Детство сквозь столетия: как менялось отношение к детству в разные эпохи
Дети и игры
Символические атрибуты детства («детская непосредственность», игры и игрушки, наивность, буквальность мышления, незнание правил) в классической культуре долго не встречали одобрения.
Идеалом были взрослость, разумность, способность говорить и вести себя как взрослый. Эти качества проповедовала философия Просвещения с её моральными поучениями для подрастающего поколения. Ранняя взрослость могла обеспечить отпрыску успешное будущее, шла ли речь о том, чтобы в юном возрасте суметь распорядиться родительским состоянием, командовать нижестоящими, выжить трущобах или выбиться в люди.
В Новое время начинает формироваться другое понимание детства, предполагающее заботу о здоровье ребёнка, внимание к его физическому развитию и морали. Эрнест Д’Эрвильи написал свою книгу о доисторическом мальчике в XIX веке, полагая, что в его времена условия жизни детей стали легче, а прогресс уступил место дикости
Во многом это правда (доисторический ребёнок не гнушался сырым мясом, а условного Оливера Твиста это бы, как минимум, смутило), однако многие ситуации из XIX века очень далеки от сегодняшнего положения дел.
Постепенно мир переходит от модели «идеальные дети — маленькие взрослые» к представлению о детстве как о периоде, имеющем самостоятельную значимость. Со временем экономические условия изменились, и от детей перестали требовать раннего заработка. Более перспективной родительской инвестицией стало образование ребёнка.
Это может быть интересно
Как менялись представления о Вселенной
Освободившееся пространство в жизни детей стало заполняться особенными «детскими» символами и конструктами. Жанры детской литературы обогащались: к религиозным наставлениям и нравоучениям для юношества добавились волшебные сказки, сентиментальные романы и приключенческие истории. С развитием промышленности стало производиться всё больше детских вещей и игрушек, которые теперь не только копировали предметы из взрослого быта, но и учитывали интересы ребёнка.
Если прежде дети рождались чуть ли не каждый год, сегодня в развитых странах появление ребёнка — осознанное и важное решение, поэтому место детей — в центре семьи.
Идея «окультуривания» детей стала пересматриваться по мере того как в западном обществе нарастало критическое отношение к собственной культуре. Институты и принципы воспитания стали рассматриваться некоторыми исследователями как репрессивные. Согласно философу Мишелю Фуко, школа просвещенческого образца потрудилась над уравниванием и подавлением личности так же, как тюрьма и психиатрическая клиника.
Оформились отдельные дисциплины, изучающие проблематику детства и взросления: возрастная психология, эволюционная педагогика, социология детства. Исследователи задумались о том, что детское восприятие и голос ребёнка имеют свою ценность и представляют интерес. В частности, много сил изучению детства и взросления посвятила Франсуаза Дольто, французский психоаналитик и педиатр, автор книг «На стороне ребёнка» и «На стороне подростка».
Постепенно в ребёнке стали ценить пластичность сознания, фантазию, свежий взгляд на вещи, которые раньше считались «несовершенствами» и пробелами в воспитании. Благодаря психоанализу формируется идея о том, что «внутренний ребёнок» есть в каждом из нас, а авторы книг о нестандартном мышлении предлагают следовать примеру детей.
Дети и работа
Ещё по этой теме
Возрастная психология на всю жизнь
В книге «Приключения доисторического мальчика» Эрнеста Д’Эрвильи девятилетний главный герой был ловким птицеловом: он умел вытаскивать птиц из гнёзд, не разбудив, и за это получал иногда кусок сырого костного мозга. Другой мальчик, шестилетний, оставался поддерживать огонь на всю ночь, пока старшие уходили на охоту. Погасни огонь, виноватого ожидало бы суровое наказание без скидок на возраст.
Думали ли наши далёкие предки о том, что ребёнок или юноша проживает «золотую пору», проживает этапы адаптации и социализации, исследует мир? Как правило, нет. Куда больше их интересовало, сколько в племени рабочих рук. Подробной периодизации возрастов (ребёнок, подросток с тремя этапами пубертата, юноша) в те времена не было. Социальную взрослость уравнивали с биологической.
Способен держать вилы и вступать в брак? Стало быть, достаточно взрослый и для того, и для другого.
С ростом городов и развитием учебных заведений о вопросах детства начали говорить. Хотя и в это время получать образование в учебных заведениях или, тем более, у домашних учителей, могли далеко не все. Многим было вообще не до учёбы. Немалую часть бытовых нужд крупного города конца XIX века, будь то Лондон, Париж, Санкт-Петербург или Нью-Йорк, обслуживали несовершеннолетние. Детям из простых семей (а таких было большинство) приходилось работать газетчиками, чистильщиками сапог, точильщиками, разносчиками, помощниками различных мастеровых и ремесленников.
