Тест: какой мой психологический возраст?

Поведение взрослых детей

Часто этот детский страх не справиться с возложенными обязанностями уже во взрослой жизни заставляет человека увиливать от решения поставленных перед ним задач, вследствие чего по различным жизненным сценариям закрепляется клеймо «неудачник» или «ленивец».

При попытке окружающих оказать помощь рождается новый страх — страх быть непонятым, а неспособность к продуктивному общению заставляет их бежать прочь, прекращать общение, терять социальные связи. Но чувство неудовлетворённости собственной жизнью, ее неисполненность даёт о себе знать.

Желание жить полноценной жизнью и неумение ставить перед собой свои цели, находить выход из лабиринта собственных опасений и заблуждений приводит этих людей к самым отчаянным попыткам в определении своего места в жизни. Часто у них ошибка следует за ошибкой, как в личной жизни, так и на работе, и в результате они становятся изгоями.

Неудовлетворённость рождает и страх перед жизнью, и озлобленность, и зависть, которые наружу могут проявляться в различных формах — от лести до грубого хамства. Они любят позу обвинителя. Их память, как хороший банкир, открывает счета на ошибки окружающих. И приходится тащить этим людям огромный чемодан без ручки со своими обидами, с этим досье на всех, дабы иметь возможность сказать каждому «Ты не лучше меня…, ты сам…». С годами содержимое чемодана растет, он тяжелеет, однако редко кто из них осмеливается его выбросить и пойти в свое будущее налегке, без прошлых обид.

Тест: какой мой психологический возраст?

Окружающим трудно понять, что все эти действия и поступки взрослых детей – это своеобразный крик о помощи и протест на их одиночество в толпе. Им, как жаждущим в пустыне, и надо всего-то ничего – искренняя заинтересованность их жизнью. Ведь многие «неудачники» и «ленивцы» талантливы. Только кто согласится стать мудрым и терпящим родителем вот такому взрослому ребенку?

Научиться изымать и работать с собственными страхами самостоятельно трудно. Избавиться от них можно лишь осознав причину, нагнетающую напряжение.

Но всегда любому страху можно противопоставить любовь, чистоту помыслов, искренний интерес и истинность знаний.

В любой ситуации есть выбор, находится и выход, только его необходимо увидеть и правильно понять.

Каждый человек имеет право на свой путь, свое мнение и свою ошибку.опубликовано econet.ru

1.1 Возрастная психология

Возрастная психология — раздел психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики, его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфически возрастными задачами освоения окружающего мира и культуры, которые решаются при помощи формирования новых видов поведения и деятельности.

Составляющими предмета возрастной психологии являются:

— изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти…)

— эволюционные — накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи — от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) — революционные — более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные — связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;

— понятие возраста — определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Возраст или возрастной период — это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) — качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

— закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;

— детство — предмет возрастной психологии по Обуховой — период усиленного развития, изменений и обучения.

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

2. Проблемы современной возрастной психологии

Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;

Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);

Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

— детская психология (от рождения до 17 лет);

— психология взрослых, зрелых возрастов;

— геронтология или психология пожилого возраста.

Социально-психологический возраст

Есть понятие психологического возраста человека. Именно он определяет внешность и поведение, и полностью зависит от процессов головного мозга. Еще в начале XIX века мужчина или женщина в 35–40 лет считались глубокими стариками. Из-за обилия информации и большей занятости человечество в целом стало жить дольше, а значит, пришло время признать перемены в возрастной классификации.

ВОЗ определил новые возрастные границы: сегодня молодость длится от 25 до 44 лет. Так что в 40 женщины еще девушки, а не второй сорт, как многие любят пошутить. Далее от 44 до 60 лет современный человек пребывает в среднем возрасте, от 60 до 75 лет — в пожилом, и только в возрасте 75–90 лет наступает старость. Тех, кому больше 90 лет, называют долгожителями.

Но всё же не всем удается сохранить молодое тело и лицо в те же 40 лет, а уж тем более в 50 и 60. Оставаться молодыми душой и телом в зрелом возрасте в первую очередь мешает наша психология, внутренние установки и отношение к жизни. От них зависит и внешняя красота. Основная гипотеза, на исследования в области которой потрачены миллиарды долларов, гласит: скорость нашего старения зависит именно от мозга.

Это легко доказывается. В начале жизни наш мозг очень занят познанием мира, себя, наполнением знаний и различными выводами. Следовательно, весь организм включен в эти процессы и работает на пределе возможностей. Но как только мир становится неинтересен, как только ты перестаешь познавать, расширять свои компетенции, обучаться, тут же начинается старость. Твой мозг и организм больше не работают активно. Кстати, отсюда же различные болезни по типу Альцгеймера.

