрограммировать сознание, и совсем другое — знать, в каком направлении это следует делать. Какими бы эффективными техниками психолог не владел, конечный результат его работы зависит от того, смотрит ли он на ситуацию пациента с более высокой орбиты или же он сам вовлечен в те же самые иллюзии.

Это был второй уровень отождествления. Не самый сложный, но на нем и так срезается подавляющее большинство искателей истины. А есть и еще более глубокий уровень, о котором те же искатели догадываются, но который им никоим образом не светит, пока не будут пройдены и оставлены далеко позади более простые уровни отождествления.

Важные признаки эмоционального насилия в детстве

1. Вы ищите ответа на тот или иной вопрос, даже если он очевиден? Те, кто подвергся насилию в раннем возрасте, всегда сомневаются в себе, даже если они правы, поэтому им свойственно несколько раз переспрашивать, даже если и так все ясно.

2. Постоянные извинения – это признак того, что человек сомневается в своих возможностях и даже уверен, что поступает неправильно. Такие люди всегда просят прощения, даже если их вины на самом деле нет.

3. Сомнения во всем – жертвы не умеют никому доверять и постоянно боятся, что произойдет что-нибудь плохое.

4. Вы очень чувствительны, хотя старайтесь казаться стойкими и выносливыми. Тяжелая жизнь в раннем возрасте всегда учит человека бороться, но дети настолько эмоциональны и ранимы, что взрослея не перестают быть слишком чувствительными.

5. Вам сложно принимать быстрые решения? Это происходит из-за частой критики в детстве.

6. Вы послушны и дисциплинированы – большинство перфекционистов в детстве старались угодить родителям и постоянно искали в себе ошибки.

7. Вы любите тишину – боязнь громких звуков и криков связана с детскими страхами, которые появлялись, когда вас ругали родители.

8.  Вы избегаете общения – жертвы насилия вырастают в интровертов, которые предпочитают находиться в одиночестве, отстранившись от всех.

9. Вам часто приходится обороняться. Это свидетельствует о там, что вы всегда ждете подвоха от других людей, будто они относятся к вам негативно и агрессивно.

10.  Если вы боитесь, что вас бросят, значит, в детстве вы подвергались домашнему насилию.

Все синонимы к слову: изнеможденность

11. При разговоре с кем-либо вы нервничаете и не можете смотреть человеку прямо в глаза.

12. Избегаете конфликтных ситуаций? Любые конфликты вызывают у вас чувство тревоги и вам гораздо проще вовсе отстраниться, чем спорить.

13. Самобичевание – ваше любимое занятие? Когда вы были ребенком, вас уверили в том, что за поступки всегда приходится отвечать. Именно поэтому вы корите себя за любую оплошность, даже если она и незначительна.

14. Вам сложно находить общий язык с людьми? Жертвы, как правило, предпочитают оставаться в одиночестве, нежели провести время в компании.

15. Вы всегда говорите тихо. Стремление никогда не повышать голос связано с тем, что, будучи ребенком, вы часто слышали крики в свой адрес.

16. Не любите комплиментов? Если кто-либо хвалит вас, вы не верите ему, потому что сами не находите в себе ничего хорошего.

17. У вас низкая самооценка? Сомнения в собственных возможностях мешают вам достигать определенных целей.

18. По утверждению психологов, те, кто подвергался эмоциональному насилию, склонны к каким-либо зависимостям, к примеру, они употребляют алкоголь, наркотики, курят или переедают.

19. Вы постоянно находитесь в нервозном состоянии. Даже пустяки приносит вам беспокойство и чувство тревоги, вы панически боитесь неприятностей.

20. Часто злитесь – все детство вам приходилось молчать, накапливая внутри себя злобу и обиду, именно поэтому случаются частые вспышки гнева.

Все синонимы к слову: изнеможденность

21. Вы намеренно вредите себе? У тех, кто столкнулся в раннем возрасте с насилием, проявляется склонность причинять вред самим себе, поскольку они уверены, что заслуживают этого.

22. Часто меняется настроение – если жить бок о бок с человеком, который разрушает вашу психику, то одновременно приходится испытывать несколько разных эмоций, что напрямую влияет на настроение.

23. Вы можете пропустить какое-либо событие или невнимательно слушать разговор, поскольку замыкаетесь в себе.

24. Пережив эмоциональное насилие сложно научиться доверять другим людям.

25. Отмечаете у себя излишнюю скромность? Если какое-либо радостное событие происходит в вашей жизни, вы цените это. Вы благодарите судьбу, что худшее уже позади.опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Суть психологической зависимости

Говоря о зависимостях, я бы выделила:

  • положительные (конструктивные),
  • отрицательные (деструктивные).

А самым близким понятием считаю термин «привычка». Думаю, в таком сравнении проще понять суть зависимости как социально-психологического феномена.

По сути, зависимость и есть привычка, основанная на навыке. Это потребности в повторении привычного действия. Сам по себе механизм зависимости имеет нейтральный характер. Положительным или отрицательным он становится, когда человек дает направленность своей зависимости.

