Лучшая методика скорочтения для взрослых. Можно ли научиться скорочтению самостоятельно

Как развить скорость чтения

Итак, советов лишь два:

  1. Избегайте скачков взгляда по странице.
  2. Не тратьте периферическое зрение на поля.

На первый взгляд все просто. Но чтобы использовать эти приемы каждый день, нужно развить их до уровня рефлекса. Для этого выполняйте комплекс из трех упражнений:

  1. Используйте карандаш, чтобы не перепрыгивать с одной части текста на другую. Положите перед собой открытую книгу и читайте, ведя кончиком пишущей принадлежности вдоль строки. Начинайте с первого слова и заканчивайте последним. Вы ощутите, как растет концентрация внимания. Затем подсчитайте количество строк на странице, засеките на секундомере одну минуту и принимайтесь за чтение. Постарайтесь тратить на строку не больше секунды. Не останавливайтесь и не возвращайтесь назад.
  2. Следующую минуту читайте с карандашом, но начинайте со второго слова в строке и завершайте за два до конца.
  3. В течение третьей минуты стартуйте с третьего слова и финишируйте на третьем с конца. Читайте со скоростью в полсекунды на строку. Не останавливайтесь, даже если смысл прочитанного будет ускользать. Сосредоточьтесь на времени и количестве строк.

«Разогревайтесь» минут 15, а затем измерьте скорость чтения. Она возрастет в 2-3 раза по сравнению с обычной. И помните: скорочтение требует постоянной практики, но позволяет развить показатели до 1500 слов в минуту!

Лучшая методика скорочтения для взрослых. Можно ли научиться скорочтению самостоятельно

Используйте карандаш, чтобы не перепрыгивать со строки на строку

Расширяйте угол зрения

Упражнение «Стихотворения»

  1. Найдите стихотворение с короткими строчками.
  2. Одну строку читайте за одну остановку, фокусируя глаза на крайних словах.
  3. Постепенно подбирайте стихотворения с более длинными строчками.

Упражнение «Окна»

  1. Рассмотрите широко открывающуюся вашему взору панораму за окном.
  2. Перенесите взгляд на текст, подстраивая глаза по краям строчек текста: сектор оперативного поля сужается, его нужно снова и снова увеличивать.
  3. Повторите эти действия несколько раз.
  1. Прочитайте текст газетной колонки, сопровождая чтение четырьмя пальцами, быстро передвигая их сверху вниз.
  2. Тоже сделайте тремя, двумя и одним пальцем.

Упражнение «Опять окно»

  1. Подойдите к окну, в которое вы уже смотрели (упражнение «Окно»).
  2. Переносите взгляд с панорамы за окном на текст: сектор видения сужается – расширяйте его, повторяя вновь и вновь.

Упражнение «Пленки-листики»

  1. Приготовьте несколько картонных листов с прорезью на две, три и более строк газетной колонки или полоски цветной полиэтиленовой пленки соответствующей ширины.
  2. Читайте текст, быстро передвигая рамку или полоску, одним взглядом охватывая весь окружающий фрагмент текста.

Упражнение «Найти число»

  1. Начертите на бумаге квадрат 3х3 и расставьте в хаотичном порядке цифры от 1 до 9.
  2. Смотря в центр квадрата, не отрывая глаз, ищите по порядку другие цифры.
  3. Увеличьте квадрат до 4х4 (числа 1-16), до 5х5 (1-25).

Упражнение «Словари»

  1. Возьмите орфографический, антонимический, синонимический, русско-иностранный или другой подобный словарь.
  2. Читайте слова максимально быстро, распознавая в секунду по несколько слов одновременно.

Упражнение «Первое и последнее»

  1. Включите музыку.
  2. Читайте быстро первое и последнее слово в каждой строке, при этом другие слова читать не надо.

Упражнение «Номера машин»

  1. Идя по улицам, мгновенно «забирайте» взглядом номера припаркованных или проезжающих машин.
  2. Глядя по сторонам, также «схватывайте» выделенные слова на каких-либо вывесках и объявлениях.

Упражнение «Где бы то ни было, когда бы то ни было»

  1. Расширяйте сектор обзора всегда и в любой обстановке.
  2. Не двигая зрачками, увидьте как можно больше предметов со всех сторон (снизу, сверху, слева, справа).