‡агрузка…

Психологическое старение важно вовремя заметить. Есть 3 основных его показателя

Маркеры психологической старости

  1. Отношение ко времени
    Как только у тебя появляется ощущение того, что все лучшие события в твоей жизни уже были, а для чего-то еще уже время прошло, то ты начала стареть. Психологически старый человек живет воспоминаниями, молодой — планами. Пессимизм, чувство безнадежности, отсутствие планов, бесконечное перемалывание воспоминаний — всё это показатели психологической старости и катализаторы биологической.

    Не зря ведь в Америке люди после 60 лет поступают в институты, ходят на различные курсы. Всё новое способствует работе мозга и оптимистичному настрою. А значит — молодости.

  2. Ограничения
    Психологическая старость напрямую связана с жалостью к себе: «В свои 50 я уже не могу делать то, что делала в 20 лет. Я уже не позволю себе делать сальто или так и не прыгну с парашютом». С возрастом, понятное дело, мы ставим себе всё больше ограничений, что связано с физическими данными и ответственностью (дети, сотрудники).

    Но с каждым периодом жизни открываются новые возможности. Если трудно делать что-то физически, можно начать больше развивать творческие способности.

    Учи новые языки, занимайся пешим туризмом, посещай новые страны, организовывай разные мероприятия. И многие 20-летние не смогут составить тебе конкуренцию. Не ограничивай себя, а ищи возможности.

  3. Эмоциональная стабильность
    Современной наукой и тысячелетней мудростью доказано, что благодарные и счастливые люди живут дольше и выглядят красивее. Стабильная психика — залог молодости. Человек, который умеет спокойно адаптироваться к переменам и проходит трудности, не принимать всё слишком близко к сердцу и не зацикливаться на проблеме, всегда будет более молодым.

    У жизнерадостных людей по-другому образуются лицевые складки, у них меньше старческих морщин и они более притягательны внешне.

    Видеть хорошее, иметь чувство юмора и благодарить жизнь за каждый прожитый день — залог психологической молодости. Это связано с целым рядом гормональных и нейрохимических процессов, которые происходят в мозгу.

Развивайся, радуйся несмотря ни на что, а главное, не привязывайся к году рождения в паспорте! Многие люди перестают работать над собой лишь потому, что в 50, например, так не положено делать или поздно уже. Это твоя жизнь, твои эмоции, твое тело в конце концов. Никто не имеет права тебя в чём-то упрекать.

Фото на превью depositphotos.

‡агрузка…

Редакция «Так Просто!»
Это настоящая творческая лаборатория! Команда истинных единомышленников, каждый из которых специалист в своем деле, объединенных общей целью: помогать людям. Мы создаем материалы, которыми действительно стоит делиться, а источником неиссякаемого вдохновения служат для нас любимые читатели!

Что делать, если тест показал пожилой психологический возраст?

Если по паспорту вы – молоды, а в душе – стары, это нельзя оставлять без внимания. Преждевременная психологическая старость опасна, ведь она:

  • провоцирует различные заболевания;
  • вгоняет в депрессию;
  • ухудшает внешний вид;
  • осложняет отношения с окружающими;
  • лишает радости в жизни.

Если вы хотите избежать всего этого, работайте над собой.

Есть способы омолодить свой психологический век:

  1. Оптимизм.

    Да, как не трудно, но нужно пытаться с оптимизмом смотреть на этот мир. Искать позитив даже в мелочах. Не опускать руки в трудные жизненные периоды.

  2. Любовь.

    Если пока не получается найти свою вторую половинку, направьте свою любовь на другое: помощь людям, домашнее животное, друзей, родителей и т.д. Но самое главное – полюбите жизнь.

  3. Забота о себе.

    Речь идет о:

    • внешности, за которой нужно тщательно ухаживать, чтобы выглядеть моложе;
    • здоровье – о нем нужно заботиться при помощи правильного питания, регулярных визитов к доктору, отдыху;
    • исполнении своих желаний – нельзя лишь отдавать все другим, нужно и о себе не забывать.
  4. Планы.

    Не зацикливайтесь на прошлом. Стройте далеко идущие планы. Ставьте перед собой цели и добивайтесь их реализации.

  5. Нагрузки.

    Умеренные физические нагрузки в виде регулярных занятий спортом полезны телу. А вот умственные не позволяют вашему мозгу стареть. Кроссворды, головоломки, чтение, поглощение новой информации омолаживает человека.

Тест на психологический возраст не должен становиться для вас приговором. Можно «помолодеть», если очень захотеть этого.

Тест на психологический возраст

Вопрос № 1:


Какой спектр цветов для вас самый приятный?