К некоторым работам специально привлекали именно детей. Например, маленький трубочист мог забраться туда, куда взрослый не пролезал.
В романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист» один из персонажей, благодушно посмеиваясь, рассказывает о том, как помочь мальчику не застрять в дымоходе:
«Мальчишки — народ очень упрямый и очень ленивый, джентльмены, и ничего нет лучше славного горячего огонька, чтобы заставить их быстрёхонько спуститься. К тому же это доброе дело, джентльмены, потому как, если они застрянут в дымоходе, а им начнешь поджаривать пятки, они изо всех сил стараются высвободиться».
Это может быть интересно
А в прежние-то времена: Древний Восток и педагогика не для всех
Девочки работали няньками, швеями и прачками, продавали цветы, спички, зелень и овощи. Кроме того, им нужно было выполнять домашние обязанности. В мире без стиральных машин, пылесосов, синтетических материалов и бытовой химии это было непросто даже для взрослых женщин. Например, горячую воду требовалось таскать в вёдрах на нужный этаж, все поверхности в доме — оттирать тряпкой вручную, все вещи — чинить и штопать при тусклом свете свечи. Когда вещь портилась (например, рвались носки или брюки) никому не приходило в голову выбросить её, если ещё можно поставить заплату.
Дети могли оказаться в работных домах, где помогали родителям почти в каторжных условиях или трудились самостоятельно (если их ловили за попрошайничеством и кражами). Работные дома были кошмаром городской бедноты — многие предпочитали нищенство принудительному труду на производстве или в угольных шахтах. Кстати, профессиональное нищенство было самостоятельной специальностью со своими «университетами», «экзаменами» и возможностью карьерного роста. Стоит ли говорить, что этот мир поощрял хитрость и хватку и не слишком ценил инфантилизм.
Дети в искусстве
В греческом искусстве можно встретить изображения детей, однако позже они исчезают
Римляне относились к детям уже с меньшим вниманием. Детство перестаёт быть значимым, а поведение легендарных детей не отличается от поведения взрослых вымышленных персонажей
Требования, которые предъявлялись к члену сообщества в средневековой деревне, не слишком отличались от тех, что существовали в доисторическом мире, пусть даже способы производства и ведения хозяйства стали иными.
На средневековых миниатюрах дети не появляются примерно до XII века, а первые их изображения — фигурки с нарушенными пропорциями, уменьшенные копии взрослых. Долгое время иконография детства оставалась по большей части религиозной: если рисовали ребёнка, чаще всего это был младенец Иисус. Светские изображения детей начинают широко распространяться примерно с XV—XVI веков. Эволюцию изображений детей в искусстве рассматривает, в частности, Филипп Арьес в книге «Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке».
История вторая: Жестокий взрослый мир
Старшеклассница, испытывавшая затруднения в общении с матерью, разоткровенничалась с учительницей. Во всей ее речи подтекстом шло «Скажите маме, что я хорошая, что я ее люблю, что я нуждаюсь в ее понимании!». Вооружившись полученными фактами, учительница, недолго думая, звонит маме этой девочки и ведет диалог буквально с позиции Господа Бога. Учительница сообщает маме, что ее дочь «отбивается от рук» (любимое взрослое выражение), что она спуталась неизвестно с кем, что впереди выпускные экзамены, и что все, что ее ждет в будущем, – работа уборщицей.
По моему твердому убеждению, каждая фраза этой учительницы – профессиональное преступление. Но самое страшное, что мама соглашается и даже не пытается прервать поток личностных унижений ее дочери, не говоря уже о защите своего ребенка от хамства! Таким образом мама ищет оправдание себе самой: «дочь взрослеет, я теряюсь». Так проще, чем пытаться понять.
Каково же этой девчонке? Теперь против нее сразу двое близких людей. И кому теперь верить? И кто сможет поверить ей? Она еще не совершила ничего плохого. Пока не совершила. Но если все от нее этого ожидают, более того – моделируют будущее таким неудачным, наверное ничего другого ей и не остается… Так проще, чем пытаться доказать, что она хорошая.
Взрослые – родители, учителя – всегда получат то, чего ожидают. Поэтому такие любимые учителями клише «Они ничего не понимают, ничего не хотят» и тому подобные, к сожалению, соответствуют действительности.
Скажите, вы представляете себе педсовет, на котором учителей, а не учеников, разбирают за неуспеваемость? Например, что сделал учитель географии, чтобы дети захотели выучить столицы всех стран мира? Что сделала учительница геометрии, чтобы живее подавать материал? Все происходит по отточенной десятилетиями схеме: «Ваш сын нарушает внутренний распорядок школы, ваша дочь не выполняет требования…»
Маленькие люди вынуждены защищаться. Без опыта, без знаний, как это делать, без какой-либо поддержки… А ведь кажется, совсем недавно взрослые так умилялись схожести детей с ними самими…
Сегодняшние дети: раннее взросление или инфантилизм?