  • Например, мы привыкли ухаживать за собой: мыть волосы, чистить зубы, следить за одеждой. И, согласитесь, внешний вид влияет на состояние душевное? Мы зависимы от самих себя и обстоятельств. Но одни зависимости, например, потребность в чтении или занятиях спортом, позволяют нам расти, а другие, например, потребность в употреблении ПАВ – тянут на социальное дно.
  • Следует разграничивать зависимости и аддикции. Аддиктивное поведение – вариант деструктивного зависимого поведения, цель которого – уход от реальности (физическое или психическое «усовершенствование», трудоголизм, одиночество или избыточная социальность, мир фантазий). Это психологическая зависимость от ПАВ или действий, приносящих урон организму.
  • Зависимое поведение – более широкий термин, подразумевает психологический и физический компонент, притом носящий как положительный, так и отрицательный характер. В данной статье речь идет о психологическом элементе зависимости, но не обязательно в отрицательном ключе. Однако если вы хотите от чего-то избавиться, то, вероятно, речь идет об аддикциях, потому этому будет уделено больше внимания.
  • Соответственно, можно как искоренять негативные зависимости, так и формировать полезные. Например, зависимость от физических нагрузок или изучения иностранного языка. Хороший вариант – замена деструктивных зависимостей конструктивными.

Отождествлениесо внешними ценностями

Возьмем для пущей наглядности какого-нибудь ярого футбольного болельщика. Что с ним происходит, когда его любимая команда выигрывает? Он испытывает прилив положительных эмоций, он рад победе и горд достижениями команды точно так же, как если бы он сам был ее частью, как если бы он сам забил решающий гол.

А что с ним происходит, когда команда проигрывает? Он на полном серьезе чувствует себя несчастным — он испытывает горе и стыд, как если бы это было его личное поражение, как будто это он дал неправильный пас или собственноручно пропустил гол. Он злится на свою команду потому, что бессознательно чувствует себя соучастником их проигрыша, но не хочет брать на себя за это ответственность.

В этом примере болельщик отождествил себя с командой, за которую болеет. То есть, даже не так: «боление» за команду — это и есть самая примитивная форма отождествления. Для болельщика «Я — это моя любимая команда», «Ее победы — мои победы, ее поражения — мои поражения».

Отсюда же происходят и кровопролитные войны между болельщиками противоборствующих команд, ведь оскорбление «моей» команды — это оскорбление меня самого, а свою честь нужно защищать! То есть, в конечном счете, для болельщика все сводится к его собственному ущербному Эго, а на реальную команду ему в общем-то плевать. Победы и поражения команды он принимает лично и близко к сердцу только потому, что эта команда магическим образом стала тождественна его собственному «Я».

Подобное отождествление — это один из способов избегания сложностей реальной жизни, когда она подменяется вымышленным мирком с простыми правилами и ценностями, где ни о чем не нужно думать, а достаточно только примитивно реагировать по общеизвестной программе.

Отождествление позволяет забыться, погрузиться в иллюзорный мир иллюзорных ценностей, поверить в него всей душой и оставить более сложный реальный мир более реальных ценностей и более реальных проблем далеко позади.

Обратите внимание, что речь идет не о противопоставлении истинного и ложного, реального и нереального, а о БОЛЕЕ реальном и МЕНЕЕ реальном. Это важный момент, потому что отождествление может быть многоуровневым, с погружением в мир иллюзий все глубже и глубже на каждом новом этапе

Например, чтобы «полноценно» отождествиться с футбольной командой, нужно еще до этого пребывать в состоянии определенного отождествления.

Пример с футбольной командой только один из множества возможных. С тем же успехом можно было бы рассмотреть отождествление с партией, с религией, с родиной, с любимой рок-группой или любым другим своим личным идолом. Сотворить себе кумира, а затем защищать его ценой своей жизни, можно из чего угодно и из кого угодно — комментарии к соответствующим статьям тому пример.

Но это все примеры примитивные и потому скучные. Психология щелкает проблему подобного отождествления на раз — к любому психологу можно пойти и он поможет от такого поверхностного отождествления избавиться… было бы желание. Но его-то как раз и нет, потому отождествление возможно только, как бессознательный процесс.

Знать о своем отождествлении — значит уже избавиться от него. Бывает правда и промежуточное состояние, когда человек только догадывается о наличии какого-то отождествления, но не может его окончательно ухватить своим сознанием. Тогда психолог может помочь, но только при одном непременном условии — он сам должен быть свободен от этого самого отождествления. Это важный момент, не упускайте из виду — ниже пригодится.

Избавление от отождествления, когда оно происходит, приносит с собой чувство пробуждения ото сна — как будто пелена с глаз спадает, и человек видит мир в истинном свете. Но как одно отождествление наслаивается на другое, так и освобождение от одного не освобождает от другого. Болельщик может очнуться ото сна и увидеть, насколько шире и богаче мир вне футбола — это приносит ему чувство свободы и счастья, но на более глубоком уровне он так и продолжает спать.

Вопрос для самостоятельного обдумывания: если изначально отождествление происходит из желания сбежать от тревог и трудностей своей обычной жизни, то при каком условии отождествление может быть снято? Что должно изменится в человеке, чтобы ему больше не нужен был этот способ убегания от реальности? — Это вопрос чертовски интересный, поскольку ответ на него укажет на то препятствие, которое удерживает нас от окончательного пробуждения ото всех отождествлений.