Упражнение «Цифры, буквы, фразы»

  1. Напишите «взглядом» цифры от 0 до 33.
  2. Так же напишите все буквы алфавита.
  3. Напишите несколько словосочетаний или фраз.

Эффективные способы

Для ускорения темпа чтения необходимо понять работу памяти. Каждую книгу нужно уметь проработать по трем уровням:

  • впечатления;
  • ассоциации;
  • повторение.

Весь материал читают эмоционально. Это позволит лучше его запомнить. Если человек каждую часть произведения проживает, как и главный герой, то ему легче усвоить новую информацию. Иногда не удается живо представить себе сюжет, тогда поможет только чтение вслух. Но это не способствует скорочтению.

Хорошо также ассоциировать книгу с чем-то знакомым. Роман сравнивают с собственными отношениями, описание дружбы со своими приятелями, приключения — с поездками и путешествиями. Воспринимать новую информацию сложно, но при сравнении ее с личным опытом произведения быстрее запоминаются.

В личных книгах желательно делать заметки — писать значения непонятных слов, расшифровку аббревиатуры или основные черты персонажей на полях. Через некоторое время можно снова достать произведение и по надписям воспроизвести в памяти сюжет.

Как читать быстрее: советы, техники, упражнения

Watch this video on YouTube

Чтение позволяет уйти от рутины, ежедневных проблем и суеты. Они развивают человека духовно, заставляют его тренировать свое воображение и память. У мозга неограниченные возможности, и их лучше использовать для освоения скорочтения. Повышение темпа восприятия текста позволит быстрее воспринимать новую информацию.

Методика скорочтения

Как научиться не думать и не проговаривать. Этой методики можно
научиться максимум за 1-2 дня. Если этого не произошло, значит, методика не для
Вас. Смотрите на часы (секундная стрелка или цифры), постарайтесь в этот момент
ни о чем не думать, убирайте любые мысли в пределах 5 минут.

  1. На стандартном листе напечатайте любой текст.. Эта фраза повторяется на
    всем листе. В центре ставите зеленую точку (желательно фломастером). Смотрите
    только на точку, старайтесь принять только ту мысль, что напечатана. Через некоторое
    время на короткий промежуток Вы сможете увидеть ВЕСЬ ТЕКСТ. Вы на верном пути.
    При этом развивается и периферическое зрение.
  2. Медитация. Описывать лень. В Интернете найдете.
  3. Мне лично помог следующий прием. На вдохе представьте себе, что Ваша голова
    расширяется. В этот вомент Вы почувствуете, что мыслей-то никаких и нет. ЗАПОМНИТЕ
    это чувство. Старайтесь не задерживать дыхание — оно должно быть ровным и спокойным.
    Как только появилась мысль, снова на вдохе делаете тоже самое. Я думаю, за день
    Вы этому научитесь. Главное, что это упражнение можно выполнять практически
    везде.

Как только Вы это почувствовали, запомните это состояние и в
следующий раз при чтении вспомните его.

После того как у ВАС это получится (обязательно), хотя бы на
30 секунд берете любую книгу и говорите себе (после того как убрали мысли), что
Вы хотите от нее получить и собственно начинаете не читать, а просматривать слова
. Вы автоматически включаете канал эмоций (грубо говоря, срабатывает связь «мысли-медленно»
или «медленно-мысли»).

Чтобы собрать информацию, обрабатывать сразу ее сразу необязательно.
Просмотрев кусок текста до первой мысли, заметьте, сколько прочитали. В следующий
раз это время будет больше. Постарайтесь вспомнить, о чем шла речь. Если не помните,
ничего страшного. Это придет очень быстро. Мозг в подсознании работает намного быстрее.
Вам нужно только привыкнуть к этому. Научить не только принимать, но и отдавать
информацию Вашему сознанию. В таком состоянии без тренировки мозг быстро устает.

Какая главная мысль текста

Чтобы понять, о чем текст, не обязательно воспринимать каждое слово. На самом деле достаточно выделять ключевые слова, а на их основе мозг самостоятельно достроит полную картину повествования.