A- черный, серый, коричневый;

B- голубой, розовый, цветной;

C- синий, зеленый, желтый;

D- бежевый, кремовый, мятный.

Баллы:


A- 20


B- 40


C- 30


D- 10

Вопрос № 2:


Выберите самый подходящий тип питания:

A- морепродукты;

B- еда на вынос;

C- фастфуд (McDonalds);

D- супы.

Баллы:


A- 10


B- 30


C- 40


D- 20.

Вопрос № 3:


Теперь подберите к еде любимый напиток:

A- легкие напитки: лимонад, Cola, Fanta;

B- пиво;

C- красное вино;

D- фруктовый сок.

Баллы:


A- 40


B- 20


C- 10


D- 30

Вопрос № 4:


Вы включаете телевизор, что из предложенного вы будете смотреть?

A- документальное кино;

B- мультфильмы;

C- комедии;

D- драма или триллер.

Баллы:


A- 10


B- 40


C- 30


D- 20

Вопрос № 5:


Ваше отношение к сладкому?

A- обожаю!

B- нормальное;

C- сладкое это для детей;

D- это вредно, поэтому стараюсь не злоупотреблять им.

Баллы:


A- 40


B- 30


C- 20


D- 10

Вопрос № 6:


Ваше мнение о Twitter (Facebook)?

A- соцсети полезные;

B- пустая трата времени;

C- необходимость, не могу без них жить;

D- сложно сказать.

Баллы:


A- 30


B- 20


C- 40


D- 10

Вопрос № 7:


Ваше мнение насчет смартфона?

A- я считаю, это полезная вещь;

B- абсолютная необходимость в наше время;

C- затрудняюсь ответить;

D- ненужная и дорогая вещь.

Баллы:


A- 30


B- 40


C- 10


D- 20

Вопрос № 8:


Как вам нравится отмечать свой день рождения?

A- отмечать день рождения –это для детей;

B- просто пообедать с семьёй;

C- веселиться и отмечать со своими друзьями;

D- праздничные игры и праздничный торт со свечами.

Баллы:

A- 10

B- 20

C- 30

D- 40

Вопрос № 9:


Ваше отношение к классической музыке?

A- она расслабляет;

B- ненавижу её!

C- обожаю её!

D- нормальное.

Баллы:


A- 20


B- 40


C- 10


D- 30

Вопрос № 10:


Как бы выглядело ваше идеальное путешествие?

A- посещение Дисней Лэнда;

B- пляж, Гавайи, Испания и т.д.;

C- тур Нью-Йорк, Италия и т.д.;

D- изучение новых культур.

Баллы:


A- 40


B- 30


C- 20


D- 10

Результаты:

От 350 до 400 баллов:


Ваш психологический возраст 4-9 года.

Это значит, что вы обладаете той непосредственностью, которая свойственна маленьким детям. Вы умеете радоваться и наслаждаться простыми радостями жизни и смотреть на мир чистыми детскими глазами.

От 300 до 340 баллов:


Ваш психологический возраст 9-16 лет.

Ваш психологический возраст – возраст незрелого подростка. Это значит, что иногда вы протестуете против существующих норм и реагируете на что-то слишком эмоционально.

Вы обладаете очень озорным характером, свойственным многим тинэйджерам.

От 250 до 290 баллов:


Ваш психологический возраст 16-21 год.

Вы знаете, когда нужно поступать как взрослая зрелая личность, а когда веселиться и отдыхать, как ребенок.

Когда того требует ситуация, вы становитесь серьезным и ответственно подходите к выполнению задания. Но иногда вы являетесь сущим ребенком и позволяете себе капризничать и поступать по-детски непосредственно.

От 200-240 баллов:


Ваш психологический возраст 21-29 лет.

Ваш психологический возраст –возраст молодого, но уже взрослого человека. Большую часть времени вы ведете себя, как зрелая личность и знаете, как поступать серьезно и обдуманно.

Вы умный, ответственный и глубоко сознательный человек.

От 150 до 190 баллов:


Ваш психологический возраст 29-55 лет.

Ваш возраст –это возраст зрелого взрослого человека. Вы достойная личность, которая ведет себя всегда очень достойно, строго и немного сдержанно.

Вашим величественным манерам можно позавидовать.

От 100 до 140 баллов:


Ваш психологический возраст 55+

1.3 Периодизация развития в отечественной и зарубежной психологии

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.

Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:

I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):

0-3 года раннее детство

3-5 лет дошкольный возраст

6-12 лет начальное школьное образование

12-16 лет обучение в средней школе

17 и старше высшее или университетское образование

2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов.

0-8 мес. — 2,5 года — беззубое детство

2,5 — 6,5. лет — детство молочных зубов

6,5 и старше — детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)

II. Для второй группы характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.

1) Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.