Это может быть интересно
Классические интервью с интеллектуалами XX века
Некоторые говорят, что современные дети слишком рано взрослеют: благодаря интернету они широко осведомлены, высказываются по поводу глобальных вопросов, выходят на митинги, имеют богатый словарный запас, умеют ориентироваться в информации, придумывают стартапы и читают лекции TED (в этом видео, например, тринадцатилетний Логан ЛаПлант, разработавший систему домашнего обучения под названием «хакскуллинг», излагает свои взгляды).
В то же время, многие жалуются на инфантилизм сегодняшних детей: они плохо ориентируются на местности, мало вовлечены в практическую деятельность, их знания не глубоки и не системны, а ещё они убеждены, что все им должны. Да и вообще, кто такие «современные дети»? Условный подростковый возраст сегодня длится до окончания студенчества, а то и лет до 30, если после обучения в университете человек продолжает учиться и переучиваться. Когда же, наконец, полагается вырасти?
Дело в том, что возрастные категории существуют только в корреляции друг с другом, поэтому изменение понимания детства невозможно без изменения трактовки взрослости.
Как мы помним, ещё древние греки жаловались на то, что молодежь не уважает старших. Однако то, что где-то дети не почитают стариков, то есть не видят ценности в их опыте, свидетельствует об изменении принципов трансляции знания. Раньше «старик» был носителем знаний, но теперь информация перестала быть эксклюзивной, а функция старшего как её носителя стала отпадать. Поэтому и от взрослого сегодня требуется совсем иное. В частности, умение всё время адаптироваться. Так что, если считать детство периодом обучения, то время «взрослых» уходит.
Так что, несмотря на изменение роли детства на западе, в целом ситуация неоднородна: пока одни тринадцатилетние выступают с лекциями, другие выходят замуж.
История третья: На приеме у психолога
Передо мной сидит тридцатидвухлетняя красивая женщина. Она знает два иностранных языка, окончила курсы бухгалтеров. На работе требуют высшего образования, но она все оттягивает момент поступления в вуз. Все дело в том, что ее просто сводит от одной мысли, что придется там что-то отвечать и сдавать. У нее страшные, прочные воспоминания о своей учительнице, которая унижала ее каждый раз, вызывая к доске.
Как страна может иметь хороших профессионалов своего дела, если в учеников и студентов не верят их преподаватели?! Могут ли родители быть уверены в своей старости, если были недостаточно внимательны к своим детям?
Неосторожным словом, нетерпением и невниманием к детям мы закладываем у них неверные навыки, формируем деструктивную модель поведения. Как быть? Всего лишь несколько правил могут помочь
- Правило первое: никогда не говорите при ребенке о нем в третьем лице.
- Правило второе: никогда никому не позволяйте говорить о вашем ребенке плохо.
- Правило третье: почаще представляйте себя на месте детей в первом и втором правилах. Так вам будет проще найти ключ от двери, ведущей в мир маленьких людей. Дети обязательно будут похожи на вас!
Фото: Илья Андриянов / Фотобанк Лори
История первая: Крик о помощи
Телефонный звонок от моего дальнего знакомого.
– Помоги! Что делать, не знаю. Сын совсем неуправляемый. Ничего не хочет делать! Огрызается, по дому не помогает, от компьютера его не оторвать…
– Сколько ему лет?
– Пятнадцать.
– Скажи, а вчера он был послушным?
– Не-е-ет…
– А позавчера? А неделю тому назад? А месяц? Ты можешь хоть примерно назвать отправную точку начала его непослушания?
– Все ясно. Значит, это безнадежно. Так и будет. Хоть куда его теперь девай…
Отец не захотел потрудиться припомнить, когда именно у мальчика появились первые проявления непослушания, не говоря уже о том, чтобы подумать и понять причину их возникновения. Так почему же сейчас сын должен делать какие-то усилия, чтобы понять, чего именно вдруг стали требовать от него родители?!
Вполне возможно, что у родителей были свои какие-то жизненные вопросы, поиски решений. Вероятно, модель поведения отца была такой, какую сейчас проявляет сын: «Ай, не хочу, не буду, пусть как будет, так будет…» Почему бы сейчас не признать, что сын очень похож на своего отца? Состояние отца в данной ситуации – это проекция, направленная на сына, как способ собственной психологической защиты.
В поиске «крайних» чаще всего оказываются дети. Потом дети этих выросших детей, потом дети тех детей и так далее… Рисуется малоприятный сценарий жизни поколений. С одной-единственной отправной точкой: в какой-то момент родители перестали быть внимательными к своим детям. Ничего не бывает вдруг. Поведение детей отражает душевное состояние родителей.