Для этого полезно выполнить следующее упражнение:

  • Возьмите любой незнакомый текст.
  • Попросите кого-нибудь закрасить маркером некоторые слова, выбранные в хаотичном порядке.
  • Читайте и старайтесь понять смысл текста.

Для начала можно взять простенький текст, но в дальнейшем потренируйтесь на статье, тематика которой вам абсолютно неизвестна. Количество закрашенных слов также можно увеличивать.

Проделав это упражнение, Вы поймете, что многие слова в тексте — это просто вода, которые никак не влияют на способность нашего мозга отбирать и усваивать нужную информацию.

Полезные правила

Есть несколько полезных правил, позволяющих научиться быстрее читать. Если регулярно их придерживаться, то можно ускорить свой темп. Некоторые из правил:

  • повышенная концентрация;
  • представление общего образа;
  • использование закладок;
  • постоянные тренировки.

Обучиться быстрому чтению без концентрации внимания невозможно. В домашних условиях абстрагироваться легче, чем в общественных местах. Можно перед чтением просмотреть описание произведения, ознакомиться с отзывами о нем

Это позволит настроиться на занятия и оценить важность материала. Важно также хотеть получить полезную информацию из текста

Если нужно прекратить чтение, то обязательно оставляют закладку. Это позволит быстрее вернуться к тому месту, на котором пришлось остановиться. Так получится восстановить в памяти почитанное ранее и ухватить нить произведения снова. Лучше меньше контролировать себя и позволить мозгу вспомнить информацию и проанализировать ее.

Желательно также постоянно тренироваться. С каждым днем нужно увеличивать время и количество прочитанных страниц

Сначала стоит уделить внимание книгам без точных данных, затем приниматься за более сложный материал. Постепенно мозг привыкнет к увеличению нагрузки и будет сам требовать побольше читать

Когда память достаточно разовьется, читатель сможет вспоминать все детали сюжета.

Зачем читать быстро

Кому будет полезно развитие скорочтения? Ответ на этот вопрос предельно прост. Каждому, кто стремится к познанию нового, этот навык будет полезен. Узнав, как научиться скорочтению, и потратив несколько месяцев на то, чтобы освоить этот приём на практике, вы впоследствии сможете экономить огромное количество времени.

Лучшая методика скорочтения для взрослых. Можно ли научиться скорочтению самостоятельно

В свою очередь, медленное чтение не всегда оправданно. Большинство людей не дочитывают книги до конца именно по причине больших затрат времени. Также, читая медленно, велики шансы потерять интерес к сюжету и опять-таки забросить книгу, не дочитав.

Для некоторых специалистов чтение тематической литературы – это часть трудовых обязанностей, дающая возможность расти, развиваться и стать экспертом в своём деле. Для этих людей овладение техникой скорочтения — профессиональная необходимость.

Зачем нужно чтение

Лучшая методика скорочтения для взрослых. Можно ли научиться скорочтению самостоятельноТолько благодаря чтению человек может развивать свою грамотность. Согласитесь, абсолютно все правила написания слов мало кому запомнились, разве что преподавателям русского языка.

А начитанному человеку эти правила и не нужны, так как написание любых слов он легко может восстановить в своей памяти.

Даже правописание редко встречающихся слов можно воспроизвести на основе ассоциаций и знаний прочитанной массы слов.

Приоритетом для чтения всегда была художественная литература, так как в ней высокий словарный запас, а также воспринимается и читается она значительно легче, чем техническая или научная литература. Да и о том, что художественная литература интересней и увлекательней никто спорить не будет.

Человеческие переживания и чувства, которые передает в литературе автор – это пережитый опыт человечества. Мы не в состоянии пережить все доступные нам эмоции и переживания за такую короткую жизнь. Воспитать эти чувства помогает проводник – книга, благодаря которой мы можем тонко понимать то, что чувствуют другие люди и лучше понимать свои эмоции.