0 — 1год оральная стадия (эрогенная зона — слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши — собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного «Оно» формируется «Я» ).

1 — 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция — «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3 — 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».

5 — 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

12 — 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначала формируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально — логических операций.

Основной критерий — интеллект.

— от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).

Психологический возраст: что это такое и зачем нужен тест?

От многих людей можно услышать: «Я стар душою», «Я ощущаю себя на 70 лет, хотя мне всего 40» и подобное

Некоторые просто пытаются привлечь к себе внимание, но есть и те, что действительно преждевременно постарели психологически

При этом нередко мы встречаем бодрых старичков, которые, выйдя на пенсию, только начинают жить по-настоящему: находят время на спорт, путешествия, хобби, реализовывают свои мечты, пробуют что-то новенькое.

А вот ситуация, когда паспортный и психологический возраст совпадают, – редкость.

Что же такое психологический возраст? Если объяснять предельно просто: это возраст, на который вы себя ощущаете внутренне.

Есть 4 основных компонента возраста, который называют психологическим:

  1. Активность.

    Она зависит от того, насколько интенсивно вам хочется:

    • добиваться поставленных целей;
    • участвовать в общественных инициативах и т.д.
  2. Внешность.

    Многие выглядят моложе своего реального возраста не только потому, что тщательно ухаживают за собой. Но еще и от того, что с позитивом относятся к жизни. Улыбка на их лице позволяет забыть о морщинах.

  3. Самооценка.

    Большинство людей способны реально оценить:

    • чего уже добились и чего смогут добиться в дальнейшем;
    • на какой возраст они себя ощущают;
    • больше склонны к оптимизму или пессимизму;
    • убеждены ли, что все лучшее осталось в прошлом или верят в светлое будущее и т. под.
  4. Хобби.

    Увлечения могут многое сказать о возрасте человека. Например, вязание, садоводство или игра в шахматы во дворе на лавочке – удел людей старшего возраста. Молодежь же предпочитает более активные развлечения.

1.2 Понятие возраста в психологии

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

2) Биологический возраст — совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

3) Психологический возраст — определенный уровень развития психики, в который включается:

а) умственный возраст

Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ — интеллектуальный коэффициент:

умственный возраст x 100%

IQ = хронологический возраст

б) социальная зрелость — SQ — социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)

в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Биография автора теста

Сергей Сергеевич Степанов — известный российский психолог, писатель, доцент Московского городского психолого-педагогического университета, является разработчиком теста на определение психологического возраста.

Тест: какой мой психологический возраст?

Поступил на психологический факультет МГУ и после окончания обучения там же начал свою карьеру психолога. В период с 1984 по 1997 годы работал в издательстве «Большая Российская Энциклопедия» в качестве научного редактора и является автором множества статей по различным направлениям психологии. Активно занимался переводами на русский язык книг таких известных психологов, как А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Ю. Айзенк, П. Экман, Ф. Зимбардо.

К 2012 г. было опубликовано уже более 30 книг, в том числе и книга Психологические тесты (2002 год), где был опубликован тест на психологический возраст.

Как же получается так, что вырастая, мы ухитряемся не взрослеть?

Причин для такого итога, как всегда множество. Например, если вам довелось родиться и воспитываться в семье, где слишком тревожная мама, бабушка, то у вас большой шанс вырасти несамостоятельным, т.е. не вырасти. В таких семьях обычно можно услышать «Давай я пойду с тобой, а то ты у меня еще маленький, вдруг сам не справишься! Вдруг ты заблудишься, что-то напутаешь, неправильными словами попросишь. Вдруг обидит кто, напугает». И как тут не научиться не доверять себе, всего и всех бояться, обижаться на многое.

Или другой пример, в вашей семье завелся контролирующий родитель или не умеющий уважительно ждать родитель-перфекционист, который требует идеального исполнения чего-либо с первого раза, а если не получается с первого, то звучит сакраментальное: «Отойди, сам(а) сделаю, так быстрее получится», а потом вдогонку «Ничего сам сделать не можешь!». И ребенок отходит раз, другой, третий, так вот и не научается ничему. Или «Ты это (поделку, рисунок, уроки, проект) не забыл сделать? Собирайся, тебе пора, а то в школу (институт, на работу) опоздаешь!», так ребенок учится не брать на себя ответственность.

Правда, и в этих семьях время от времени устают, вспоминают и говорят: «Ты уже большой, пора бы тебе самому!» Но при этом имеют в виду только то, что роста в тебе под метр семьдесят (плюс-минус), у тебя большие руки, ноги, тело, голова, может быть и бреешься давно по утрам, но это относится лишь к физическим размерам, а не психологической взрослости.