Комплекс упражнений

Научиться быстро говорить можно только в процессе регулярных тренировок. Чтобы тренировать и развивать артикуляцию, следует выполнять следующие упражнения:

  • Садитесь перед зеркалом прямо, сфокусируйтесь на своем же лице. Поднимите брови вверх и зафиксируйте их в таком положении, пока те не устанут. Следом нужно на секунду зажмуриться, открыть глаза и расслабиться. Улыбнитесь широко-широко и скрутите губы в трубочку.
  • Откройте рот как можно шире, подвигайте челюстью то вправо, то влево.
  • Откройте рот широко-широко, опустите челюсть и растяните губы. Не закрывая рот, попробуйте свести губы вместе.
  • Размяли губы, теперь тренируем язык. Попробуйте немного закрутить язык и провести им по небу, доставая до всех возможных и невозможных участков. Представьте, что язык – это валик, а небо – потолок, который надо этим валиком покрасить.
  • Переходим к звукам. Выполнять это упражнение можно перед сном, когда вы понимаете, что очень устали и начинаете зевать, широко и сладенько. Только делайте это не тихо, как привыкли, а громко, издавая такие звуки: ах, эх, ых, ох, ух.
  • Давайте представим, что мы полощем горло. Ваша задача делать то же самое, но без содовых растворов. Просто запрокиньте голову и издавайте характерный звук полоскания горла.
  • Откройте рот, опустите нижнюю челюсть, но без напряжения. Подставьте снизу под подбородок кулак и пытайтесь им закрыть рот. Нижняя челюсть должна изо всех сил сопротивляться. Давите с каждым разом сильнее и сильнее, при этом старайтесь, чтобы нижняя челюсть оставалась на месте.
  • Наберите за щеки воздуха так, чтобы они надулись, и резко выпустите его с характерным для этого действия звуком. Следом надувайте щеки, не открывая рот.
  • Задержите воздух, надув щеки, и как будто перекатывайте его из одной стороны в другую, то увеличивая, то уменьшая размеры этого воздушного шарика во рту.
  • Последнее упражнение – рыбка. Втяните щеки настолько, насколько это возможно. Нижнюю челюсть опустите вниз, начинайте то открывать, то закрывать рот.

Такие упражнения помогут развить артикуляцию, а также научиться быстро говорить

Важно лишь делать комплекс на регулярной основе и не забывать про скороговорки

Лучшая методика скорочтения для взрослых. Можно ли научиться скорочтению самостоятельно

Почему мы читаем медленно

Всем, кто задаётся вопросом, как развить скорочтение, будет полезно узнать, что же мешает нам читать быстро.

1. Чтение без разбора

Читая, мы обращаем внимание на всё подряд. Для знакомства с главной мыслью мы тратим столько же времени, как на чтение лирических отступлений, не несущих никакой смысловой нагрузки и не содержащих полезную информацию

Как уже говорилось, для экономии времени техника скорочтения подразумевает определение главной мысли и игнорирование «воды» в тексте.

2. Повторение прочитанного. У каждого из нас существует вредная привычка из детства – возвращаться взглядом к уже только что прочитанному предложению. Когда у ребёнка происходит формирование словарного запаса, такие повторения полезны. Но во взрослом возрасте мы делаем это просто по привычке.

3. Чтение про себя. Читая вслух, мы можем делать это быстрее или медленнее в зависимости от темпа чтения и дикции. Когда мы читаем про себя, наш мозг как бы ведёт монолог, «проговаривая» информацию, с которой мы знакомимся. Скорость восприятия текста не может быть выше, чем скорость этого внутреннего монолога. Поэтому, если вы решили освоить метод скорочтения, первым делом нужно «заглушить внутреннего диктора» и научиться воспринимать информацию, не проговаривая её про себя.

4. Поле зрения. Значительно тормозить процесс чтения может узкое поле зрения. Если человек имеет хорошо развитое боковое зрение, он использует его при восприятии текста, что отображается на скорости чтения. Для тех, кто желает освоить скорочтение самостоятельно, упражнения для расширения поля зрения являются обязательными.

5

Рассеянное внимание. Невнимательность может стать проблемой при любой скорости

Неумение концентрироваться на процессе чтения – это основная причина того, что информация не запоминается, в каком бы темпе вы ни читали. Методика скорочтения подразумевает параллельное развитие умения абстрагироваться от внешних раздражителей и сосредотачиваться на тексте.

Развиваем периферическое зрение

Если боковое зрение развито на должном уровне, человек может не тратить время, перемещаясь глазами по одной строчке слева направо, а охватывать её взглядом сразу. Такой способ чтения называется вертикальным. Более того, развив периферическое зрение, с одного взгляда можно прочитать целые абзацы или блоки текста.

На этом этапе в помощь придут таблицы Шульте. На листе изображается квадрат, длина сторон которого составляет 20 см. Он делится на пять горизонтальных строк и пять вертикальных. Таким образом, мы получаем 25 ячеек, в каждую из которых вписываются числа от 1 до 25 в произвольном порядке. Готовый квадрат размещается на уровне глаз (расстояние 25–30 см).

3

8

14

18

10

7

11

21

4

23

13

16

2

24

15

25

22

6

17

19

20

1

12

9

5

Само упражнение заключается в том, чтобы, концентрируясь только на среднем квадрате, используя боковое зрение, найти расположение всех цифр от 1 до 25, а потом в обратном порядке.

Ещё одно упражнение, помогающее достичь той же цели, называется «Треугольник». Нужно выбрать текст и напечатать его таким образом, чтобы каждая строчка была шире предыдущей. Например, в первой строчке одно слово, во второй – два, в третьей — три и так далее. В итоге у нас получается треугольник, состоящий из текста. Читая его, двигайтесь взглядом только сверху вниз. Чтобы увидеть начало и конец длинных строчек, используйте боковое зрение.

Подобные упражнения можно выполнять и в повседневной жизни, не уделяя специального времени для занятий. Например, сидя на работе, сконцентрируйте взгляд на каком-то предмете и постарайтесь увидеть происходящее вокруг. Это одновременно будет и зарядкой для снятия напряжения с глаз, и эффективным методом без усилий развить боковое зрение.

Учимся догадываться

Скорочтение подразумевает выборочное восприятие текста. Чтобы в итоге вы получили целостную полезную информацию, необходимо учиться логике и догадке.

Чтобы выполнять упражнения этого блока, необходим помощник. Сразу нужно выбрать незнакомый текст и распечатать его. Ассистент чёрным маркером затемняет некоторые части текста, а вы, читая его, пытаетесь уловить смысл. Сначала можно выбирать простые тексты для чтения. Но со временем, чтобы тренировать навык, лучше останавливать свой выбор на незнакомых темах и абсолютно новой терминологии. Количество скрытого текста тоже постепенно должно увеличиваться.

Можно взять книгу и вертикальной полоской шириной в 5 см закрыть часть текста, после чего читать оставшуюся часть. Полоску со временем делать шире.

Стоит уделять выполнению этой практики один час 3–4 раза в неделю, и уже через месяц станет развиваться скорочтение. Упражнения по силам каждому, хотя в самом начале могут показаться сложными.

Лучшая методика скорочтения для взрослых. Можно ли научиться скорочтению самостоятельно

Как научиться скорочтению в домашних условиях

Чтобы не перезагружать свой мозг лишней информацией, заведите будильник минут на 20-30. И в это время только читайте, без регрессий, помня об избыточности текста, стараясь увидеть сразу несколько слов и передвигая взгляд быстрее вниз, по диагонали, по прямой, как вам удобнее.

Можно вести по краю книги кончиком карандаша или прижимая указательный палец.

Не отвлекайтесь в это время на телевизор, телефон, электронную почту, пейзаж за окном

Концентрируйте свое внимание на одном чтении. Погружение в содержание книги, сконцентрированное внимание играет важную роль в развитии высокой скорости усвоения информации

Старайтесь запоминать основные моменты, полезные мысли, новые, особенные факты. Если читать очень быстро, но ничего не запоминать, в таком чтении нет никакого смысла.

Для , повторяйте по пять раз упражнения, заучивайте стихотворения, которые вам нравятся

Концентрация, развитие периферийного зрения и память – важные моменты, на которые следует обратить внимание, когда вы тренируете скорочтение в домашних условиях

Самые эффективные методики скорочтения

Виртуальная Школа скорочтения для взрослых Олега Андреева предлагает начать работу над собой с определения личной скорости чтения.

Для этого количество знаков текста следует разделить на время чтения и умножить на коэффициент понимания прочитанной информации. Необходимо взять в руки незнакомую книгу, прочитать одну страницу, с известным количеством знаков. Секундомером измеряют время чтения. При этом 45 секунд равны 0,75.

После этого надо ответить на десять вопросов по тексту. Если вам удалось ответить на 4 вопроса, коэффициент понимания будет равен 0,4. Если ответите на 7 вопросов, коэффициент равен 0,7.

Не стоит огорчаться, если скорость ваша получится не очень высокая. Двести знаков в минуту или 300-400, считается нормой для обычного человека.

Если вы читаете мало и редко, вам нет надобности изучать много учебников, этой скорости вам вполне достаточно. В мире много специальностей – швеи, повара, столяра, кузнеца, которые бывают успешными, счастливыми и без многочисленных книг.

Полезно составить график, на одной оси откладывать скорость чтения, а на другой – номер занятия.

После того, как вы научитесь просматривать текст, не возвращаясь к предыдущим знакам, с целью повторного прочтения, то есть избавитесь от регрессии, перейдем к исправлению темпа.

Обычные обыватели в одном темпе знакомятся с текстом о расходе стирального порошка, работе микроволновки и романом Толстого. Однако каждый текст требует индивидуального подхода. Темп для информации на этикетке мыла и художественного произведения выбирают разный.

Понаблюдайте за собой. Если у вас наблюдается артикуляция, то есть непредвиденная работа языком, ртом, губами, от этого надо учиться избавляться. Это сильно замедляет чтение, как и отсутствие концентрации на процессе.

Итак, следите за собой, старайтесь не бормотать, не шевелить губами, не двигать глазами в противоположном направлении и стараться охватывать сразу несколько слов.

Теперь составьте для себя новый алгоритм чтения незнакомой статьи. Составьте блоки алгоритма чтения:

  • Название текста;
  • Автор;
  • Источник;
  • Какой проблеме посвящена статья;
  • Факты, названия, параметры, приведенные в тексте;
  • Особенности, критика;
  • Новизна.

Заполнив, записав или запомнив эти блоки вы уже получите достаточно много информации о статье. Выделяя особенности и критичные места текста, вы их лучше запоминаете и осознаете. Отмечайте для себя, что нового вы получили от прочтения этой статьи.

Заполняя на занятиях ячейки блоков интегрального алгоритма чтения, вы приучаете себя смотреть на текст обдуманно и по-новому.

В лингвистике существует понятие избыточности текста. Дело в том, что каждый текст содержит слова, несущие полезную информацию и так называемую «Воду». Хорошо научиться отсеивать бесполезные слова от полезных.

Необычный способ чтения отвечает на этот вопрос. Если для себя найти ответы на запросы, прописанные выше, вы получите правильный алгоритм. Затратите энергию мозга при этом лишь на смысловую долю статьи.

Постарайтесь все части нового алгоритма как следует закрепить в своем сознании и подсознании, глубокой памяти. Повторите не меньше 5 раз.

Сформируйте у себя установку, как читать по-новому. Создайте образ в голове, в виде человечка, с названием на шапочке, автором в лице, источником в верхней части корпуса, проблемами в нижней. Человечек твердо опирается ногами на факты и в руках держит два чемодана с особенностями и новизной.

Нарисуйте своей рукой такой простой рисунок, подпишите все части. Один экземпляр такого рисунка поместите у себя на рабочем столе, чтобы он находился постоянно у вас перед глазами. Второй носите всегда с собой, просматривая в свободные минуты, по дороге на работу, в метро, автобусе.

Запомнив новый алгоритм прочно, читайте новые тексты, укладывая его части в знакомые вам блоки. Прочитав статью, надо подумать о ней, прикрыв глаза. Вы увидите в мыслях, все что вы прочли, уже расположилось в нужных клетках образа.

Путем многократного повторения у вас выработается прочная установка о правильном и быстром чтении, с выделением полезной информации. Этот рисунок сотрется из памяти, но останется новая программа умственных действий, более эффективная и полезная для вашей деятельности.

Рисунок для рабочего образа можете выбирать любой, важно, чтобы он был вам понятен и нарисован собственноручно. Упражняясь в новом алгоритме чтения, обводите в книге блоки разноцветными карандашами

Вы увидите, сколько информации полезной, на которую вы обратили внимание и сколько лишней, воды. Понятие избыточности – важный практический нюанс